Что означает мировоззрение космоцентризма в древнеиндийской древнекитайской и античной философии

Космоцентризм древнегреческой философии: краткое описание темы

Содержание:

Философия в Древней Греции развивалась быстрее, чем в восточных регионах, поскольку условия жизни были намного благополучнее. Устойчивый климат, отсутствие патриархального строя способствовали раннему отходу от мифологических теорий. Античный философский взгляд греков был близок к науке, индивидуализму. Они активно применяли психологические подходы. Философы старались поставить вопрос глобально. Их интересовало первоначало, человеческая сущность. Космоцентризм древнегреческой философии занимал особо важное место в рассуждениях.

По мнению древних греков, Земля – космос, как и весь мир. Они разделяли понятие макрокосмоса и микрокосмоса. Люди – микроскопические частицы огромного космоса. Они обязаны найти гармонию с собой и другими элементами космического пространства. Звезды обеспечивают человеку начало существования, его дальнейшую жизнь. Задача человека – минимизировать вред со своей стороны, принимать с благодарностью жизнь.

Космоцентризм, определение которого можно сформулировать в нескольких словах, стал основным принципом в философских суждениях греков. Первой и главной школой стала Милетская школа.

Космоцентризм в философии – определение

Космоцентризм древнегреческой философии кратко можно описать как поклонение космическому пространству. С него началось развитие других школ и теорий в Греции. На начальном этапе особенности античной философии, идея космизма сохраняли в себе мифологические элементы. Многие философы старались доказать свои суждения, отходя от привычной мифологической направленности.

Космоцентризм греческой философии – это теория, полагающая, что мир имел единое начало, это была естественная стихия – воздух, огонь, или вода. По мнению некоторых, источником формирования мира являлись числа.

Космоцентризм – основные понятия

Космоцентризм ранней греческой философии базируется на суждениях о первичном зарождении природы на Земле. Взгляды многих мыслителей формировались под влиянием специфического греческого мировоззрения. Ключевые аспекты космоцентризма:

Космоцентризм основывался на преклонении, страхе перед космосом. Это тьма, которая может поглотить непокорных греков. Люди интересовались, откуда взялся материальный мир, почему происходят различные явления природы.

Космоцентризм ранней греческой философии кратко

Космоцентризм позволил значительно повысить интеллектуальный уровень греков. Он базируется на специфических вопросах мировоззренческого типа. Это помогло древнегреческой философии успешно развиваться, позже сыграло значительную роль в формировании суждений мировой, европейской науки.

Космос воспринимался целым миром, связанным со Вселенной и Землей. Начальная философия изучает, откуда появились солнце, планета, деревья и прочие детали окружающего мира.

Объектами античных учений стали природа и космос. С течением времени они перестали задумываться о первоначальном ее появлении. Философы спорили, откуда произошел мир – из огня, воздуха, воды или других стихий. Рассуждения о природе помогли перейти к изучению человечества. После основной темой греков стал Бог.

Источник

Космоцентризм

Космоцентризм

Космоцентризм — (греч. Κοσμος + центр) система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.

Представители

См. также

Смотреть что такое «Космоцентризм» в других словарях:

Космоцентризм — одна из наиболее широких парадигм, объясняющих происхождение и сущность человека только в единстве с Космосом. С одной стороны он – часть космической энергии, Частица стихии и мирового разума. С другой – и сам человек есть микрокосм. Сторонники… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Космоцентризм — парадигма, согласно которойцентром, фундаментальным основанием мировоззренческой, научной, философской интуиции является упорядоченный космос … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Теоцентризм — (греч. Theos Бог + лат. Centrum центр круга) философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности … Википедия

ШЕФТСБЕРИ — (Schaftsbury) Антони Эшли Купер (1671 1713) англ. философ. Занимался гл. обр. проблемами этики и эстетики. Эстетизировал мир, рисовал величественную картину вечно творимого и творящегося космоса, пронизанного гармоническим единством. Образ… … Философская энциклопедия

Античная философия — Античная философия философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта… … Википедия

Правовая философия — (или философия права) раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах… … Википедия

Натурфилософия — (от лат. natura природа) понятие «philosophia naturalis» впервые встречается у римского философа Сенеки в I веке н. э., почти через VI веков после основания натурфилософии философами милетской (ионийской) школы. По первоначальной сущности, это… … Начала современного естествознания

Физическая картина мира — представление об универсуме, о мире и его процессах, выработанное физикой на основе эмпирического и теоретического познания. В физической картине мира отражается господствующая на тот или иной исторический момент физическая парадигма: в античное… … Начала современного естествознания

Нечеловеческое — противопоставление человеческому в попытках осмысления собственно человеческой природы. Попытки осмыслить нечеловеческое в человеке предпринимались и предпринимаются уже давно. [2] Нечеловеческое прежде всего, потусторонние силы и персонажи … Проективный философский словарь

Мировоззрение — форма самосознания, существующая как непротиворечивая система взглядов человека или общества в целом на мир во всех его проявлениях, на сущность и место человека в нем (в миру), и определяющая понимание, восприятие и преобразование… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Источник

Глава 2 Античная философия: космоцентризм

Античная философия: космоцентризм

1. Космологизм ранней греческой философии

Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (VI век до н. э.), несколько позднее — пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли — «физиками», от греческого слова physis — природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А древнегреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией имелось существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В «Теогонии» первого известного по имени древнегреческого эпического поэта Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос — любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фалеса это — вода, у Анаксимена — воздух, у Гераклита (ок. 544 — ок. 483 до н. э.) — огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или огонь здесь — это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение.

Уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм античной философии (термин «онтология» в переводе с греческого языка означает «учение о бытии»). Ее центральный мотив — выяснить, что действительно есть, иными словами, пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от присущих мифологии персонификаций, а тем самым от образа «порождения». На место мифологического порождения у философов становится причина.

Для первых «физиков» характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко это представлено у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия — самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако мышление первых философов еще не свободно от образно-метафорической формы, в нем логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.

Читайте также

[ I ] АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

[ I ] АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Греция. Философия древней Европы была греческой философией. Ни один народ в этот период не создал философии, никто не сотрудничал с греками, кроме римлян, которые в конце античного периода восприняли философию греков, не дополнив ее ничем

Глава 1. Античная философия

Глава 1. Античная философия 1. Генезис философии в Древней Греции У философии свой особый подход к предмету, отличающий ее как от житейски-практического, так и от естественно-научного подхода к миру. Подобно тому как математик ставит вопрос, что такое единица, и дает

Глава 1.1 Античная философия

Глава 1.1 Античная философия Милетская школа философииИзвестно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к античности. Именно поэтому философии античности будет уделено должное внимание.Философия выросла из мифов, главным образом из повествований о

[I] АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

[I] АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Греция. Философия древней Европы была греческой философией. Ни один народ в этот период не создал философии, никто не сотрудничал с греками, кроме римлян, которые в конце античного периода восприняли философию греков, не дополнив ее ничем

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВВЕДЕНИЕ Греческая античная философия сформировалась в VII–VI вв. до н. э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в

Глава 1. Античная философия права

Глава 1. Античная философия права 1. Дике и номос: в поисках начал справедливости Уже во времена «гомеровской Греции» (конец II тысячелетия до и. э.)[589] эллины оперируют, в частности, такими понятиями, как дике (правда, справедливость), темис (обычай, обычное право), тиме (честь,

Античная философия

Античная философия От мифа к ЛогосуСогласно Аристотелю, в основе философии лежит благоговение человека перед окружающим миром. Другими словами, наша Вселенная являет собой столь странное и нелепое зрелище, что нам, беднягам, остается только философствовать. Правда, по

Античная философия

Античная философия В этой книге рассматривается философия Древней Греции и Рима. Здесь нет нужды рассуждать о значении греческой культуры для нашей цивилизации. Верно сказал Гегель: «В имени «Греция» каждому европейцу слышится что–то родное»6. Никто не станет отрицать,

Глава 1 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Глава 1 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная

Источник

Философия Древней Индии. Древнего Китая. Древней Греции) – космосоцентризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:16, доклад

Краткое описание

Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”, буквально означающим знание, ведение. “Веды” представляют собой своеобразные гимны, молитвы, песнопения, заклинания и т. п. Философскими произведениями, соответствующими нашим представлениям о характере постановки проблем, да и форме изложения материала и их решения, являются “Упанишады”, что буквально означает сидеть у ног учителя и получать наставления.

Файлы: 1 файл

философия.docx

Философия Древней Индии. Древнего Китая. Древней Греции) – космосоцентризм.

Философия Древней Индии.

философия Древнего Китая.

Философия Древней Греции: космоцентризм.

Космоцентризм — (греч. Κοσμος + центр) система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место. Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. осмоцентризм античной философии видел единство в многообразии: мир – это единое, которое стало многим. Все предметы и явления взаимосвязаны, при этом ничто не является самодостаточным.

Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли. Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры. Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге. Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля

Источник

Космоцентризм

На протяжении VI–I веков до нашей эры в Древней Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период было создано новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе.

Связанные понятия

С ранних времен человек задумывался об устройстве окружающего его мира как единого целого. И в каждой культуре оно понималось и представлялось по-разному. Так, в Вавилоне жизнь на Земле тесно связывали с движением звезд, а в Китае идеи гармонии переносились на всю Вселенную.

«Гипотеза полой Земли» — часто употребляемое название лженаучных или фантастических гипотез о существовании внутри Земли обширной полости или полостей, размеры которых сравнимы с размерами самой Земли. Некоторые варианты гипотезы утверждают наличие там воды, атмосферного слоя, изнутри покрывающего внутреннюю поверхность, и обширной полости с безвоздушным пространством по центру сферы, в котором светит маленькая внутренняя звезда. По мнению авторов гипотезы, такой мир может быть населённым некими.

В этой статье описываются религиозные представления о сотворении мира. О научных данных о происхождении Земли см. История Земли. О теориях возникновения Вселенной см Космогония.Сотворение мира — группа космогонических преданий в религиях, особенностью которых является наличие демиурга или Бога-Творца, действия или воля которого являются причиной и движущей силой последовательной цепи актов творения.

Греческий философ Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.), ученик Платона, разработал множество физических теорий и гипотез, основываясь на знаниях того времени.

Подобно музыке с её ритмичной структурой, танец выступает как символ мироздания. Ритмичному движению приписывают императивные функции, действующие в космическом масштабе; оно также подразумевает накопление и концентрацию силы или высвобождение энергии. Греческий писатель Лукиан Самосатский пишет, что «одновременно с происхождением первых начал вселенной возникла и пляска, появившаяся на свет вместе с ним, древним Эросом. А именно: хоровод звезд, сплетенье блуждающих светил…».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *