Что означает название эр география 7 класс
Основные геологические эры и периоды Земли в хронологическом порядке
Наша Вселенная существует 13 миллиардов лет. Планета Земля образовалась примерно 4,5 млрд лет назад из газа и пыли, возникших в ходе образования Солнца. Вначале планета была раскалена из-за ударов астероидов и остаточного тепла, но со временем Земля остыла и на её поверхности образовалась земная кора.
Несколько позже, в результате столкновения Земли с неким небесным телом возникла Луна. Остатки вещества вместе с земной мантией были выброшены в космос, на околоземную орбиту. Так появился естественный спутник Земли.
Геологическая история Земли – это последовательность сменяющих друг друга эпох и периодов. Эти эпохи и периоды включают в себя такие процессы как образование ландшафтов и материков, формирование флоры и фауны, смена климата, зарождение жизни.
Жизнь на нашей планете появилась около 3,8 млрд лет назад. В это время уже оформляется земная кора. Впоследствии непрерывного движения тектонических плит, происходило её постоянное изменение.
Первые живые организмы появляются в воде, а на сушу выбираются спустя несколько миллионов лет. Процесс геологического развития Земли происходит и сейчас.
Всю историю Земли учёные делят на временные отрезки – эоны. Существуют 2 крупных эона в истории Земли: Докембрий и Фанерозой. В свою очередь эоны делятся на эры, а эра на периоды. Каждый из этапов характеризуется важными событиями в формировании условий для жизни на Земле. Смена этапов происходит в результате масштабных природных катаклизмов.
Геологической эрой называют отрезок на геологической временной шкале истории Земли, подинтервал эона, например: Архей (Архейская эра). Большинство геологических эр подразделяются на меньшие временные отрезки, называемые геологическими периодами.
В геологической истории Земли важное значение имеют 5 основных эр, о которых речь пойдёт ниже.
Архейская эра
Архей – самый древнейший этап жизни в истории Земли. Сам термин был предложен геологом Дж. Дана в 1872 году.
Начинается этот период примерно 4,5 млрд лет назад, когда планета Земля только формировалась. Сохранившиеся горные породы этого времени свидетельствуют о развитии прокариотической (доядерной) формы жизни.
Первые фотосинтезирующие организмы сохранились до наших дней в виде окаменелостей и их возраст насчитывает 3,4 млрд лет.
В атмосфере присутствовал хлор, водород и аммиак. В Архее формируются залежи серы, никеля, железа. Уровень радиации в это время был достаточно высок, а температура доходила до 80 градусов по Цельсию.
От удара с небесным телом, в результате которого сформировалась Луна, увеличивается скорость вращения Земли и её наклон.
Начинает зарождаться атмосфера и океан. Первая жизнь зародилась в этом так называемом «первичном бульоне».
Протерозойская эра
Протерозойская эра начинается примерно 2,5 млрд лет назад и длится до 540 млн лет назад. Это самый длительный геологический период в истории Земли. Происходит формирование почвы и одноклеточных организмов, появляются первые водоросли, черви и моллюски.
С начала периода кислород в атмосфере отсутствует, но со временем его начинают выделять бактерии, жившие в «первичном бульоне». У некоторых из них появляется способность к аэробному дыханию.
Солнце начинает давать больше света, однако его недостаточно для прогрева Земли. Наоборот, – Земля значительно охлаждается в этот период. Вся планета покрывается ледником, отсюда появляется гипотеза Земля-снежок. Вероятно, похолодание было связано с резким увеличением кислорода в атмосфере.
Период от 1,8 до 0,72 млрд лет назад называют «скучным миллиардом». Он характеризуется климатической стабильностью, низким уровнем кислорода, а также медленной эволюцией живых существ.
Палеозойская эра
Этот период известен как эра древней жизни. Палеозой делится на 6 периодов:
Мезозойская эра
В свою очередь мезозой делится на 3 периода:
Кайнозойская эра
Кайнозой – это современная эра Земли. Начинается 65 млн лет назад. Этот период истории Земли отличается большим разнообразием видов животных и растений, наземных млекопитающих. Кайнозой также является эрой саванн, цветковых растений и насекомых. Происходит эволюция птиц.
Эпоха Кайнозоя ознаменовалась появлением на Земли человека разумного.
Подведение итогов
Геологическая история Земли, безусловно, важна для современной науки. Современные формы жизни представляют собой результат того, что происходило за все эти эпохи. Эволюция жизни на Земле идёт и по сей день. Изучение истории Земли в ретроспективе позволит понять, откуда возникло самое удивительное явление во Вселенной – жизнь.
§ 2. Геологическое время
Какие существуют виды горных пород? как возникают осадочные горные породы? Что такое конденсация водяного пара?
Земля существует почти 5 млрд лет, точнее, 4,6 млрд лет. На протяжении этого огромного периода времени происходил процесс развития нашей планеты. Формировалась земная кора, появлялись первые океаны и материки, которые непрерывно меняли свои очертания. Наконец, на планете появилась жизнь — главное отличие ее ото всех остальных планет Солнечной системы. Время, в течение которого развивается наша планета, называется геологическим временем. Геологическое время подразделяется на эры и периоды (рис. 10).
Чем отличается одно время года от другого — это понятно. А что отличает эры и периоды друг от друга?
Давайте подумаем. Что неизменно существует на Земле с момента ее образования? Только одно — горные породы. Ведь планета наша из них и состоит. Только горные породы могут иметь возраст, примерно равный возрасту планеты. Но как отличить, например, песок, возникший 400 млн лет назад, от песка, возраст которого составляет 1 млрд лет, притом что внешне они одинаковы? Ведь паспорта у них нет! А сами сказать они, конечно, не могут. И на пальцах показывать тоже не сумеют. Как же можно отличить горные породы по возрасту? Дело в том, что есть во многих осадочных горных породах нечто такое, что со временем меняется. Что это? Это остатки организмов, которые жили в те времена, когда формировалась интересующая нас толща песка. Информация о животных и растениях минувших эпох позволяет определять возраст горных пород, в которых эти остатки были обнаружены.
В зависимости от особенностей органической ЖИЗНИ, существовавшей на нашей планете, выделяют пять эр: архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую. А уж внутри эр выделяют периоды — более короткие отрезки времени.
Для краткости их часто называют просто: архей, протерозой, палеозой, мезозой и кайнозой. Окончание «ЗОЙ» происходит от греческого слова «зоэ», что в переводе означает «жизнь». Тот же самый корень входит в состав известного вам слова «зоология». Давайте рассмотрим особенности эр, начиная с самой древней.
Архейская эра
Начнем с названия. Всем знакомо слово «архив». Архив — это место, в котором собраны древние или просто старые документы. «Архей» и «архив» — однокоренные слова, происходящие от греческого прилагательного «археос» — «древнейший». Итак, архей — древнейшая эра. И это понятно, ведь началась она почти 4 млрд лет назад! Хотя эта эра продолжалась почти 1,5 млрд лет, о ней мало что известно — слишком давно это было (см.рис. 10).
Обратите внимание на то, что архейская эра — единственная, в названии которой нет окончания «зой». Долгое время считалось, что никакой жизни на Земле в те времена не существовало. Современная точка зрения — иная. Какая-то жизнь на нашей планете существовала в эти страшно далекие времена. Мы знаем об организмах, появившихся в архее, только две вещи. Первое: они были. Второе: они обитали в море. Откуда это известно? На это указывают отложения известняка, имеющие архейский возраст. А известняк — это органическая осадочная порода, формирующаяся только в морских условиях. Значит, в архейском океане были живые организмы? Да, только мы не знаем какие.
Протерозойская эра
В переводе с греческого «протерос» означает «первичный». «Эра первичной жизни» — так можно перевести. Протерозой — самая продолжительная эра в истории нашей планеты. Протерозой начался 2,6 млрд лет, а закончился 570 млн лет назад (см.рис. 10).Таким образом, продолжительность его превышает 2 млрд лет. Об этом времени в истории природы нашей планеты известно немного больше, чем об архее.
Поверхность материков представляла собой сотрясаемые подземными толчками и извержениями горы и пустынные равнины. При вулканических извержениях из магмы выделялось огромное количество водяного пара. Он конденсировался, и получившаяся в результате вода проливалась дождями, которые непрерывно шли миллионы лет! По поверхности суши потекли первые реки, и наполнялись водой первые озера. Но сейчас от них не осталось и следа. Современные реки и озера гораздо моложе.
Жизнь по-прежнему развивалась только в океане. Суша оставалась абсолютно безжизненной. Оно и понятно, ведь в атмосфере отсутствовал кислород: она состояла главным образом из углекислого газа и была непригодна для дыхания. Но в море жизнь существовала. Правда, довольно примитивная. Водоросли, черви, моллюски, возможно, ракообразные — вот первые многоклеточные жители нашей планеты.
В архее и протерозое возникли месторождения многих полезных ископаемых. В частности, именно в это время сформировались почти все известные нам запасы железной руды.
Геохронология Земли | Основные принципы геохронологической шкалы
Геохронология и геохронологическая шкала
Геохронология — это универсальная шкала измерения геологических событий, происходивших в истории земли. Причем, это не просто шкала, ровно разделенная на миллионы и миллиарды лет. В этой линейке отметки не числа, а события планетарного масштаба: зарождение жизни, выход животных на сушу, начало раскола литосферных плит и дрейфа континентов, вымирание динозавров, появление человека разумного.
Геохронологическая шкала (стратиграфическая шкала) — геологическая шкала для обозначения больших временных промежутков в истории Земли (промежутки от сотни тысяч до миллиона лет).
Принципы стратиграфии
Наука, изучающая время и условия формирования пород, образующих осадочную толщу в их взаимосвязях, называется стратиграфия (в переводе с лат. — «описывающая слои»). Она помогает установить общие закономерности строения осадочной толщи в их временной последовательности, определить возраст геологического события и у неё свои строгие законы.
Базовые геологические принципы:
Стратиграфические принципы:
Резюмируя эти принципы можно сказать, что ни одна характеристика горной породы не является однозначным индикатором времени ее образования.
Возраст горной породы определяют по совокупности признаков, характеризующих данный тип отложений. Формируется набор характеристик отложений, рассказывающих об этих геологических событиях, происходивших на Земле в определенном временном интервале и в определенной точке планеты. Ключевые вехи геологической истории в зависимости от их значимости разносятся в события разного уровня.
Данные вехи и формируют Геохронологическую шкалу, разделенную на главные события геологической истории планетарного масштаба.
Отметки геохронологической шкалы
Геохронологическая шкала делится по уровням на следующие элементы:
Акротема — самое крупное стратиграфическое подразделение.
Выделяется две акротемы:
Следующий уровень временного деления — периоды:
Названия периодов происходят чаще всего от географических названий тех местностей, где впервые определили ключевые характеристики данных отложений. Все стратиграфические подразделения этого уровня имеют общепринятые цветовые и буквенные обозначения на геологических картах и схемах наименования, узнаваемые на геологических картах всего мира.
Следующий уровень разделения геологического времени — отделы. Названия отделов даны по их положению в системе: нижний, средний, верхний или только нижний и верхний. Эпохи, соответственно, называют ранняя, средняя, поздняя. Отдел — часть системы, соответствующая отложениям, образовавшимся в течение одной эпохи. Отделы отличаются встречающимися растениями и живыми организмами на уровне родов или групп в данных отложениях.
Отделы делятся на ярусы — отложения, образовавшиеся в течение одного геологического века (несколько миллионов лет). В разных частях света свои ярусы.
Видео об истории развития Земли относительно геохронологической таблицы.
Международная геохронологическая шкала (2017)
Конечно, геологам нужна единая геохронологическая система координат независимо от того, в какой части света изучаются горные породы. Эпохи делят по характерным отложениям, образованным в определённое время. И именно для их детализации (стратификации) нужна геохронология с геологическими индикаторами-пластами, характерными для данного региона и условий образования горных осадочных пород. Но в одно и то же время в разных частях света были свои условия осадконакопления. И хронологически в одних частях света образовались четко выраженные геологические комплексы, а в других — отложения не образовывались вовсе.
Эта ситуация привела к тому, что у геологов разных стран и континентов свои геохронологические шкалы, различающиеся на уровне ярусов.
Более мелкое геохронологическое деление — горизонт и лона — в каждом регионе свое. Иногда горизонты различаются в одной стране в зависимости от того, в каких отложениях он выделяется.
Например, найденные у станицы Хапры отложения речных песков, уникальны. Они образуют хапровский горизонт, распространённый только на побережье Азовского моря и сформировавшийся в конце неогенового периода.
Эталонный разрез стратиграфического горизонта называется стратотипом. При этом нигде кроме данной территории он не выделяется.
Определяемая по уникальному и обособленному комплексу живых организмов, встречающихся в отложениях одного возраста, выделяется «лона». Она соответствует определенной экосистеме, сложившейся на данной территории. В лонах выделяются свиты, уже как породы определенных литологических особенностей. Свита должна иметь четкие определяющие признаки, устойчивые на всей площади своего развития.
Свиту характеризует весь комплекс свойств: набор ископаемых организмов, цвет, твердость, плотность, трещиноватость и другие физические свойства (проводимость, радиоактивность, намагничиваемость, химический состав и пр.).
Привести к единой шкале породы различных горизонтов невозможно. Чтобы понять, какое событие отражено в каменной летописи земли раньше, а какое позже, пользуются геохронологическими таблицами соответствия, которые постоянно разрабатываются и модифицируются.
Урок по географии в 7 классе «Геологическое время»
Печерских Людмила Владимировна
Создание условий по усвоению знаний по теме «Геологическое время»
образовательные: способствовать формированию знаний о геологическом времени; обеспечить усвоение знаний о геологическом времени; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении геологического времени; совершенствовать умения и навыки работы с таблицей.
воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности за успехи группы; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям.
-эры, геологический период,
— определять геологическое время,
-определять особенности каждой из геологических эр,
-анализировать данные таблицы,
-работать со статистическими данными по теме.
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками..
-уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;
-умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
-умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
геологическое время, архейская эра, протерозойская эра, палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра, геологический период, Великое оледениение.
История, литература, музыка
Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах
1.Проблематизация, актуализация, мотивация.
Цель: подведение учащихся к цели урока, мотивация.
«Включение» в учебную деятельность
2.Освоение нового материала. Первичное ознакомление. Цель : «Включение» в целенаправленное действие.
3.Отработка и закрепление. Цель: «Включение « в тренировочную деятельность.
4.Рефлексия. Цель (для учителя): получение данных для корректировки или индивидуализации обучения.
Цель (для ученика): самоопределение, постановка личных и познавательных задач.
О бурном прошлом нашей матушки-Земли.
О геологии мечтали в жизни многие,
Но посвятить ей жизнь немногие смогли.
— Так давайте вспомним, что такое геология?
— Что такое горная порода, минерал?
— Какие существуют виды горныхпород?
Итак. Начинаем наш урок….
На экране демонстрируются слайды с эрами или видео.
Земля существует почти 5 млр. лет. На протяжении этого времени происходит процесс развития нашей планеты.
Так ответьте на вопросы:
— Что вы можете сказать о слайдах?
-Как вы думаете Земля всегда была такой или с ней что то случилось?
— Как называется этот период, в течении которого развивалась наша планета?
-Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (запись темы в тетрадь) (слайд)
Используя свой багаж знаний дополните предложения:
— Я уже знаю о геологическом времени…..
— Я хочу узнать о геологическом времени…..
Что такое геологическое время?(давайте найдём в учебнике)
(Слайд) Геологическое время – это период, в течении которого развивалась Земля.
Давайте рассмотрим особенности эр, начиная с самой древней
Архейская эра . Итак, архей — древнейшая эра. И это понятно, ведь началась она почти 4 млрд лет назад! Хотя эта эра продолжалась почти 1,5 млрд лет, o ней мало что известно — слишком давно это было (см. рис. 10 на стр. 17.) Обратите внимание на то, что архейская эра — единственная, в названии которой нет окончания «зой». Долгое время считалось, что никакой жизни на Земле в те времена не существовало. Современная точка зрения — иная. Какая-то жизнь на нашей планете существовала в эти страшно далекие времена. Мы знаем об организмах, появившихся в архее, только две вещи. Первое: они были. Второе: они обитали в море. Откуда это известно? На это указывают отложения известняка, имеющие архейский возраст. А известняк это органическая осадочная порода, формирующаяся только в морских условиях. Значит, в архейском океане были живые организмы? Да, только мы не знаем какие.( учебник, с.17)
Палеозойская эра. Слово «Палео» означает древний. Палеозойская эра – эра древней жизни. (учебник, с.18)
Кайнозойская эра. Слово «кайнозой» означает «новый». Это эра нового этапа развитии жизни. Это самая короткая из всех эр. (учебник с.20)
1.повороты влево-вправо (5 раз)
2. упражнение «Мельница» (5 раз)
3. Круговые движения головы (5 раз)
4. упражнение для глаз (5 раз)
5. глубокий вдох – выдох.
Ответьте на вопрос:
— Какая эра самая молодая? (кайнозойская)
— Какая эра самая древняя? (архейская)
На основании учебника, интернет ресурса заполнить таблицу « Эры Земли ».
Геологическое время
Палеозойская эра
Переведите это название самостоятельно, а чтобы вам не пришлось надолго погружаться в изучение древнегреческого языка, воспользуйтесь подсказкой: «палео» в переводе означает «древний».
Обратите внимание на то, что в сумме архей и протерозой составляют почти 4/5 всего времени существования Земли! А каковы итоги? Современных материков еще нет. Современных океанов — тоже. Нет современных гор, рек, озер. Даже жизни, можно сказать, почти нет. По крайней мере, на суше ее нет совсем. Все начинает появляться именно в палеозое.
Так как о первых двух эрах мы мало что знаем, деление их на периоды провести невозможно. Но уже в палеозое жизнь стала настолько богата и так быстро развивалась, что эту эру уже можно делить на более мелкие временные отрезки — периоды. Если весь палеозой продолжался 322 млн лет, то периоды, которые в нем выделяют, имели продолжительность десятки миллионов лет. Давайте их назовем: кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский.
Периоды часто получали название по имени той местности, где впервые были описаны горные породы этого возраста. Например, пермский период назван в честь Пермской губернии на Урале. А девонский. Помните? В Англии? Графство Девоншир. Шерлок Холмс, собака Баскервилей. Конечно, все сказанное не касается названия каменноугольного периода. Попробуйте догадаться, откуда у него такое название. Что бы оно могло означать?
В начале палеозоя жизнь по-прежнему сосредоточена в море. Но теперь там уже обитали все классы современных морских животных: ракообразные, иглокожие, моллюски и т.д. (рис. 11). П оявились и рыбы, которым была уготована великая миссия! Именно рыбы, живущие на мелководьях, в условиях пересыхающих водоемов, стали первыми животными, которые покинули водную среду.
Сначала ненадолго, потом все смелее они выползали на сушу и делали первые вдохи воздуха. В девонском периоде на суше появились первые растения, которые тут же начали выделять кислород, и состав атмосферного воздуха начал меняться. Кислорода в этом воздухе пока немного, дышать им трудно, но для первых наземных животных его хватало. От рыб произошли земноводные — предки современных лягушек. Правда, размером они были с письменный стол. Но, подобно лягушкам, они не могли долго обходиться без воды и поэтому всю жизнь проводили на берегу водоемов.
К концу палеозоя на суше уже шумели леса. Правда, состояли они не из привычных нам деревьев, а из огромных древовидных папоротников и хвощей. Вы встречали, наверное, в наших лесах их заросли высотой в 20— 30 (рис. 11). Ну, а в те времена они были высотой около 30 м! Следами этих лесов являются огромные запасы каменного угля, накопившиеся именно в палеозое.
В этих лесах обитали крупные, но пока еще очень неповоротливые ящеры. Было много насекомых. Некоторые из них имели огромные размеры. Как вам стрекозы с размахом крыльев 60 СМ? А есть ли бабочки в этих лесах? Нет. Их не было по простой причине: в палеозойских лесах не было цветковых растений, а бабочки питаются именно цветочным нектаром.
Мезозойская эра
«Мезос» — в переводе с греческого означает «средний». Эта эра «средней жизни» продолжалась 183 млн лет и делится на три периода: меловой, юрский и триасовый (см. рис. 10).
Эта эра замечательна и знаменита своим животным и растительным миром суши. Огромные площади суши покрылись хвойными лесами. В теплых условиях главными хвойными породами стали араукарии, в холодных — сосна, ель, секвойя. Ни до, ни после мезозоя по Земле не ходили животные, которые могли бы сравниться размерами и силой с динозаврами.
Правда, большинство динозавров были не так уж велики: чуть выше человека, ну, а самые мелкие из них достигали размеров курицы! Но были среди них и настоящие гиганты, способные заглянуть в окно четвертого этажа! Ну конечно, если бы в те времена имелись многоэтажные дома. Динозавры освоили все среды обитания. Были морские ящеры, некоторые из них настолько хорошо приспособились к жизни в воде, что стали похожи на рыб. В воздух поднимались летающие ящеры, причем огромные. Размах крыльев у одного из видов летающих ящеров составлял около 10 м — настоящий дракон размером с современный истребитель! И конечно, были сухопутные динозавры, и среди них самый знаменитый, самый крупный хищник за всю историю нашей планеты — тираннозавр (рис. 13). Современный африканский слон едва доставал бы ему до середины туловища! А на кого же охотился этот хищник? Да на таких же, как и он, гигантов. Травоядные динозавры вырастали еще больше! Например, брахиозавр имел длину 30 м и весил 100 т (рис. 14)!
А под ногами у этих чудовищ суетились маленькие, почти незаметны животные, похожие не то на крыс, не то на ежиков. Это — первые млекопитающие. Их роль в природе планеты еще была очень невелика, но будущее принадлежало им.
В конце мезозоя произошла какая-то катастрофа — динозавры, господствовавшие на планете почти 200 млн лет, в относительно короткие сроки m неизвестной причине вымерли. Все и практически одновременно! Существуют десятки объяснений причин этого события. Может быть, вам удастся придумать и обосновать свою собственную версию?
И еще одно событие произошло в самом конце мезозоя. Может быть, оно и не такое заметное, но, несомненно, самое красивое. На Земле распустился первый цветок! Именно в это время появились на планете цветковые растения, а значит, возникли и насекомые, которые их опыляют, — бабочки Мир получил новые яркие краски!