Что означает мелодия в музыке

Мелодия

Совокупность мелодий, обладающих любым типологическим родством, в теории нередко именуют словом «мелос» (см., например, Роды мелоса).

Содержание

Определения

1. В словаре Брокгауза-Ефрона: Мелодия (от др.-греч. μέλος — пение, mélodie — франц., нем., melodia — итал.) — певучее последование звуков, принадлежащих к какой-нибудь гамме или ладу. В М. допускаются неотдаленные модуляции, но преобладание главного лада необходимо. Кроме того, М. должна иметь симметрическое настроение и определенный ритм. М., как музыкальная мысль, должна быть закончена тонально и ритмически, то есть иметь каденцию в конце. М., состоящая не из равномерных протяжных нот, а из нот разной длительности, заключает в себе мотив, то есть известную ритмическую фигуру, которая повторяется в первоначальном или измененном виде и составляет рисунок М. Мелодия музыкальной пьесы, выполняемая голосом, называется кантиленой. М. имеет формы предложения, или периода, или коленного склада (см. Формы). М., не имеющая строго ритмической симметричной формы мотива, называется речитативом. В обширном сочинении М., имеющая преобладающее значение, называется главной, другие же, менее значительные, — второстепенными. Всего чаще М. помещается в верхнем голосе, но встречается и в среднем, и в нижнем. М. составляет главный элемент в музыке; без неё не обходилось и не обходится ни одно музыкальное сочинение, носящее на себе печать дарования, будь оно безыскусственным продуктом народа или плодом сознательного творчества. Для слушателя музыка без M. — то же, что картина без рисунка. Мелодист — композитор, богато одаренный мелодическим талантом, а также любитель М.

2. Распространённое метафорическое определение: Мелодия — одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. П. Шишову, 1927). Под этим понимается прежде всего выражение посредством изменения высоты звука во времени (мелодического движения). Мелодия непосредственно связана с ритмом, однако условно область мелодии и ритма разделяются так, что к мелодии относится изменение звука по высоте, а к ритму организация звуков во времени по длительности и акценту.

Античное учение о мелодии

По Аристиду Квинтилиану в мелодии выделяются

Античные документы реферируют мелодию только как композиционно-техническое целое. Вопрос о единстве лада (неотъемлемое свойство мелодии в позднейшем смысле) в сохранившихся теоретических трактатах греков и римлян не рассматривается.

Направление мелодического движения

Мелодическое движение в своем развитии принимает разнообразные формы. Рисунок мелодического движения складывается из его различных направлений. Основные из них:

Здесь следует указать, что первые три направления движения могут быть: постепенными, по интервалам (скачками) или смешанными. Волнообразное движение может происходить в пределах сравнительно небольшого диапазона или же с постепенным восхождением, или постепенным нисхождением. В последних случаях мелодическая линия носит форму повторяющегося мотива на разных ступенях гаммы — такой мелодический рисунок называется секвенцией. Высшая точка мелодии, или вершина, при условии совпадения её с наибольшим динамическим напряжением, называется кульминацией. Расстояние между крайними по высоте звуками мелодии называется диапазоном мелодического движения.

Мелодия и форма

Мелодия, как и речь, не течет непрерывно, а делится на части. Части мелодии называются построениями; они бывают различные по продолжительности. Граница между построениями называется цезурой. Отдельные построения отличаются друг от друга степенью законченности музыкальной мысли. Музыкальное построение, выражающее законченную музыкальную мысль, называется периодом.

Простейший тип периода состоит из восьми тактов. Период делится на две части, которые называются предложениями. Окончание музыкального построения называется каденцией. Если в периоде при окончании сохраняется начальная тональность, он называется однотональным. Период, в котором к моменту его окончания произошла модуляция, называется модулирующим периодом.

Источник

Значение слова «мелодия»

Что означает мелодия в музыке. Смотреть фото Что означает мелодия в музыке. Смотреть картинку Что означает мелодия в музыке. Картинка про Что означает мелодия в музыке. Фото Что означает мелодия в музыке

2. Музыкальность, мелодичность; благозвучие. И голос твой мне слышался впотьмах, Исполненный мелодии и ласки. Н. Некрасов, Мать.

[От греч. μελωδία — напев, песня]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Совокупность мелодий, обладающих любым типологическим родством, в теории нередко именуют словом «мелос» (см., например, Роды мелоса).

МЕЛО’ДИЯ, и, ж. [греч. melōdia] (муз.). 1. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев. 2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты. М. речи.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

мело́дия

1. одноголосно выраженная музыкальная мысль; благозвучная последовательность звуков (как правило, однородных по тембру, но разных по тону), образующая определённое музыкальное единство, воспринимаемая как единое произведение

2. постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты

3. один (в монодии единственный) голос музыкальной фактуры, трактуемый в теории музыки и непосредственно воспринимаемый слухом как композиционно-техническое и ладовое целое

4. редк. голос многоголосной фактуры, безотносительно к композиционно-техническому и ладовому осмыслению многоголосного целого

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает мелодия в музыке. Смотреть фото Что означает мелодия в музыке. Смотреть картинку Что означает мелодия в музыке. Картинка про Что означает мелодия в музыке. Фото Что означает мелодия в музыкеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: обнажить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Значение слова мелодия

Словарь Ушакова

мел о дия, мелодии, жен. (греч. melodia) (муз.).

1. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев.

2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты. Мелодия речи.

Словарь музыкальных терминов

(от гр. melodia — песня, пение) — одноголосное выражение образно-поэтического содержания музыкальной мысли. Мелодия — «самая существенная сторона музыки» (С. Прокофьев). «Дело других компонентов музыки — гармонии, инструментовки, контрапункта — дополнять, дорисовывать мелодическую мысль» (М. Глинка). Мелодия может существовать и оказывать художественное воздействие в одноголосии, в соединении с другими голосами (полифония) или с сопровождением (гомофония). Через мелодию выявляют свои возможности лад, ритм, метр, музыкальная форма, другие элементы музыки. Мелодия — это важнейшее выразительное средство музыки.

Существуют и частные значения термина мелодия:

1. Мелодия — последовательный ряд звуков, объединенных определенными отношениями высоты, длительности и силы на основе лада, метра в противоположность гармонии как объединению звуков в одновременности.

2. Мелодия — в гомофонном письме — главный голос, представляющий собой средоточие певучести, связанности и осмысленности.

3. Мелодия — смысловое и образное единство, концентрация музыкальной выразительности, музыкальная мысль. Тип мелодии ярко характеризует стиль, жанр, музыкального произведения, его национальный колорит.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

* Мелодическое исполнение. Мелодичная песня. *

Москва. Энциклопедический справочник

Государственная фирма (Тверской бульвар, 24), старейшее из ныне существующих в России предприятий звуковой индустрии, производящее и распространяющее фонограммы (музыкальные — всех видов и жанров, а также детские, литературные и прочие) на компакт-дисках, аудиокассетах, грампластинках. Основана в 1964 под названием Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия»; объединила ранее существовавшие всесоюзную и периферийные студии грамзаписи, заводы по производству грампластинок и оптовые торговые базы.

«Мелодия» ведёт своё происхождение от Грампласттреста Наркомата тяжёлой промышленности (создан в 1933), где были объединены Фабрика звукозаписи (студийный комплекс на Кузнецком мосту) и подмосковные заводы по производству грампластинок в Апрелевке и Ногинске. Управление треста помещалось на улице Разина (ныне улица Варварка). Для записей арендовался Октябрьский зал Дома Союзов, где 21 декабря 1933 была записана первая фонограмма.

В 1938 на Малой Никитской улице был открыт Дом звукозаписи (д. 24), куда перевели студийные структуры из Октябрьского зала и с Кузнецкого моста, а также Институт звукозаписи. В 1939 Институт стал называться Всесоюзный НИИ телевидения и радиовещания (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт телевидения и радиовещания (ВНИИТР)). Студии стали работать и на грампромышленность, и для Радиокомитета; создавалась единая фонотека. Осенью 1941 Фабрика звукозаписи и ВНИИТР были эвакуированы в Куйбышев; в помещении Дома звукозаписи в Москве осталась группа специалистов для работы в Комитете по радиовещанию, которая производила записи для вещания за рубеж. Осенью 1942 было возобновлено производство, а по возвращении из эвакуации (1943) продолжалась работа по записи пластинок. В 1957 Фабрика звукозаписи была преобразована во Всесоюзную студию грамзаписи (ВСГ), подчинённую Министерству культуры СССР. Гальванический и опытный прессовый цехи ВСГ в 1958 переведены в помещения упразднённого производства Техпром в Химках (ныне МОЗГ — Московский опытный завод грамзаписи, отделённый от ВСГ в 1978). С 1989 «Мелодия» ведёт самостоятельную экспортную политику. В 1990-х гг. в процессе демонополизации большая часть структур «Мелодии» либо обрела самостоятельность, либо была упразднена. Тем не менее «Мелодия» остаётся крупнейшим предприятием звуковой индустрии в России.

Источник

Что такое мелодия в музыке: Все, что вам нужно знать

Что означает мелодия в музыке. Смотреть фото Что означает мелодия в музыке. Смотреть картинку Что означает мелодия в музыке. Картинка про Что означает мелодия в музыке. Фото Что означает мелодия в музыке Что означает мелодия в музыке. Смотреть фото Что означает мелодия в музыке. Смотреть картинку Что означает мелодия в музыке. Картинка про Что означает мелодия в музыке. Фото Что означает мелодия в музыке

К счастью, в этой статье мы ответим на все ваши животрепещущие вопросы, такие как «Что такое мелодия в музыке?», «Как работают мелодии в музыке?», и поможем вам определить ключевые мелодии на протяжении всей истории, начиная с любого места и заканчивая классической и поп-музыкой. Давайте погрузимся в это!

Что такое мелодия?

В самом простом виде определение мелодии сводится к последовательности музыкальных нот, сыгранных в определенном порядке, называемой музыкальной фазой или мелодической фразой. Все, что создает отдельные музыкальные ноты, может создать мелодию. Мелодии могут состоять из одной и той же, единственной ноты, сыгранной несколько раз, или из нескольких нот, обычно в рамках какой-либо шкалы, о чем речь пойдет ниже.

Например, когда вы поете или играете песню «С днем рождения», это все та же мелодия. То, как поются основные фразы в «happy birthday», остается неизменным, поскольку мелодическая линия передается от одного человека к другому.

Что означает мелодия в музыке. Смотреть фото Что означает мелодия в музыке. Смотреть картинку Что означает мелодия в музыке. Картинка про Что означает мелодия в музыке. Фото Что означает мелодия в музыке

Мелодии обычно выделяются из остальной части произведения, предлагая новые идеи музыкальной композиции. Например, когда группа исполняет песню, барабаны, басовые партии и бэк-пианино будут более или менее продолжать играть похожие партии на протяжении всей песни в соответствии с аккордовой прогрессией. Вокалист, с другой стороны, берет на себя ответственность за мелодию.

Вокалист может использовать одни и те же ноты из аккордовой прогрессии, но его партия естественно выделяется на фоне остального инструментального сопровождения, поскольку его вокальная мелодия постоянно вносит новые мелодические фразы в музыкальное произведение. Слушателю легче воспринимать мелодию, поскольку она выделяется среди остальных аккордов и инструментов, звучащих в данный момент.

Элементы мелодии

Из чего же состоит мелодия? В музыкальных композициях к центральным компонентам мелодической фразы можно отнести следующие:

Pitch

Мелодия состоит из нескольких нот звуков. Мелодия может состоять всего из нескольких нот, но при этом «работать». Одним из хороших примеров является «One Note Samba»:

Контур

Контур или форма мелодии не требует пояснений. Буквально, это форма последовательности нот или мелодии в музыкальном произведении. Вы можете увидеть определенные дуги при написании мелодических фраз на нотах.

Некоторые мелодии делают большие скачки от одной ноты к другой, в то время как другие движутся по нотному листу ступенчато. Композиторы намеренно продумывают форму мелодических фраз, чтобы создать различные чувства и создать энергию на протяжении всей песни.

Диапазон

Мелодический диапазон означает расстояние между самыми низкими и самыми высокими тонами в мелодии. Диапазон ограничивает музыкантов, которые могут исполнить или иногда сыграть определенную мелодию. Узкий диапазон проще для исполнения, в то время как более широкий диапазон может быть более трудным, но потенциально более интересным для слушателя как более сложная мелодия.

Интервалы

Интервалы означают расстояние между определенными типами тонов или нот в музыкальной шкале. Как правило, интервал классифицируется по отношению ноты к первой ноте в определенном ключе, иначе тонике. Это расстояние обычно измеряется в полутонах. Некоторые из наиболее распространенных интервалов следующие:

Унисон

Эти ноты играются на одной высоте тона без расстояния друг от друга.

Малая 2-я

Эта нота находится на 1 полутон выше тоники (или первой ноты) гаммы.

2-й майор

Эта нота находится на 2 полутона выше тоники (или первой ноты) гаммы.

Минор 3-й

Эта нота находится на 3 полутона выше тоники (или первой ноты) гаммы.

3-й мажор

Эта нота находится на 4 полутона выше тоники (или первой ноты) гаммы.

Идеальный 4-й

Эта нота находится на 5 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.

Дополненная 4-я или Уменьшенная 5-я

Эта нота находится на 6 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.

Идеал 5

Эта нота находится на 7 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.

Минор 6-й

Эта нота находится на 8 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.

Шестой мажор

Эта нота находится на 9 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.

Минорный 7-й

Эта нота находится на 10 полутонов выше тоники (или первой ноты) шкалы.

7-й мажор

Эта нота находится на 11 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.

Октава

Эта нота находится на 12 полутонов выше тоники (или первой ноты) шкалы. Это та же нота, что и тоника, сыгранная выше или ниже опорной ноты.

При написании мелодии бывает полезно помнить об интервалах, чтобы найти проверенные способы перехода между нотами.

Что означает мелодия в музыке. Смотреть фото Что означает мелодия в музыке. Смотреть картинку Что означает мелодия в музыке. Картинка про Что означает мелодия в музыке. Фото Что означает мелодия в музыке

Структура

Это относится к тому, как строится мелодия. Если это лирическая мелодия, мелодическая линия может быть построена вокруг текста или фразы. Другие мелодии могут строиться вокруг определенного ритма или паттерна в музыкальном произведении.

Масштаб

Мотив

Хотя мотивы обычно представляют собой небольшие коллекции повторяющихся нот, музыкальной темой может считаться более крупный повторяющийся раздел или мелодическая идея.

Фразы

Таким образом, фазировка говорит о количестве слов и тонов в мелодии. Нередко в популярной музыке припев состоит из четырех фраз или фразы завершаются в конце такта. Фразы помогают популярной музыке соблюдать каданс. Группа фраз часто содержит или повторяет одну и ту же или похожие мелодии.

Ритм говорит о том, как вы выражаете определенную мелодию. Существует множество различных способов артикуляции одного и того же набора нот. Ритм может сказать вам, на какой ноте играется ваша мелодия и что звучит между нотами в вашей мелодии.

Мелодия и гармония: В чем разница?

Мелодии и гармонии часто путают друг с другом, хотя на самом деле это совершенно разные вещи. Самое большое различие заключается в том, что мелодии существуют сами по себе. Гармонии играются в связи с определенной мелодией, обычно с определенным рисунком интервалов, чтобы создать звуковую приятную комбинацию нот.

Гармонию также можно назвать встречной мелодией. Как правило, гармонии поддерживают оригинальную мелодию, не отвлекая слишком много внимания от основной мелодической фразы. Гармония может быть выше или ниже по тональности, чем мелодия.

Что означает мелодия в музыке. Смотреть фото Что означает мелодия в музыке. Смотреть картинку Что означает мелодия в музыке. Картинка про Что означает мелодия в музыке. Фото Что означает мелодия в музыке

Типы мелодий

Когда речь идет о современной и классической музыке, большинство мелодий классифицируются по тому, как питчи соотносятся друг с другом по направлению. Вы можете описать движение мелодий с помощью терминов «восходящий» и «нисходящий».

Восходящий

Восходящая мелодия относится к разделу питчей, в котором каждый питч повышается по тону и частоте.

Спуск

Нисходящая мелодия понижает высоту тона на протяжении всей мелодической фразы.

Мелодичное движение

Мелодическое движение говорит о том, как строка нот или мелодии движется на протяжении определенной фразы. Перетекает ли одна нота в соседнюю? Или инструменталист перескакивает с одного большого интервала на другой? Эти два типа движения называются конъюнктивным и дизъюнктивным мелодическим движением.

Конъюнкция

Дизъюнкт

Дизъюнктивное движение характеризуется большими пропусками по всей мелодии, часто делая большие интервалы, проскакивающие мимо соседних нот. Отличные примеры дизъюнктивного движения можно найти в исполнении «Звездно-полосатого знамени», которое может быть сложным для начинающих музыкантов и вокалистов, поскольку в нем много мелодических пропусков.

Смешать

Помимо этих более общих типов, вы также найдете более специфические формы мелодического движения, когда две мелодии исполняются одновременно:

Параллельно

Похожие

Против

Облик

История мелодий в музыке

Музыка у нас в крови. История музыки насчитывает не менее 35 000 лет, но некоторые эксперты считают, что мы поем так давно, как только научились говорить. Неудивительно, что мелодии передавались из поколения в поколение задолго до того, как они были задокументированы.

Тем не менее, одна из древнейших задокументированных мелодий известна как хурритский гимн №6, который звучит следующим образом:

Мелодия была найдена на глиняных фрагментах, написанных где-то в 14 веке до нашей эры. Скорее всего, эта мелодия исполнялась на лире и арфе.

В нашей мелодической истории, очевидно, много пробелов, но мы можем увидеть истоки другого мелодического стиля в греческом произведении под названием «Эпитафия Сейкилоса», которое, скорее всего, исполнялось на лире:

В классической музыке мы начинаем видеть больше вариаций, особенно в песнях, которые становятся более жизнерадостными с появлением клавесина. Мы можем начать видеть мелодические вариации, когда мелодия все дальше отходит от инструментального сопровождения с появлением классических музыкальных произведений, исполняемых такими композиторами, как Моцарт:

Со временем музыка превратилась в различные жанры, включая блюграсс, джаз, рок, диско, R&B, хип-хоп, фолк, ду-воп, и этот список продолжает пополняться и сегодня. Мелодии в рамках конкретных жанров могут больше других тяготеть к определенным масштабным структурам, но ограничений в построении мелодий не существует.

Мелодия в современной музыке

Сегодня существуют бесконечные возможности мелодий в том виде, в котором мы их знаем. Если вы посмотрите на популярные хит-парады, то обнаружите и разреженные ноты, и упрощенные мелодии, и не менее сложные мелодии с широким диапазоном, хорошо любимые одними и теми же людьми.

Источник

Что такое Мелодия

Значение слова Мелодия по Ефремовой:

Мелодия — 1. Благозвучная последовательность звуков, образующая определенное музыкальное единство. напев.
2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты.

Мелодия в Энциклопедическом словаре:

Мелодия — (от греч. melodia — пение — напев, песня), одноголосно выраженнаямузыкальная мысль, основной элемент музыки. Мелодия — ряд звуков,организованных ладово-интонационно, ритмически и образующих определеннуюструктуру. Специфический компонент мелодии — звуковысотная линия.

фирма звукозаписи. Основана в 1964, Москва. Записывает ираспространяет преимущественно классическую музыку, компакт-диски,кассеты, грампластинки.

Значение слова Мелодия по словарю синонимов:

Значение слова Мелодия по словарю Ушакова:

МЕЛОДИЯ
мелодии, ж. (греч. melodia) (муз.). 1. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев. 2. Постепенное движение голоса вверх и вниз по звукам различной высоты. Мелодия речи.

Значение слова Мелодия по словарю Даля:

Значение слова Мелодия по словарю Брокгауза и Ефрона:

Мелодия (от греч. melos — пение, m &eacute.lodie — франц., нем., melodia — итал.) — певучее последование звуков, принадлежащих к какой-нибудь гамме или ладу. В М. допускаются неотдаленные модуляции, но преобладание главного лада необходимо. Кроме того, М. должна иметь симметрическое настроение и определенный ритм. М., как музыкальная мысль, должна быть закончена тонально и ритмически, т. е. иметь каденцию в конце. М., состоящая не из равномерных протяжных нот, а из нот разной длительности, заключает в себе мотив, т. е. известную ритмическую фигуру, которая повторяется в первоначальном или измененном виде и составляет рисунок М. Мелодия музыкальной пьесы, выполняемая голосом, называется кантиленой. М. имеет формы предложения, или периода, или коленного склада (см. Формы). М., не имеющая строго ритмической симметричной формы мотива, называется речитативом. В обширном сочинении М., имеющая преобладающее значение, называется главной, другие же, менее значительные, — второстепенными. Всего чаще М. помещается в верхнем голосе, но встречается и в среднем, и в нижнем. М. составляет главный элемент в музыке. без нее не обходилось и не обходится ни одно музыкальное сочинение, носящее на себе печать дарования, будь оно безыскусственным продуктом народа или плодом сознательного творчества. Для слушателя музыка без M. — то же, что картина без рисунка. Мелодист — композитор, богато одаренный мелодическим талантом, а также любитель М. Н. С.

Определение слова «Мелодия» по БСЭ:

Мелодия — Мелодия (от греч. melodнa — пение, напев, песня, мелодия)
одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). М. — «самая существенная сторона музыки» (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразительный эффект многих других. Основные значения термина: последовательный ряд звуков, связанных между собой в единое целое (М. — линия, в противоположность гармонии, аккорду как объединению звуков в одновременности). главный голос (например, в выражениях: «М. и сопровождение», «М. и бас»).
смысловая и образная цельность, средоточие музыкальной выразительности (собственно М. — «музыкальная мысль»).
М. сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением (например, в танце). Подобно речи, М. представляет собой обращение к слушателю с целью воздействия на него, оперирует звуковым материалом. выразительность М. опирается на определённый эмоциональный тонус, на такие общие с речью средства, как высота звука, ритм, громкость, темп, тембровые нюансы и т.д., а также на динамику их изменений.
«Речевая и чисто музыкальная интонация — ветви одного звукового потока» (Б. В. Асафьев). Однако в отличие от речи М. оперирует ступенчато расположенными тонами определённой высоты, музыкальными интервалами. мелодические звуки имеют ладовую и особого рода ритмическую организацию.
М. — многосоставный элемент музыки. Главенствующее положение М. среди др. элементов объясняется возможностью концентрировать в мелодической линии действие лада, гармонии, метра, ритма, логических связей между частями композиции и т.д. Весь этот богатый комплекс элементов музыки в одноголосном выражении и воспринимается как М. Наиболее специфический компонент М. — мелодическая линия. Подъёмы и спады в мелодической линии могут рассматриваться как отражение породившего М. душевного движения (движение вверх связывается с эмоциональным подъёмом, вниз — с успокоением). Структура М. основана на взаимодействии целенаправленного движения звукового потока с ладовыми, метроритмическими и структурными условиями его оформления. Естественное взаимоотношение между энергией линии и направленностью мелодического движения обусловливает древнейшую модель М. — нисходящую линию, начинающуюся с высокого звука (Л. А. Мазель: «вершина — источник»)
и завершающуюся спуском или падением к нижнему устою. Однако ограничение прямолинейным движением примитивно и эстетически малопривлекательно. Художественный интерес составляют всевозможные его расцвечивания, вуалирующие его усложнения и моменты противоположности. Тоны мелодического ствола обрастают ответвлениями, рисунки которых придают М. гибкость, богатство, эстетическую выразительность:
Н. А. Римский-Корсаков. «Царская невеста», ария Марфы.
Анализ мелодической структуры вышеприведенной арии.
Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница М. — народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские М., привлекающие величавой эпической ясностью, глубиной чувства:
16/1601126.tif
Ты, река ль, моя реченька (свадебная).
Мелодика григорианского хорала в противоположность античной характеризуется отрешением от связанных с телодвижением моментов и сосредоточением на смысле текста, возвышенном размышлении. Ритмика строго не фиксирована и зависит от произнесения текста:
16/1601127.tif
Коммунио. Тон III.
Древнерусское певческое искусство типологически представляет собой параллель западному григорианскому хоралу, но резко отличается от него по интонационному содержанию. М. мастеров древнерусского певческого искусства — ценное культурное достояние русского народа.
16/1601128.tif
Степенна знаменного распева. Глас 6.
Европейская (в т. ч. и русская) мелодика нового времени основана не на старинных ладах (как средневековая), а на мажорно-минорной системе. Эстетически мелодика И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Вагнера, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского направлена на наиболее полное раскрытие мира человеческой личности, индивидуума.
Мелодика 20 в. представляет картину большой пестроты, простираясь от архаики древнейших слоев народной музыки (И. Ф. Стравинский, Б. Барток) до приёмов новейших систем композиции (А. Веберн, К. Штокхаузен, П. Булез, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин и др.). Пример современной М.:
С. С. Прокофьев. 7-я соната для фортепиано, часть I.
Лит.: Шишов И., К вопросу об анализе мелодического строения, «Музыкальное образование», 1927, № 1/2, 3/4. Тох Э., Учение о мелодии, пер. с нем., М., 1928. Беляева-Экземплярская С., Яворский Б., Структура мелодии, М., 1929. Курт Э., Основы линеарного контрапункта, пер. с нем., М., 1931. Мазель Л., О мелодии, М., 1952. Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971. Riemann Н., Neue Schule der Melodik, Hamb., 1883. Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 3, 2. Aufl., W. — Z
ьrich — L., 1956. Szabolcsi B., Bausteine zu einer Geschichte der Melodie, Bdpst. 1959.
Ю. Н. Холопов.

Мелодия — Мелодия («Мелодия»,)
всесоюзная фирма граммофонных пластинок министерства культуры СССР. Основана в 1964, осуществляет руководство творческими и промышленными предприятиями и организациями, которые записывают, изготовляют, распространяют грампластинки и магнитофонные компакт-кассеты. В составе
«М.» (1973): творческие студии (изготовляют оригиналы матриц для производства грампластинок, создают оригинальные произведения для записи, реставрируют исторические фонодокументы и др. уникальные записи прошлого) в Москве (см. Грамзаписи студия), Ленинграде, Риге (филиал в Таллине), Вильнюсе, Тбилиси, Алма-Ате, Ташкенте. заводы в гг. Апрелевке Московской области (Апрелевский ордена Ленина завод — крупнейшее предприятие фирмы, основан в 1910, выпускает ежегодно около 65 млн. пластинок), Ленинграде, Риге и Ташкенте. дома грампластинок в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Ташкенте, Алма-Ате, Тбилиси, Свердловске, Новосибирске, Куйбышеве, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Актюбинске. Ежегодно
«М.» выпускает до 1,2 тыс. стерео- и моногрампластинок новых названий (в т. ч. гибкие как самостоятельные издания и звуковые страницы к журналам «Кругозор», «Колобок» и приложения к книгам и журналам) общим тиражом 190-200 млн. экземпляров и около 1 млн. компакт-кассет (1973).
«М.» издаёт сводные каталоги выпущенных грампластинок (раз в 2-3 года) и ежеквартальные — новых записей. Грампластинки и записи «М.» экспортируются более чем в 70 стран мира. Многие записи «М.» отмечены международными премиями и призами. См. также статьи Граммофонная пластинка, Дом радиовещания и звукозаписи, Звукозапись.
В. И. Пахомов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *