Что означает название сура
Глава 9 СУРА
Одной из самых священных рек Руси, русского народа считалась река Сура. И у этой реки есть не один адрес. Одна Сура – приток священного Днепра, другая – приток священной Волги-матушки. Много и других примечательных мест, связанных с именем Сура.
Исследователь Сурожской Руси, Русколани С.Ляшевский в труде «Русь доисторическая» (с опорой на исследования известных американских профессоров русского происхождения С.Я.Парамонова и Н.Ф.Скрипника) отмечает, что «Сура» означает «солнце». У него же находим, что сура – жертвоприносимый напиток.
Летописец Нестор, касаясь времен языческих, повествует о том, что русы собирались для молитвы у родников вместо храмов: «Пьют суру во славу богов наших».
Позднейшие пришельцы на волжскую Суру – мордовские поселенцы. Пензенский исследователь М.С.Полубояров записал мордовскую легенду, рожденную не ранее XVIII века:
«В давние времена эрзяне жили не здесь, а в другом каком-то месте. Прослышали они, что около Волги земли богатые и свободные. И решили переселиться на Волгу. Пришли, а там уже все занято другими народами. Старики стали совет держать: назад возвращаться или еще где-нибудь попытать счастья? Ночевали на берегу какой-то реки. Никто не знал ее названия. Один старый человек и говорит: «Пойдемте-ка вдоль этой реки. Она, как большой палец, направление указывает». Послушались этого совета. От Волги поднялись вверх и нашли свободные земли… Здесь и поселились. А реку назвали Сур. По-эрзянски «сур» означает «палец».
Как это мордва пришла на реку, крупный приток Волги, где «уже все занято другими народами» и «никто не знал ее названия»? Это вряд ли. Мордва весьма сообразительный народ. То, что знали настоящую Суру, подтверждает и наличие в мордовской кухне напитка «сура». Сура она и есть сура, а не какой-то палец. Из санскрита известно и слово «квасура»; видимо, квас и сура напитки родственные.
«Сурья» – на санскрите (древнейший письменный язык брахманской религии; индоевропейская семья языков) означает солнце. На санскрите «Сурабахи» – богиня в образе чудесной коровы, способной давать вместо молока золото, драгоценные камни и прочие ценности. На санскрите же «Сура-деви» есть опьяняющий напиток, который олицетворяет богиню Сурабахи. Отсюда и русское слово «сура», используемое волхвами в магических обрядах, а народом по тому же поводу и как питие. Топонимы «сура» связаны с таинствами волхвов, их стезя уклоняться в дремучие чащи для исполнения обрядов поклонения богам.
Есть река Сура в бассейне Северной Двины. Река Суров течет в Могилевской области Белоруссии. Большой Сурень и Малый Сурень – в Башкирии.
Другая Сура (возможно, первая на Русской равнине) впадает в Днепр, у днепровских порогов, в месте, где все пропитано русским духом и верованиями Древней Руси. Нынешнее название реки Мокра Сура. Есть тут и остров Сурский, и порог Сурский. У Мокрой Суры два притока – Камышеватая Сура и Сухая Сура, что подчеркивает устойчивость данного гидронима в этом районе. Помимо того на правобережной Украине существуют реки: Сурша, Сура Столповая, две Суржи и Сурка.
Мест поклонения древнерусским богам на территории Украины и Белоруссии много. Имена древних капищ унаследовали старинные города. В бывшей Витебской губернии стоит такой город на стрелке рек Двина и Каспля. Есть Сурож под Гродно на реке Нареве. Была деревня Суражичи на реке Ипуте, с 1781 года город Сураж. Некоторым топонимам не одна тысяча лет. Селения Сура известны в Архангельской и Пензенской областях, Сурава – в Тамбовской, Сураж – районный центр в Брянской, Суринск – в Самарской. И разнесено вплоть до Алтая, где Суркаш, и Приморского края, где Сурагиевка. Есть Сургуты и Сургоди…
Где русские люди, там и «сура», «сураж». Уже давным-давно нет в Альпах славянской Ретии, где истоки рек Дунай, Рона, Рейн, Адиж, но и тут до сих пор есть урочище, давшее название селению Сура (Sura). Да еще в некоторых ущельях Альпийских гор третье тысячелетие живут несколько десятков тысяч славян – остатки славной Ретии.
Из труда византийского писателя Прокопия «О постройках», написанного в 560 году (ж. «Вестник древней истории», 1939 г., № 4), известно о крепости Сура во Фракии.
Для древнего росса глушь и охота дороже золотой узды
Несколькими тысячелетиями можно считать время с появления Сурожской Руси, что процветала на территории Крыма и Тавриды. Тут жили русские, прозываемые роксоланами, росо ланами.
Тут же, в Крыму, с древнейших времен известен русский город Сурож. По стране с древней, богатой культурой прокатились орды готов, гуннов, татаро-монголов; Сурожскую Русь уничтожили. А память осталась.
В Крыму появились государственные формирования готов, Византии, позднее – осколок Золотой Орды, ханство крымских татар, вассала Турции.
Однако имя Сурож сохранилось и в быту, и в церковном православном языке… Из ряда источников, в том числе из «Степенной книги», известно о святом архиепископе Стефане Сурожском. Приход звался не каким-то, а на старинный лад – сурожским.
В давние времена греки и позднее итальянцы основали на Черноморском побережье немало городов-колоний. Торговые греки звали бывший Сурож созвучным именем Сугдея. Вытеснившие греков генуэзцы-итальянны в XIV веке именовали город по-своему, но тоже созвучно – Солдайя.
Только вот русские, включая летописцев, звали город по-прежнему – Сурож. В 852 году новгородский князь Бравлин совершил поход в Крым, что запечатлел летописец: «И ходиша славяне из Новгорода князь Бровалин и воеваша греки и повоеваша греческую землю от Херсона и до Керчева и до Сурожа…»
Еще раз отметим устойчивость старинных преданий, что порой крепче бумаги и наскальных изображений. Уже давно в Крыму нет Су рожи-город а, а московских и иных купцов, которые вели торговлю с крымскими городами, и в XIV веке, и в начале XVI века звали «сурожане», «гости-сурожане». Так и писали в документах, в летописях. Торговые люди ехали не с генуэзской Солдайи, а с Су рожи, как в древности.
В русских летописях XII века и Азовское море зовется Сурожским. Азовским оно стало, видимо, с постройкой турками Азовской крепости.
Сура, Су раж, Сурож, Сурожская Русь – это не созвучия, а попадание в имя поклонников Солнца, пьющих священную Суру.
Ныне на месте крымского города Сурож поселок городского типа Судак. И живут там русские люди. Точно солнце совершило очередной круговорот… Впрочем, тут видим старую истину: русские всегда приходят (или возвращаются) туда, откуда им исходит угроза. Русские, как форель, плывут против течения. Если только их разбудить. И совсем нелишне об этом повторить и вспомнить.
В 1717 году во время набега кубанских горцев и крымских татар на территорию, сегодня закрепленную за Саратовской, Пензенской, Ульяновской областями, были сожжены, стерты с лица земли более сотни русских, мордовских и чувашских селений. Тысячи и тысячи людей погибли. Десятки тысяч проданы в рабство в Крым, Бухару, Турцию, в Египет…
1717 год – время петровской Российской империи, когда уже под Полтавой разгромлена шведская армия, на 1709 год считавшаяся сильнейшей в Европе, читай в мире. Но даже в это время азиатская привычка к работорговле не угасла, хищничество работорговцев имело невероятный размах. Такое не остается без последствий. В результате в XIX веке с Кубани в Турцию выселилось пятьсот тысяч горцев, а из Крыма – около шестисот тысяч крымских татар.
Только вот названия Русь, Сурож в Крым не вернулись. Это недоработка дореволюционных деятелей…
Остатки крымских татар энкавэдэшники выселили в годы Второй мировой войны. Этого госчиновники не боялись, а вернуть исторические названия даже при Хрущеве и его преемниках боялись страшно. Не надо нас бояться. Русские люди мирные, если их не трогать.
Как чиновники ни старались, а полностью стереть из народной памяти Суру и Сурожь не получалось. И мы не вправе отказываться от нашей истории.
У священной реки Сура есть приток, священная река Алатырь. Об этом в следующей главе.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава VI Стартовый выстрел Глава VII Был ли заговор? Глава VIII Удары по площадям
Глава VI Стартовый выстрел Глава VII Был ли заговор? Глава VIII Удары по площадям Расширенный вариант глав VI–VIII включен в книгу «1937. „Антитерор“ Сталина». М.,
Сура-река
Сура-река Ой да старички мои, старички стародавние,Ой да вы служили, мои старички, царю белому,Ой да вы ходили, мои старички, по иным землям,Ой да на иных-то бы землях, на Суре-реке.Ой да как Сура-то, братцы, река, бежит из-под камушка,Ой да из-под камушка ну бежит, из-под
Глава 4 Глава аппарата заместителя фюрера
Глава 4 Глава аппарата заместителя фюрера У Гитлера были скромные потребности. Ел он мало, не употреблял мяса, не курил, воздерживался от спиртных напитков. Гитлер был равнодушен к роскошной одежде, носил простой мундир в сравнении с великолепными нарядами рейхсмаршала
Глава 7 Глава 7 От разрушения Иеруесалима до восстания Бар-Кохбы (70-138 гг.)
Глава 7 Глава 7 От разрушения Иеруесалима до восстания Бар-Кохбы (70-138 гг.) 44. Иоханан бен Закай Когда иудейское государство еще существовало и боролось с Римом за свою независимость, мудрые духовные вожди народа предвидели скорую гибель отечества. И тем не менее они не
Глава 10 Свободное время одного из руководителей разведки — Короткая глава
Глава 10 Свободное время одного из руководителей разведки — Короткая глава Семейство в полном сборе! Какое редкое явление! Впервые за последние 8 лет мы собрались все вместе, включая бабушку моих детей. Это случилось в 1972 году в Москве, после моего возвращения из последней
Глава 133. Глава об опустошении Плоцкой земли
Глава 133. Глава об опустошении Плоцкой земли В этом же году упомянутый Мендольф, собрав множество, до тридцати тысяч, сражающихся: своих пруссов, литовцев и других языческих народов, вторгся в Мазовецкую землю. Там прежде всего он разорил город Плоцк, а затем
Глава 157. [Глава] рассказывает об опустошении города Мендзыжеч
Глава 157. [Глава] рассказывает об опустошении города Мендзыжеч В этом же году перед праздником св. Михаила польский князь Болеслав Благочестивый укрепил свой город Мендзыжеч бойницами. Но прежде чем он [город] был окружен рвами, Оттон, сын упомянутого
Глава 30 ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ ТАК ОТСТУПАЛИ? Отдельная глава
Глава 30 ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ ТАК ОТСТУПАЛИ? Отдельная глава Эта глава отдельная не потому, что выбивается из общей темы и задачи книги. Нет, теме-то полностью соответствует: правда и мифы истории. И все равно — выламывается из общего строя. Потому что особняком в истории стоит
Глава 21. Князь Павел – возможный глава советского правительства
Глава 21. Князь Павел – возможный глава советского правительства В 1866 году у князя Дмитрия Долгорукого родились близнецы: Петр и Павел. Оба мальчика, бесспорно, заслуживают нашего внимания, но князь Павел Дмитриевич Долгоруков добился известности как русский
Сура Суре посвящен отдельный очерк – глава в предыдущей книге. Однако совсем обойти Суру и в данном исследовании нельзя. Сура в том букете, который ясно указывает места, где создавались Ригведа, Авеста и древнейшая ученость, таинства волхвов.Действительно, наши предки
Сура Раса, молоко, сок, квас – культовые безалкогольные напитки. Сюда же можно отнести и сому. В Ригведе сома часто называется «пьянящим». Однако отчасти согласимся со статьей-комментарием к Ригведе автора Т. Я. Елизаренковой: «Сома не был алкогольным (ферментации не
Глава 7 ГЛАВА ЦЕРКВИ, ПОДДАННЫЙ ИМПЕРАТОРА: АРМЯНСКИЙ КАТОЛИКОС НА СТЫКЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИМПЕРИИ. 1828–1914
Глава 7 ГЛАВА ЦЕРКВИ, ПОДДАННЫЙ ИМПЕРАТОРА: АРМЯНСКИЙ КАТОЛИКОС НА СТЫКЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИМПЕРИИ. 1828–1914 © 2006 Paul W. WerthВ истории редко случалось, чтобы географические границы религиозных сообществ совпадали с границами государств. Поэтому для отправления
Скоро уклонились (ивр. форма САРУ от корня СУР) они от пути,
который Я заповедал им
Исход 32:8
1) Общие данные Википедии и др. источников
В XVI веке река Сура являлась пограничным водотоком. Дипломат и путешественник С. Герберштейн, посетивший Россию в 1517 и 1526 гг., писал: «Река Сура разделяет владения царей Московского и Казанского, она течет с юга и, повернув на восток, впадает в Волгу в двадцати восьми милях ниже Новгорода. При слиянии Волги и Суры, на одном из берегов, государь Василий воздвиг крепость и назвал по своему имени Василёвгородом (Basilowgorod)». С построением этой крепости русские практически взяли под свой контроль всю реку.
* ЭСБЕ/Сура
Сура — правый приток среднего течения реки Волги, берет начало в юго-западном углу Симбирской губернии из болотистой и лесистой местности («Сурской Шишки») близ деревни Сурки. С. течет весьма извилисто от Ю. к С., придерживаясь то сев.-зап., то сев.-вост. направления.
Хотя Сура протекает по очень плодородным местностям, но вследствие неблагоприятных условий судоходства значение ее как судоходной реки с проведением в районе ее бассейна железных дорог, особенно Рязанско-Казанской линии, значительно упало. Гораздо большее значение Сура имеет как сплавная река для лесных грузов.
б) Этимология, мнения исследователей
* Сура — извилистая река и её русло, зачастую, представляет крутые повороты. В горномарийском языке «шур» означает также «рог» (рог животного). Вероятно, этимология исходит от этого слова.
* Географ. названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001.
У мордвы река называется Сура, иногда Суро, в языке горных мари Шур, сравнить с удмуртским шур «река», чувашским шор, шур «болото», коми шор «ручей». Все это позволяет предполагать образование гидронима Сура из термина «река» на вымершем финно-угорском языке Поволжья.
* …в татарском языке есть слово «соры» (именно так называют Суру местные татары), означающее серый цвет, присущий сурской воде.
* Впервые упоминается в русских летописях под 1183 годом (в «Истории Российской» В.Н. Татищева) как Суруя, в 1372 году в том же источнике – Сура. Название гибридное: от финско-пермского шур («река») и рау (древнемордовское «река»). Какая часть названия древнее, пока не ясно. Начальный Ш превратился в процессе фонетической корреляции в С.
в) Подобные гидронимы Сура
* Сура — река в Пинежском районе Архангельской области, длина 92 км, дно твердое, ширина русла до 37 м., извилистая. Истекает на север, затем крупные повороты русла на 90 град.: на восток, юг, восток, северо-восток, юг, восток, север и впадает в реку Пинега. Деревня Сура в устье упоминается с 1137 г.; http://www.etomesto.ru/tut185115/
* Сура, иначе Сурка — река в Ивановской области России. Устье реки находится по левому берегу реки Пурежка. Исток реки теряется в лесах северо-западнее населённого пункта Сурки Ивановской области. Длина реки — 12 км, течет на юго-запад, потом меняет направление движения на запад (угол).
* Сура — река в Амурской области (56 км), приток р. Кун-Маньё, малая извилистая река; Топографическая карта СССР • 5 км.; http://www.etomesto.ru/map-atlas_topo-5km/
* Сура — в Мурманской области (35 км), впадает в оз. Умбозеро, меняет направления движения: истекает на юго-восток, затем на запад, юг, на восток, юг. См. Топографическая карта СССР • 5 км. 1984 г., Апатиты
* Сура (Сурка) — малая река в Свердловской области, левый приток Линтовки.
* Сура — в Челябинской области, левый приток р. Биргильда, малая река, местами теряется в болоте.
* Сура (Мокрая Сура) — в Днепропетровской области (118 км), приток р. Днепр, русло извилистое, пересыхает, меняет направление движение.
* Сура (סוּרָא арам.), город в южной Месопотамии, в месте, где река Евфрат разделяется на два рукава, ныне развалины; https://eleven.co.il/jewish-history/mishnah-and-talmud-period/13975/
Е. И. Чириков. Путевой журнал (1849-1852)
Арабы называют его Фырат, Евреи ― Хвир, по Иезекиилу ― Хивер. Фрезер говорит о реке этой следующее: «Выше канала Кудс, в шести фарсангах расстояния (сорок верст), Ефрат разделяется на два рукава; южный протекает в Куфе и падает в озеро Ал-бутай (Albuthaih); другой, больший первого, протекает мимо замка сына Хобейра (Каср ибни-Хобейр); он называется Нахр Сура (река, поток Сура); за замком, он направляется к г. Вавилону (Бабель) в 70° долг. и 320° 15 шир. Из канала Сура, ниже Вавилона, отделяются многие другие каналы; главный из них пробегает мимо г. Нил, где принимает название Нахр-эс-сырат, затем падает в Тигр”.
2) Применение гидронима в русском языке
а) Книга Большому чертежу или древняя карта Российского. (1627); https://archive.org/details/libgen_00713676/page/n155
«А выше Ятмиса пала в реку Суру река Пенза».
б) Национальный корпус русского языка
И. М. Долгоруков. Повесть о рождении моем, происхождении и всей моей жизни, писанная мной самим и начатая в Москве, 1788-го года в августе месяце, на 25-ом году моей жизни / Часть 4 / 1791-1798 (1788-1822)
Больше всего занять меня тогда должен был отпуск хлеба, его надлежало отправить с комиссионерами и тотчас по вскрытии воды, ибо Сура ― река такого рода, что когда вода приходит в свое ложе, тогда уже ни одно судно плыть по мелководию ее не может, и для того необходимо было сплавить суда с хлебом в полую воду, время к тому приспело самое благоприятное.
3) Обобщение и вывод
а) Топография и гидрология
* Во время похода на Казань русское войско прошло через среднее течение реки Сура (приток Алатырь Казанское ханство) в 1552 г. После взятия Иваном Грозным Казани земли по среднему и верхнему течению реки Сура начали заселяться русским населением, но еще долгое время находились в положении Военной границы, Засечной черты (незначительное население военных поселений, крепостей).
* Река Сура меняла свое русло, на современных картах основное русло проходит через город, на Трехверстовке Пензенской области. Военно-топографическая карта 1870 г. основное русло касается только северной окраины города, к центру ведет рукав (второстепенное русло); см. http://www.etomesto.ru/map-penza_trehverstovka/
Топонимы и гидронимы Пенза, Пензятка (см. ст. Пенза) очевидно обозначали ТЕРРИТОРИЮ, где русло крупной реки Сура совершала поворот под 90 град. Эта особенность местности (ориентир) была важна для обороны района, строительства Пензенской засечной черты (1663), т.к. находилась в верховье реки Сура (малые глубины и ширина русла), позволяла преодолевать реку конному воину-степняку с ходу (без подготовки) и проникать на русскую территорию.
4) Терминология иврита и библейский образ
русск. СУРА = ивр. СУР+А סוּר уклонятся, отходить в сторону, сходить, отходить; заворачивать, делать поворот; устраненный, удаленный и т.д.
* См. стронг иврита 5493, СУР; http://lexiconcordance.com/hebrew/5493.html
* См. стронг 5493 СУР; https://bibliaparalela.com/hebrew/5493.htm
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с.326.
б) Библейский образ
* Судей 19:15: «И повернули (СУР) они туда, чтобы пойти ночевать в Гиве. И пришел он и сел на улице в городе; но никто не приглашал их в дом для ночлега».
* 1 Царств 15:6 «И сказал Саул Кинеянам: пойдите, отделитесь (СУР), выйдите из среды Амалика, чтобы мне не погубить вас с ним, ибо вы оказали благосклонность всем Израильтянам, когда они шли из Египта. И отделились (СУР) Кинеяне из среды Амалика».
* Руфь 4:1: «Вооз вышел к воротам и сидел там. И вот, идет мимо родственник, о котором говорил Вооз. И сказал ему Вооз: зайди (СУР поверни, заверни) сюда и сядь здесь. Тот зашел (СУР завернул) и сел.
* Числа 16:26: «И сказал обществу: отойдите (СУРУ от СУРА) от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их».
* Второзаконие 5:32: «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь (ТАСУРУ форма от СУРА) ни направо, ни налево».
Что означает название сура
Полезное
Смотреть что такое «Сура» в других словарях:
Сура Та Ха — طه Сура Та Ха Классификация Мекканская Значение названия Та Х … Википедия
СУРА — (др. инд. Súrâ, ср. sura, «хмельной напиток»), в древнеиндийской мифологии: 1) персонификация суры, хмельного напитка (она же Сура деви; в пуранах Варуни, жена или дочь Варуны). При пахтанье океана (Мбх. I, Вишну пур. I и др.) из него вышла С.,… … Энциклопедия мифологии
СУРА — (араб.). Глава, отдел в Коране. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СУРА малаб. Спиртной напиток, приготовляемый из сока кокосовых орехов. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка
СУРА — Нехаев, московский боярский сын. 1513. Лет. VIII, 274. Сура Кафтанник, московский пушкарь. 1585. Доп. I, 196. Срв. Суря … Биографический словарь
СУРА — (арабское), глава Корана … Современная энциклопедия
СУРА — (араб.) глава Корана … Большой Энциклопедический словарь
СУРА — река в европейской части Российской Федерации, правый приток Волги. Ок. 841 км, площадь бассейна 67,5 тыс. км². Средний расход воды 260 м³/с. Сплавная. Судоходна на 394 км от устья … Большой Энциклопедический словарь
Сура — приток Пинеги, в бывш. Арханг. губ.; название нескольких притоков Днепра, в бывш. Екатериносл. губ.; река в [бывш.] Гороховецк. у. Владим. губ.; река в бассейне Вятки; крупный правый приток Волги. Последний носит сл. названия: мар. Šur (Вихман,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
СУРА — СУРА, ы, жен. Глава Корана. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СУРА — СУРА, река в Европейской части России, правый приток Волги. Ок. 841 км, пл. бассейна 67,5 тыс. км2. Средний расход воды 260 м3/с. Сплавная. Судоходна на 394 км от устья. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
Что означает название сура
Смотреть что такое «Сура» в других словарях:
Сура Та Ха — طه Сура Та Ха Классификация Мекканская Значение названия Та Х … Википедия
СУРА — (др. инд. Súrâ, ср. sura, «хмельной напиток»), в древнеиндийской мифологии: 1) персонификация суры, хмельного напитка (она же Сура деви; в пуранах Варуни, жена или дочь Варуны). При пахтанье океана (Мбх. I, Вишну пур. I и др.) из него вышла С.,… … Энциклопедия мифологии
СУРА — (араб.). Глава, отдел в Коране. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СУРА малаб. Спиртной напиток, приготовляемый из сока кокосовых орехов. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка
СУРА — Нехаев, московский боярский сын. 1513. Лет. VIII, 274. Сура Кафтанник, московский пушкарь. 1585. Доп. I, 196. Срв. Суря … Биографический словарь
СУРА — (арабское), глава Корана … Современная энциклопедия
СУРА — (араб.) глава Корана … Большой Энциклопедический словарь
СУРА — река в европейской части Российской Федерации, правый приток Волги. Ок. 841 км, площадь бассейна 67,5 тыс. км². Средний расход воды 260 м³/с. Сплавная. Судоходна на 394 км от устья … Большой Энциклопедический словарь
СУРА — СУРА, ы, жен. Глава Корана. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СУРА — СУРА, река в Европейской части России, правый приток Волги. Ок. 841 км, пл. бассейна 67,5 тыс. км2. Средний расход воды 260 м3/с. Сплавная. Судоходна на 394 км от устья. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
Значение слова сура
Словарь Ожегова
СУРА, ы, ж. Глава Корана.
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь
Мифологический словарь
(др. — инд.) — «хмельной напиток» —
Богиня, олицетворение хмельного напитка суры, а также название самого напитка. По преданию о пахтанье океана богами и асурами С. появилась из океана и была принята богами, но отвергнута сыновьями Дити и Дану, которые с тех пор стали называться асурами.
Эпитет богов как противопоставление асурам.
Топонимический словарь Амурской области
Ислам. Энциклопедический словарь
первостепенное, наиважнейшее. Так называются главы Корана. Все суры состоят из аятов (стихов). Всего в Коране содержится 114 сур, которые в свою очередь разделяются на длинные (тивал), средние (масани) и короткие (муфассал). В длинных сурах содержится более ста аятов. К ним относятся суры с «Бакара» (2) по «Тауба» (9). Средними являются те суры, в которых содержится менее 100 аятов. Самой же короткой сурой же является «Каусар» (108), в которой всего 3 аята. Существуют также суры «миун», число аятов в которых около 100 или чуть больше.
Относительно порядка следования сур в Коране мусульманские улемы не имели единого мнения. Существует два порядка расположения глав (сур) в Коране:
Часть мусульманских улемов считала, что порядок следования глав (сур) Корана в точности не оговорен и является предметом иджтихада (См. Иджтихад). Так считали, например, Малик ибн Анас и Бакиллани. Они приводили в доказательство этого то обстоятельство, что в свитках Корана, которые имели такие сподвижники, как Абдулла ибн Масуд, Али ибн Абу Талиб и Убай ибн Кааб имелся различный порядок следования глав. Это же имело место и при собрании окончательного экземпляра Корана при халифе Османе, который распорядился собрать его в определенном порядке следования глав. То есть, порядок следования сур Корана Османа отличался от аналогичного порядка многих мусхафов (свитков), которые имели сподвижники. Например, Ибн Касир в своем толковании Корана писал, что в мусхафе Али ибн Абу Талиба первыми шли мекканские суры, а затем мединские. Он начинался с суры «Аляк» и продолжался сурами «Муддасир», «Нун» и «Муззаммиль». Мусхаф Абдуллы ибн Масуда же начинался сурой «Бакара» и продолжался сурами «Ниса» и «Али Имран». Мусхаф Убаййа ибн Кааба начинался сурой «Фатиха» и продолжался сурами «Бакара» и «Али Имран». По этим причинам, сторонники иджтихада по проблеме следования сур, не считали этот порядок определенным Божественным повелением. Иначе, сподвижники пророка не имели бы различий по этому вопросу в своих мусхафах, а Коран Османа совершенно не отличался бы по этому параметру от первого экземпляра Корана, составленного при халифе Абу Бакре.
Однако другая часть мусульманских улемов [например, Ибн аль-Анбари (ум. в 328/940), Ан-Наххас (ум. в 338/949), Аль-Кирмани (ум. в 502/1108)] все же считала порядок следования сур установленным Аллахом и отвергала иджтихад в этом вопросе. Однако единого варианта такого следования сур они предоставить не смогли.
Третья группа мусульманских улемов [например, Ибн Атия (ум. в 546/1151), Ибн Хаджар (ум. в 852/1148)] придерживалась промежуточной позиции. Они считали, что последовательность некоторых сур является Божественным повелением, но другая может быть предметом иджтихада.