Что означает монологическая речь
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Полезное
Смотреть что такое «МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ» в других словарях:
Монологическая речь — – форма (тип) речи, образуемой в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Иногда монологическая речь определяется и как интраперсональный речевой акт. Для монологической речи характерны… … Энциклопедический словарь СМИ
Монологическая речь — речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют … Психология человека: словарь терминов
монологическая речь — ▲ устная речь ↑ один (только), человек монолог развернутое высказывание одного лица. отповедь. речь (выступить с речью. произнести #. держать речь). оратор тот, кто произносит речь; человек, обладающий даром говорить речи. ораторствовать. вития.… … Идеографический словарь русского языка
Монологическая речь — (от греч. μόνος один и λόγος слово, речь) форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Иногда М. р. определяют и как интраперсональный речевой акт. Для М. р.… … Лингвистический энциклопедический словарь
монологическая речь — характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, их грамматической оформленностью … Толковый переводоведческий словарь
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, основные типы речевой коммуникации. Субъективно окрашенные и характеризующие ее носителей Д. р. и м. р. становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной… … Литературный энциклопедический словарь
речь устная — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Р. у. характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения Р. у. включают звенья… … Большая психологическая энциклопедия
РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ — РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ. См. монологическая речь … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Речь — (общеславянск. rekti – говорить) использование языка в процессах коммуникации. Считают, что вне речи невозможно функционирование отвлечённого мышления или даже формирование структур сознания (см. Бессознательное). Различают речь устную,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Речь ораторская — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными… … Литературная энциклопедия
Монологическая речь
Всего получено оценок: 284.
Всего получено оценок: 284.
Человек постоянно пользуется речью в ее устной и письменной формах, но эти формы также разделяются на разные виды. Одна из форм классификации – по тому, сколько человек участвует в речевом процессе и в каком качестве. Например, одной из распространенных речевых форм является монолог.
Что такое монологическая речь и ее разновидности
Итак, монолог – это такой тип речи, который предполагает, что говорит один человек, и при этом его слова частично либо полностью не связаны с тем, что говорил его собеседник – и в содержательном, и в структурном контекстах.
Особенности монологической речи заключаются в том, что она гораздо более традиционна в выборе языковых средств, чем диалог или полилог. Композиционные средства также достаточно классические, а синтаксическое построение реплик – гораздо более сложное, чем в диалогической речи. Надо сказать, что для бытового общения монологическая речь достаточно не характерна.
Обычно монолог – это удел таких сфер, как искусство и образование, также классическим ее примером является ораторское выступление на конференции или другая публичная речь. Выступление на телевидении или радио – тоже классический пример монологической речи.
Также благодаря тому, что мысль в таком типе речи облекается в слова, можно говорить о том, что она выполняет и функцию осмысливания.
Важно понимать, что основная характеристика монолога – это наличие адресата – в ней используются местоимения второго лица, обращения, глаголы в форме повелительного наклонения и так далее, то есть монологическая речь всегда обращена к кому-то.
Выделяют несколько разновидностей монологической речи.
Повествовательный тип построен по классической схеме повествования, то есть в таком монологе есть начало, кульминация и завершение. Такой тип монолога, как рассуждение, обязательно содержит тезис, доказательства – или одно доказательство, а также вывод. И последний, третий тип монолога – это исповедь. Он представляет собой симбиоз повествования и рассуждения, сочетание их характерных критериев.
Внутренний монолог – это особая разновидность монологической речи, которая имитирует так называемый поток сознания, то есть сочетание мыслительной и эмоциональной деятельности человека. Именно поэтому во внутреннем монологе часто используются прерывистые, неполные предложения.
Функции монологической речи
Их несколько, причем их довольно трудно поделить по важности. Так, с помощью монолога человек создает себе социальный резонанс, также это способ эмоциональной разрядки и выражения себя. Что касается функции воздействия, то говорящий с помощью монолога может воздействовать как на аудиторию, так и на самого себя.
В литературе монолог используется для того, чтобы показать душевное движение персонажей, что особенно важно в драматургических произведениях, где данная форма речи выходит на первый план.
Что мы узнали?
Монолог – это речь одного человека, которая в то же время всегда обращена к слушателю, реальному или воображаемому. Существует три вида монолога – повествование, рассуждение и исповедь. Каждый из них имеет свои характерные признаки и необходим для разных целей. Чаще всего эта речевая разновидность используется в таких сферах, как образование и искусство. Также у монологической речи есть множество важных функций, от выражения себя и эмоциональной разрядки до создания социального резонанса. Кроме того, монолог всегда создается с целью воздействия на самого говорящего или на его слушателей. Особенно важную функцию этот тип речи играет в литературе и, в частности, в драматургии.
Определение и характеристики
Монологическая речь — это распространенная в русском языке форма говорения, которая, в отличие от диалогической, предполагает выступление только одного участника, обращенное к слушателям. В некоторых случаях монологичность подразумевает рассуждение с самим собой, познание собственных мыслей.
Разновидности монологов выделяются в зависимости от того, в каком качестве происходит выступление и какова цель говорящего. Особенностью данного типа речи является гораздо большая традиционность в выборе используемых языковых средств. Композиция текста также отличается сложностью, односложные и простые реплики практически полностью отсутствуют. Это объясняет тот факт, что в повседневной жизни монологическая речь не распространена, а больше характерна для следующих сфер:
Главной характеристикой устного и письменного монолога является наличие конкретного адресата, для обращения к которому используются местоимения 2-го лица, глаголы повелительного наклонения, а также риторические вопросы (не предполагающие ответа).
Одной из главных функций монолога называют осмысливание, так как в процессе говорения мысли облекаются в слова. Очень важно, чтобы выступающий умел четко формулировать и доносить информацию до аудитории. Связная речь позволяет воспринимать, понимать и анализировать сказанное, а нарушение структуры речи приводит к искажению смысла и плохому восприятию.
Основными характеристиками монолога являются:
Перед началом публичного выступления говорящий предварительно готовит текст, осмысливает его и проверяет на соответствие фактов и логичность. В процессе донесения информации приветствуются уточнения, пояснения, дополнения, сравнения, а также приведение доказательств и обоснование закономерностей.
Любое выступление оратора должно характеризоваться строгим соответствием теме и смысловой завершенностью.
Структурные компоненты и виды
Монологическая речь в русском языке существует в нескольких разновидностях. Выбор конкретной из них определяется целью выступления и тематической направленностью. Но в любом случае не предполагается обратная связь с аудиторией, а каждое последующее выступление не связано с текстом предыдущего оратора.
В таблице видов монологов выделяют:
Особый вид монолога — внутренний. Его понятие связано с имитацией так называемого потока сознания, умелого сочетания мыслительного процесса и психо-эмоционального состояния человека. В такой речи допускаются прерывистые, простые, краткие реплики и неполные предложения.
Структурные компоненты любой монологии — это вступление, главная часть и завершение. Во время вступления основная задача говорящего — установить контакт с аудиторией, привлечь внимание и заинтересовать слушателя предстоящим рассказом, докладом, презентацией. Важно, чтобы эта часть была максимально захватывающей, интригующей. Она должна создать в зале атмосферу любопытства, ожидания, которая будет поддерживаться на протяжении всего выступления.
В первой части говорящий должен ретроспективно затронуть изученную тему, сделать краткий обзор, разъяснить используемые специфические термины. Кроме того, допускается вступление в виде лирических реплик, юмористических сравнений и даже анекдотов, если это уместно в данной теме доклада.
В основной части раскрывается суть темы с применением достоверных фактов и логически безупречных умозаключений. Именно правильная аргументация заставляет слушателя осмыслить тему, вызывая желание начать дискуссию и диалог.
Заключение — это подведение итогов сказанного. Для оратора важно уложиться в отведенное ему время, так как оборванный на полуслове текст без логического завершения и грамотных выводов не вызовет интереса у слушателя и оставит его в недоумении.
Функции и критерии оценивания
Главная функция монологической речи вытекает из ее главного признака — коммуникативной направленности. В большинстве случаев выступление направлено в адрес одного, двух слушателей или целой аудитории. К другим важным функциям относятся:
В зависимости от предмета выступления монолог может быть продуктивным и репродуктивным. В первом случае предполагается говорение на тему окружающей реальности, происходящих событий. Высказывание строится автором самостоятельно. Второй тип означает пересказ, воспроизведение прослушанного или прочитанного текста. При этом изложение допускается как устно, так и письменно. Именно репродуктивный диалог является основой обучения грамотному говорению, развитию ораторских способностей на начальном этапе.
При развитии правильной монологической речи у ребенка формируется не только общее представление о культуре речи, правилах построения текста, но и преследуются другие задачи:
Главными критериями оценивания грамотно построенной речи являются последовательность и логичность. Говорящий должен обоснованно донести до слушателя, как разворачивается действие, какое закономерности в этом присутствуют. Логичность текста подразумевает отсутствие противоречащих друг другу фактов и соответствие его основным правилам логики (к примеру, закон тождества, закон исключенного третьего и т. д. ). В монологах с самим собой такие требования иногда отсутствуют.
Монологическая речь
Смотреть что такое «Монологическая речь» в других словарях:
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью (что связано со стремлением широко охватить тематическое… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Монологическая речь — речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют … Психология человека: словарь терминов
монологическая речь — ▲ устная речь ↑ один (только), человек монолог развернутое высказывание одного лица. отповедь. речь (выступить с речью. произнести #. держать речь). оратор тот, кто произносит речь; человек, обладающий даром говорить речи. ораторствовать. вития.… … Идеографический словарь русского языка
Монологическая речь — (от греч. μόνος один и λόγος слово, речь) форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Иногда М. р. определяют и как интраперсональный речевой акт. Для М. р.… … Лингвистический энциклопедический словарь
монологическая речь — характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, их грамматической оформленностью … Толковый переводоведческий словарь
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, основные типы речевой коммуникации. Субъективно окрашенные и характеризующие ее носителей Д. р. и м. р. становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной… … Литературный энциклопедический словарь
речь устная — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Р. у. характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения Р. у. включают звенья… … Большая психологическая энциклопедия
РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ — РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ. См. монологическая речь … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Речь — (общеславянск. rekti – говорить) использование языка в процессах коммуникации. Считают, что вне речи невозможно функционирование отвлечённого мышления или даже формирование структур сознания (см. Бессознательное). Различают речь устную,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Речь ораторская — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными… … Литературная энциклопедия
Монологическая речь
Содержание
1. Особенности монолога 3
2. Способы изложения в монологе 5
3. Подготовка речи в зависимости от вида монолога 7
Список литературы 21
Введение
1. Особенности монолога
Устная монологическая речь, как правило, продумывается, подготавливается заранее. Время на подготовку зависит от речевой ситуации, целей и задач. Так, доклад, лекция всегда требуют длительной подготовки, а выступление на собрании приходится иногда продумывать за несколько минут.
Тематика монологов шире, богаче, чем тематика диалогической речи.
Высказывания в монологе длиннее в сравнении с репликами диалога, потому что для выступающего очень важно, чтобы его сообщение было понятно всем слушателям, а уровень их под готовки, как правило, различный и состав неоднородный.
В монологе больше сложных предложений, простых осложненных и почти нет неполных.
Порядок слов в подготовленной монологической речи более строгий, он ближе к письменной речи, больше соответствует литературной норме.
В устном монологе для более полной и точной передачи содержания используются уточняющие члены предложения, а также повторение отдельных элементов предшествующего высказывания.
Поддерживать контакт со слушателями, сосредоточивать их внимание выступающему помогают слова-обращения, вопросительные предложения (не рассчитанные на ответ) и особые сочетания в форме побудительных предложений (например: перейдем к анализу следующего отрывка; обратите внимание на это; запомните данное определение и т. п.).
Мимика и жесты играют незначительную роль в монологе, а при выступлении по радио совсем не используются.
1) умения осмыслить тему, определить ее границы;
2) умения выразить основную мысль высказывания;
3) умения собрать необходимый материал;
4) умения группировать накопленный материал и располагать его в определенной последовательности;
5) умения отбирать языковые средства в соответствии с условиями и задачами общения;
6) умения исправлять, улучшать написанное.
2. Способы изложения в монологе
В зависимости от особенностей содержания и темы в монологической речи используются различные способы изложения: повествование, описание, рассуждение.
Особенно важно перечисление всех существенных признаков для научного описания предметов и явлений. Научное описание должно быть точным, достоверным, объективным. Поэтому здесь не используются изобразительно-выразительные средства, а также не выражается отношение говорящего, его чувства.
В художественных произведениях описание образное, эмоциональное, яркое. Эти качества создаются использованием изобразительно-выразительных средств.
Рассмотренные способы изложения используются в речевой практике, как правило, не изолированно друг от друга. В пределах одного монолога способы изложения могут меняться в зависимости от развития темы, но один из способов будет преобладающим.
3. Подготовка речи в зависимости от вида монолога
Для выступающего очень важно научиться контролировать себя в момент говорения, видеть, чувствовать реакцию слушателей (понятно ли им, интересно ли слушать), а почувствовав непонимание, на ходу, не прерывая речи, изменить форму выражения: повторить ту же мысль другими словами, усиленной интонацией, может быть, более медленным темпом. При этом моменты продумывания и произнесения почти совпадают.
Такое свободное владение устной монологической речью не может появиться стихийно, а вырабатывается путем систематических упражнений, выработкой комплекса конкретных умений и навыков, о которых уже говорилось ранее.
Классическим образцом устного рассказа являются миниатюры авторов и исполнителей, например Ираклия Андроникова.
Очень полезны разнообразные задания, усложняющие подготовку пересказа введением других элементов творчества. В зависимости от характера такого задания принято различать виды пересказа: выборочный пересказ, пересказ с заменой лица рассказчика, пересказ с заменой диалога повествованием, сжатый пересказ, пересказ с элементами рассуждения, пересказ с вымышленным продолжением.
Выборочный пересказ. Подготовка к такому пересказу сложная, ступенчатая. Во-первых, надо провести анализ всего текста (в том числе словарную работу), выделить составные части, затем определить тему каждой части, а для пересказа отобрать только некоторые части в соответствии с задачей, поставленной учителем: например, пересказать части, в которых даны детали портрета героя, или отобрать для пересказа отрывки, повествующие об одних и тех же действиях двух героев рассказа. Во-вторых, отобрав для пересказа нужные части, следует продумать последовательность их воспроизведения, а также подготовить предложения, с помощью которых можно было бы логично переходить от изложения содержания одной части к другой: пересказ должен быть стройным, цельным.
Темп сообщения обычно средний, паузами отделяются части или выделяются важные факты, логическое ударение помогает отметить основные моменты содержания, детали, трудные для восприятия на слух, сообщаются более медленным темпом и немного громче остального текста.
Речь должна соответствовать литературной норме, быть простой, ясной, понятной.
Во вступлении докладчик не только сообщает тему, но и указывает ее значение, а также коротко излагает историю вопроса и информирует слушателей о том, какой материал был использован при подготовке доклада. Основная часть доклада содержит рассуждения автора, касающиеся избранной проблемы, изложение собственной точки зрения, которую докладчик обосновывает, используя различные способы доказательств: приводит аналогичные примеры, цитирует высказывания видных ученых, общественных деятелей, ставит вопросы, использует примеры из жизненного опыта слушателей. В заключительной части обобщается сказанное, формулируются выводы и предложения.
В подготовку доклада входит5:
выбор темы, определение ее границ;
сбор материала: составление библиографии по избранной теме, чтение подобранной литературы, выписки (на карточки) разного рода фактических данных, касающихся содержания до клада и необходимых для доказательств, конспектирование;
систематизация материала: группировка по подтемам, расположение в логической последовательности, составление плана;
оформление доклада: развертывание каждого пункта плана в относительно самостоятельную смысловую часть доклада, а затем объединение этих частей в единое целое по смыслу и стилю изложения; оформление завершается тщательным обдумыванием всех элементов интонации.
Окончательно отработанный текст доклада можно несколько раз прочитать, чтобы лучше усвоить последовательность изложения, а затем обязательно проговорить, то есть воспроизвести содержание в устной форме (не пользуясь текстом) с живыми интонациями и возможными изменениями письменного варианта. Мимику и жесты рекомендуется использовать ограниченно. Кроме того, надо проверить, сколько минут займет выступление: заметить по часам время начала и конца проговаривания. Если есть возможность, хорошо записать доклад (во время проговаривания) на магнитофон, а затем прослушать запись и внести исправления, дополнения или произвести сокращение текста.
Заключение
Таким образом, монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица.
(«4») Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.
Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Список литературы
1 Избранные работы по русскому языку. – М., 1957. – С. 115.
2 Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963. – С. 19.