Что означает мотив дороги в странствиях чичикова
Образ и роль дороги в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)
Образ и роль дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» очень важны: это не только художественный приём, помогающий связать в единое целое все события и всех героев, но и жизненный путь отдельного человека и всей России в целом.
Вообще тема путешествия, дороги встречается в отечественной литературе довольно часто. Вспомним «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. Подобный мотив в них используется как сюжетообразующий, зачастую и сам является центральной темой, цель которой — описать российскую жизнь, современную автору.
Сюжет поэмы Н.В. Гоголя таков: Павел Иванович Чичиков — главный герой — выдаёт себя за помещика, разъезжая по окрестностям губернского города. Он скупает у землевладельцев «мёртвые души», то есть умерших крестьян, которые согласно переписи (ведомостям) считаются живыми. Зачем ему это нужно? Чичиков хочет взять кредит, заложив эти «души» (о намерениях читатель узнаёт в конце первой части). Это нужно, чтобы получить высокое общественное положение, нажить капитал. Дорога же авантюриста не пугает.
Его путь противоречив, положение шатко, как хлипка бричка, на которой он едет (в самом начале мужики рассуждают, доедет ли она или сломается). Автор, останавливая Чичикова в городишке, как бы даёт ему возможность одуматься, то есть отказаться от безумной затеи скупать «мёртвые души». Но герой не хочет видеть бездуховности своей цели, как не хочет следить за бричкой, доверяя всё кучеру. Дорога приводит Чичикова в дворянские имения, где он видит глупость помещиков и бедность крестьян. Но что-то изменить Павел Иванович не намерен (а ведь он по-своему умён, идея о покупке «мёртвых душ» даже гениальна в какой-то мере), да и сам меняться не собирается: он проявляет чёрствость, жадность в поисках лёгких денег. Это его выбор: решение отдельного человека, по какому пути ему идти.
Дорога помогает нарисовать современную (естественно, Гоголю) Россию. Довольно ясно: подобная задача «объять всю Русь» масштабная, поэтому он ограничивается описанием уездного городишки и его окрестностей. В центре исследования — мелкопоместные дворяне, именно они типичны для представленной эпохи.
Какой рисуется страна? Бричка привозит героя в обычный город N., а затем — в имения помещиков. Манилов строит прожекты, витая в облаках, а вокруг всё ветшает и приходит в упадок. Собакевич занят едой, тогда как мужики, работая до упаду, голодают и не могут прокормить свои семьи. Плюшкин настолько алчен, что теряет даже человеческий облик. Ноздрёв только пьёт и буянит. То есть дворяне ничего не желают делать для России, наоборот, лишь разрушают всё вокруг. Таким образом, дорога (точнее — художественный приём) даёт возможность писателю критиковать общественный порядок.
Кстати, дорога здесь также помогает дать характеристику самим помещикам ещё до того, как мы с ними знакомимся. Сравните, например, два описания. Это путь, ведущий в маниловскую усадьбу: «Проехавши две версты, встретили поворот… а каменного дома в два этажа всё ещё не было видно». Чичиков сразу отмечает: говорят про пятнадцать вёрст, значит, их не меньше тридцати. А вот дорога, проходящая через плюшкинскую деревню: «Эти брёвна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз… Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях…»
Есть в поэме отдельное лирическое отступление, так и названное — «О дороге», которое помогает лучше понять образ, его смысл. Можно назвать дорогу помощницей, музой писателя, ведь именно в пути рождается у него много «чудных замыслов, поэтических грёз». В движении «погибающий и тонущий» автор (здесь мы объединим два понятия — рассказчика и самого Н.В. Гоголя) находит успокоение: «дрожь прохватила члены», «дремлешь и забываешься». То есть дорога располагает к умиротворению, откровенности. Она не отвлекает от мыслей, наоборот, помогает их упорядочить. В одиночестве писатель видит все мелочи, подмечая вёрсты с цифрами, бревенчатые избы и другие детали. Это путь к себе, к собственному сердцу.
Дорога наводит рассказчика на размышления о двух путях, которые могут избрать писатели. Это проторённая дорожка к славе, успеху, если писать о чём-то, приятном обществу. Но если кто-то решит вытащить «тину мелочей, опутавших нашу жизнь», то его путь будет несладок, потому что никто не хочет замечать «незримые, неведомые ему [миру] слёзы». Но именно такой выбор благороден. Так, тема дороги, пути вырастает до целого обобщения о выборе жизненного призвания.
Завершается поэма описанием «необгонимой» тройки — символом несущейся в будущее России: «Русь, куда ж несёшься ты?» Хотя ответа мы не получаем (вопрос риторический), хочется верить в прекрасное.
Вывод таков: образ дороги — это отдельный персонаж, живой, изменяющийся, вызывающий размышления. Герои куда-то спешат, мчатся. В этом вечном движении вся Россия, недаром говорят, что «дорога есть жизнь». Она в контрасте с омертвением душ. Поэтому у внимательного читателя невольно возникает вопрос, как в таком случае можно было остановиться и утратить все человеческие качества. Философский вопрос, на который Н.В. Гоголь призывает ответить каждого из нас.
Сочинение: Образ и роль дороги в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)
Смысл образа
Дорога встречается в большинстве произведений Н. В. Гоголя. Герои куда-то стремятся, двигаются, несутся. На этом стоит вся Россия. Она в вечном движении. В поэме образ дороги контрастен основной теме – омертвению души. Как при таком вечном движении можно остановиться и потерять человеческие качества? Философский вопрос заставляет заглянуть внутрь человека. Начинают появляться вопросы:
В поэме смысл образа многогранен: это история России, символ развития человеческий нации, олицетворение разных судеб, отличие русского характера, эпитет бездорожья. Основная нагрузка на образ – судьба русского народа, каждого его сословия: мужика, чиновника, помещика.
Сочинение на тему Образ дороги в поэме Н В Гоголя Мертвые души читать бесплатно
Образ дороги
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» считается одним из лучших произведений автора и занимает достойное место в русской литературе XIX века. Это произведение имеет глубинный смысл и раскрывает сразу несколько насущных тем.
Автор сумел мастерски показать Россию того периода и последние дни крепостничества. Особое место в произведении занимает тема дороги. Главный герой, Павел Иванович Чичиков, путешествует из города в город в поисках «продавцов» мертвых душ.
Именно через движение главного героя по дорогам складывается широкая картина жизни на Руси.
Поэма начинается «дорогой» и заканчивается ею же. Однако если вначале Чичиков въезжает в город с надеждами на скорое обогащение, то в конце он убегает из него, чтобы спасти свою репутацию. Тема дороги чрезвычайно важна в произведении.
Для автора дорога – это олицетворение жизни, движения и внутреннего развития. Дорога, по которой едет главный герой, плавно превращается в дорогу жизни.
Когда он плутает по запутанным дорогам, пролегающим в глуши, порой никуда не ведущим, это символизирует обманный путь, который он выбрал для своего обогащения.
В произведении есть примечательная фраза, которую роняет помещица Коробочка и, которая раскрывает суть дороги. Когда Чичиков интересуется у нее, как добраться до большой дороги, она отвечает, что объяснить не мудрено, да поворотов много. Эти фразы несут символический смысл.
Читателю вместе с автором предлагается подумать над тем, как же добраться до «большой дороги» жизни. И тут же звучит ответ, что добраться то можно, только препятствий и трудностей на пути будет много.
Таким образом, автор на протяжении следующих глав выступает в роли провожатого и ведет своего героя по запутанным дорогам из одного поместья в другое.
В завершающей главе следует лирическое отступление о дорогах России. Это своеобразный гимн движению, в котором Русь сравнивается с несущейся тройкой. В этом отступлении автор переплетает свои две любимые темы: тему дороги и тему России.
В нем просматривается смысл исторического движения страны. Для автора именно в дороге заключается вся русская душа, ее размах и полнота жизни. Таким образом, дорога в произведении – это и есть сама Русь. Она должна привести страну к лучшему, светлому будущему.
Более того, она должна возродить общество, запутавшееся в противоречиях жизни.
см. также: Другие сочинения по произведению Мёртвые души, Гоголь
Характеристики главных героев произведения Мёртвые души, Гоголь
Краткое содержание Мёртвые души, Гоголь
Краткая биография Николая Гоголя
Дорога главного персонажа
Богатый образами язык писателя помогает представить главного героя Чичикова. Дорога характеризует его движение. Он едет на бричке, о колесе которой рассуждают мужики: доедет ли? Шаткое устройство спасает персонаж от Ноздрева. Композиционно колесо, как круг замыкает поэму. Сомнения крестьян о прочности колеса на первых страницах книги завершаются их поломкой. Автор за каждым действием скрывает глубокий смысл. Читателю приходится отвлекаться и рассуждать. Прямых ответов нет. Зачем классик задерживает Чичикова в городе? Может, чтобы он остановился?
Выбрал другой путь? Отказался от нелепой затеи, увидев все кощунство, бездуховность, которая в ней скрывается?
Дороги предприимчивого афериста беспорядочны. Сам он не следит за бричкой, доверяя эту работу кучеру. Дорога заводит Павла Ивановича в такие глухие места, что в них страшно оказаться на сломанной телеге.
Помещик смел или безрассуден? Возможно, и то, и то. Дорога – не меняет мошенника, она поглощает его, делая черствым и жадным. Получается у всех людей своя дорога, свой жизненный путь, свое восприятие России.
Назначение образа
Дорожные путешествия встречаются в большинстве произведений Гоголя. Центральные персонажи постоянно находятся в движении, куда-то направляются, устремляются. В таком состоянии «пути» находится вся Россия. Образ дороги в «Мертвых душах» призван выступать в роли яркого противопоставления омертвлению. Будучи в движении, невозможно утратить качества настоящего человека. Хотя главному герою удается разрушить этот стереотип.
Дорожный образ, в авторском понимании, позволяет осветить такие важные темы:
Освещая все эти проблемы, символический образ дороги в поэме показывает свою многогранность. Он указывает, насколько верным или неправильным может быть путь по жизни человека. При этом он выступает в качестве символа истории России, развития нации, судьбоносных решений, отличительных черт характеров, судьбы народа.
Лирическое отступление
Автор предлагает несколько лирических отступлений, который можно признать отдельными художественными произведениями. Отступление от текста «О дороге» – одно из самых лиричных, оно помогает понять образ дороги в «Мертвых душах». Без него тема будет раскрыта только поверхностно. Каждое слово приводит в трепет читателя, все точно и реально:
Природа в дороге – это друг, который становится собеседником. Он мил, приятен, умеет слушать, не отвлекает, не мешает, а располагает к откровенности. Сколько мыслей пролетает в голове путников, не перечесть.
Нравится писателю тишина, одиночество. Красиво сияние месяца, мелькают полотняные платки, развешанные хозяйками. Крыши домов блистают. За каждым словом встает образ:
Даже холод не пугает в дороге. Он славный, чудный, свежий. По-особенному с волшебством описана ночь: «какая ночь совершается в вышине!
», «небесные силы». Темнота не пугает читателя, а завораживает.
Дорога – это помощница писателя. Она выносила и спасала его, когда он «погибающий и тонущий» хватался за нее как «за соломинку». Дорога – писательская муза. В пути родилось множество «чудных замыслов, поэтических грез».
Дивные впечатления ночи отвлекают от тяжелых мыслей гибели души русского помещика. Написать сочинение «Образ дороги в поэме «Мертвые души», опираясь на предложенный материал, станет намного проще.
Презентация “Русь-тройка. Образ дороги в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души””
Образ дороги в поэме
ПРЕЗЕНТАЦЮ ПОДГОТОВИЛА Волкова Л.Б., учитель русского языка и литературы Каменской основной школы Первомайского района Оренбургской области
Мотив дороги в поэме очень многогранен.
Дорога является помощником Гоголю в создании композиции поэмы, образ дороги является композиционным стержнем.
Образ дороги воплощается в прямом, непереносном значении – это то ровная дорога, по которой мягко едет рессорная бричка Чичикова(«Лошадки расшевелились и понесли, как пух, легонькую бричку»), то ухабистые проселки, а то и непролазная грязь, в которой вываливается Чичиков, добираясь к Коробочке («Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку»). Дорога сулит путешественнику самые разные неожиданности: направляясь к Собакевичу, Чичиков оказывается у Коробочки, а перед кучером Селифаном «дороги расползались во все стороны, как пойманные раки…».
В образе дороги воплощен и житейский путь героя («но при всем том трудна была его дорога…»), и творческий путь автора: «И долго еще определено мне чудной властью идти под руку с моими странными героями…»
Совершенно иной смысл получает этот мотив в знаменитом лирическом отступлении одиннадцатой главы: дорога с несущейся бричкой превращается в путь, по которому летит Русь, «и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
В этом мотиве – и неведомые пути русского национального развития: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа», представляющие противопоставление путям других народов: «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество…».
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”
Образ птицы-тройки в поэме «Мертвые души»
«Мертвые души» не случайно названы автором поэмой. Несмотря на то что это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления.
Этот прием универсален, у разных авторов он служит для выполнения разных задач. Так, например, у А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» через лирические отступления создается образ самого автора, участвующего в повествовании. Н. В. Гоголь использует этот прием по-другому. В лирических отступлениях, наиболее мелодичных, действительно лиричных частях поэмы, у него проходит тема, одна из самых важных во всей русской литературе — тема России. Самое известное такое отступление — отрывок, приведенный в одиннадцатой главе первого тома. В этом отрывке Гоголь создал образ птицы-тройки, в котором воплотил свои представления о России.Тройка появилась в повествовании в самом начале главы еще не как птица, но уже как намек на будущий образ. Восторги Чичикова «у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!» прерываются пронесшейся «как призрак» и моментально исчезнувшей «с громом и пылью» тройкой. Этот эпизод наводит Чичикова на размышления о дороге: «какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!». Такой прием — соединение в нескольких строчках России, тройки и дороги — используется писателем для того, чтобы наиболее полно раскрыть в дальнейшем образ птицы-тройки, объединяющий эти три понятия.Дорога для Гоголя является своего рода символом России, неотделимой ее частью. «Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и всякий раз ты меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений. » Эти слова принадлежат Гоголю и выражают именно его чувства, а никак не Чичикова.Действительно, широка Русь: «как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города» и дороги, дороги, сплошные дороги. Но не только из-за этого объединяются в душе и творчестве Гоголя эти две темы. Для него Россия — постоянно развивающаяся, несущаяся вдаль, «вдохновенная Богом», самая лучшая страна в мире. «Косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». И дорога выступает символом этого движения вперед.При создании образа птицы-тройки не остается без внимания и ее создатель — «ярославский расторопный мужик». В этом «ярославском» мужике, смастерившем тройку, видится обычный русский человек, которому птица-тройка — Россия — обязана своим существованием. Таким образом, в этом лирическом отступлении подводится итог еще одной теме, затронутой в поэме, — теме русского крестьянства: «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?».Гоголь глубоко патриотичен, его поэма является своеобразным признанием в любви России. Эта тема проходит сквозь все главы «Мертвых душ» и завершается восторженным, восхищенным обращением к России, которая видится ему как «бойкая, необгонимая» птица-тройка. Находясь далеко, Н. В. Гоголь постоянно мыслями возвращался к родной земле, понимал ее и чувствовал, как никто другой, ее загадочность: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Дорога в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». презентация к уроку (10 класс) по теме
Назначение образа
Дорожные путешествия встречаются в большинстве произведений Гоголя. Центральные персонажи постоянно находятся в движении, куда-то направляются, устремляются. В таком состоянии «пути» находится вся Россия. Образ дороги в «Мертвых душах» призван выступать в роли яркого противопоставления омертвлению. Будучи в движении, невозможно утратить качества настоящего человека. Хотя главному герою удается разрушить этот стереотип.
Дорожный образ, в авторском понимании, позволяет осветить такие важные темы:
Освещая все эти проблемы, символический образ дороги в поэме показывает свою многогранность. Он указывает, насколько верным или неправильным может быть путь по жизни человека. При этом он выступает в качестве символа истории России, развития нации, судьбоносных решений, отличительных черт характеров, судьбы народа.
Видение дороги автором и Чичиковым
Писатель вместе с центральным героем поэмы «Мертвые души» путешествует по городским окрестностям неизвестного населенного пункта. Читая отрывки с упоминаниями о дороге и цитаты, создается впечатление, что Николай Васильевич прекрасно знаком с городом.
Несмотря на нелицеприятные пейзажи, автор вспоминает родные края. Ему кажется, что такие тернистые тропы — это пути, ведущие к славе, известности и признанию. Творчество Гоголя всегда считалось неоднозначным. Ему приходилось пройти через множество трудностей.
Чичиков — персонаж, любящий ездить по дорогам. Ему нравится быстрая езда, бездорожье, мягкие грунтовые тропы. При этом увиденные им пейзажи вызывают неприязнь. Местность выглядит разбросанной, бедной, покрытой ухабами.
Для Чичикова же дорога становится олицетворением его жизненного пути. Он путешествует по заброшенным тропинкам и городским закоулкам. Он движется навстречу грязи, шатким мостам, шлагбаумам. Это говорит о ложном направлении героя.
Образ дороги и его реализация в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (урок-исследование в 9 классе)
Каменская Валентина Владимировна
Образ дороги и его реализация
в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
(урок-исследование в 9 классе)
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» начинается так:
Целевая установка для исследования.
Чтобы понять, что именно заметил Н.В. Гоголь, путешествуя вместе с героем, Чичиковым, по нашей русской земле, важно проанализировать, как реализуется дорога в произведении, что такое особенное видно только в дороге.
Существуют многочисленные толкования многозначного слова «дорога». В.И. Даль определяет его содержание следующим образом: ездовая полоса; накатанная или нарочно подготовленное различным образом протяженье для езды, для проезда или прохода; путь, стезя; направленье или расстоянье от места до места; самая езда или ходьба, путина, путешествие. Он отмечает, что дороги бывают большие, т.е. общие, почтовые и торговые; малые — уездная, от городка до городка, в стороне от больших; проселочные от селенья к селенью в стороне от малых.
С.И. Ожегов рассматривает дорогу в следующих значениях: полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения; место, по которому надо пройти или проехать, путь следования; путешествие, пребывание в пути; и, наконец, в последнем, наиболее интересном для нас: дорога есть средство достижения какой-нибудь цели, жизненный путь. Идти своей дорогой – пример употребления слова в этом значении.
Таким образом, существующие определения дороги во многом схожи. В данном слове отражается местность, время, человеческая личность и ее судьба.
Анализ текста. Текстовое моделирование. Работа с маршрутной картой главного героя.
Представляется интересным пронаблюдать, как все эти и другие, не представленные в словарях значения, постепенно раскрывает Н.В. Гоголь в соответствии с траекторией маршрута Чичикова, озадаченного покупкой «мертвых душ» (рисунок 1). Кривизна линий на рисунке отражает неблагоприятные повороты дороги.
Рисунок 1 — Дорога Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Сначала «дорога» реализуется в значении «путь следования». Это приведенные ниже авторские описания города N и поместья Манилова:
1. «В губернию въезжаешь как в рай, дороги везде бархатные…» (город N).
2. «С громом выехала бричка из-под ворот гостиницы на улицу» (из города к Манилову). Чичиков понесся наконец по мягкой земле. Едва только ушел назад город, как уже пошел писать, по нашему обычаю, чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор».
3. «Проехавши две версты, встретили поворот на проселочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа все еще не было видно. Деревня немногих могла заманить своим местоположением (Маниловка).
По направлению к помещице Коробочке, вынужденному месту остановки, значение сохраняется (рисунок 1, верхний объект):
«Дождь, однако же, казалось, зарядил надолго. Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку. Темнота была такая, хоть глаз выколи. Между тем Чичиков стал примечать, что бричка качалась на все стороны и наделяла его пресильными толчками; это дало ему почувствовать, что они своротили с дороги и, вероятно, тащились по выбороненному полю».
На пути к Собакевичу Чичиков с кучером Селифаном попадают в бездорожье. Сбиться с дороги означает «оказаться где не надо». Если в дороге дождь, то, согласно одной из народных примет, возникнет преграда.
И действительно, окажись Чичиков сразу у Собакевича, помещика которого, как и Манилова, он сразу, на балу у губернатора интуитивно выделил для совершения сделки, предприятие, наверно, завершилось бы быстро и успешно. Ведь именно Настасья Петровна Коробочка на неподкованных лошадях ехала за тридевять земель в губернский город, чтобы выяснить, не продешевила ли мертвые души. Оценка Н.В. Гоголем местности, где «дороги расползались во все стороны, как пойманные раки, когда их высыпают из мешка» является показателем отдаленности ее поместья от города, куда она по причине своей жадности, не раздумывая долго, прибыла.
Возвращаясь от Коробочки, Чичиков, как известно, случайно встретился в трактире с Ноздревым, что послужило еще одним отклонением героя от намеченного маршрута. «Здесь Чичиков велел остановиться по двум причинам. С одной стороны, чтоб дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтоб и самому несколько закусить и подкрепиться (трактир, где салфетки накрахмалены до состояния дыбившейся сосновой коры)». Ноздрев, помещик взбалмошный и сумасбродный, готовый каждую минуту ехать хоть на край света, пригласил героя в гости. «- Послушай, Чичиков, ты должен непременно теперь ехать ко мне, пять верст всего, духом домчимся…» Визит к Ноздреву отдалил Чичикова от цели, поскольку договориться с ним о сделке оказалось невозможно. В дороге к Ноздреву присутствует смысл непредсказуемости некоторых обстоятельств, возникающих как преграда на пути к намеченной цели, которым никак нельзя противостоять и с которыми нельзя смириться (рисунок 1, нижний объект).
Далее последовала мимолетная встреча Чичикова с губернаторской дочкой, сопровождаемая ироничным авторским комментарием о превратностях человеческой судьбы. «Везде поперек каким бы ни было печалям, из которых плетется жизнь наша, весело промчится блистающая радость, как иногда блестящий экипаж с золотою упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стекол, вдруг неожиданно пронесется мимо какой-нибудь заглохнувшей бедной деревушки».
Дорога к Собакевичу соотносится в поэме с описанием грубого и устойчивого характера помещика, у которого все категории строго разграничены. «Деревня показалась ему дольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева; посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, — дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов». Чичиков был потрясен результатами состоявшей коммерческой сделки, в большей степени выгодной для Собакевича, чем для него. Таким образом, применительно к Собакевичу «дорога» раскрывается в значении «средство, способ для достижения чего-либо: род жизни», выделенном В.И. Далем.
А по пути к помещику Плюшкину обозначается тема завершения всех земных дорог, соотносимая с «образом мыслей, дел и поступков человека»
«Чичиков не заметил, как въехал в средину обширного села со множеством изб и улиц. Скоро, однако же, дал заметить ему это препорядочный толчок, произведенный бревенчатой мостовою… Эти бревна, как фортепианные клавиши, подымались то вверх, то вниз, и необерегшийся ездок приобретал или шишку на затылок, или синее пятно на лоб, или же случалось своими собственными зубами откусить хвостик собственного же языка. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях…»
В финальной сцене I тома «Мертвых душ Чичиков покидает губернский город. «Всю дорогу он был весел необыкновенно, посвистывая, наигрывая губами, приставивши ко рту кулак, как будто играл на трубе, и наконец затянул какую-то песню…»
Дорога в значении жизнь, жизненный путь является итогом авторских размышлений.
Нельзя не заметить, как Н.В. Гоголь следует повсюду за своим героем, наблюдая за его движениями, за русскими дорогам, людьми. Сама поэма — писательский труд — дорога его мысли, развернутой во времени (1835-1825). Не случайны вставки: «В дорогу! В дорогу! Прочь набежавшая на чего морщина и строгий сумрак лица! Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками и посмотрим, что делает Чичиков»
Дорога в тексте поэмы Гоголя воплощается во всех своих основных значениях, приобретает приращенные русские края; попытка найти путь духовного возрождения человека; боль за Россию, одновременно являясь текстоорганизующей единицей и одним из фоновых элементов оценки личности человека.
Путь главного героя
Писательский язык, обогащенный образами, сравнениями, помогает читателям понять мотив сравнения дороги с жизненным путем главного героя поэмы. Она характеризует движение Чичикова. Он едет по городу NN на бричке. В это время мужики-попутчики рассуждают о том, доедет ли гость к пункту назначения.
Шаткая конструкция становится настоящим спасением героя от Ноздрева. В описании колеса композиционно становится образ замкнутого круга. Каждое движение поломанного устройства скрывает глубокий авторский смысл. Писатель умышленно задерживает Чичикова в городе, чтобы тот не пошел по кривой дорожке, отказался от плохой затеи, отказался от кощунства и сохранил человеческий облик.
Помещик становится заложником собственной судьбы (дороги). Он утрачивает отзывчивость. Остается лишь безрассудство, черствость, жадность, поэтому дорожные тропы предприимчивого афериста настолько беспорядочны, извилисты, тернисты, глухи.
Типичность города
NN мало примечателен.
Точнее, в нем нет каких-то особых строений, необычных зданий или памятников. Автор хотел, чтобы в его образе можно было легко увидеть любой город России. Жизнь течет размеренно и спокойно. Как будто кто-то свыше запустил его ритм и не дает отвлекаться. Нет событий, меняющих ход жизни. Даже похороны проходят как привычное дело, без траура, митингов и взрывов эмоций. Каждый день начинается с привычных мероприятий: визиты к чиновникам. Также размерено идет день к вечеру. Автор не выделяет жителей по описанию:
Практически все жители не имеют имен.
Здесь, как и по всем губерниям, важен чин, а не человек.
В городе быстро распространяются слухи.
Сплетничать любят не только женщины, но и мужчины. Сплетни разлетаются с мгновенной скоростью, обрастая новыми сведениями. Никто не удивляется рассказам, наоборот, они вносят свои поправки, не смущаясь лжи и наговора на незнакомого или мало знакомого человека.
Великий классик сумел под образом одного населенного пункта показать российские города. Можно искать намеки на один город, но в этом нет смысла. Цель автора была другой. Но понятно, что интересно, кто стал прообразом места, посещенного Чичиковым. Большинство ученых склоняется к Твери, но размышлять и искать новые данные может каждый читатель.
Лирическое отступление
Нередко школьникам задают задание — написать на тему лирических отступлений в «Мертвых душах» сочинение. В таком случае следует упомянуть о нескольких из них, несущих значение отдельных, вполне полноценных произведений. Отступление от проблематики дороги является наиболее лиричным, раскрывающим образ пути. Авторские слова заставляют сердца читателей трепетать, представлять пейзажи максимально четко, слышать дорожные звуки:
Каждое авторское слово рисует в уме образы. Гоголь наслаждается своим путешествием. Дорога становится для него товарищем и собеседником — милым, приятным, умеющим выслушивать, не отвлекающим, не мешающим, откровенным. Автор радуется тишине и одиночеству, освежающему холоду, завораживающей ночной темноте.
Эмоции писателя позволяют позабыть о том, какой путь выбрал русский помещик, приведший того к гибели души. Дорожные виды вдохновляют, спасают от переживаний, навевают приятные воспоминания, отвлекают от тяжелых мыслей. Для Николая Васильевича именно дорога стала причиной зарождения чудных замыслов и поэтических грез. Говоря кратко, автор пытается донести идею того, что каждый сам вправе выбирать свой путь, играть особую роль, вести определенный образ жизни.