Что означает название вифлеем города
Вифлеем
Вифлеем (дом хлеба) ( Быт. XXXV, 19 ; Мих. V, 1 ; Мф. II, 1 ; Руф. I, 2 ), называемый также Вифлеем Ефрафа ( Мих. V, 2 ), был столь малый и незначительный городок в колене Иудином, что он даже не упомянут в общих списках городов Иудиных, как, напр., Неем. гл. XI. В этом городе родился Давид ( Лк. II, 411 ). Селение Химкам, близ Вифлеема, было обычным местом, из которого путешественники отправлялись в Египет ( Иер. XLI, 17 ). Город расположен на возвышенности, около 6 англ. миль к ю. от Иерусалима. Во все времена Вифлеем посещался и до последнего времени посещается множеством богомольцев. Вид на Вифлеем издали очень красив. Среди плодородных полей, окруженный со всех сторон холмами, он действительно представляет одну из живописнейших местностей Палестины.
А сколько соединено с ним священно-исторических воспоминаний! Здесь погребена была Рахиль ( Быт. XXXV, 16 ); здесь некогда, на полях вифлеемских, Руфь собирала колосья. Он был местом рождения Давида, царя, пророка и псалмопевца, почему и называется иначе городом Давидовым ( Лк. II, 4–11 ), и сладкие воды Вифлеема часто освежали юношеские уста его. Но что важнее всего, в городе Давидовом родился Спаситель Христос Господь.
Пресв. Дева Мария жила в Назарете, но вследствие римской переписи она должна была идти в Вифлеем, так как происходила из дома и потомства Давида, и когда вместе с Иосифом остановилась здесь, то в это время родился Богомладенец Иисус, за неимением мест в гостинице положенный и повитый ею в яслях. Это преславное событие придает особо высокое, священное значение Вифлеему и его окрестностям, так как здесь Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины ( Ин. I, 14 ). Здесь, на полях вифлеемских, явился ангел пастырям, пасшим свои стада, и здесь же, в эту чудную ночь, раздавалось с небес ангельское славословие: Слава в вышних Богу, и на земле мир, во человеках благоволение ( Лк. II, 14 ). Сюда также, руководимые необыкновенной звездой, пришли восточные мудрецы поклониться новорожденному Спасу мира.
В настоящее время Вифлеем, известный под названием Бетлам, походит более на деревню, чем на город, со своими домами в развалинах, с тремя или четырьмя тысячами жителей – арабов, занимающихся земледелием, садоводством, пчеловодством или изготовлением различных мелких свящ. вещей – образков, четок, распятий и др. священных предметов.
Самый Вифлеем расположен на горе, в виде амфитеатра, от западного холма к восточному, и на сем последнем находится вертеп, или пещера, Рождества Христова, известный христианам с самых первых веков, и потому издревле посещаемый. В IV в. св. равноапостольная царица Елена над пещерой Рождества Христова воздвигла великолепный храм в честь Богоматери, главный средний алтарь которого, возвышающийся на несколько ступеней, находится над самым вертепом. Он принадлежит грекам. Из него, по 15 мраморным ступеням, входят в подземную церковь, которая и есть самая Вертеп-пещера.
Месторождение Спасителя в полукруглой нише означено серебряной звездой с 14 лучами и рядом серебряных лампад. Здесь стол, алтарь и мраморная доска служат престолом, на котором совершается божественная литургия. В нескольких шагах от места Рождества Христова, справа, находится особая пещера с яслями, где покоился Богомладенец Иисус. Ясли, высеченные в природном камне, обложены белым мрамором. В означенном храме находятся и еще несколько пещер и алтарей, таковы: пещера, где обитал св. прав. Иосиф, пещера, в которой погребены невинно избиенные Иродом вифлеемские младенцы, келья и гробница блаженного Иеронима и др.
В окрестностях Вифлеема указывают много и других достопримечательных мест и древних памятников, как-то: в долине Рафаимской – дом Симеона Богоприимца; недалеко от вифлеемской дороги указывают отросток теревинфового дерева, под которым, по преданию, отдыхала Пр. Дева на пути из Вифлеема в Иерусалим.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Вифлеем
1) город колена Иуды, назв. так за плодородие окрестных земель (см. Руфь 2 ), граничивших с иуд. пустыней. В док-тах архива ⇒ Телль-Амарны (XIV в. до Р.Х.) этот город называется Бет-Лахама – «дом (или храм) богини Лахамы» – и относится к числу городов в земле Урусалим ( Иерусалим). В Библии название В. впервые встречается в Быт. 35:19 (ср. Быт. 48:7 ) в рассказе о смерти Рахили. В тексте Септуагинты ( Нав. 15:59 ) В. упомянут как второе название Ефрафи, в отличие от В. (2) в земле Завулона. Родом из В. иуд. был левит, ставший священником в доме Михи ( Суд. 17:7 ). Елимелех и его жена Ноеминь покинули В. и отправились в землю Моава ( Руф. 1:1 ). В В. родился Давид ( 1Цар. 16 ), и поэтому его называют также «городом Давидовым» ( 1Цар. 20:6 ; Лк. 2:4 ). В. укреплен Ровоамом ( 2Пар. 11:5.6 ). После освобождения из плена в город вернулись 123 его жителя ( 1Езд. 2:21 ). Особое значение В. состоит в том, что в нем, как пророчествовал Михей ( Мих. 5:2 ; Мф. 2:3–8 ), родился Иисус Христос. «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?» ( Ин. 7:42 ). В 330 г. по Р.Х. имп. Константин повелел возвести базилику на предполагаемом месте рождения Иисуса, в пещере внутри известняковой скалы. Совр. В. (араб. город Бейт-Лахм) расположен прим. в 10 км юж. Иерусалима. В библ. времена В. стоял на холме вост. пещеры Рождества Христова и был защищен с сев.-вост. и юго-зап. сторон крутыми обрывами;
2) в 11 км сев.-зап. ⇒ Назарета, в уделе колена Завулона находился В. ( Нав. 19:15 ), бывший, возможно, местом рождения судьи Есевона ( Суд. 12:8–10 ). Совр. Бейт-Лехем расположен в 11 км сев.-зап. Назарета.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Вифлеем
Полезное
Смотреть что такое «Вифлеем» в других словарях:
Вифлеем — Вифлеем. Церковь Рождества. ВИФЛЕЕМ (церковнославянское; древнееврейское Бетлехем, современный Бейт Лахм), город в Палестине, к Югу от Иерусалима. Согласно Библии, родина царя Давида и место рождения Иисуса Христа. Вифлеем. Святыня церкви… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Вифлеем — (русифицированная форма Бетлехем) ханаанейский, затем иудейский город близ Иерусалима в Палестине (ныне город Бейт Лахм в Израиле). Основан, вероятно, около середины 2 го тыс. до н.э. Согласно библейскому преданию, при дороге у Вифлеема… … Исторический словарь
ВИФЛЕЕМ — (церковнославянское; древнееврейское Бетлехем современное Бейт Лахм), город в Палестине, к югу от Иерусалима. Согласно Библии, родина царя Давида и место рождения Иисуса Христа … Большой Энциклопедический словарь
вифлеем — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Вифлеем — палестинский город, в Ветхом Завете известный как родинавеличайшего иудейского царя Давида, а в Новом как родина ИисусаХриста. Он находится в двух часах пути к югу от Иерусалима и лежит вплодородной местности, на двух холмах, склоны которых… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Вифлеем — У этого термина существуют и другие значения, см. Вифлеем (значения). Вифлеем араб. بَيْتِ لَحْمٍ Страна П … Википедия
Вифлеем — Бейт Лехем. Вифлеем, дом хлеба. 1) Иудейский «город Давидов», приблизительно 7,5 км к югу от Иерусалима; живописно расположенный на скалистой возвышенности, в 726 м выше уровни моря, откуда открывается замечательный вид на все стороны. Это был… … Словарь библейских имен
Вифлеем — Другое название Ефрафа (Ефрата). Город, расположенный на иудейском нагорье в 8 км к юго западу от Иерусалима. Близ Вифлеема была похоронена жена Иакова Рахиль. Здесь жили Руфь и Ноеминь. В Вифлееме родился Давид, и именно здесь пророк Самуил… … Подробный словарь библейских имен
Вифлеем — город Рождества (+ ФОТО)
Вифлеем Иудейский — один из древнейших городов на земле, основан в XVII — XVI веках до н.э. Крупным он не был, но историческая значимость его велика.
Вифлеем: всё о городе — от ветхозаветных времён до наших дней
Праматерь Рахиль
По дороге из Вифлеема в Иерусалим была похоронена Рахиль — любимая жена праотца Исаака. Гробница ее по сей день является местом массового паломничества иудеев, почитают его и мусульмане — и вокруг гробницы Рахили расположено кладбище бедуинов.
Вот почему над избиенными вифлеемскими младенцами, согласно евангелисту Матфею, плачет Рахиль: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Матф.2:17-18).
(Интересно, что сам пророк Иеремия говорил не только о грядущих событиях, но и о современных ему: в городе Раме, относящемся к колену Вениаминову, полководец царя Навуходоносора, Навузардан, собрал пленных иудеев чтобы вести их в Вавилон (Иер.40:1). Рахиль же была матерью младших сыновей Иакова, Иосифа и Вениамина, и по образному выражению пророка, восстала из гроба, плача над своими плененными потомками.)
Давид и Руфь
Здесь же, в Вифлееме, родился и был помазан на царство великий царь Давид. Мы чаще всего вспоминаем его как автора Псалтири — но кроме того это был выдающийся государственный деятель древности: он объединил царство Израиля, присоединил и сделал столицей его Иерусалим, где в дальнейшем его сын, Соломон, построил Храм.
Здесь же происходили события книги Руфи, посвященной жизнеописанию прабабке Давида — язычницы-моавитянки, из бескорыстной любви и верности своей свекрови Ноемини принявшей народ иудейский и Единого Бога: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь, 1:16). Руфь собирала хлебные колосья на полях своего будущего мужа Вооза вокруг Вифлеема — и над этими же полями спустя века прозвучала Рождественская песнь ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир — в человеках благоволение».
Сегодня это место относится к маленькому христианскому городку Бейт-Сахур («Поле пастухов») по соседству с самим Вифлеемом.
Город Рождества
Самое главное событие в истории Вифлеема — рождение в нем Господа Иисуса Христа.
Город не был родным ни для Божией Матери, родившейся, по одной версии — в Назарете, по другой — в Иерусалиме, ни для Ее обручника Иосифа, жившего в Назарете. В Вифлеем, как в город своего предка Давида, они пришли, согласно евангелисту Луке, чтобы участвовать в переписи населения Римской империи, в которую в те времена входила провинция Иудея.
Поскольку масштаб переписи был колоссален даже по нынешим временам (Империя включала в себя все Средиземноморье, а в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, и даже в Британии стояли римские легионы), для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род.
Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5).
Об этом пророчестве напоминает евангелист Матфей. Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться. В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).
Святыни Вифлеема
Базилика Рождества Христова
Вифлеем живет во многом за счет паломничества изо всех стран мира. Центром его является базилика Рождества Христова, хотя символы Рождества здесь встречаются круглый год и далеко за пределами храмов: лавочки, гостиницы и кафе пестрят названиями типа «Дары волхвов», постоянно встречаются украшения со звездочками и миниатюрными вертепчиками…
Базилика Рождества Христова
Первый храм на месте Рождества был построен святой царицей Еленой. Его смогли определить по капищу Адониса, устроенному римлянами в середине второго века — при императоре Адриане в Иудее произошло восстание, после подавления которого правитель намеревался уничтожить саму память об Иудейском царстве. Иерусалим был почти полностью разрушен и переименован в Элию Капитолину; провинция Иудея получила название «Палестина» по имени пришедшего сюда со стороны Египта в XII веке до н.э. языческого народа, с которым древние евреи воевали на протяжение нескольких веков; на месте святынь христиан, которых язычники воспринимали иудейской сектой, устанавливались алтари римским богам.
Храм, построенный царицей Еленой, сгорел в 529 году (от него остались мозаичные полы). Нынешнее здание построено в VI—VII вв., и это единственный христианский храм в Святой земле, сохранившийся в целости с домусульманского периода.
Главная святыня храма — пещера Рождества Христова, находящаяся под центральным приделом. Даже протестанты, у которых нет традиций ни иконопочитания, ни паломничества, с глубоким чувством подходят к серебряной звезде, которой отмечено место рождения Спасителя.
Пещера Рождества Христова
Здесь же, в пещере, находится обложенная мрамором часть яслей, в которые положила Богородица Младенца Христа. Внутренняя часть яслей, пять дощечек из оливкового дерева, с VII века пребывают в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме.
Вифлеемская икона Божией Матери
Возле южного входа в пещеру Рождества (слева от центрального иконостаса) находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Образ отличается тем, что Дева Мария на нем улыбается.
Вифлеемская икона Божией Матери
Пещера Рождества — не единственная в этой местности. Справа от храма находится так называемая «молочная пещера» — по преданию, здесь Богородица кормила Младенца Христа и разбрызгала капли Своего молока. Над пещерой стоит францисканская церковь (1871 год).
«Молочная пещера» в Вифлееме
Храм Рождества Христова в Вифлееме
В комплекс храма Рождества Христова входит пещера Избиенных младенцев. В ней находится самый древний сохранившийся престол в Вифлееме (IV век). Мощи хорошо видны за решетками, скрывающими ниши вдоль стен пещеры, но даже неспециалисту видно, что большинство из них принадлежат взрослым людям, а не двухлетним младенцам.
Пещера Избиенных младенцев
В левой стороне комплекса находится католическая церковь святой Екатерины, а под ней расположены пещеры, в которых подвизался блаженный Иероним Стридонский — переводчик Священного Писания на латынь. Сюда к нему приходила его ученица — преподобная Паула, основательница женских монастырей в окрестностях Вифлеема.
Дом Хлеба
Современный Вифлеем — совсем небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек. Сегодня только каждый шестой житель города Рождества исповедует христианство — с середины XX века христиане массово покидают Палестину. Не прекращается эмиграция и сейчас.
Тем не менее, присутствие христиан в Вифлееме, можно надеяться, будет продолжаться еще очень долго: ведь по местному закону даже должность мэра города может занимать только христианин.
Само имя города символично. По-арабски оно произносится «Байт Лахм», что в переводе значит «Дом мяса». Исконное еврейское название — Бейт Лехем — переводится как «Дом хлеба».
Еврейское название — дохристианское, арабское — по случайному созвучию. Но оба оказываются пророческими: здесь родился Агнец Божий, закланный за грех мира, — Христос, Хлеб Жизни.
Вифлеем
Вифлее́м (ивр. בית לחם , Бейт-Лехем, букв. Дом Хлеба; араб. بيت لحم , Байт-Лахм, букв. Дом Мяса) — город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в исторической области Иудея, столица провинции Вифлеем; центр паломничества и туризма. Расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним. Население — 25 266 [1] человек (2007), с пригородами — 42 тысячи человек, площадь — 6 км².
Содержание
Вифлеем в Библии
Для отличия от Вифлеема Галилейского часто упоминается как Вифлеем-Ефрата.
Ветхий Завет
Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида» или Ефрата (Эфрата, ивр. אפרת\ה , плодоносный). Около Вифлеема умерла при родах Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова, её гробница до сих пор здесь почитается. Здесь родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом. В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь.1-4). Также город упомянут в Книге Иеремии.
Новый Завет
История города
Вифлеем, небольшое селение в Иудее, пережил в целом те же исторические события что и вся Святая земля. Поэтому для подробного ознакомления следует обратиться к истории Израиля.
Древний период
Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVII—XVI веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали хананеи, после — иудеи.
Византийский период
В Вифлееме во II веке после второй римско-иудейской войны, на месте Рождества Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Палестины святой Еленой, матерью первого императора-христианина Константина. На месте языческого святилища в 326 году был построен первый христианский храм.
Во время восстания самаритян Храм Рождества Христова был разрушен, но после его подавления Юстинианом Великим в 529 году, здание было восстановлено. В 614 году город был захвачен персами, но Храм устоял. В 637 году Вифлеем был захвачен мусульманской армией, однако, второй халиф ислама Умар ибн Хаттаб оставил Храм во владении христиан.
Период крестоносцев
Несколько веков Святая земля находилась под влиянием мусульман, что вызывало недовольство в христианской Европе. В 1095 году по инициативе папы римского Урбана II был организован Первый крестовый поход. Главной его целью было освобождение Иерусалима, Вифлеема и Назарета. В 1099 году Иерусалим был взят крестоносцами, и три самых святых для христиан города вошли в Иерусалимское королевство, которое просуществовало до 1291 года, несмотря на то, что сам Иерусалим был взят Саладином ещё в конце 1187 года.
Хотя сам Саладин и его потомки терпимо относились к христианам, и был даже открыт свободный доступ всем христианским паломникам в Святую землю, крестоносцы неоднократно предпринимали попытки снова захватить Иерусалим.
Османский и египетский период
С 1517 года до конца Первой мировой войны Иерусалим, Вифлеем и Святая земля в целом были частью Османской империи, за исключением десятилетнего перерыва, с 1831 по 1841 год, когда Палестиной владел египетский хедив Мухаммед Али. За исключением нескольких периодов доступ в город христианам-паломникам был открыт. Однако само путешествие было небезопасным, многие погибали по пути в Святую землю. В 1867 году город имел население 3-4 тыс. человек, преобладали православные и католики, было также 300 мусульман и 100 протестантов, не считая нескольких армян.
Отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой земле был поводом для начала Крымской войны. С конца XIX века начался распад Османской империи и её влияние на жизнь в Вифлееме, как и вообще в мире, стало постепенно снижаться.
Британский мандат и позднее
В 1918 году, в ходе Первой мировой войны, Вифлеем был занят английскими войсками.
В 1922 году, после распада Османской империи, Вифлеем стал частью Британской Палестины.
В 1947 году, с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН (Большой Иерусалим).
В 1948 году, в ходе арабо-израильской войны, Вифлеем и Восточный Иерусалим были захвачены Иорданией и перешли под её контроль.
В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Вифлеем и Восточный Иерусалим были захвачены Израилем и перешли под его контроль.
В 1995 году, согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии и стал столицей провинции Вифлеем где проживает около 180 тысяч человек.
В 2000 году в Вифлееме прошли празднования 2000-летия христианства, когда город посетили многие руководители государств и различных христианских конфессий, в том числе и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Достопримечательности
Основная достопримечательность города это Пещера Рождества, величайшая христианская святыня, где родился Иисус Христос. Над пещерой построена Базилика Рождества Христова которая находится на площади Яслей и снаружи больше похожа на небольшую крепость чем на храм. Базилика построена в 326 году при святой Елене. В 529 году церковь была разрушена во время восстания самаритян против Византии. Сразу после подавления восстания император Юстиниан Великий восстановил её и значительно расширил.
В городе и окрестностях есть множество святых и исторических мест, основные из них [2] :
Святые места в самом Вифлееме:
Святые места поблизости от Вифлеема:
Современный Вифлеем
Политика и безопасность
Вифлеем расположен на Западном Берегу Реки Иордан, на территории, которую оспаривают Израиль и Палестинская автономия, добивающаяся полной независимости. Это обстоятельство часто создаёт неспокойную обстановку в городе. Вифлеем отделен от Израиля бетонной разделительной стеной; чтобы попасть в город, надо пройти через контрольно-пропускной пункт. Для того, чтобы пройти из Иерусалима в Вифлеем, гражданину РФ из документов нужен только действующий загранпаспорт установленного образца. При проходе в сторону Вифлеема проверка сравнительно нестрогая, при проходе в сторону Иерусалима досмотр примерно как в аэропорту. Следует иметь в виду, что время от времени израильские власти закрывают контрольные пункты по соображениям безопасности на срок до нескольких дней.
Религия и население
В конце 1940-х гг во время образования Еврейского и Арабского государств, жителями Вифлеема были в основном арабы-христиане (85—90 %), однако, во второй половине XX века происходила массовая эмиграция христиан из Палестины и с Ближнего Востока вообще в Западную Европу и Америку. В 2001 году доля христиан среди жителей Вифлеема составляла по разным данным, 15—20 %.
Наука и образование
В Вифлееме находится Вифлеемский католический университет, а также обычные школы. Вифлеемский католический университет был основан в 1973 году и в данный момент количество студентов превышает 2 200 человек. Несмотря на название, в университет может поступить человек любой веры. С 1988 по 2008 год президент Вифлеемского католического университета Мишель Асад Саббах исполнял обязанности латинского Иерусалимского патриарха, став первым арабом — главой католиков латинского обряда на Святой земле. [3]
Климат
Вифлеем расположен на возвышенности на высоте 760 м над уровнем моря, поэтому климат немного прохладнее, чем в низинах. Температура января: +9,0 °С, июля-августа — +23,5—24,0 °C. С мая по октябрь стоит сухая жаркая погода, практически без осадков. Зимой осадки выпадают в виде дождя. Снег выпадает крайне редко и не каждый год. Среднегодовая норма осадков — 570 мм. Дневные температуры зимой: +12—14 °C, летом — около +30 °C. Относительная влажность колеблется от 75—80 % зимой до 35—40 % летом.
Климат Вифлеема | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средний максимум, °C | 11,7 | 13,3 | 16,1 | 21,1 | 25,0 | 27,8 | 28,9 | 28,9 | 27,8 | 25,0 | 13,9 | 12,9 | 20,8 |
Средний минимум, °C | 3,9 | 4,4 | 6,1 | 9,4 | 12,2 | 15,0 | 17,2 | 17,2 | 16,1 | 13,9 | 9,4 | 5,6 | 10,9 |
Норма осадков, мм | 142,2 | 114,3 | 99,1 | 30,5 | 2,5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 22,9 | 68,6 | 109,2 | 589 |
Источник: [4] |
Города-побратимы
Вифлеем является городом-побратимом следующих городов [5] :
Факты
См. также
Примечания
Ссылки
ПолезноеСмотреть что такое «Вифлеем» в других словарях:Вифлеем — Вифлеем. Церковь Рождества. ВИФЛЕЕМ (церковнославянское; древнееврейское Бетлехем, современный Бейт Лахм), город в Палестине, к Югу от Иерусалима. Согласно Библии, родина царя Давида и место рождения Иисуса Христа. Вифлеем. Святыня церкви… … Иллюстрированный энциклопедический словарь Вифлеем — (русифицированная форма Бетлехем) ханаанейский, затем иудейский город близ Иерусалима в Палестине (ныне город Бейт Лахм в Израиле). Основан, вероятно, около середины 2 го тыс. до н.э. Согласно библейскому преданию, при дороге у Вифлеема… … Исторический словарь ВИФЛЕЕМ — (церковнославянское; древнееврейское Бетлехем современное Бейт Лахм), город в Палестине, к югу от Иерусалима. Согласно Библии, родина царя Давида и место рождения Иисуса Христа … Большой Энциклопедический словарь Вифлеем — ( дом хлеба ): 1) город колена Иуды, назв. так за плодородие окрестных земель (см. Руфь 2), граничивших с иуд. пустыней. В док тах архива Телль Амарны (XIV в. до Р.Х.) этот город называется Бет Лахама дом (или храм) богини Лахамы и относится к… … Библейская энциклопедия Брокгауза вифлеем — сущ., кол во синонимов: 1 • город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов Вифлеем — палестинский город, в Ветхом Завете известный как родинавеличайшего иудейского царя Давида, а в Новом как родина ИисусаХриста. Он находится в двух часах пути к югу от Иерусалима и лежит вплодородной местности, на двух холмах, склоны которых… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Вифлеем — Бейт Лехем. Вифлеем, дом хлеба. 1) Иудейский «город Давидов», приблизительно 7,5 км к югу от Иерусалима; живописно расположенный на скалистой возвышенности, в 726 м выше уровни моря, откуда открывается замечательный вид на все стороны. Это был… … Словарь библейских имен Вифлеем — Другое название Ефрафа (Ефрата). Город, расположенный на иудейском нагорье в 8 км к юго западу от Иерусалима. Близ Вифлеема была похоронена жена Иакова Рахиль. Здесь жили Руфь и Ноеминь. В Вифлееме родился Давид, и именно здесь пророк Самуил… … Подробный словарь библейских имен
|