Что означает небо в библии
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Добрый день, Батюшка. Хотела бы уточнить, почему Бог небо называет твердь?
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Добрый день, дорогая Лариса!
Коротко говоря, читая первую главу книги Бытие, поражаешься, что Бог открыл её автору то, до чего лишь постепенно доходят в своих открытиях современные учёные. Например, первый же стих говорит нам о том, что у мира было начало («В начале сотворил Бог небо и землю»). И современная наука приходит к этому же выводу, говоря о точке сингулярности, из которой появился наш мир.
По поводу «тверди небесной» самое простое объяснение будет состоять в том, что древние, как раз и считали небо твёрдым, куполом, на котором Бог «прикрепил» звёзды. Однако такое объяснение, по моему мнению, годится лишь для тех, кто читает и понимает первую главу книги Бытие буквально, что не верно, как я показал Вам, дорогая Лариса, выше.
Поэтому, читая эту книгу, надо понимать, что она метафорична. Метафорами вдохновленный Святым Духом автор книги пытался передать людям Божественное Откровение о Творении мира «из ничего». Твердь, небо, о которой говорит Бог, — это то, что мы сегодня называем «космос». А твердью Бог называет космос потому, что, по сравнению с «ничем», которое было до начала творения, он (твердь, небо, космос) материален, то есть сотворён.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Нет, священник заблуждается, называя твердью космос. Твердь в книге Бытие не является космосом, она является небесным, воздушным пространством. Кстати, в других переводах упоминается именно пространство, а не старославянское «твердь».
Есть другое объяснение понятию «небесная твердь». Когда-то земля была окружена кольцом, подобно Сатурну, Урану. А потом это кольцо упало на Землю, образовав Уральские горы, которые опоясывают наш материк с севера на юг (интересно посмотреть обратную сторону Земли). Поэтому в Уральских горах встречается так много самоцветов и полудрагоценных камней. Видимо, кольцо вокруг Земли имело такой состав.
Фраза вырванная из контекста может менять значение на противоположное
Вначале Бог сотворил небо и землю. Земля же была безводна и пуста. И тьма над бездною и дух Божий носился над водой.
Из этой воды по тексту идёт творение всего многообразия вещей. И дальше очень интересная фраза : «Да будет твердь посреди воды и да отделит воду от воды».
А вот пространство между землёй (миром дольним, нижней водой) и (миром горним, верхней водой) и есть небо.
А если так:мы ходим по небу и оно как раз у нас под ногами,а то что мы видим сверху,это отображение неба,а не само оно. И если земля сделает переворот,получается мы сейчас ходим вниз головой,так если земля все таки перевернется,вот тогда мы,живые и войдем в Царство Небесное,а на данный момент находимся в отражении,галлограме
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Небо, небеса
В Библии евр. слово шамайим, как и греч. уранос, означает видимое и невидимое Н.
I. Н. и земля, когда они упоминаются вместе, обозначают целостность видимого, Богом СОТВОРЕННОГО МИРА ( Быт. 1:1 ; Пс. 72:25 ; Пс. 120:2 ). Н. в ВЗ рассматривается как большой, натянутый над землей шатер ( Пс. 103:2 ; Ис. 40 и проч.), который однажды, в Судный день, свернется «как свиток» ( Ис. 34:4 ; Откр. 6:13–17 ). Наряду с этим существует и другое представление, согл. которому Н. – это подобие свода, хрустального ( Иез. 1:22 ), зеркального ( Иов. 37:18 ) или выполненного из чистого сапфира ( Исх. 24:10 ). Этот свод покоится на самых высоких горах как на опорных столбах ( Иов. 26:11 ). В нем есть ворота, двери ( Быт. 28:17 ; Пс. 77:23 ) и окна ( Быт. 7:11 ; Быт. 8:2 ; 4Цар. 7:2.19 ; Ис. 24:18 ), через которые Господь посылает дождь, снег, град и молнию ( Иов. 38:25 ), а также Свое благословение ( Мал. 3:10 ). Отсюда на землю сыпалась манна небесная ( Пс. 77:23–31 ). По Н. прокладывают свой путь солнце и звезды ( Быт. 15:5 ; Нав. 10:13 ; Иов. 9 и проч.). К небесам относится и воздушное пространство, где летают птицы ( Быт. 1:26 ; Мф. 6 и проч.). Однажды Н., как и земля, прекратит свое существование ( Пс. 101:26–29 ; Ис. 51:6 ; Мф. 24:35 ), уступив место новому творению ( Ис. 65:17 ; 2Петр. 3:10.13 ).
2) жилище Бога вместе с тем – это вечная родина Христа. Он сошел с небес ( Ин. 3:13.31 ) и после воскресения возвратился туда ( Мк. 16:19 ; Лк. 24:51 ; Деян. 1:9–11 ). Он восседает одесную Бога ( Мк. 16:19 ; Евр. 1:3 ) и когда-нибудь вновь придет на землю ( Мф. 24:30 ; Деян. 1:11 ; 1Фес. 4:16 ; Откр. 1:7 );
3) Н. является и местом пребывания ангелов ( Мф. 18:10 ; Откр. 7:11 ; Откр. 15:5–8 и проч.); сатана же был низвержен с Н. ( Лк. 10:18 ; Откр. 12:7–9 );
4) Н. однажды станет жилищем спасенных ( Ин. 14:2–4 ; Ин. 17:24 ; 1Фес. 4:17 ; Откр. 7:9–17 ) – тех, чьи имена написаны на небесах ( Лк. 10:20 ; Евр. 12:23 ). Здесь они будут жить ( Флп. 3:20 ), здесь находятся их сокровища ( Мф. 6:20 ), их награда ( Мф. 5:12 ) и их наследство ( 1Петр. 1:4 ). Библия понимает это место как место славы ( Евр. 2:10 ), где будут царить недоступные человеч. разуму совершенство и красота ( Откр. 21 – Откр. 22:5 ). Жизнь ( 1Тим. 4:8 ), служение Богу ( Откр. 22:3 ), поклонение Богу ( Откр. 5:9–14 ; Откр. 11:15–18 ; Откр. 12:10–17 и др.) и слава ( 2Кор. 4:17 ) пребудут вечно.
III. По представлениям ветхозаветных иудеев, существовало несколько НЕБЕСНЫХ ПРОСТРАНСТВ [евр. шамайим – мн. число при отсутствии ед.); в позднем иудаизме их насчитывалось семь. О таком числе небес в Библии не говорится, Павел упоминает только о «третьем небе» ( 2Кор. 12:2–4 ). В Послании к Евреям говорится не только о том, что «превознесенный выше небес» Христос «воссел одесную престола величия на небесах» ( Евр. 7:26 ; Евр. 8:1 ), но и о том, что Он, будучи великим Первосвященником, «прошел небеса» ( Евр. 4:14 ) и вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» ( Евр. 9:24 ).
IV. В НЗ слово «небо» употребляется в значении «Бог небесный», или «Бог (явивший Себя) с неба» ( Мф. 21:25 ; Мк. 11:30 ; Лк. 15:18 ).
Он не просто пришел и ушел
Некоторые привычные слова имеют несколько значений. Например, слово «небо». Ученый даст этому слову одно определение, а в поэзии небо наполнится совершенно другим смыслом. И, наверное, у каждого человека хотя бы раз в жизни был повод произнести слова: «Я просто на небе от счастья!».
Подобно престолу
«Душа грустит о небесах,/ Она нездешних нив жилица», — писал Сергей Есенин. Небо с древнейших времен ассоциировалось с духовным и божественным. Неслучайно в главной христианской молитве обращение к Богу звучит так: «Отче наш, сущий на небесах!» (Мф. 6, 9; Лк. 11, 2). В Библии небо — это престол Бога: «Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис. 66, 1). В приведенной цитате говорится о величии Бога, о том, что сотворенный мир не может вместить Создателя, ведь небо для Него подобно царскому престолу, а земля — подножию.
Что значит «пребывать на небесах» или «взойти (вознестись) на небо», и кто может это сделать с точки зрения христианства?
Опасное превозношение
В Библии «достичь неба» означает противостать Богу. Одна из первых таких попыток — Вавилонская башня: «И сказали они (люди): построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11, 4). Но строительство «башни до небес» было пресечено Богом, смешавшим человеческие языки так, что люди перестали понимать друг друга.
Вавилонская башня стала символом человеческой гордости, преследовавшей единственную цель: «сделать себе имя». Люди желали достичь славы, достигнув небес, то есть возвыситься до Бога без Божественной помощи. В книге пророка Исаии вновь Вавилон станет символом человеческого превозношения. Пророк предречет гибель царю Вавилона — врагу народа израильского. Израильский народ произнесет «победную песнь на царя Вавилонского» и скажет: «Как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык… Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 13 : 4, 5, 12–15). Господь Иисус Христос предрекает падение города Капернаума: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мф. 11, 23). Неумеренная гордость отдельных людей, городов и даже целых народов становится причиной их падения.
Награда за праведность
В то же время в Библии говорится о том, что на небо возносились или восходили некоторые святые. Например, пророк Илия на огненной колеснице: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные иразлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более» (4 Цар. 2 : 11, 12). На небо был вознесен потомок прародителей Адама и Евы — праведный Енох: «И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей… И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5, 22–24). Хотя здесь не говорится о вознесении Еноха, на это указывают другие библейские книги: «Енох угодил Господу и был взят на небо, — образ покаяния для всех родов» (Сир. 44, 15); «Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, — ибо он был восхищен от земли» (Сир. 49, 16).
Но особенное значение Церковь видит в вознесении Господа Иисуса Христа. В Евангелии от Луки можно прочесть о том, как Господь Иисус Христос через некоторое время после Своего Воскресения из мертвых «вывел их (учеников) вон из города до Вифании»: «И, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Лк. 24, 50–53). В книге Деяний апостольских есть уточнение: «До того дня, в который Он (Иисус Христос) вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1, 2).
От Воскресения Христа до Его Вознесения проходит сорок дней, во время которых Господь постоянно являлся ученикам и наставлял их в Своем учении, поэтому вознесение на первый взгляд может выглядеть как прощание с учениками. Енох и Илия — великие ветхозаветные праведники вознеслись, были взяты Богом. Может быть, что-то подобное произошло и со Христом?
Никто не восходил на небо…
Именно эти слова произносит Господь Иисус Христос в Евангелии от Иоанна: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13). Сущим на небесах в других библейских книгах именуется Бог. Христос применяет эти слова к Себе, то есть Христос — Бог, сошедший с неба на землю. В древнегреческих мифах боги, жившие на горе Олимп, довольно часто «сходили» к смертным людям. Может быть, евангельские слова несут тот же смысл?
Нет, Сущий на небесах не просто сходит, но становится Человеком, рождается от Девы Марии: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Схождение Бога в Евангелии — это не просто явление Бога людям. Бог Сам становится человеком, чтобы спасти человека, исцелить раны, нанесенные грехом. Бог является не в Своей славе, но в смирении, чтобы быть отверженным людьми и приговоренным к смерти.
Но смертью схождение Бога к людям не заканчивается. Ранним воскресным утром, «когда было еще темно» (Ин. 20, 1) женщины, бывшие также ученицами Христа, пришли ко гробу, где Он был погребен, чтобы помазать тело Учителя благовониями. Но гроб оказался пуст. Христос воскрес из мертвых, положив начало новой жизни для всех, уверовавших в Него. Смиренное схождение Бога к людям сменяется прославлением Воскресшего.
Воскресением из мертвых Христос приобщает человека к Божественному бессмертию. Многократно являясь ученикам после Воскресения, Господь убеждает их, что Он не призрак или видение: Христос показывает ученикам раны на теле (Лк. 24, 39; Ин. 20, 27), вкушает пищу (Лк. 24, 41–43). Христос остается таким же человеком, как и все мы: имеющим тело, способным вкушать пищу, но человеком, прославленным в Воскресении.
Одесную Бога
Вознесение на небо становится продолжением или, можно сказать, новым этапом Божественной славы Христа как Человека. В Евангелии от Марка говорится, что Христос «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19). В начале мы уже говорили о том, что в Библии небо становится метафорой, обозначающей место пребывания Бога. Но зачем евангелист в очередной раз употребляет эту метафору, причем в столь реалистичной форме: «Христос сидит одесную (справа от Бога)»?
Церковь учит, что Бог не ограничен временем, местом, состоянием. Бога нельзя измерить, и даже все имена, которые мы прилагаем к Богу, не являются полным выражением Того, Кто есть Бог. Бог непостижим. Но в то же время Христос находится справа от Бога Отца. Можно подумать, что где-то на небе действительно есть трон, на котором находится Отец, а справа на таком же троне — Иисус Христос.
На самом деле нахождение справа указывает на равное положение Бога Отца и Бога Сына. Сын пребывает с Отцом уже не только как Бог, но и как Человек. Своей Смертью, Воскресением и Вознесением Христос возвел человека туда, куда не могли возвести человека ни Вавилонская башня, ни слава царей, ни богатство городов. Даже праведность не возводила человека на такую высоту. Енох и Илия были вознесены к Богу, но только Христос возносится, чтобы быть одесную Отца.
Взойдя к Отцу, Христос не покинул нас. Он пребывает в Церкви, которая является Телом Христовым. Он пребывает в Евхаристии — в Хлебе и Вине, освящающихся Богом по молитве Церкви в Тело и Кровь Христа. Христос не просто пришел и ушел, выполнил необходимую миссию. Христос пришел, чтобы возвести всех нас к Богу.
Библия использует язык, понятный каждому человеку. Человек, переполненный радостью, говорит, что он на небе. Радость преображает не только человека, но и изменяет все вокруг. Окружающий привычный мир становится совсем другим — небесным. Воскресший Христос изменил реальность мира, Он возвел человека одесную Бога. Одесную Того, Кто вечен и бессмертен. Христос указал путь каждому из нас. Чтобы взойти к Богу, нужно начать с умаления себя, смирения перед Тем, Кто в смирении совершил наше спасение.
Газета «Саратовская панорама» № 20 (948)
Что Библия говорит о Небесах: 5 библейских фактов
Понятие Небес и Рая – одно из ключевых в христианстве. Вот 5 библейских фактов о Небесах, чтобы у вас было лучшее представление о том, что нас ждет.
1. Мы имеем вечную жизнь на Небесах благодаря тому, что сделал для нас Иисус Христос
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
Гэвин Ортлунд, научный сотрудник Trinity Evangelical Divinity School:
«Черты небесной береговой линии изменяются по мере того, как мы плывем, не так ли? Пока что мы боремся с бурными водами, глубокой усталостью и густым туманом. Но скоро наступит день, когда бесконечные, казалось бы, волны уступят место широкой, основательной береговой линии, где радость полна, а наслаждения — во веки вечные».
2. Даже самые красивые места на Земле не сравнятся с Небесами
«Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр.11:13-16).
Нет места на земле, которое могло бы сравниться с красотой того, что Бог приготовил для нас на Небесах. Вот почему многие верные мужчины и женщины были готовы пожертвовать своим временным блаженством ради вечного счастья и радости в Боге.
3. На Небесах нет страданий
«И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:3,4).
Гэвин Ортлунд, научный сотрудник Trinity Evangelical Divinity School:
«Мы знаем, что земная печаль не может войти в рай. Это правда, но похоже, что Библия указывает на нечто еще более глубокое – что небеса войдут в нашу земную грусть.
Однажды, когда я проповедовал о рае, мой взгляд обратился к Откровению 21:4: «И отрет Бог всякую слезу с очей их». Этот стих, кажется, претендует на большее, чем просто: «Мы не будем плакать на небесах». Образ Бога, отирающего наши слезы, как представляется, предлагает утешение в земных горестях, равно как и их конец. Небеса не просто прекратят нашу боль – так или иначе, они излечат ее.
Тим Келлер говорит так: «Воскресение … означает, что все ужасы, случившиеся когда-либо, не просто будут отменены и исправлены, но оно каким-то образом еще больше возвеличит возможные блаженство и радость». Это похоже на финал «Властелина колец», когда Сэм спрашивает Гэндальфа: «А все грустное станет неправдой?»
Представьте себе, что вы недавно прибыли в рай. Всемогущий Бог призывает вас. Когда вы, дрожа, стоите перед Ним, Он с ювелирной точностью описывает самую глубокую рану вашей жизни, исцеляя вас и превращая вашу боль в блаженство и радость».
4. Лишь те, кто спасен через веру в Иисуса Христа и подчинился Божьей воле, сможет войти
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21-23).
Алексей Ледяев, пастор церкви «Новое поколение», епископ, композитор и режиссер:
5. Небеса можно пережить сейчас
«Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20,21).
И хотя есть Небеса, которые нас ожидает после завершения земной жизни, их также можно пережить здесь и сейчас, благодаря тому, что сделал для нас Христос. Божий Святой Дух пребывает внутри каждого, кто верит. И если мы подчиняемся Господу, Он будет пребывать с нами даже здесь на земле.
«Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23).
Клайв С. Льюис, английский и ирландский писатель, учёный и богослов:
«Там, в раю, мы узнаем, что все при нас, мы ничего не потеряли, даже если отсекли себе руку. В этом смысле те, кто достойно совершил странствие, вправе сказать, что все — благо и что рай всюду. Но пока мы здесь, мы не вправе так говорить. Нас подстерегает страшная ошибка: мы можем решить, что все на свете — благо и всюду — рай. «А как же земля?» — спросите вы. Мне кажется, для тех, кто предпочтет ее небу, она станет частью ада, для тех, кто предпочтет ей небо, — частью рая».
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Что такое Небо и Царство Небесное
Небо в Священном Писании
Царство небесное
Выражение «царство небесное» особенно часто встречается в Евангелии от Матфея. В других Евангелиях и Посланиях оно заменяется выражением Царствие Божие, царство Христово, или просто словом: царство. Оно, кажется, имеет троякое значение и разумеется в трояком смысле. Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное, восклицал в пустыне Иоанн Креститель, разумея оное в первом смысле, т. е. в смысле приблизившегося времени для Господа Иисуса быть признанным явно и торжественно за Сына Божия, посланного на землю от Бога Отца. Во втором смысле оно, очевидно, относится к уничтожению политической и религиозной иудейской системы и замены оных христианской Церковью. В третьем смысле оно указывает на царство славы, имеющее быть в последний день, когда наступит новое небо и новая земля.
Небо и Бог… Посмотрите, в Евангелии на равных правах существуют выражения Царство Божие и Царство небесное. Откроем первые строки Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). У евангелиста Матфея смиренным людям обещано Царство небесное. Еще раз перечитаем ту же Нагорную проповедь, по другому Евангелию: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лук. 6:20). Здесь Царство небесное названо Божиим.
У слова «небо» есть много значений, обнаруживается несколько смысловых слоев. И эта «небесная многозначность» проступает в русском слове «небеса» («небо» во множественном числе) и в древнееврейском слове «шамаим» («небо» в двойственном числе).
Наш Отец — Бог — пребывает на Небе, и именно там для человека приготовлен настоящий Дом. Конечно, можно сказать, что Бог находится везде, Он сотворил и видимый материальный мир, и мир духовный, невидимый. Так оно и есть. Но все же Небо — это то место или, точнее сказать, тот иной мир, в котором человек должен с Богом встретиться и начать с Ним прямое общение, без материальной «перегородки». Именно на это Небо, а не на материальное, не на голубой купол над нашей головой, — в этот другой мир вознесся Христос на глазах у апостолов.
Царство Божие
Под «Царством Божиим» разумеется совершенная жизнь на земле, — жизнь, основанная не па господстве насилия, грубого эгоизма, а на началах всеобщей любви, полной справедливости, признания всех законных прав личности. Наступление этого «Царства» обусловлено нравственным перерождением человека, обновлением всего его внутреннего существа. «Истинно, истинно говорю тебе, — сказал Иисус Христос Никодиму, — если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия» (Ин.3,3). В другом месте Иисус Христос говорил: «Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21). Это новый идеал; идеал не временный, а вечный. Идеалы древней Греции и Рима можно было перерасти, потому античный мир и пал. Новый идеал, указанный христианством, не имеет границ; его нельзя достигнуть. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) — вот завет Спасителя людям. Этот завет является залогом бесконечной будущности нашей цивилизации. Новая культура в самом духе христианина, в его неиссякаемой способности совершенствоваться всегда найдет источник своего дальнейшего обновления и развития. Перед нашими глазами развертывается теперь почти двухтысячелетняя история христианства; наш взор в состоянии теперь обнять и измерить внутренний, последовательный процесс его развития, степень его могущественного влияния на совесть и жизнь человечества, и мы видим, что христианство далеко еще не выразило всего содержания своей мысли, не сказало своего последнего слова. Для осуществления Царствия Божия на земле человечеству предстоит еще долгая упорная работа над собою, над улучшением, нравственным воспитанием сердца. Евангелие пробудило много добрых чувств, затронуло в сердце человека неведомые ему самому струны, извлекло из них звуки чарующей красоты и неотразимой силы, но эти звуки не слились еще в могучий аккорд, в гимн торжествующей любви и правды.
Царство Божие в человеке
«Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17:2), — сказал Спаситель, а внутри нас есть не что иное, как знание или незнание истины, наличность пороков или добродетелей, которыми и устрояется в нашей душе Царство Божие или диавола», — говорит этот преподобный отец [4]. «Посему, — продолжает он, — кто имеет только пороки, тот пребывает в царстве диавола, а кто имеет добродетели, чистоту духовную или, по слову апостола, мир, праведность и радость о Дусе Святе, тот уже здесь, на земле, находится в Царстве Божием и имеет его в себе». Это типичная святоотеческая точка зрения на Царство Божие в смысле понимания его как некоего внутреннего состояния человека, как известного уклада главным образом внутренней, духовной, жизни человека, и вне этой внутренней связи идеи Царства Божия и духовной жизни у них (святых отцов) не рассматривается. Вот почему, думается, и мы имеем достаточное основание в новозаветных и святоотеческих писаниях, чтобы говорить о связи этих указанных идей и даже об их внутреннем единстве и в тех чертах, коими в новозаветном Откровении изображается Царство Божие, имеем данные для определения и раскрытия хотя бы общих типических свойств и характерных природных особенностей так называемой духовной жизни в отличие от всякого другого типа жизни.
Кажется, основным признаком и характерной особенностью проявления на земле Царства Божия — святой духовной жизни в человеке, по коим оно сказывается не только как действительный факт и явление, но и как явление совершенно новое, особенное и небывалое в наличности и условиях обычной человеческой жизни, можно признать несводимость этого явления на явления обычного для нас естественного порядка жизни. В этом обычном естественном порядке жизни указанное явление никак не может находить себе ни своего объяснения, ни оправдания. Точнее, так как Царство Божие как духовную жизнь берем мы в ее проявлении в личности человеческой, то указанную выше характерную его особенность можно усматривать в беспримерном факте господства человеческой личности над всей природной необходимостью и законами так называемой естественной жизни. Царство Божие — в людях и открывается в мире как нечто особенное тем, что ставит человека выше всякой природной необходимости и ее законов, действующих как в греховной природе самого человека, так и в повинувшихся (подпавших) закону греха всей мировой жизни и природе всех творений, в цепи коих стоит человек; говоря иначе, оно открывается, прежде всего, как некая особая сила, но сила не физическая, а духовная, почему о нем и говорится, что оно пришло в силе (Мк.9:1) и открывается тоже не в слове только, но в силе (1Кор.4:20). Конечно, здесь совершенно излишне говорить и доказывать, что Царство Божие как новая, духовная, жизнь открылось на земле и стало фактом только с воплощения и рождения Господа, а раскрываться стало главным образом со времени выхода Господа на дело общественного служения после Крещения во Иордане. Невольно обращают на себя внимание следующие факты, внутренняя связь коих достойна примечания: схождение Святого Духа на Иисуса Христа при Крещении, Его подвиг в пустыне непосредственно после Крещения, затем Его проповедь о Царстве Божием и первые проявления этого приблизившегося и пришедшего уже Царства Небесного, когда Христос, по словам евангелиста, в силе духовней (Лк.4:14) возвратился из пустыни. Для нас в данном случае Господь Иисус Христос является и должен быть рассматриваем как Сын Человеческий, как Родоначальник нового человечества, Новый наш Адам, а посему все явленное Им в Своем Человечестве, или, вернее, Богочеловечестве, есть раскрытие идеальных законов и нашей человеческой жизни, поскольку, с одной стороны, наша личность тоже богоподобна («Вы бози есте» (Пс.81:6), — говорит пророк), а с другой — поскольку Сын Человеческий Господь Иисус Христос приобщился нашей плоти и крови (Евр.2:14).
Из книги архиепископа Петра (Поздеевского) «О духовной жизни»