Что означает название реки самарка
И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?
Он сказал: не знаю; разве я СТОРОЖ (ШАМАР)
брату моему?
Бытие 4:9
Географический фактор при формировании государственности был определяющим, природа направляла жизнедеятельность человека, разветвленная речная система Европейской России, представляла обширную водную сеть, состоящую из гигантских, крупных и средних рек, истекающих практически во всех направлениях. Речная сеть и водоразделы послужили центральным условием развития территорий, куда текли реки и вели водоразделы, туда и направляли свои устремления князья, каганы, цари и вожди; реки определяли ГРАНИЦЫ племен и государств, на них возникали города; реки способствовали единству народности и формированию общей терминологии, языка. Коммуникации базировались на системе рек, озер и волоков, в средневековье реки и тропы по их берегам, а также водоразделы (направления) – основные транспортные магистрали.
Мнение, господствующее в ономастике в отношении гидронимов высказывает лингвист Р. А. Агеева: «Что касается гидронимов, то наиболее древние из них – неславянские – принадлежат носителям иранских, тюркских, финно-угорских языков. Датировать эти названия можно лишь приблизительно» (Происхождение имен рек и озер. М., 1985, с. 65). В связи с тем, что «датировать эти названия можно лишь приблизительно», мы постараемся ПРИБЛИЗИТЬ гидроним САМАРА к историческим событиям средневековья, проследим его по ступенькам периодов до начала письменности на территории, бесписьменный период в ономастике НЕДОКАЗУЕМ, нет документов, носителей информации.
— Река Самара, впадает в Волгу в районе города Самара, длина 534 км.
Этимология
Единой версии о происхождении гидронима и топонима Самара нет (част. см. выше), упоминаются термины: иран., татар., чуваш., калмык., кирг., монгол., библейские (!), арабские, санскритские, древнерусские, однако никто из исследователей не может объяснить исторические и языковые связи; город Самара основан как крепость в 1361 году.
2) История Слободской Украины в топонимах
а) Начальной точкой отсчета положим польскую карту де Боплана XVII в., на ней изображена Украина, Днепр и его притоки, в т.ч. и река Самара, рядом надпись Dzike Polie (Дикое поле). По верхнему течению Самары реку пересекает Муравский шлях, только за первые 50 лет по XVI века по этой «дороге» крымские татары совершили 43 набега на русское государство; по этой «дороге»-направлению (водораздел) велись также и торговые отношения.
б) Книга Большому Чертежу (ок. 1552 г.)
«маре у дву девок каменных; а от каменного человека до Самари верст с 30. А от Самари до Волчьих Вод верст з 20; а Волчьи Воды пали в Самарь». А ниже Волчьих Вод пала в Самарь река Бык, от Волчьих Вод «верст з 10. А меж Волчьих Вода || * и Быка мечеть татарская каменная, л. 18 об. сажен ее з 20; а лесу с тех мест до Перекопи нет. А вверх по Быку дорога Муравская».
2) Болгары и хазары
Печенеги (кон. IX-XI вв.) и половцы (XI-XIII) были не ПЕРВЫМИ тюрками на этих территориях, в VI-IX веках этими землями владели – хазары и болгары.
Археолог С.А. Плетнева на основании документов еврейско-хазарской переписки установила, что западная граница Хазарского каганата проходила по Крыму и Тамани, в результате борьбы между болгарами и хазарами в конце VII в. приазовские степи отошли к Хазарскому каганату. Часть болгар во главе с Аспарухом ушла на Балканы, где было основано Первое Болгарское царство, часть во главе с ханом Батбаем (Батбаяном) подчинилась хазарам и осталась в Приазовье, третья группа ушла на среднюю Волгу, где была основана Волжская Булгария.
К 750 г. хазары (и болгары) прочно обосновались в причерноморских и приазовских степях, а река Самара в этот период, вероятно, служила пограничным (промежуточным, экспансия продолжалась) рубежом; в первой половине VIII в. верхушка хазар принимает иудаизм, а в начале IX в. иудаизм был признан ОФИЦИАЛЬНОЙ религией. Через Хазарию шел отрезок Великого шелкового пути, Днепр и Волга выводили в Скандинавию, из Восточной Европы, находившихся под хазарским контролем, вывозились меха, рабы, воск, мед, крупный рогатый скот, рыба и рыбий клей.
Итак, мы вышли на ПИСЬМЕННЫЙ язык, очевидно, что с организацией государственности и принятием иудаизма, не имевшие своей письменности хазары и болгары (руны не расшифрованы, полагают, что рунические знаки имеет сходство с древнесемитским письмом) освоили в административных и религиозных делах язык ИВРИТ.
Подведем итоги
а) Причерноморские и Приазовские степи по нижнему течению Днепра в VIII-X вв. принадлежали Хазарскому каганату, единственному ГОСУДАРСТВУ в этом регионе в указанный период, родоплеменные группы болгар, печенегов, половцев находились у каганата на службе, непокорные изгонялись.
б) Очевидно, что территории были описаны (существовала налоговая система) и распределены (как родовые районы) между многоплеменным сообществом, входившим в Хазарский каганат, к концу в VIII века оформилось новое хазарское ОНОМАСТИЧЕСКОЕ пространство, в это время на территории закрепился иврит.
3) Приток Днепра Самара занимает стратегическое положение на повороте Днепра, естественный пограничный рубеж, судя по тому, что Муравский шлях проходил по истокам Самары, нижнее течение этой реки представляло серьёзное препятствие.
4) Подобный гидроним Самара имеется и на реке Волга, на нем находится город Самара
Вывод
Исследования ономастического пространства Хазарского каганата показывают устойчивую связь топонимики с языком иврит и идеологией иудаизма (образы), следовательно, нам остаётся только связать историю данной территории с терминологией иврита.
3) Этимология иврита и образы иудаизма
Ивр. ШОМЕР сторож, страж, часовой, охрана; ШАМАР сторожить, стеречь, вести охрану, хранить, беречь (берегись). Очевидно, что термин САМАРА означал ОХРАНЯЕМУЮ ПОГРАНИЧНУЮ ЛИНИЮ, это могла быть временная северо-западная граница Хазарского каганата, установленная для фиксирования налоговых и торговых отношений (таможня, перешел реку – плати пошлину), или область, выделенная какому-либо болгарскому племени для кочевья (выпаса скота).
б) Образ СТРАЖА в Ветхом Завете
Термин ШАМАР употребляется в Книгах Библии в указанных и подобных значениях 249 раз.
Бытие 3:24: «И изгнал Адама, и поставил на востоке в сада Едемского херувима… чтобы охранять (ШАМАР) путь к дереву жизни».
Бытие 40:3: «И отдал их под стражу (ШАМАР)».
Числа 8:26: «содержать стражу при скинии собрания (ШАМАР)».
И. Навин 23:6: «старайтесь хранить (ШАМАР) и исполнять всё написанное в книге закона Моисеева».
Притчи 7:1,2: «Храни (ШАМАР) слова мои»; «Храни (ШАМАР) заповеди мои»; и т.д.
Таким образом, очевидно, что в период господства Хазарского каганата в междуречье Днепр-Волга оформилось ИУДЕЙСКОЕ ономастическое пространство, библейские образы через топонимы и гидронимы прочно вошли в сознание тюрок, славян и русских; по-другому и быть не должно – территория Бога Яхве.
Максимилиан Волошин. Дикое поле. 1920
Русь! встречай роковые годины:
Разверзаются снова пучины
Неизжитых тобою страстей,
И старинное пламя УСОБИЦ
Лижет ризы твоих Богородиц
На оградах Печерских церквей.
Истоки названия реки Самары
На луговой стороне Волги по беспредельным степям Самарского края спокойно и тихо течет река Самара. Название реки не русское, весьма древнее. В арабских источниках река упоминается в 922 году. В мае того далекого года в пределы Булгарии вступил большой посольский караван арабов. В Булгары на Волгу караван пришел из Багдада от халифа Муктадира к булгарскому царю Алмушу. Тогда секретарь этого посольства араб Ибн-Фадлан в своих дорожных записках отметил, что их караван переправлялся через реку Самур — южную границу Волжской Булгарии. Так ли ее называли аборигены-кочевники, неизвестно, но это была река, которая на Средней Волге ныне известна как река Самара.
В Самарском крае река Самара наделила своим именем многое: при впадении в Волгу она вместе со своим правым рукавом-пасынком Сын-Самар (Сухая Самарка) образовала урочище под названием Самарское. Напротив него, на правой стороне Волги, лежит живописная Самарская Лука. У крутой вершины ее четыре века назад поставлен город Самара. В этом городе есть Самарский район, Самарская улица, Засамарская слобода, универмаг «Самара», кинотеатр «Самара». В ряде перечисленных названий особое место занимает Самарская Лука, которая представляет собой не только естественную преграду, делящую Волгу на две почти равные части, но и своеобразный узел далеких по времени геологических явлений природы и больших социальных событий в жизни всех народов Поволжья.
Самарскую Луку — ее горы, ущелья и леса с увлекательно таинственными мифами и легендами, преданиями и былями — упругой петлей захлестнула многоводная река Волга в древности Ра-Итиль — «божественная, большая река». В далеком прошлом это своеобразное явление природы аборигены края называли Уртюбе — «Остров гор». Однако у тезиков (купцов) Закаспия и стран Востока Самарская Лука как место на большом торговом пути была известна под именем «Джигули» (тюрк.) — «запряженный судорабочий». В русской транскрипции — Жигули. Но с появлением на Волге итальянцев (13 век) тюркское «джигули» получило усеченную форму из двух латинских слов — burdo (лошак) + lacertus (мужественная сила, мышцы плеча), то есть bur+lac (бур+лак) — бурлак. Отсюда и значение: «Жигули» — «Бурлацкие горы».
Джигули — слово тюркское, но вряд ли до прихода русских на Среднюю Волгу оно как название было в обиходе у местных народов-кочевников. Для русских же людей — древних русов этот край и далее на юго-восток земля Закаспия были «землей незнаемой». Однако русские знали о ней давно. Неизвестные авторы первых русских летописей писали: «Из Волоковского леса», где начинаются истоки рек Днепра и Западной Двины, «течет Волга на восток и течет 70 жерелы в море Хвалишское, тем же из Руси может ити по Волге в Болгары и Хвалисы и на восток дойти во жребий Симове» (у восточных народов — Сама). Самарский край русские стали познавать только в годы «лютого томления басурманского», когда не по своей воле были вынуждены плавать на судах по Волге в город Сарай к золотоордынским ханам. Видимо, от тех первых русских людей — поселенцев и пошло начало ряда различных легенд о происхождении и значении названия реки Самары.
Специалисты по топонимике утверждают, что каждое наименование имеет свое обусловленное место. Поэтому и название реки Самары как имя географического объекта таит в себе топонимический адрес, смысловое содержание которого сложилось в конкретных условиях природы и человеческой деятельности. Такой взгляд на имя реки Самары не может не вызвать интереса и любопытства к его семантике и основе происхождения. От реки Самары на юго-восток уходят заволжские земли. Они в бескрайних далях переходят в безводные степи Сама (Шама) и далее — пустыни Закаспия, земли Азии — «Жребия Симове». Рассматривая летописный адрес «Жребий Симове», следует обратиться к библейскому сказанию, в восточном тексте которого просматривается связь с заволжским регионом, а по нему и с названием реки Самары.
Таким образом, по библейскому сказанию, от волжских и самарских берегов на юго-восток, в Закаспии и Азии, располагался обширный удел Сама. Его пределы помечены географическими объектами, в названиях которых заметно видны совпадения с именем библейского Сама. Эта номинативная действительность за Волгой просматривается начиная от реки Самары далеко на юго-восток, включая и страны Азии. Здесь топоним «Сам» самостоятельно и в составе сложных собственных имен встречается нередко. Его проявление исторически глубокое, устойчивое и по времени определяется десятками веков. Например, городу Самарканду (Самар+канд) более 2500 лет. По преданию, его основал и назвал своим именем некий правитель Шамар (Самар). Несколько ранее на Ближнем Востоке, в древнем (библейском) Израиле был город Самария. Кроме того, в IX в. н.э. в Аббасидском государстве арабов Самаррой именовали столичный город, у руин которого в Ираке, на левом берегу реки Тигр, ныне расположен небольшой городок под тем же названием.
У современных арабов это наименование выражается в форме «сурра мин раа» со значением — «обрадуется тот, кто ее (столицу) увидит». Исследования ученых-топонимистов говорят, что в древности у восточных народов была традиция — память о почитаемых людях прославлять и увековечивать путем названия их именами географических объектов. Не имя ли родоначальника арабов — «свидетеля всемирного потопа» почитаемого Сама (Сима), сына праведного библейского Ноя, лежит в основе названия реки Самары? Место удела библейского Сама — «Жребия Симове» дает повод к такому пониманию топонима «Самара». Однако наименование реки Самары по имени библейского персонажа Сама расходится с практикой хозяйственной деятельности человека, его историей познания окружающей природы, климатических явлений и своеобразных особенностей географических объектов, в том числе и реки Самары.
С происхождением названия реки Самары связаны отдельные русские предания и легенды, дошедшие до нас из далекого прошлого. До Октябрьской революции Московский всея Руси митрополит Алексий считался покровителем города Самары. Его имя носила площадь (ныне площадь Революции), были в его честь улица и часовня. Дошло до наших дней и предание о том, как Алексий митрополит Московский, побывавший дважды в Золотой Орде, плывя по Волге, якобы выходил на ее левый берег и в Самарском урочище встречал «пустынника» из русских людей. В этой связи в трудах известного исследователя заволжского края П. И. Рычкова, жившего в 18 веке в Оренбургской губернии, написано, что ему казак, уроженец города Самары Иван Куприянов сын Могутов, «муж пристарелой и достойной вероятия» рассказал — реку назвал Самарой русский человек, который встречался с митрополитом Алексием. Однако этот рассказ нельзя признать правдоподобным.
Митрополит Алексий действительно дважды (в 1357 и 1358 годах) плавал в судах по Волге в Золотую Орду и по пути, особенно на Средней Волге, мог встречать русских людей. Но известно, что слово «Самара» нерусское и автором его вряд ли мог быть человек из Руси. В начале новой эры Волга носила имя «Ра». Пришло оно, видимо, из древней Греции, так как под таким названием первое описание реки было сделано древнегреческим географом Птолемеем. Здесь также сложилась и бытует легенда, по которой в древности русские купцы, якобы заплывшие в левый приток Ра, заметили, что он, подойдя к большой реке, не сразу впадает в нее, а много верст течет рядом, как «сама Ра». Отсюда якобы и пошло наименование реки Самары (сама+ра). Однако Волга свое древнее название «Ра» утратила где-то в IV или V в. н.э. и до этого времени оно не могло быть известно русским купцам, так как еще не было русского народа. Поэтому такое толкование происхождения названия реки Самары нельзя считать серьезным.
В свое время самарский краевед К. П. Головкин собрал до шестидесяти слов с основой «Сам». Собранные названия имеют самые различные значения: наименования населенных мест, урочищ, рек, одежды, зверей, имен и фамилий людей. Эти названия бытуют у многих народов, живших на территории от Филиппинских островов до Атлантического побережья Европы. Но чаще всего они встречаются на Ближнем Востоке и в Средней Азии. В их ряду стоит и упомянутая выше аббасидская столица Самарра с арабским значением «Сурра мин раа». Близкое морфологическое совпадение названий левого притока Волги и древней столицы арабского государства стало основой своеобразной легенды. В далеком прошлом из Средней Азии через песчаные степи Сама (Шама) к берегам Волги ходили караваны купцов. Их дорога к реке Самаре тянулась по знойным и сухим степям Заволжья.
В конце безводного и ветреного пути караванных путников встречали влаголюбивые уремы с прохладными тенями, а вода реки утоляла жажду людей и вьючных животных. Приближение караванов к реке, естественно, вызывало у людей оживление и радость. Приведенное выше арабское — «Сурра мин раа» (Самарра) было тут весьма кстати. Отсюда якобы и пошло название реки Самары. Однако легенда не имеет под собой научной основы и, несомненно, является простым домыслом. Но в ней отражена связь названия реки с природно-климатическими особенностями края. Видимо, здесь и лежит ключ к разгадке происхождения и значения названия реки Самары. За изложенным библейским сказанием, русскими преданиями, легендами следуют и факты исторической действительности Самарского края — его природные и климатические явления.
Истории известно, что в разные времена Среднее Поволжье населяли булгары, мордва, буртасы, угры, венгры, печенеги и другие племена. Эти люди имели экономические и культурные связи с арабами, иранцами, китайцами, монголами и другими народами восточных государств. Поэтому корни названия реки Самары правомерно искать в языках как местных народов, так и народов Востока.
Среди населения указанных регионов слово «Сам-Шам» встречается во многих названиях не только географических объектов, но и климатических явлений: у арабов «самум» — «сухой жаркий ветер пустыни», в Египте «шамсин» — «жаркий ветер», в Сирии «шам» — «пустыня», в Индии «самтал прадеш» — «ровная степная провинция», у китайцев «шамо» — «пустыня». У венгров слово «семарид» означает «полузасушливый, полупустынный», а старшего пастуха — чабана они именуют «самадо». Из приведенных примеров следует, что корень «сам — шам» большей частью входит в состав слов и выражений, смысл которых отражает понимание природно-климатических явлений в жизни и труде людей знойно-ветреных пустынь, засушливых степей и пастбищ.
В этой связи обращает на себя внимание то, что в Казахстане, в зоне древних караванных дорог и обширных степных пастбищ расположен ряд географических объектов, которые образуют ареал топонимов с элементом «сам»: город Сам, пески Сам, озеро Сам, гора Самеке, урочище Сам, поселок Шамак, Камыш-Самарские озера, а около них река Самара (казахстанская), река Камыш-Самара (правый приток Урала). К этому ареалу закономерно тяготеет и река Самара — левый приток Волги. Названные географические объекты находятся в засушливых степях, где мало рек и атмосферных осадков, солнечно, знойно и нередки губительные ветры — суховеи. Географические объекты и их топонимы как бы связывают обширные заволжские степи с местами азиатских пустынь.
Вторая часть топонима Самар в форме «ар» также входит в словарь народов Востока, Средней Азии и Европы со значением «река». «Ар» как понятие «река», «поток» есть в словаре современных венгров, предки которых до IX века кочевали за Волгой от рек Большой и Малый Узень до Самарской Луки. Самарский край климатологи подразделяют рекой Самарой на северную и южную части. Указанные районы различаются климатом, почвами, растительным покровом, количеством атмосферных осадков и т.п. Здесь же проходит полоса высокого атмосферного давления, имеющая направление с юго-запада на северо-восток, через районы левого притока Днепра — реки Самары, верховья Дона, реки Самары в Заволжье и дальше через реку Сакмару. Высокое атмосферное давление вызывает нередкое проявление антициклонов и является причиной засух и суховеев в заволжских степях.
В приведенных примерах нетрудно заметить, что «сам» как часть слова «Самара» содержит однозначный смысл и неизменяемость своей формы в языках многих азиатских народов. Однако в русском языке значение топонима «сам» может быть выражено только словами «знойная степь». Отсюда следует вывод, что семантика топонима Самара означает «река знойных степей», или просто «степная река». Вероятно, не случайно в 1623 году московский купец Ф. А. Котов, будучи в Самаре, именно в этом городе Заволжья, впервые на Руси написал слово «степь», отметив в своих дорожных записках: «река Самара течет из степи». Но в географии Поволжья известно и другое название левого притока Средней Волги. В 1459 году итальянский космограф Фра-Мауро составил карту, на которой эту реку обозначил под названием Fl. Chaisu — «река Хайсу».
Фра-Мауро на Волге не был, но, составляя карту, он, безусловно, пользовался сведениями своих соотечественников-купцов, которые жили и торговали в Крыму и по берегам Азовского моря и Волги, где господствовали монголо-татары. В то время в языке монголов звука «к» не было, его заменял «х» (ch). Уместно вспомнить и более раннее время, когда по степям заволжских пастбищ, в долине реки Самары кочевали венгры. Тогда здесь венгерские самодо — чабаны пасли овец и стада другого скота. Те далекие венгры, ныне их потомки в Центральной Европе, в IX веке ушли из Заволжья на запад. По пути своего передвижения венгры кочевали в районе знойных и засушливых степей Украины, где за левым притоком Днепра закрепили навечно принесенное ими название заволжской реки Самары. Так представляется общая историческая картина мифов, легенд, преданий и действительных фактов, возможно лежащих в основе названия реки Самары.
В середине 14 века по околью этой реки, в зоне Самарского урочища, стояли первые избы безвестных беглых людей из Руси. Облик такого поселения и около него пристани представить нетрудно — это разрозненные вросшие в землю избы и землянки, а рядом по берегу Волги сваи — причалы пристани и гавани. Вероятно, все это вместе взятое и называлось «Самар». Самар на луговой стороне Волги — это на реке Самаре дальняя юго-восточная окраина древней Руси периода монголо-татарского ига. Ее обживали русские беглые люди, по тропам которых в 1586 году к ней проложила дорогу и официальная Московская Русь.
Самара (приток Волги)
Длина 594 км, площадь бассейна 46,5 тыс. км².
Средний расход воды в среднем течении 50 м³/с. В устье реки расположен город Самара.
Содержание
Происхождение названия
Древние названия: Самур, Ой Су или Хой Су (Пиццигани (1367); фра Мауро (1459)).
Единого мнения о происхождении названия реки и города Самара нет. Существуют несколько теорий.
Некоторые авторы предполагали следующие варианты происхождения названия:
Важные притоки
Характеристика
Долина Самары асимметрична, шириной до 10—16 км. С левой стороны на всём протяжении долины пологие склоны, справа — долина ограничена возвышенностью.
Минерализация воды в Самаре составляет от 503,7 до 839,0 мг/л. Вода относится к гидро-карбонатному классу, кальциевой группе, но с повышенным содержанием сульфат-ионов. рН = 7,6.
Экологи относят воды реки к «умеренно-загрязнённым», основными загрязняющими веществами по разным исследованиям являются нитриты, фенолы, нефтепродукты, хлорорганические пестициды. В пробах воды в районе города Бузулук максимальные концентрации загрязняющих веществ составили: Pобщ — 588 мкг/л, нефтепродукты — 0,12 мг/л, фенолы — 0,003 мг/л, медь — 8,2 мкг/л.
Тайны мира и человека
Русская Самара, Самарра в Ираке, Самарканд, Библейская Самария — совпадение?
«Эх, Самара городок. » Все знают эту развеселую песенку, передающую сквозь века русский дух, веселье, радость и солнечный свет.. А что означает это слово, ведь Самар встречается не только в России, в Ираке есть Самарра, что полностью идентично нашему.. Так же и Самарканд, где мы видим что «канд » может обозначать город, населенный пункт и т.п. По сути это Самар, Самара.потому как есть такое название древнего города как Коканд, тут мы тоже видим то же окончание «канд»… наталкивает на мысль о том что некогда на земле был один язык..Ну и попытаюсь как то начать его разбирать — что говорит Вики о этимологии этого слова?
ЭТИМОЛОГИЯ (Вики)
Происходит от тюркск. (предположительно), ср. чагат. sаmаr «мешок», кирг. sаmаr «таз, кувшин». Использованы данные словаря М. Фасмера; см. Список литературы.
Единого мнения о происхождении названия реки Самара нет. Существуют несколько версий:
В записках секретаря арабского посольства Ахмеда ибн Фадлана (921 год) река названа словом Самур (иран.) «бобр, выдра». Русские и тюркские названия речек в бассейне Самары по этому зверьку и в настоящее время не единичны (типа Кондузла, Бобровка).
Макс Фасмер высказывался о происхождении названия от татарск., чувашск. «Самар», калмыцк. «Самр», чагатайск. «Самар» — мешок, киргизск. «Сардар» — таз, кувшин. Предполагалось, что в тюркских наречиях таким образом могли называть «излучину реки, крутую её часть»
В. Ф. Барашков связывал название реки с монгольским словом с а м а р со значением «орех, ореховый».
от сочетания иранского корня «сам» или «шам» или венгерского «семар» (пустыня, степь) и венгерского корня «ар» — то есть степная река (И.Никольский)
от монгольского «samura, samaura» — смешивать, мутить
от имени сына Ноя Сима (Сама), якобы владевшего землями от волжских и самарских берегов на юго-восток, включая и страны Азии.
от названия города Самарканд, который, по преданию, основал правитель Шамар (Самар)
от библейской Самарии
от арабского «сурра мин раа» — «обрадуется тот, кто увидит» (подобную этимологию имеет название города Самарра, столицы древнего Аббасидского государства, ныне — в Ираке, на берегу Тигра)
от старорусского «самара», «самарка» — длиннополая одежда (Юрий Федосюк)
в переводе с санскрита — лето (санскр. амар)
Интересно — Самар это некий сосуд, предмет, объем — (мешок, кувшин) в котором можно что то хранить, либо что то положить, налить и т.д.Хранилище или вместилище чего либо.
Что скажет Вики о Иракской Самарре?
СМАРРА В ИРАКЕ (Вики)
Сама́рра (араб. سامراء) — город в Ираке, на восточном берегу реки Тигр, в 125 км к северу от Багдада. По состоянию на 2002 год, его население составляло 201 700 жителей. Город протянулся на 41,5 км вдоль берега Тигра; с севера, востока и юга вместо стен его защищают древние ирригационные каналы.
История:
Земля Самарры заселена людьми с древности: среди руин находят относящиеся к V тысячелетию до н. э. Самаррская культура является предком убайдской культуры. Городское поселение, однако, возникло здесь гораздо позже. Первым из монархов облюбовал это место Хосров I Ануширван, который выстроил в окрестностях охотничий замок. В 833 году на месте древнего доисламского поселения возник новый город. В 836 году при халифе аль-Му`тасиме ибн Харуне мамлюки (тюркские солдаты-рабы халифата Аббасидов) спровоцировали восстание в Багдаде, заставившее халифа перебраться на север. Позднее тюркские солдаты стали сами возводить на престол новых халифов, что привело к «анархии в Самарре». Самарра оставалась столицей исламского мира (ислам возник совсем недавно, Вики врет нещадно) до 892 года, когда халиф аль-Мутамид перенёс столицу халифата обратно в Багдад.
Самарра считается священным городом шиитов в связи с тем, что в златоверхой мечети Аскария покоятся останки двух имамов Аскари.
Преемник аль-Му`тасима, халиф аль-Васик воздвиг в Самарре Великую мечеть с её знаменитым минаретом в виде спирали высотой 52 м и шириной 33 м. На тот момент это было самое крупное сооружение исламского мира. От столицы халифата сохранилось в более или менее повреждённом виде немалое число памятников, включая два дворца, площадью 125 и 211 гектара, — крупнейшие дворцовые сооружения в истории исламской архитектуры.
Архитектурные памятники эпохи Аббасидов (руины сорока двух дворцов, четыре соборные мечети, мавзолей трёх халифов, останки заброшенного северного города в форме восьмиугольника) являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Лишь немногие из них были объектами раскопок, начало которым положили немецкие археологи в 1911 году.
Вот иракская Самара.. Так же как и наша стоит на реке, река называется Тигрис. Всем кто увлекается альтернативной историей хорошо известно, что еще не более чем 500 лет назад это был благодатный цветущий край, вместе с Африкой и Аравийским полуостровом.Но то что случилось — то случилось, наша цивилизация, наше человечество было атаковано и захвачено, вбомблено в каменный век, цветущие земли были засыпаны песком..Само человечество переформатировано, «перепаяно», придумана новая история и т.д.. И теперь на месте некогда могущественных царств-государств, вечнозеленых садов и кущ, простирается её величество пустыня, и лишь река Тигрис, пойма которой чудом осталась «в живых» напоминает о некогда былом величии и славе этих мест..
Ну то что Вики нам тут «свистит» про древний исламский мир и т.д. — разделим на 25. Ислам самая молодая религия, согласно данным многочисленных изследователей альтернативной истории. Ей не более 500 или менее лет.Так что древний город Самаррра, та же Самара по сути.Нынешние Иран — Ирак это земли персов (ПЕРуна Сыны) это земли белой расы, которая обитала в те времена по всей земле, на всех континентах, включая и оледеневшие в настоящее время..А что же с нашей Самарой, что про нескажет нам Вики?
РУСКАЯ САМАРА (Вики)
Название город получил от реки Самара (О происхождении названия реки Самара), близ впадения которой в Волгу была поставлена крепость в 1586 году.
Ранее считалось, что в 921-922 году по пути из Багдада к булгарам Ахмед ибн Фадлан, секретарь посольства, переправился через реку Самара (Самур), о чём сделал запись в отчёте о путешествии. Но современная реконструкция маршрута посольства выявила, что ибн Фадлан в Среднем Поволжье не был, а конечная точка посольства и месторасположение ставки болгар — это село Три Протока у восточной окраины Астрахани.
Топоним Samar зафиксирован в 1367 г. на венецианской карте Пицигано. На другой карте 1459 г., составленной итальянским монахом Фра-Мауро, также показан населенный пункт Samar. Однако, значительные неточности и даже фантастичность в изображении Среднего Поволжья на указанных картах заставляют относиться к их данным с крайней осторожностью. Точная привязка топонима Samar к какому-либо поселению на берегу Волги невозможна.
Официальная дата основания города — 1586 год, когда в рамках широкой градостроительной программы царя Фёдора Иоанновича на берегу Самара вблизи её впадения в Волгу под руководством князя Г. О. Засекина была построена крепость, которая должна была прикрывать Русь от набегов кочевников и обеспечивать водный путь от Казани до Астрахани. Крепость называли Самара, или Самарский город, или Самарский городок.
Крепость была построена на территории, занимаемой ныне Самарским заводом клапанов, и к югу от неё — то есть в сторону р. Самара. Строилась она с 22 мая по 19 августа н. ст. (9 мая — 6 августа ст. ст.) 1586 года. Первыми жителями стали служилые люди: дети боярские, стрельцы, пушкари и воротники, которые несли сторожевую службу, охраняя новую крепость «отъ воровъ» и от ногайских нападений.
Старинная немецкая карта.. Между Каспием и Казанью надпись на немецком — что то там Дас Миатисд Сарматия.. Эта местность так называлась у немцев в старину.. Вот где то там на Волге, ближе к Каспию, где она чуть чуть вихляет, и есть место нынешней Самары.. Самара и Сарматы..Совсем не одно и то же конечно, но вот буквы то одинаковые, ёлкин — палкин.. только местами поменять..Задумаешься тут поневоле..
До наших дней крепость не сохранилась (сгорела в пожарах 1690 и 1703 гг.), однако удалось восстановить её точные размеры (периметр 635 м) и расположение. Самарская крепость 1586 года представляла собой укрепление из двух параллельных бревенчатых стен, которые через каждые 6-8 м соединялись врубленными в них под прямым углом поперечными стенками-перерубами. Пространство между стенами (его ширина могла быть разной, достигая 3 м) заполнялось землей и камнями. Общая толщина такой крепостной стены составляла около 5 м. Высота самарской городской стены из документов неизвестна, но, следуя данным о высоте стены в поволжских городах, можно считать, что она варьировала на разных участках в пределах от 4,5 до 6 м. Самарская крепость имела 8 башен, из которых 4 были проезжими, то есть имели ворота. Крепостные башни — это сооружения с шатровыми крышами, в плане квадратные, четырехугольные или (по углам) многоугольные, с длиной сторон от 4 до 14 м, высотой обычно 8-10 м с единичными башнями высотой около 6 м или наоборот до 15 м. Башня выступала на 2-3 м вовне за пределы стены крепости. Внутри башни внутри оборудовались три яруса (‘боя’), на каждом из которых размещались пушки. Некоторые башни не имели шатрового перекрытия, но все имели обламы (или обломы) – расширенную и нависающую верхнюю часть, благодаря которой между верхним и нижним ярусом стен образовывалась вертикальная щель для стрельбы сверху по приблизившимся к крепости осаждающим. Расстояние между соседними башнями варьировалось, иногда отличаясь вдвое. Службу на башне нёс караул из одного представителя ‘детей боярских’, назначаемого воеводой, и вооруженных стрельцов, посылаемых стрелецким головой (на примере Казани, обычно 4 стрельца на каждую башню).
Вероятно, уже в 1587 г. (в любом случае, не позже начала 1590х гг.) самарская крепость (или город, или кремль) с 3х сторон была окружена вторым защитным рубежом — стеной острожного типа (длина 1542 м). Острог (реже, палисад) – это, по сути, высокий забор из вертикально стоящих вплотную друг к другу, заостренных сверху бревен-свай диаметром 25-30 см. Высота острожной стены равнялась 4-4,5 м (по данным Лаишева, Малмыжа и др. крепостей Поволжья). Самарский острог имел 8 башен (вероятно, четырёхстенных), и часть из них также была проезжей. Сочетание крепости и острога типично для русского оборонного градостроения XVI-XVII вв. Они представляют собой взаимосвязанные части единого оборонительного комплекса, общий план сооружения которого, очевидно, существовал уже в 1586 г.
Топография самарской крепости 1586 г., острога, первых соборных церквей Самары и церкви первого самарского монастыря представлена на реконструкции.
Широко известен первый образ Самары в описании и на гравюре А. Олеария. Голштинское посольство 1636 г. проплывало мимо Самары “еще перед восходом Солнца” и сделало лишь краткую остановку, после чего “распустили паруса и тронулись далее”. Русло Волги в тот период отстояло от Самары на 2 версты (=2,1 км). То есть наблюдал город А. Олеарий издалека и при неблагоприятной освещённости – в предрассветных сумерках или в слепящих лучах восходящего на востоке Солнца. Поэтому особо полагаться на точность передачи А. Олеарием расположения церквей и других деталей не приходится. Но даже в таких условиях на гравюре правильно отображено количество башен и церквей (кроме совсем дальней от наблюдателя южной части крепости, которая и прорисована хуже всего), реалистично отражён острожный тип стены на волжском берегу, показан излом линии противоположной от Волги восточной городской стены и т. д.
На протяжении XVII века город рос и продолжал укрепляться. К началу 1700 г. фортификация Самары включала пять линий деревянных укреплений: крепость (кремль), острог (две линии) и надолобы (также две линии, но ветхие или развалившиеся). После опустошительных пожаров 1700 и 1703 гг. в городе была сооружена новая крепость (так называемая, «земляная») 1704-1706 годов. Именно её остатки и были обнаружены в ходе археологических раскопок 2013-2014 гг. на Хлебной площади.
Что ж, вполне возможно что так оно и есть, Самара русская это отголосок той, древней Самары что в Персии, какая разница? Мы жили везде ранее, пока нас не захватили.То же и с мексиканской Тулой, которая старше нашей Тулы.Эти названия имеют смысловой ряд, и тут меряться органами — у кого старше, просто глупо. Если назвали самара, значит что то здесь соответствует названию — местность ли, само назначение населенного пункта и т.д.
САМАРКАНД (вики)
Вики- этимология тут не выдерживает никакой критики, потому я ее не буду здесь постить, комму надо — гляньте на самой Вики.
Древнейшая история
Самарканд — один из древнейших существующих городов мира, основанный приблизительно в VIII веке до нашей эры. Он ровесник древнего Рима.
В античной истории Самарканд известен как столица древнейшего государства Согдиана, описанного ещё в VI в. до н. э. в священной книге зороастризма — Авесте.
Впервые упоминается под именем Мараканда в сочинениях римских и греческих историков[10] — биографов Александра Македонского, который завоевал Самарканд, бывший к этому времени хорошо развитым и укреплённым городом, в 329 до н. э.
В IV—V веках Самарканд был под властью хионитов и кидаритов. В начале VI века был захвачен эфталитами.
Эпоха раннего средневековья[править
В 567—658 годах Самарканд, будучи центром согдийского владения, находился в зависимости от Тюркского и Западнотюркского каганата.
Тесные тюрко-согдийские связи способствовали заимствованиям из тюркского языка в согдийский и наоборот. В ранних эпиграфических надписях древнетюркских каганов согдийский являлся официальным языком. В согдийских текстах мугских документов встречаются заимствования из тюркского языка. Например, «yttuku» — «посылать», «посольство», «bediz» — «резьба, орнамент» и другое.
В 712 году город был захвачен арабскими завоевателями во главе с Кутейбой ибн Муслимом.
В 806−810 годах в городе произошло восстание Рафи ибн Лейса, в подавлении которого участвовали внуки местного аристократа Саман-худата.
Эпоха Мусульманского ренессанса
В 875−999 годах Самарканд был одним из крупнейших политических и культурных центров государства Саманидов. С 875 года по 892 год Самарканд был столицей этого государства.
При правлении тюркской династии Караханидов, или илек-ханов, в Самарканде были построены первые медресе. Наиболее известным считалось медресе Ибрагим тамгач-хана (1040—1068).
Во время правления Ибрагим Хусейна Караханида (1178—1200) был построен монументальный дворец, украшенный живописью.
В 1212 году после подавления восстания караханида Османа Самарканд вошёл в состав государства Хорезмшахов.
В 1220 году разграблен и почти полностью разрушен Чингисханом. Возродился на территории спальных и сельских районов — на месте современного Самарканда.
В 1365 году[12] в городе вспыхнуло сербедарское восстание под предводительством Маулана-задэ, Абу Бекр Келеви и Хурдак Бухари.
Вот очень интересный рисунок древнего Самарканда..Совсем не то что изходит от его нынешних старых мечетей, медресе и т.д.
Не этой ли крепости останки, на картинке что выше? Очень похоже..
Эпоха Тимура и Тимуридов
Основная статья: Империя Тимуридов
Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370—1499) являлся столицей его империи. Подавляющее большинство архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда в пост-монгольский период.
Тимур ревностно заботился о процветании своей столицы, которую хотел видеть столицей мира. Ремесло и торговля развивались во многом за счёт насильно пригнанных мастеров из завоёванных стран. В городе возводились величественные дворцы, мечети, мусульманские школы − медресе, усыпальницы. Здания Самарканда строились как монументы, прославляющие государство и его создателя, — отсюда огромные масштабы и роскошь убранства. Чтобы подчеркнуть величие столицы, Тимур дал окрестным селениям названия крупнейших городов Востока: Багдад, Дамаск, Шираз. Он стремился собрать видных поэтов, музыкантов, учёных из разных стран.
Самарканд в начале XV века.
(Из дневника кастильского посла ко двору Тимура)
Самарканд расположен на равнине и окружён земляными валом и очень глубокими рвами. За городом выстроено много домов, примыкающих к нему с разных сторон как предместья. Весь город окружён садами и виноградниками. В этих загородных садах много больших и знаменитых построек, и у самого сеньора (имеется в виду Тимур) там есть дворцы и погреба. Сеньор очень хотел возвеличить этот город и, когда завоёвывал какие-либо земли, отовсюду приводил людей, чтобы они населяли город и окрестные земли. Особенно он собирал мастеров по разным ремёслам. Из Дамаска он прислал разных мастеров, каких смог найти всевозможных ткачей, умельцев по лукам для стрельбы и оружейников, тех, кто обрабатывает стекло и глину, и эти мастера считаются лучшими в мире. А из Турции он привёл арбалетчиков и других умельцев, каких смог найти: каменщиков, золотых дел мастеров, сколько их нашлось, и столько их нашлось, и столько их привёз, что в городе можно найти любых мастеров и умельцев.
В эпоху правления Мирзо Улугбека Самарканд стал одним из центров мировой науки. Здесь были построены новые высшие учебные заведения— медресе и обсерватория. Лучшие научные умы мусульманского Востока работали в городе.
Позднее средневековье
Самарканд оставался столицей Шейбанидского государства при правлении Шейбани-хана и Кучкунджи-хана. В этот период в Самарканде продолжалось архитектурное строительство. Были возведены медресе Шейбани-хана, его невестки Михр султан ханум. В колониальный период они все были полностью разрушены.
Город теряет значение столичного центра с приходом к власти шейбанида Убайдуллы (1533—1540), который перенёс столицу в Бухару.
Во времена Бухарского ханства был княжеским центром (бекство). Получает новый виток возрождения в период Бухарского ханства с 1612 года по 1656 год, когда правителем Самарканда назначают Ялангтуша Бахадура.
В XIX веке в медресе Самарканда учился татарский просветитель Шахаб ад-дин Марджани.
В 1868 году был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи, стал центром Зеравшанского округа (с 1887 — Самаркандской области). В том же году гарнизон Самарканда под командованием майора барона Ф. К. фон Штемпеля (1829—1891) отразил попытку самаркандцев свергнуть российскую власть. В 1888 году к городу подведена Закаспийская железная дорога.
После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1925—1930 годах был столицей Узбекской ССР, с 1938 года — центр Самаркандской области.
С октября 1941 года по 1944 годы в город из Москвы была эвакуирована Артиллерийская академия. Город находится на равнине и окружён земляным валом и глубокими рвами.
БИБЛЕЙСКАЯ САМАРИЯ
ПИСАНИЯ И ДАТИРОВКА
Пророчества о горестной судьбе Самарии были сделаны Осией и Михеем.
(748.690г. до Р.Х.)
Осия 14:
1. Опустошена будет Самария, Потому что восстала против Бога своего: От меча падут они, Младенцы их будут разбиты, И беременные их будут рассечены. (738-690 г. до Р.Х.)
Михей 1: 6. За то сделаю Самарию грудою развалин в поле, Местом для разведения винограда: Низрину в долину камни ее И обнажу основание ее.
ПРЕДСКАЗАНИЯ
1. Военный захват Самарии (Осия).
2. Самария станет «грудою развалин в поле» (Михей).
3. На ее месте разведут виноградники (Михей).
4. Ее камни будут сброшены в долину (Михей).
5. Ее основание (фундамент) будет обнажен (Михей).
Самария, руины
Хотя я бы не сказал что руины очень древние(ознакомившись с фотоматериалами) как это подается в Ветхом Завете (если это те руины).
«Судьба оказалась неотвратимой, — заключает свой анализ Джон Эркарт, — и предсказание, над которым многие века разве что потешались, превратилось в точнейшее из всех описаний Самарии».
Эркарт конкретно указывает на исполнение предсказаний 3, 4 и 5: «Камни этого великого города, убранные земледельцами, были сложены в кучи или сброшены вниз по склонам горы, чтобы место, где стояла Самария, стало пригодным для выращивания злаков и винограда».
«Остатки великолепных зданий той эпохи, как и огромных круглых башен… можно легко обнаружить и по сей день», — пишет Джоун Комей в «Необычном путеводителе по Израилю».
Вероятность исполнения этих пророчеств оценивает Питер Стоунер в книге «Говорит наука». «Если Михей, делая свои пять предсказаний о судьбе Самарии, руководствовался обычной человеческой мудростью, то вероятность их осуществления равнялась бы 1/4 (вероятность разрушения) х 1/5 (вероятность того, что город останется лежать в развалинах, а не будет отстроен/ х 1/100 (вероятность превращения в место для садов и огородов) х 1 /10 (вероятность того, что камни Самарии сбросят с горы) х 1/2 (вероятность того, что камни фундаментов города будут выкопаны). Таким образом, мы приходим к вероятности 1/40000».
Статья о Самарии в «Библейской энциклопедии» дает прекрасное и глубокое описание этого города. Хотя он и был населен евреями, он был городом грешников, идолопоклонников и отступников от Бога. Суд над Самарией был столь же неумолим, как и осуществление приговора.
Как видно, Самария древняя была разрушена явно не бронзовыми мечами (развалины каменных стен) так что Господь (а мы знаем что это за Господь) разрушил Самарию за то что она не поклонилась ему (Ветхозаветному Господу — Диаволу) Отсюда и притча Исуса о Самарянине:
ДОБРЫЙ САМАРЯНИН (притча)
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную.
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Исус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Исус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
— Лк. 10:25-37
Здесь у меня возник вопрос, почему именно самарянин? Ведь Исус разсказал притчу не из реальной жизни, персонажи были вымышленные.. Почему самарянин? Дело в том, что Божественный Сущности, каким является Исус, просто так не говорят ни одного слова.Каждое их слово несет многоуровневый смысл, понятный или непонятный нам, либо понятный нашему подсознанию в обход сознания, либо вообще понятный нашим высшим сущностям, (Высшему Аз) которых мы не ощущаем в силу своего глубокого погружения в мир физический..В любом случае, это не просто так.Например —
Евангелие от Матфея // глава 10 // 5,6, 7
Сих двенадцать послал Исус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное.
То есть, Иисус спешно направляет апостолов спасать не язычников, не Самарян, а «погибших (уже, в прошедшем времени) овец дома израилева» Значит несмотря что Самаряне язычники (языкъ — народ) то есть народники, живущие по природе и по совести, Исус спокоен за их судьбу, у них свой путь в этой жизни, спасать же надо погибших овец, ну и т.д.. Овцами их он называет потому что духовно слепые, которых можно взять и увести не спрашивая на то их согласия.
То же и с притчей о Иисусе и самарянской жене у колодца — он обещает ей воды жизни вечной, и она, язычница, уверует в него сразу же.Здесь так можно сказать, Иисус говорит Духом Святым, и душа чистая его сразу же понимает и доверяет Духу.Все остальное противится.Так что языческая Самария не зря так подчеркнута в Новом Завете, не просто так Исус уделял внимание её чистым душою жителям — язычникам — народникам, живущим по природе и по совести. а это и есть суть язычества — народничества.То то и Ветхозаветный Господь-Диавол, разрезающий животы беременных матерей и рассекающий младенцев уничтожил Самарю, снес её, камня на камне не оставил — провидел он будущее и то как самаряне воспримут слова Бога Живаго.
В общем не знаю, прояснилось ли что либо, после собрания всего этого материала «в кучу», или стало еще более непонятным..Что такое САМАР, название чего-то, обозначение характерной местности, особенности населенного пункта — что за смысл несет в себе это название?
ПС да, тут еще момент есть,.сам я живу в Твери, и вот получается что в Израиле есть и Тверия, в том числе — что это? Опять наши поселения по всей планете, заимствования названий, или обозначение чего то одним и тем же термином?