Что означает название тында

Тында и ее судьба… 1 часть.

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

Всем привет! Вот и добрались мы до города Тында. Многие даже не знают, что есть такой на свете. А зря, не знать столицу Байкало-Амурской Магистрали (в дальнейшем БАМа). Начну по порядку и с самых дебрей. Хорошо, что архив тех времен солидный, что то из моих фото, а что то по крупицам взял у сторожил этих мест. Да книг по освоению этого края хватает, возьму еще что-то и из соц. сетей. Итак.

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

Ты́нда — город (с 1907 посёлок Тындинский, статус города с ноября 1975) в России, административный центр Тындинского района Амурской области, столица БАМа.

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

По одной из версий, название восходит к эвенкийскому «тэнда», корень которого «тэн-» переводится как «ровный перевал», «лес на ровном водоразделе», «берег террасовый», а производное «тэнди» означает «береговой», «тэндэ» — место, где пасут оленей.

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

А вот мне больше нравится другая версия.

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

Жила была эвенкийская девушка не бывалой красоты, многие к ней сватались.

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

Но она полюбила геолога. Любовь была сильная и взаимная. Прошло какое то время и случилась беда. Завистники убили молодого геолога, а девушке сказали, что он уехал. От такой боли в сердце, девушка утопилась в реке.

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

Вскоре реку назвали ее именем Тында.

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

В 1850-х годах горный инженер Павел Аносов открыл первые месторождения золота в реках, протекающих близ нынешнего города Тынды. По архивным данным, в 1907-1908 годах на месте Тынды был образован переселенческий участок Тындинский. Участок был спроектирован в целях освоения Дальнего Востока и был рассчитан на 108 переселенцев мужского пола. Под застройку было отдано 6058 десятин. Однако участок тогда так и не был заселён.

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

В 1917 году Тында стала перевалочным пунктом золотодобытчиков, в этом же году было первое упоминание о нём.
Посёлок Тындинский во времена СССР.
По переписи 1924 года, в посёлке проживало 180 человек. В 1931 году в Тындинский были отправлены жители из европейских и приграничных районов Дальнего Востока. Большинство жителей осталось в посёлке.

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

Про поселение вспомнили уже в 1937 году, когда для освоения Дальнего Востока потребовалась железнодорожная магистраль. Уже 1 ноября этого же года по ветке БАМ — Тында отправился первый паровоз. Вскоре поселение приобретает статус посёлка и становится одним их крупнейших населенных пунктов на севере Амурской области, согласно переписи населения, проведённой в 1939 году, там проживало около четырёх тысяч человек. Для дальневосточной глубинки сталинских лет это очень много.

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

Разрабатывался план по усовершенствованию посёлка, по которому в 1943 году посёлок должен был стать городом, а к 1951 году он должен был стать областным центром. Великая Отечественная война поменяла планы развития БАМа. Война не дала посёлку Тындинскому стать городом и столицей Амурской области. Рельсы магистрали были сняты и отправлены на фронт. Продовольствие в посёлок поступало редко и только из Благовещенска.

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

После отделения Амурской области от Хабаровского края, в 1948 году Тындинский (тогда ещё Джелтулакский) район, который входил в состав Читинской области, вошёл в состав Амурской.

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

Что означает название тында. Смотреть фото Что означает название тында. Смотреть картинку Что означает название тында. Картинка про Что означает название тында. Фото Что означает название тында

Всем спасибо и до встречь.Продолжение следует.

Источник

История города Тында

Дата статьи: 28 марта 2018 г.

1. Великое движение на восток

«Российское могущество прирастать будет Сибирью» — эти слова принадлежат великому Ломоносову.

Неудержимо было движение русского народа на восток. От седого Урала до Тихого океана пролег гигантский путь землепроходцев и мореходов. Их сменили научные экспедиции и предприимчивые люди. Сибирь и Дальний Восток на всем огромном протяжении осваивались русскими людьми. Отважные сыны России ставили остроги, пахали целину, промышляли пушного и морского зверя, искали и разрабатывали полезные ископаемые, возводили города — медленно, но прочно заселяли и осваивали этот регион.

Пришло время, когда центральные районы России связали с Тихим океаном Транссибирской железнодорожной магистралью — событие почти вековой давности. Но вслед за этим наступило и такое время, когда эта единственная магистраль не могла удовлетворить быстро развивающиеся Сибирские просторы. Возникла мысль о сооружении второй Транссибирской магистрали со вторым выходом к Тихому океану. Появились самые разнообразные проекты, велись изыскательные работы по разным направлениям ещё в Царской России. В них участвовали самые различные организации: от ведомственных до Академии наук.

В течение долгих столетий по долине реки Тында кочевали эвенкийские роды. Кроме них в этот далекий суровый край никто не добирался. Одна из легенд коренных жителей здешнего края рассказывает о возникновении имени реки, названной Тындой:

«Давно это было, жила на берегу реки княжеская дочь, и звали её Тындэ. Жила она одна, так как была шибко большой, неряшливой и не очень умной, и люди боялись её. Как-то раз по реке кочевал молодой и красивый парень. Тындэ полюбила его, но парень испугался Тындэ и убежал от неё. Долго Тындэ ждала его и, наконец, поняла, что парень никогда к ней не вернётся. Горю не было конца, и тогда Тындэ бросилась в реку и там утонула. С тех пор люди зовут реку Тындой и посёлок, а впоследствии, город — Тындой».

Языковеды же связывают имя молодого таёжного города, вставшего на перекрёстке «малого» и «большого» БАМа с несколькими значениями перевода с эвенкийского языка. Первое: Тында — «гнилая яма», второе — «место, где распрягают оленей», третье — от глагола «тынден — отпускаю».

Долго дремала суровая тайга, и лишь с приходом советской власти край пробуждается. Ещё в 1865 году горным инженером Н.П.Аносовым была обнаружена золотоносность речек Джалинда и Янкан. А с 1868 года началась интенсивная разработка месторождений драгоценного металла на территории, относящейся к нынешнему Тындинскому, а тогда Джелтулакскому, району. На золотоносные места хлынула масса переселенцев, старателей, золотодобытчиков.

2. Амуро-Якутская магистраль

Первоначальные сведения о Тынде, как о населенном пункте, относятся ещё к дореволюционному периоду, когда она стала перевалочной базой для перевозки грузов в Якутию, где были обнаружены запасы золота. В Тынде в этот период было оборудовано несколько жилых помещений для обслуживающего персонала.

Письменная история Тынды начинается с упоминания в архивных документах зимовья охотника Шкарубы. Появилось оно на берегу реки Тында осенью 1918 года. Возле зимовья проходил путь от Большого Невера к ближайшим золотоносным приискам. Зимой он представлял собою санно-нартовую дорогу, летом пешеходно-конную тропу. Жилище Шкарубы находилось в удобном для остановки на ночлег месте.

Транспорт для передвижения людей, поставляли эвенки-оленеводы, кочующие по тайге. Вместо существующей сейчас трассы Амуро-Якутской магистрали (АЯМ) в Якутию шла тропа, заросшая деревьями и кустарниками. Вот по этой тропе на оленях и лошадях перевозили грузы. Неспокойные 20-е годы, холодный климат, отсутствие жилья — все это не способствовало тому, чтобы здесь оставались на постоянное жительство люди.

Только в 1925 году, после выхода в свет постановления ВЦИК «Об открытии планового переселения в районы Сибири и Дальнего Востока», сюда пошли люди. И сразу возникла необходимость строительства дороги, которая бы соединила станцию Большой Невер, стоящую на Транссибе, с Якутском. Строительство дороги началось еще в 1913 году, но велось слабо, так как не было никаких машин и механизмов.

Возрождение строительства дороги вызвало необходимость создания на месте нынешнего города перевалочной базы, превратившейся впоследствии в постоянный поселок. Это был первый участок на строящейся трассе АЯМа — пункт Тында.

Местность была удобной для строительства, начало которого приходится на 1926 год.

Строительство АЯМа тем временем продолжалось, и в следующем десятилетии облик Тынды формировала эта магистраль. Для руководства стройкой прибыли опытные инженеры. В 1929 году на трассе появились первые машины новой, только что созданной организации «АЯМ-транс».

А пункт Тындинский продолжал расти. Люди прибывали с каждым днём. Одни останавливались в посёлке, другие проезжали дальше, на Алдан. Рабочие руки были нужны везде. С прибытием людей появилась потребность в магазинах, столовых, нужна была почта. Приблизительно в 1936 году появилась торгующая организация — торговый пункт Алданского продснаба. Далее была построена столовая, которая работала круглые сутки. Вскоре открыли два магазина, один из них назывался «дежурным» и работал круглосуточно. Такой распорядок работы в то время был необходим: машины шли круглые сутки.

В 1935 году поднимается вопрос о переносе районного центра из пункта Джелтулак в посёлок Тындинский. А ещё через год Тындинский сельсовет ходатайствует перед райисполкомом об отнесении посёлка из категории пункта в категорию рабочего посёлка, так как «он имеет возросшее экономическое значение, быстро строится и превращается в большой посёлок с общей численностью жителей 689 человек и с перспективой промышленного и культурного развития».

В 1936 году уже работали кожзавод, сапожная мастерская, цех мясопродукции, бондарный, мебельно-санный, пошивочные цеха.

В 1937 году принимается решение о телефонизации районного центра, проведении радио. В этом же году появляется своя районная газета «Авангард». По переписи 1939 года в посёлке было 1115 женщин и 3226 мужчин, из которых неграмотных — 290 человек.

Амуро-Якутская магистраль была единственной приличной дорогой в районе. По остальным на машинах нельзя было проехать, и поэтому ездили на оленях, лошадях и даже верблюдах. Верблюды появились в здешних краях ещё в середине 20-х годов. Их использовали на строительстве АЯМа. Эта дорога прошла по следу оленьих нард и копыт лошадей. Она оказала затем неоценимую помощь в строительстве БАМа, способствовала досрочному приходу рельсов. Эта артерия северных земель давала толчки к развитию промышленности, формированию населения. Именно при прокладке АЯМа был обнаружен первый уголь в южной Якутии.

3. БАМ 30-х – стройка века

Важным годом для будущего развития посёлка был год 1932, в апреле которого вышло постановление о начале проектно-изыскательских работ на БАМе. Нужно было провести изыскания и составить проект постройки железной дороги Уруша-Пермское. Село Пермское в этом же году переименовали в город Комсомольск-на-Амуре. Новая магистраль должна была открыть кратчайший путь из Сибири к Тихому океану. Выбрано место примыкания будущей магистрали к Транссибу. И вот 3 января 1933 года со станции БАМ началось сооружение железнодорожной ветки БАМ-Тында длиной в 180 километров, которую строили заключенные, или как их называли местные жители — «бамовцы». Эта ветка строилась вначале лишь как вспомогательная, но затем она пошла дальше к Беркакиту, к угольным сокровищам Нерюнгринского месторождения.

Тогда же БАМ назвали стройкой века и объявили всенародной.

И вот 7 ноября 1937 года жители посёлка Тындинский отмечали двойной праздник — 20-летие Октября и свой юбилей. Берег таежной реки и тихий посёлок, которому от роду не было ещё десяти лет, впервые огласились паровозным гудком. Первый паровоз, который потом стал перевозить стройматериалы, прибыл на станцию «Южная» по только что уложенному пути.

Но Тынде не пришлось тогда стать узловой станцией— началась война.

4. Всё для фронта, всё для победы

Впервые дни войны из Тынды ушло на фронт более 1000 человек. Тыловики отправляли валенки, фуфайки, одеяла, меховые рукавицы и шапки, папиросы, сахар, деньги. Жители района внесли достойный вклад в постройку эскадрильи «Комсомолец Забайкалья», вносили средства на постройку танковой колонны. Главным лозунгом стал лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» Понадобились и рельсы. В 1942 году по решению комитета обороны рельсы со скреплениями и мостовые фермы были сняты с уже построенных участков БАМа Ургал-Известковая и БАМ-Тында и направлены частями в Алтайские степи и под Сталинград, где нужно было в кротчайший срок построить рокадную железнодорожную линию вдоль правого берега Волги. Волжская рокадная дорога открыла возможность широкого манёвра переброски войск и сыграла огромную роль в исходе Сталинградской битвы. Сооружали из рельсов БАМа и противотанковые «ежи».

В истории магистрали, как и всей нашей страны, трагическое очень тесно переплелось с героическим. «Первый» БАМ строился руками заключенных. И кровь так называемых «врагов народа» на рельсах рокады смешалась с кровью защитников Отечества. Именно заключённые БАМЛАГа проложили вторые пути там, где их не было, увеличив пропускную способность дороги. Лагеря в районе Тынды располагались через 8-10 километров, в каждом из них находилось по 700-800 человек. Эти цифры были постоянными, так как умерших заменяли вновь поступавшие. Начиная с 1932 года через БАМЛАГ прошло 886 тысяч заключенных, из которых 115 тысяч были расстреляны или умерли. Однако лозунги «Построим БАМ и все по домам», «День за три» внушали надежды на будущее. До сих пор в районе Тынды можно наткнуться на остатки колючей проволоки, предметы быта заключённых.

5. Здравствуй, БАМ!

После победы над фашизмом жизнь постепенно входит в спокойную колею. Колонпосёлок становится рабочим посёлком дорожных строителей. Принимается ряд постановлений о благоустройстве посёлка и расширении его границ. Намечаются изыскательские работы по строительству повой железной дороги, по этого не произошло. В начале 50-х годов строительно-изыскательские работы по БАМу были свернуты и законсервированы.

Но людям понравилось это красивое место. Они ехали из Якутии, южных районов верхнего Приамурья. Появилось много переселенцев из европейской части страны, особенно украинцев. В посёлке строятся новые дома, появляются новые улицы. Примерно к 60 годам посёлок приобретает законченный вид.

С середины 60-х годов вопрос о строительстве БАМа вновь встаёт на повестку дня. Были развёрнуты изыскания и проектирования на новой технической основе, но с учётом того, что было. Генеральное направление БАМа осталось примерно таким, каким его выбрали первопроходцы.

Январь 1972 года. На восточной окраине посёлка появились первые строители из только что сформированного управления «Бамстройпуть». Они положили тогда начало будущей столице БАМа. Темпы строительства посёлка особенно заметно возросли со второй половины 1974 года, после выхода в свет постановления «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». Во второй раз БАМ был объявлен всенародной ударной стройкой.

Так в истории города открылась новая и, пожалуй, главная страница. Посёлок начал расширяться и хорошеть, па восточной окраине появились первые сборно-щитовые дома и общежития.

8 мая 1975 года в честь 30-летия победы в Великой Отечественной войне в Тынде было уложено серебряное звено. Посёлок вновь услышал гудок тепловоза: на Тындинский вокзал пришёл первый пассажирский поезд.

Летом 1975 года сюда прибыли посланцы шефствующих организаций Москвы и стали воплощать в жизнь архитектурно-проектные решения по застройке столицы БАМа. Были смонтированы два первых девятиэтажных дома, началось строительство города.

А 14 ноября 1975 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Тындинский Джелтулакского района Амурской области был преобразован в город областного подчинения (т.е. получил статус Города). Сегодня Тынду принято называть не только столицей БАМа, но и северной столицей Приамурья.

Источник

Тында

Смотреть что такое «Тында» в других словарях:

ТЫНДА — город (с 1975) в Российской Федерации, Амурская обл., на р. Тында (бассейн Амура). 57,2 тыс. жителей (1993). Железнодорожный узел. Пищевая промышленность … Большой Энциклопедический словарь

ТЫНДА — ТЫНДА, город (с 1975) в Амурской обл., на р. Тында (бассейн Амура). 49,8 тыс. жителей (1998). Ж. д. узел. Пищевая промышленность. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

тында — столица БАМа Словарь русских синонимов. тында сущ., кол во синонимов: 5 • город (2765) • дура (72) … Словарь синонимов

ТЫНДА — жен., тул. дылда, дура; неряха. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Тында — Не следует путать с селом Тыгда той же области. У этого термина существуют и другие значения, см. Тында (значения). Город Тында Флаг Герб … Википедия

Тында — город (с 1975) в России, Амурская область, на реке Тында (бассейн Амура). 49,8 тыс. жителей (1998). Железнодорожный узел. Пищевая промышленность. * * * ТЫНДА ТЫНДА, город в Российской Федерации, Амурская обл., расположен на многолетнемерзлых… … Энциклопедический словарь

Тында — В Амурской области, областного подчинения, районный центр, в 839 км к северо западу от Благовещенска. Расположен в зоне распространения многолетнемёрзлых пород, в долине рек Тында и Геткан (бассейн Зеи), на высоте свыше 500 м над уровнем… … Города России

Тында — (до 1975 посёлок Тындинский) город областного подчинения Амурской области РСФСР. Расположен на р. Тында (бассейн Амура), на шоссе Большой Невер Алдан. Железнодорожная станция на строящейся (1976) Байкало Амурской железнодорожной… … Большая советская энциклопедия

Источник

Блеск и нищета города Тынды

Впервые, на то место, где сегодня расположен город Тында, я прибыл в ноябре 1962 года. Это был райцентр Джелтулакского района, небольшой поселок с населением в 3,5 тысячи жителей, деревянными избами, с названием Тындинский. Никакой промышленности и других производств, за исключением крохотной автобазы в поселке не было. Но зато были все атрибуты районного центра: Джелтулакский районный комитет КПСС (Райком), Джелтулакский районный исполнительный комитет (Райисполком), Джелтулакский районный комитет ВЛКСМ (Райком комсомола), районный ДОСАФ, военкомат, районный суд, районный отдел милиции (РОВД), районная газета «Авангард», маленькая типография, да метиостанция.
В тот раз в райцентре были организованны районные соревнования по многоборью, среди школ района. Бегали на лыжах, стреляли из малокалиберной винтовки, и еще что- то, уже не помню. Мы, группа ребят спортсменов, сборная Соловьевской школы, добирались до этого поселка на попутных машинах. Амуро-Якутская магистраль (АЯМ), начинающая свой путь от поселка Большой Невер, (о которой расскажу ниже), была единственной сухопутной дорогой, связывающей Якутию с остальным СССР.
За старшего у нас был учитель физкультуры или «физрук» как его все звали за глаза. Он договаривался с шоферами, которые везли грузы от Большого Невера до Якутска (зимой по зимнику до Магадана). В поселке Соловьевск функционировало круглосуточно, великолепная столовая, где очень вкусно готовили. Столовая находилось рядом с трассой, на которой стояли вереницы машин, а шофера обедали в столовой. Договорившись с шоферами, физрук рассаживал нас по одному и по два в кабину грузовика. Ехали от поселка Соловьевска до поселка Тындинского (130 км.) очень долго, 4- 5 часов. Машины, груженные народнохозяйственными грузами ехали тихо, в среднем скорость не превышала 30 км./час. Приехали уже поздно вечером, нас накормили в Тындинской поселковой столовой и уложили спать на матах в школьном спортзале (сейчас на этом месте расположена школа №7). Никаких простыней и подушек, разумеется, не было. На следующий день были соревнования, а после соревнований обед, и физрук вновь, как и в поселке, Соловьевске, бегал по грузовым машинам, стоявших возле столовой, но уже в поселке Тындинском, и вновь договаривался с шоферами, что бы нас довезли обратно до поселка Соловьевска. Обратно машины шли порожняком и потому намного быстрее.
После этой первой поездке, я стал чаще бывать в поселке Тындинском. Приезжал на районные спортивные соревнования, комсомольские сессии, слеты, конференции и другие мероприятия. О БАМе разумеется тогда и речи еще не было. Вернее сказать, была речь, но о БАМе довоенном. Поезд в поселок Тындинский пришел еще до войны в далеком 1937 году. Но в 1942 году сняли рельсы и шпалы, увезли под Сталинград, а на бывшей насыпи, которую заключенные отсыпали при помощи ломов, кайло, кирок, лопат и тачек, росли деревья в обхват. Впрочем, все по порядку.

Краткая история проселка Тындинского

Поскольку в поселке Тындинском проходила моя юность, а город Тында вырос на моих глазах, естественно мое желание знать историю этого поселения, который кроме прочего, является моей малой Родиной. В частности, меня интересовала история географического названия поселка, а потом и города. С чем связано его появление? Скажу сразу, однозначного ответа у меня нет и сегодня. В разных источниках по-разному трактуют его значение. То это «темная вода», то «темная река». А слово «тында» переводится с якутского, как «гнилая»… “Тында” в словаре Даля «Тында ж. тул. дылда, дура; неряха». Мне кажется, более правдоподобно звучат два следующих определения.
Первое. Прежде всего, это название специалисты относят к эвенкийскому “тэнда”, корень которого “тэн” переводится как “ровный перевал”, “лес на ровном водоразделе”, “берег террасовый”, а производное “тэнди” означает “береговой”.
Второе. Связывают слово Тында с глагольным тунгусо-маньчжурским корнем “тэн”, означающим в эвенкийском языке “освободить оленей от упряжки”, в негидальском и эвенском –“выпустить, распрячь”, удэгейском и ульчском –“выпустить” (звучит тында). Таким образом, топоним Тында мог сложиться на основе значения “освободить оленей от упряжки”. Лично меня смущает одно обстоятельство. Через город протекает река, название которой тоже Тында. Если выше приведенные доводы верны, то объяснение единственное, сначала дали название местности (где освобождали оленей от упряжки, а потом уже, по привычке, так же стали звать и реку. Дело в том, что через каждые 50 километров «великой тропы», как местные эвенки называли будущий АЯМ, строились “заезжие” посты. Такой “заезжий” пост был построен на берегу реки Танды.
Впрочем, это как бы официальное объяснение, лично я в нем сомневаюсь. Длинна реки 317 километров, на мой взгляд, она имела какое то иное название, не ждали же коренные жители, когда появится пост, который назовут Тында? В общем, что то здесь не так!
Река Тында образуется на севере района в результате слияния двух рек Малая Тында и Большая Тында. В пределах одноименного города Тында, впадает ее основной приток река Геткан. А сама река Тында, впадает справа в реку Гилюй, которая в свою очередь впадает в реку Зея.
В Тынде и сегодня проживают коренные жители, которые были свидетелями, как по реке Тынде в больших объемах сплавляли лес, который заключенные рубили в больших объемах. К сожалению той реки, которую застал еще я, уже нет, она значительно обмелела. У меня есть фотографии реки Тында, сделанные в 50 годах. Впечатление такое, словно это другая река. Будучи мальчишкой, приезжая в поселок Тындинский, я хорошо помню вереницу лодок на берегу, привязанных за специальные устройства по обе стороны тогдашнего огромного деревянного моста. Причина обмеления реки Тында есть, но об этом я расскажу ниже.

Как известно в 1942 году уже сданную в эксплуатацию ветку БАМ-Тында разобрали. Снятые рельсы, шпалы, накладки, костыли и прочее путевое хозяйство, отправили под Сталинград. Эти работы произвели заключенные Нижне-Амурского железнодорожного лагеря (Нижамурлаг).
Последнее подразделение ГУЛАГа НКВД – лагерный пункт ИТЛ (Бурейского железнодорожного Бурлага), дислоцировавшегося на ж. д. ст. Тында, был передан (согласно архивных документов) 31.05.41г. со всем имуществом Алданскому дорожно-строительному управлению Дальстроя НКВД СССР, для организации пересыльного пункта. И сегодня еще в г. Тынде стоят на высоком берегу срубленные из лиственницы одно и двух этажные бараки по ул. Верхней Набережной, предназначенные для этого контингента. К с тате, в них и сегодня живут люди.
В те годы в поселке Тындинском имелось несколько мест захоронений. На кладбище, хоронили жителей поселения, а затем поселка (не на том, которое сегодня зовется старым, и расположено на въезде в город, оно образовалось позже), а в другом. Заключенных (умерших от болезней в связи с нечеловеческими условиями и расстрелянных) закапывали в разных местах (секретно). Старожилы города знают эти места, часть из них известны и мне. Но я не назову место их нахождения по этическим соображениям. Как часто это у нас бывает, на эти явные и тайные погосты навозили грунта разровняли бульдозерами, и сейчас там стоят жилые дома, а в них живут люди. То есть попросту, эти захоронения, оказались в середине расстраивающегося поселка, ныне города Тынды.

В те же годы, началась чехарда административного деления той местности, где я родился. Когда был образован Дальневосточный край, в его состав войдет Зейско-Алданский округ с центром в Рухлове (ныне Сковородино). На его территории сформируется район с центром в поселке Джелтулак, (ныне не жилой) основанном русскими купцами еще в начале ХХ века. В советский период образовывались новые административные границы, местность переходила в административное подчинение то одной, то другой области. Наконец в 1930 году был образован Джелтулакский национальный Эвенский район. В 1937 году образованную ранее Зейскую область упразднили, и район вошел в состав Читинской области. В 1948 году район перешел в административное подчинение Амурской области, в которой находится, по сей день. Правда, в ноябре 1977 года район переименовали в Тындинский.
У меня сложилось такое впечатление, что любовь советских чиновников к переименованию территорий, основана на желании забыть прошлое! Но это невозможно, по тому, что прошлое хранится в памяти народной.

Амуро-Якутская автомобильная дорога (АЯМ)

Должен заметить, что шофера возившие грузы по АЯМу в 50-60 годы, имели очень хороший заработок и их семьи были обеспечены. Они даже могли себе позволить приобрести легковую машину в личное пользование, что для другой категории населения, было несбыточной мечтой. Однако «длинные рубли» им доставались тяжелым трудом. Грузовики тех лет не имели по нескольку мостов и независимую подвеску как у современных автомобилях. На длинные перевалы «тягуну», такие как «Николаевский» и «Цыганка» шофера поднимались по неделе, (в период выпадения снега и гололеда). Шоферам приходилось, подсыпать лопатами под колеса песок или мелкую граверную смесь на протяжении всего подъема. Кабины в машинах были слишком тесные, небыли приспособлены для длительных рейсов. К этому надо добавить, что грузовики часто ломались, и их приходилось ремонтировать прямо на дороге, ложась на холодную, сырую землю, а вокруг не души, на сотни километров тайга. Одна надежда, товарищи по работе. Как правило, шофера организовывали звенья, в которые входило как минимум две машины. Шофера приобретали целый букет разных болезней и рано уходили из жизни. Крутые подъемы и спуски, огромное количество кривых на всей трассе, делали эту профессию очень опасной. Я хорошо помню, как вдоль дороги стояло много памятников разбившимся шоферам, изготовленные родственниками. Их постоянно сносили по различным указаниям, но они появлялись вновь и вновь.

Моста через реку Тында в поселке Тындинском, первоначально не было, от одного берега к другому ходил паром, в районе, где сейчас расположен стадион «БАМ». Первый деревянный мост через реку Тынду в поселке Тындинский построили в 1927 году. Он часто сносился большими паводками. В 1951-1952 гг. построили другой деревянный мост, прочнее, которого сменил теперешний, железобетонный, (построенный в 1975 году.)
Как быстро летит время! Я помню, как горожане радовались этому мосту, а сегодня он является причиной частых пробок, особенно в часы пик. Нужен новый автомобильный мостовой переход, пропускная способность которого будет гораздо выше нынешнего, либо параллельно строить еще один мост.
Краткая история города Тынды

Череда переименований уже имеющихся административных образований и неоднократное перекраивание административных границ областей, краев, республик, в состав которых входила территория нынешнего города Тынды, внесла путаницу в определении возраста города.
Часть населения считает, что датой рождения города следует считать той, когда образовалось поселение. Но здесь встал вопрос, когда оно конкретно образовалось? В 2007 году муниципалитет города сделал официальный запрос в Российский государственный исторический архив Дальнего Востока, расположенный в городе Владивостоке. В ответе в частности говорится: «Сведения о точной дате основания населенного пункта Тында (Тындинский) в фондах архива выявить не удалось. Вместе с тем сообщаем, что в «Списке переселенческих, хуторских и запасных участков, а также и переселенческих поселков Амурского переселенческого района» за 1908 г. указан закрепленный за старообрядцами переселенческий участок Тындинский. Участок спроектирован в 1907 г. площадью в 6058 десятин и рассчитан на 108 переселенцев мужского пола. К 1 мая 1908 г. участок не был заселен». В том же 2007 году, тогдашние муниципальные власти, на основании приведенного выше ответа из архива, на всякий случай отпраздновали столетия, (правда, не понятно чего?) Дело в том, что в своем письме приморские архивисты указали еще одну дату – 1928 г. По опубликованным справочным сведениям, поселение Тында возникло в 1928 г. как рабочий поселок Тындинский для обслуживания Амуро-Якутской магистрали. В информации, которую городские власти подготовили для юбилейной книги к 150-летию Амурской области, указано, что первое упоминание о существовании Тынды относится к 1917 году.

Довоенный БАМ (1932-1942 годов), который я называю БАМ-1, вспыхнул яркой звездочкой-кометой и сгорел так же в одночасье вместе с тысячами заключенных, о которых ни в советское время, ни сегодня никто не хочет вспоминать, а напрасно! Это наша история, история нашей страны. Более подробно о том периоде поселка Тындинского, я написал в своем очерке «БАМЛАГ».
В 1942 году, с ж. д. ветки БАМ-Тында сняли рельсы и шпалы, станция Тында вновь исчезла из железнодорожного реестра, а поселок Тындинский стал просто поселком, про который забыли и вспомнили лишь в 1974 году, когда появилось новое постановление о строительстве БАМа.
Должен заметить, что до знаменитого Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. N 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», в 1972 году вышло тоже Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, и тоже по БАМу, но секретное, о котором знал лишь узкий круг чиновников. К сожалению его номера, и текста мне найти не удалось. В этом постановлении говорилось о подготовительных работах по сооружению БАМ и о привлечении на этих работах заключенных. Заключенных на БАМ уже начали завозить, какое то время они там работали, но впоследствии их убрали.
В январе 1972 года, на восточной окраине поселка Тындинский появились первые строители будущего БАМа, (я его называю БАМ-2) из только что сформированного в то время, управления «Бамстройпуть». Они и положили начало будущей столице БАМа, городу Тында.
Наверное, у поселков и городов, как и у людей, есть своя судьба. Восьмого июля 1974 года выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». И вновь об этом ничем не примечательном таежном поселке узнает весь великий Союз. Да что там Союз, это странное, по всей вероятности эвенкийское слово «Тында», стало, появляется в печатных изданиях и произносится дикторами по телевизору в различных странах мира.
Об этом периоде истории БАМа очень много написано как в то время, так и сейчас. Разница лишь в том, что в 70 годы писали статьи, сегодня пишут книги. Я не хочу повторяться, напишу вкратце, и опять же о том, о чем не распространялись или старались не афишировать. Я был свидетель того времени.

Начало строительства города Тынды

Что потом произошло, в этом крохотном поселке, не могли предвидеть ни в ЦК КПСС ни в Правительстве СССР. Дело в том, что эта очередная всесоюзная стройка в корне отличалась от всех предыдущих. В своих публикациях я всегда стараюсь соответствовать принципу – быть объективным. Так вот, свидетельствую как участник этой стройки. Здесь, как ни на какой другой всесоюзной стройке, обратили внимание на тех, кто ее должен строить, т.е., людей. Я встречался с людьми, которые поднимали целину, строили Братскую ГЭС и другие всесоюзные стройки. Они говорили, что БАМ не шел ни в какое сравнение с предыдущими стройками.
Большая часть техники и механизмов были закуплены за рубежом, в этом ненавистном советскому строю капиталистическом западе. Прежде всего, позаботились о техническом обеспечении. Землеройная техника – экскаваторы, бульдозеры, буровые станки из Японии и США.
Четырнадцати тонные автомобили самосвалы «Магирус», на воздушном охлаждении. Сконструировать такие машины, еще давал команду Гитлер, для войны с СССР. Они были как нельзя к с тате для здешних пятидесятиградусных морозов. Машины были просто великолепные, шофера были от них без ума. Они не ломались, с мощнейшим двигателем и великолепными условиями для водителя. В мороз по 60, в кабине можно сидеть в одной рубашке, а главное нигде не поддувало и не было сквозняка. И, наоборот, в жаркий летний день, в просторной кабине было прохладно, ко всему прочему, машина была легка в управлении и имела высокую проходимость по бездорожью.
Глубинные насосы закупили в ФРГ. Для привлечения трудовых ресурсов (в строительстве приняли участие около 2 миллионов человек), были созданы неслыханные для того времени льготы.
Мне нравился сатирик Михаил Задорнов но до тех пор, пока я не услышал его слова о БАМе: «..одни отсидели, другие отслужили, вот так и построили БАМ». Эта плоская шутка мне крайне не понравилась, наверное, как и всем бамовцам. Восточный участок действительно строили воины железнодорожники. Справедливости ради скажу, (как говорил выше) что сначала завезли и небольшую партию заключенных «химиков» т.е. на поселение, но от них быстро отказались и этот контингент вновь этапировали в места их постоянной дислокации. БАМ, это гордость нашего поколения, БАМ, это слезы и горе старших поколений, БАМ это будущее России. Шутки по этому поводу, на мой взгляд, просто не уместны. Слишком много судеб привлекла к себе эта дорога, слишком много строителей навечно осталось лежать у этой дороги.
Северный коэффициент ввели на уровне 70%, (сейчас нет такого в демократической России). Продовольственное снабжение было такое, что у людей в буквальном смысле кружилась голова. Когда к нам с женой в 1977 году в Тынду приехала погостить из Поволжья теща, я думал, она сойдет с ума. Магазины ломились от всех сортов, мяса, колбас, тушенок, кур, уток. Деликатесные консервы, морепродукты и т.д. Как тогда говорили «импортные шмотки», на любой вкус! Теща заявила, что мы живем при коммунизме, и что если бы своими глазами не увидела, никогда бы не поверила, что есть такая жизнь в СССР! Но самая удивительная льгота, продажа легковых машин в рассрочку строителям БАМа. В то время машину могли купить по талону только Герои Советского Союза и Герои Социалистического труда, колхозники, накосившие астрономическое количество зерновых, другие передовики производства, совершившие трудовой подвиг, определенная группа военных и т.п. И конечно самое главное, были очень хорошие заработки по тем временам. Естественно народ повалил на БАМ валом! Сразу оговорюсь, потому, что своей целью всегда ставлю объективность излагаемого материала. Ехали не только получить благо, были и такие, но были и люди, которые ехали по зову сердца, по комсомольскому призыву, или как говорили в то время «за туманом».

Разработанный по титулу «БАМ» генплан узловой железнодорожной станции Тында, предусматривал строительство в капитальном исполнении, пристанционного городка железнодорожников на 25 тысяч человек. Но все пошло не по плану, «начертили на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить», гласит русская пословица. Там на «верху» не учли одно, но очень важное обстоятельство, что Тында будет железнодорожным городком потом, после постройке БАМа, а сначала Тында будет выполнять функции столицы всего строящегося БАМа.
Бедный, крохотный поселок Тындинский, за все время своего существования не видел такого количества народу. Летом, можно жить в палатке или дощатом сарае, а где жить в 50 градусный мороз зимой?
Здесь я сделаю небольшое отступление. Дело в том, что за прошедшие 35 лет климат в Тынде сильно изменился. В те годы в декабре-январе, морозы стояли 55 градусные. Я не знаю причину этого явления, наверное, на климат повлияло Зейское водохранилище, огромные объемы вырубленного леса, и сама дорога. Возможно, и правда наступает глобальное потепление, но сегодня за редким исключением температура воздуха ниже 40 градусов не опускается. Но, как было сказано выше, пришла другая напасть – ветры, которых в 70 годы зимой просто не было.

В этот же период образовывается Тындинский городской исполнительный комитет (Горисполком). Председателем горисполкома назначают Пекарского Сергея Анатольевича, сравнительно молодого, грамотного и энергичного управленца. Первым заместителем председателя горисполкома назначают Федулова Владимира Григорьевича.
Впоследствии, в разные годы председателями горисполкома работали: Полубинский С.А., Федулов В.Г., Терещенко А.И., Павлюков В.И.
У вновь образованного органа управления городом Тынды, даже не было своего помещения. Частью первого этажа своего здания, поделились с коллегами райисполкомовцы. Часть отделов разместили по другим офисам, или верней конторам, как их тогда называли.
Здесь, я хочу сделать небольшое отступление, и сказать несколько добрых слова в адрес всех тех, кто работал в этот период в районном исполнительном, и особенно в городском исполнительном комитетах. Многих из них сегодня уже нет в живых. Светлая им память!
Хочу напомнить читателям, особенно молодым. Горисполком в те годы, был органом управления городом Тынды, и управлял им на протяжении 16 лет!
К сожалению эти 16 непростых в истории города лет сегодня как то выпали из истории города, о чем скажу ниже.
Конечно, все было под контролем КПСС в лице Тындинского горкома КПСС, но практически городом руководил горисполком, а перед горкомом партии они отчитывались за свою, прямо скажу, не легкую и неблагодарную работу.
Без всякого сомнения, это были самые сложные, самые тяжелые, но и самые интересные годы в истории города Тынды.
У меня в доме скопилось с десяток книг написанных о БАМе уже в теперешнее время. Хочется всем им выразить глубокую благодарность за популяризацию БАМа, к тому же это нелегкий труд, который отнимает очень много личного времени, и без того, короткой человеческой жизни. Но, к сожалению и своему изумлению, я ни нашел, ни в одной из них ни слова о деятельности Тындинского городского исполнительного комитета. Между тем, они действительно заслуживают того, чтобы о них осталась добрая память, поскольку речь идет о столицы БАМа. Именно здесь находились органы управления этой великой стройки ХХ века! Главное управление по строительству Байкало- Амурской магистрали (Главбамстрой), ее заказчик Дирекция по строительству БАМ, управления многих подрядных организаций и управление дорогой (БАМ ж.д.).
С другой стороны, у молодого поколения, может сложиться впечатление, что история города Тынды началась с муниципалитета города и его бессменного руководителя. Это далеко не так, к тому же нельзя искажать историю. Работники горисполкома, особенно руководители, находились как бы между наковальней и молотом. В роли наковальни выступали горожане, которым негде было жить, а в роли молота Тындинский горком КПСС. Читатель может себе представить, под каким прессингом находились руководители горисполкома при той катастрофической нехватки жилья, или верней его отсутствия.
Представим себе невозможное, председатель горисполкома Тынды выступил бы по местному телевидению (которого в то время не было) и сказал: «У меня нет ни денег, ни других ресурсов. Не ходите в муниципалитет и не просите, все равно ничего не получите!» В этот же день, его бы в лучшем случае исключили из партии и сняли с должности. Я помню анекдот того времени. «Боец: Товарищ командир! Патроны кончились! Командир: Петров! Ты же коммунист! … И пулемет снова застрочил».
Не просто «ветхого», никакого жилья не было, вагончики и комнатки в щитовых домах 161 серии были на вес золота, считались хоромами. В то время предприятия имели свой жилой фонд, естественно распределялся он в первую очередь среди передовиков производства и людей, нужных предприятию (верней руководству). Все те, которых сегодня относят к социальной группе шли требовать жилье в горисполком.
Чем еще отличается тот период от сегодняшнего? Тогда градоначальника назначали, как правило, это было назначение по партийной линии, кандидатуру на этот пост подбирал Тындинский ГК КПСС. Небольшой штрих, кандидата на эту должность вызывали в горком КПСС и предлагали. Теоретически он мог отказаться, но практически, боялись испортить репутацию, и, как правило, благодарили за оказанное доверие.
В современной России в градоначальники выдвигаются сами. Кандидат ездит по предприятиям, убеждая коллективы города, в том, что он решит все проблемы города. Он и его доверенные лица убеждают горожан, чтобы выбрали именно его. Об этом же твердят тысячи листовок расклеенных по городу. У меня всегда вызывает улыбку вновь испеченный градоначальник. Когда пройдут выборы, уже новоиспеченный хозяин города размахивает руками по местному телевидению и убеждает горожан в том, что сделать обещанное невозможно, поскольку денег нет, полномочий нет, и т.п. Такое впечатление, что его на этот пост тоже кинула КПСС, вот, мол, и вертись, как можешь!
Молодежи сейчас трудно понять и поверить, что горисполкому приходилось помимо многочисленных житейских проблем, решать такие вопросы как обеспечение горожан продуктами питания, продовольственными и промышленными товарами и прочими вещами. Все магазины были государственными, а частная собственность была запрещена. У некоторых предприятий были свои ОРСы, но спрашивали работу по обеспечению города необходимыми продовольственными товарами с горисполкома.
Свидетельствую, что снабжение в г. Тынде было не просто хорошим, а великолепным! Тот факт, что про горисполкомовцев забыли и не упоминают в печатных и электронных средствах информации, на мой взгляд, совершенно несправедливо.

Но вернемся к Тынде, верней к БАМу. Перефразируя некогда знаменитые слова, можно сказать: «Мы говорим БАМ, подразумеваем Тынду. Мы говорим Тында, подразумеваем БАМ!».
На развитие города Тынды, повлияли три обстоятельства: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.; развал СССР и его последствия (продолжаются и сегодня) и ликвидация Байкало-Амурской железной дороги (1996 г.). Я глубоко убежден, если бы ни эти обстоятельства, город Тында сегодня по основным показателям превосходил бы многие города Дальнего Востока, в т. ч. и Благовещенск. С большей долей вероятности, можно предположить, что это был бы областной центр.

В ноябре 1991 года, начальник дорожно-строительного управления (ДСР) Амуро-Якутской автомобильной дороги (АЯМ), Марк Борисович Шульц выигрывает прямые выборы градоначальника. Постановлением Главы Амурской области от 26 ноября 1991 года № 26 Марк Шульц утверждается главой города Тында и становится шестым по счету градоначальником (всего их за всю историю города на сегодняшний день было семь). В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года №1830-1 «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы» Тындинский горисполком был распущен. Решением седьмой сессии двадцатого созыва Тындинского городского Совета народных депутатов от 4 декабря 1991 года, местная администрация именуется муниципалитетом города Тынды, а градоначальник – мэром.
С приходом нового главы города, началась новая эпоха в истории города Тынды. Это был великий упадок. Дело в том, что это событие совпало с развалом СССР. Данный исторический период в жизни города в корне отличается от того, советского. Одно за другим сокращались многочисленные предприятия. Отток населения был таков, что численность горожан сократилась втрое. Были тяжелейшие года, как для самого города, так и для тех, кто им управлял. Такого масштабного строительства как в советское время в городе уже не было. Напротив, часть имеющихся в капитальном исполнении квадратных метров были отданы в аренду. Много квартир на первых этажах были перепрофилированы под магазины и другие службы. И наоборот, например, магазин грампластинок «Мелодия» занял отдел ЗАКС, в здании службы гражданских сооружений БАМ ж.д., переехал ГРОВД, штаб 104 дивизии внутренних войск СССР, занял филиал ДВГУПС. В одном здании детского сада разместился музей, в других офисы предприятий. Было закрыто несколько школ, а их здание перепрофилированы. Одну из школ приспособили под поликлинику ЦРБ и т.д.
У меня всегда вызывает улыбку, гордость высказываемая в СМИ нынешних руководителей городом тем обстоятельством, что Тында является единственным городом в Амурской области) или даже в России, где нет очереди в детские садики. Дело в том, что все здания детских садиков построили в советское время. Современные управленцы городом многие годы использовали несколько зданий детских садиков (два из них используются и сегодня) не по назначению.
В новое время (после 1991г.), различным строительством (в основном продовольственные ларьки, небольшие магазинчики и аптеки) занимались частники. Правда с участием тех же предпринимателей был построен плавательный закрытый бассейн, закрытый хоккейный корт, лыжная база со спуском и подъемником. В 2011 году за счет федерального и областного бюджетов началось строительство жилья, для переселения горожан из времянок, времен строительства БАМа.
Строилось и ремонтировалось (по сравнению с советским периодом в микроскопических объемах) в городе только то, на что выделялись деньги из регионального или федерального бюджетов, или удавалось выбить из местных предпринимателей. Бюджет города иначе, чем нищенским в те годы не назовешь. Мало что изменилось и сегодня. На мой взгляд, распределение налогообложения иначе, чем грабительским по отношению к местному самоуправлению, не назовешь. Основная часть из них уходит в региональные и федеральные бюджеты. Тех крох, что идут в местные бюджеты явно не хватает.
Все эти годы, за исключением периода с марта 2004 по март 2008 годов (выборы выиграл Зубоваткин В. А.) бессменным руководителем города оставался М.Б. Шульц. Распоряжением мэра г. Тынды от 13 января 2006 года №8, Муниципалитет города Тынды переименовали в Администрацию города.

Буквы в гербе города Тынды

Поселок Тындинский и выросший на его основе город Тында, с тремя знаменитыми буквами «БАМ» в центре городского герба, на своем коротком веку повидала многое. Тысячи голодных, полураздетых рабов при помощи тачки, лома, кайло, лопаты отсыпали первые кубометры знаменитой дороги.
В 70-80 годы при строительстве БАМа сквозного, молодёжь СССР еще раз показала, что она способна на великие свершения. Все союзные и зарубежные знаменитости считали за честь побывать в этом выросшем в тайге городе. Тында видел не только подлинный героизм ее строителей, но и трусость, и предательство мелких и высокопоставленных чиновников. Город имел всемирную славу и глухое забвение.

В лихие 90 и нелегкие последующие времена, город Тында выжил, сам, без помощи Москвы. Сегодня это красивый, ухоженный городок не похожий ни на один другой город Амурской области. И здесь, ради той же объективности, я хочу отдать должное своеобразному и бессменному градоначальнику М.Б. Шульцу. Хотя отношение к нему в городе не однозначное. Например, мне, как и многим другим было не понятно, зачем он баллотировался еще на один срок в градоначальники, почти в восьмидесятилетнем возрасти. Проработав полгода, он скончался! Но, что бы о нем не говори, для города он сделал очень много.
Я думаю, что о муниципальном периоде города Тынды еще напишут, более подробно люди, знающие жизнь муниципалитета изнутри. Единственное пожелание, материал должен соответствовать одному критерию – быть объективным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *