Что означает мироотношение как оно реализуется в поведении человека

Понятие мироотношения.Основные типы мороотношения: Созерцательный, Активистский и Коэволюционный

Созерцательный тип мироотношения, согласно античности, совпадает с философией вообще как теоретическим мировоззрением, призванным адаптировать человека к мирозданию в соответствии с его фундаментальными характеристиками, лежащими в основании всей человеческой жизнедеятельности, являющимися ее предпосылками. В обосновании этого типа мироотношения древние мыслители (Востока и Запада) видели мудрость, идеал имеющего глубокий космический смысл подлинно человеческого существования.

Активистский тип мироотношения исходит из признания активно-творческого, преобразовательского отношения человека к мирозданию, которое признается за норму и идеал: мироздание больше «не устраивает человека» и последний решается изменить его в своей практической деятельности, особенно с наступлением Нового времени. Человек «выходит из потаенности» в мировом процессе. Он отказывается от «растворения» в последнем, заявляет о себе как о субъекте, претендует на мировое господство, утверждает, что действительность не сводится к миру объективной реальности, порождающему человека как разумное существо, что далее начинается новый период истории.

Коэволюционное мироотношениепротивоположно созерцательному и активистскому, основано не на приоритете, а на паритете человека и мироздания, отличается от них так, как «борьба противоположностей» отличается от «единства противоположностей». Для созерцательного и активистского типов мироотношения борьба противоположностей абсолютна, единство – относительно, производно от борьбы, обязательно завершающейся победой одной стороны над другой. Признание абсолютности единства противоположностей и относительности к ней борьбы противоположностей, ее подчиненности единству, партнерству, дает коэволюционный тип мироотношения. Бороться имеет смысл лишь ради достижения общего мирного состояния, иначе борьба бессмысленна, уничтожая человека и мироздание. Борьба не должна выступать за пределы единства противоположностей человека и мироздания, она есть «продолжение», «выражение», «модификация» самого единства противоположностей.

Философия и наука.

Философия и наука всегда взаимно дополняли друг друга. Многие открытия, подтвержденные в последствие точными науками, первоначально являлись именно философскими озарениями. Самый известный пример этого – атомы Демокрита, реальность которых была подтверждена только через 2,5 тысячи лет, уже в 20 веке. Нельзя также не упомянуть о том, что представители точных наук с неизбежностью приходят к необходимости философских обобщений достигнутых ими результатов. Исключительно философично учение Дарвина, широко известны философские работы физиков Ньютона, Эйнштейна, Луи де Бройля, Нильса Бора.

Философию и науку роднит наличие у них познавательных функций. Однако, философия пытается познать «познаваем ли мир» и «каков он в целом», а наука изучает конкретные объекты и явления живой и неживой природы.

Подобно научным дисциплинам, философия имеет свой язык, понятий аппарат. Ядром философии, как и теоретических (фундаментальных) наук, является теоретизирование, т.е. выстраивание умозаключений на заданную тему с целью достижения истинного утверждения (вывода).

Философия Древнего Китая.

Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому, как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое мышление. В китайской мифологии мы встречаемся с обожествлением неба, земли и всей природы как реальностей, образующих среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром, сообщает существование вещам. Этот принцип иногда понимается персонифицированно как наивысший правитель (шан-ди) но чаще он представляется словом «небо» (тянь).

История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на шесть периодов:

1) Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.);

2) Чжоу – Западное Чжоу (12-8 вв. до н.э.);

3) Чжоу – Восточное Чжоу – Лего (т.е. «отдельные государства»);

4) Чжоу – Восточное Чжоу – Чжаньго (т.е. «сражающиеся государства»);

5) империя Цинь (221-206 гг. до н.э.);

6) Хань (конец III в. до н.э. – II в. н.э.).

В Древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми.

Философия в Китае возникает в конце III периода в истории Древнего Китая и получает свой наивысший расцвет в следующий период Чжаньго. Этот период «борющихся государств, царств» был также тем, что часто называют «золотым веком китайской философии». Действительно, в те времена свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

школа закона («фа-цзя»), по-европейски – легизм;

школа «инь-ян» (натурфилософы);

При этом в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма – наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская философия была малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. В Китае не было своего Аристотеля, была слаба и рацианализованность древнекитайской философии. Сам древнекитайский язык без суффиксов и флексий затруднял выработку абстрактного философского языка, а ведь философия – мировоззрение, пользующееся философским языком.

Философия Древней Индии.

В истории философии Индии выделяют несколько периодов, деление на которые само по себе достаточно условное. Остановимся прежде всего и главным образом на основных из них, заложивших фундамент всей индийской философии и составивших философскую классику индийской мысли и всей ее культуры, а именно — на ведическом и эпическомпериодах.

Основным источником сведений об этом периоде служит обширный комплекс литературных памятников, объединяемых общим названием Веды (буквально «ведение», «знание») и написанных на древнеиндийском языке санскрите (так назы­ваемый ведический санскрит).

Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит), песнопений, магических заклинаний, молитв и т. п.: Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы (или Атхарвангирасы). Каждый из этих сборников (известных обычно как собственно Веды) со временем обрастал различными комментариями и дополнениями ритуального, магического, философского порядка — Брахманами, Араньяками, Упанишадами. Собственно философские воззрения Древней Индии наиболее полное отра­жение получили в Упанишадах.

Философия Упанишад.Первоначально Упанишады означали сидение вокруг учителя с целью познания истины. Затем этот термин стал означать тайное учение. В Упанишадах развивается тематика Вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск причинно-следственных связей явлений и т.д. Например, ставились такие вопросы, как: «Где находится солнце ночью?», «Куда исчезают звезды днем?» и т.д. Но в отличие от предыдущих текстов в Упанишадах основное внимание уделяется не внешней, а внутренней стороне бытия и явлений. При этом главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию. «Кто мы?», «Откуда мы пришли?», «Куда мы идем?» — вот ха­рактерные вопросы Упанишад.

Философия эпического периода.Название «эпический период» (от слова «эпос») связано с тем, что в это время «Рамаяна» и «Махабхарата» служат средством выражения героического и божественного в человеческих отношениях. В этот период идеи Упанишад подвергаются большой критике в «Бхагавадгите» (одной из книг «Махабхараты»).

Этот период в развитии индийской философии начинается в VI в. до н. э., когда в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает свое влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследова­нию, религия — философии. Внутри самой философии появляются различные, в том числе и противоположные и враждующие между собой школы и системы, в которых отразились реальные противоречия того времени.

Чарвака— это материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии. Поздняя разновидность родственной философской концепции —локаяты, с которой иногда вообще отождествляется. Каких-либо сочинений этой школы не сохранилось, а источником знаний об этом учении служат высказывания представителей других школ.

Джайнизм. Его основателем считается Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерож­дений). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) иматериальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой —карма. Однако сама карма понимается здесь, в отличие от Упанишад, как тонкая материя, а не как закон воздаяния. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. И карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.

Буддизмтак же, как и джайнизм, возник в VI в. до н. э. Его основатель — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный), так как после многих лет отшельничества и аскезы достиг пробуждения, т. е. пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.

Характерная особенность этого учения — его этико-практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует, —бытие личности. В основе буддизма «четыре благородные истины»:

Ортодоксальные школы в древне индийской философии.В отличие от не ортодоксальных школ (чарваков, джайнизма, буддизма) в истории древне-индийской философии существовали и ортодоксальные школы, которые неотрицали авторитета Вед, а, напротив, опирались на них. Рассмотрим основные философские идеи этих школ

Веданта(завершение Вед) — наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Отдельные души (атманы) через познание или любовь к богу достигают спасения, соединяясь с богом. Выход из круговорота рождений (сансары) и заключается в рассмотрении всего сущего с точки зрения высшей истины; в познании той истины, что внешний мир, окружающий человека, — это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является брахман, с которым отождествляется атман. Главный путь к достижению этого истинного знания —соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед.

Миманса(размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях). Эта система касается объяснения ритуала Вед. Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой — идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному искуплению от кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий.

Санкхья(число, перечисление) — в ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление. В этом плане санкхья отличается от веданты и мимансы. Учение этой школы выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрита). Наряду с природой признается и существование абсолютной души (пуруши). Именно благодаря ее наличию во всех вещах существуют и сами вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные (вода, воздух, земля и т.д.), так и духовные (интеллект, самосознание и т.д.).

Йога(напряжение, глубокое размышление, созерцание). Философия этой школы направлена на практическое психологическое обучение. Ее теоретическая основа — санкхья, хотя в йоге признается и личный бог. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение (яма), овладение дыханием при определенных положениях (позах) тела (асана), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара), концентрация мысли (дхарана), медитация (дхьяна), состояние отторжения (самадхи). На последней ступени достигается освобождение души от телесной оболочки, происходит разрыв пут сансары и кармы. Этические нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности.

Вайшешика. На раннем этапе развития эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы — шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и много-качественны (17 качеств атомов). Из них и возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы.

Ньяя(правило, логика) — учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. По мнению представителей этой школы, условия и методы истинного познания как средства достижения освобождения могут быть определены с помощью логики и ее законов. Само же освобождение понимается как прекращение воздействия отрицательных факторов страдания.

Источник

Мировоззрение человека

Что означает мироотношение как оно реализуется в поведении человека. Смотреть фото Что означает мироотношение как оно реализуется в поведении человека. Смотреть картинку Что означает мироотношение как оно реализуется в поведении человека. Картинка про Что означает мироотношение как оно реализуется в поведении человека. Фото Что означает мироотношение как оно реализуется в поведении человека

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие мировоззрения

Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.

Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Синонимы термина «мировоззрение» — миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей.

Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).

Факторы формирования мировоззрения:

Социальное окружение, в котором находится человек.

Условия социума, в которые помещена личность.

Структура мировоззрения

Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:

принципов (точки зрения);

убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);

духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);

Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:

стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);

осознанный — на основе рациональной деятельности, которая направлена на понимание окружающего мира («Сделанное тобой к тебе же и вернется» — часть буддистской философии, к которой может прийти человек через свои наблюдения).

Уровни мировоззрения

Различают два уровня мировоззрения:

Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.

Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.

Три функции мировоззрения

Мировоззрение — это неотъемлемая часть жизни человека. Основываясь на своем мировоззрении, человек принимает решения и действует.

У мировоззрения человека есть три функции:

Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания.

Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей.

Практическая — влияние на действия человека.

Элементы мировоззрения

Мировоззрение человека можно разделить на элементы:

Мироощущение — это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.

Мировосприятие — это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как человек относится к миру.

Миропонимание — основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.

Мироотношение — это мироощущение и миропонимание. То есть это наше отношение к миру и система взглядов на какие-либо вопросы.

Менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (например, нации или этнической группы).

Способы мышления

В мировоззрении человека могут проявляться следующие способы мышления:

Догматизм — строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берем догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.

Разумный критицизм — в этом случае мы понимаем, что мировоззрение может меняться. Подвергаем действительность сомнению.

Скептицизм — когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в том, что мы правильно понимаем. Это регулярное обдумывание и размышление.

Типы мировоззрений

В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.

Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.

Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.

Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.

Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.

Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.

Таблица характеристик мировоззрений

У каждого типа мировоззрения есть свои особенности. Рассмотрим подробнее в таблице.

Источник

Мировоззрение: что это такое — подробный пример, виды, структура

Что означает мироотношение как оно реализуется в поведении человека. Смотреть фото Что означает мироотношение как оно реализуется в поведении человека. Смотреть картинку Что означает мироотношение как оно реализуется в поведении человека. Картинка про Что означает мироотношение как оно реализуется в поведении человека. Фото Что означает мироотношение как оно реализуется в поведении человека

Что такое мировоззрение?

Мировоззрение – это система взглядов, оценок и представлений о мире, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, моральных, нравственных, философских и прочих оценочных суждений.

Это понятие объединяет в себе фактические знания и всевозможные убеждения. При этом можно говорить как о мировоззрении отдельной личности, так и о мировоззрении социальной группы или другой общности. Несмотря на выраженный субъективный характер, оно, как правило, имеет историческую и социальную обусловленность. Мировоззрение личности формируется и развивается на протяжении всей жизни. Изначально оно сильно подвержено влиянию эмоциональных суждений, но с годами становится более осознанным.

Существует два уровня мировоззрения:

Важнейшей характеристикой мировоззрения является его целостность. Несмотря на то, что оно является комплексной системой взглядов, его элементы всегда приведены к некоторому «общему знаменателю». Если же появляется какая-то новая информация, которая не вписывается в мировоззрение, для неё придумывается объяснение, позволяющее устранить противоречие, после чего мировоззрение снова становится целостной системой.

Пример мировоззрения

Как мы уже обсудили, мировоззрение — это система взглядов и оценок об окружающем мире, людях, самом себе. Конечно, мировоззрение очень многогранно и касается множества аспектов жизни, но для примера пройдемся по наиболее важным аспектам. Итак, пример мировоззрения:

Окружающий мир существует по определённым законам, часть из которых справедлива, другая часть не совсем. С одной стороны, если трудиться и прикладывать усилия, то каждый может добиться успеха. Это справедливо. Однако, не у всех равные возможности. Из-за проблем со здоровьем некоторым людям приходится значительно тяжелее с самого рождения. Это не справедливо. Но изменить это невозможно, поэтому остаётся принять эти правила и постараться делать то, что я могу с тем, что имею. Тем не менее, по возможности, я считаю необходимым помогать людям, которые в этом нуждаются, стараясь делать мир чуточку лучше.

В мире нет ничего сверхъестественного — всё функционирует по правилам, которые объяснимы с точки зрения науки. Многие из того, что происходит вокруг, уже смогла объяснить наука, но многое ещё предстоит изучить. Для меня изучение окружающего мира представляет большой интерес, я люблю постигать тайны космоса и не перестаю удивляться необъятным размерам вселенной.

Люди делятся на плохих и хороших. Понять, кто перед тобой часто бывает непросто, а иногда и вовсе — невозможно. Но всё тайное становится явным — рано или поздно каждый человек раскрывает свою истинную сущность. Из-за этого я не спешу доверять и открываться людям, пока мне не станет понятно наверняка, что человеку можно доверять.

Я — хороший человек, но не идеальный. Такие качества, как честность, добропорядочность, умение держать свои обещания — считаю одними из наиболее важных качеств человека. Стараюсь воспитывать и поддерживать эти качества в себе. Между тем, у меня есть и ряд минусов, к числу которых относится желание критиковать окружающих, поучать без спроса, лезть со своими советами направо и налево. Данное качество усложняет мои отношения с окружающими, поэтому я стараюсь себя сдерживать.

Искать, в чём смысл жизни, считаю нецелесообразным, поскольку единого ответа на данный вопрос не найти, сколько не ищи. Однако, отсутствие смысла не делает жизнь хуже. Важно лишь одно — счастлив я, или же нет. Если да — значит я на правильном пути. Если нет, то надо что-то менять в жизни, пробовать что-то новое. Главное, помнить, что каждый день по своему прекрасен и неповторим. Каждый день заслуживает шанс стать лучшим в жизни.

В этом примере содержится лишь малая часть того, что входит в понятие мировоззрение. Текст можно было продолжать ещё долго, но основную суть Вы уловили. Если говорить простым языком, мировоззрение — это отношение ко всему, что есть вокруг и осознание своего места в этом мире.

Характерные особенности мировоззрения

Как для индивидуального, так и для общественного мировоззрения характерны следующие особенности:

Структура мировоззрения

Чтобы лучше понять, что такое мировоззрение, разберём подробно его внутреннюю структуру и выделим все элементы, из которых оно формируется:

Составляющие мировоззрения

Мировоззрение принято подразделять на три составляющих:

Разновидности и примеры мировоззрения

В зависимости от того, какие вещи являются наиболее значимыми в жизни конкретного человека (или общества), мировоззрение может приобретать разные формы. Обычно выделяют 5 его разновидностей:

Конечно же, в каждом человеке в той или иной мере присутствуют все перечисленные виды мировоззрения, но всегда имеется одно основное, максимально точно соответствующее его картине мира и жизненным ценностям.

Как формируется мировоззрение?

Для правильного понимания того, что такое мировоззрение, важно знать, что оно не является врождённой особенностью. Оно формируется и развивается в процессе социализации человека под влиянием общественного мировоззрения, господствующего в конкретном обществе. В некоторых случаях оно может меняться достаточно радикальным образом.

Формирование мировоззрения начинается в раннем детстве. Изначально ребёнок не нуждается в научных доказательствах и философских размышлениях. Ему нужны моментальные ответы на все вопросы. При этом он верит, что взрослые всё знают, всегда говорят ему правду и могут решить все возникающие у него проблемы. Поэтому детское мировоззрение можно считать обыденным с некоторыми признаками религиозного.

По мере взросления ребёнок накапливает опыт, сталкивается с тем, что некоторые его взгляды оказываются ошибочными, в том числе и взгляды, навязанные родителями, воспитателями и прочими взрослыми. Его мировоззрение при этом расширяется, дополняясь научными и философскими взглядами. Значительное влияние на него оказывает образование и выбранная специальность.

Одним из наиболее важных этапов формирования мировоззрения является нахождение своего места в обществе. При этом его развитие не заканчивается никогда. В процессе жизни представления человека об окружающем мире многократно меняются, он пересматривает свои взгляды и убеждения, отказывается от старых ценностей и принимает новые. Важно понимать, что развитие мировоззрения – это постоянный процесс, не прекращающийся в течение всей жизни человека.

Что влияет на формирование мировоззрения?

Как было отмечено выше, мировоззрение формируется у человека в течение жизни под влиянием различных внешних факторов. Наибольшее влияние оказывают такие факторы как:

Функции мировоззрения

Можно без преувеличения сказать, что мировоззрение определяет всю жизнь человека, заставляя его выбирать для себя тот или иной путь при принятии судьбоносных решений. При этом у него есть 3 основных функции:

Заключение

Мировоззрение – это сложная и хорошо согласованная система знаний, жизненных принципов, взглядов, стереотипов и убеждений. У каждого из нас оно формируется в раннем детстве под влиянием родителей и воспитателей, а потом непрерывно развивается в течение всей жизни. При этом каждый сам выбирает, будет ли его мировоззрение формироваться пассивно, либо он сам будет управлять тем, какие принципы и убеждения ложатся в его основу.

Иногда под впечатлением от определённых событий или новых знаний целостная картина мира может нарушаться или вовсе разрушаться (например, если после каких-то событий человек теряет или, наоборот, обретает веру). Такое состояние называют мировоззренческим кризисом. Обычно спустя некоторое время целостность мировоззрения восстанавливается, но в некоторых случаях наступают нежелательные последствия (например, аддиктивное поведение или вступление в секту).

Мировоззрение присутствует не только на уровне личности, но и на уровне социальной группы или иной общности. В частности, отражением общественного мировоззрения является менталитет – совокупность типичных психических свойств, присутствующая у обширной группы людей (например, у нации или жителей одного города).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *