Что означает не в агрегате честный знак
Что такое код агрегации и как агрегировать коды маркировки в транспортную упаковку (КИТУ) + АТК
Постановления и законы, действующие на 2021 год, однозначно обязывают участников оборота ряда товаров работать с маркировкой продукции. Этикетка с дата матрикс уже должна присутствовать на упаковке 9 товарных групп и перечень продолжает расширяться: с 1 сентября 2021 года стартует маркировка бутилированной воды.
В рамках системы цифровой маркировки на каждый продаваемый товар наносится свой уникальный код. Но оперировать продукцией на уровне единичных кодов на объемах, присущих товарам массового спроса, неэффективно. Поэтому в системе Честный ЗНАК предусмотрены специальные механизмы, упрощающие взаимодействие логистических партнеров, обменивающихся маркированным товаром.
Зачем нужна агрегация и основные понятия
Система Честный ЗНАК отслеживает движение по цепи поставок кода маркировки каждого товара. При смене собственника, приемке или отгрузке, нужно сверить каждый поступивший код, отсканировав штрихкод с маркировкой. При оптовых поставках такой процесс займет много времени. Поэтому агрегация нужна, чтобы не приходилось сканировать код маркировки каждого товара, отгружаемого оптовыми партиями, коды объединяют (агрегируют) в транспортную упаковку.
Агрегирование — объединение единичных товаров в потребительской упаковке в транспортную упаковку, либо транспортных упаковок в логистическую единицу следующего уровня. За счет связки исходных кодов маркировки и объединенной транспортной единицы коды маркированного товара отслеживаются по коду объединенной упаковки.
Агрегированная транспортная единица организована по принципу матрешки: внутри каждого верхнего уровня находится следующий по вложенности. Таких уровней может быть много. Например, код-агрегат контейнера содержит внутри коды-агрегаты паллет, которые, в свою очередь, содержат коды-агрегаты коробок, в которых уже непосредственно заключена потребительская упаковка. Также в агрегаты могут быть одновременно включены транспортные упаковки и единичные товары.
Код индивидуальной транспортной упаковки или код идентификации транспортной упаковки — это уникальный цифровой код, присваиваемый объединенной транспортной упаковке. В КИТУ можно объединить только продукцию под одним ТН ВЭД. Код соответствует правилам создания кодов маркировки, передается и фиксируется системой Честный ЗНАК. Этикетка с таким кодом наносится на саму упаковку-агрегат. Для удобства используется аббревиатура КИТУ.
Используя КИТУ, можно менять статусы входящих в него товаров и передавать их контрагентам. Однако, следует учитывать, что смена статуса или собственника, входящего в КИТУ единичного товара или транспортной упаковки автоматически приведет к расформированию всех вышестоящих агрегатов.
Агрегированный таможенный код — это уникальный цифровой код, присваиваемый группе индивидуальных упаковок для прохождения таможенного оформления. Признаком для группировки может выступать товарная группа или номенклатурный код ТН ВЭД. Информация о формировании кода-агрегата и вложенных в него кодах передается в систему Честный ЗНАК. Для удобства используется аббревиатура АТК.
АТК содержит коды маркировки единичных товаров и не может включать коды-агрегаты (КИТУ). Является виртуальным кодом, физически наносить его на продукцию необязательно. Используется для оформления маркированных товаров при:
В таможенной декларации для кодов маркировки предусмотрен раздел 13 графы 31 «Грузовые места и описание товаров». Существует несколько вариантов правильного заполнения таможенной декларации при импорте маркированных товаров:
Коды указываются однократно, то есть указывать код, одновременно входящий в состав внесенных в декларацию КИТУ или АТК — неверно. Если КИТУ создается для импортного товара и будет указываться в таможенной декларации, нужно соблюдать правило: один код — один ТН ВЭД — одна строка декларации. То есть если продукция в транспортной упаковке соответствует трем строкам декларации, то формируется три КИТУ.
Маркировка транспортных упаковок — распространенное явление в международной торговле. Транспортная этикетка, промаркированная штрихкодом, позволяет:
Стандарты, регламентирующие такой штрихкод, могут быть внутриотраслевыми. Но для использования штрихкодирования в международной торговле и логистике необходим единый стандарт.
Ошибки приёма товара по ЭДО
В прошлой статье мы рассмотрели общий принцип приёма маркированного товара в Честном Знаке. Однако у каждого процесса есть свои нюансы, сегодня рассмотрим, какие нарушения могут возникать у организаций при приеме документов через ЭДО.
Как система Честный Знак выявляет нарушителей?
Одним из признаков нарушений является несоответствие кодов маркировки по системе Честный Знак и фактических кодов, которые находятся в магазине.
Такое расхождение возникает при ошибках передачи данных в систему Честный Знак на момент приёма или реализации маркированного товара.
Штрафы за нарушения правил приёма товара Честный Знак
1 декабря 2021 года начнут действовать новые санкции, которые будут начислены за каждое из нарушений:
Для должностных лиц сумма составит 1000 — 10 000 руб. или предупреждение, для юридических лиц 50 000 — 100 000 руб.
Как избежать штрафов Честный Знак?
Обязательно проведите инвентаризацию до 1 декабря. Для этого сверьте коды маркировки, которые числятся в системе Честный Знак со всеми кодами маркированного товара в магазине.
Вручную проверка кодов маркировки занимает много времени, поэтому советуем воспользоваться программой ТриАР-Контроль марок.
Нарушения при приёме маркированного товара по ЭДО
1. Поставщик некорректно заполнил УПД и отправил по ЭДО
При поступлении товара подрядчик оформляет электронный передаточный документ (УПД), который содержит коды маркировки. Товароведу, чтобы принять маркированный товар, необходимо подтвердить УПД в системе ЭДО. Однако, перед этим нужно провести сверку между кодами маркировки, указанные в УПД и штрих кодами, наклеенными на товаре.
Почему важно проверять коды маркировки в УПД?
Поставщик может допустить ошибку при оформлении электронного документа:
Обратите внимание! Сам оператор ЭДО не проверяет передаваемые коды на корректность введенных позиций и их статус. Поэтому, если ваша товароучетная система не умеет проверять коды маркировки, то проводите ручную сверку во время приёмки.
Посмотрите, как реализован функционал по проверки соответствия кодов маркировки с заданной номенклатурой в программных продуктах ТриАР-Розница и ТриАР-Маркет.
Для проверки кодов нужно будет просто зайти в документ и нажать на кнопку “Проверить коды”
И в окне “Проверка кодов маркировки” просканировать коды маркировки с фактического прихода:
Если по маркированной продукции будут отсутствовать коды маркировок, программа сразу выдаст уведомление:
Также мы реализовали в наших программах проверку статусов кодов маркировки. Достаточно при сканировании марки, запросить информацию по выбранному коду:
После нажатия кнопки “Запросить” вы увидите информацию по коду маркировке:
2. Технические проблемы при передаче кодов маркировки от оператора ЭДО в ЦРПТ.
Если все предыдущие пункты проверены, то рекомендуется: подождать сутки после отправления документа, так как среднее время попадания в ЛК через оператора ЭДО – 1 сутки. Потом проверить в личном кабинете системы маркировки статус обработки документа.
Когда стороны сделки подписывают УПД, оператор ЭДО передает в систему маркировки информацию, содержащуюся в этом документе. После того как «Честный знак» идентифицирует коды из УПД, у документа появляется статус:
Система маркировки отправляет данную информацию в виде ответа в ЭДО, наши пользователи тоже могут увидеть данную информацию в программе.
Статус документа “Обработан с ошибками” указывает на допущенные ошибки, в том числе технические. В данном случае рекомендуется ознакомиться с ошибками и исправить их в соответствии с рекомендацией. Номер ошибки вы можете посмотреть:
В наших программных продуктах предусмотрена проверка статуса документа после обработки системой маркировки, если документ обработан успешно появится статус “Документооборот завершен”:
Если документ обработан с ошибкой, то появится статус:
3. У некоторых операторов документооборота передача кодов маркировки является отдельной услугой. В данном случае необходимо убедиться, что услуга подключена;
4. Не проверяются коды маркировки в документе с физическим приходом при поступлении товара;
Организация получает от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. При поступлении товара необходимо сверить коды маркировки в УПД с физическим приходом.
5. Не продлен договор с оператором ЭДО.
Проблемы маркировки товара: нюансы и сложности работы с системой Честный ЗНАК
Все больше товарных категорий попадают под требования системы маркировки и прослеживаемости товаров. Для легкой промышленности запрет на оборот без кодов маркировки стартует с боем курантов — 1 января 2021 года. Чтобы быть готовым, бизнесу нужно понимать нюансы нововведения и проблемы, которые придется решать, запуская процесс. Мы изучили мнения экспертов рынка и собрали все сложности и нюансы маркировки в отдельный обзор.
Основные проблемы маркировки товаров
Сложности маркировки продукции ждут всех участников оборота: производителей, оптовиков, розницу и импортеров. Конечно, масштаб изменений будет отличаться для небольшого магазина и крупного дистрибьютора.
Но основные проблемы, с которыми столкнется бизнес, не зависят от роли участника, а обусловлены особенностями подготовки к работе с системой «Честный Знак» и теми процессами, которые организовало для предпринимателей государство.
Для экономии Вашего времени
Сложность №1: подготовка к регистрации в системе Честный Знак
Первое, что необходимо сделать каждому участнику оборота — пройти регистрацию в Честном Знаке. Несмотря на то, что в системе маркировки процесс продуман и построен достаточно просто, для успешной регистрации потребуется подготовка.
Для начала необходимо оформить криптоподпись. УКЭП выпускается только на руководителя компании, за исключением двух случаев.
На этом сложности не заканчиваются. Сама регистрация невозможна, если компьютер не пройдет по техническим требованиям «Честного Знака», а именно:
Помимо чисто технических нюансов, появятся финансовые траты: приобретение лицензии на право использования средства криптографической защиты информации.
Чтобы получить доступ в личный кабинет «Честный Знак» и начать работу, потребуется ввести идентификатор, выданный оператором электронного документооборота, или указать ЭДО Лайт. Можно добавить сотрудников, имеющих право работы с документами в системе «Честный Знак» помимо руководителя, указав дополнительные сертификаты УКЭП (за них нужно платить отдельно).
Наконец, потребуется подписать с оператором маркировки договоры для каждой товарной группы, их формы утверждены Министерством торговли. Документы формируются автоматически исходя из данных профиля компании. Без подписанного документа работать с маркировкой не получится.
Нюансы №2: получение кода маркировки на товар
Единым хранилищем информации о маркировке на все товары является «Национальный каталог маркированных товаров». Данные в него поступают через обмен информацией из ГС1 РУС, так как «Честный Знак» использует стандарты GS1 в качестве базовых.
Ассоциация ГС1 РУС или ЮНИСКАН — это организация, выдающая штрихкоды EAN. Большинство компаний в мире используют этот стандарт кодов для описания продукции. Кроме нее никто в России не может присвоить код системы GS1.
Чтобы стали доступны коды маркировки, сначала в системе «Честный Знак» нужно описать сами товары. Причем создание карточек возможно только через:
Если участник не является членом ГС1 РУС, создать карточки товаров невозможно, можно только регистрировать товарные остатки в упрощенном порядке.
Участие в ассоциации Юнискан оплачивается ежегодно.
Особенность №3: оплата кодов маркировки
Чтобы оформить заказ на коды маркировки, нужно их оплатить из расчета 60 копеек с НДС за один код. «Честный Знак» работает только по предоплате, поэтому придется пополнить баланс лицевого счета на нужную сумму. Причем для каждой товарной группы открывается отдельный лицевой счет.
Сам заказ размещается через раздел на сайте «Честный Знак» под названием «Станция управления заказами». Полученные коды отобразятся в реестре «Коды маркировки» в статусе «Эмитирован. Выпущен». Поручить выпуск кодов сторонним исполнителям или посредникам не получится, так как размещать заказы в системе могут только участники маркировки или владельцы товара.
Хранить коды после печати нельзя. Как только код эмитирован и напечатан, появится дата «Печать доступна до» и после нее напечатать или скачать коды будет невозможно.
Проблема №4: нанесение кода DataMatrix
Чтобы напечатать и нанести DataMatrix на продукцию, отведено 60 рабочих дней. После этого срока код аннулируют, заказывать и оплачивать КМ придется заново.
Для импортеров есть сложности с введением кодов в оборот. ДатаМатрикс уже должен быть нанесен, когда изделие попадает на территорию РФ:
Подать заявку на ввод в оборот может только организация с правом собственности на продукцию, а у импортера на момент выпуска кодов такого права еще нет.
Как можно организовать нанесение маркировки:
С организацией процесса нанесения кодов возможны проблемы. Далеко не каждое зарубежное производство согласится наладить у себя процесс маркировки изделий для импорта в Россию. Да и контролировать качество и правильность нанесения Data Matrix компаниям-импортерам проблематично.
Изменения в регламентах маркировки обуви: что нового?
Правительством были внесены изменения в регламенты маркировки обуви. Нововведения связаны с появлением статусов кодов, особенностями формирования агрегированных таможенных кодов.
С 01.07.2020 в России введена обязательная маркировка обувной продукции. Накануне этой даты Правительством были внесены дополнительные изменения в регламенты маркировки обуви. Нововведения связаны с появлением статусов кода – «кода идентификации, кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода», отражающего, собственно, один из статусов для вышеупомянутых кодов. Кроме того, изменения коснулись формирования агрегированных таможенных кодов.
Чтобы подключиться к системе обязательной маркировки необходимо:
Получить электронную подпись на сертифицированном носителе
Подключить сервис СБИС Маркировка для взаимодействия с госсистемой и контрагентами
Настроить электронный документооборот для маркировки
Начать передавать данные о маркированных товарах в ЕИС
Статусы кодов маркировки
В случае с кодами маркировки предусмотрены три основных статуса:
В случае с кодами идентификации для транспортной упаковки и агрегированных таможенных кодов предусмотрены два основных статуса:
Формирование агрегированных таможенных кодов
Также поправки коснулись регламентов по формированию агрегированных таможенных кодов: в новых правилах эти коды представляют собой последовательность из 25 символов. Под символами здесь подразумевают цифры, латинские буквы (строчные и прописные). Код состоит из 2 групп данных:
Используйте СБИС Маркировка для работы с продукцией, подлежащей обязательной маркировке. Система позволяет бесшовно организовать взаимодействие с государственной системой маркировки «Честный знак» и автоматизировать процесс электронного документооорота.
Ответы на наиболее распространенные вопросы:
Вопрос 1: необходима ли маркировка балеток, босоножек, обуви типа угги, шлепок, валенок ручной работы?
Вопрос 2: необходима ли маркировка образцов обуви, выставляемых на витрине магазина?
Вопрос 3: что делать, если на обуви стерлись некоторые символы из идентификационного кода?
Вопрос 4: что делать, если товар купили, а потом оформили возврат?
Вопрос 5: что делать в случае пропажи маркированной пары обуви?
Вопрос 6: необходимо ли магазинам подключаться к Электронный документооборот?
Вопрос 7: как переводить обувную продукцию с одной компании на другую?
Вопрос 8: каков порядок вывода товаров из оборота после того, как они были отгружены комиссионеру?
Вопрос 9: возможно ли избежать штрафа за приобретение немаркированной обувной продукции после 1 июля?
Вопрос 10: каков порядок приобретения обувной продукции у оптовых продавцов с 01.07.2020?
Вопрос 11: при реализации маркированной обуви необходимо перейти на упрощенную систему налогообложения?
Вопрос 12: что делать, если продавец на ЕНВД торгует не только обувью, но и другой продукцией, которая не подлежит обязательной маркировке?
У вас есть свои вопросы, как СБИС сможет автоматизировать работу с системой маркировки обуви? Задайте их нашим специалистам!
Ответы на вопросы участников вебинара 13 февраля
На вебинаре по маркировке обуви в середине февраля предприниматели задали около 200 вопросов. Эксперты Контур.ОФД и Контур.Маркета подготовили ответы на самые неоднозначные.
Ввод в оборот и вывод кодов из оборота
Вопрос: как выводить маркированную обувь из оборота при продаже ООО по счету, если ООО покупает обувь не для перепродажи?
Ответ: согласно постановлению № 860, нужно сформировать сообщение о выводе товара из оборота по причине продажи товара покупателю для собственных нужд и передать это сообщение в Честный ЗНАК.
Вопрос: распечатали этикетки с Честного ЗНАКа, порядка 400 оказались бракованными, но партию мы ввели в оборот полностью. Как теперь отказаться от бракованных этикеток?
Ответ: если нужно списать только этикетки, а сам товар остается на балансе для последующей продажи, то можно поступить так: списать этикетки без вывода товара из оборота, заказать новые коды, изготовить новые этикетки и перемаркировать товар.
Вопрос: наша компания закупает обувь оптом большими партиями для собственных нужд (спецодежда). Потом эту обувь развозим по филиалам в разных регионах России включая Калининградскую область (пересекаем 2 таможни). Кто и когда должен выводить обувь из оборота, учитывая что на этапе перевозки маркировка должна быть действующей на случай проверки органами ГИБДД и ФТС?
Ответ: верно ли мы понимаем, что речь о перемещении ТМЦ внутри одного ИНН? Если так, то вывести обувь из оборота должен ваш поставщик. В текущих постановлениях нет требований к прослеживаемости перемещения товара в рамках одного ИНН. Тем более товар вы приобрели в свое пользование, а значит его перемещение уже не прослеживается.
Вопрос: как при списании товара найти нужные для списания коды маркировки?
Ответ: действуйте одним из двух способов. Первый: сохраняйте коробку с кодом маркировки и сканируйте этот код при списании. Второй: проведите инвентаризацию для полного сравнения кодов в Честном ЗНАКе с теми, которые есть по факту. Закон пока не требует следить за актуальностью баланса. Когда это требование появится, в сервисе Контур.Маркет появится и возможность сравнивать баланс с фактом.
Вопрос: напечатали 2 000 кодов маркировки, но не ввели в оборот. Нужны только 1 900 кодов. Что делать с 100 кодами?
Ответ: не наносите их на товар и не вводите в оборот, потом вы сможете списать коды, не выводя товар из оборота.
Вопрос: когда вводить промаркированные остатки обуви в оборот? Мы сейчас работаем на ЕНВД, а с 1 марта будет работать на УСН.
Ответ: если работаете в Честном ЗНАКе, вам поможет видеоинструкция о маркировке остатков на сайте госсистемы. В сервисе Контур.Маркет вы можете ввести запрошенные коды в оборот одним нажатием кнопки. Смотреть инструкцию.
Вопрос: как выводить из оборота обувь при возврате поставщику, а поставщик это физическое лицо.
Ответ: предполагаем, что вы реализуете товар от физлица по договору комиссии. Если это так, то при возврате поставщику-физлицу нужно сообщить в Честный ЗНАК о выбытии товара по причине «Возврат нереализованного товара ФЛ».
Вопрос: заказали коды в ноябре, но до сих пор не ввели в оборот. Они еще актуальны? Можно ли ввести в оборот или нужно заказать новые?
Ответ: если вы скачали коды, то они остаются актуальными. Если не скачали, то они аннулируются через 60 дней с момента выдачи.
Вопрос: можно ли вывести обувь из оборота вручную? Программное обеспечение еще не готово считывать коды маркировки.
Ответ: это возможно, если, например, на этикетке код Data Matrix продублирован еще и в виде циферно-буквенно-символьного значения. Тогда достаточно просто ввести эти символы вручную в системе, где вы формируете сведения для Честного ЗНАКа. Также есть возможность скачать пример документа вывода из оборота из ЧЗ, наполнить его с помощью сканера своими кодам и загрузить документ в ЧЗ
Вопрос: как ОФД проверяет статус кода маркировки про продаже? Если отсканировать КИЗ, который не принимали, продажа не пройдет? Или проверки нет, ОФД зафиксирует ошибочный код и мы получим штраф?
Ответ: ОФД не проверяет статус кода, обязанность ОФД — передать сведения в госсистему Честный ЗНАК. Если кода нет на вашем балансе в Честном ЗНАКе, это станет поводом для проверки, по итогам которой возможен штраф. Чтобы избежать такой ситуации, можно использовать кассовую программу, которая умеет связываться с Честным ЗНАКом. Во время формирования чека она получает от госсистемы подтверждение, что отсканированный код есть на балансе и его можно продать. В кассовом модуле Контур.Маркета возможность проверки кодов появится во втором квартале 2020 года.
Вопрос: как заказать новые коды на те товары, на которые уже заказывали в такой ситуации, когда вывода из оборота не было, например, коды выцвели. Как сообщить о негодности кодов?
Ответ: закажите новый код и сформируйте для Честного ЗНАКа сообщение о перемаркировке, в котором укажите старый и новый коды.
Если старый код не видно на этикетке, узнать его поможет товароучетная система, в которой вы ведете номенклатуру. Если к наименованиям товаров привязаны коды маркировки, то по названию вы сможете найти номер кода, который выцвел. Если название одно, а кодов к нему привязано несколько, нужно сделать инвентаризацию.
Вопрос: как учитывать коды маркировки, которые продали между обклейкой и вводом в оборот?
Ответ: если получили коды, но не наклеили на товар, потому что они лишние, вы можете списать такие коды. В Честном ЗНАКе есть форма для такого сообщения — «Списание кодов без нанесения».
Вопрос: я купил товар на оптовом рынке с кодами Data Matrix. А как при вводе я узнаю, настоящие они или поддельные?
Ответ: сервис Контур.Маркировка позволяет считать код и получить всю информацию о нем: зарегистрирован ли он в госсистеме, кто его владелец, в каком он статусе. У Честного ЗНАКа есть мобильное приложение, с помощью которого также можно проверить код.
Вопрос: что делать с оставшимися кодами? Когда заказывали, в наличии было 150 пар. Пока ввела в оборот — часть пар продала.
Ответ: оставшиеся коды можно списать с помощью сообщения в Честный ЗНАК «Списание средств идентификации без/с нанесения». Сделать это можно как до ввода кодов в оборот, так и после.
Вопрос: часть товара отдаем на благотворительность. Как списывать коды в этом случае?
Ответ: сформируйте сообщение в Честный ЗНАК о выбытии товара из оборота.
Вопрос: организация закупает большую партию товара для личных нужд. Кто должен выводить ее из оборота?
Ответ: если закупаете товар изначально для собственных нужд, то выводить товар из оборота должен ваш поставщик. Если вы купили товар для дальнейшей реализации и решили часть товара использовать для себя, тогда эту часть товара должны вывести из оборота именно вы.
Вопрос: покупаем товар по договору купли-продажи. Кто должен выводить эту продукцию из оборота?
Ответ: выводит из оборота ваша организация, если товар предназначен для перепродажи. Если товар берете для внутреннего использования, то выводить обувь из оборота должен поставщик.
Вопрос: как учитывать коды маркировки, которые продались между обклейкой и вводом в оборот?
Ответ: если вы запросили коды, но не скачали их из Честного ЗНАКа, то они автоматически аннулируются через 60 дней. Если же получили коды, но не использовали, спишите их с причиной «Списание средств идентификации без/с нанесения».
Вопрос: я закупил партию обуви и планирую открыть ИП. Если не успею до окончания срока маркировки остатков, как вводить в оборот этот товар?
Ответ: правительство приняло постановление от 29.02.2020 № 216, которое дает вам право маркировать остатки до 1 июля 2020 года. С этой же даты станет обязательной продажа через кассу только маркированной обуви.
Вопрос: получили коды маркировки в феврале, распечатали. Можно ввести в оборот в марте-апреле?
Ответ: да, можно.
Комиссионеры, маркировка одежды и обуви б\у
Вопрос: как передавать информацию о движении товара при продажах в интернет-магазинах, через курьеров и комиссионеров. И интересно взаимодействие интеркампани: одна компания закупает, другая продает. В 1с есть документ передачи товара. его мы формируем раз в месяц, как рекомендовано. Сейчас как этот механизм следует заменить?
Ответ: если привлекаете своих курьеров, продажа не отличается от обычной продажи в магазине: ваш курьер выбивает чек при передаче товара покупателю.
Если используете стороннюю организацию в качестве доставщика, то после передачи ему товара формируете в Честный ЗНАК сообщение о выбытии товара по причине «Дистанционная торговля» и перечисляете коды переданного товара.
Затем доставщик формирует чек как агент. В чек он обязательно вставляет коды и передает в Честный ЗНАК через ОФД, таким образом товар окончательно выбывает из оборота.
О работе с комиссионерами смотрите ответы в этом же разделе чуть ниже.
Вопрос: компания работает по договорам комиссии, выступая комиссионером. Как передавать маркированные товары от комитента комиссионеру в Честном ЗНАКе?
Ответ: если комиссионер продает товар физлицу, действуйте по схеме дистанционной торговли, описанной в предыдущем ответе. Если комиссионер продает товар юрлицу или ИП, тогда он регистрируется в Честном ЗНАКе и формирует УПД с кодами передаваемого товара. В УПД должно быть указано, что товар передается от комитента комиссионеру. В ближайшее время будут опубликованы рекомендации по составлению таких УПД.
Вопрос: отдаем товар на реализацию по комиссионному договору. Кто должен отчитываться о продаже в Честный ЗНАК?
Ответ: кто должен отчитываться, смотрите в предыдущем ответе.
Вопрос: нужно ли регистрировать в Честном ЗНАКе и отчитываться о движении маркированного товара агенту, который продает товар, принадлежащий принципалу? При этом товар не поступает к агенту, но среди обязанностей агента поиск покупателей и заключение договоров купли-продажи. Агент действует от своего имени.
Ответ: да, в этом случае тоже нужно регистрироваться в Честном ЗНАКе и соблюдать требования к обороту маркированной обуви.
Вопрос: одежда секондхэнд подлежит маркировке? Надо ли маркировать б\у обувь?
Ответ: Нет. По классификатору ОКПД2 розничная торговля одеждой в специализированных магазинах имеет код 47.71, а розничную торговлю б/у обуви можно отнести к коду 47.79. Эти коды не упомянуты в Распоряжении Правительства от 28 апреля 2018 года № 792-Р, значит товары, о которых вы спрашиваете не подлежат маркировке.
Маркировка остатков
Вопрос: подгружаются ли коды из Честного ЗНАКа для маркировки остатков в Контур.Маркете?
Ответ: да, в сервисе Контур.Маркет вы можете отправить в Честный ЗНАК запрос на коды и получить их прямо в Маркете. Сервис создаст шаблон для печати на принтере этикеток или на обычном принтере. Также из сервиса вы сможете ввести коды в оборот после того, как оклеите ими обувь.
Вопрос: за какое время нужно продать маркированные остатки?
Ответ: бессрочно.
Вопрос: как маркировать остатки, если до этого работали на ЕНВД и накладные не сохранились?
Ответ: документы не понадобятся, если вы будете заказывать коды по упрощенной схеме. В этом случае в заявке укажите ИНН своей организации, для какого пола обувь, российская она или импортная, цифру 64 (первые два символа кода обувного товара по классификатору ТН ВЭД). Таким образом, для запроса кодов иметь документы на обувь необязательно. Без документов можно отмаркировать обувь до 1 июля. с 1 июля до 1 сентября можно будет продолжать маркировку обуви, для которой есть документы и которая пришла до 1 июля
Вопрос: имеют ли срок годности коды, заказанные, но не распечатанные?
Ответ: eсли вы скачали присланные коды, то они действуют бессрочно. Если коды вам прислали, но вы их не скачали, то такие коды действуют 60 дней, а затем аннулируются.
Вопрос: остатки можно будет домаркировать после 1 марта?
Ответ: сроки изменились в соответствии с постановлением Правительства от 29 февраля № 216. Маркировать остатки можно до 1 июля 2020 года, с этого дня будет запрещена продажа немаркированной обуви. Позже 1 июля можно будет промаркировать остатки, которые вы заказали в мае-июне. Если к 1 июля партия не доехала, обувь можно промаркировать до 1 сентября. Обратите внимание, что для маркировки остатков с июля по сентябрь нужны документы, подтверждающие, что поставка отправлена до 1 июля.
Вопрос: маркированную поставщиком обувь мы получали с октября и документы на нее не подписывали. Сейчас нужно самим перемаркировать эти остатки или можно работать в Честном ЗНАКе с кодами поставщика?
Ответ: система Честный ЗНАК не знает, что вы покупали такую обувь, поскольку вы не принимали электронные документы при получении партии. Вам нужно такую обувь отмаркировать как остатки.
Вопрос: продлена ли маркировка остатков для оптовиков и розницы?
Ответ: маркировать остатки можно до 1 июля 2020 года (Постановление Правительства от 29.02.2020 № 216). С этой же даты запрещена торговля немаркированной обувью и обязательна передача электронных документов о движении товара между участниками оборота.
Передача маркированного товара между юрлицами и магазинами
Вопрос: как передавать маркированный товар между обособленными подразделениями? КЭП нужна на каждое подразделение или хватит одной, если директор один?
Ответ: это зависит от того, для каких целей вы передаете товар внутри организации и применяете КЭП. Честный ЗНАК не отслеживает перемещение товара внутри ИНН.
Вопрос: подруга-предприниматель отдает мне обувь на реализацию, помогаю ей распродать. И наоборот она помогает мне. У нас разные ИП, как все это оформлять?
Ответ: владелец должен продавать свой товар и передавать сведения в Честный ЗНАК. Как можно оформить перераспределение между ИП товара для реализации:
Вопрос: как передать маркированный товар другому предпринимателю? Только через возврат поставщику и переоформление на другого?
Ответ: это один из вариантов. Еще вы можете оформить с предпринимателем куплю-продажу или составить агентский договор. Подробности смотрите в предыдущем ответе.
Вопрос: если у нас несколько торговых точек, то приемку нужно проводить через каждую кассу отдельно или как?
Ответ: через кассу происходит вывод из оборота. А принимать товар вы можете в магазине, на складе или в офисе той организации, которая закупила партию обуви у поставщика.
Оформление возвратов
Вопрос: как вернуть определенную партию или несколько пар обуви поставщику, если они уже поступили в магазин. Причины возврата разные.
Ответ: если состоялся переход права собственности и документы ушли в Честный ЗНАК, нужно сделать возврат. Это оформляется универсальным корректировочным документом (УКД) или вовзратным УПД. В документе укажите коды возвращаемого товара и передайте документ в Честный ЗНАК.
Вопрос: как оформлять возвраты товаров от покупателей? И если мы работаем с курьерскими службами и отправляем маркированный товар по России — как работать?
Ответ: вы формируете обычный чек возврата на кассе: указываете в нем наименование обуви, и касса предлагает отсканировать код маркировки. Код отправится в адрес ОФД, а от оператора в Честный ЗНАК. И ваш товар будет обратно введен в оборот.
Если привлекаете своих курьеров, продажа не отличается от обычной продажи в магазине: ваш курьер выбивает чек при передаче товара покупателю.
Если используете стороннюю организацию в качестве доставщика, то после передачи ему товара формируете в Честный ЗНАК сообщение о выбытии товара по причине «Дистанционная торговля» и перечисляете коды переданного товара.
Затем доставщик формирует чек как агент. В чек он обязательно вставляет коды и передает в Честный ЗНАК через ОФД, таким образом товар окончательно выбывает из оборота.
Вопрос: как сделать возврат маркированного товара, если его принесли без коробки?
Ответ: предполагаем, что если товар принесли без коробки, то утрачен код маркировки. В этом случае на кассе сформируйте чек возврата. Затем запросите в Честном ЗНАКе код для возвращенной пары, распечатайте и наклейте. Затем введите этот код в оборот.
Вопрос: если покупатель возвращает товар с поврежденным кодом или без него, как найти код этого товара и понять, какой именно код нужно перевыпускать?
Ответ: товар уже выбыл из оборота при продаже, значит, на вашем балансе в Честном ЗНАКе его нет. Когда принимаете возвращенный товар без кода, запросите для него новый код в Честном ЗНАКе для перемаркировки. В заявке укажите причину перемаркировки, реквизиты документа о возврате и новый код, старый указывать не нужно.
Оборудование и сервисы
Вопрос: С кассой Mspos нужен 2D-сканер?
Ответ: если у вас высокий поток покупателей, для удобства подключите сканер.
Вопрос: можно ли торговать обувью и одеждой на рынках и ярмарках, где нет кассовых аппаратов?
Ответ: торговля на рынках и ярмарках освобождена от онлайн-касс по 54-ФЗ. Но если в продаже товар, который подлежит маркировке, освобождения нет: нужно ставить онлайн-кассу и подключать маркировку.
Вопрос: каким образом распечатать коды из Честного ЗНАКа?
Ответ: файл с кодами нужно конвертировать в формат для принтера, тогда их получится распечатать. Честный ЗНАК предлагает формат только для печати на листах формата А4. Увы, использовать А4 с клейким слоем и вырубкой под этикетки не получится, потому что предлагаемый шаблон печати не соответствует такому формату. Коды можно распечатать только на бумаге, потом ее придется разрезать.
Удобнее заказать коды через сервис Контур.Маркет, тогда будет возможность распечатать их и на принтере этикеток, и на А4 с вырубкой под этикетки. А в сервисе Контур.Маркировка можно преобразовать файлы от Честного ЗНАКа в формат для принтера этикеток.
Вопрос: как распечатать коды маркировки через Честный ЗНАК на принтере этикеток?
Ответ: это возможно, но понадобятся сложные настройки: коды от Честного ЗНАКа приходят в формате, который не распознают принтеры этикеток. Нужно скачать файл с КМ в символьном отображении, сгенерировать из КМ в символах КМ в виде двумерного кода (картинки), научиться последовательно печатать эти картинки на этикетках.
Вопрос: заказали коды маркировки, выгрузили в формате pdf, но они поступили в формате jasper. Не получается распечатать. Что делать?
Ответ: рекомендуем обратиться в техподдержку Честного ЗНАКа, контакты указаны на сайте.
Вопрос: как в Диадоке работает ЭДО с маркировкой? Вы передаете документы с кодами?
Ответ: да, Диадок поддерживает работу с маркировкой.
Вопрос: как наклеить коды, если они напечатаны на простых листах?
Ответ: разрезаете лист на нужные части и прикрепляете бумажные коды на клей или двухстронний скотч к коробке. Не рекомендуем использовать прозрачный скотч и приклеивать его поверх кода — скотч бликует, из-за этого сканер может не считать код.
Вопрос: в Контур.Маркете есть уведомления на почту, когда в сервис приходят запрашиваемые коды?
Ответ: обычно коды приходят через несколько минут после запроса, поэтому пользователю удобнее оставаться в Маркете и получать уведомление прямо в сервисе, а не переключаться на электронную почту.
Вопрос: какой сервис предлагает СКБ Контур для импортеров обуви?
Ответ: Контур.Маркировка. Подробнее на страничке продукта — https://kontur.ru/markirovka/import
Вопрос: Контур.Маркет работает с кассами Атол 92Ф?
Ответ: да, касса Атол 92Ф совместима с Контур.Маркетом.
Вопрос: если касса работает в автономном режиме, как будут уходить данные в Честный ЗНАК?
Ответ: в таком случае данные нужно выгружать вручную и передавать самостоятельно в Честный ЗНАК.
Вопрос: где получить пошаговые инструкции обо всех процессах, связанных с маркировкой?
Ответ: смотрите инструкции на странице сервиса Контур.Маркировка. Если работаете в Контур.Маркете, воспользуйтесь инструкциями в разделе о модуле «Маркировка».
Импорт, оптовые закупки
Вопрос: мы оптово-розничные продавцы и импортеры. Производство за пределами РФ. Наш цикл производства предполагает наклейку кода маркировки в самом начале и с момента эмиссии кода до его ввода в эксплуатацию может пройти более 60 дней. Как нам быть?
Ответ: по всем товарным группам определен срок в 60 дней с момента выпуска кодов, до момента их скачивания из системы Честный ЗНАК. Если с момента эмиссии вы коды не скачали, то через 60 дней они аннулируются. Иных сроков нет. То есть после того как вы забрали коды, они действуют бессрочно.
Вопрос: что и как надо сообщать о движении маркированного товара при экспорте в страны ЕАЭС?
Ответ: Согласно Постановлению № 860 оборот маркированного товара контролируется только для резидентов РФ. В случае экспорта товар выбывает из оборота. Вам нужно сообщить в Честный ЗНАК о выводе товара из оборота по причине «На экспорт» и указать реквизиты документа, который это подтверждает.
Вопрос: закупаем обувь, и поставщик из Москвы отправляет ее в Казахстан. Мы ее закупаем только по документам и отгружаем на экспорт. Как нам организовать процессы в этой ситуации?
Ответ: сообщаете в Честный ЗНАК, что приняли продукцию (например, подтверждаете УПД). При отправке груза оформите вывод из оборота по причине «На экспорт». Будьте внимательны, во время хранения и транспортировки часть обуви может повредиться. Такие случаи оформляйте как вывод из оборота из-за утери, брака или по другой причине.
Вопрос: достаточно одного GTIN при маркировке остатков обуви, ввезенной в РФ?
Ответ: остатки обуви можно описывать по двум параметрам:
Если у вас на складе вся обувь отечественная, то разделите ее на части по признаку «пол». Например, у вас на складе отечественная обувь для мужчин и женщин, значит, у вас будет два GTIN.
Вопрос: закупаю обувь за наличные у китайцев в Москве. Товар маркирован, но они не вводят его в оборот и не пользуются ЭДО. По факту товар мой, а по Честному ЗНАКу — изготовителя или импортера. Как работать по закону с таким товаром после 1 марта?
Ответ: увы, в такой ситуации вы окажетесь нарушителем, как и ваши контрагенты. Обе стороны обязаны подтверждать в Честном ЗНАКе отгрузку и приемку товара. А до того, как товар выставить на продажу, его нужно ввести в оборот. Изначально нарушителем будет считаться именно текущий владелец, а вы подвергаете себя риску, что закупаете товар, которые с точки зрения Честного ЗНАКа не находится в обороте.
Вопрос: подскажите все этапы оптовой торговли от получения обуви от производителя до продажи оптовому покупателю. Как оптовики будут отправлять посредникам маркированный товар?
Ответ: перед тем, как проходить все этапы, организация регистрируется в системе Честный ЗНАК. Этапы следующие:
Маркировка в легкой промышленности
Вопрос: если мы производим и продаем комплекты постельного белья, нужна маркировка на каждый элемент комплекта или достаточно кода только на комплект?
Ответ: маркируется каждый товар, при этом вы можете заказать код для комплекта. Это будет код-агрегат, в котором нужно будет указать все коды товаров, входящие в комплект.
Вопрос: подушки и одеяла нужно маркировать?
Ответ: нет, по Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р маркировке подлежат изделия с кодами 13.92.13 и 13.92.14. Подушки и одеяла к ним не относятся.
Продажа через онлайн-кассу
Вопрос: распечатала коды маркировки, но не ввела их в оборот. Сканирую на кассе, касса просит ввести номенклатуру и характеристику. Так придется вводить при каждой продаже?
Ответ: чтобы продавать обувь через кассу, сначала нужно составить электронный каталог обуви с названиями и ценами — номенклатуру. Затем нужно ввести промаркированную обувь в оборот. Как только вы это сделаете, касса перестанет сообщать о том, что нужно ввести номенклатуру. Вы сможете спокойно добавлять обувь в чек, сканировать и выбивать чек для покупателя.
Ответственность и штрафы
Вопрос: кто будет проверять, маркирована обувь или нет?
Ответ: все действия с маркированным товаром контролирует Роспотребнадзор. Нарушения могут выявлять по результатам проверки, по данным ОФД и Честного ЗНАКа. Например, магазин продал кроссовки без кода: ФНС получила данные о чеке, а Честный ЗНАК не получил, у госорганов появятся вопросы.
Вопрос: на кодах маркировки нет ИНН компании, это будет считаться нарушением?
Ответ: главное требование к этикетке маркированного товара в том, что на ней должен быть код маркировки. Если вам необходимо указывать ИНН в качестве информации о товаре, можете разместить свою этикетку рядом с Data Matrix или сделать универсальные этикетки, где будет и код, и ИНН.
Вопрос: какие штрафы предусмотрены за розничную торговлю немаркированной обувью? Кто может проводить такие проверки?
Ответ: проверить ваш магазин могут сотрудники Роспотребнадзора или организации, которую уполномочил для этого Минпромторг. Основанием для штрафа могут быть:
Другое
Вопрос: с какого момента по налоговому законодательству считается, что юрлицо работает с маркированными товарами: с момента первой продажи через кассу или с момента введения обуви в оборот?
Ответ: если это розница, то после первой продажи через онлайн-кассу.
Вопрос: что обязательно должно быть написано на коде маркировки при маркировке остатков? Какая информация обязательно должна быть на этикетке?
Ответ: должен быть сам код (черно-белый квадрат). Остальное вы можете указывать в зависимости от требований ваших контрагентов или на свое усмотрение. Например, если рядом с кодом будет напечатано название, цвет, размер и артикул товара, вам будет проще найти коробку, на которую нужно этот код наклеить.
Вопрос: розница должна не только получить GTIN и наклеить на обувь, но и отчитаться о выполнении в Честный ЗНАК?
Ответ: на обувь нужно наносить не GTIN, а коды маркировки. Схема такая: вы получаете коды GTIN, затем используете GTIN для того, чтобы запросить для них коды маркировки формата Data Matrix, затем наклеиваете распечатанные Data Matrix и вводите их в оборот. Отчитываться в ЧЗ о вводе обязательно.
Вопрос: за какой срок поставщик и покупатель должны сообщить в систему о движении товара? Есть ли ограничение, если речь идет о юрлицах и оптовой торговле?
Ответ: подтвердить перемещение от поставщика к магазину нужно в Честном ЗНАКе в течение трех дней.
Вопрос: коньки и балетки попадают под маркировку?
Ответ: да, спортивная обувь и обувь для танцев тоже подлежит маркировке.
Вопрос: Честный ЗНАК выдает коды бесплатно?
Ответ: коды для остатков — да, но только до 1 марта 2020 года. После 1 марта один код стоит 50 копеек без учета НДС.
Вопрос: для интернет-магазинов и оптовой продажи тоже нужно маркировать? Непонятно, как работать с бюджетными организациями.
Ответ: да, оптовикам нужно маркировать остатки. Интернет-магазинам тоже нужно маркировать, если у них есть свой склад с остатками.
При работе с бюджетными организациями подход общий. Если закупаете товар для реализации, тогда и ваша организация, и бюджетная должны зарегистрироваться в Честном ЗНАКе и передавать сведения об отгрузке и приемке (лучше посредством УПД).
Если покупаете товар не для перепродажи (например, для своих нужд), поставщик обязан сформировать сообщение в Честный ЗНАК о выбытии товара из оборота.
Вопрос: на распечатанном коде будет наименование товара, чтобы понимать, куда клеить?
Ответ: Сервис Контур.Маркет рядом с каждым кодом размещает название товара, размер, цвет, артикул и другую информацию, чтобы было проще сопоставить напечатанный код с конкретной парой обуви. Сервис Контур.Маркировка также размещает на этикетках название товара кроме кода маркировки.
Вопрос: нужно ли маркировать валенки и обувь ручной работы?
Ответ: если есть договор, подтверждающий работу на заказ, не нужно. В остальных случаях нужно.
Вопрос: если нет коробки, куда клеить коды маркировки?
Ответ: можно наклеить код на саму обувь, на ярлык с ценником (если прикрепляете такие на товар) или придумать бюджетную упаковку для обуви, чтобы клеить код на нее.
Вопрос: если мы работаем только с июня, а от маркировки до ввода должно пройти не больше 60 дней, как быть?
Ответ: ограничение в 60 дней действует с момента получения кодов до момента их скачивания из Честного ЗНАКа. Вы успеете подготовиться к продажам маркированной обуви с 1 июля, сроки изменились согласно постановлению Правительства от 29 февраля 2020 года № 216.
Вопрос: можно наклеивать код внутрь коробки?
Ответ: это не запрещено. Вопрос в том, удобно ли это будет для вашего магазина. А еще, сможет ли покупатель при желании отсканировать код, чтоб с помощью мобильного приложения убедиться в легальности товара.
Вопрос: вы сказали, что СУЗ нужен рознице один раз — при маркировке остатков. Как тогда перемаркируются возвраты или затертые коды?
Ответ: станция управления заказами кодов маркировки (СУЗ) не понадобится, если вам нужно только ввести товар в оборот. СУЗ нужна при заказе новых кодов маркировки.
Вопрос: можно ли заказать маркировку у GS1?
Ответ: у GS1 можно заказать коды GTIN и уже их использовать для заявки-запроса кодов в Честном ЗНАКе.