Что означает научное предположение истинное значение которого является неопределенным
Что означает научное предположение истинное значение которого является неопределенным
Следующий важнейший момент – построение гипотезы. Гипотеза вообще – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей экспериментальной, а подчас и теоретической ее проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д.
Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. Естественно, гипотеза в процессе исследования неоднократно уточняется, дополняется или изменяется.
Приведем несколько формулировок гипотез. При этом еще раз обратим внимание на то, что гипотеза – это предположение, истинность которого не очевидна:
1. Тема: «Моделирование профессионального становления личности учащегося технического лицея в самостоятельной учебной деятельности». Гипотеза: «самостоятельная работа влияет на эффективное профессиональное становление учащегося в том случае, если она обеспечивает в своих средствах развитие всех компонентов процессуальной и видовой структур деятельности учащегося как личности. Это может быть достигнуто на основе построения самостоятельной работы как педагогической модели будущей профессиональной деятельности в процессе выполнения учащимися специально разработанного комплекса проблемно-производственных задач в теоретическом и заданий в производственном обучении».
2. Тема: «Педагогические традиции в коллективе учебного заведения.» Гипотеза: «предполагается, что формирование общих для всего коллектива педагогических традиций становится действенным при реализации следующего комплекса педагогических условий:
· определены основные ценности как система организованных отношений между различными категориями работников и учащихся;
Б) ССВУ (SWOT-анализ)
40. Что означает: «часть объектов генеральной совокупности, включенных в обследование для характеристики совокупности по нужным признакам»?
б) выборка;*
в) определенное множество;
41. Какие этапы научного планирования выделяются при проведении исследований?
а) планирование, проведение эксперимента, формулирование выводов;
б) планирование, закладка эксперимента, накопление первичных данных, математический анализ с последующим формулированием выводов и предложений производству;*
в) проведение исследований, математическая обработка полученных данных;
г) планирование, накопление первичных данных, формулирование выводов и предложений производству.
42. Какие методы предназначены для накопления первичных данных об объектах исследования?
а) наблюдение и дисперсионный анализ;
б) эксперимент и вариационный анализ;
в) наблюдение и эксперимент;*
г) вариационный анализ и дисперсионный анализ.
43. Какой из методов научного исследования подразумевает «искусственное создание разных условий для исследуемых растений с целью определения наиболее эффективных в процессе учетов и наблюдений»?
в) эксперимент;*
44. Что называют вариантами опыта?
а) обработку почвы и удобрения;
б) определенная разновидность исследуемого фактора, от которого надеются получать лучшие результаты;*
в) повторения в опыте;
г) разновидности опытов.
45. Что такое схема эксперимента?
а) размещение вариантов и повторений на опытном участке;
б) перечень опытных и контрольных вариантов, включаемых в эксперимент для проверки гипотезы;*
в) чертеж, на котором размещены границы эксперимента;
г) перечень методов исследования, которые планируется проводить в эксперименте.
46. В каких опытах изучается влияние нескольких факторов?
б) многофакторных;*
47. Что означает: «научное предположение, истинное значение которого является неопределенным «?
г) гипотеза.*
48. Что означает: «целенаправленное сосредоточение внимания исследователя на явлениях эксперимента или природы, их количественная и качественная регистрация»?
б) наблюдение;*
в) статистический анализ;
49. Что означает «воспроизводимость результатов опыта»?
а) при повторе опыта в идентичных условиях и при аналогичных методиках должны получить аналогичные результаты;*
б) результаты опыта должны быть такими же и в других почвенно-климатических зонах;
в) в следующем году исследований результаты опыта должны повториться;
г) что даже при изменении условий опыта и методик исследования результаты опыта должны подтвердиться.
50. Если уровень значимости 5%-ный, чему будет равен уровень вероятности?
б) 95 %;*
51. Как расшифровывается НСР:
а) наибольший существенный результат;
б) head certain point;
в) наибольшая средняя разница;
г) наименьшая существенная разность.*
52. Какая разновидность ошибок приводит к завышению или занижению результатов исследований под действием определенных факторов (закономерных изменений плодородия почвы и др.)?
а) систематические;*
53. Как называются ошибки, возникающие при просчетах в процессе работы?
в) грубые;*
54. По какой формуле находится стандартное отклонение?
а) ;
б) ;
в) ;*
г) .
55. По какой формуле находят погрешность выборочной средней?
а) ;*
б) ;
в) ;
г) .
56. Какая проявляется форма корреляции, когда при увеличении одних признаков соответственно увеличиваются другие признаки?
б) прямолинейная;*
57. Когда исследуется связь между двумя признаками, то это корреляция?
а) простая;*
58. Степень и особенности изменения одного из признаков (Х) на единицу другого (Y) – это.
г) регрессия.*
59. Модель – это:
а) иерархическая система принципов системного анализа;
Гипотеза
Гипотеза — это форма вероятностного знания, истинностное значение которого неопределённо. В научном познании (см. Наука) гипотеза рассматривается как метод развития научного знания (см. Методы научного познания), включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку [частично обоснованных] допущений или предположений, и как структурный элемент научной теории (см. Теория). В обыденном сознании гипотеза чаще всего понимается как предположительное решение какой-либо проблемы или правдоподобное объяснение какого-либо явления. В целом, гипотетическое знание широко используется в любой сфере осмысленной человеческой деятельности.
Метод гипотез получил наибольшее развитие в науке как форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выводящая за рамки наличного (имеющегося) знания и способствующая (в отдельных случаях) реализации новой идеи. С точки зрения требований современной методологии науки (см. Методология науки), то или иное предположение может получить статус научной гипотезы, если оно удовлетворяет следующим требованиям:
Функционально гипотеза оформляется как предварительное объяснение некоторого явления или группы явлений. Гипотеза строится, исходя из предположения об имплицитном существовании некоторого отношения порядка, реализуемого как последовательность чередования явлений, позволяющих (при соблюдении норм и правил процедуры) делать заключения (выводы, предположения) о структуре объектов, характере и существенности фиксируемых связей объектов, признаков, параметров и так далее, детерминированности одних явлений другими.
По функциям в познавательном процессе различают гипотезы описательные и объяснительные:
История науки показывает, что в процессе развития знаний вначале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов или явлений. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов или явлений. Последняя ступень — построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения исследуемых объектов или явлений.
По объекту исследования различают гипотезы общие и частные:
Наряду с терминами «общая» и «частная» гипотеза в науке используется термин «рабочая гипотеза», под которым понимается выдвигаемое на первых этапах исследования обоснованное предположение. Специфика рабочей гипотезы — в условном и, тем самым, временном её принятии. Она служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов. Из рабочей гипотеза может превратиться в устойчивую и плодотворную. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена её несовместимость с новыми фактами.
Будучи наиболее важным методом научного познания, гипотеза всегда выдвигается в контексте развития науки для решения конкретной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории с отрицательными результатами экспериментов. Поэтому любая гипотеза должна быть релевантной по отношению к таким проблемам или экспериментальным данным, которые она позволяет объяснить или предсказать. Она должна также содержать какую-то новую концептуальную информацию, обладать дополнительным (по сравнению с предшествующими или конкурирующими гипотезами, теориями) теоретическим содержанием. Но даже если это содержание не получает эмпирического подтверждения, замена такой гипотезы другой, более подходящей, не означает признание её ложности и бесполезности на определённом этапе познания, поскольку выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой гипотезы (даже в том случае, когда эти результаты были отрицательными). Таким образом, выдвижение гипотезы в конечном итоге оказывается необходимым историческим и логическим этапом становления другой, новой гипотезы. Рассмотрение истины как процесса, взятого вместе с результатом, приводит к выводу, что любой относительно завершённый этап познания, выступающий в форме относительных истин (экспериментальных законов, теорий), не может быть оторван от процесса собственного становления. Развитие теорий и построение прикладных моделей всегда требует введения ряда вспомогательных гипотез, которые образуют с исходной теорией одно целое, взаимно подкрепляя друг друга и обеспечивая прогрессирующий рост научного знания.
Логически гипотеза формулируется по схеме условно-категорического умозаключения, в котором нужно подтвердить или опровергнуть определённую посылку. В этом смысле она выглядит как положение, которое с логической необходимостью следует из имеющегося знания, но выходит за его пределы (границы), и является переформулировкой обнаруженной и разрешаемой проблемы. Метод познания, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых является неопределённым, называется гипотетико-дедуктивным (см. Метод гипотетико-дедуктивный). С точки зрения логики, это вывод по схемам условно-категорического силлогизма. Результат вывода — вероятно-истинное знание, так как дедукция переносит вероятность гипотетической посылки на заключение. В целом, гипотезы представляют собой суждения Суждение, поэтому к ним применимы все синтаксические и семантические различения, выработанные в логике (см. Логика).
В целом, разработка гипотезы любой включает три основных этапа:
Процессуально гипотеза (как переход от неизвестного, проблемного — к известному, гипотетически предполагаемому) строится как алгоритм реализации исследовательской цели. Тем самым она предзадаёт внутреннюю логику развёртывания знания. В большинстве случаев это логика обоснования какого-либо положения, иногда — логика открытия (предположение о существовании некоторого явления).
Гипотеза представляет собой такую форму нормативно-процессуальной организации знания, которая не может быть непосредственно оценена с точки зрения её истинности или ложности. Она задаёт некоторое поле неопределённости. Снятие этой неопределённости и происходит в ходе теоретического (логического) обоснования (доказательства) гипотезы и/или её опытного подтверждения или опровержения, то есть эмпирического обоснования. Поэтому гипотезы в качестве научных положений должны удовлетворять условию принципиальной проверяемости, означающему, что они обладают свойствами фальсифицируемости (опровержения) и верифицируемости (подтверждения). Свойство фальсифицируемости достаточно строго фиксирует предположительный характер научных гипотез. Ограничивая универсальность предыдущего знания, а также выявляя условия, при которых возможно сохранить частичную универсальность того или иного утверждения о законах, оно обеспечивает относительно прерывный характер развития научного знания. Верифицируемость позволяет установить и проверить относительное эмпирическое содержание гипотез. Свойство верифицируемости служит эмпирической основой процессов становления и развития гипотезы и других форм теоретического знания, обусловливая относительно непрерывный характер развития науки (см. Верифицируемость).
В целом, предположения, оформленные как гипотезы, всегда вероятностны (и в этом отношении в той или иной мере неопределённы), поэтому все процедуры обоснования и проверки гипотез представляют собой шаги по уменьшению этой неопределённости, в пределе — по её снятию вообще, что позволяет изменить статус знания вероятностного на статус знания достоверного (теоретического), и тем самым преодолеть нормативно-процессуальные ограничения гипотетического знания (то есть «ликвидировать» гипотезу как форму знания в данном конкретном исследовании и/или теории). Однако в современной методологии науки данная установка всё больше рассматривается как принципиально полностью не реализуемая ни в одной научной теории, которая сама трактуется как организованная совокупность гипотетических конструктов, связанных [в идеале] отношениями выводимости.
Следует отметить, что в последнее время во многих областях научного знания акцент на обоснование гипотетических положений в тех или иных теориях всё больше заменяется акцентом на дискредитацию конкурирующих теорий, а сами теории начинают пониматься как принимаемые на веру паттерны, как возможные точки зрения на определённые предметные области, то есть само научное знание начинает трактоваться как принципиально гипотетическое (содержащее в себе неустранимый момент неопределённости, разрешаемый конвенционально и/или процессуально). Подобная «гипотетизация» знания приводит к актуализации его деятельностно-технологических аспектов за счёт работы с его содержанием. Тем самым можно утверждать (с известной долей условности), что научное знание имеет дело скорее не с реальными событиями, а с анализом объективных возможностей тех или иных событий. Оно способно снимать (преодолевать) собственную проблемность, но не собственную вероятностность, что неизбежно ведёт к его новой проблематизации. Поворотной точкой к такому подходу можно считать перенесение акцентов с процедур верификации на процедуры фальсификации знания, со схем вывода, ориентированных на подтверждение гипотезы, на схемы вывода, ориентированные на опровержение гипотезы. Подтверждение следствия из гипотезы способствует лишь увеличению правдоподобности суждения, отрицание же следствия способно поставить под сомнение само основание гипотезы. Опровержение обладает большим эвристичеким потенциалом, чем подтверждение, которое всегда проблематично, — поэтому любое научное положение, пока оно не опровергнуто, может быть рассмотрено как гипотеза.
Теоретическое обоснование гипотезы предполагает её проверку на непротиворечивость, установление её принципиальной проверяемости, выявление её приложимости к исследуемому классу явлений, исследование её выводимости из более общих теоретических положений, оценку её вписываемости в теорию через возможную перестройку последней. Эмпирическое обоснование гипотезы предполагает или наблюдение явлений, описываемых гипотезой (что далеко не всегда возможно), или работу по соотнесению следствий из гипотезы с наличными и обнаруживаемыми данными опыта. Работа с процедурами обоснования гипотез выработала в научной практике установки на продуцирование возможно большего числа взаимосвязанных гипотез, с одной стороны, и на установление возможно большего числа референтов (эмпирических индикаторов) для каждой гипотезы — с другой.
В методологии науки также наработан ряд качественных параметров, которым должна удовлетворять правильно сформулированная гипотеза с точки зрения её нормативно-процессуальной организации. В частности, особо оговариваются такие процедурные требования к гипотезе как её принципиальная реализуемость на данном уровне развития знания и наличными средствами, избегание в ней оценочных суждений, отсутствие в ней непроинтерпретированных понятий, минимизация в ней различных ограничений и допущений. Процедуры специфицируются для различных классов (типов) гипотез: основных и неосновных (ориентирующихся на разные исследовательские задачи), первичных и вторичных (возникающих на базе или взамен первых), а главное — структурных (ориентированных на выявление структур, свойств, характера связей объекта), функциональных (ориентированных на определение степени тесноты связей и взаимодействий внутри определённой целостности), объяснительных (причинно-следственных). В ряде типологий к объяснительным относят и функциональные гипотезы, в других типологиях их объединяют вместе со структурными в тип (класс) описательных гипотез (в обеих типологиях структурные гипотезы квалифицируются как описательные).
Тесты по Методика и ОИА
Тестовые задания для проведения модульно-рейтингового контроля По дисциплине «Методика и организация исследований в агрономии»
Вопросы тестового контроля знаний
1. Причины непрерывного возрастания роли науки?
А) Из-за увеличения численности населения
Б) Из-за неизбежного уменьшения площади с/х угодий и пашни в расчете на 1 человека
В) Из-за неизбежного возрастания потребностей человека
Г) Из-за увеличения численности населения, неизбежного уменьшения площади с/х угодий и пашни в расчете на 1 человека, а также возрастания потребностей человека*
2. Что подразумевается под: «комплексом наук, разрабатывающих теоретические основы и практические приемы повышения урожайности, улучшение качества продукции, снижение ресурсоемкости производства и охраны окружающей среды»?
Г) Земледелие и агрохимия
3. Какая агрономия разрабатывает теоретические основы и практические приемы повышения урожайности, улучшение качества и т. д.?
В) Прикладная и научная
4. В каких направлениях проводит исследования научная агрономия?
А) Изыскание способов направленного изменения природы растений и создание новых форм и культур растений, наиболее приспособленных к условиям определенной зоны
Б) Изменение условий внешней среды в соответствии с потребностями культурных растений
В) Изыскание способов сокращения ресурсоемкости производства и охрана окружающей среды
Г) Все пункты а, б и в*
5. Какие виды познавательной деятельности использует человек?
А) Изучение и испытание
Б) Изучение, исследование и испытание*
6. Что является объектом исследования в научной агрономии?
А) Растения, среда их обитания и урожай*
В) Метеорологические показания
Г) Обработка почвы, нормы удобрений и нормы высева
7. Что означает: «свойство объектов одного класса отличаться друг от друга по одному и тому же признаку даже в однородных совокупностях»?
8. Определите вид изменчивости – урожайность озимой пшеницы?
А) Качественная двухранговая
Б) Количественная дискретная (прерывистая)
В) Количественная непрерывная*
Г) Качественная многоранговая
9. Определите вид изменчивости – количество зерен в колосе?
А) Качественная двухранговая
Б) Количественная дискретная (прерывистая) *
В) Количественная непрерывная
Г) Качественная многоранговая
10. Определите вид изменчивости – приживаемость саженцев?
А) Качественная двухранговая*
Б) Количественная дискретная (прерывистая)
В) Количественная непрерывная
Г) Качественная многоранговая
11. Определите вид изменчивости – окраска томатов перед уборкой?
А) Качественная двухранговая
Б) Количественная дискретная (прерывистая)
В) Количественная непрерывная
Г) Качественная многоранговая*
12. Что означает: «часть объектов генеральной совокупности, включенных в обследование для характеристики совокупности по нужным признакам»?
В) Определенное множество
13. Какие этапы научного планирования выделяются при проведении исследований?
А) Планирование, проведение эксперимента, формулирование выводов
Б) Планирование, закладка эксперимента, накопление первичных данных, математический анализ с последующим формулированием выводов и предложений производству*
В) Проведение исследований, математическая обработка полученных данных
Г) Планирование, накопление первичных данных, формулирование выводов и предложений производству
14. Какие методы предназначены для накопления первичных данных об объектах исследования?
А) Наблюдение и дисперсионный анализ
Б) Эксперимент и вариационный анализ
В) Наблюдение и эксперимент*
Г) Вариационный анализ и дисперсионный анализ
15. Какой из экспериментов является основным в агрономии?
Б) Лабораторный и вегетационный
В) Лабораторный, вегетационный и лизиметрический
16. В каких экспериментах для проведения исследований используются вегетационные сосуды?
17. Какой эксперимент предназначен для исследования процессов перемещения в почве воды и растворенных в ней питательных веществ?
18. Какой из методов научного исследования подразумевает «искусственное создание разных условий для исследуемых растений с целью определения наиболее эффективных в процессе учетов и наблюдений»?
19. Что называют вариантами опыта?
А) Обработку почвы и удобрения
Б) Определенная разновидность исследуемого фактора, от которого надеются получать лучшие результаты *
В) Повторения в опыте
Г) Разновидности опытов
20. Какие разновидности контрольных вариантов используют в агрономии?
А) Абсолютный и видоизмененный
Б) Опытный, производственный и видоизмененный
В) Нулевой и сельскохозяйственный
Г) Абсолютный и производственный*
21. Чем отличается абсолютный контроль от производственного?
А) В абсолютном контроле исследуемый фактор исключен из технологии*
Б) В абсолютном контроле дозы факторов рассчитываются на планируемый урожай
В) В абсолютном контроле применяются завышенные дозы исследуемого фактора
Г) На вариантах абсолютного контроля ожидают получать высокую урожайность исследуемых культур
22. Что такое схема эксперимента?
А) Размещение вариантов и повторений на опытном участке
Б) Перечень опытных и контрольных вариантов, включаемых в эксперимент для проверки гипотезы*
В) Чертеж, на котором размещены границы эксперимента
Г) Перечень методов исследования, которые планируется проводить в эксперименте
23. Что означает: «наименьшая земельная площадка определенного размера и формы на которой размещают один какой-то вариант опыта»?
24. Из чего состоит опытная делянка?
А) Из учетной площади
Б) Из учетной площади и защитной зоны*
В) Из повторений и повторностей
Г) Из учетной площади и боковой защитной зоны
25. Что такое «повторность опыта»?
А) Количество делянок с одним и тем же вариантом на всем опытном участке*
Б) Часть площади опытного участка с полным набором вариантов
В) Часть землепользования на которой один раз размещены все варианты
Г) Количество делянок с контрольным вариантом на всем опытном поле
26. Какая продолжительность во времени кратковременных опытов?
27. Какая продолжительность во времени многолетних опытов?
28. В каких опытах изучается влияние нескольких факторов?
29. Для культур с небольшой площадью питания (злаковые зерновые и др.) используются делянки учетной площадью.
30. Для пропашных культур учетная площадь опытной делянки должна составлять не менее.
31. Если на опытном участке наблюдается сильное варьирование почвенных условий, то в этом случае надо.
А) Увеличить повторность опыта*
Б) Увеличить площадь эксперимента
В) Увеличить число вариантов в схеме эксперимента
Г) Уменьшить норму высева культуры
32. Что означает: «научное предположение, истинное значение которого является неопределенным «?
33. Что означает: «целенаправленное сосредоточение внимания исследователя на явлениях эксперимента или природы, их количественная и качественная регистрация»?
В) Статистический анализ
34. Что подразумевается под принципом (правилом) единственного различия?
А) Размеры и направление делянок должны быть одинаковыми на всем опытном участке
Б) Технология возделывания и условия на опытном участке, кроме исследуемых факторов, должны быть одинаковыми*
В) При математическом анализе данные должны отличаться на определенную величину
Г) Исследуемые совокупности растений не должны значительно отличаться друг от друга
35. Что означает «воспроизводимость результатов опыта»?
А) При повторе опыта в идентичных условиях и при аналогичных методиках должны получить аналогичные результаты*
Б) Результаты опыта должны быть такими же и в других почвенно-климатических зонах
В) В следующем году исследований результаты опыта должны повториться
Г) Что даже при изменении условий опыта и методик исследования результаты опыта должны подтвердиться
36. Какие значения критерия уровня значимости приемлемы в агрономии?
37. Какие значения критерия уровня значимости используются в агрономии при исследовании эффективности гербицидов и других пестицидов?
38. Если уровень значимости 5%-ный, чему будет равен уровень вероятности?
39. Как расшифровывается НСР
А) Наибольший существенный результат
Б) Head Certain Point
В) Наибольшая средняя разница
Г) Наименьшая существенная разность*
40. Какая разновидность ошибок приводит к завышению или занижению результатов исследований под действием определенных факторов (закономерных изменений плодородия почвы и др.)?
41. Как называются ошибки, возникающие при просчетах в процессе работы?
42. В каком направлении нужно производить посев семян на опытном поле при изучении систем обработки почвы?
В) Первый и последний ярус делянок поперек основного направления, внутри опыта вдоль
Г) Делянки обработки почвы засевают вдоль проведенной основной обработки, а делянки удобрения поперек
43. С какой целью закладываются повторения эксперимента?
А) Для увеличения числа делянок
Б) Для увеличения повторности эксперимента
В) Для учета влияния почвенных условий в опыте
Г) Для уменьшения погрешности эксперимента*
44. При рендомизированном размещении варианты в опыте размещаются?
В) один вариант контроля чередуется с одним опытным вариантом
Г) один вариант контроля чередуется с двумя опытным вариантом
45. Какой из вариантов ответа относится к систематическому размещению вариантов в опыте?
46. Какое размещение вариантов в опыте относится к Дактиль-методу?
47. Чем отличается метод полной рендомизации от метода рендомизированных повторений?
А) В методе полной рендомизации не создаются повторения*
Б) В методе полной рендомизации больше вариантов
В) В методе полной рендомизации меньше погрешность опыта
Г) В методе полной рендомизации варианты внутри повторений размещаются по жребию (случайно)
48. В каком методе размещения вариантов повторения закладываются в 2-х направлениях – горизонтально и вертикально?
А) Метод полной рендомизации
Б) Метод рендомизированных повторений
Г) Латинский квадрат и латинский прямоугольник*
49. В каком методе размещения вариантов число вариантов должно равняться числу повторностей?
А) Метод полной рендомизации
Б) Метод рендомизированных повторений
В) Латинский квадрат*
Г) Латинский прямоугольник
50. Для чего используют рекогносцировочные посевы?
А) Для определения варьирования плодородия почвы*
Б) Для определения влияния сорта на урожайность культуры
В) Для снижения засоренности полей
Г) Для снижения фитопатогенной микрофлоры на поле
51. Что называют варьированием?
А) Применение различных доз удобрений в опыте
Б) Способность одних растений отличаться от других
В) Влияние неконтролируемых факторов
Г) Изменчивость свойств растений и их среды обитания*
52. Каким символом обозначается дисперсия?
53. Какая из моделей дисперсионного анализа относится к методу рендомизированных повторений?
54. Какая из моделей дисперсионного анализа относится к двухфакторному опыту?
55. Какой показатель находится по формуле: ?
А) Стандартное отклонение
Б) Коэффициент вариации*
В) Допустимая относительная ошибка
56. Какой показатель находится по формуле: ?
А) Head Certain Point
Б) Наибольший существенный результат
В) Наименьшая существенная разность*
Г) Наибольшая средняя разница
57. По какой формуле находится стандартное отклонение?
А)
Б)
В) *
Г)
58. По какой формуле находят погрешность выборочной средней?
А) *
Б)
В)
Г)
59. Какая будет степень изменчивости признаков при V = 12 %
60. Какая будет степень изменчивости признаков при V = 35 %
61. По этой формуле рассчитывают?
А) Распределение Стьюдента
Б) Закон нормального распределения Гаусса
В) Распределение Фишера*
Г) Распределение Пирсона
62. Какая проявляется форма корреляции, когда при увеличении одних признаков соответственно увеличиваются другие признаки?
63. Когда исследуется связь между двумя признаками, то это корреляция?
64. Степень и особенности изменения одного из признаков (Х) на единицу другого (Y) – это.