Что означает метапредметные результаты обучения

Метапредметные результаты обучения по ФГОС. Что это такое?

Что означает метапредметные результаты обучения. Смотреть фото Что означает метапредметные результаты обучения. Смотреть картинку Что означает метапредметные результаты обучения. Картинка про Что означает метапредметные результаты обучения. Фото Что означает метапредметные результаты обучения

В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. Pedsovet.su выяснил, что включает это понятие.

Общая характеристика метапредметности

Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.

Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.

В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:

Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.

К таким метаумениям относятся:

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Содержание метапредметных компетентностей

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.

Умение планировать и осуществлять свою деятельность:

Умение работать в коллективе:

Умение осуществлять познавательные действия:

Умение использовать компьютерные технологии:

Наличие коммуникативных умений:

Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.

Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Статья на тему «Метапредметные результаты по ФГОС»

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ФГОС

«Голова, наполненная отрывочными,

бессвязными знаниями, похожа на кладовую,

в которой все в беспорядке

и где сам хозяин ничего не отыщет;

голова, где только система без знаний,

похожа на лавку, в которой

на всех ящиках есть надписи,

Изменения в сфере образования происходят постоянно как в теоретической направленности, так и в практической. Но именно сейчас, в свете того, что происходят изменения во всех сферах мирового сообщества: и в политике, и в экономике, и в социальной сфере, назрела острая необходимость преобразований практических. Школа, в данном случае, не исключение. Но именно этой структурной единице нашего государства присущ консерватизм, и школа напоминает для меня локомотив, который очень тяжело сдвинуть с места, а тем более поменять его направление, когда он разогнался и несется по привычной колее. Но то, что назрела необходимость глобальных изменений, педагогическое сообщество, несомненно, признает.

Актуальность темы обусловлена, на мой взгляд, поставленной в требованиях федерального государственного образовательного стандарта второго поколения «задачей формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования»

Требования современного мира таковы, что привычных разрозненных знаний из разных наук, освоением которых занимаются дети в школе, мало. Человек нуждается в понимании механизмов постижения из абсолютно разных источников, которые могут находиться на стыке двух, трёх, четырёх или более областей знаний. Поэтому задача современной школы заключается в том, чтобы поменять тип сознания и учеников, и учителей, помогая переходить от закостенелости информационных ограничений к метапредметным связям, то есть взаимосвязям разных предметов на более высоком, практическом уровне их применения в жизни.

Понятие «метапредметные результаты» обучения включено в регламентирующий процесс образования ФГОС.

Чтобы понять, о каких результатах идёт речь, следует начать с определения понятия метапредмет. Это экспериментальная установка, в рамках которой ребёнок осваивает не только предметную область, но и деятельность, причём, как правило, не одну. Реализация этой установки происходит в рамках хронометража обычного учебного занятия в школе. Таким образом, получается, что метапредметные результаты — это реальная возможность для каждого участника образовательного процесса усвоить несколько способов деятельности в рамках работы над одним или несколькими учебными предметами или при решении тех или иных проблем в реальной жизни, то есть выработка универсальных учебных действий (УУД).

Умение ставить перед собой задачи — один из ключевых метапредметных результатов.

Предполагаемые итоги образования детей по системе

Стандартом Образования обозначены следующие ожидаемые от ребёнка на разных уровнях образования (то есть в начальной, основной и старшей школе) метапредметные результаты:

· способность прогнозировать своё речевое и неречевое поведение в разных ситуациях; формирование коммуникативной компетенции;

· умение адекватно устанавливает границы уже известного и неизвестного;

· способность ставить и формулировать для себя цели действий, прогнозировать результаты, анализировать их (причём как положительные, так и отрицательные), делать выводы в процессе работы и по её окончании, корректировать намеченный план, ставить новые цели;

· умение извлекать нужную информацию из разных видов источников, систематизировать её, анализировать и представлять в разных формах;

· рефлексия (то есть самооценка, самонаблюдение, самоконтроль) в процессе коммуникации;

· умение выделать ключевую мысль в прочитанном, определять главные факты, устанавливать между ними логические цепочки.

Другими словами, метапредметные результаты — это «мостики», которые соединяют все источники познания (УУД), давая возможность каждому ребёнку отреагировать на собственные действия, осознать процесс выполнения и проанализировать итог.

В рамках метапредметного обучения ребёнок должен не только спланировать свою деятельность и найти нужную информацию, но и легко включатся в диалог с другими учащимися и учителем. При работе с метапредметом ученик должен уметь структурировать полученные знания.

Виды метапредметных результатов

Виды результатов (или, как они называются в методической литературе, уровней) для работы над метапредметами следующие:

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учёта характера ошибок.

Приобретения навыка саморегуляции, то есть подавлять негативные (или слишком бурные) эмоции при получении оценки, распределять свои силы на протяжение всего урока, а не только фрагмента и т.д.

Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

Развивать смысловое чтение, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников.

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

Работать с прослушанным/прочитанным текстом: определить тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

Осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;

Выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;

Осознанно строить своё высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

Оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);

Сделать электронную презентацию.

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем.

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, взрослыми.

Владение монологической и диалогической формами речи.

Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Виды активности, определяющие успешность каждого уровня метапредметных результатов, представлены 5 позициями:

· Личностные. Их основополагающим критерием является ответ на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?», а также способность к самоидентификации, самоанализу и ориентированию в разных социальных ролях.

· Связанные с познанием. То есть умение поставить задачу обучения, выбрать способы её достижения, обрабатывать источники информации, структурировать то, что почерпнул, умение найти проблему и способ её разрешения и т.д.

· Связанные с логикой. Определяются способностью анализировать, устанавливая причинно-следственные тонкости, доказывать своё мнение.

· Обусловленные условиями коммуникации, то есть способность вступать в диалог, формулировать мысли и т.д.

· Планирование, коррекция (если в ходе выработки тех или иных УУД у ребёнка возникают сложности, например, учащийся не может контролировать свои реакции, когда получает отрицательные оценки).

В этом перечне два последних пункта остаются прерогативой учителя, в то время как первые три предполагают деятельность учеников. Однако нельзя утверждать, что эти позиции носят устойчивый характер, ведь и учитель, готовясь к уроку, обрабатывает информационные источники, ищет проблему, способы её разрешения и т.д. Точно так же, как и дети, должны учиться вступать в диалог, чётко формулировать свои мысли и уметь вносить коррективы в план работы. Отдельно нужно остановиться на функциях методических объединений педагогов, действия которых полностью опираются именно на деятельность, связанную с планированием работы (всего образовательного учреждения, а также каждого учителя в отдельности) и коррекцию, если метапредметные результаты не соответствуют предполагаемым итогам. Суть работы методических объединений сводится к тому, что учителя, а также завучи по учебно-воспитательной работе и директор школы, собираются на регулярные (еженедельные или 1 раз в 2–3 недели, ежеквартальные и ежесеместровые) заседания, где обсуждаются

· вопросы оценивания работы детей (обычно, каждое заседание посвящено анализу результатов по предметам отдельным циклов);

· трудности с реализацией того или иного вида активности в рамках отдельных уровней метапредметных результатов;

· замечания в отношении работы конкретных классов или отдельных учеников, у которых наблюдается отставание по 3 и более метапредметам (эту информацию, как правило, предоставляет классный руководитель).

Также на заседаниях вырабатывается общая стратегия решения возникших трудностей.

Порядок проверки метапредметных результатов

Качество формирования УУД, то есть метапредметные результаты, проверяется регулярно на всех уровнях: от ученика до учителя и методиста. И систематичность эта проявляется в оценивании на каждом этапе работы над темой урока (при постановке целей, проблемы, разработке собственного продукта, сопоставлении с уже существующими, рефлексии). Затем результаты отдельных уроков суммируются при составлении оценок за временные промежутки (месяц, четверть, семестр, учебный год), а впоследствии и за все годы обучения (именно в этом и состоит масштабность инновационной технологии метапредмета, описанного ФГОС). Последнее планируется внести обязательным пунктом в план составления характеристики выпускника 9, 11 классов. Таким образом, привычные баллы приобретают несколько иную содержательную сторону выставления: оценивается не способность репродуктивно воспроизводить полученную информацию, а умение практически адаптировать полученные сведения на практике в разных областях знаний.

Метапредметные результаты каждого ребёнка суммируются, начиная с начальной школы.

Распределение оценивающей деятельности

Оценивающая деятельность ученика заключается в

· выполнении заданий, полученных от учителя (тестового характера или создании проектов, интегрирующих знания, умения и навыки из разных предметов);

· ведении дневника или листа самооценки;

· выставлении оценок своей работе, а также работе одноклассников.

Оценивающая деятельность педагога сводится к

· проектированию заданий для учеников;

· наблюдению за ходом их деятельности (с занесением в специальный журнал/карту наблюдений);

· выбору формы проверки (фронтальной, групповой, индивидуальной, письменной, персонифицированной, неперсонифицированной);

· выставлению баллов и комментированию ответов.

Оценивающая работа методистов заключается в

· разработке методических указаний для составления заданий для учащихся;

· составлении карты оценивания учащегося;

· анализе работы конкретного класса на основании персонифицированных или неперсонифицированных проверок.

При проверке метапредметных результатов анализируются все УУД. Проверка метапредметных результатов включает также и уровень владения детьми ИКТ в рамках изучаемого предмета.

При оценке результатов по каждому метапредмету анализу подлежат все уровни УДД.

Составлять тему урока из данных вразброс слов («хорошо», «что», «плохо», «такое», «что», «и», «такое»);

Вместе с учителем составлять план урока (формулировка может быть такой:»Как вы думаете, о чём мы будем говорить в рамках этой темы?» и т.д.)

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям (например, классические задания «Найди 10 отличий»: злой и добрый человечек отлично впишется в тему урока).

Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное (стихотворение Маяковского «Крошка сын к отцу пришёл…»);

Понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.

Таким образом, метапредметные результаты дают возможность контролировать процесс образования, направленный на освоение детьми разных способов познания. Такой современный подход к мониторингу обучения, развития и воспитания основывается на проверке качества применяемых ребёнком универсальных учебных действий. Ребята могут обрабатывать информацию из максимального количества областей знаний. На сегодняшний день, как показывает практика, это самый прогрессивный способ «отформатировать» привычный репродуктивный способ передачи нового подрастающему поколению. Соответственно, применять в своей деятельности метапредметный подход нужно уже сегодня! А.В.Хуторской в своем научно-методическом пособии «Метапредметный подход в обучении» пишет о том, что «понятие метапредметности вошло в нынешнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов… Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю…»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Метапредметные результаты обучения по ФГОС. Что это такое?

В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. Вот, что включает это понятие.

Общая характеристика метапредметности

Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.

Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.

В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:

Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.

К таким метаумениям относятся:

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Содержание метапредметных компетентностей

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.

Умение планировать и осуществлять свою деятельность:

Умение работать в коллективе:

Умение осуществлять познавательные действия:

Умение использовать компьютерные технологии:

Наличие коммуникативных умений:

Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.

Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.

Источник

Что означает метапредметные результаты обучения

Перечень планируемых метапредметных результатов освоения образовательной программы

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (ФГОС ООО п. 10). Таким образом, в качестве планируемых метапредметных результатов возможен, но не ограничивается следующим, перечень того, что обучающийся сможет:

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

8. Смысловое чтение (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

Коммуникативные УУД

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции) (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

Познавательные УУД

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации (ФГОС ООО п. 10). Обучающийся сможет:

Источник

Сущность понятия «метапредметные результаты» и их связь с универсальными учебными действиями

Сущность понятия «метапредметные результаты» и их связь
с универсальными учебными действиями

В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения теперь являются не только предметные, но и метапредметные, и личностные результаты.

Метапредметность, как понятие, характеризуется надпредметной связью, обобщенной для различных учебных областей. Осваивая метапредметные связи, обучающийся не просто узнает новую информацию, он открывает для себя систему знаний путем выполнения логических операций и других действий, направленных на открытие. Потому можно утверждать, что метапредметность способствует формированию метаумений (универсальных способов действий), к которым относятся:

— теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

— навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

— критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

— творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

— регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)

Таким образом, под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности — познавательные, коммуникативные — и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются обучающимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Таким образом, мы можем утверждать, что универсальные учебные действия вытекают из метапредметных результатов.

Освоение метапредметных результатов обучения способствует формированию у обучающихся УУД, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.

Рассмотрим функции универсальных учебных действий:

1. Обеспечение возможностей ребенка самостоятельно осуществлять деятельность учения (ставить цели, искать методы и средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности).

2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

3. Обеспечение успешного усвоения знаний, учений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области [2].

Во многих работах понятие «универсальные учебные действия» рассматривается в узком и широком значении. В широком значении данный термин означает умение учиться, под которым понимается способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного освоения нового социального опыта. В основе формирования умения учиться выступают универсальные учебные действия, так как именно они дают возможность более широкой ориентации в различных областях знаний и построении самой учебной деятельности [17].

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

1. Личностные УУД, включающие профессиональное, жизненное и личностное самоопределение, действие смысла образования, действие нравственно-этического оценивания. Личностные универсальные учебные действия могут быть оценены отличными способами от других групп действий, т.к. носят надпредметный, субъектно-социальный характер.

2. Познавательные УУД, включающие следующие действия: общеучебные, логические, постановки и решения проблем.

3. Коммуникативные УУД, включающие планирование учебного сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управления поведения партнера, умение выражать свои мысли.

4. Регулятивные УУД, включающие действия саморегуляции и обеспечивающие организацию учебной деятельности.

А.Г. Асмолов подчеркивает, что универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития, обеспечивают преемственность всех ступеней образования, лежат в основе организации и регуляции деятельности обучающегося.

Е.В. Губанова полагает, что на современном этапе функция школы видится уже не в простой передаче знаний, умений и навыков, а в формировании более важных умений, а именно: умения учиться. В связи с этим приоритетной целью школьного образования выступает развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути и способы их реализации, осуществлять контроль и оценку собственных достижений.

Как подчеркивает Н.М. Горленко, основное назначение универсальных учебных действий или их функция заключается, по мнению ряда исследователей, в том, чтобы обеспечивать возможности обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения.

С.Г. Воровщиков, придерживается мнения о том, что универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой каждый вид этих действий взаимосвязан с другими действиями о определяется общей логикой возрастного развития.

А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, разрабатывающие концепцию универсальных учебных действий, отмечают, что развитие системы действий осуществляется в соответствии с нормами возрастного развития личности ребенка в совокупности познавательной, эмоционально-волевой сферы и других аспектов. С помощью процесса обучения создаются зоны ближайшего развития универсальных учебных действий, и формируется учебная деятельность ребенка.

Как отмечает в своей работе Е.В. Губанов, в качестве критериев оценки сформированности универсальных учебных действий могут выступать, прежде всего, соответствие психологическим и возрастным особенностям и соответствие универсальных учебных действий заранее заданным требованиям к уровню их сформированности на каждом этапе возрастного развития.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что универсальные учебные действия представляют собой совокупность способов действий обучающихся, формирующих способы самостоятельного усвоения новых знаний. Выделяют 4 группы универсальных учебных действий: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные, которые находятся в тесной взаимосвязи, которые составляют метапредметные результаты освоения ООП НОО.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *