Что означает надпись на футболках в премьер лиге
Фамилии игроков АПЛ на форме сменит слоган Black Lives Matter. Пакет мер лиги против расизма
Вставших на колено поддержат.
В Англии мощно поддерживают движение Black Lives Matter: по всей стране прошли синхронные протесты против системного расизма. Не обошлось и без беспорядков: люди портят памятники известным деятелям прошлого, которые были связаны с работорговлей.
Пострадал и монумент Уинстону Черчиллю.
Из-за войны с памятниками в Лондоне запрятали несколько монументов в саркофаги, чтобы на выходных, когда протесты усиливаются, никто не пытался их демонтировать вручную.
• Футбол не остался в стороне. В первом туре АПЛ после возобновления на футболках игроков вместо фамилий будет написано Black Lives Matte r. В дальнейшем надпись разместят на передней части вместе с титульным спонсором и логотипом в поддержку врачей, которые борются с коронавирусом.
• Игроки АПЛ (от футболистов «Кристал Пэлас» до де Брюйне и Хендерсона) синхронно опубликовали заявление в поддержку Black Lives Matter. В разных соцсетях появилось одинаковое сообщение с одной и той же картинкой:
«Мы, игроки, объединяемся с единственной целью – искоренить расовые предрассудки, где бы они ни существовали, создать глобальное общество инклюзивности, уважения и равных возможностей для всех, независимо от их цвета кожи или вероисповедания. Этот символ – знак единства всех игроков, всего персонала, всех клубов, всех официальных лиц матча и Премьер-лиги».
• В это же время АПЛ выпустила совместное заявление в поддержку Black Lives Matter вместе с Футбольной ассоциацией Англии, Английской футбольной лигой, Профсоюзом футболистов, Ассоциацией тренеров и Объединением судей.
• Кроме того, АПЛ поддержит футболистов, которые перед игрой встанут на колено, хотя лига запрещает любые политические жесты. «Премьер-лига считает, что нигде нет места расизму», – говорится в заявлении.
Туз в рукаве: как клубы английской премьер-лиги станут еще богаче
Казалось бы, английские команды уже давно максимизировали свои доходы, выжав максимум и из телеправ, и из спонсорских сделок, и из выручки в день матча. Однако этим летом в маркетинговом ассортименте клубов премьер-лиги появится новый продукт – и он наверняка будет востребован. С сезона 2017/18 английским командам разрешена реклама на рукавах игровых футболок.
До сих пор на обоих рукавах всех футболок была эмблема Barclay’s — титульного спонсора премьер-лиги, интегрированная в логотип турнира (чемпион имел право на золотой вариант нашивки).
Последняя трехлетняя сделка обошлась банку в £120 млн. Предпоследняя — £82 млн. Однако весной 2015 года лига и ее партнер объявили, что не будут продлевать соглашение.
В Barclay’s не были уверены, что увеличение стоимости целесообразно: ведь мало заплатить за права — нужно тратиться еще и на продвижение. Премьер-лига, получающая £5,1 млрд только в Великобритании и только за телеправа, была готова отказаться от титульного спонсора, чтобы стать совершенно «чистым» брендом. Возможно, в поиске более богатых и щедрых партнеров. В любом случае £40 млн или даже £60 млн в год погоды для премьер-лиги не делали. Поэтому прекращению сотрудничества, длившегося с 2001 года, не сильно расстроились обе стороны.
Нынешний сезон в элитном дивизионе чемпионата Англии играли просто с эмблемой турнира на рукавах — она как раз пережила мощный ребрендинг. А в следующем каждая из команд будет вольна продать 100 квадратных сантиметров на правом рукаве своих футболок. Левый будет по-прежнему занят логотипом премьер-лиги без всякого спонсора.
Основатель самого крупного спортивного маркетингового агентства в Великобритании SportQuake Мэтт Хауз утверждает, что спрос на новую возможность для промоушена будет хороший: «Если эта реклама не даст рекламного эквивалента стоимости, то точно даст в престиже. Нам кажется, это очень привлекательно».
По его же оценкам, от размещения логотипов на рукавах клубы смогут получить 15-20% от стоимости рекламы на груди, общий объем которой составляет порядка £225 млн. Правда, разница в доходах по этой статье между клубами обещает быть большой. Газета Mirror недавно сообщила, что «Манчестер Сити» получит от корейского производителя шин Nexen Tire £5 млн за следующий сезон. А «Манчестер Юнайтед» рассчитывает снять с рукава сумму в четыре раза больше!
Что касается более мелких игроков рынка, то, по слухам, некоторые из них готовы объединиться и продавать новое рекламное место сообща. Такое развитие событий не исключает Эдриан Райт, гендиректор агентства Sporting Group International: «Возможно, сразу у 8-10 клубов спонсором будет один бренд».
Впрочем, не все станут торопиться с продажами. Клубам, у которых вместе с рекламой на груди в действующих контрактах прописана эксклюзивность, могут подождать до истечения соглашений. С другой стороны, можно попытаться сделать скидку по текущему соглашению за разрешения исключений в пункте эксклюзивности. Важно и не допустить конфликт интересов с «грудными» спонсорами.
В целом решение о расширении рекламных возможностях на футболках логично. Если английские клубы хотят конкурировать с «Барселоной» в доходах, то выжимать нужно каждый пенни. «Барса», например, подписала контракт насчет своего рукава с турецким производителем бытовой техники Beko еще в 2014-м. Сумма не разглашается, но понятно, что четырехлетнее соглашение обошлось в десятки миллионов евро.
Футболки вполне могут стать очередным эльдорадо для английских клубов. Ведь места на них немало. Не исключено, что рано или поздно все пойдет в ход, тем более есть примеры. Так, в итальянской серии А на груди можно размещать логотипы двух спонсоров. Во французской Лиге 1 ограничений еще меньше — можно разместить несколько логотипов и спереди футболки, и на спине под номером. Кстати, реклама на спине разрешена и в чемпионшипе — втором английском дивизионе.
Если говорить о рекордах, то в 2009-м у мексиканской «Пуэблы» было сразу девять спонсоров спереди футболки и еще пара — на шортах. А у шведского «Мьяллбю» — все тринадцать!
Такая пестрота иногда бесит фанатов. Насчет английского нововведения многие уже высказались в духе «еще немного – и футболки будут выглядеть как костюмы в NASCAR или Moto GP».
Что означает надпись «Bottled in bond» на этикетке бурбона
Шотландский виски, чтобы называться шотландским и виски должен производится с соблюдение определенных правил. Бурбон также производится по определенным правила, правда не таким жестким, что не всегда хорошо, но есть отдельная категория бурбона называемая «Bottled in Bond». Такая надпись на этикетке, вызывает среди энтузиастов бурбона благоговейность и воспоминания о прошлом, когда все было лучше и бурбон и колбаса, и небо синее.
Вплоть до конца XIX века в США не существовало стандартов на производство виски, что открывало фальсификаторам широкое поле для деятельности, чем они замечательно и пользовались. В 1897 году принят закон призванным обеспечить чистоту производства и сделав государство гарантом качества. Маркировка bottled in bond на этикетке означала, что производитель выполнил все требования закона, а именно:
— перегнал дистиллят в строго определенный сезон (летний или зимний);
— произвел спирт на одной винокурне;
— выдержал бурбон не менее 4-х лет на федеральном таможенном складе под надзором государства, что служило гарантией качества;
— разбавлять дистиллят можно только водой, любые другие добавки (в том числе и карамель) не допускаются;
— крепость бурбона должна быть строго 50%.
Для тех, сто соблюдал эти правила было предусмотрено ряд налоговых льгот. Закон действует и по сей день, правда в 1984 году стандарт упростили и убрали обязательное упоминание сроков производства и выдержки. Считается, что этот стандарт был первым законодательным актом в США в области защиты прав потребителей. Ниже находится список из четырех марок такого бурбона, который есть у нас в продаже. Сразу скажу, что это не великий бурбон, но он 50% крепости и очень качественный – тут без претензий.
Jim Beam Bonded (50%)
Цена за 0,75- 1 920 рублей.
урбон был выдержан не менее 4-х лет в новых обожженных дубовых бочках из белого американского дуба. В его составе: 77% кукурузы, 13% рожи и 10% солодового ячменя. В целом, это не слишком сложный виски, в котором, как пишет производитель, «доминируют тона дуба, обрамленные нюансами ванили и карамели».
Аромат наполнен нотами сладкой кукурузы, ириски и карамели, сбалансированные пряностями и древесными нотками. Вкус немного сладковатый, с нотами ванили, карамели и яблока на фоне обожженного дуба. Послевкусие средней продолжительности с тонами кукурузы, карамели и душистого перца.
Evan Williams Bottled-in-Bond (50%)
Цена за 0,75- 2 490 рублей.
Эван Уильямс основал свою винокурню на берегу реки Огайо в 1783 году и исторически он признан первым производителем бурбона в Кентукки. Выдержка бурбона не менее 4-х лет (по слухам, около 5 лет) и в его составе: 78% кукурузы, 10% рожи и 12% солодового ячменя. В целом это добротный, не самый лучший бурбон в мире, не имеющий каких-то уникальных характеристик, но являющийся эталоном цены и качества.
Аромат состоит из нот сладкой карамели, коричневого сахара, меда и ванили на фоне цветов и тонов ореха. Вкус с тонами вишни, апельсина, печеного яблока, кукурузы и корицы с умеренное количеством ореховых нот. Послевкусие сухое, средней продолжительности с приятными нотками черного перца и дуба.
Jack Daniels Bottled-in-Bond (50%)
Цена за 1L- 3 600 рублей.
Jack Daniel’s Bottled in Bond был выпущен в честь 120-летия Конгресса Соединенных Штатов. Может с этим связано, что разливается в литровые бутылки. Он появился на прилавках магазинов относительно недавно, но уже смог завоевать армию поклонников по всему миру. Производится в Линчбурге, штат Теннесси и выдерживается (от 4 до 5 лет) в новых бочках из американского дуба. Как итог, это сладкий, непринужденный и не вызывающий возражений бурбон, но в нем мало отличительных черт, которые сделали бы его по настоящему интересным, но это ни в коем случае не плохой виски и безусловно, шаг вперед по сравнению со старым №7.
Аромат немного напористый с классической композицией нот из карамели, гвоздики, кукурузы, небольшого количества ментола и скромной нотки древесного угля. Вкус более сладкий, чем скажем у Old No. 7, хотя по-прежнему присутствует обильный кукурузный характер. Состоит из гот мускатного ореха, корицы, ванили, цветов, яблочного сидра и мощной нотой дуба. Послевкусие продолжительное и округлое, с легкими нотками специй, которые придают виски согревающий, зимний характер.
Rittenhouse Rye Bottled-in-Bond (50%)
Цена за 0,75- 4 300 рублей
Аромат приятный из смесь фруктовых и зерновых нот. Есть также тона сушеных бананов, персиков, ржи, карамели и цветов. Вкус богатый и фруктовый, с кремовой текстурой и нотами ванили, ржи, спелых бананов, цитрусовых, перца и специй. Послевкусие долгое, с нотками слегка обожженного дуба, персика и классическими тонами пряностей.
Про всякое другое из мира алкоголя и виски в частности, Вы можете прочитать тут или в telegram. Если есть интересно, конечно..
Почему же Бенито? Игрок Динамо ответил на вопрос о надписи на футболке
И главных своих внефутбольных качествах
Новичок киевского «Динамо», 21-летний полузащитник Бенито (Олабриан Муйива), сообщил о том, почему его не зовут по имени и фамилии и рассказал о своем хобби.
— Бенни, тебя зовут Олабиран Муйива. Почему все называют тебя Бенито?
— Какой ты в жизни? Можешь описать себя?
— Обычный скромный парень, который с детства мечтал добиться чего-то в жизни. Всегда любил общаться с людьми, узнавать что-то новое. В целом, отношусь к людям так же, как они относятся ко мне.
— A если конкретнее, расскажи о своем характере.
— Я большой шутник, чувство юмора очень важно в нашей профессии. Вообще, люблю наблюдать за людьми, изучать их. Я дружелюбный, в «Динамо» совсем недавно, но многие смогут подтвердить это.
— Да, но в Инстаграме ты не подписан практически ни на кого из одноклубников. Хоть это и мелочь, но почему так?
— Я не коллекционирую подписчиков. На меня постоянно подписываются болельщики, даже не успеваю следить за этим. Но я не сильно парюсь по этому поводу. Мы всегда можем пообщаться в жизни!
— Тогда можешь сказать, что ты любишь в людях, а ненавидишь?
— Найдутся несколько хобби, кроме футбола?
— Люблю играть в FIFA.
— В карьере или Ultimate team?
— В карьере, конечно. Я люблю что-то создавать.
— А за кого играешь?
— За «Барселону». Иногда за «Манчестер Сити».
Номера на футболках важнее имен. Игроки берут их в честь кумиров детства и добавляют в названия брендов
Вадим Кораблев – о глобальной роли цифр на форме.
В 2000-м «Наполи» вывел из обращения 10-й номер Марадоны, прошептав пастве: мы верим только в одного бога.
В то же время в команде школы района Грумо Невано носился 9-летний Лоренцо Инсинье. Через 6 лет его взяли в академию «Наполи», больше команду он не покидал. Сейчас Инсинье 27: за 200 матчей, капитанская повязка, необъятная любовь города (если бы игрок в шутку захотел стать мэром, у него бы получилось). Кажется, вот он, новый идеальный кандидат для десятки. Но постойте.
На спине Инсинье уже много лет сверкают цифры 24, которые, похоже, останутся с ним до конца: «Даже не смею мечтать о десятке, ведь под ней играл великий Марадона. Этот номер должен быть навсегда закреплен за ним». Сам Марадона не так категоричен: «Если он забьет больше голов, чем я, пусть берет».
Пока 115:63 в пользу аргентинца, но, например, Марек Гамшик провел за «Наполи» свыше 500 матчей и наколотил больше Диего. Повод? Разумеется, нет: словак играл под 17-м, несчастливым в Италии, номером.
Но дело даже не в этом.
Номера никогда не были просто цифрами на форме, все намного глубже: футболистам они помогают с узнаваемостью и развитием личных брендов, для фанатов – это символ, который нужно тщательно оберегать, а для клубов – возможность упаковать историю в формат красивой сказки.
Изначально номера помогали игрокам понимать тактику. Пеле получил 10-ку случайно
Номера выполняют глобальную задачу: с их помощью [болельщики, тренеры, судьи] различают игроков на поле. Но даже в самом начале пути у цифр была еще одна роль – намного солиднее.
Впервые джерси пронумеровали в 1928-м, идея пришла к легендарному тренеру «Арсенала» Герберту Чепмену: он считал, это поможет футболистам ориентироваться на поле и грамотнее следовать тактическим задачам. С номерами, которые раздали в соответствии с амплуа игроков (вратарь под 1-м, форвард – под 11-м), сыграли в двух матчах чемпионата Англии: «Арсенал» – «Уэнсдей» и «Челси» – «Суонси Таун».
В системе 2-3-5 – самой популярной в ту эпоху – два защитника носили 2-й и 3-й, три полузащитника – 4-й, 5-й и 6-й, а пятеро атакующих – от 7-го до 11-го.
Позднее, в 4-4-2, это выглядело так:
В современной 4-2-3-1:
Следующий эксперимент провернули только в 1933-м, когда в финале Кубка Англии «Эвертон» порвал 3:0 «Манчестер Сити». Игроки «Эвертона» вышли с номерами от 1-го до 11-го, а «Сити» – от 12-го до 22-го.
В 1939-м в Англии окончательно созрели: на заседании Футбольной ассоциации с преимуществом в четыре голоса (24 против 20) победил вариант 1928-го, а когда в 1965-м появились замены, номера запасных начинались с 12-го. Для суеверных игроков ввели послабление: разрешали пропускать число 13.
Вторая революция громыхнула на чемпионате мира-1954 в Швейцарии: за каждым игроком закрепили личный номер. Сборные не сразу привыкли к новому требованию, и рассеянность подарила блестящую историю. На турнире 1958-го в Швеции бразильцы забыли отправить список с номерами в ФИФА. В последний момент их спас уругвайский делегат Лоренцо Вилизио, который заполнил документ наугад: вратарь Жилмар получил 3-й номер, а 17-летний и еще никому неизвестный Пеле – 10-й. И он взорвал: хет-трик в полуфинале, дубль в победном финале и первый триумф Бразилии на ЧМ. С тех пор 10-ка не только притягательное число, но еще и магическое – спасибо Пеле.
Игроки все больше проникались силой цифр – возникали неизбежные конфликты, над которыми бы раньше просто посмеялись. На трех чемпионатах мира (1974, 1978 и 1982) футболистов Аргентины вынужденно нумеровали в алфавитном порядке: из-за цифр они яростно ругались и хуже тренировались. Мера привела к комичному: в 1978-м форвард Алонсо сыграл под номером 1, а вратарь Фильол – под 5-м. Исключение в 1982-м сделали только для Марадоны, который взял привычную 10-ку.
В 1993-м обязательные 1-11 для стартов отменила Футбольная ассоциация Англии, а в 1994-м рискнула и ФИФА.
Звезды делают номера притягательнее
Сейчас номера не так привязаны к позициям, хотя традиции все-таки сохранились. Некоторые цифры особенно сексуальны и возбуждают нас (и игроков, конечно) сильнее. Все из-за легенд, которые их носили и носят.
В защите сложно найти особенный номер, но если выбирать, пусть им будет 5-й (смело бейте меня в комментариях). Он редко достается центральным защитникам (в отличие от 2-го, 3-го и 4-го), но если все-таки достается, то действительно большим игрокам.
Суперзвезды: Беккенбауэр, Пуйоль, Фабио Каннаваро.
Продолжает дело (да, сейчас все не так прекрасно): Матс Хуммельс, Рафаэль Варан.
Номер [не всегда] правых атакующих полузащитников (Бекхэм, Фигу, Овермарс, Литтбарски, Гарринча) и классных форвардов: Рауль, Каниджа, Давид Вилья, Бебето, Шевченко, Кантона.
Продолжают дело: Криштиану Роналду, Гризманн.
7-ка многое значит для «Манчестер Юнайтед»: Джордж Бест, Брайан Робсон, Кантона, Дэвид Бекхэм, Роналду (17 титулов первого дивизиона и АПЛ на всех).
Номер заставлял нервничать даже самовлюбленного португальца: «Сперва я попросил 28-й, но Алекс Фергюсон сказал: хочу, чтобы ты взял 7-ку. Я удивился, потому что знал, какие футболисты носили ее в «МЮ» до меня».
Цифра для чистых форвардов, настоящих хладнокровных убийц: Роналдо, Ромарио, Батистута, Марко ван Бастен, Это’О, Алан Ширер.
Продолжают дело: Суарес, Левандовски, Бензема.
Без слов: Платини, Баджо, Зидан, Ривалдо, Марадона, Тотти, Пеле.
Продолжают дело: Месси, Неймар.
Кому-то скучно играть под обычными номерами
Хишам Зеруали
В 1999-м шотландский «Абердин» подписал марокканца Хишама Зеруали (Zerouali). Фанаты прозвали его Zero и умоляли взять соответствующий номер – он согласился. Зеруали ушел из «Абердина» в 2002-м, а через 2 года погиб в автокатастрофе. После трагедии клуб вывел его номер из оборота, правда, британские лиги все равно запретили наносить 0 на форму.
Иван Саморано
В 1996-м Саморано перешел в «Интер» и взял любимую 9-ку. Через 2 года в Милан переехал Роберто Баджо и попросил 10-ку, которая была у Роналдо. Бразилец передал номер с одним условием: ему переходит 9-ка Саморано. Тот долго сопротивлялся, все-таки сдался, хотя окончательно любимое число не отпустил: взял номер 18 и приклеивал между цифрами «+». Находчиво.
Дерек Райордан
В 2008-м шотландец Дерек Райордан перешел в «Хиберниан», где играл в начале нулевых перед трансфером в «Селтик». После возвращения форвард взгрустнул: родную 10-ку занял другой нападающий – Колин Ниш. Тогда Райордан подумал, что любимое число можно отзеркалить – 01. Он играл под этим номером целый сезон, после чего Ниш взял 9-ку и вернул Дереку любимое число.
Самый забивной голкипер вселенной Рожерио Сени играл под номером 01, а в 2005-м провел 618-й матч за «Сан-Паулу» (рекорд клуба) под цифрами… 618. Так он подчеркнул славное достижение.
Бывает, футболисты берут номера, неадекватные их амплуа – смотрится крайне необычно. Например, в «Арсенале» Вильям Галлас играл под 10-кой, которая раньше принадлежала Деннису Бергкампу. «3-й номер ему не нравился, и я предложил взглянуть на другие, – рассказывал Арсен Венгер. – В конце концов я подумал, что было бы неплохо отдать 10-ку защитнику, потому что форварду будет тяжело носить этот номер после Денниса».
В «Парме» Буффон захотел играть под номером 88 и тут же искупался в подозрениях: здесь замешан фашизм. Вратарь объяснял: «Я выбрал 88-й номер, потому что он напоминает 4 яйца. Мы в Италии знаем, что такое иметь большие яйца: сила и решительность. И в этом сезоне они мне понадобятся, чтобы попасть в сборную Италии».
Балотелли играл под 45-м номером в «Интере», «Ман Сити» и «Милане». «В «Интере» игроки молодежки получали номера с 36-го по 50-й, – рассказывал Марио. – Я любил 9-ку и взял 45-й, потому что сумма 4-ки и 5-ки дает 9».
Итальянский кипер 90-х Лука Буччи не признавал стандартные вратарские номера и играл и под 10-кой, 7-кой и 5-кой.
Игроки берут номера в честь кумиров детства, важных дат и любимого мороженого (но это не точно)
Футболисты не скрывают, что номера для них безгранично важны: это не цифры – это символ, подчеркивающий взгляды, предпочтения и значимые события из жизни.
В «Челси» Мората сменил престижную 9-ку на номер 29. Все потому что 29 июля 2018-го его жена родила близнецов Алессандро и Леонардо. «Это замечательный день, – сказал испанец. – Я хочу каким-то особенным образом отметить их рождение и поблагодарить жену Алису. Я хочу, чтобы они были со мной, когда нахожусь на поле, поэтому и решил взять новый номер для этого сезона».
Полузащитник «Наполи» Амин Юнес и защитник «Фиорентины» Кевин Дикс взяли на сезон-2018/19 34-й номер, чтобы поддержать марокканского игрока «Аякса» Абдельхака Нури: в 2017-м он впал в кому и пришел в сознание через три недели.
В «Баварии» защитник Биксант Лизаразю был королем, он мог взять любой номер, но гонял под 69-м. Почему? Француз родился в 1969 году, его рост 1,69 метра, вес в то время – 69 килограммов. Есть ли здесь намек на что-то еще? Вполне возможно.
В конце карьеры зубастик Роналдо перешел в «Милан», но 9-ка была у Пиппо Индзаги. Тогда бразилец добавил еще одну, но все шутили, что это не из-за любви к цифре, а из-за страсти к мороженому 99 Flake – иначе откуда у суперзвезды лишний вес?
Случай из России. Полузащитник «Урала» Отман Эль-Кабир, которого купили летом 2018-го, настоял на 58-м номере: «Он связан с моей матерью, это год ее рождения. Под этим номером я играю уже три-четыре года».
Намного чаще, выбирая номер, игроки хотят подмигнуть другим известным коллегам и кумирам детства. Вероятно, посыл следующий: я смотрел на тебя по телику, а теперь сам прорвался в большой футбол.
5-ка Пьянича в «Юве» – в честь Зидана.
9-ка Алексиса Санчеса в «Барсе» – в честь Роналдо.
10-ка Маркизио в «Зените» – честь Дель Пьеро.
14-й Лингарда в «МЮ» – в честь Анри: «Он был великим бомбардиром. В детстве я смотрел на него и думал: какой же чудный 14-й номер».
Мбаппе никогда не рассказывал, почему взял в «ПСЖ» 7-ку, но газета Le Parisien уверена – замешана любовь к Криштиану.
В «Ювентусе» Дани Алвес брал 23-й номер в честь монарха НБА Леброна. В «Барсе» бразилец играл под 6-м в честь Хави. «Идеальный футболист «Барсы»? Мозг Хави, правая нога Дани, левая нога и способности Месси, игра головой и оборонительные навыки, как у Пуйоля», – рассуждал бразилец в 2018-м.
Когда в «Реал» перешел Бекхэм, под 7-м играл Рауль. Дэвид не растерялся и взял 23-й – в честь Майкла Джордана.
Футболистам не надо париться над неймингом личного бренда. Ведь есть номера
Криштиану запустил бренд CR7 в ноябре 2013-го. Название – сочетание инициалов и номера, под которым он играл за «МЮ», «Реал» и сборную Португалии.
CR7 – колоссальная империя, главное направление бизнеса – одежда. Все началось с нижнего белья и носков, позже добавились рубашки, обувь и постельное белье.
В начале 2017-го под брендом CR7 в Мадриде открылся тренажерный зал Crunch Fitness, а еще Криштиану стал партнером крупнейшей португальской сети гостиниц Pestana Hotels: роскошные отели CR7 скоро появятся в Мадриде, Лиссабоне и Нью-Йорке.
Номер Криштиану повсюду: на Мадейре есть музей CR7, в парфюмерных магазинах – духи CR7, а в AppStore и Google Play – приложение CR7 Selfie.
Да, в «Реале» Криштиану играл под 9-м (перехватывать 7-ку у Рауля было бы нагло), но в «Ювентусе» сразу поговорил с Куадрадо, и тот не обиделся: «Отдавать лучше, чем получать! Благословляю Роналду в его новом приключении». Конечно, такой ход был важен и для бизнеса.
В начале и середине нулевых за волшебство на поле отвечал Рональдиньо: даже без соцсетей было очевидно, кто самый популярный игрок планеты. Nike, с которым работал бразилец, все понимал и выпустил первую футбольную именную коллекцию, название – R10. Наверняка у вас была хотя бы одна вещь с ее логотипом (кстати, какая?).
Nike не забывает про классику и сейчас, в 2018-м компания перевыпустила легендарные бутсы Рона Nike Tiempo R10, а еще показала кроссовки Nike 10R City Collection, посвященные Порту-Алегри и Парижу: в этих городах бразилец начинал сногсшибательную карьеру.
Еще парочка не таких масштабных, но тоже показательных примеров: магазин Давида Алабы называется da27store (инициалы + номер в «Баварии»), а Рио Фердинанд создал бренд одежды FIVE: под 5-кой он играл в «МЮ» и КПР.
В России ярчайший пример трепетного отношения к номеру – Вячеслав Малафеев. Его агентство недвижимости называется «М16», число любила бывшая жена, сам Малафеев называл номер счастливым.
И да, вы замечали, что в никнеймах игроков в соцсетях – сплошные номера? И это вовсе не даты рождения. Загляните, например, к Левандовскому, Модричу, Суаресу, Бускетсу или Сане.
Примерно то же происходит с автографами.
Клубы отдают номера болельщикам. Не все согласны, что цифры нужно закреплять за игроками
В феврале «Нант» вывел из обращения 9-ку Салы. С этим можно спорить, но клуб сделал то, чего все ждали: стройный жест закрыл кошмарную историю.
Обычно клубы закрепляют номера за легендами – не так часто но стабильно. Вот лишь некоторые примеры:
Отдельная история с Мальдини. Его отец Чезаре провел в «Милане» 13 сезонов, он сам – всю карьеру. В 2009-м защитник ушел из футбола, и «Милан» вывел из оборота 3-й номер. Тогда Паоло предложил: если кто-то из его сыновей пробьется в основу, пусть номер достанется ему. Если у 22-летнего Кристиана шансов уже не так много (застрял в серии C), то у 17-летнего Даниеля из Примаревы «Милана» они точно есть.
Иногда номера выводят из обращения после смерти игроков. Преждевременной смерти. Например, «Ливорно» закрепил 25-й номер за полузащитником Пьермарио Морозини – в 2012-м он умер прямо на поле. А ЦСКА вывел 16-й после трагического столкновения вратаря Сергея Перхуна с форвардом «Анжи» Будун Будуновым в 2001-м. Этот жест демонстрирует: никто другой не сможет занять место, которое они внезапно покинули.
У вывода номеров есть и противники. «Когда клуб так поступает, он говорит: у нас больше никогда не будет достойного игрока, – рассуждает основатель сайта squadnumbers.com Денис Херли. – А мог бы говорить так: у нас еще будут отличные игроки, возможно, самые лучшие. Давайте дадим этот прекрасный номер им.
В Испании такое нереально: в заявке нужно использовать 25 первых номеров, поэтому выводить их нельзя. Под 10-кой в «Барселоне» играли Ривалдо, Роналдиньо, а теперь Месси. Номер переходит от одной звезды к другой – и это правильно. Вы даете молодым парням что-то, к чему можно стремиться. Хотя некоторые считают это слишком тяжелым бременем, потому что номер – не просто цифра на спине, а действительно важная деталь».
После ухода из «МЮ» вопросами про 11-й номер доставали Райана Гиггза. Валлиец сопротивлялся: «Не нужно ничего закреплять. Понятно, что это зависит только от позиции клуба, но я не думаю, что для такой команды, как наша, это правильный шаг. Тогда бы постоянно пришлось убирать футболки великих футболистов».
Выводом номеров можно отблагодарить не только футболистов: клубы часто закрепляют 12-й за фанатами. Так, например, сделали «Бавария», «Фенербахче», «Бешикташ», «Ланс», «Вердер», «Дженоа», «Лацио» и «ПСВ». В Англии это популярно в нижних дивизионах: «Бристоль Роверс», «Эксетер Сити», «Джиллингем», «Оксфорд Юнайтед», «Олдем Атлетик», «Питерборо», «Плимут Аргайл», «Портсмут».
В России тесную связь с фанатами выделили ЦСКА, «Зенит», «Анжи», «Арсенал» и «Крылья Советов». «Ростов» вывел из оборота 61-й номер (индекс региона на автомобильных номерах), московское «Торпедо» – 1-й, а «Спартак» – 72-й (в 1972-м появилось фанатское движение красно-белых).
И никаких исключений, «Зенит» притормозил даже 40-миллионного Халка: «Изначально я хотел взять 12-й номер, под которым играл в «Порту», но мне сказали, что он принадлежит болельщикам».
С тех пор и Халк понимает: номера – не просто цифры.