Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов

Междисциплинарные связи отраслей конфликтологии

Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Смотреть фото Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Смотреть картинку Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Картинка про Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Фото Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Смотреть фото Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Смотреть картинку Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Картинка про Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Фото Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Смотреть фото Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Смотреть картинку Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Картинка про Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Фото Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Смотреть фото Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Смотреть картинку Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Картинка про Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Фото Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов

Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Смотреть фото Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Смотреть картинку Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Картинка про Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Фото Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов

Качество конфликтологических исследований во многом зависит от характера междисциплинарных связей одиннадцати наук, изучающих конфликт. Именно в результате междисциплинарных исследований можно выявить не частные, а общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов. Объективно и разносторонне оценить характер междисциплинарных связей между частными конфликтологическими науками достаточно сложно. Ряд исследований в 1993— 1996 гг. позволил сделать вывод, что междисциплинарные связи между отраслями конфликтологии пока не усиливаются. Подобная тенденция может быть оценена как негативная [7].

Обобщенные данные о характере парных междисциплинарных связей наук, исследующих конфликт, представлены в табл. 2.2.

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет оценить характер парных междисциплинарных связей любой науки, изучающей конфликт. Относительно широкие междисциплинарные связи существуют у философов и социологов, которые используют при изучении конфликта работы представителей всех других наук, за исключением социобиологии. Относительно часто обращаются к результатам исследований конфликта в других областях знаний психологи, политологи, правоведы. В то же время социобиологи и математики сегодня работают полностью изолированно, опираясь только на знания, имеющиеся в своих науках.

В табл. 2.3 представлены обобщенные данные использования диссертантами печатных источников своей и других наук, а также публикаций, имевшихся во всех науках на момент защиты.

Авторы диссертаций по проблемам конфликтов являются специалистами высшей квалификации в этой области. Однако даже они знают очень мало из того, что сделано их коллегами-предшественниками. Это безусловно оказывает негативное влияние на развитие российской конфликтологии. Исследуя конфликты, авторы диссертаций используют 9,8% общего количества публикаций, имевшихся по этой проблеме на момент защиты диссертации в той науке, которую они представляют. Доля использования публикаций, имевшихся на момент защиты диссертаций, в других науках, изучающих конфликт, составляет всего лишь около 1%. Авторы диссертаций используют только 1,8% общего количества публикаций, имевшихся на момент защиты диссертаций во всех отраслях конфликтологии.

Исследование в 2001г. междисциплинарных связей показало, что они не усиливаются (А. Анцупов, С. Прошанов). Следовательно, российская конфликтология как междисциплинарная наука пока не формируется.

Анализ данных, представленных в табл. 2.2 и 2.3, позволяет сделать выводы, что в настоящее время важнейшая задача состоит в существенном усилении междисциплинарных связей и внутридисциплинарного взаимодействия у конфликтологов. Интеграция отраслей конфликтологии должна осуществляться на основе принципа равенства всех частных конфликтологических наук. Вместе с тем роль не главной, но системообразующей науки в настоящее время объективно играет психология. Это определяется следующим:

• психология — единственная наука, изучающая все типы конфликтов;

• объектом психологии выступает реальный человек, являющийся центральным звеном конфликтов всех уровней;

• психологи занимают выраженное лидирующее положение по объему исследований конфликтов;

• только в психологии в 1992 г. поставлена, а затем проработана проблема формирования конфликтологии на стыке одиннадцати отраслей знаний.

Выводы

1. Количественный и качественный подходы к анализу публикаций по отечественной конфликтологии не противостоят, а дополняют друг друга. Первые отечественные публикации, непосредственно посвященные проблеме конфликта, появились в 1924г. Сегодня исследованием конфликта занимаются одиннадцать наук: военные науки, искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология и философия. По проблеме конфликта защищено 510 диссертаций, опубликовано более 450 книг и брошюр, а также более 2300 статей.

Лидирующее положение в изучении конфликта сегодня занимают психология, социология и политология. Представителями этих наук подготовлено 58% публикаций их общего количества.

Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Смотреть фото Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Смотреть картинку Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Картинка про Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Фото Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов

Установлено, что междисциплинарные и внутридисциплинарное взаимодействия у конфликтологов исключительно слабы. Исследуя конфликты, авторы диссертаций используют примерно 10% общего количества публикаций, имеющихся по проблеме на момент защиты диссертаций в той науке, которую они представляют. Доля использования публикаций, имевшихся на момент защиты диссертаций, в других науках, изучающих конфликт, составляет около 1%. Авторы диссертаций указывают в списке литературы 1,8% публикаций, имевшихся на момент защиты диссертаций во всех науках. Междисциплинарные связи у отраслей российской конфликтологии до 2002 г. не имели тенденции к усилению. Важнейшей задачей конфликтологов является более широкое знакомство с результатами работы коллег во всех одиннадцати отраслях конфликтологии.

Источник

Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов

Понимая междисциплинарный подход в изучении конфликтов (от лат. disciplina – учение, наука) как «форму организации исследований конфликта, предусматривающую сотрудничество между представителями разных дисциплин в решении комплекса проблем, относящихся к конфликту», они считают, что «без использования междисциплинарного подхода конфликты глубоко изучить и эффективно регулировать невозможно» [1]. Есть мнения об использовании других подходов к изучению конфликтов.

Ниже представим краткий анализ подходов наук к проблеме конфликта. Какой подход позволит решить описанную выше проблему и достаточно ли его для создания единой концепции конфликта? Понимая под подходом «совокупность способов и приёмов изучения объекта, его структурных, функциональных особенностей, свойств, а также взаимодействий с окружающим миром» [2].

Рассмотрим классификацию научных подходов по критерию синтеза научного знания. Подходов в науке существует множество, но каждое исследование требует своего подхода, обусловленного целью исследования, научным мировоззрением и стратегией исследования, соответствующей тенденцией развития современного научного поиска. Целостность окружающего мира и необходимость полноты познания окружающего мира требуют использовать для решения конкретной проблемы научные подходы следующих видов: дисциплинарный подход, междисциплинарный подход, мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход и трансдисциплинарный системный подход.

Дисциплинарный подход наиболее традиционален и известен с глубокой древности. Этот подход разделяет окружающий мир на конкретные предметные области. Физик изучает неживую природу, биолог – живую природу, психолог – психическую деятельность человека. Каждая дисциплина имеет дисциплинарный образ своего «предмета исследования» и стремится сохранить этот образ в виде «дисциплинарной коробки». В результате возникает некий диполь, противоречие, на одной стороне которого происходит накопление дисциплинарных знаний, требующее сохранения границ своей дисциплины, а на другой стороне, стремление к полноте познания окружающего мира, требующее расширения границ дисциплинарного знания.

В конфликтологии конфликт как феномен и объект исследования познаётся параллельно целым рядом научных дисциплин: социологией, психологией и другими, но с разных позиций. При этом все дисциплинарные картины конфликта в качестве отдельных частей собираются в обобщенную картину конфликта. Методологии и практики разных дисциплин в такой кооперации не изменяются, не дополняются и не переходят в области других дисциплин. Такой подход к синтезу знаний называется полидисциплинарным.

Полидисциплинарность – это неинтегративная смесь дисциплин, в которой каждая дисциплина сохраняет собственную методологию и собственные теоретические допущения, не видоизменяя и не дополняя их, подвергаясь воздействию со стороны других дисциплин» [3]. Мультидисциплинарный подход способствует накоплению дисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению общих закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри полидисциплинарности.

Большие надежды конфликтологи связывают с междисциплинарным подходом. Они осознали необходимость и важность установления внутридисциплинарного взаимодействия и усиления междисциплинарных связей всего массива конфликтологических наук, основанного на принципе равенства, но с одной системообразующей наукой, на роль которой разные исследователи выдвигают разные дисциплины: психологию, социологию, системный анализ и др. По их мнению, определяющая или «ведущая» дисциплина должна изучать все типы конфликтов; занимать лидирующее положение по объему исследований конфликтов; иметь опыт интегративных исследований.

Представители социально-гуманитарного подхода ставят требование к объекту исследования: им должен быть человек как центральное звено любых конфликтов. Представители естественнонаучного подхода, апеллируя к междисциплинарности, объектом изучения ставят конфликты во всех специфических проявлениях [4]. Чего ждут от междисциплинарных исследований конфликтологи? Усиления междисциплинарных связей между отраслями конфликтологии; выявление не частных, а общих закономерностей конфликтов. А пока конфликтологии констатируют, что «относительно широкие междисциплинарные связи существуют у философов и социологов, которые используют при изучении конфликта работы представителей всех других наук, за исключением социобиологии» [5]. Отмечается, что социобиологи и математики изолируют себя, опираясь «только на знания, имеющиеся в своих науках». Наше исследование показывает, что налицо разделение естественнонаучного и социально-гуманитарного подходов и почти полное отсутствие их совместных междисциплинарных исследований.

Для того чтобы провести междисциплинарный синтез и интеграцию конфликтологического знания, необходимо использовать возможности методологии «ведущей» дисциплины. Такой междисциплинарный подход к синтезу знаний интегрирует методологии, практики, теоретические допущения всех дисциплин, входящих в конкретное научное знание. При этом пространство использования методологии одной дисциплины может быть увеличено с помощью переноса её методов исследования в другую научную дисциплину, в результате чего происходит стыковка дисциплин. На «стыке дисциплин», характеризующихся сходством исследуемых предметных областей, возникает междисциплинарное пространство, в рамках которого конкретная дисциплина решает свои концептуальные и методологические трудности.

«Междисциплинарность» не просто кооперация различных научных областей, это некое новое образование, в котором циркулируют общие понятия, методологии, практики, создающее целостное понимание некоторого явления. Междисциплинарность возникла в XX веке не только как подход, но и как мощное движение в научных исследованиях, заключённое в умении соединять и организовывать накопленные знания. Его истоки заложены в греческой философии, в ее устремленности к построению пайдейи, единой науки, синтезирующей знания всех наук.

Вместе с тем, Эдгар Морен предостерегает от переоценки междисциплинарности как единственного и всемогущего организатора и объединителя знания: «междисциплинарность может означать только и просто то, что различные дисциплины садятся за общий стол, подобно тому, как различные нации собираются в ООН исключительно для того, чтобы заявить о своих собственных национальных правах и своем суверенитете по отношению к посягательствам соседа. Но междисциплинарность может стремиться также к обмену и кооперации, в результате чего междисциплинарность может становиться чем-то органическим. » [6].

Противоречивая природа конфликтогенности требует философского подхода, который основой конфликта представляет противоречие, позволяющее осознать противоположности интересов. Социально-культурный подход обусловлен наличием социальных и культурных конфликтов, возникающих между субъектами социального и культурного взаимодействия (люди, группы, социум, культура). Ценностный подход необходим из-за возникновение конфликтов между ценностями разных групп людей, этносов, цивилизаций и их значимости в реальном мире. Когнитивный подход позволяет применять в процессе конфликта знания и умения для управления конфликтом и выхода из него.

Таким образом, системный характер конфликтогенных проблем глобализации требует применения ряда подходов, в первую очередь, системного подхода, при котором достигается изучение конфликтов разного рода как единого целого. Противоречивая природа конфликтогенности требует философского подхода, который основой конфликта представляет противоречие, позволяющее осознать противоположности интересов. Социально-культурный подход обусловлен наличием социальных и культурных конфликтов, возникающих между субъектами социального и культурного взаимодействия (люди, группы, социум, культура). Ценностный подход необходим из-за возникновение конфликтов между ценностями разных групп людей, этносов, цивилизаций и их значимости в реальном мире. Когнитивный подход позволяет применять в процессе конфликта знания и умения для управления конфликтом и выхода из него.

Источник

Хрестоматия по конфликтологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

А. Анцупов. ЭВОЛЮЦИОННО-МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТОВ

Впервые в отечественной науке конфликт рассматривается с позиции междисциплинарного подхода. Автором излагается универсальная понятийная схема описания конфликтов, включающая одиннадцать понятийно-категориальных групп. В целом данный подход отражает современное состояние конфликтологии в конце XX века.

Печатается по изданию:Конфликт и личность в изменяющемся мире. —Ижевск, 2000.

Государство, общество, организации, каждый россиянин сегодня остро нуждаются в таких рекомендациях кон-фликтологов, которые помогли бы им радикально уменьшить деструктивность социальных и внутриличностных конфликтов. Действенные рекомендации может предложить только зрелая наука, глубоко разобравшаяся в реальных, а не в воображаемых закономерностях развития конфликтов.

Теория занимает промежуточное положение в триаде «концепция — теория — парадигма». Автор полагает, что ЭМТК может стать одним из первых вариантов парадигмы российской конфликтологии. Концепция — определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения. Теория — система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях действительности. Парадигма — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе (СЭС, 1987).

Краткое изложение основного содержания ЭМТК может быть представлено в следующем виде.

Конфликтология — наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а также об управлении ими. Количественный анализ более 2500 отечественных публикаций по проблеме конфликта позволил выделить в истории российской конфликтологии три периода.

II период — 1924—1992 гг. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух (правоведение, социология), а концу периода одиннадцати наук. Междисциплинарных работ практически нет. Он включает 4 этапа: 1924—1935 гг.; 1935-1949 гг.; 1949-1973 гг.; 1973-1992 гг.

Авторы 469 диссертаций по проблеме конфликтов (из них 52 докторских) указывают в списках литературы в среднем 10 % публикаций, имевшихся в их науке по этой проблеме на момент защиты, и примерно 1 % публикаций, имевшихся в остальных отраслях конфликтологии (Анцупов, Прошанов, 1993,1997, 2000).

Универсальная понятийная схема описания конфликтов включает 11 понятийно-категориальных групп: сущность конфликтов; их классификация; структура; функции; генезис; эволюция; динамика; системно-информационное описание конфликтов; предупреждение; завершение; исследование и диагностика конфликтов.

1. Сущность конфликтов. Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов взаимодействия и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Помимо конфликта, социальные противоречия могут разрешаться путем сотрудничества, компромисса, уступки и избегания (Томас, 1972). Под внутриличностным конфликтом понимается острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира л ичности, отражающее противоречивые связи личности с внешней средой и задерживающее принятие решения (Шипилов, 1999).

2. Конфликты можно классифицировать в виде типологии, систематики и таксономии. Базисная типология показывает границы и раскрывает структуру объектного «поля» конфликтологии. Она включает конфликты с участием человека: социальные и внутриличностные, а также зооконфликты.

Социальные конфликты: межличностные, между личностью и группой, между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты.

Внутриличностные конфликты: между «хочу» и «не хочу»; «могу» и «не могу»; «хочу» и «не могу»; «хочу» и «нужно»; «нужно» и «не нужно»; «нужно» и «не могу» (Шипилов, 1999).

Зооконфликты: внутривидовые, межвидовые и интрапсихические. Внутривидовые и межвидовые конфликты могут быть между двумя животными, между животным и группой, между группами животных. Интрапсихические: между двумя негативными тенденциями в психике животного; между двумя позитивными тенденциями; между негативной и позитивной тенденциями.

Конфликты можно также классифицировать в зависимости от их масштабов, последствий, длительности, характера противоречия, лежащего в их основе, интенсивности, степени конструктивности, сферы жизнедеятельности, в которой они происходят, и т.д.

3. Структура конфликта — совокупность устойчивых элементов конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе. Она характеризует статическую составляющую конфликта и включает две подструктуры: объективную и субъективную, каждая из которых имеет явные и скрытые элементы. Объективная подструктура конфликта включает: его участников (основных, второстепенных, группы поддержки), объект конфликта; его предмет; микросреду, в которой он развивается; макросреду, оказывающую влияние на ход конфликта, и др.

Субъективная подструктура конфликта включает: психологические модели конфликтной ситуации, имеющиеся у всех участников; мотивы действий сторон; цели, которые они ставят; актуальные психические состояния участников; образы оппонента, самого себя, объекта и предмета конфликта; вероятные результатов борьбы и др. Важно также определить структуру той надсистемы, элементом которой является изучаемый конфликтуй место последнего в ней.

4. Функции конфликта — его влияние на внешнюю среду и свои подсистемы. Они характеризуют динамику конфликта. По направленности выделяют конструктивные и деструктивные функции; по сфере действия — внешние и внутренние. Основные функции конфликта связаны с его влиянием на противоречие, конфликт породившее; настроения; взаимоотношения; эффективность индивидуальной деятельности оппонентов; эффективность совместной деятельности группы; взаимоотношения в группе; внешнюю микро- и макросреду и др.

5. Генезис конфликта—его возникновение, развитие и завершение под действием системы факторов и причин.

К основным группам причин конфликтов относят: объективные; организационно-управленческие; социально-психологические; психологические.

6. Эволюция конфликта — его постепенное, непрерывное, относительно длительное развитие от простых к более сложным формам.

Макроэволюция конфликтов — изменение их характеристик, происходящее с момента возникновения психики у живых организмов и по настоящее время. Она включает эволюции конфликтов у животных и у человека и продолжается примерно 500 млн. лет.

Эволюция конфликтов у животных имеет следующие 4 типа: межвидовая; внутривидовая; в онтогенезе; эволюция конкретных конфликтов.

Эволюция конфликтов у человека представлена следующими 5 типами:в антропогенезе: в процессе общественно-исторического развития человека до XX столетия; в XX веке; в онтогенезе; эволюция конкретных конфликтов.

Мы предполагаем, что по мере эволюции конфликты усложняются, но не совершенствуются. Если в качестве критерия оценки конфликтов выбрать число жертв, то, возможно, человек сегодня является самым деструктивным живым существом на планете.

7. Динамика конфликтов — ход развития конкретных конфликтов или их видов во времени. Она включает три периода, каждый из которых состоит из этапов.

I период (латентный) — доконфликтная ситуация: возникновение объективной проблемной ситуации взаимодействия; осознание ее проблемности субъектами; попытки решить проблему неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации.

II период (открытый) — собственно конфликт: инцидент; эскалация противодействия; сбалансированное противодействие; поиск способов завершения конфликта; завершение конфликта.

III период (латентный) — послеконфликтная ситуация: частичная нормализация отношений оппонентов; полная нормализация их отношений.

8. Системно-информационное описание конфликтов — вид и результат их системного анализа, заключающийся в выявлении закономерностей информационного обмена между основными структурными элементами конфликта, а также между конфликтом и внешней средой. Информация играет ключевую роль в возникновении, развитии, завершении, регулировании конфликтов, а также в развитии конфликтологии.

9. Предупреждение конфликтов — в широком смысле — такая организация жизнедеятельности субъектов взаимодействия, которая сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними; в узком смысле — деятельность субъектов взаимодействия, а также третьих лиц по устранению причин конкретного назревающего конфликта, разрешению противоречия неконфликтными способами. Предупреждение конфликтов связано с созданием объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и психологических условий их профилактики.

10. Завершение конфликтов — этап в динамике конфликта, заключающийся в его окончании по любым причинам. Основные формы: разрешение; урегулирование; затухание; устранение; перерастание в другой конфликт (Шипилов, 1999).

11. Исследование и диагностика конфликтов — деятельность по выявлению закономерностей развития и особенностей конфликтов с целью их конструктивного регулирования. Семь общенаучных принципов изучения конфликтов’, развития; всеобщей связи; учета основных законов и парных категорий диалектики; единства теории эксперимента и практики; системного подхода; объективности; конкретно-исторического подхода.

Пять принципов конфликтологии: междисциплинарно-сти; преемственности; эволюционизме; личностного подхода; единства открытых и скрытых элементов конфликта.

Системное изучение конфликтов предполагает системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический, системно-информационный и системно-ситуационный их анализ.

Исследование конфликтов включает 8 этапов: разработка программы; определение конкретного объекта; разработка методики; пробное исследование; сбор первичной информации; обработка данных; объяснение результатов; формулирование выводов и практических рекомендации (Ядов, 1987).

Диагностика и регулирование конкретных конфликтов включает 10 этапов и осуществляется на основе описательной, эволюционно-динамической, объяснительной, прогностической моделей конкретного конфликта; а также модели целей его регулирования, содержательного, технологического решений на вмешательство в конфликт, деятельности по регулированию конфликта, оценки ее результативности, обобщения полученного опыта.

Основными целями российской конфликтологии, по нашему мнению, сегодня являются:

— интенсивное развитие методологии, теории, методов науки, преодоление крайней разобщенности отраслей конфликтологии, завершение предпара-дигмального этапа становления науки;

— комплексные междисциплинарные исследования всех конфликтов, выступающих объектом науки, накопление и систематизация эмпирических данных о реальных конфликтах;

— создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе;

— организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов;

— расширение научно-практического взаимодействия с мировым сообществом конфликтологов.

Источник

Проблема конфликта. Конфликтология как междисциплинарное знание

Обоснование системного и эволюционного подходов в основе междисциплинарной парадигмы конфликтологических знаний. История развития научных воззрений на конфликт, его философский анализ, понятие и классификация. Предпосылки возникновения конфликтологии.

РубрикаПсихология
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления18.10.2011
Размер файла136,4 K

Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Смотреть фото Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Смотреть картинку Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Картинка про Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов. Фото Что означает междисциплинарный подход к исследованию конфликтов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В развитии политического конфликта на макроуровне особое значение имело переплетение источников этих трех конфликтов, установление связей между движениями разного рода. Так, важнейшим элементом поражения горбачевского курса стало выдвижение бастующими шахтерами и их руководителями требования об отставке Президента СССР, которая и будет представляться конфликтующими сторонами главным предметом столкновения.

Каждая из сторон воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента:

во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;

в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.

Нормальное развитие конфликта предполагает, что каждая из сторон способна учитывать интересы противостоящей стороны. Такой подход создает возможность сравнительно мирного развертывания конфликта с помощью переговорного процесса и внесения корректив в предшествующую систему отношений в направлении и масштабах, приемлемых для каждой из сторон.

Однако в переживаемой нами ситуации чаще бывает так, что сторона, инициирующая конфликт, исходит из негативной оценки предшествующего положения дел и декларирует лишь свои собственные интересы, не принимая во внимание интересы противоположной стороны. Противостоящая сторона вынуждена в этом случае предпринимать особые меры для защиты своих интересов, которые воспринимаются и интерпретируются инициатором конфликта как стремление защитить status quo. В результате этого обе стороны могут претерпеть определенный ущерб, который относится на счет противостоящей стороны в конфликте.

Такая ситуация чревата применением насилия: уже на начальной стадии конфликта каждая из сторон начинает демонстрировать силу или угрозу ее применения. В этом случае конфликт углубляется, так как силовое воздействие обязательно встречает противодействие, связанное с мобилизацией ресурсов сопротивления силе.

Каждая из сторон вырабатывает на этой фазе свою интерпретацию конфликта, непременными элементами которой являются представление о правомерности и обоснованности собственных интересов и предпринятых в их защиту действий и обвинение противоположной стороны, т.е. создание образа врага. На этом этапе создается, следовательно, идеологическое оформление конфликта, которое для каждого из его участников выступает в виде определенной суммы критериев, разделяющих весь социальный мир на своих и чужих, на тех, кто либо поддерживает, либо не поддерживает именно эту сторону. Силы нейтральные, настроенные примиренчески, воспринимаются при этом как союзники противоположной или враждебной стороны.

Тупиковая ситуация имеет тенденции к саморазрушению. Выход из нее может быть найден только на путях радикального пересмотра сложившейся ситуации и отказа от тактики борьбы по принципу “все или ничего”. Как правило, такой пересмотр связан со сменой лидеров вначале одной, а затем и другой конфликтующей стороны, которые пересматривают сложившиеся на предыдущих этапах идеологические обоснования конфликтов, выявляя их мифологическое содержание и отсутствие социологического реализма.

Здесь открываются новые возможности для переговорного процесса, которые должны опираться на переопределение, новое осознание собственных интересов, основанное на опыте развертывания конфликтной ситуации и осмыслении общих потерь, понесенных сторонами на стадии обострения конфликта, его идеологизации и тупика.

Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть резюмированы следующим образом:

Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте, степень их взаимопонимания.

Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.

Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.

Использование силы или угрозы силой (демонстрации силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия.

2.4 Методы разрешения конфликтов

Для разрешения конфликтов предлагаются проблемно-ориентированные аналитические методы.

Широко известен подход, основанный на положении, что конфликты между общностями и группами главным образом возникают из-за взаимного непонимания и ошибочного восприятия друг друга, возможно из-за культурных различий. Поэтому рекомендуется организация и проведение различных неформальных контактов на междугороднем и региональном уровнях для улучшения взаимопонимания и формирования доверия друг к другу.

Дипломатия второго пути

Дальнейшее развитие практики разрешения конфликтов связано с методами получившими название “дипломатии второго пути”. Он основан на положении, что многие ограничения, накладываемые на процесс официальных переговоров, могут быть сняты при неформальном взаимодействии между конфликтующими сторонами при помощи авторитетных посредников. Как правило, этот процесс осуществляется параллельно с официальными переговорами.

Проблемно-ориентированный подход к разрешению конфликтов

3. Конфликторолия как научная дисциплина

Социальные науки всегда отражают (адекватно или не совсем) состояние общества, его потребности. Конфликтный характер современного общества и связанное с этим стремление людей к сотрудничеству, согласию, потребность в цивилизованных формах разрешения возникающих напряженностей и противоречий вызвали к жизни такую новую отрасль знания, каковой является конфликтология.

В теории и практике конфликтологических исследований сложился комплекс понятий и проблем, с которыми связано изучение конфликтов. Проанализировав литературу возможно выделить следующие вопросы, постановка и решение которых в настоящее время уже более или менее вошла в традицию у конфликтологов и образует область их интересов:

Сущность социального конфликта.

Информация в конфликте.

3.1 Конфликтология в системе наук

Конфликтология как наука в настоящее время постепенно приобретает статус самостоятельной научной дисциплины, имеющей комплексный характер.

Качество конфликтологических исследований во многом зависит от характера междисциплинарных связей одиннадцати наук, изучающих конфликт. Именно в результате междисциплинарных исследовании можно выявить не частные, а общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов. Объективно и разносторонне оценить характер междисциплинарных связен между частными конфликтологическими науками достаточно сложно. Ряд исследований в 1993— 1996 гг. позволил сделать вывод, что междисциплинарные связи между отраслями конфликтологии пока не усиливаются. Подобная тенденция может быть оценена, скорее всего, как негативная [6].

Обобщенные данные о характере парных междисциплинарных связей наук, исследующих конфликт, представлены в табл.1.

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет оценить характер парных междисциплинарных связей любой науки, изучающей конфликт. Относительно широкие междисциплинарные связи существуют у философов и социологов, которые используют при изучении конфликта работы представителей всех других наук, за исключением социобиологии. Относительно часто обращаются к результатам исследований конфликта в других областях знаний психологи, политологи, правоведы. В то же время социобиологи и математики сегодня работают полностью изолированно, опираясь только на знания, имеющиеся в своих науках. [1, с.34]

Таблица 1 Парные междисциплинарные связи наук, исследующих конфликт

Использование диссертантами публикаций, имеющихся в своей и других науках (%)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *