Что означает модульное обучение
Модульная система — один из самых эффективных подходов в обучении. Есть множество исследований, которые показали, что потеря вовлеченности чаще всего случается тогда, когда ученик вынужден резко из одной темы переключаться на другую.
Вспомним классическое обучение в школе. Такое, как было у нас с вами. В один день ученики проходят 5-6 дисциплин: математику, русский язык, физику, биологию и т.д.
При этом каждому ребенку требуется различный промежуток времени, чтобы включиться в работу. Кто-то понял тему сразу и уже в первые 20 минут урока тянет руку, а кто-то начал потихоньку разбираться и «созревать» только к концу занятия, но во время наибольшей активности его мозга прозвенел звонок. Ученики впопыхах собирают вещи и бегут на следующий урок с совершенно другой темой изучения. Мозг не успевает быстро переключаться между ними, информация не усваивается, снижается вовлеченность, а значит, эффективность всего процесса обучения начинает стремиться к нулю.
В высших учебных заведениях, конечно, дела обстоят чуть лучше — у студентов времени на изучение предмета чуть больше. Но при этом, опять же, если первой парой поставили математический анализ, не факт, что после него не последует философия.
Модульная система — это кардинально другой подход. Она дает намного больше времени для погружения в предмет. Дисциплине может быть выделен целый месяц, семестр или даже год. Тема рассматривается постепенно, с разных углов и ракурсов так, чтобы каждому было понятно. В рамках модуля, как правило, изучается только 2-3 взаимосвязанных предмета, что позволяет изучить их более качественно.
При обычной системе обучения все полученные знания складируются сначала в оперативную, затем в долгосрочную память в виде винегрета. Далее, контрольные работы или итоговые тесты начинают вызывать у учеников трудности: какую-то информацию удалось извлечь быстро, а часть ответов пришла в голову только после того, как вышли из кабинета и сдали полупустой листок.
Стандарты классических образовательных программ ориентированы на усреднённого ученика. Модульные курсы всегда предполагают индивидуальную траекторию обучения. Например, в занятия можно включить игровые механики, если это поможет лучше усвоить материал.
При модульном подходе исчезает потребность в частых повторениях пройденного материала. Происходит это потому, что знания подаются дозированно, без акцента на время. Учеников ничего не торопит, они познают дисциплину поэтапно, лучше запоминают информацию и легче применяют их на практике.
Модульное обучение может быть представлено в двух вариантах: как погружение в один предмет или как изучение 2-3 взаимосвязанных.
При первом варианте выбирают один предмет и изучают только его. Способы могут быть разные: лекции, практические задания, обсуждения, ситуационные задачи, тесты и прочее. Заниматься по выбранной дисциплине можно от нескольких недель до года — все индивидуально и зависит от способностей каждого ученика и темпа, в котором ему комфортно усваивать знания. Еще этот метод часто называют «методом погружения», ведь у обучающегося появляется возможность изучать предмет настолько глубоко, насколько он сам этого захочет.
Во время обучения по модульному курсу показывается связь этих предметов. Хороший способ это продемонстрировать — изучить одну тему, но с разных сторон. Например, объяснить какое-либо физическое явление, которое мы можем наблюдать, а затем расписать его математическую формулу и объяснить влияние переменных на конечный результат.
Наш опыт работ показывает, что при переходе на модульное обучение, у многих компаний возникает сложность в доставке модулей в нужной последовательности и с необходимыми интервалами.
Дело в том, что не все LMS позволяют создавать модульную траекторию. Поэтому мы работаем с системой Moodle. Курсы в ней удобно делятся на блоки, после которых вы можете создать задания для контроля знаний. Далее система сама анализирует эффективность обучения и вовлеченность каждого пользователя, учитывая именно те критерии, которые вам необходимы.
С нашими кейсами по внедрению Moodle вы можете ознакомиться по ссылке.
Важно: если вы планируете запустить модульное обучение уже через несколько месяцев, позаботиться о создании курса нужно уже сейчас. Это поможет вам заранее выявить, какой функционал потребуется и сформировать четкое техническое задание для исполнителя.
А для тех, кто интересуется темой дистанционного обучения и хочет получать информацию об уникальных предложениях самыми первыми, у нас есть бесплатная рассылка. Чтобы подписаться, оставьте свой электронный адрес в специальном окне внизу сайта, будем вам рады!
Благодарим за внимание, до скорых встреч в наших следующих статьях,
Что такое модульная форма обучения?
Одной из современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности. Мы расскажем обо всех ее особенностях и перечислим все преимущества и недостатки этой системы обучения.
В основе современных систем образования лежат принципы, кардинально отличающиеся от учебных постулатов советских времен. Они чужие для наших родителей и, наверняка, незнакомы бабушкам и дедушкам (ну разве что они работают в сфере образования). Но это отнюдь не приуменьшает их эффективности и удобства. Одной из таких современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности. Мы расскажем обо всех ее особенностях и перечислим все преимущества и недостатки этой системы обучения.
Понятие модуля
Понятие «модуль» является одним из новых терминов в современном российском образовании. Это структурированная часть образовательной программы, в рамках которой изучается несколько дисциплин, учебных курсов и разделов наук. Термин «модуль» часто употребляют в качестве синонима рабочей программы дисциплины, цикла дисциплин учебного плана, программы учебного курса.
Сущность модульной формы обучения, прежде всего, заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью: организовывает учебный процесс, а также мотивирует, координирует и контролирует работу ученика.
На сегодняшний день в системе российского образования модуль выполняет функции:
Структура модульной образовательной программы, программы модуля
Образовательный процесс с модульной организацией реализуется на базе утвержденных Министерством образования и наук России учебных планов. Структура образовательной программы может включать в себя несколько модулей, при этом объем их исполнения выражается в кредитах (за академический год может быть освоено не более 60 кредитов).
Каждый модуль имеет в своем составе учебные элементы, конфигурация которых зависит от дидактических целей. Учебный элемент модуля состоит из: цели, списка материалов, пособий, проверки усвоенных знаний. Как правило, каждый модуль содержит 5-8 учебных элементов: введение, учебные цели, базовые проблемы элемента (кейсы), текстовая информация, упражнения, заключения, библиографический список, глоссарий (словарь терминов).
Структура модульной учебной программы | Структура учебной программы модуля |
Цели освоения учебной программы | Цели освоения модуля |
Ожидаемый результат освоения учебной программы | Ожидаемый результат освоения модуля |
Элемент 1 учебной программы | Учебная программа курса 1 |
Элемент 2 учебной программы | Учебная программа курса 2 |
Элемент 3 учебной программы | Учебная программа курса 3 |
Элемент 4 учебной программы | Учебная программа курса 4 |
Аттестация по итогам освоения учебной программы | Аттестация по модулю (экзамен, письменная работа, защита письменной работы) |
Целью модульной программы является организация и реализация учебного процесса, ориентированного на индивидуализм, повышение эффективности и качества подготовки учащихся, а также формирование универсально-профессиональных компетенций. Учащийся должен самостоятельно ее усвоить и достичь поставленных целей в процессе работы над модулем. Учебные модули должны быть структурированы таким образом, чтобы достичь поставленных педагогических целей и ясно, в полном объеме, преподнести информацию учащемуся. Оценка успеваемости происходит через рейтинговую систему оценки знаний.
Модульная система обучения
Модульная система обучения реализуется в формате ECTS – Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системе), которая базируется на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.
Модульное обучение отличается от классической формы преподавания:
Модульная система обучения это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу. Она реализуется в контексте принципов познавательной деятельности, индивидуальной структуризации программы и психологического комфорта. Преподаватель в учебном плане самостоятельно распределяет количество баллов на каждый модуль, за разные виды учебной деятельности, формы контроля знаний.
Формы модульного контроля
В отличие от привычной нам (советской) системы обучения модульная система имеет несколько форм контроля:
Результаты учебы трактуются в контексте количества набранных баллов согласно шкале ЕСТS.
Шкала ECTS | Национальная шкала | Сумма баллов по дисциплине |
A | отлично | 90-100 |
B,C | хорошо | 75-89 |
D,E | удовлетворительно | 60-74 |
FX | неудовлетворительно (но с возможностью пересдачи) | 35-59 |
F | неудовлетворительно (с обязательным повтором курса) | 1-34 |
Преимущества и недостатки модульной формы обучения
Преимущества модульного обучения:
Отметим, что несмотря на некоторые недостатки, модульная система обучения является инновационной педагогической технологией, которая повышает эффективность учебного процесса, делает его более индивидуализированным и динамичным.
Что такое модульное обучение?
Всё популярнее с каждым годом становится модульная форма обучения. Благодаря своей динамичности и высоким результатам эта система с успехом завоёвывает себе место в образовательных учреждениях.
Так ли хорошо «учиться по модулям»? Разбираем все плюсы и минусы модульной формы обучения.
Что такое модуль?
Термин «модуль» является ещё совсем молодым понятием в современном образовании России. Естественно, наши с вами родители впервые слышат о такой системе, однако сведущие люди и педагоги знают, что скрывается за этим словом.
Модуль — это часть образовательной программы, в которой изучается несколько предметов и курсов. Часто модулем называют часть программы курса по конкретной дисциплине, комплекс предметов или программу учебного курса.
Главным отличием модульной формы обучения от традиционной является самостоятельная работа учащегося. Школьник изучает предмет, а преподаватель координирует и контролирует его деятельность, организовывая учебный процесс, консультируя и мотивируя ученика. Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых и достигается конкретная педагогическая цель. Форма общения между преподавателем и учеником тоже отличается от традиционной формы обучения: школьник имеет индивидуальную траекторию обучения.
Модуль в современном российском образовании является:
частью образовательной программы;
фундаментом для формирования новых учебных программ;
основой для модернизации курсов повышения квалификации.
Структура модульного обучения
Образовательный процесс с модульной формой обучения основывается на учебных планах, утверждённых Министерством образования и наук Российской Федерации.
Структура образовательной программы содержит несколько модулей. Исполнение модулей выражается в кредитах. Один кредит содержит тридцать шесть академических часов. За учебный год учащиеся должны освоить шестьдесят кредитов. Работы по кредиту делятся на:
практические и лабораторные работы;
консультации, экзамены и квалификационная работа.
Каждый модуль состоит из учебных элементов (обычно пять-восемь элементов в одном модуле), состоящих, в свою очередь, из цели, списка материалов, пособий и проверки полученных знаний.
Среди учебных элементов различают:
базовые проблемы элемента (кейсы),
Цель модульного обучения — организация и осуществление учебного процесса, построенного по принципу самостоятельной работы учащегося, повышение эффективности и качества обучения школьников, формирование универсально-профессиональных компетенций. Учебные модули построены так, чтобы помочь ребёнку разобраться со всеми стоящими перед ним задачами, овладеть нужной информацией, успешно усвоить материал.
Оценка усвоенных знаний происходит посредством рейтинговой системы оценок.
Модульная система обучения
Модульная система обучения работает в формате Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системы, ECTS), основанной на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.
Модульная форма обучения основывается на модульном (с помощью блоков) построении учебного материала, оценивающегося суммой рейтинговых баллов за различные виды работ. Педагог самостоятельно решает, какое количество баллов определить для каждого модуля и вида учебной деятельности.
Формы контроля модульного обучения
В отличие от традиционной, модульная форма обучения имеет следующие виды контроля:
Оцениваются усвоенные знания в набранных баллах по шкале ЕСТS. Так, если соотносить привычные нам отметки с рейтинговыми баллами, получим следующее:
«отлично» — 90-100 баллов (отметка А по шкале ЕСТS);
«хорошо» — 75-89 баллов (В, С);
«удовлетворительно» — 60-74 балла (D,E);
«неудовлетворительно» + возможность пересдачи — 35-59 баллов (F, X);
«неудовлетворительно» + обязательный повтор курса — 1-34 балла (F).
Плюсы и минусы модульной формы обучения
А теперь поговорим о положительных и отрицательных сторонах модульного обучения.
Преимущества модульной формы обучения:
формирование хода обучения исходя из личных потребностей ученика;
адаптация учебного материала согласно индивидуальным возможностям и педагогическим целям;
равномерное распределение учебной нагрузки;
оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя);
сокращённые сроки обучения;
возможность удалённого обучения.
Отрицательные стороны модульного обучения:
высокий уровень самоорганизации и индивидуальной работы;
возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного блока/модулей;
временное ограничение для выполнения заданий;
временные затраты на подготовку модульных программ и материалов;
адаптация к новой форме обучения;
отличное от традиционных школ расписание каникул (что не всегда удобно для родителей).
Рассмотрев положительные и отрицательные стороны модульного обучения, отметим, что плюсов (по крайней мере, для ученика) значительно больше, чем недостатков. Эффективность обучения, его качество, приучение к самостоятельной работе — это неоспоримые благоприятные черты обучения, к которым следует стремиться. Именно поэтому модульное обучение является столь инновационной и динамичной педагогической технологией, которую перенимает всё большее количество образовательных учреждений.
Технология модульного обучения
Ключевые слова: технология модульного обучения
Теоретические основы модульной технологии как средства реализации компетентностного подхода
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.
Отличие технологии модульного обучения от других систем состоит в следующем:
Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Научные идеи модульного обучения:
Что должен знать и уметь учитель для использования модульной технологии?
Для использования модульного обучения учителю на уроке необходимо
ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
Система действий учителя при составлении модульной программы
Модульная программа по русскому языку открывается пояснительной запиской, в которой рассказывается, по какому учебнику составлена программа, расчет часов в неделю, какие блоки-модули являются ее основными разделами.
Далее следует распределить весь учебный материал курса на блоки модули с указанием темы модуля и количества часов на данный модуль-раздел.
Краткая характеристика содержания блоков-модулей и обязательные знания и умения, которые учащиеся должны получить к концу обучения по данной программе.
Каждому блоку-модулю дается своя тема и формулируется комплексно-дидактическая цель на трех уровнях: значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики; знания, умения.
Далее следует название модулей по теме, часы, тип учебного занятия, вид контроля, сроки. Все эти данные вносятся в таблицу.
Каждому типу учебного занятия соответствует педтехнология (КСО) и вид контроля.
Система действий учителя при составлении технологической карты
После того, как составлена программа, начинается работа по составлению технологической карты темы.
Система действий учителя при составлении модуля
В модульной технологии выделяется пять типов учебных занятий:
Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру.
Структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа
Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании нужно предусмотреть показатель реального результата решения задачи. Цель должна быть диагностической, т.е. настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было делать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.
Учителю следует помнить, что осуществляя переход от одного учебного элемента к другому, надо усложнять учебный материал, переводить деятельность учащихся с репродуктивной к творческой, поэтому на модульном занятии следует предусмотреть все виды деятельности учащихся.
Чаще всего модульный урок начинается с психологического настроя и проверки готовности детей к уроку, затем следует проверка домашнего задания (актуализация опорных знаний), совместный вывод темы и целеполагания на разных этапах модуля. Используются различные методы мотивации, через создание ситуации успеха, создание наглядно-образных представлений, через поощрение, использование познавательного и занимательного материала, так же создание проблемных ситуаций, интриг.
Также не следует забывать и о самом главном средстве на модульном уроке-алгоритме управления учебной деятельностью ученика. Данный алгоритм может быть заложен в различных средствах обучения (памятках, алгоритмах, модульных карточках, схемах, сигналах для обратной связи, схемах-опорах)
На модульных уроках также используется оценочная деятельность ученика:
Оценочная деятельность позволяет учителю и ученику определять уровень усвоения учебного материала и выявить западающие проблемы, а затем наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу.
На этапе изучения и первичного закрепления новых знаний необходимо проверить уровень усвоения учащимися нового материала. После объяснения темы, учитель предлагает детям базисный тест для определения обучаемости. По обучаемости формируются разноуровневые группы в классе, ведется коррекционная работа с учениками до доведения их знаний до базисного уровня, если это необходимо.
В целях проверки умения самостоятельно в комплексе применять знания в новых условиях учащимся предлагается модель развивающей карточки на трех уровнях, где они выполняют задания последовательно с учетом индивидуальных возможностей. Чаще всего данная карточка используется на уроке обобщения и систематизации знаний учащихся.
Итоги самостоятельной работы по развивающей карточке позволяют учителю определить, на каком уровне находится ученик.
На уроках закрепления и отработки материала, возможно, использовать карточку со свободным выбором задания по цветовому сигналу
Для отработки материала на уроке используются различные методики КСО.
Применение КСО в модульной технологии.
Преимущества коллективной формы работы.
Используя модульное обучение, учитель создает благоприятные условия для выработки у учащихся навыков самоконтроля, взаимоконтроля, сотрудничества с другими учащимися. Дети оживленно ведут содержательную беседу, принимают участие в дискуссии, анализируют, делают выводы, подводят итоги работы, оценивают себя и других, определяют для себя цель работы, выводят совместно с учителем цель работы и тему урока
Как видим, данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системности, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений. Основной целью модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:
Способ построения обучающего модуля. Технологическая карта
Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.
Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.
Структура модуля
Номер Учебного элемента |