Что означает на стыке двух глухих согласных

Группы согласных на стыке значимых частей слова

Группы согласных на стыке значимых частей слова

§ 84. Прилагательные с суффиксом ?ск-, образованные от слов с основой на гласную + ск, оканчиваются на ?сский, напр.: дамасский (от Дамаск), этрусский (этруски), сан-францисский (Сан-Франциско), баусский (Бауска); но: баскский (от баски), оскский (от оски — древняя племенная группа).

В прилагательных с тем же суффиксом, образованных от слов с основой на ст, эта основа целиком сохраняется, т. е. пишется ?стский, напр.: марксистский (от марксист), фашистский (фашист), брестский (Брест). В глаголах с суффиксом ?ствова(ть), образованных от основ на ст, пишется только одно ст: фашиствовать (от фашист), фашиствующий, анархиствующий.

§ 85. Буквенные сочетания тс (также тьс), дс, тц, дц пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на т или д, а последующая начинается на с или ц, напр.:

• на стыке приставки и корня: отскочить, подстелить, отцепить;

• на стыке глагольных окончаний 3-го лица или суффикса ?ть неопределенной формы (инфинитива) с последующим ?ся: браться (от брать), берётся, берутся, броситься (инфинитив), бросится (3-е лицо), забыться, забудется.

От прилагательных на ?тский и ?дский следует отличать прилагательные на цкий. Слова на ?цкий образуются от основ на ц, к и ч, причем согласные к и ч чередуются с ц, а первый согласный суффикса ?ск- фонетически поглощается предшествующим ц, и это передается на письме сочетанием цк, напр.: немецкий (от немец), елецкий (Елец), бронницкий (Бронницы); казацкий (казак), рыбацкий (рыбак), калмыцкий (калмык), прапорщицкий (прапорщик), заговорщицкий (заговорщик), большевицкий (от большевик; но ср. большевистский от большевизм, см. § 81, п. 2, Примечание 1); ткацкий (ткач), галицкий (от Галич: Галицкое княжество, Галицко-Волынская земля; но ср. новое галичский, см. § 90).

Примечание 1. Если конечные согласные основы к и ч не чередуются с ц, то в прилагательных пишется ?ск- (после к), напр.: узбекский (узбек), таджикский (таджик), моздокский (Моздок), ?ск- или ?еск- (после ч, см. § 90).

Примечание 2. В прилагательных датский, чукотский пишется тс (ср. датчанин, Чукотка).

Однако в прилагательных с суффиксом ?ск-, образованных от иноязычных географических наименований с основой, оканчивающейся на ц (кроме основ на иц и на двойное ц), пишется ?цский, напр.: грацский (от Грац), мецский (Мец), констанцский (Констанца и Констанц), майнцский (Майни), пфальцский (Пфальц); но: кошицкий (Кошице), катовицкий (Катовице), ниццкий (Ницца), абруццкий (Абруцци). Исключение: суэцкий (от Суэц).

§ 86. Буквенные сочетания тч, дч (в том числе стч, здч) пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на т или д, а последующая начинается на ч, напр.:

• на стыке приставки и корня: отчасти, отчитаться, подчеркнуть;

• на стыке корня и суффикса, а также двух суффиксов: лётчик (от летать), буфетчик (буфет), вагонетчик (вагонетка), попутчик (путь), переводчик (перевод, переводить), водопроводчик (водопровод), разведчик (разведать), оснастчик (оснастить), объездчик (объезд); складчина (складываться), азиатчина (азиатский, азиаты), Вологодчина (Вологодская область), Нижегородчина (Нижегородская область), Брестчина (Брест, Брестская область); обидчивый (обида), доходчивый (доходить); сетчатый (сеть, сетка), сводчатый (свод), извёстчатый (известь, извёстка), многоотростчатый (отросток), звездчатый (звезда); прытче (от прыткий, где ?к- — суффикс), чётче, едче, хлёстче (но ср. хлеще, § 88, примечание).

§ 87. Не допускается на стыке корня и суффикса, а также двух суффиксов двойная согласная ч. Долгий согласный звук ч передается здесь сочетанием букв тч, напр.: передатчик (от передача), раздатчик (раздача), добытчик (добыча); кабатчик (от кабак, с чередованием согласных к — ч), потатчик (от потакать); черепитчатый (от черепица, с чередованием согласных ц — ч), крупитчатый (крупица), реснитчатый (ресница, ресничка), неметчина (немецкий), Донетчина (Донецкая область).

Примечание. Так же пишутся слова с сочетанием тч в корне: ветчина, потчевать, притча (но поручик). Двойная согласная ч встречается на письме только в заимствованных словах, в том числе в собственных именах, напр.: каприччо, Аяччо, Боккаччо.

§ 88. Буквенные сочетания сч, зч, жч, шч пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается на с, з или ж, ш, а последующая начинается на ч, напр.:

• на стыке приставки и корня: бесчестье, исчерпанный, расчехлить, расчёска, считка; то же в словах, где приставка выделяется слабо: счастьесчастливый, несчастный), счесть, считать, счёт, счёты, чересчур;

• на стыке корня и суффикса: грузчик (от груз, грузить), рассказчик (рассказ), резчик (резать), разносчик (разносить), насосчик (насос), перебежчик (перебежать), обтяжчик (обтяжка); мужчина (ср. муж, мужской), Воронежчина (Воронежская область), Одесчина (Одесская область); заносчивый (заноситься), навязчивый (навязываться); полосчатый (полоса, полоска), брусчатый (брус, брусок), глазчатый (глаз, глазок), веснушчатый (веснушки); резче (резкий, где ?к- суффикс), носче (ноский), трясче (тряский).

При этом следует иметь в виду, что в существительных после согласных с, з, ж не пишутся суффиксы ?щик, — щин(а), а пишутся ?чик, — чин(а): ср. сварщик, мойщик, но резчик, разносчик, перебежчик; Орловщина, Смоленщина, но Одесчина, Воронежчина. Буквосочетание сщ встречается только на стыке приставки и корня, напр.: расщепить, исщипать.

Примечание. Буква щ пишется на конце корня в словах и формах с чередованиями ск — щ, ст — щ, напр.: ищу (ср. искать), прощу, прощённый, прощать (ср. простить), вощаной (воск), дощатый (доска), площе (плоский), гуще (густой), проще (простой), хлеще (от хлёсткий при отсечении согласной к; ср. хлёстче, § 86). Однако в слове песчаный (от песок, песка) звук щ передается сочетанием букв сч. То же в слове тысчонка (от тысяча).

§ 89. Буквенные сочетания сш, сж, зш, зж пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть оканчивается на согласную с или з, а последующая начинается на ш или ж, напр.:

• на стыке приставки и корня: бесшовный (от шов), сшить, сжать, изжить, возжечь, расшибить, разжать (выбор буквы с или з в приставках без-, из-, воз-, раз- определяется правилом § 82);

• на стыке корня и суффикса: высший (ср. высокий), низший (низкий, низок), росший (рос, росла), грызший (грызу, грызла), погрязший (погрязла, погрязнуть).

Сочетание зс пишется на стыке корня с суффиксом ?ск- в таких словах, как, напр., абхазский (от абхазы, Абхазия), французский (французы).

§ 90. Буквенные сочетания жс, шс, чс, щс пишутся (в соответствии с произношением) на стыке корня с суффиксом ?ск- в прилагательных, образованных от собственных имен (личных и географических), а также от этнических наименований, напр.: парижский (от Париж), рижский (Рига), калужский (Калуга), волжский (Волга), пражский (Прага), норвежский (Норвегия), киржачский (Киржач), угличский (Углич), гринвичский (Гринвич), быдгощский (Быдгощ), галичский (Галич), мицкевичский (Мицкевич), чешский (чехи), чувашский (чуваши), ульчский (ульчи); то же в словах мужской (наряду с устарелым вариантом мужеский) и коллежский. Однако в других суффиксальных прилагательных на ?ский, образованных от нарицательных существительных, после шипящих согласных пишется (в соответствии с произношением) ?еск-, напр.: супружеский (от супруг), пажеский (паж), юношеский (юноша), купеческий (купец), затворнический (затворник), трюкаческий (трюкач), товарищеский (товарищ).

Читайте также

Артикуляция согласных

Артикуляция согласных Упражнение 107. «Читаем по слогам» Прочтите слоги.А) па, по, пу, пы, пэпя, пе, пю, пи, пета, то, ту, ты, тэтя, те, тю, ти, теса, со, су, сы, сэся, се, сю, си, сежа, жо, жу, жи, жеБ) ап, оп, уп, ып, эпат, от, ут, ыт, этас, ос, ус, ыс, эсаш, ош, уш, ыш, эшУпражнение 108. Отработка

33. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ И ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ

33. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ И ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ Исходным субъектом социальной жизни является личность, а исходным субъектом политической жизни – гражданин. Гражданином считается любой член общества, обладающий гражданством. Гражданство – это

Основной принцип передачи на письме значимых частей слов

Основной принцип передачи на письме значимых частей слов В основе правил русской орфографии лежит принцип необозначения на письме мены звуков под влиянием положения в слове.Звуки в составе слова находятся в неравных условиях. В одних положениях (фонетических позициях)

Правописание согласных

Правописание согласных Глухие и звонкие согласные § 79. Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж.

Двойные согласные на стыке значимых частей слова

Двойные согласные на стыке значимых частей слова § 93. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.: беззаконный, бессердечный, ввести, восстановить, иззябнуть, исстари, оттереть

§ 110. Запятая на стыке двух союзов

§ 110. Запятая на стыке двух союзов 1. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие придаточного предложения

II. ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ

II. ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ § 8. Звонкие и глухие согласные 1. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например:

§ 110. Запятая на стыке двух союзов

§ 110. Запятая на стыке двух союзов 1. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие придаточного

§ 36. Запятая на стыке двух союзов

§ 36. Запятая на стыке двух союзов 1. При последовательном подчинении одна придаточная часть сложноподчиненного предложения может оказаться внутри другой и произойдет «встреча» двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова: Я думаю, что, когда

О слово старое поэта: / «Слова, слова, одни слова!»

О слово старое поэта: / «Слова, слова, одни слова!» Из стихотворения «Добро б мечты, добро бы страсти. » поэта, публициста-славянофила Ивана Сергеевича Аксакова (1823— 1886).Шутливо-иронически о чьем-либо многословии; о словах, не подкрепленных

2.16. Сочетания согласных

2.16. Сочетания согласных 1. Двойной согласный произносится на стыке приставки и корня или корня и суффикса, если между двумя гласными оказываются два одинаковых согласных или два согласных, различающихся лишь звонкостью / глухостью. Произношение двойного согласного

5.1 Морфемика как учение о значимых частях слова – морфах и морфемах

5.1 Морфемика как учение о значимых частях слова – морфах и морфемах Структура слова определяется в результате его членения на сегменты. Сегмент – это минимальная значимая, далее не разложимая на части с теми же характеристиками часть слова, соотносящая план выражения с

5.11.3. Правописание согласных на стыке частей слова

5.11.3. Правописание согласных на стыке частей слова В корнях русских слов двойные согласные встречаются редко: ссора, вожжи.Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной (главврач). В первой

Источник

Одинаковые звуки на стыке слов

Есть в классической поэзии правило, к которому одни поэты приходят интуитивно, а другие подсматривают в статьях и подслушивают в разговорах опытных коллег.

Избегать одинаковых звуков на стыке слов.

Что означает на стыке двух глухих согласных. Смотреть фото Что означает на стыке двух глухих согласных. Смотреть картинку Что означает на стыке двух глухих согласных. Картинка про Что означает на стыке двух глухих согласных. Фото Что означает на стыке двух глухих согласных

Причём, этот эффект ощущается даже если читать стихи про себя. Для стихов, которые читаются вслух, эти спотыкалки становятся ещё более явными.

Явные они и в музыке.

Звуки бывают гласные и согласные, вот два случая и рассмотрим.

Согласные на стыке

Так как труднопроизносимость существует только в измерении исполнения, то значение имеют произносимые звуки, а не написанные буквы.

Возьму отрывки из текстов участников 3-го Атмосферного баттла.

Вот вам сразу разные буквы но одинаковые звуки. Чтоппесни.

Дальше идёт припев:

я один на один с городом.
светофоры, дома, тени падают.
ненавидеть себя новый повод дам,
потом между дворов грязных пропаду.

Дальше идёт куплет:

Дальше. На 1:00 примерно будет.

Давай ещё раз на бис повторим
Вскружи потоком мегабит, единицы, нули
Стань моей верной локальной машиной, в море фатальных ошибок, жми
Обойдемся без периферий

Дальше припев:
Согрей потоком тепла мои сенсоры, микротоком в цепь целься, если гаснет дисплей.

А то нам и в этой гифке понятно, что девушка хотела просто пройти. Но кроме понимания должна в этом быть красота, не правда ли?

Что означает на стыке двух глухих согласных. Смотреть фото Что означает на стыке двух глухих согласных. Смотреть картинку Что означает на стыке двух глухих согласных. Картинка про Что означает на стыке двух глухих согласных. Фото Что означает на стыке двух глухих согласных

Вы чувствуете то, что чувствую я? Сонорные, мать их, звуки! Наконец-то школьные знания пригодились! Учителя не обманывали!

Новый пример. Момент на 0:45.

Зевакам лишь песни пой из кино:
вроде нашёл себя, но всё равно в вечном поиске нот.

Зевакам лишь песни пой из кино:
вроде нашёл себя, но всё равно тут я в поиске нот.

Да. Прямо паразитами по живой строке!)) Но мы тут со звучанием работаем, так что не важно. Просто произнесите это место вслух, посмотрите, насколько легче оно стало произноситься и звучать. Попроизносите вариант с «вечным», посравнивайте. Это момент тонкий, и если вы впервые задумались об этом сегодня, это может быть неочевидным, но это есть, поищите.

В конце концов, замените даже на такой вариант:

Зевакам лишь песни пой из кино:
вроде нашёл себя, но всё равно па-та поиске нот.

Зевакам лишь песни пой из кино:
вроде нашёл себя, но всё равно в вечном поиске нот.

Поэтому я против того, чтобы брать себя в руки, напрягаться, и ценой десятков тейков демонстрировать героическую стойкость и скилы, исправляя ошибки, которые вообще не надо было совершать. Поэтому ещё раз:

При написании текста избегайте одинаковых звуков на стыке слов.

Не одни только бедные рэпперы с 3-го Атмосферного баттла становятся жертвами стыковых спотыкателей.

В минувшую субботу самарская опергруппа задержала Стыковых Спотыкателей. При попытке бегства главарь банды споткнулся о свою спящую правую руку. 44 человека находятся в изоляторе. Ведётся следствие.

Вековой лес стеной,
А за ним рождаются рассветы,

И именно поэтому они могли спокойно заменить «стеной» на «густой» и просто ничего бы, мать его, не изменилось, а пелось бы легче и уху было бы приятнее.

Вековой лес густой,
А за ним рождаются рассветы,

Стыковой спотыкатель убрали))

Понапридумываю терминов, а потом их же надо ещё помнить, чтобы употреблять.

Что означает на стыке двух глухих согласных. Смотреть фото Что означает на стыке двух глухих согласных. Смотреть картинку Что означает на стыке двух глухих согласных. Картинка про Что означает на стыке двух глухих согласных. Фото Что означает на стыке двух глухих согласных

Уйти из модельного бизнеса не смогла, поэтому решила уползти.

Как ещё можно решить проблему стыка? Разделить слова тейками.

Послушайте эту же песню Эпидемии на 1:40.

Может, это миф, разум наш затмив,
Правду утаив, водит нас кругами.

Так выпьем же ещё, мой молодой король, (пауза)
Лихая доля нам отведена;

Не знаю, сделала ли Хелависа (автор и вокалистка) это осознанно, но наверное, она могла бы и дотянуть короля до конца строки и приклеить его к лихой. И попала бы в начало статьи в качестве плохого примера. А так она попала в список решений.

Гласные на стыке

Пока мы говорили про согласные, и читателей, наверное, пугает перспектива ещё тридцати страниц описания проблем одинаковых гласных на стыке.

Но к нашему общему счастью, про гласные не так много можно рассказать. В первую очередь потому, что гласные не создают критичных проблем, мешающих нам жить.

Вокал с 12-й секунды, так что можете послушать с самого начала, не сильно состаритесь)

Кто-то ушёл на дно, а кому-то все равно.
Погрустили, а завтра забыли, будто не были и не любили.
Кто-то ушёл наверх, то есть ушёл на век,
И следит улыбаясь за нами, сквозь глаза наших воспоминаний.

Нет, остановись. Про согласные ты уже закончил, не заводись. Дыши. Вдох-выход, вдох-выдох. Даже не думай что-то переделывать и улучшать строку. Оставь Нуки в покое! Ты не должен этого делать.

Наблюдает с улыбкой за нами, сквозь глаза наших воспоминаний.

Выкинули «и», убрали СС на стыке. Место «наблюдает с улыбкой» содержит 2 согласные подряд, что если.

Наблюдая с улыбкой за нами, сквозь глаза наших воспоминаний.

И с улыбкой следит он за нами, сквозь глаза наших воспоминаний.

Ближе к оригиналу, без двойной С, но теперь это дурацкое «он». Вместо «он» могло быть «там» или любой другой паразит. Но паразитам тут не место! Какой смысл убирать одну ошибку ценой добавления другой? К тому же, почему сразу он, почему не она? В предыдущей строчке был «кто-то» и глагол «ушёл» относился именно к безличному «кому-то» и не означал мужской пол. И в этом однозначно прелесть. Пусть эта неопределённость пола сохранится.

Ладно, давайте остановимся, с наскока я это не переделаю так, чтобы остаться довольным. Руки чешутся, конечно, но надо вернуться к гласным.

Итак, все 4 стыка Нуки спела раздельно.

Но что мы слышим во втором куплете?

Чей-то случайный ход, фатальный поворот.
Мы друг-друга на этой спирали, обретали и снова теряли.
И остаётся нам, холодным городам
Просто ждать когда станет теплее и бежать ни о чём не жалея.

Дыши, Вова, дыши, это тебя не касается! Оставь согласные в прошлом, не держись за них! Ты можешь, ты можешь оставаться человеком!

Что означает на стыке двух глухих согласных. Смотреть фото Что означает на стыке двух глухих согласных. Смотреть картинку Что означает на стыке двух глухих согласных. Картинка про Что означает на стыке двух глухих согласных. Фото Что означает на стыке двух глухих согласных

Эпилог

Или не найдёте, не примените, и будете дальше писать как писали. Но это уже тема для нового судебного разбирательства. Сегодняшний же уголовный процесс закончен окончен.

Источник

Глава 2. Фонетика

§1. Звук

Звук – минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков. Звучание соотносится со значением слова. У разных слов и форм слова звуковое оформление разное. Сами звуки не имеют значения, но они выполняют важную роль: они помогают нам различать:

Обратите внимание:

слова, записанные в квадратных скобках, даны в транскрипции.

§2. Транскрипция

Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы:

[ ] – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.

[ ´ ] – ударение. Ударение ставится, если слово состоит больше чем из одного слога.

[б’] – значок рядом с согласным обозначает его мягкость.

[j] и [й] – разные обозначения одного и того же звука. Поскольку этот звук мягкий, то часто используют эти символы с дополнительным обозначением мягкости: [j’], [й’]. На этом сайте принято обозначение [й’], более привычное для большинства ребят. Значок мягкости будет использован, чтобы вы скорее привыкли к тому, что этот звук мягкий.

Существуют и другие символы. Они будут вводиться постепенно, по мере ознакомления с темой.

§3. Гласные и согласные звуки

Звуки делятся на гласные и согласные.
У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.

Что означает на стыке двух глухих согласных. Смотреть фото Что означает на стыке двух глухих согласных. Смотреть картинку Что означает на стыке двух глухих согласных. Картинка про Что означает на стыке двух глухих согласных. Фото Что означает на стыке двух глухих согласных

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.

В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах.
Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.
В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.

Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы.
В русском языке согласных намного больше, чем гласных.

§4. Способ образования согласных

Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука.

Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш]. В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] – свистящий, а при произнесении [ш] шипящий.

Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.

Итак, при произнесении согласных слышен шум. Наличие шума – отличительный признак согласных.

§5. Звонкие и глухие согласные

Что означает на стыке двух глухих согласных. Смотреть фото Что означает на стыке двух глухих согласных. Смотреть картинку Что означает на стыке двух глухих согласных. Картинка про Что означает на стыке двух глухих согласных. Фото Что означает на стыке двух глухих согласных

По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.
При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих – только шум.
Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.

Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] – звонкие, а [к] и [т] – глухие. Звонкость-глухость – это важнейший признак согласных в русском языке.

Многие русские согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] — [п], [з] — [c] и другие. Таких пар 11.

Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п’] и [б’], [ф] и [в], [ф’] и [в’], [к] и [г], [к’] и [г’], [т] и [д], [т’] и [д’], [ш] и [ж], [с] и [з], [с’] и [з’].

Непарные по глухости-звонкости

Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й’], [р’], [л’], [н’], [м’]. Ещё их называют сонорными.

Что означает этот термин? Это группа согласных (всего 9), имеющих особенности произношения: при их произнесении в полости рта также возникают преграды, но такие, что воздушная струя , проходящая через преграду, образует лишь незначительный шум; воздух свободно проходит через имеющееся в полости носа или рта отверстие. Сонорные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума. Многие учителя этот термин не используют, но то, что эти звуки звонкие непарные, должны знать все.

У сонорных есть две важные особенности:

1) они не оглушаются, как парные звонкие согласные, перед глухими и на конце слова;

2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Подробнее о позиционных изменениях см. ниже.

Глухие непарные: [ц], [ч’], [ш’:], [х], [х’].

Как легче запомнить списки звонких и глухих согласных?

Запомнить списки звонких и глухих согласных помогут фразы:

Ой, мы же не забывали друг друга! (Здесь только звонкие согласные)

Фока, хочешь поесть щец? (Здесь только глухие согласные)

Правда, эти фразы не включают пары по твёрдости—мягкости. Но обычно люди легко могут сообразить, что не только твёрдый [з] звонкий, но и мягкий [з’] тоже, не только [б], но и [б’] и т. д.

§6. Твёрдые и мягкие согласные

Что означает на стыке двух глухих согласных. Смотреть фото Что означает на стыке двух глухих согласных. Смотреть картинку Что означает на стыке двух глухих согласных. Картинка про Что означает на стыке двух глухих согласных. Фото Что означает на стыке двух глухих согласных

Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.
Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке.

Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] – [ м’], [з] – [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] – [б’], [ в] – [ в’] и другие. Таких пар 15.

Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б’], [м] и [м’], [п] и [п’], [в] и [в’], [ф] и [ф’], [з] и [з’], [с] и [с’], [д] и [д’], [т] и [т’], [н] и [н’], [л] и [л’], [р] и [р’], [к] и [к’], [г] и [г’], [х] и [х’].

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, у звуков [ж], [ш], [ц] нет мягкой пары, а у [й’] и [ч’] – твёрдой.

Непарные по твёрдости-мягкости

Твёрдые непарные: [ж], [ш], [ц].

Мягкие непарные: [й’], [ч’], [ш’:].

§7. Обозначение мягкости согласных на письме

Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?

В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?

Для этого используются разные способы:

Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.


Обсуждаем проблему толкования

В школьных учебниках сказано, что [ш] и [ш’] непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук [ш’] – это мягкий аналог звука [ш].
Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук [ш’] ещё и долгий, а твёрдый [ш] нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А [ш] и [ш’] – двумя. Поэтому [ш] и [ш’] не являются парами.

Для взрослых и старшеклассников.

Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука [ш’] изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.

Для этого в лингвистической практике существует два значка:

1) надстрочная черта над звуком;
2) двоеточие.

Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки [ш] и [ш’:] пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.

§8. Место образования согласных

Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:

§9. Позиционные изменения звуков

1. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция

Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.

Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения.
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.

Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.

Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.

[лы ´ жы], [в _лу ´ жу], [н’и ´ т’и] – и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.

Обсуждаем проблему толкования

Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после твёрдых согласных?

Выполняя фонетический разбор и делая транскрипцию слов, многие ребята высказывают недоумение. В длинных многосложных словах после твёрдых согласных произносится не звук [а], как это утверждают школьные учебники, а нечто иное.

Я понимаю, что, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы. На самом деле:

Особую подсистему составляют реализации гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал в большинстве учебников не представлен вообще.

Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?

Наибольшее сочувствие я испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, предлагающим на месте А, Э, О после мягких согласных слышать и передавать в транскрипции звук «и, склонное к э». Считаю принципиально неверным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения – «эканье», встречающуюся сегодня гораздо реже «иканья», преимущественно у глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и Э – [и].

Конец слова – особая позиция. В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Система безударных окончаний – это особая фонетическая подсистема. В ней Э и А различаются:

Зда ´ ние [зда ´ н’ий’э] – зда ´ ния [зда ´ н’ий’а], мне ´ ние [мн’э ´ н’ий’э] — мне ´ ния [мн’э ´ н’ий’а], мо ´ ре [мо ´ р’э] — мо ´ ря [мо ´ р’а], во ´ ля [во ´ л’а] – на во ´ ле [на_во ´ л’э]. Помните об этом, когда делаете фонетический разбор слов.

Как требует обозначать гласные в безударном положении ваш учитель. Если он использует упрощённую систему транскрипции, ничего страшного: это широко принято. Просто не удивляйтесь тому, что реально вы слышите в безударном положении разные звуки.

2. Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных

Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а] — да ´ ча, [т’ьл’ив’и ´ зър] — телеви ´ зор, [с’ино ´ н’имы] — сино ´ нимы, [б’ир’о ´ зы] — берёзы, [карз’и ´ ны] — корзи ´ ны. Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.

Сильные позиции по глухости звонкости:

В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по глухости-звонкости:

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости

В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.


Оглушение-озвончение согласных

Оглушение звонких происходит в позициях:

Озвончение глухих происходит в позиции:

Cильные позиции по твёрдости-мягкости:

В сильной позиции твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости.

В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твёрдое произношение:

Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных.
Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно.

Позиционные изменения согласных по признакам способа и места образования

Уподобление согласных

Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.

Расподобление согласных

Расподобление – это процесс позиционного изменения, противоположный уподоблению.

Упрощение групп согласных

Произношение групп звуков:

В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. Вместо г в них произносится [в]: его, красивого, синего.
Избегай побуквенного чтения. Произноси слова его, синего, красивого правильно.

§10. Буквы и звуки

Что означает на стыке двух глухих согласных. Смотреть фото Что означает на стыке двух глухих согласных. Смотреть картинку Что означает на стыке двух глухих согласных. Картинка про Что означает на стыке двух глухих согласных. Фото Что означает на стыке двух глухих согласных

Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэтому типы соотношения нужно знать.

Типы соотношения букв и звуков:

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *