Что означает название реки вятка
Вятка (река)
Длина 1314 км, площадь бассейна 129 тыс. км².
Содержание
География
Начинается на Верхнекамской возвышенности на севере Удмуртии, впадает в Каму в 17 км ниже города Мамадыш. Для Вятки характерны резкие изменения направления течения (с севера на юго-запад, а затем на юго-восток) и большая извилистость на всём протяжении. Вятка — типично равнинная река, текущая большей частью в широкой долине с пологими склонами. В низовьях расширенные и суженные участки долины чередуются через 1—5 км. Много перекатов.
Притоки
Гидрология
Питание главным образом снеговое. Средний годовой расход воды 890 м³/сек. Замерзает в первой половине ноября, вскрывается во второй половине апреля.
Среднемесячные расходы воды в реке (м³/с) в районе г. Вятские Поляны с 1918 по 1985 год [1]
Хозяйственное использование
Сплавная река. Регулярное судоходство до города Кирова (700 км от устья), весной до пристани Кирс (свыше 1 000 км). Главные пристани: Киров, Котельнич, Советск, Вятские Поляны.
В 1874 году началось регулярное судоходное движение на Вятке.
Вятка богата рыбой: лещ, плотва, линь, чехонь, сом, щука, окунь, судак и др.
Происхождение названия
Точное происхождение гидронима «Вятка» неизвестно. В удмуртской историографии поддерживается гипотеза о том, что гидроним произошёл от названия удмуртского «племени» (в реальности — территориально-земляческой группы) Ватка́.
Согласно наиболее распространённой на сегодняшний день версии, название «Вятка» родственно древнерусскому слову вяче «больше», и образовалось путём присоединения суффикса -ка, свойственного русским названиям рек. Соответственно, название Вятка переводится как «бо́льшая». [4] Такое название реке вполне могли дать первые древнерусские жители её берегов, добравшиеся до реки по её небольшим северным и западным притокам.
Татарское название Вятки — Нократ — представляет собой искажённое Новгород. Связано это с тем, что Вятка с самого начала своего древнерусского освоения (то есть с конца XII века) входила в сферу влияния Новгородской земли и заселялась первоначально оттуда.
Населённые пункты
Вятка является главной рекой Кировской области, на её берегах расположена большая часть городов данного региона: Слободской, Кирово-Чепецк, Киров, Орлов, Котельнич, Советск, Вятские Поляны, Сосновка. На небольших реках, в нескольких километрах от места их впадения в Вятку, расположены города Омутнинск, Кирс, Нолинск, Уржум, Малмыж.
Почему Вятка — это Вятка? Откуда взялось и как менялось название города
Вятка — это река, крупнейший правый приток Камы. А уже от названия реки, возможно, произошло название города. Вернее, одно из названий, поскольку город Вятка на протяжении своей истории названия менял и сейчас носит имя уже из новейшей истории.
По поводу происхождения названия «Вятка» есть две основные версии. По первой название Вятка относят к удмуртскому и финно-угорскому наречию и связывают с легендарным удмуртским племенем Ватка. Этимология слова восходит к удмуртскому «вад» — «выдра», «бобр». Другие исследователи соотносят его с народом «вяда», упомянутым в «Слове о погибели Русской земли» (1238–1246). Народ этот историки связывают именно с удмуртами. Слово «вяда» возводят также к финно-угорскому vento — «медленный», «спокойный», «глубокий».
Существуют не слишком убедительные версии о связи Вятки с вятичами на реке Оке и прибалтийским племенем водь.
Вторая основная версия происхождения гидронима «Вятка» — балто-славянская. Основа «вят-» в значении «больший» имелась и в древнерусском языке, в частности, зафиксирована в новгородских летописях («вятшие люди»). Возможно, русские (славянские) переселенцы спустились к Вятке по ее притоку Моломе, имевшему меньшую величину, и, сравнив две реки, дали бóльшей соответствующее название. Тогда наименование реки Вятка — очень древнее, с балто-славянской гипотетической основой.
Название Хлынов впервые появляется в летописях в 1457 году. С этим же именем город фигурирует в описаниях большинства иностранцев, на картах Московии XVI–XVIII веков и в «Повести о стране Вятской». Что такое «хлын», точно неизвестно. В легендах слободских удмуртов (проживающих в Слободском районе Кировской области) упоминается клёкот коршуна «кылно-кылно» или крик птицы — «хлы-хлы». По другой версии, однажды на Вятке прорвало плотину, вода хлынула через запруду и речка получила имя Хлыновица, а город на ней, соответственно, Хлынов. А еще «хлынами» — изгоями, мошенниками, бездельниками, тунеядцами, ворами — называли ушкуйников, речных разбойников, но раньше XV века слово «хлын» в этом значении в источниках не встречается, а в XV веке с ушкуйниками уже было покончено, поэтому нельзя утверждать, что есть связь названия города с прозвищем древнерусских речных пиратов.
Исследователь Д. М. Захаров в 1990 году сопоставил данные из русского и финно-угорских языков. По его мнению, название Холуйное, Холуное, Хлынное, Хлыново и на Вятке, и к западу от нее происходит от русского слова «холуй» (мусор и пески, которые остаются после наводнения) и «хлынуть» (происхождение глагола пока не установлено). А «хлын» в значении «разбойник» вторично по отношению к Хлынову, названию города.
…Как все-таки назывался город изначально — Хлынов или Вятка — ученые не знают. В летописях, в документах, в иностранных свидетельствах, в географических справочниках указываются оба названия.
Одно можно утверждать точно: в 1781 году Екатерина II переименовала Хлынов в Вятку, а в 1934 году Вятка получила название Киров, хотя Сергей Миронович Киров, один из высших руководителей СССР, родился и вырос не в Вятке, а в маленьком городке Уржуме Вятской губернии.
Историк – это человек изучающий историю. А я вот задумался о тех «бойцах невидимого фронта», которые эту самую историю фиксируют. Актуариусы, архивариусы, архивисты, архивоведы… А когда-то в древности – летописцы… Разные есть названия. Без их тихой незаметной работы мы мало что знали бы и о себе самих, и о стране своей, и о своем городе.
Не хватило когда-то кому-то терпения и усидчивости, чтобы записать точно как возникло и как видоизменялось название нашего города. В результате, как в хорошем детективе, мы имеем изрядное количество версий. Из них нет ни одной стопроцентно подтверждённой. А если ещё учесть, что в разные времена наш город назывался по-разному… Короче говоря, выбирайте сами.
Сначала о названии Хлынов. Первая версия происходит от крика птицы. Изобразить его сложновато, но что-то вроде «хлы-хлы». Согласно второй, городу дала имя речка Хлыновица, впадающая в Вятку в черте города. А саму речку так назвали после прорыва на небольшой плотине. Вода хлынула – вот название и получилось само собой.
Это версии, так сказать, народные. Есть и научная. Она связывает название города со словом хлын – речной разбойник. Мрачноватая версия.
Теперь о названии Вятка. До революции считалось, что название произошло от названия территориальной группы удмуртов Ватка, жившей на этих территориях. Но здесь получается лингвистический бумеранг. Название Ватка означает – удмурты Вятской земли. То есть возвращает нас к названию Вятка и совершенно ничего не объясняет.
В 1455 году в Вятке для оборонительных целей построили деревянный кремль с земляным валом, которому дали имя протекающей неподалёку речки Хлыновицы. Впоследствии название Хлынов распространилось на посадскую часть города, а через 2 года весь город стали опять именовать Хлыновом.
В 1780 году высочайшим указом императрицы Екатерины II городу было возвращено имя Вятка. Ну, а в 1934-м наш город стал Кировом. Но это вы знаете.
Вот такая история с названием нашего города. В финале программы, остается ещё раз помянуть добрым словом тех летописцев и архивоведов, благодаря которым, мы многое знаем об истории своего города. Хотя и далеко ещё не всё…
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Что означает название реки вятка
5. Слово «Вятка» ранее писалось как «Вѧтка».
Михаил,
(с) «Ни татарское, ни марийское название реки никак не проливают свет на происхождение слова «Вятка»»
б) Купцы Вису «красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен» // Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 г.). М., 1971. С.35.
в) Люди «Вису» вели торговлю с Поволжьем, со «странами Севера», Зауральем, Русью. // Белавин A.M. О локализации страны Вису в Пермском Приуралье// Коми-пермяки и финно-угорский мир. Материалы 1 Международной научно-практической конференции. Кудымкар, 1997. С. 166-171.
«само слово «Вятка» как только ни переводят.»
Не надо «как только». Значение и образ должны быть едины. Это как Правда и мнения вокруг неё.
7. Вятка ранее писалось как «Вѧтка» (произносится Вэнтка)
В современной Латвии существует город Цесис или Кесь на древнерусском языке. Немцы его называли Венден. На латинском языке этот город (град / гард / городня / огороженное или укрепленное место) звучал как «Wendorum castrum». Традиционно переводят как «Замок Вендов», а под вендами обыкновенно понимают венедов, и всё тут вроде бы как и складно получается.
Интересно было бы узнать имя автора этого очерка. Это ж даже на Ухова не тянет. У названия реки Вятки совершенно прозрачная древнерусская этимология, от вятше «больше».
Павел, » от вятше «больше».»
Что «больше»? Больше чего, кого? Как это к реке привязано и тем более к земле? То есть плыли новгородцы по речкам и речушкам, а как до Вятки добрались, воскликнули: «О, Великая!». Или так: «О, большая!». Так?
И еще, в 922 году в Среднем Поволжье появляются мусульмане, а в 60-х гг. X века в Волжскую Булгарию походом ходил князь Святослав. Поход оказался удачным. В первой половине XII века страна Вису зависит от Волжской Булгарии, а в конце XII века в Вятке появляются новгородцы, которые ставят Вятку грубо говоря под свой контроль.
Купцы Вису «красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен» // Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 г.). М., 1971. С.35.
Люди «Вису» вели торговлю с Поволжьем, со «странами Севера», Зауральем, Русью. // Белавин A.M. О локализации страны Вису в Пермском Приуралье// Коми-пермяки и финно-угорский мир. Материалы 1 Международной научно-практической конференции. Кудымкар, 1997. С. 166-171.
Отрывок из булгарской летописи Джагфар Тарыхы (том II, часть 3)
«Ахметзян Культаси (18 век) пишет, что первый в мире казацкий отряд, предназначенный для охраны царского дворца, был сформирован по приказу кана Гази-Бараджа из одних только заказанских гарачцев-язычников в 1229 г. После свержения Гази-Бараджа казаки подверглись преследованиям Алтынбека и бежали из Заказанья в Нукрат (Вятка), где основали город Гарья и ряд других селений.
Затем казаки-гарачцы участвовали в западных походах Гази-Бараджа 1238–41 гг. После нашествия Менгу-Тимура (1278 г.) часть нукратских гарачцев приняла православие и стала главенствовать в Нукрате. Гарачцы, принявшие ислам, стали называться бесерменами».
Михаил, » Германоязычные и финно-угорские народы никогда не жили вместе»
— Готские шлемы и женские марийские украшения в погребениях в Волго-Вятско-Камском регионе.
Источник картинки: Древнiе и нынешнiе болгаре въ отношенiи къ россiянамъ. Т.1. М. 1829. С. 183.
Польский историк Иоахим Бельский (XVI в.) писал: «Королевство Польское возникло в Европе, в землях Савроматов, от Ассармота — сына Яктана, т.е. от людей с глазами ящерицы». (см. картинку выше)
По Бельскому «sauros» — ящерица, а «omma» — глаз. Лат. Sarmatae. На современном греческом «саура» и «мати» означают то же самое.
Так и получились «ящероглазые». А еще у марийцев традиционны национальные костюмы с монетками, чешуйками. Правда, не у них одних.
Античные авторы, в частности Геродот, сообщают, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. «Потому сарматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом», — заключает историк.
Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Мы узнаем от Страбона названия их племен — языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы; Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты»; сосланный в город Томи в 8 году н.э. поэт Овидий с тоской и страхом описывает в своих «Печальных песнях» сарматов под городом — «враг, сильный конем и далеко летящей стрелою, разоряет… соседнюю землю»; Иосиф Флавий и Арриан оставили сообщения о войнах аланов в I и II веках н. э. в Армении и Каппадокии — «суровые и вечно воинственные аланы».
Антропологически сарматы относились к брахикранным европеоидам (широкая и круглая голова), за исключением племени алан, которые относились к долихокранным европеоидам (узкий череп). Поздним сарматам была присуща примесь монголоидности.
Роменско-борщевская культура славянского населения лесостепей Левобережья Днепра VIII-X вв. (Липецкая, Воронежская, Брянская, Курская и Белгородская области). Носителями Борщевской культуры были вятичи, Роменской — северянский союз племен. В X веке культура угасает под воздействием разорительных набегов печенегов, а затем половцев. Вятичи переселяются на реки Воронеж и Оку.
О Чуди, Черемисах и Отяках и протчихъ неверныхъ народах бывшихъ со стрелами
Об этом явлении XII-XIV вв. упоминает «Повесть о стране Вятской» (время написания – рубеж XVII-XVIII вв.). «И во многи лета возообновление всему народу бывшее набежание Чуди Остяков и Черемис со стрелами воспоминающе приносяще со образом великомученика Георгия стрелы окаваны и людие со свещами стрелы оные сменяюще в память великомученика избавления ради от набежания Чуди Черемис и Остяков и протчих неверных народов бывших со оными стрелами».
Альтернативный текст: «И во многа лета во объявление всему народу бывшее набежание Чуди Отяковъ и Черемисъ со стрелами вспоминающе, приносяще со образомъ великомученика Георгия стрелы оковани железомъ, и людие со свещами стрелы оные сменяюще, въ память великомученика, избавления ради отъ набежания Чуди Черемисъ и Отяковъ и протчихъ неверныхъ народовъ бывшихъ со стрелами».
Комментарий:носить «поганые» языческие стрелы неуместно, а потому их заменили свечами.
Вятский или хлыновский «Крестный ход» заканчивался обходом города Хлынов, центр которого располагался на горе. Там ранее стояла «церковь во имя Воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня». Вернее, там до церкви наверняка располагался более древний духовный центр, поскольку, ушкуйники что-то завоёвывали в 1181 году на этой горе.
Известны, например, крестообразные поминальные курганы, на вершинах которых возжигался священный огонь; существовали жертвенники огня с крестообразной символикой. Однако, наиболее вероятно следующее объяснение: существует древнейший обычай получения «живого огня», путём коллективного действия. В определённом месте на землю укладывалось сухое бревно, перпендикулярно к нему ставилось другое сухое заострённое бревно, которое вращалось с помощью верёвок определённым количеством человек.
Ныне практически на вершине той самой горы в Кирове располагается вечный огонь.
Вятка (приток Камы)
Длина 1314 км, площадь бассейна 129 тыс. км².
Содержание
География
Начинается на Верхнекамской возвышенности на севере Удмуртии, впадает в Каму в 17 км ниже города Мамадыш. Для Вятки характерны резкие изменения направления течения (с севера на юго-запад, а затем на юго-восток) и большая извилистость на всём протяжении. Вятка — типично равнинная река, текущая большей частью в широкой долине с пологими склонами. В низовьях расширенные и суженные участки долины чередуются через 1—5 км. Много перекатов.
Притоки
Наиболее крупные притоки: справа — Белая, Кобра, Летка, Великая, Молома, Пижма, Шошма; слева — Чепца, Быстрица, Воя, Кильмезь.
Гидрология
Питание главным образом снеговое. Средний годовой расход воды 890 м³/сек. Замерзает в первой половине ноября, вскрывается во второй половине апреля.
Среднемесячные расходы воды в реке (м³/с) в районе г. Вятские Поляны с 1918 по 1985 год [1]
Хозяйственное использование
Сплавная река. Регулярное судоходство до города Кирова (700 км от устья), весной до пристани Кирс (свыше 1 000 км). Главные пристани: Киров, Котельнич, Советск, Вятские Поляны.
В 1874 году началось регулярное судоходное движение на Вятке.
Вятка богата рыбой: лещ, плотва, линь, чехонь, сом, щука, окунь, судак и др.
Происхождение названия
Точное происхождение гидронима «Вятка» неизвестно. В удмуртской историографии поддерживается гипотеза о том, что гидроним произошёл от названия удмуртского «племени» (в реальности — территориально-земляческой группы) Ватка́.
Согласно наиболее распространённой на сегодняшний день версии, название «Вятка» родственно древнерусскому слову вяче «больше», и образовалось путём присоединения суффикса -ка, свойственного русским названиям рек. Соответственно, название Вятка переводится как «бо́льшая». [4] Такое название реке вполне могли дать первые древнерусские жители её берегов, добравшиеся до реки по её небольшим северным и западным притокам.
Татарское название Вятки — Нократ — представляет собой искажённое Новгород. Связано это с тем, что Вятка с самого начала своего древнерусского освоения (то есть с конца XII века) входила в сферу влияния Новгородской земли и заселялась первоначально оттуда.
Населённые пункты
Вятка является главной рекой Кировской области, на её берегах расположена большая часть городов данного региона: Слободской, Кирово-Чепецк, Киров, Орлов, Котельнич, Советск, Вятские Поляны, Сосновка. На небольших реках, в нескольких километрах от места их впадения в Вятку, расположены города Омутнинск, Кирс, Нолинск, Уржум, Малмыж.