Что означает на гербе гусь
Боги Славян
Добрый день!
Фонтан «Гуси» в городе Минске
ЗООЛОГИЯ. Птицы. Отряд ГУСЕОБРАЗНЫЕ
Говорят, что гусь — это птица, приносящая всем благо, символизирующая нам взлеты и падения, но обычно всегда поднимающаяся вверх для новых свершений.
ПОКРОВИТЕЛЬСТВО. Гусь считается птицей Даждьбога.
Растение есть — Гусиный лук, хорошее лакомство для гусей.
Дикий гусь в городе Вава
ИЗ ИСТОРИИ: Известен интересный исторический факт о том, что гуси, услышав тихо приближающиеся к городу большое вражеское войско, своим громким клекотом предупредили всех защитников города, и тем самым спасли Рим. И символизирует с тех пор гусь бдительность и довольно неожиданный вклад в нужное дело.
В СКАЗАНИЯХ. Говорят, что когда русалкам становится скучно, они завертывают за спиной у гусей их крылья одно за другое.
рисунок Марины Ордынской
В СЛАВЯНСКИХ ЛЕГЕНДАХ.
Согласно одному из мифов, бог Ра появился на этот свет из яйца, которое снёс гусь, что звался Великий Гоготун.
Интересно, что Ока, приток славянской Ра-реки (Волги), имеет среди своих многочисленных притоков – Гусь и Москву.
Имя Москва в своих корнях имеет Мося — старославянского бога. А у Мося священным животным был гусь.
Больше всего нам, конечно, в сказках Гуси-Лебеди из одноименной сказки знакомы.
Птицы сильные, вот жаль только, что отрицательному персонажу служили: что Баба-Яга говорила, то и делали.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ имеют гуси-лебеди, что служили Бабе-Яге.
Но служили верно. Вот попросила она упитанного мальчика принести — гуси так и сделали…
На кадре из мультфильма «Ивашка из Дворца Пионеров» момент перевоспитания: гуси возвращают Ваню обратно.
В этой русской народной сказке мальчику помогает ободранный гусенок.
Именно он на своих крыльях приносит Терешечку обратно, к родимому дому.
В благодарность гусенка откормили да отпоили, и на волю-волюшку выпустили. С тех пор стал он широко своими крыльями махать, да впереди стада гусиного летать да и Терешечку добрым словом вспоминать.
Мартином звали любимого маминого гуся в сказке Сельмы Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями». Мартин проявил себя как настоящий друг, он помогал Нильсу в трудных ситуациях и, главное, Мартин сумел отстоять право Нильса жить к гусиной стае, хотя Нильс — и человек. Увы, но для гусиной стаи «человек» — это звучит плохо!
МНОГОРАЗОВЫЙ ГУСЬ. Удивительного гуся подарил мужику Леший. Стоит только сказать: Встряхнись гусь, встрепенись гусь, да скорее иди на сковородку ложись. Гусь тут же перышки сбросит, на сковородку уляжется — и готов к запеканию. А потом гуся можно оживить, и на следующий день — снова запечь. Помимо кулинарного многоразового использования, обладал этот гусь и другой способностью — мог «приклеивать» к себе чужих людей. Встречается в сказке «Диво дивное, чудо чудное»
В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА:
«Гусиная кожа»,
Гусь лапчатый
«Гуси Рим спасли»
Передвижение гусиным шагом — на присядках.
Не дразни гусей — не провоцируй! не делай гадостей, ибо реакция окружающих тебе может не понравиться.
Ну ты и гусь! — так говорят тому, кто тебя удивил чем-то не совсем положительным. Обычно так отзываются о мелких мошенниках (ну он и гусь)
СИМВОЛИКА. Гусь символизирует свободу и чуткость,чистоту и супружескую верность.
Гусь — священная птица египетского бога Амон-Ра.
ЕЗДОВОЕ ЖИВОТНОЕ. Именно им в Индии служит Гусь у Брахмы. Правда, некоторые утверждают, что это Брахме служит не Гусь, а Лебедь.
ПАМЯТНИКИ ГУСЯМ есть в разных городах:
Встречается в игре «Территория Фермеров»
Гусь на гербе Убинского района, г.Стерлитамак и г.Уржум
Гусь на гербе Убинского района Новосибирской области, г.Стерлитамак, Башкирия и г.Уржум, Кировской области
Гусь в геральдике или на гербах каких городов есть гуси?
Гусь есть на гербе г.Череповец (Львовская область Украины)
герб города Гусь-Хрустальный
А еще красивый гусь на гербе города Гусь-Хрустальный
гусь на гербе Поседарье
Гусь есть на гербе общины Поседарье (Хорватия)
(651) Подборка выполнена для сайта
Что означает на гербе гусь
Гусь символизирует чуткость, посвящение, свободу, чистоту, а также супружескую верность.
В кельтской традиции гусь и лебедь могут быть взаимозаменяемыми.
В христианской традиции обозначает бдительность и провидение.
Гусь на гербах
— герб Убинского района (Новосибирская область, Россия) | |
— герб Шадринского района (Курганская область, Россия) | |
— герб города Уржум (Кировская область, Россия) | |
— герб Чепкас-Никольского сельского поселения (Чувашия, Россия) | |
— герб муниципального образования Каскаринское (Тюменская область, Россия) | |
— герб муниципалитета Армантель (Франция) | |
— герб Арзамасского муниципального района (Россия) | |
— герб города Путлиц (Германия) |
Занимательные факты
Оказывается, что герб России является фракталом. На скипетре расположен орёл, держащий скипетр, который держит орла и т.д.
Орнамент на флаге Беларуси обновлялся за свою историю уже трижды
Что означает на гербе гусь
Гусь издревле был очень почитаемой птицей. Он рассматривался как птица-посредник между людьми и высшим миром. Гусей часто приносили в жертву.
Гусь считается солярной птицей, символика которой связана с жизнью, созиданием и возрождением. Такой же символизм присущ гусыне и яйцу, которое она сносит. Как и многие другие птицы, гусь олицетворяет женскую плодовитость, материнство, хозяйственность, стремление «взять под крылышко» и опекать детей и супруга. Гусыня связывается с женственностью, с присущими женскому полу красотой и поверхностным умом, с заботливостью и привычкой посплетничать.
Гусь был атрибутом солнечного бога Аполлона, Афродиты, Гермеса. Бог любви Эрот летал верхом на гусе, а Приапа постоянно сопровождали священные гуси. Гусь также был спутником Ареса, который считался не только богом войны, но и страстной любви, плодовитости.
На Капитолийском холме в Риме держали гусей, посвященных богине Юноне. В 370 г. до н.э. гогот этих гусей предупредил римлян о нападении галлов, их атака была отбита, а гуси стали считаться спасителями Рима. После этого случая важнейшими символическими свойствами гуся стали бдительность, осторожность, чуткость и предусмотрительность.
Великий гоготун
Египтяне почитали гуся как священную солнечную птицу, участвовавшую в создании всего сущего, называя его Великий Клекочущий или Великий Гоготун. Гусь снес космическое яйцо, из которого вылупился бог солнца Ра. По другой версии, сам гусь вылупился из огромного солнечного яйца и создал Вселенную.
Гусь олицетворял душу фараона, а когда новый властитель восходил на престол, четыре гуся выпускались по разным сторонам света, чтобы возвестить всему миру об этом событии. В день зимнего солнцестояния гусей приносили в жертву. Гусь в данном случае символизировал солнце, которое с каждым днем будет светить все дольше и дольше, возрождаясь к новой жизни. Гусь был священным атрибутом богов Амона, Озириса, Геба и Тота, а также богини Изиды.
Что означает на гербе гусь
Точность | Выборочно проверено |
Полнота | базовая |
Читаемость | приемлемая |
греч. — chen лат. — anser нем. — Gans чешск. — Hus Символически значимы образы как дикого, так и домашнего гуся. В первом случае гусь выступает по преимуществу солярным символом, благодаря сезонным миграциям, совпадающим с солнечными равноденствиями — говорят, что гусь «следует за солнцем». В ряде языков понятия солнца и гуся передаются сходными языковыми элементами. В космогонических мифах гусь нередко выступает как птица хаоса, но вместе с тем и как творец вселенной, снёсший золотое яйцо — солнце. Хорошо выражен сексуальный символизм гуся, основанный с одной стороны на фаллообразности вытянутой и покачивающейся шеи у возбуждённого гуся, с другой — непрерывность высиживания и новой кладки яиц гусыней. Кроме того, замечено, что супружество гуся и гусыни не знает измен. Домашний гусь чаще всего предстаёт в образе болтливого, по-матерински заботливого и глуповатого существа. Солнечный и благотворный символизм дикого гуся во многом совпадает с символизмом лебедя, нередко они взаимозаменяемы, особенно в кельтской традиции. СодержаниеСолнечная птица: дикие гуси появляются в дельте Нила во время зимнего равноденствия, как бы возвещая возрождение светила. Выступает посланцем богов, посредником между Небом и Землёй. Гусь Нила, «Великий Гоготун» или «Великий Клекочущий» — создатель мира: он снёс Космическое яйцо, из которого вылупилось Солнце — Амон-Ра. В день зимнего солнцестояния, гуси приносились в жертву как символ возвращающегося Солнца. Гусь служит эмблемой фараонов (как символ Солнца, воплощением которого и является фараон). При вступлении на престол очередного фараона, было принято выпускать четырёх гусей — на все стороны Света (как вестники). Иероглиф, изображающий гуся служит для написания слова «сын» (Ф. Порталь). Поскольку европейские дикие гуси отправляются на зимовку на Средиземноморское побережье (к Чёрному и Каспийскому морям), для греков и римлян их прилёт был знаком наступления зимы. В греческой мифологии гусь, подобно лебедю, выполняет роль перевозчика душ умерших в подземное царство. Также символизирует любовь, хорошую хозяйку. По свидетельству современников, Сократ любил клясться гусём. В Риме на Капитолийском холме содержались священные гуси, посвящённые Юноне Монете (по другой версии Марсу). По их поведению и аппетиту, жрецами трактовались благоприятные или неблагоприятные ауспиции — предсказания. Эти гуси при осаде в 390 г. н. э. Рима галлами под предводительством Бренна (Бреннуса) оповестили своим гоготаньем защитников города о нападении галлов с тыла. С того времени «капитолийские гуси» служат эмблемой бдительности, а также неожиданного косвенного вклада в важное дело. В кельтском эпосе — символ войны и атрибут воинственных богов. Как и лебедь, выступает посредником между людьми и миром духов. У крестьян многих стран распространён обычай пускать гусей на сжатое поле. Гусь, приготавливаемый на день Св. Михаила и на Рождество, олицетворяет убывающую и возрастающую силу солнца. К рудиментам древних представлений (обрядов) относится популярная игра в гуся (гусей) — с помощью бросания костей, находить дорогу в лабиринте… Возможно, следует вспомнить и русскую игру: «Гуси-гуси, га-га-га!» В ряде сибирских традиций известен т. н. «гусиный дух», ведавший судьбой. Выступает «ездовым животным» для души умершего. Дикий гусь — небесная птица, ян, мужество, свет, воодушевление, скорость, осень. Из-за регулярности сезонных миграций рассматривается как птица-посланник, приносящая добрые вести. Подобно утке, служит символом супружеских верности и счастья. По обычаю, его дарят молодожёнам на свадьбу как талисман, помогающий любви в браке. В искусстве Китая и Японии на первый план выступает значение гуся как осенней птицы, связываемого благодаря этому с Луной. Хамса — вахана Брахмы, изображается как дикий гусь (или как лебедь). В его образе представляется созидательный принцип (некто самосущий). Означает также свободу от уз (духовная чистота конечной свободы), духовность, преданность, учение и красноречие. В представлении браминов гусь помогает душам вырваться из непрерывного круга существования. Рассматривается как воплощение Святого Духа, жизни, возрождения… Символ предусмотрительности и бдительности. Олицетворение бдительности и провидения. Жертвенная птица, традиционное блюдо на день святого Мартина (11 ноября) и на Рождество. Атрибут Св. Мартина Турского — согласно легенде, святой умер, объевшись на дружеском ужине гусиным жиром. В Средние века в Европе гуси — ездовые животные ведьм и колдуний. Соотносится с зодиакальным знаком Водолея. В гадании по снам — не слишком щедрая похвала, вознаграждение. Филиппе, некий флорентиец, овдовел и удалился вместе с единственным своим сыном в горы, чтобы оградить его от дьяволов города. Так было, пока сын не вырос и не отправился сопровождать отца во Флоренцию. По пути они повстречали компанию девушек, возвращавшихся со свадьбы. «А это что такое?» — спросил сын. «Не обращай внимания, — ответил отец. — Это молодые гусыни, от них только беда». Отец сделал юноше выговор за его желание взять одну из них с собой домой. Сюжет встречается во французской живописи рококо: молодой человек спрашивает своего престарелого родителя по поводу проходящей мимо группки болтающих девушек. Пословицы и поговорки: Краткая гусиная энциклопедияОт Древнего Египта до борьбы с «санкционкой»: образ гордой птицы в мировой культуре Гусь в мифологииМиграции гусей в целом совпадают с солнечным циклом: после осеннего равноденствия они улетают на юг, после весеннего — возвращаются на север. Во многих древних мифологиях это сделало дикого гуся важным солярным символом. У южных народов (египтян, греков, римлян) прилет гусей символизировал наступление зимы. В дельте Нила птицы появлялись аккурат к зимнему солнцестоянию, когда день начинает прибывать. Так что для египтян прилет гусей означал возрождение Солнца. В их мифологии Солнце родилось из яйца, снесенного Великим Гоготуном. Соответственно, у северян (кельтов, германцев, славян) отлет гусей означал конец лета, а их возвращение было предвестием весны: они как бы носят с собой тепло. Перелетная стая гусей в северном фольклоре — враждебная сила: достаточно вспомнить русских гусей-лебедей, которые служат Бабе-яге и похищают маленького Иванушку. Кстати, «гуси-лебеди» — это не сборище разных птиц, а однородная стая: лебедь — ближайший родственник дикого гуся, их часто смешивали, так что выражение «гуси-лебеди» — это примерно как «травушка-муравушка». Согласно мифологической трактовке «Гусей-лебедей», братец Иванушка — это юноша, проходящий обряд инициации, а сестрица Аленушка — помогающая ему жрица. Гуси-лебеди выступают в роли психофоров, то есть переносчиков душ между мирами. Подобными функциями диких гусей наделяли многие северные мифологии, в том числе сибирские. Медумские гусиГробница в Медуме (Мейдуме) сооружена в первой половине III тысячелетия до нашей эры, еще до того, как египтяне начали строить пирамиды. В 1871 году, исследуя эту гробницу, француз Огюст Мариет и итальянец Луиджи Вассали обнаружили в одном из помещений великолепную роспись, ныне известную как «Медумские гуси». Вассали снял роспись со стены по кускам и заново собрал в музее в Булаке (Мариет был его основателем, а Вассали — куратором). Ныне роспись хранится в Каирском музее и считается одним из главных шедевров древнеегипетского искусства. Впрочем, в 2015 году директор итальянской археологической миссии в Египте Франческо Тирадритти заявил, что считает «Гусей» подделкой. Известно, что Вассали был отличным художником. Стиль «Гусей», в том числе реалистичность изображения, уникален для Древнего Египта. Трещины, по мнению Тирадритти, не похожи на те, которые появились бы при снятии росписи со стены. И это не говоря о том, что такого разнообразия гусей (на росписи представлены три вида птиц) в Древнем Египте не водилось. Сомнения Тирадритти остаются предметом ожесточенной дискуссии среди египтологов. Гусь как сексуальный символГреки и римляне чаще имели дело с домашними гусями, чем с дикими. Тут на первый план выступает сексуальная символика. Во-первых, домашние гуси моногамны. Во-вторых, сексуально возбужденный гусь ведет себя очень характерно: вытягивает шею и покачивает ею, так что в ней видится что-то фаллическое. Наконец, в-третьих, гусыня откладывает и высиживает яйца непрерывно, что делает ее идеальной матерью. Именно поэтому в Риме гуси жили при храме Юноны, богини брака и материнства. По поведению таких священных птиц (не только Юнониных гусей) особая жреческая коллегия — авгуры — проводила ауспиции, официальные гадания, по которым определяли распорядок народных собраний. Сократ клянется гусемУченики Сократа, сохранившие немало его изречений, сообщали, в частности, что он довольно часто клялся собакой, бараном или гусем. В том, что это означает, современные исследователи не вполне уверены. Возможно, Сократ тем самым демонстрировал пренебрежение к суетным клятвам. Возможно, имеются в виду животные, которых, по идее, надо принести в жертву при произнесении клятвы; Сократ же бросает: «клянусь гусем» — так мы говорим «ей-богу» или «бог свидетель», не подразумевая при этом серьезной апелляции к божественному авторитету. Наконец, это может быть проявлением благочестия: Сократ говорил «клянусь гусем» вместо, например, «клянусь Зевсом», чтобы не поминать бога всуе. Гуси Рим спаслиЭту историю мы знаем от Тита Ливия — римского историка рубежа нашей эры («История Рима от основания города», книга V, глава 47). Она произошла в начале IV века до нашей эры, когда Римская республика была молода и еще не выступила за пределы Италии. С севера пришли сеноны — кельтское племя во главе с Бренном. Римляне называли их, как и всех кельтов, галлами. Они разгромили римское войско и разграбили город. Последним оплотом римлян был Капитолийский холм — укрепленный сакральный центр города, где стояли главные храмы. От голода стражу сморил сон, уснули даже собаки. А вот гуси, посвященные Юноне (и лишь поэтому до сих пор не съеденные), не спали. И когда враги под покровом ночи попытались прорваться на Капитолий, они подняли гогот и перебудили римлян. Атака была отбита. Римлянам все равно пришлось откупаться от Бренна, но заслуга гусей, спасших остатки римской чести, не забыта по сей день. Лучшая в мире подтиркаВ 13-й главе «Повести о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля» Франсуа Рабле вкладывает в уста своего героя, совсем еще юного, легендарное рассуждение о подтирке. Гаргантюа перечисляет множество вещей, которые он использовал для этой операции, как то: разнообразные предметы дамского гардероба и домашнего обихода, головные уборы, растения, животные… В конце концов он пришел к выводу, что лучшая в мире подтирка — это пушистый гусенок, который, во-первых, мягонький, а во-вторых, тепленький. «И напрасно вы думаете, — заключает Гаргантюа свое рассуждение, — будто всем своим блаженством в Елисейских полях герои и полубоги обязаны асфоделям, амброзии и нектару, как тут у нас болтают старухи. По-моему, все дело в том, что они подтираются гусятами…» Вкладывал ли Рабле какой-то особый символизм в столь непочтительное обращение с гусенком, остается только догадываться. Матушка ГусыняМатушка Гусыня, рассказывающая детишкам сказки и поющая песенки, — образ европейского фольклора, популяризованный в конце XVII века французским писателем Шарлем Перро. Большинство сказок из сборника Перро основаны на фольклорных мотивах, но переработаны в духе классицистической басни. Английские «Песенки матушки Гусыни» появились в XVIII веке. По-видимому, матушка Гусыня — это просто стереотипный образ деревенской женщины, но существует множество легенд о ее реальном прототипе. По одной из версий, это Берта Бургундская, супруга французского короля Роберта II Благочестивого (972–1031), которая была известна как Берта Гусеногая (видимо, из-за косолапости) и славилась как прекрасная рассказчица. По другой версии, матушка Гусыня — это одна из жен Айзека Гуза (англ. goose — «гусь»), жившего в Бостоне во второй половине XVII века. Первую жену мистера Гуза звали Элизабет, вторую — Мэри. Гусь в русской литературеГусь — символ провинциальности и убожества. Особенно если он появляется в описании города: тогда он — верный признак неизжитой деревенской сущности. У Гоголя в начале «Ревизора» Городничий выговаривает судье Аммосу Федоровичу Ляпкину-Тяпкину: «У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично…» В «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» весь сыр-бор разгорается из-за того, что один назвал другого гусаком. В том же сатирическом ключе образ гуся обыгрывается в «Золотом теленке», где Паниковский крадет птицу в Арбатове, а Бендер потом его непрестанно этим третирует. В конце концов Паниковский разражается страстным монологом: «Бендер, вы знаете, как я вас уважаю, но вы ничего не понимаете! Вы не знаете, что такое гусь! Ах, как я люблю эту птицу! Это дивная жирная птица, честное, благородное слово. Гусь! Бендер! Крылышко! Шейка! Ножка! Вы знаете, Бендер, как я ловлю гуся? Я убиваю его, как тореадор, — одним ударом. Это опера, когда я иду на гуся! „Кармен“. » В стихотворении Николая Заболоцкого «Городок» к издевке примешивается нешуточная тоска:
Гусь в гастрономииОбычай запекать гуся на Рождество, по-видимому, укоренен в символическом значении этой птицы как вестника смены времен года. Рождество приурочено к зимнему солнцестоянию, которое так или иначе отмечали едва ли не во всех языческих культурах. А гусь — птица солнечная (см. выше, «Гусь в мифологии»). К этой трапезе гуся откармливали весь год. Особая история — фуа-гра. Это очень древний деликатес, он описан еще в поваренной книге Апиция (IV век) под названием iecur ficatum — «инжирная печень», поскольку для увеличения печени гусей рекомендовали откармливать инжиром. Это венец кулинарных извращений: во-первых, чудовищно дорого и потому страшно престижно; во-вторых, для получения фуа-гра гусей (или уток) принудительно перекармливают, буквально пихая еду им в глотку при помощи специальной трубки (эта процедура называется «гаваж»). Говорят, гуси и сами по себе склонны к перееданию и не испытывают чувства насыщения. Как бы там ни было, во многих странах мира гаваж либо запрещен особым законом, либо подпадает под законы о жестоком обращении с животными. Помимо всего прочего фуа-гра — блюдо французское, а значит, претенциозное. Это делает его символом снобизма, в отличие от «купеческой» икры. Смесь— «Жили у бабуси два веселых гуся» — то ли украинская, то ли русская народная песенка, по которой детей в музыкальной школе учат одноголосой мелодии. — В фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» 1962 года Алексей Баталов играет физика-ядерщика по фамилии Гусев. Совершив открытие, герой сетует: «Фамилия у меня подгуляла. Вольт! Ампер! Кюри! 500 вольт — звучит, 1000 ампер — звучит, 850 рентген — тоже звучит, хотя не очень весело. А тут Гусев. Ну что ж, единицу интенсивности излучения придется назвать „гусь“. Наша установка мощностью 50 гусей. Глупо». — Через Владимирскую и Рязанскую области протекает река Гусь. На ней стоят города Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный. В первом находится знаменитый стекольный завод, во втором некогда был чугунолитейный. P. S. «Дави гусей — спасай Россию»12 августа 2015 года в райцентре Апастове в Татарстане представители Россельхознадзора, Роспотребнадзора и прокуратуры обнаружили в магазине три тушки гусей. Их привезли из Венгрии, но сопроводительных документов то ли не было вовсе, то ли с ними было что-то не так. На основании указа президента России «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» от 29 июля 2015 года, гуси подлежали уничтожению. Что и было исполнено: трех мертвых птиц вывезли в поле и переехали бульдозером. Это душераздирающее видео стало главным мемом кампании по борьбе с «санкционкой», развернувшейся в России в конце лета 2015 года. Поговорка «Дави гусей — спасай Россию» родилась тогда сразу во многих умах. Предоставим читателю судить, символом чего являются в этом контексте гуси.
|