Что означает народный суверенитет
Народный суверенитет в чем он состоит и как он осуществляется
sнародное послушание это политико-правовая концепция, обозначающая тип политической системы. В отличие от того, что происходит с национальным суверенитетом, политическая власть которого основана на такой организации, как нация, в народном суверенитете власть исходит непосредственно от народа..
Оба типа суверенитета родились в ответ на старый абсолютистский режим, при котором власть осуществлялась королем и была почти всегда узаконена религией. Именно Руссо, наряду с другими просвещенными философами, сформировал этот тип общества.
Несмотря на это, народный суверенитет всегда стремится позволить всем людям участвовать. Это, пожалуй, главное отличие от национального суверенитета, который обычно требует многих условий для участия людей в политике..
Что такое народный суверенитет??
Этот тип суверенитета оказался в оппозиции к национальному суверенитету. Последнее было интерпретировано очень ограничительно. Это началось с того, что суверенитет проживал в нации, концепция сложного определения, которая облегчает участие отдельных лиц..
Народный суверенитет имеет важные последствия, когда речь заходит об организации государства. Необходимо создать соответствующие механизмы, позволяющие народу быть основой государственной власти. Речь идет о лицах, которые вместе образуют, что люди могут иметь право принимать решения в отношении решений, принимаемых государством.
Теоретики народного суверенитета утверждают, что каждый гражданин является владельцем аликвотной части суверенитета. Сумма той небольшой части суверенитета, принадлежащей каждому человеку, составляет общую волю.
история
Еще в 1576 году Жан Болин дал определение понятию «суверенитет». Для автора это была «абсолютная и вечная власть республики». Со своей стороны, суверен был тем, кто имел право принимать решения, принимать законы, не принимая их от кого-либо и не подчиняясь решениям других, кроме божественного или естественного закона..
Почти столетие спустя это определение, которое вписалось в абсолютизм, было принято Томасом Гоббсом. Это исключило из концепции суверенитета любую ссылку на естественное право, оставив суверена как единственный источник власти.
Руссо в 1762 году вернулся к идее суверенитета. Подход, который дал ему французский философ, сильно отличался от того, который он имел до того времени. По его концепции, власть упала на людей, так как он считал, что можно жить и выживать в обществе без необходимости последнего лидера.
Суверенные люди
В творчестве Руссо народ как обладатель суверенитета должен формироваться каждым гражданином на плоскости равенства. Их решения должны быть тщательно продуманы, поскольку они не должны соглашаться ни на что, что могло бы нанести ущерб законным интересам каждого человека..
Работа французского философа является первой, в которой появляется теория народного суверенитета. Таким образом, следуя его мысли, всеобщее избирательное право становится основным правом. Точно так же народный суверенитет был бы невозможен без равенства всех граждан, без учета каких-либо других соображений..
С другой стороны, люди отдают часть своих прав в пользу власти, наделяя ее определенными прерогативами, определяемыми всем гражданством. Каждый человек одновременно является гражданином и подданным, поскольку он создает власть, но он также должен ей подчиняться.
Как это осуществляется?
Как отмечалось выше, народный суверенитет защищает государственную организацию, которая позволяет власти основываться на согласии населения. Таким образом, город становится элементом, определяющим действия самого государства..
Чтобы добиться этого, и вопреки тому, что происходит с суверенитетом, основанным на других принципах, необходимо создать сложный государственный аппарат.
В современных демократиях большинство выбрало репрезентативную систему. Речь идет о людях, выбирающих через всеобщее избирательное право своих представителей в различных государственных органах..
Наиболее распространенными органами являются парламент и сенат. Это две палаты, состоящие из избранных представителей и имеющие разные законодательные функции. Над ними обычно находится судебный орган, который следит за тем, чтобы законы не противоречили конституции страны..
Некоторые страны сохранили монархию, но лишили ее реальной власти. На практике это символическая позиция с функциями представления.
избирательное право
Народный суверенитет исторически был связан с избирательным правом. По мнению теоретиков, без участия граждан путем голосования невозможно было бы говорить о суверенитете, исходящем от народа.
Столкнувшись с прямой демократией, представительная демократия через избирательное право позволяет лучше управлять территориями с большим населением. Вместо этого следует позаботиться о том, чтобы выборные представители не отклонялись от воли народа.-
По мнению политологов, народный суверенитет не безграничен. Народ, хотя и суверенный, не может действовать вне закона и не противоречить конституции в своих решениях. Если вы хотите сделать глубокие изменения, вы должны сделать это в соответствии с установленными правовыми процедурами.
Разница с национальным суверенитетом
Так называемый национальный суверенитет устанавливает, что обладателем такого суверенитета является нация. Обычно это определяется как неделимая и уникальная сущность, отличная от индивидуумов, составляющих ее.
На практике это может означать ограничение права голоса. На многих этапах истории определенным группам было запрещено голосовать на том основании, что их решения не соответствуют высшему благу нации..
Следовательно, государство, основанное на национальном суверенитете, не должно быть даже демократическим. Принимая нацию как высшую концепцию, могут возникнуть авторитарные системы, которые утверждают, что их действия только стремятся к этому.
Столкнувшись с народным суверенитетом
Таким образом, в то время как в народном участии все граждане, равные перед законом, являются обязательными, в национальном это не должно быть так.
Наиболее распространенным явлением было то, что в странах с национальным суверенитетом было установлено избирательное право при переписи, часто основанное на экономической ренте.
Первым теоретиком национального суверенитета был аббат Джозеф Сийес. Столкнувшись с тезисом Руссо, Сийес выступил за то, чтобы правители основывали свои решения на национальном благе. Их не должны увлекать просьбы или пожелания людей, которых они считают неграмотными и влиятельными.
Народный суверенитет
Идеи народного суверенитета получили своё развитие в западной мысли с распространением модернистской философии. Распад старых империй и образование новых государств в конце XVI века в Европе вызвал необходимость в объяснении и легитимизации данных исторических процессов. В 1576 французский философ Жан Боден разработал концепцию государственного суверенитета, суть которой заключалась в том, что государство обладает полнотой власти над определённой территорией и её постоянным населением, и является независимым от внешних сил. Изначально у Бодена носителем суверенитета объявлялся монарх, обладающий неограниченной властью над народом.
Однако в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ничем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа, была разработана доктрина народного суверенитета. До Руссо эта доктрина развивалась в работах Томаса Гоббса и Джона Локка.
Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства.
В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и в иных формах.
В современном политическом лексиконе термин «народный суверенитет» в значительной степени вытеснен понятием «демократия». Представители неолиберальной концепции политической теории отмечают, что во всех демократических государствах народный суверенитет является принципом конституционного строя. Суверенитет народа в политических системах демократических государств проявляется в том, что он избирает своих представителей, которые являются носителем его воли и принимают политические решения в целях достижения всеобщего блага.
Элвин Магид, профессор политических наук университета штата Нью-Йорк в Олбани, отмечает, что терминология народного суверенитета нередко используется современными авторитарными режимами для сокрытия нарушений прав человека и репрессий. В качестве примеров он приводит «народные демократии», образованные под воздействием СССР в Восточной Европе после Второй мировой войны, Исламскую Республику Иран и Корейскую Народно-Демократическую Республику. Эту же точку зрения поддерживает профессор НИУ ВШЭ А. А. Сергунин, который указывает, что доктрина народного суверенитета широко распространена не только в демократических государствах, но и в тоталитарных государствах, которые используют её для своей легитимации. Как указывает В. Л. Цымбурский, в тоталитарном государстве советского типа бюрократические элиты, выступавшие как «авангард народа», использовали мобилизационный потенциал паттерна «суверенитета народа», подменяя его содержание собственными идеалами. Как заключает профессор Бостонского университета Роберт Джексон, наиболее ироничным в истории эволюции идеи народного суверенитета является то, что именно от имени народа, а не от имени верховных правителей велись самые масштабные репрессии в истории человечества.
Конституционное право. Университетский курс
Народный суверенитет
Корни теории народного суверенитета уходят в античные времена, ибо еще Цицерон считал народ источником и носителем верховной публичной власти. Жан Боден не исключал получение монархом власти от народа, но концепцию о воле народа как источнике власти первыми обосновали Т. Гоббс и Б. Спиноза. Выдвинутую ими теорию «общественного договора» развил и довел до совершенства французский мыслитель Жан-Жак Руссо. Суть ее в том, что для ликвидации социального хаоса люди договариваются о соблюдении определенного порядка взаимоотношений. Для этого множество объединенных в государство людей выбирают себе правителя, которому на основе договора передают соответствующие полномочия. Они могут быть достаточно жесткими, но осуществляются с общего согласия и поэтому легитимны. Если правитель не выполняет договор, то народ может сместить его с поста, т.е. получает «право на революцию».
Народный суверенитет провозглашается одним из принципов конституционного строя во всех современных демократических государствах. Он означает верховенство и независимость народа в выборе основных ценностей, целей и задач своего развития, способов и средств их достижения; а также единство народа в выражении властной воли.
Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию демократическим государством. В буквальном переводе с греческого слово «демократия» есть «власть народа» или народовластие. В отличие от народного суверенитета оно имеет не статическое, а динамическое (функциональное) значение. Как отмечает Ю. И. Скуратов, это система властеотношений, сложившаяся в процессе реализации народом своей верховной, независимой и единой воли. Народный суверенитет при этом не исчезает, но отождествлять саму конституционно-правовую ценность и ее реализацию не следует.
Субъектом (носителем) народного суверенитета в Российской Федерации является российский многонациональный народ. В конституционном праве под ним понимают часть населения страны, состоящую из граждан, обладающих активным избирательным правом, т.е. избирательный корпус, в лице которого население выступает как участник государственно-правовых отношений.
Именно избирательный корпус участвует в референдумах и выборах, являющихся, согласно ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации, высшим непосредственным выражением власти народа, а также организует и проводит демонстрации, митинги, собрания, уличные шествия и пикетирования.
Независимость народа выражается в том, что народ формирует свою волю и принимает решения самостоятельно, без воздействия посторонних субъектов, подкупа, принуждения, фальсификации итогов голосования и иных такого рода нарушений. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает в случаях подобного противоправного влияния возможность отмены принятых на выборах и референдумах решений. Кроме того, наказания за нарушения избирательных прав предусмотрены ст. 5.1-5.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и ст. 141, 141.1, 142, 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Препятствием независимости и верховенству народа в проявлении властной воли является повсеместное использование пропорциональной системы выборов, при которой окончательное решение вопроса о персональном составе депутатов соответствующего уровня представительного органа принимают не избиратели, а высший орган политической партии. Поэтому по инициативе Президента Российской Федерации возвращен смешанный принцип формирования депутатского корпуса Государственной Думы, согласно которому половина его состава (225 депутатов) будет избираться по одномандатным локальным территориальным избирательным округам.
Эта воля представляет собой диалектическую сумму, своего рода суммарный, результирующий вектор воль всех членов избирательного корпуса. Подлинное единство народа в выражении властной воли обеспечивается лишь тогда, когда решения принимаются большинством голосов от общего состава избирательного корпуса.
Полновластие народа обозначает максимальную, наивысшую степень реализации народного суверенитета. Это осуществление народом своей верховной, независимой и единой воли на всех уровнях, во всех сферах и формах без каких бы то ни было изъятий.
Наряду с полновластием нередко говорят о неограниченности власти народа, которая постоянна, вездесуща и универсальна. Согласно этому тезису, народ осуществляет свою власть без ограничения во времени и вправе принять любое решение по любому вопросу. Кроме того, он может признать ничтожным и отменить любое волеизъявление всякой иной власти, включая акты органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Все другие вопросы народ передает для решения своим представителям в лице органов государственной власти и местного самоуправления. Эти субъекты должны действовать в соответствии с интересами и волей народа. Незаконное присвоение ими всей политической власти в стране или компетенции других участников государственно-властных отношений запрещено.
Отдельные органы публичной власти или их должностные лица, законно получив свои полномочия, в дальнейшем могут неправомерно расширить свои влияние и компетенцию. Это не только органы госбезопасности в период «диктатуры пролетариата» и так называемого культа личности Сталина, но и Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, принявший в 1993 г. Указ № 1400, признанный Конституционным Судом нарушающим Конституцию. После приобретения таким образом аномальной или сверхнормативной самостоятельности, такие субъекты узурпируют власть в ущерб воле и интересам народа, что может повлечь многочисленные человеческие жертвы.
В этой связи чрезвычайно важно правило ч. 4 ст. 3 Конституции России: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». Ответственность за преступления подобного рода предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации в статьях 278 («Насильственный захват власти или насильственное удержание власти») и 279 («Вооруженный мятеж»).
Примечательно, что ч. 4 ст. 4 проекта Конституции Российской Федерации, разработанного Конституционной комиссией и одобренного Съездом народных депутатов Российской Федерации 18 апреля 1992 года, закрепляла право граждан России «оказывать сопротивление любой попытке насильственного устранения или изменения существующего конституционного строя». В действующей редакции Конституции Российской Федерации 1993 года это право отсутствует.
В нашем государстве несколько уровней реализации народного суверенитета.
Общегосударственный (общефедеральный) уровень предполагает осуществление демократических форм на всей территории Российской Федерации. В этом случае в референдуме или прямых выборах участвует все многонациональное население России, обладающее избирательным правом, или принятие решения осуществляется высшим органом государственной власти, например, Федеральным Собранием Российской Федерации. Само решение будет общеобязательным на всей территории нашего государства.
На региональном уровне народный суверенитет реализуется в границах субъектов Российской Федерации. Он осуществляется населением (избирательными корпусами) или органами государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области или автономных округов, чьи административные границы очерчивают пространственные пределы действия принятых решений.
На местном (локальном) уровне народовластие осуществляется на территории муниципальных образований, границы которых определяют действие принятых решений в пространстве. Сами решения принимаются соответствующими органами местного самоуправления или обладающим избирательным правом населением местных сообществ.
Можно выделить экономическую, политическую, культурную, социальную и экологическую сферы реализации народного суверенитета.
В экономической сфере народ определяет соответствующие его интересам основные принципы экономической политики, экономические уклады, виды и формы собственности, их статус и взаимодействие друг с другом, экономические права индивидов и их сообществ. Все это в совокупности образует экономическую систему общества, являющуюся экономической основой народовластия. В отличие от нее экономической основой публичной власти являются соответственно государственная и муниципальная формы собственности, а также смешанные формы собственности с решающей долей государственного или муниципального участия.
В политической сфере народ определяет структуру и принципы политической системы как механизма реализации собственной воли; формы и уровни реализации своего суверенитета; порядок взаимоотношения государства с правящей и оппозиционными партиями, иными общественными объединениями; систему и процедуру осуществления политических прав и свобод индивидов; порядок и формы участия граждан в управлении государственными делами.
В культурной сфере народ определяет соответствующие его интересам основные принципы и направления культурной политики; систему культурных прав индивидов и их сообществ; меры по защите культурного наследия и самобытности этнических общностей, развитию их национальных культур; основные направления развития образования, науки, литературы, искусства; меры по сохранению и возрождению культурных ценностей; государственного языка Российской Федерации и языков ее республик и народов.
В социальной сфере народ самостоятельно, свободно и независимо выбирает и формирует собственную социальную структуру; определяет соответствующие его интересам принципы социальной политики, ее цели, задачи и основные направления; провозглашает и гарантирует систему социальных прав индивида.
Воля народа в социальной сфере направлена на взаимное сплочение всех составляющих его классов и социальных групп; на укрепление единства народа как целостной социальной системы; на ликвидацию причин и условий социальных конфликтов. Средством достижения этой цели служит направленность государственной социальной политики на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Задачами такой политики являются охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, учреждение и развитие социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Экологическая сфера реализации народного суверенитета предполагает проведение единой экологической политики, использования и охраны земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности многонационального народа России; создание особо охраняемых природных территорий, обеспечение права россиян на благоприятную окружающую среду, ее охрану и обеспечение экологической безопасности, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного человеку и гражданину экологическим правонарушением; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями, ликвидации их последствий.
Формы реализации народного суверенитета в Российской Федерации обоснованно подразделить на прямые, представительные и промежуточные разновидности. При этом к прямому народовластию (прямой демократии) можно отнести референдум, свободные выборы, отзыв населением депутатов и иных выборных лиц, сходы граждан по месту жительства и собрания граждан по решению вопросов территориального общественного самоуправления. Эти акции отличает то, что принятые в результате их проведения решения приобретают обязательную для своего уровня силу и не нуждаются в каком-либо подтверждении органами публичной власти.
Консультативными формами прямой реализации народного суверенитета следует считать консультативные референдумы (опросы избирателей), народные обсуждения, народную нормотворческую (правотворческую, законодательную) инициативу, публичные слушания, индивидуальные и коллективные обращения граждан (петиции) в органы государственной власти и местного самоуправления. Он не являются формами прямой демократии. В процессе реализации этих форм население высказывает свои предложения непосредственно, но обязательную силу они приобретут только после одобрения органов государственной власти и местного самоуправления. Данные суждения, хотя и подлежат рассмотрению, но не являются для рассматривающих органов обязательными. Содержание обращений может быть различным, но далеко не всегда их исполнение целесообразно и необходимо. Сказанное в еще большей степени распространяется на публичные массовые мероприятия, организуемые и проводимые согласно Федеральному закону от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Народ может выражать свое мнение о тех или иных реалиях и по-другому. При определенных условиях его реакция на воздействие других субъектов права способна иметь весьма непредсказуемые способы проявления. Это проводимые вопреки ч. 4 ст. 37 Конституции политические забастовки, а также другие формы, включая массовые беспорядки, вплоть до вооруженных выступлений. Подобные действия находятся за конституционно-правовыми рамками и наказываются согласно закону.
Структура представительного народовластия в самом узком, специальном смысле, это система органов публичной власти, непосредственно формируемая избирателями путем голосования. В первую очередь к ним относятся органы законодательной власти или состоящие из депутатов коллегиальные органы местного самоуправления. Таковы, например, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; Законодательное Собрание Омской области; Омский городской Совет; Совет депутатов Марьяновского муниципального района Омской области.
При более широкой интерпретации в эту систему могут входить формируемые путем прямых выборов органы в иных сферах реализации публичной власти. К исполнительной сфере относятся «всенародно избираемые» Президенты президентских республик, формирующие правительства своих государств. Отечественное законодательство после перерыва в несколько лет вновь вернулось к непосредственному избранию высших должностных лиц (президентов, губернаторов, глав администраций и т.д.) субъектов Российской Федерации.
Исполнительные функции на представительной основе осуществляют избираемые напрямую главы муниципальных образований и главы местных администраций.
Всенародно избранного Президента Российской Федерации можно считать высшим представительным органом государственной власти в координационной сфере, ибо ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации закрепляет за ним обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Законодательство о мировых судьях допускает избрание их на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Об этом прямо сказано в статьях 6 и 7 Федерального закона от 17 декабря 1998 года №188- ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Однако такая возможность практически нигде, кроме двух субъектов Федерации, до сих пор не реализуется.
Промежуточное место между прямыми и представительными формами народовластия занимают конференции граждан (собрания делегатов), проводимые по вопросам осуществл ения территориального общественного самоуправления. Они предусмотрены ст. 30 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
По компетенции и целевому назначению они не отличаются от такой прямой формы как собрания граждан по месту жительства в связи с осуществлением территориального общественного самоуправления. Однако по порядку назначения и проведения эти формы участия населения в осуществлении местного самоуправления не идентичны. Если в собрании вправе непосредственно участвовать все население соответствующей части территории городского округа или поселения, то в конференции участвуют делегаты, избранные по установленным нормам представительства. Эти нормы учреждаются уставами муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставами территориального общественного самоуправления. С организационной точки зрения конференции граждан (собрания делегатов) представляют собой представительную форму реализации народного суверенитета.
Принцип народного суверенитета (хотя в силу терминологических традиций вместо термина «народ» нередко используется термин «нация») в той или иной форме провозглашается всеми конституциями современных цивилизованных государств. Согласно ст. 33 Конституции Бельгии: «Все власти исходят от Нации. Они осуществляются в порядке, установленном Конституцией». Части 2 и 3 ст. 1 Конституции Греции от 9 июня 1975 г. провозглашают, что «народный суверенитет составляет основу политического режима», а «вся власть исходит от народа, существует для народа и нации и осуществляется так, как это указано в Конституции».
Аналогичные по содержанию, хотя и отличающиеся по формулировкам положения включены в конституции Венесуэлы, Италии, Колумбии, Мексики, США, Франции, Эквадора и других государств, причем, не только с республиканской, но и с монархической формой правления.
Например, в Преамбуле Конституция Японии 1947 г. сказано: «Мы, японский народ. провозглашаем, что народ облечен суверенной властью, и устанавливаем настоящую Конституцию. Государственная власть основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит от народа, ее полномочия осуществляются представителями народа, а благами ее пользуется народ». Согласно ст. 1, император является лишь «символом государства и единства народа», но «его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть».
Подобные положения полностью соответствуют постулатам теории «общественного договора». Право на сопротивление угнетающему правительству, но в других, более мягких формулировках, закрепили конституции Республики Бенин, Республики Гана 1992 г. Ряд государств (например, Словакия, ФРГ) в качестве крайней меры провозглашают право граждан оказывать сопротивление всякому, кто попытается устранить демократический строй, конституционные права и свободы человека.
Концепции народного суверенитета в демократических государствах основаны на общих принципах. Однако универсальных демократических механизмов, которые можно было бы одинаково успешно распространить на все народы, просто не существует. Навязывать силой одним то, что хорошо зарекомендовало себя у других, не только нецелесообразно, но и неправомерно. Каждая страна должна искать свой собственный путь, который коренится в культуре и традициях ее народа.