Что означает название базарные матаки
Базарные Матаки
Село, центр Алькеевского района
Содержание
Географическое расположение
Село расположено на юге Республики Татарстан, на реке Актай, в 72 км к северо-востоку от железнодорожной станции Бряндино (линия Ульяновск – Уфа).
Расстояние до Казани 152 км.
Административная принадлежность
До 1920 г. село являлось центром Базарно-Матаковской волости Спасского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в Спасском кантоне ТАССР.
С 10 августа 1930 г. – в Алькеевском (с 1937 г. районный центр), с 1 февраля 1963 г. – в Куйбышевском районах, с 12 января 1965 г. – центр Алькеевского района.
Ныне также является центром Базарно-Матакского сельского поселения.
История
Село основано в 1730-х гг.
До 1861 г. жители относились к категории государственных крестьян (из бывших ясачных и экономических крестьян, казенных поселян). В селе проживали русские, крещеные чуваши, по данным ревизий 1816 и 1834 гг., среди жителей упоминаются черкасы.
Основные занятия жителей в этот период – земледелие и скотоводство, были распространены промыслы: плотничный и по вставке стекол.
В 1878–1880 гг. на средства протоиерея А.М.Сельского построена деревянная церковь Пресвятой Троицы. В 1936 г. закрыта, в здании размещалось зернохранилище, с 1946 г. сельский клуб, с 1982 г. магазин. В 1995 г. здание возвращено верующим, находится в аварийном состоянии.
В 1884 г. открыта церковно-приходская школа (в 1884 г. обучалось 36 мальчиков и 4 девочки, в 1903 г. – 35 и 5 соответственно), в 1903 г. – двуклассная школа Министерства народного просвещения (построено новое здание, в 1903 г. обучалось 36 мальчиков и 21 девочка).
В начале ХХ в. в селе располагалось волостное правление, функционировали библиотека Общества трезвости, подотдел монархической организации «Союз русского народа» (1907 г.), медицинский (с аптекой) и ветеринарный фельдшерский пункты, 2 паровые, водяная и 12 ветряных мельниц, 4 кузницы, 4 кирпичных и 3 медно-лудильных заведения, 2 крупообдирки, маслобойня, солодовня, 2 шерстобойни, 6 постоялых дворов, казенная винная, 3 пивные, 18 чайных, 6 мелочных лавок (ряд каменных купеческих домов конца XIX – начала XX в. сохранился до настоящего времени). По субботам проходил большой базар, проводились ежегодные ярмарки – Покровская и Никольская.
Хозяйствующие субъекты
В 1930–1931 гг. организованы колхозы «Победа» (первый председатель – К.И.Маслов), «Малый Актай», в 1932 г. – первая в районе машинно-тракторная станция. В 1957 г. на их базе создан совхоз «Актайский» с центральной усадьбой в Базарных Матаках. В 1999–2003 гг. сельскохозяйственный производственный кооператив «Актай».
В селе действуют молокозавод, хлебопекарня, колбасное производство.
В 2005 г. акционерное общество «Красный Восток Агро» ввело в эксплуатацию крупный элеватор. Акционерному обществу также принадлежат расположенные в селе комбикормовый завод и предприятие по ремонту сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственные подразделения.
Работают асфальтобетонный завод «Алексеевскдорстрой», дирекция Алькеевского лесхоза (1996 г.) и Алькеевское лесничество (2007 г.).
Образование и культура
В 1918 г. в селе открыта четырехлетняя школа, в 1935 г. преобразована в семилетнюю, в 1937 г. – в среднюю (в 1937 и 1970 гг. построены новые здания).
В 2001 г. открыта средняя школа №2, в 2001 г. преобразована в гимназию имени Н.Даули.
В 1925 г. открыта волостная изба-читальня.
Ежегодно в селе проводятся фестиваль самодеятельных исполнителей среди ветеранов «Балкыш», молодежный фестиваль-конкурс народного творчества «Ватан».
В 2004 г. основан и в 2008 г. открыт Историко-краеведческий музей имени С.М.Лисенкова (основатель – Ю.М.Зарипов; расположен в доме начала ХХ в. купца С.М.Лисенкова). В фондах собрано более 10 тысяч единиц хранения, экспозиция посвящена археологии, нумизматике, этнографии, прикладному искусству, скульптуре, графике, живописи; имеется единственный в РТ зал космонавтики.
В селе действуют мечети «Актай» (с 1993 г.), «Мидхат» (с 1996 г.), «Шаукат» (с 1999 г., при ней медресе ), с 2003 г. ведется строительство новой двухпрестольной церкви Троицы Живоначальной.
В селе установлены мемориальные комплексы воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., с Вечным огнем (1969 г.), участникам афганской и других локальных войн, труженикам тыла и другим.
В 2007 г. открыт архитектурно-парковый комплекс «Добрый ангел мира», работает центральный парк имени Ленина.
В окрестностях села выявлены археологические памятники: Базарно-Матакские селища I и II (именьковская культура и булгарский домонгольский период).
Известные уроженцы
А.В.Гнеденков (1921–1998) – административно-партийный деятель, первый секретарь Аксубаевского райкома (в 1956–1961 гг.), заведующий отделом организационно-партийной работы Татарского обкома Коммунистической партии Советского Союза (в 1961–1981 гг.), депутат Верховного Совета ТАССР (в 1963–1985 гг.);
И.Н.Залялов (р. 1953) – ветеринарный патологоанатом, доктор ветеринарных наук, заслуженный ветеринарный врач РТ;
С.М.Крайнов (1920–2005) – танкист, гвардии майор, Герой Советского Союза, его именем названа улица села;
Л.И.Никошин (1923–1989) – хирург, доктор медицинских наук;
Р.С.Хисматуллин (р. 1953) – кандидат биологических наук, заслуженный работник сельского хозяйства РТ и РФ, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ (в 1992–1995 гг.).
С селом связана жизнь и деятельность:
Число жителей
В 1782 г. – 135 душ мужского пола;
1859 г. – 1249,
1897 г. – 1908,
1908 г. – 2048,
1920 г. – 2196,
1926 г. – 2084,
1938 г. – 1818,
1949 г. – 1580,
1958 г. – 2272,
1970 г. – 2818,
1979 г. – 2965,
1989 г. – 4175,
2002 г. – 5329,
2010 г. – 5899,
2015 г. – 6248 человек (татары – 70%, русские – 22%).
Привет мадьярам из Матак, или Чувашские мотивы на алькеевской земле
Опубликовано: 28.05.2009 0:00
Какое забавное и непонятное словечко — «матаки» и откуда оно только взялось в татарской глубинке?
Помнится, в юности мне довелось играть на студенческой сцене доярку из Базарных Матак. По сценарию разбитной молодой журналист из Казани приезжает в эту, как нам тогда казалось, тьмутаракань, берет интервью у полуграмотной, но симпатичной деревенской девушки, попутно закручивая с ней роман. Меня так заинтересовало слово «матаки», что я, помнится, цепко пристала с вопросами к своей подруге-филологине, которая как раз писала курсовую о происхождении различных слов, выискивая в них татарские корни. Мы пересмотрели все ее словари, но точного научного объяснения «матакам» не нашли. И тогда я в шутку предположила, что «матаки», очевидно, произошло от слова «мотаться», то есть переезжать с места на место.
Прошли годы, и вот по роду своих занятий я оказалась в тех самых Базарных Матаках — центре Алькеевского района. Тьмутараканью этот ухоженный поселок с красивыми фасадами домов, развитой социальной инфраструктурой, модно одетыми жителями (ничуть не хуже городских) сегодня никак не назовешь. После того как построили новый мост через Каму у Сорочьих Гор и ушла в прошлое старая паромная переправа, все Заволжье, начиная от Чистополя и кончая Болгаром, начало стремительно развиваться. Преобразились и Базарные Матаки, от которых теперь до Казани рукой подать — всего несколько часов езды на автомобиле по добротной асфальтовой дороге.
Первый вопрос, который я задала представителям местной администрации, касался происхождения слова «матаки». За ответом меня отправили в Старые Матаки — крупное чувашское село в семи километрах от райцентра. Учитель истории местной средней школы Сергей Тихонов со своими учениками Ильмиром Мифтаховым и Виктором Тихоновым написали по этому поводу в прошлом году учебно-исследовательскую работу. К созданию весомого труда их вдохновил тот факт, что на левом берегу реки Актай, прямо напротив Старых Матак, расположен памятник археологии Староматакское селище, ставшее родоначальником всех алькеевских «матак» (в трех километрах от Старых расположены еще и Верхние Матаки). Это селище или даже городище — такое оно большое, площадью 3000 квадратных метров, имело два ряда земляных валов, из которых до наших дней сохранился внутренний «кремль». Когда-то он был обнесен крепким дубовым частоколом (работал здесь на раскопках в свое время известный ученый, профессор А.Х.Халиков, который и обнаружил фрагменты подземной части древнего частокола). Это городище археологи относят к раннефеодальному периоду булгарского государства.
До сих пор возле Староматакского селища местные жители находят фрагменты боевых мечей, кольчуг, наконечники стрел и другие предметы вооружения, свидетельствующие о некогда кипевших здесь сражениях. Примерно в километре-двух от селища располагался так называемый Девичий городок. Ученые предполагают, что назван он был так потому, что жителями городка были женщины, так как почти всех мужчин перебили в схватке с врагами.
В 5-6 километрах от села Старые Матаки сохранились земельные валы древнебулгарского города Нухрат. Существует легенда, согласно которой эти два населенных пункта были связаны между собой подземным ходом. Правда, обнаружить его пока не удалось.
Летом 2005 года в эти загадочные древние места прибыла археологическая экспедиция под руководством казанского ученого А.Бурганова. На месте кремля древнего Нухрата археологи нашли наконечники стрел, остатки орудий труда, но самой интересной находкой стала монета золотоордынского хана Хызыра.
Как возникло село Старые Матаки? Одна из версий гласит, что оно появилось после создания государства Золотая Орда, по другой — возникновение относится к началу 13-го и середине 14-го веков, то есть к эпохе Белой Орды и Казанского ханства. Во времена правления царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича современные земли Староматакского сельского поселения, считавшиеся в ту пору дикими, были переданы служилому из мурз татарину Дербышу Ахмиметову Урманчееву. Вот при нем, очевидно, земля и стала активно заселяться.
Существует множество легенд по поводу возникновения названия «Матаки». Одна из них предполагает арабские корни. Для арабов торговое место — это «мятаг». У местных жителей это слово превратилось сначала в «матаг», а затем в «матак». Еще одна легенда утверждает, что первого человека, повелевшего строить жилища и распахивать земли в этих местах, звали Матак, от него, мол, и пошло название села.
А вот и некоторая привязка к моим «мотаниям», которую я обнаружила в научном труде учителя Тихонова. В свое время болгары имели тесные связи со многими государствами, в том числе с Византийской империей. В греческом языке словом «метек» называется «переселенец» и соответственно «метеки» — это переселенцы. Откуда? До сих пор жителей Верхних Матак нет-нет да назовут мадьярами, которые якобы являются их предками. Верхнематакцы даже немножко обижаются, потому что считают себя чистокровными чувашами. Но от фактов никуда не деться. В 1236 году хан Бату сражался с мадьярами и после их разгрома, захватив немало пленных, направился к булгарским городам Булгар, Биляр, Сувар, Нухрат. Предки современных жителей Верхних Матак некогда населяли деревню Тюгульбаево, но в процессе великого переселения многим пришлось перебраться на новое место. В числе этих переселенцев были в основном венгры. Их культура, язык растворились затем в преобладающем чувашском окружении. Между тем венгерский след остался, и не только на словах. На днях в Тетюшах состоялась международная конференция, посвященная археологии раннесредневековых городов Среднего Поволжья и Предуралья. Участие в ней принял в числе других археологов известный ученый-историк из Будапешта Фодор Иштван. Он сделал на конференции очень интересный доклад, в котором подтвердил факт пребывания венгров в давние времена не только на территории Тетюшского района, но и всего Татарстана. Кстати, интересно, что мадьяров нередко именовали венграми-кочевниками.
Так оно было или не так — ученые пока спорят и ищут вещественные доказательства. Но современные жители Верхних Матак особенные — местные девушки слывут красавицами и хотя считают себя чистокровными чувашками, но, право, есть в них что-то от знаменитой, игриво-задорной, смелой и умеющей постоять за себя Сильвы, героини оперетты Кальмана. Мне, по крайней мере, так показалось, когда общалась с животноводами расположенной в Верхних Матаках племфермы Зиной Ярославлевой, Леной Салюковой и Зоей Гуляевой — веселыми, красивыми и остроумными девушками. Еще больше это мнение укрепилось после встречи с бригадиром Ольгой Григорьевной Гуляевой, про такую можно сказать, что коня на скаку остановит. Как не остановить, коли конь ей по служебной линии приписан в качестве транспортного средства…
Ольга, имея педагогическое образование и проработав много лет заведующей детским садом, резко сменила профессию — пошла на животноводческую ферму. В разговоре она призналась, что таким образом хотела заглушить боль, забыть прошлое и все, что связано с ним, — незадолго до этого погибла в аварии дочь. Выдали Ольге Григорьевне в качестве персонального транспорта лошадь с повозкой, чтобы могла оперативно передвигаться по вверенной ей территории и руководить бригадой, под опекой которой 1000 голов высокопородистых коров. За короткое время Гуляева научилась так ловко управлять гужевым транспортом, будто век с ним была знакома. Ну а с людьми ладить Ольга Григорьевна умеет — организаторская жилка, как говорят, вместе с ней родилась. Она и с добрым словом к человеку может подойти, и строго приказать, если ситуация требует. Руководители хозяйства называют Ольгу Гуляеву одним из лучших бригадиров.
Основным занятием местного населения традиционно являются полеводство и скотоводство, особенно хорошо развито последнее. Еще в советские времена здешний совхоз «Алькеевский» гремел на всю республику, славясь разведением элитного племенного скота. Это было время, когда хозяйство возглавляли Машков, Ахмадуллин, Нагорнов.
А в январе 1993 года в Старые Матаки приехал и принял пост директора совхоза Рафаэль Ибатуллин. В настоящее время он является начальником Староматакского отряда «Востокзернопродукт» компании «Красный Восток-Агро». О своей работе, как настоящий ас животноводства, Ибатуллин готов рассказывать часами. И не просто рассказывать, но и показывать. Не поленился тут же завести свой «уазик», чтобы повезти нас на ферму. Впрочем, это огромное хозяйство как-то непривычно в старом нашем представлении именовать фермой. Это, скорее, современный животноводческий завод.
— Сейчас мы занимаемся подготовкой молодняка. Со всех хозяйств «Красного Востока» сюда привозят маленьких телок. Готовим племенной скот, который затем продаем животноводческим комплексам, — рассказывает Рафаэль Ибатуллин. — В настоящий момент в хозяйстве две тысячи голов скота, но в скором времени планируем довести поголовье до четырех тысяч за счет приема телят с других комплексов. Таким образом, в Верхних Матаках будет 2000 коров, в Старых Матаках — 700 и в Абдул-Салманах — еще 1000. Быки у нас племенные — канадские, голландские, немецкие. Думаю, они нам помогут улучшить породу и придать новый импульс развитию животноводства республики.
Оглядываясь на прожитые в Старых Матаках годы, Рафаэль Самигуллович с удовлетворением отмечает, как изменилось и похорошело село, сколько появилось здесь новых жилых домов, объектов соцкультбыта. И это несмотря на трудности, финансовые неурядицы. Наверное, если есть в людях стержень, придающий прочность и надежность, никакие потрясения не страшны. Потому что у таких людей в трудные минуты руки не опускаются, депрессия им не страшна — они в вечном поиске, в заботе и в работе. По этим принципам стараются жить сегодня все здешние Матаки…
— Как сейчас помню свои первые дни на алькеевской земле, — вспоминает Ибатуллин. — Хозяйство мне досталось крепкое, работающее стабильно, без каких-либо срывов, оно называлось Алькеевским откормосовхозом. На местных фермах содержалось до трех тысяч голов крупного рогатого скота, занимались их откормом. Позже, где-то в конце 90-х — начале 2000-х годов, совхоз переименовали в СХПК, сюда было завезено маточное поголовье. Дела в целом шли неплохо, мы работа-
ли самостоятельно, добивались определенных успехов вопреки негативным постперестроечным тенденциям. Но ветры перемен в конце концов добрались и до нашего хозяйства. В январе 2006 года к нам, последним в районе, пришел инвестор, так что мы уже четвертый год в «Красном Востоке». Поначалу люди боялись, переживали, что останутся без работы. Но все обошлось. Ведь кто не ленится, тот при любой ситуации без дела не останется. Теперь могу без преувеличения сказать, что с хорошим инвестором жить на селе во всех отношениях спокойнее и надежнее. Люди отдали свои земельные паи и за это получают дивиденды — зерном и сеном. Живут неплохо, вы сами в этом убедитесь, если пройдете по селу, посмотрите на новые добротные дома, ухоженные подворья.
Что мы и сделали с главой Староматакского сельского поселения Георгием Нагорновым. Он сам родом из Старых Матак, всю жизнь прожил здесь, отлучаясь из родного села только для службы в армии да для учебы в сельхозинституте. Уже несколько лет подряд Георгий Владимирович возглавляет поселение, с гордостью говорит, что девиз его жизни — «Где родился, там и пригодился». Под его опекой шесть населенных пунктов с центром в Старых Матаках, 84 процента местных жителей — чуваши. Все они свободно говорят как на родном языке, так и на русском и татарском. Так что никаких проблем с общением. Давно нашли общий язык и два главных руководителя Староматакского поселения — чуваш Георгий Нагорнов и татарин Рафаэль Ибатуллин. Многие проблемы на селе они решают вместе, и получается лучше, чем в одиночку.
Мы идем с Нагорновым по селу, он то и дело отвечает кивком головы на приветствия односельчан. Попутно рассказывает то об одном жителе, то о другом. С особой гордостью говорит о молодежи, называя ее своей главной опорой.
— Молодые механизаторы сегодня активно строят жилье по молодежной программе, — говорит Георгий Владимирович. (Мы в этот момент как раз остановились возле одного аккуратного дома из белого кирпича, в окнах которого трепетали занавески — сразу видно, что молодая семья сюда недавно вселилась). — Двадцать пять таких домов появилось в Староматакском сельском поселении. И еще строятся. В прошлом году в Старых Матаках по молодежной программе сдано в эксплуатацию шесть домов, в Верхних Матаках — четыре, в селе Шапкино два дома в этом году достраиваются, в поселке Новая Сихтерма, где всего-то два десятка дворов, в этом году тоже заселим четыре новых дома. Так что жизнь у нас не только продолжается, но во всех отношениях имеет положительную динамику…
Столь оптимистичный настрой невольно вызвал сомнения: все ли вокруг так хорошо, как утверждает глава поселения? Захотелось поспорить. Например, по поводу волнующих сельчан закупочных цен на молоко. Для всех населенных пунктов Староматакского поселения, жители которых почти поголовно держат скот, эта тема очень актуальна. Я спросила Нагорнова, не режут ли здесь коров, коль так невыгодно сдавать молоко. Он честно признался, что закупочные цены на молоко, конечно, не устраивают, они слишком низкие: если зимой за литр молока давали восемь рублей, то сейчас эта сумма уменьшилась до шести, а то и меньше.
— Увы, не мы определяем цены, — горько вздохнул Нагорнов. — Но хочется надеяться, что ситуация выправится, тем более что разрулить ее пообещал сам Президент Шаймиев.
В этот момент Нагорнов приветливо поздоровался с четырьмя по-рабочему одетыми женщинами. И тут же перешел к обсуждению другой злободневной для села темы — безработицы.
— Женщины, которых мы только что встретили, безработные, — стал объяснять Нагорнов. — Сразу же после того, как они потеряли работу в связи с кризисом, встали на учет в центре занятости. Мы им предоставили временную работу, пока на три месяца, они занимаются очисткой населенных пунктов от мусора, покраской, побелкой, обкашиванием дорог. Это сейчас очень актуально, как бы двух зайцев убиваем: предоставляем людям работу и наводим чистоту. Вот так комплексно стараемся подходить к решению наших сельских проблем.
Происхождение названий наших сел
На территории нашего района уже не осталось сел и потомков родов, живших в Булгарском государстве, а позднее в Казанском ханстве. Впрочем, вновь основавшиеся в этих местах люди повторили старые названия нескольких сел. Например, Челны, Салманы (связано с названиями рек), Старое Камкино. И то, что после падения Булгарского государства наши далекие.
На территории нашего района уже не осталось сел и потомков родов, живших в Булгарском государстве, а позднее в Казанском ханстве. Впрочем, вновь основавшиеся в этих местах люди повторили старые названия нескольких сел. Например, Челны, Салманы (связано с названиями рек), Старое Камкино. И то, что после падения Булгарского государства наши далекие предки, переселившиеся в другие края, снова основывали поселения с этими же названиями и их потомки спустя века возвращались и обустраивались на постоянное жительство в вышеупомянутые села, расположенные в центре Булгарского государства, выглядит естественно. Такими поселениями могут быть Старые Баллыкули, Татарское Шапкино (об этом свидетельствуют эпиграфические камни). Но вот с полной уверенностью утверждать, что их названия относятся к булгарскому периоду, нельзя.
Известно также, что около ряда сел района есть места, где располагались поселения, относящиеся к булгарскому периоду, а их названия не сохранились. С начала ХVII до конца ХVIII веков в наш край переселялись люди, в основном это были мишары, с правобережья Волги, из Алатырьского, Симбирского, Сергачского и других уездов. О том, что они переселялись сюда из разных мест и разговаривали на 5-6 диалектах, свидетельствуют документы. Скажем, никак не сравнить разговорную речь жителей Старых Салман, Новых Салман и Старых Челнов, Альмурзино.
Чуваши переселились в основном из нынешней Чувашской Республики, когда им выделили земли. Они были представителями сословия «новокрещенных».
Русские переселились позднее татар и чуваш, тоже из разных областей. Русские помещики переезжали на новое место со своими крестьянами и монастырскими крестьянами. Имело место и немало побегов.
О происхождении сел в нашей газете написал в нескольких номерах за 2011 год кандидат исторических наук Р.Г.Насыров. Не повторяя автора, я взял из его диссертации некоторые сведения. А источником информации о названиях сел мне послужили материалы национального архива. Известно, что в нашем районе есть только несколько сел, названия которых не изменились. К примеру, Каргополь, Нижние Салманы, Новые Баллыкули, Хлебодаровка и др. Если к названиям прежних поселений прибавились слова «старое», «татарское», «русское», «чувашское», это означает изменение названий. В частности, Татарское Ахметьево. Значит, после этого села образовалось другое Ахметьево.
Старые Ургагары были известны как Маматчале. Их так назвал первый переселенец по имени Маматчале Исяшев. С образованием Новых Ургагар Маматчале стали называть «Старыми Ургагарами».
Село Карамала носило название Исанбай. В некоторых источниках его называют Исанкилде. Это имя принадлежит одному из двух братьев, основавших данное село. Есть случаи, когда в метриках, заполнявшихся муллами начиная с 1865 года, село называлось «Исанбаевская Карамала».
По происхождению и диалекту Верхнее Алькеево отличается от других. Первую мечеть построили в 1859 году, через 100 лет после появления самого села. (История эта интересная, но не стану писать, потому что работавший руководителем выходец из этого села возражает).
А предки сегодняшних жителей переселились сюда из Симбирского уезда, точнее, из сел нынешнего Дрожжановского района. По русским документам, село называлось «Круглое Озеро». Примерно, в середине XIX века оно именовалось «Круглое озеро Баллыкуль». Позднее, с появлением Новых Баллыкуль, прежнее село осталось с названием Старые Баллыкули.
Помещичье Село Салманы, состоявшее из русских, взяло себе название «Салманы». Основным Салманам были вынуждены дать наименование «Верхние Салманы.
Екатерина II своим Указом от 1784 года дала разрешение восстановить титул мурзы. Его требовалось подтверждать документально. В 1713-1715 годы у татарских мурз, не пожелавших креститься, отобрали землю, лишили титулов. После этого жестокого решения Петра I прошло 70 лет. Успело распаться много родов мурз. Исчезли, сгорели, потерялись документы, а многим не удалось подтвердить это.
Род Чепкенеевых выполнил эту работу. В продолжении 12 лет не выделяли землю. Против этого был Государственный Сенат. Так тянулось до декабря 1796 года. В тот период появилось понятие «мурза в лаптях».
Они валили, выкорчевывали лес и осваивали земли. Имя Габделвахаба уже в середине ХХ века никто не знал. Сегодня имя и заслуги этого человека известны.
В народе его по-простому называли «Мурза Салманы» или «Мурза».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
О поселении
Географическое положение
Изначально по землям участка протекает река Актайка.
Площадь численность и состав населения
Территория муниципального образования занимает – 5789 гектаров сельскохозяйственного назначения – 3924 гектаров
История села Базарные Матаки
Село Базарные Матаки в составе еще шестнадцати деревень и сел входило в Казанскую губернию, Спасский уезд, Базарно-Матаковскую волость. Базарные Матаки были волостным центром. Базарными его называли потому, что здесь были большие базары и ярмарки. В селе насчитывалось примерно около 500 хозяйств, население в основном было русским, только на одной улице (ныне улица III Интернационала) жили чуваши. В селе было 7 улиц.
В Спасском уезде количество населения перед революцией составляло 202735 человек. Это было в основном крестьянское население. Большинство крестьян занимались только земледелием, но были и крестьяне-ремесленники :кузницы, плотники, бондари, которые изготовляли упряжь для лошадей, бороны, сохи; лопаты, кадки и другие предметы домашнего обихода.
На территории уезда, в бывшем Спасском «затоне», имелся один судоремонтный завод, где занято было около ста рабочих. Волостью управляло волостное управление, которое состояло из председателя и одного писателя (писаря). Во главе Базарных Матак стоял старшина. В Базарных Матаках была одна церковно-приходская школа, то есть образование находилось под контролем церкви, построенная в 1880-х годах. Школа эта была с трехклассным сроком обучения, работал там один учитель. В 1903 году построили еще одну, земскую, школу на 2 классные комнаты (ныне здание мастерской Базарно-Матаковской средней школы), где работал также один учитель. У него имелись помощники из старших классов.
Волостное правление выписывала одну газету, которая называлась «Русское слово».
В центре села (где расположен магазин по продаже строительных материалов) возвышалась церковь, окруженная фруктовым садом и красивой изгородью. На территории нынешнего центрального парка имени Ленина была в ту пору Базарная площадь, где располагались деревянные лавки и крытые лабазы.
Большинство домов было на 2-3 окна, под соломенными крышами. Тесом и железом были крыты только дома кулаков и зажиточных крестьян.
В Матаках было много торговцев, кулаков, зажиточных крестьян, которые имели добротные кирпичные или бревенчатые дома, нередко двухэтажные. Улицы села были зелеными, грязи почти не было. В селе имелись 2 паровые мельницы и около десятка ветряных мельниц. Размалывать зерно приезжали из многих деревень. Владельцы мельниц были богатыми людьми. Имелся в селе и большой пруд.
В том месте, где сейчас расположены животноводческие фермы и зерноток первого отделения бывшего совхоза «Актайский», было большое пространство, которое не распахивалось.
Некоторые старинные, сохранившиеся с конца XIX века, дома:
3. Старое здание узла связи принадлежало Крылову, который имел несколько лошадей, коров и много пахотной земли, пользовался наемной рабочей силой.
4.Дома, где сейчас размещается учреждение БТИ (бывший райвоенкомат) бывший склад районного потребительского отдела (РАЙПО), сейчас магазин по улице Крайнова, принадлежали кулакам Беляковой Марии, Мясничкиной Анастасии, Чвановым, Фенагентовым, которые имели много арендованной земли и применяли наемный труд.
Перечень предприятий и учреждений
Совет Алькеевского муниципального района Никошин Александр Федорович ул. Крайнова д. 56
Базарно-Матакская гимназия им. Наби Даули Яруллина Фарида Гусмановна ул. 40 лет Победы д. 1
Территориальный отдел Роспотребнадзор по РТ «Татарстан» в Нурластском, Аксубаевском районах Абзалов Алмаз Файзрахманович ул. Крайнова д. 58
Алькеевский спецстрой Бурганов Мунир Маратович ул. Солнечная д. 7
ФГУ «Алькеевский лесхоз» Зайнуллин Ильсур Тагирович ул. Крайнова д. 167
Казначейство РФ ул. Крайнова д. 69
Казначейство РТ Габидуллин Ильгиз Исламович ул. Крайнова д. 68
Федеральный суд Председатель Галимова Гульнара Рафиковна ул. Мусса Джалиля д. 21
Федеральный суд Судья Гарифинов Марс Раисович ул. Мусса Джалиля д. 21
Алькеевский участок Чистопольского отделения Энергосбыт Галиуллин Фарит Хамматович ул. Крайнова д. 80
Федеральная регистрационная служба Сагдеева Гульназ Рафаэловна ул. Крайнова д. 109
Алькеевский доп. Офис Чистопольского ФАКБ «Ак барс» Сафина Ольга Юрьевна ул. Крайнова д. 68
Управление МЧС Инсапов Радис Раисович ул. Солнечная д. 2
Управление С/Х Гадиев Роберт Рашитович ул. Крайнова д. 58
Алькеевский филиал ОАО «Росгосстрах» Ибятов Фарит Асхатович ул. Дзержинского д. 9
Алькеевский РЭС Шайхутдинов Руслан Ринатович ул. Дорожная д. 1
Историко-краеведческий музей им. С.М. Лисенькова Платонова Мария Андреевна ул. Крайнова д. 135
МРФ № 5 РГПУ БТИ Исхаков василий Владимирович ул. Крайнова д. 109
Военкомат Алькеевского района Лаврентьев Виктор Павлович ул. Солнечная д. 9
Отдел МВД России по Алькеевскому району РТ Насибуллин Ришат Ринатович ул. Солнечная
ООО «Таттрансгаз» Фасахов Фанис Анасович ул. Солнечная д. 7
Налоговая инспекция Голубева Наталья Валентиновна ул. Крайнова д. 63
Строитель «К» Мухаметшин Рашит Касимович ул. Солнечная д. 5
Алькеевская редакция Низамиев Азат Рустамович ул. Ленина д. 1
Палата земельных и имущественных отношений Сорин Алексей Владимирович ул. Крайнова
ОГИБДД Алькеевского района Сафин Раис Равилович ул. Солнечная
Центр социального обслуживания Дормидонтова Лилия Кариповна ул. Ленина д. 8
Отдел ЗАГС Сафина Розалия Габдразаковна ул. Крайнова д. 55
Управление Федеральной службы судебных приставов Самарина Ольга Кахрамоновна ул. Крайнова
РУПС Заримпов Замир Юсуфович ул. Крайнова д. 65
Сбербанк Билалов Рифкат Абрарович ул. Советская д. 2
Аптека № 40 Кирсанова Анастасия Николаевна ул. Муссы Джалиля д. 19
Алькеевская оборонно-спортивно-техническая организация (ОСТО) Хуснутдинов Марат Зайнутдинович ул. Солнечная д. 9
Алькеевское РОО Савинов Артем Александрович ул. Крайнова д. 58
Алькеевский РДК Шайхутдинов Ростам Султанович ул. Крайнова д. 55
Прокуратура Гизятов Руслан Айратович ул. Полевая д. 21
Центр труда и занятости Шувалов Алексей Петрович ул. Советская д. 8
Ветлечебница Хайруллин Камиль Шарифуллович ул. Солнечная д. 11
Алькеевская ЦРБ Одушкина Светлана Викторовна ул. Базарная д. 2
Страховая компания «Ак барс мед» ул. Ленина д. 2
ООО «Красный Восток» Бойков Сергей Владимирович ул. Залакова д. 18
ООО «Алькеевские коммунальные сети» Сафин Искэндер Марсилевич ул. Рабочая
Достопримечательности, известные люди
Памятник и вечный огонь, погибшим в годы Великой Отечественной войны
Скульптура добрый ангел.
Последнее обновление: 15 марта 2021 г., 21:42