Что означает на языке хантов майонские юрты

Национальные особенности домов народов севера России. Чум. Яранга. Иглу.

Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Какие ассоциации приходят к вам в голову при слове «дом»? Безусловно у каждого они свои. Для кого то «дом» это понятие социальное, неразрывно связанное с семьей, родителями. Но в большинстве случаев когда мы слышим слово «дом» мы представляем себе некое строение, привязанное к тем или иным образам, вынесенных из детства или из дальнейшего жизненного опыта. И для каждого человека он свой. Для кого-то это комната в общей квартире, для кого-то квартира в большом доме, или отдельное строение каменное или деревянное. Не будем углубляется дальше в психологию понятия, это тема для другой статьи и другой рубрики.

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Какие птицы остались на зимовку в столице

В данном конкретном случае речь пойдет о национальных домах народов севера России. Надо сказать, что они не только радикально отличаются от традиционного понятия «дом», но и несут множество национальных, характерных именно этим народам, элементов местного колорита, особенностей природы, культуры, а самое главное вынужденной необходимости и отсутствия многих традиционных средств при строительстве домов.

Чум – жилище северных оленеводов

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юртыЧум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев. Любопытно, но вопреки часто встречающему мнению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ждет рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут – на самом деле их жилища называются ярангами. Возможно, путаница возникла из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А возможно, что эти два несколько похожие между собой строения просто путают и называют не своими именами.

Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.

Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума – они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.

Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.

С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.

Яранга – национальное жилище народов Чукотки

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юртыКак мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.

Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы (например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им). Полог является спальным помещением. Чоттагин – отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.

В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера – чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят парники, теплицы и некоторые другие сооружения. Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу – овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах.

Иглу – эскимосское жилище из снега и льда

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юртыСоседи чукчей – эскимосы жили куда беднее и яранги у них появились значительно позже. Изначально же бедные эскимосы зимовали в самых настоящих «ледяных избушках», которые назывались иглу и представляли собой жилище, построенное из снежных или ледяных блоков. Такие куполообразные постройки существуют и сегодня: обычно они имеют высоту порядка 2 м и диаметр около 3-4 м. Если снег неглубокий, то вход в иглу обустраивается в стене, к которой пристраивается дополнительный коридор из ледяных (снежных) блоков. При глубоком снеге вход в жилище находится прямо в полу, а снаружи к нему проложен коридор. Очень важно, чтобы вход в дом находился ниже уровня пола, так как это обеспечивает приток кислорода и отток более тяжелого углекислого газа, а также позволяет сохранить в помещении тепло.

Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены – полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.

Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой.

Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу.

Казалось бы, что мешает этим людям строить обычные дома? Думаю, что тут есть несколько ключевых факторов. Многие народы севера живут как кочевые племена, и в активный и короткий период северного лета пасут олений, перегоняя их по пастбищам, что делает не возможным для них постройку капитального жилья в определенном месте. А чум или юрта достаточно мобильное жилище и возводится меньше чем за сутки, К тому же, в условиях, особенно Крайнего Севера, обычные строительные материалы, такие как камень и дерево очень дороги, и не каждая семья может позволить купить себе дрова, не говоря уже о целом доме… И в третьих, жизнь в таких домах это важный элемент национальной, этнической культуры целых этносов населяющих как север России так и другие северные территории земного шара.

Источник

Что означает на языке хантов майонские юрты

Вопрос о времени возникновения Мегиона достаточно сложен. Юрты Магионские, Ликрисовы, Ермаковы упоминаются уже с 1781 г. В «Списке населенных мест по сведениям 1868-1869 гг.» значатся юрты Остяцкие, Майонские при реке Обь с двумя дворами и населением 14 человек, Ермаковы с двумя дворами и 18 жителями. В 1893 г. в юртах Майонских было 4 двора и 34 человека населения. Все эти юрты были приписаны к Богоявленской церкви Ваховской волости. Селение Магайон (Могион, Мегион) значится в лоцманских картах и справочниках Тюменского и Николаевского (позднее Новосибирского) пароходства в начале нашего столетия как место, где в обмен на соль и спички можно заправиться дровами. Этот промысел приносил ощутимую прибыль. Со временем в таких местах появлялись русские поселения из пришлых рабочих (Покур, Верхневартовские и др.).

В начале века юрты Магайон были населены в основном хантами, которые охотно держали лошадей для почтового извоза. Только у богатея Проломкина их было 20. Почту развозили на лошадях с колокольчиками, чтобы слышно было издали. В народе эту почту называли веревочкой. Её путь пролегал из Нижневартовска до Локосова через Мегион, Вату и обратно с остановками только для того, что бы накормить и напоить лошадей.

Рядом с Магайонскими находились юрты Лекрысово и Ермаково. О последней ходила легенда, что здесь делала остановку на привал дружина Ермака. Все близлежащие юрты были заселены хантами. Не составляли исключения и Магайонские юрты. Как вспоминают старожилы, каждая хантыйская семья имела 2 дома. В одном жили летом, под горой, а в другом – зимой, на горе. Отсюда и пошло: подгорная часть и нагорная часть посёлка. Сейчас это улицы с одноименными названиями.

Такое расположение домов было очень удобно. Летом, живя под горой жители занимались рыболовством. Чумы обдувались ветром, у реки было меньше комаров. На горе дома находились в самой тайге, поэтому зимой было не так холодно. Близость леса давала возможность заниматься охотой, сбором шишек, ягод, грибов. Достаточно было выйти за дверь, чтобы попасть в лес. А лес в нашей округе стоял удивительно красивый. Как отмечал известный исследователь в начале века, автор книги «Тобольский север» опубликованной в 1910 г. Дунин- Горкавич А.А., у Майонских юрт стояли «чащевые кедровники», на которых чистили орех (у Майона 4х6 верст, а у Ваты 5х10 верст). Иногда и медведи захаживали в гости, поэтому жители под рукой всегда держали ружья.

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Сибирские крестьяне. С фотографии конца XIX в.

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Подгорная часть города. Здесь столетия назад стояли первые хантыйские чумы. А потом и русские срубы…

После 1911 г. в эти места зачастили купцы-перекупщики из Томска и Новониколаевска, скупая у местного населения соленую рыбу, орехи, осеннюю пушнину. Рыбный промысел был явно невыгодным делом. Предприниматели получали от 200 до 800 % прибыли за счет кабальных форм эксплуатации, особенно местного населения. Крупные рыбопромышленники, как правило, имели свои пароходы и из-за трудности доставки продукции в верховья рек наживались на скупочных операциях за счет мелких промысловиков.

Жители Магайонских юрт традиционно занимались рыбным промыслом. Улов сдавали местному богатею Степану Яковлевичу Проломкину. Он был хозяином здешних мест. Вся беднота находилась у него в кабале. Ханты приносили ему пушнину, боровую дичь, медвежьи шкуры. Все это он перепродавал Тюменским и Тобольским купцам, имея и двойную и тройную выгоду. И приходилось беднякам обращаться за всем необходимым к Степану Яковлевичу. Он держал в зависимости всех в округе. Цену устанавливал такую, какая ему была выгода.

Много должников имелось у Степана Яковлевича: во дворе, в поле, на заимке ежедневно трудилось более 10 человек. В рукописи материалов по истории города местного краеведа, историка Батуева Г.И. находим любопытную подробность. В те годы часто можно было слышать, как обращались к богатею бедняки, не имевшие возможности выплатить долг: «Благодетель наш выручи! Податей требуют. Дай в займы 3 рубля». Проломкин буркнет: «Нынче деньги на земле не валяются… Нет лишних». И только досыта покуражившись, смилостивится: «Ладно, дам тебе денег, а ты мне вернешь пушниной».

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

«Зимний» дом С.Я. Проломкина по улице Нагорной. В советское время использовался как интернат и школа.

Динамику роста подати можно проследить по следующим цифрам. Если в начале 19 века размер ясака составлял 44 коп. с каждой мужской души в возрасте от 18 до 50 лет, то в конце века от 1 руб. 15 коп. до 3 руб. 62 коп. Ежегодно соседней Ларьякской управой взималось 10500 руб. одного ясака и 1000 рублей местных налогов. Кроме ясака ханты вносили деньги на содержание почтовых станций, церкви, казенных зданий, выполняли и натуральные повинности – подворную и дорожную. В среднем расход на семью составлял по Ларьякской волости 265 руб., а доход за счет сдачи пушнины, птицы, сбора орехов – 216 руб.

Неэквивалентный обмен и торговля в целом, как со стороны русских купцов, как и местных богатеев, приводила к постепенному обнищанию коренных жителей тайги. А.А. Дунин-Горкавич приводит таблицу данных на начало века, в которых указанны номинальная стоимость товаров широкого потребления и цена сбыта их населению.

Кстати, купец Трофимов за счет ограбления местного населения выстроил в Томске 2 каменных двухэтажных дома.

Вид товараСтоимостьПродавалось
Ружье кремневое дробовое3 руб. 50 коп.5-6 руб.
Топор40 коп.1 руб. 50 коп.
Сапоги1 руб. 80 коп.4-5 руб.
Ситец19 коп.25 коп.
Мука ржаная (пуд)80 коп.1 руб. 15 коп.
Соль (пуд)80 коп.1 руб. 15 коп.

В экспозиции Мегионского краеведческого музея представлены многие торгово-рекламные знаки и проспекты того времени, они дают яркое представление о привозимых в наш край товарах. Чай товарищества Высоцкий и К 0 имел, к примеру, громкую рекламу. Его поставляли Императорскому Двору, Великому Князю Николаю Михайловичу и Его Величеству Шаху Персии. В рекламе указывалось: «при покупках наших чаев просим господ покупателей обращать внимание на точность нашей торговой марки Корабль, утвержденной правительством. И требовать чай Высоцкого с Кораблем.

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Торгово-рекламный знак товарищества Высоцкий и К. Фонды Мегионского краеведческого музея.

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Денежная купюра выпуска 1923 г. Фонды Мегионского краеведческого музея.

Дорогим лакомством были конфеты. На обертках некоторых из них печатались четверостишья типа: «Тебя хочу всечасно зреть, с тобою жить и умереть». В 1914 году, когда началась первая мировая война, не стало хватать самых необходимых товаров: соли, муки, керосина, спичек. Огонь добывали кремнием.

Вступление России в полосу буржуазно-демократического развития вызвало оживление общественно-политической жизни Тобольской губернии. Одной из особенностей края явилось активное воздействие на нее политической ссылки. Здесь проходил сибирский кандальный путь. С 70-х гг. XIX века отправляемых в Сибирь перевозили на баржах по рекам, а с постройкой железной дороги – в арестантских вагонах.

За период с 1864 по 1897 гг. в Сибирь было сослано 425,5 тыс. человек. Особое место среди них принадлежало политическим ссыльным. Неизменное пополнение давала Украина, Белоруссия, Прибалтика, Кавказ. После восстания 1863 г. в Польше волна ссыльных выплеснула в Сибирь 18,5 тыс. мятежных поляков. Более 4 тысяч из них оказались в Тобольской губернии.

В европейской части России произошла Октябрьская революция. В стране устанавливалась советская власть.

Собравшийся в январе 1918 г. в селе Демьянской краевой съезд представителей рабочих и солдатских депутатов провозгласил советскую власть на всем Обском Севере. Вслед за этим в начале 1918 г. образовалась большевистская партийная ячейка в Сургуте.

На огромных просторах Обского Севера торговцы, рыбопромышленники, чиновники факторий и запасных магазинов упорно продолжали вести борьбу против советской власти. В связи с этим исполком Тобольского Совета 17 мая 1918 г. решил послать на Север на пароходе «Красная звезда» отряд красногвардейцев во главе с чрезвычайным комиссаром Плейселем И.Г. для установления здесь советской власти. Отряд накладывал на торговцев контрибуцию и помогал бедноте в борьбе с кулачеством. Однако, не дойдя до Берёзово, он вынужден был вернуться обратно, так как в южных районах Тюменской губернии в июле 1918 г. начался мятеж против советской власти в тех районах, где она успела утвердиться.

7 июня 1918 г. белочехи с помощью белогвардейцев, после трёхдневных кровопролитных боёв, захватили Омск. 20 июля 1918г. части Красной Армии оставили Тюмень. В город вступили белоказаки. 18 июня 1918 г. был захвачен Тобольск. Летом 1918 г. белогвардейцы на нескольких пароходах отправили вооруженные отряды в Самарово, Сургут, Берёзово, Обдорск. Начался период контрреволюции.

Летом 1918 г. белогвардейский отряд арестовал весь состав Самаровского Совета и вывез в Тобольск. До сих пор в памяти самаровцев жива история о баржах смерти, когда пленных красноармейцев загнали в трюмы двух барж, подцепили к пароходам «Лебедь» и «Алексей» и отправили в сторону Томска. Полуживых, замученных людей выводили из барж на берег и расстреливали на глазах у местных жителей или связывали «пачками» и сталкивали за борт. Вот как вспоминает об этом бывший партизан Скосырев М.М.: «Босые, наполовину раздетые, они еле держались на ногах. Окружив несчастных плотным кольцом штыков, их повели к месту расстрела. Заключенные запели «Интернационал». И чем ближе они подходили к вырытой яме, тем сильнее нарастал их голос».

К началу 1919 г. советская власть удержалась на восточной склоне Урала в Саранпауле и в верховьях рек Лямина, Северной Сосьвы. Осенью 1919 г. на Обском Севере зародилось партизанское движение. Главой партизанского отряда был назначен Зырянов Антонин Петрович.

7 декабря 1919 г. был создан Военный совет партизан. По указанию Тюменского губкома РКП9б) в Сургут был послан из Самарово отряд Башмакова. Партизаны за неделю прошли на лыжах 270 верст и ворвались 8 декабря в Сургут. Двигаясь далее к речным пристаням Нижневартовска, Надыма, партизаны уничтожили отряд Волкова. Освободив с. Самарово, они заняли Белогорье, а 20 ноября 1919 г. – Елизарово. Не выдержав натиска партизан и прибывших красноармейцев, под Карымкарами, Новенькими белые вынуждены были отступить до Березово.

К марту 1920 г. все отряды колчаковцев были ликвидированы. Так закончилась эпопея борьбы за установление и упрочнение советской власти на Обском Севере.

Огромное количество трупов по берегам рек было серьезной проблемой того времени. Сургутский Уездный военно-революционный комитет от 6 марта 1920 г. направил Локосовскому Ревкому документ следующего содержания: «Как известно, после побега колчаковских белогвардейских войск летом минувшего года остались жертвы зверски замученных мирных граждан, брошенных по берегам реки Оби, едва прикрытых землею или утопленных в воде. С наступлением теплого времени трупы жертв будут разлагаться, заражать воздух и воду, и жители могут подвергаться опасности заболеваний. В виду этого уездвоенревком предлагает всемерно позаботиться об уборке трупов с приплесков реки и прикрытии землёю более толстым слоем трупов на берегах. О каждом случае уборки предлагается сообщить Ревкому».

С первых дней Советское государство предприняло ряд мер, направленных на развитие экономики северных территорий.

Ещё в 1917 г. на Обском Севере была создана потребительская кооперация «Северосоюз». Вслед за потребительской создаются производственные и сельскохозяйственные кооперации. Несмотря на это Мегионское Приобье представляло собой отсталый регион. Из «Сведений о числе населённых мест в районе Локосовского ревкома и числа жителей и скота, лошадей, февраль 1920 г.» следует:

Название
населённого пункта
Количество
дворовнаселение
(обоего пола)
рабочих лошадейнерабочих лошадей
Юрты Майон7332010
Юрты Лекрысово618168

Вопрос о налаживании сообщения между населёнными пунктами для новой власти стоял достаточно остро. В «Сведениях о селениях, расположенных по тракту р. Обь по Локосовскому Волисполкому» от 15 декабря 1922 г. приводится следующая таблица:

Название селенияРасстояниемежду селениямиСколько часов потреб.на проездот селенияРасстояниеот волостидо селенияСколько часов потребуется на проезд от волости до селения, принимая во внимание переправу
д. Майон20-253,510518,5
д. Ермаково20-253-3,513022

Прекратился завоз товаров, продовольствия, ружей, охотничьих боеприпасов, рыболовных снастей. Традиционные ярмарки пришли в упадок. Начались эпидемии оспы, тифа. В объявлении Сургутского Уездвоенревкома читаем: «К сведению всех граждан города Сургута и уезда. Вследствие учащения заболеваний тифом и в виду самосохранения от эпидемий рукопожатия отменяются. Всякий, не исполняющий это постановление, совершает гражданский проступок и распространяет заразу своим рукопожатием».

Тяжелейшее положение с продовольствием вынуждало Советскую власть к самым решительным действиям. Так Сургутское агентство Обь-Иртышского и низового управления по рыболовству и рыбопромышленности объявлением от 30 ноября 1920 г. предлагало рыболовным объединениям, рыболовным артелям, группам, отдельным рыбакам и гражданам, имеющим «на руках приготовленную в 1919 и 1920 годах сухую рыбу сдать Потребительским обществам в 7-дневный срок от объявления настоящего». Все лица, не выполнившие данного требования, лишались права лова, а также объявлялись врагами советской власти.

Другим документом предписывалось всем волисполкомам и сельским советам оказывать кооперативам Сургутского уезда возможное содействие по предоставлению подвод для вывоза рыбы, мяса Тобсеверу, причём «все граждане, кроме служащих советских учреждений, имеющих не менее трёх лошадей, могут быть для вывоза мобилизованы в порядке трудовой повинности».

В срочном порядке проводилась опись населённых пунктов на наличие гужевого транспорта. Согласно архивным документам, в Майонских юртах до 1920 г. было:

Фамилия И.О.Количество
лошадейхомутовшлейседелокуздечекдуг
Проломкин Михаил Афанасьевич222222
Проломкин Степан Яковлевич555555
Проломкин Афанасий Гаврилович222222
Проломкин Николай Иванович222222
Проломкин Николай Михайлович333333
Проломкин Спиридон Николаевич222222
Проломкин Фёдор Николаевич222222

Представители советской власти строго следили за поставками рыбы. В письме Локосовскому волисполкому от заведующего Сургутским агентством районного управления по рыболовству от 28 июля 1920 г. указывается, что «в юртах Майонских имеется рыба как бывших торгующих, так и частных рыбаков, которая до сего времени никуда не отправляется, что считается преступным».

Огромная роль в налаживании мирного хозяйственного строительства в Сибири, в том числе на Севере, принадлежит Сибирскому революционному комитету (Сибревком). Он был создан 27 августа 1919 г. постановлением «Об организации гражданского управления Сибири». Ревкомы считались временными органами управления на только что освобождённой от неприятеля территории. Они занимались борьбой с бандитизмом, восстановлением народного хозяйства и т. п. Данному комитету были подведомственны Берёзовский, Сургутский и Тобольский уезды.

В Ревком обращались по разным вопросам. Например, Покурский сельский совет 11 марта 1920 г. обратился с просьбой «… выслать им открытые листы на право проезда на Советских лошадях в своём регионе, то есть до Ваты и обратно, так как на обывательских подводах у них нет аванса, а также удостоверения от ревкома, подтверждающее действительное нахождение на советской службе».

В другом документе общее собрание председателей сельских советов и граждан района Локосовского Волисполкома просит Ревком отменить запрет на забой всех родов крупного рогатого скота на мясо: «… при всём своём желании идти навстречу народному Рабоче-крестьянскому Правительству, считаем крайне затруднительным выполнить это распоряжение: действительная наличность имеющегося у нас молодого скота обусловлена лишь необходимой нормой потребления получаемой от него молочных продуктов. Излишка в последних никогда не бывает, а наоборот, при случаях не избегаем покупки».

Сразу же после изгнания колчаковцев из Сибири, правительство приняло меры по возрождению северных народов. Заметим, что до середины 1903 г. в Сургутском крае не было никаких местных наблюдательных и контролирующих органов по управлению инородцами и «всё дело контроля лежало на обязанности одного лишь исправника». В одном из первых декретов СНК РСФСР от 2 (15) ноября 1917 г. – «Декларации прав народов России», в частности провозглашалось «свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России». Вопросы национальной политики были включены во вторую программу партии, принятую в марте 1919 г. VIII съездом РКП(б). Практическое же осуществление программных установок партии началось в районах Крайнего Севера лишь в 1920 г. после того как в результате действий Красной Армии эти районы были освобождены от белогвардейцев и интервентов.

27 мая 1919 г. СНК РСФСР принял решение «О сроках охоты и праве на охотничье ружьё», в котором предусматривались меры по охране, восстановлению и использованию охотничьих ресурсов, а также решение других вопросов по улучшению материального положения аборигенов Севера. На основании этого документа волисполкомом и сельсоветом Сургутского уезда издаётся приказ от апреля 1920 г., согласно которому «ловля, охота куниц, соболей, горностаев, песцов … не должна производиться с 1- го марта по 1- е октября в целях охраны от истребления».

14 ноября 1929 г. СНК РСФСР под председательством В. И. Ленина принял постановление «О практических мероприятиях по снабжению промыслового населения предметами продовольствия и охоты», в соответствии с которыми в начале 1921 г. вводился прямой индивидуальный продуктообмен как наиболее приемлемый вид торговли при кочевом образе жизни населения. Принимаются меры по организации заготовки пушнины и торговли.

Весной 1920 г. Наркомпрод РСФСР принял решение о восстановлении в кратчайшие сроки на Иртыше и Оби рыбных промыслов, объединив ловцов в трудовые артели, проводя охрану рыбных богатств. Добыча рыбы в 1920 г. составляла по Обскому Северу всего 60 % к уровню 1913 г. Остро ощущался недостаток в рыболовецких материалах, соли и др. промысловых товарах.

5 ноября 1919 г. ЦК РКП(б) направил Сибревкому циркулярное письмо о проведении национальной политики среди малых народностей, населяющих Сибирь. В нём предлагалось: «… завоевать доверие этих народов и доказать им не только на словах, а на деле, что Советская власть есть действительный друг отсталых в общественных и культурном отношениях народов.»

В отчёте Сибревкома за 1920 г. говорится: «У туземцев Севера царит патриархальщина, они ещё не вышли из состояния натурального хозяйства. К ним нужно подойти осторожно, суметь найти тот жизненный нерв, который позволит привлечь их к коммунизму».

В мае 1920 г. при Сибревкоме создается отдел национальностей (Сибнац), который положил начало «организации населяющих Сибирь туземцев). Одной из первоочередных его задач было снабжение народов Севера продовольственными товарами. В мае 1922 г. только Тобольскому Северу было выделено 400 тыс. пудов хлеба. Эта помощь была крайне необходима.

Пристальное внимание уделялось и развитию сельского хозяйства. Так Вартовский сельсовет 1 февраля 1920 г. обратился с просьбой о выписке огородных семян «редечных, репных, морковных, капустных, табачных, огуречных, лукового, маковых, укропных, брюквенных». К 1920 г. относится восстановления партячеек и партийных комитетов на Обском Севере, разгромленных в период гражданской войны. После перерегистрации членов и кандидатов партии в октябре-ноябре 1920 г. в Сургутском уезде и в самом городе имелось 18 партячеек. Председателем уездного комитета РКП(б) 10 мая 1920 г. был избран Зырянов Антонин Петрович, бывший командир Северного партизанского отряда.

Учитывая тяжёлое положение солдат, в Мегионском Приобье начался сбор пожертвований на Красную Армию Северного фронта. Согласно подписному листу, жители пос. Ермаково внесли: Князев Василий – 250 руб., Тычинский Пётр – 120 руб., Кобзев Николай – 1000 руб., Трифонов Конон- 250 руб., Туркин Платон – 180 руб., Чебуренко Василий – 100 руб., Мартемьянов Анемподист – 1000 руб. Всего же Нижневартовским ревкомом было собрано 20235 руб., 1 пара сапог, 1 шапка, 1 простыня, 1 рубаха, 1 кальсоны.

В марте 1921 г. Зырянов А.П., будучи командиром отряда по ликвидации крестьянского восстания погиб в с. Вампугольске.

По распоряжению Томского губисполкома 15 апреля 1921 г. в с. Локосово вновь был создан уездный ревком, его председателем стал Зырянов Н.П., брат погибшего командира отряда.

25 мая 1921 г. советская власть на Обском Севере восстановлена окончательно. Однако уже 29 июня в Локосовский областной ревком под грифом «Строго секретно» приходит тревожная телеграмма от политбюро при Сургутской Р.К.и Сов. Милиции: «Ввиду разбежавшейся белогвардейской банды во все направления предполагается всем Волревкомам, а также Сельревкомам выставлять ночные караулы… Примечание: сообщается, что вверх по Оби пробирается бандитская лодка, в которой, по-видимому, едут браться Типсины и др.»

Дальнейшие события не заставили себя долго ждать. В «Списке угнанных бандитами лошадей юрт Лекрысово и Майонские» за 1921 г. значатся:

Фамилии владельцевК-во угнанных лошадейУкраденных хомутовУгнано саней
Проломкин Федор Николаевич43
ПроломкинСпиридон Николаевич122
Проломкин Николай Михайлович112
ПроломкинАфанасий Гаврилович111
Проломкин Михаил Афанасьевич111
Николаевич Степан Яковлевич766
Курлокин Антон Ильич111
Тархов Пётр Петрович1111

Похожая картина наблюдалась и в пос. Ермаковский. Следует отметить, что по одним документам лошадей угоняли белые бандиты, по другим – красные.

Так непросто складывалась история Мегионского Приобья в 1920 гг.

Приложение.

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Детский сад НГДУ. Мегионнефть. Фото 70-годов.

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Здание почты. Фото 60-годов.

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Панорама поселка Мегион 1965 г.

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Музыкальная школа. Фото 1970-г.

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Здание первого Мегионского клуба. Фото 1980-х годов. (ул. Нагорная)

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Банк Югра. Ул. Кузьмина.

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Банк Югра. Пр. Победы.

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Совместное предприятие Соболь.

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

Магазин Персей. Ул. Заречная.

Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть фото Что означает на языке хантов майонские юрты. Смотреть картинку Что означает на языке хантов майонские юрты. Картинка про Что означает на языке хантов майонские юрты. Фото Что означает на языке хантов майонские юрты

пос. старая Мега семья Нагибиной Любови Анатольевны

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *