Что означает недействительный бюллетень
Выборы в Госдуму 2021: испорченные и недействительные бюллетени
Очень часто на выборах люди сталкиваются с вопросом, нужно ли портить бюллетени и какие бюллетени вообще считаются «испорченными»? Вокруг этого есть очень много заблуждений, даже среди членов избирательных комиссий, работающих уже много лет. Мы постараемся рассказать вам как все обстоит на самом деле и предложим записаться в наблюдатели.
Начнем с того, что есть разница между испорченными и недействительными бюллетенями:
С недействительными бюллетенями все интереснее, они влияют на процент полученный кандидатами. Чем их больше, тем ниже результат(%) у каждого из участников выборов. Очень важно разобраться что это за бюллетени. Согласно п. 17 статьи 68 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав», недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок или число отметок в квадратах превышает количество, установленное законом. Во Владимире выборов, на которых можно поставить отметку более чем в одном квадрате не проводится.
В случае выборов в Госдуму стратегия массовой порчи бюллетеней не имеет смысла, так как второго тура нет. Но в частном случае понимание как испортить бюллетень может вам помочь. Начнем немного «издалека»- существует такое понятие, как «административный ресурс», так называют бюджетников, с которых начальство требует проголосовать и отчитаться, иногда под угрозой увольнения, иногда ради премии и т.д. Если вдруг вы стали частью этого «административного ресурса», то испорченный или недействительный бюллетень- ваше спасение. Ставите галочку как просит начальство, фотографируете, а дальше уже можно писать заявление на новый бюллетень взамен испорченного или же проставляете после этого галочки остальным кандидатам, чтобы бюллетень не достался жулику.
На выборах в Госдуму оппозиционное сообщество, как правило, призывает к стратегии «Умного голосования», задачей которой является консолидировать протестный электорат и направить большинство голосов против партии власти.
Энциклопедия судебной практики. Подсчет голосов при голосовании, осуществляемом бюллетенями для голосования (Ст. 61 Федерального закона «Об акционерных обществах»)
Энциклопедия судебной практики
Подсчет голосов при голосовании, осуществляемом бюллетенями для голосования
(Ст. 61 Федерального закона «Об акционерных обществах»)
1. Отсутствие в бюллетене в графе одного кандидата в квадратах «за», «против» и «воздержался» подписи акционера, при наличии ее в соответствующих квадратах в графе другого кандидата, не является нарушением требований к бюллетеню
Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования в части признания недействительным решения общего собрания общества по вопросу повестки дня N 4 об избрании генеральным директором общества А., исходил из того, что в бюллетенях N 4 акционеры проголосовали «за» кандидатуру А. и не сделали пометок относительно кандидатуры Г., что является основанием для признания недействительными данных бюллетеней. Признание указанных бюллетеней недействительными означает, что голоса, отданные за А., не подсчитываются.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отсутствие в бюллетене в графе «Г.» в квадратах «за», «против» и «воздержался» подписи акционера, при наличии ее в соответствующих квадратах в графе «А.», не является нарушением статей 60, 61 Закона N 208-ФЗ, определяющих требования к бюллетеню, и не влечет недействительность бюллетеней, в связи с чем основания для признания оспариваемого решения недействительным отсутствуют.
2. Отсутствие в бюллетенях имен акционеров, от имени которых голосует представитель, голосование одним бюллетенем при наличии нескольких доверенностей влечет недействительность бюллетеней
Как следует из материалов дела, часть представителей имели по несколько доверенностей акционеров и голосовали при этом одним бюллетенем, в нескольких бюллетенях не указаны имена (наименования) акционеров, от имени которых голосовал представитель.
При указанных обстоятельствах суд правомерно признал бюллетени и результаты голосования недействительными.
3. Законодательством не предусмотрена обязанность прилагать доверенность ко всем бюллетеням для голосования, если она передана счетной комиссии или осуществляющему функции счетной комиссии регистратору при регистрации лиц для участия общем собрании
Судами на основании материалов дела установлено, что в нарушение требований ст. 61 Закона об АО и п. 4.7 Положения N 17/пс п. 16.8 Положения об общем собрании акционеров общества предусматривает возможность неучета голосов при подведении итогов голосования на общем собрании акционеров, проводимого путем совместного присутствия акционеров, если к бюллетеню, подписанному представителем акционера, не приложена доверенность.
Между тем, как верно указано судами, законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность прилагать доверенность ко всем бюллетеням для голосования, если она передана счетной комиссии или осуществляющему функции счетной комиссии регистратору при регистрации лиц для участия общем собрании.
Более того, при возложении на акционеров обязанности предоставления доверенности каждому бюллетеню для голосования на общем собрании акционеров, ограничиваются их права на участие в общем собрании акционеров путем признания бюллетеней недействительными при неисполнении акционерами общества данной обязанности.
Примечание
Постановление ФКЦБ РФ от 31.05.2002 N 17/пс «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» признано утратившим силу. В настоящее время действующим является Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 2 февраля 2012 г. N 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров», п.4.8 которого по своему содержанию схож с п.4.7 комментируемого судами Положения.
4. Перечеркивая в бюллетене все предложенные кандидатуры, акционер выражает свою волю против избрания предложенного состава
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования ЗАО, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 49, 31, 58, 61, 53 ФЗ «Об акционерных обществах», счел, что вывод Арбитражного суда о том, что акционер ЗАО не голосовал против обжалуемого решения, является ошибочным. Суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, перечеркнув в бюллетене все предложенные кандидатуры, представитель ЗАО явно выразил волю акционера против избрания наблюдательного совета в предложенном составе.
5. Признание бюллетеня недействительным не включено в перечень обстоятельств, при которых акционеры имеют право требовать выкупа акций обществом
К лицам, не участвовавшим в голосовании по вопросу реорганизации общества, подлежат причислению и те акционеры, чьи бюллетени для голосования были признаны недействительными в силу статьи 61 Федерального закона «Об акционерных обществах» или их голос не подсчитан в связи с нарушением требований по заполнению бюллетеня.
При таких обстоятельствах истица как лицо, не принявшее участие в голосовании по вопросу реорганизации акционерного общества, имеет право требования выкупа обществом акций.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.04.1997 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» перечень обстоятельств, указанных в статье 75 Федерального закона «Об акционерных обществах», является исчерпывающим. Признание бюллетеня недействительным в перечень обстоятельств не включено.
Следовательно, отказ акционерного общества от включения истицы в списки акционеров, имеющих право на выкуп обществом акций по причине недействительности бюллетеня является неправомерным.
Примечание
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.04.1997 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» признано не подлежащим применению, что, однако, не влияет на актуальность позиции окружного суда. Пункт 1 ст. 75 Закона об акционерных общества устанавливает исчерпывающий перечень оснований для предъявления акционером требования о выкупе обществом акций, не подлежащий расширительному толкованию. Во всех иных случаях, не предусмотренных приведенной нормой закона, такое право у акционера не возникает. Закон не ставит возникновение права требования выкупа акций в зависимость от причин неучастия акционера в голосовании.
6. Выбор акционерами из предложенных вариантов голосования лишь одного варианта, позволяющего с точностью определить волеизъявление каждого голосовавшего, не является безусловным основанием для признания бюллетеней недействительными
Что касается доводов истцов о недействительности бюллетеней для голосования в силу их несоответствия требованиям ст. 61 ФЗ «Об акционерных обществах», то, как видно из бюллетеней и правомерно отмечено судом, акционерами из предложенных вариантов голосования выбран лишь один вариант, позволяющий с точностью определить волеизъявление каждого голосовавшего, поэтому оснований для признания недействительными бюллетеней и, как следствие, результатов голосования и решений общего собрания, не имеется.
7. Невыдача бюллетеней под роспись не является безусловным основанием к отмене решений общего собрания акционеров
Невыдача бюллетеней под роспись также не может служить самостоятельным и безусловным основанием к отмене решений общего собрания.
8. Законом не предусмотрено признание недействительными незаполненных бланков бюллетеней для голосования
Статья 61 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусматривает возможность признания (при подсчете голосов) недействительными заполненных бюллетеней для голосования, истец же фактически требует признать недействительными незаполненные бланки бюллетеней для голосования, что законом не предусмотрено.
9. Бюллетени, содержащие исправления либо неподписанные акционерами, не засчитываются при подведении итогов голосования
Согласно статье 61 Федерального Закона «Об акционерных обществах» при подведении итогов голосования засчитываются голоса по тем вопросам, по которым голосующим оставлен только один из возможных вариантов голосования. Бюллетени, заполненные с нарушением этого требования, признаются недействительными, голоса не подсчитываются.
Представленными в материалы дела протоколами счетной комиссии подтверждено, что при подсчете голосов комиссией засчитывались бюллетени, содержащие исправления, либо неподписанные акционерами, что противоречит требованиям статей 60, 61 Федерального Закона «Об акционерных обществах».
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Закон об акционерных обществах» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Закон об акционерных обществах» использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом филологических наук А. Ефременковым, кандидатом юридических наук А. Фроловой, кандидатом юридических наук С. Хаванским, М. Михайлевской, Ю. Рожковой, П. Шумилиным.
vitta_min69
vitta_min69
Чтобы уважаемые сограждане, избиратели и наблюдатели не путались в этих трех понятиях, разберемся:
Статья 73, пункт 3.
После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования. После этого члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений (при проведении повторного голосования оглашают число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте, составленном в соответствии с пунктом 16 статьи 68 настоящего Федерального закона) и вносят его в строку 14 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. С погашенными избирательными бюллетенями, отрывными талонами и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Искусственно созданная паника по поводу якобы новой инструкции говорит только о том, что власть чрезвычайно опасается значительного количества испорченных бюллетеней, так как это свидетельство недовольства граждан проведенной избирательной кампанией, гораздо более внятное послание властям, чем голосование за якобы «альтернативных» кандидатов.
Недействительные и испорченные бюллетени: паника напрасна
Вчера и сегодня уже несколько журналистов и политиков спрашивали меня по поводу изменения Инструкции ЦИК. Похоже, на ровном месте началась паника. Объясняю.
1. В законе есть понятие «недействительные бюллетени». Это бюллетени, из которых невозможно установить волеизъявление избирателей, то есть в которых либо не отмечен ни один из кандидатов, либо отмечено более одного кандидата.
2. К сожалению, многие политики и журналисты (и я иногда этим грешу) часто для простоты называют недействительные бюллетени испорченными. Это и создает путаницу.
3. В законе есть понятие «бюллетени, испорченные избирателями» или «испорченные бюллетени». Имеются в виду случаи, предусмотренный п. 9 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» и п. 11 ст. 69 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». Вот что в нем написано:
«Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. На испорченном избирательном бюллетене член избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается».
4. Иными словами, понятия «недействительный бюллетень» и «испорченный бюллетень» юридически разные. Под испорченными бюллетенями в законе и инструкциях ЦИК имеются в виду не недействительные бюллетени, а нечто совсем другое.
5. Изменения, которые ЦИК внес в свою инструкцию недавно (16 февраля этого года), никак не затрагивают текст, касающийся испорченных бюллетеней. Он в этой инструкции сохранен неизменным по сравнению с первоначальным вариантом, принятым 17 августа 2011 года и полностью соответствует положениям закона (п. 3 ст. 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» и п. 3 ст. 73 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).
6. Таким образом, паника по поводу того, что ЦИК решил как-то иначе, чем ранее, считать недействительные бюллетени, совершенно напрасна.
Екатерина Шульман: Об испорченных бюллетенях и явке
Майкл Наки: Люди просят вас четко и ясно сказать: испорченный бюллетень учитывается ли при подсчете, и что происходит, если, учитывая испорченный бюллетень, кандидат не набирает 50%?
Екатерина Шульман, политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС: Статья 76-я, третьей части закона О выборах президента Российской Федерации: Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирателей в бюллетенях установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
М.Наки: Установленной формы. Поясните, пожалуйста.
Е.Шульман: А вот тут начинается интересный вопрос: является ли бюллетень, который мы в быту называем испорченным, бюллетенем установленной формы? Испорченные бюллетени являются недействительными – это совершенно точно. Если мы предполагаем, что они при этом все же являются бюллетенями установленной формы, то смотрите…
Бюллетени установленный формы, предположим мы – я предполагаю, что это именно так – это бюллетень с печатью. Что на нем написано, это неважно. Итак, у нас есть 1100 бюллетеней. Из них, например, 100 будет испорчены, а все остальные не испорчены, а поданы за разных кандидатов. Получается, что для того, чтобы победить в первом туре, нашему с вами кандидату нужно набрать 50 плюс 1 от всех этих бюллетеней, включаю эти 100 испорченных, которые как бы не поданы ни за кого, но являются частью явки. То есть, если бы эти 100 бюллетеней не были испорчены, а были бы поданы за кого-нибудь еще, то они были бы распределились каким-либо образом между кандидатами.
Что из этого следует? Из этого следует, что большое количество испорченных бюллетеней, если я опять же правильно трактую закон, затрудняют для всех кандидатов получение нужных результатов, потому что это вычтено у них. Но если эти 100 бюллетеней не испорчены, а поданы за альтернативного оппозиционного кандидата С, или альтернативного оппозиционного кандидата Я, то они тоже не являются бюллетенями за основного кандидата и тоже не входят в эти 50%, которые, еще раз повторю, считаются от всего, что есть в корзине, если только на бюллетене есть печать.
То есть бюллетень установленной формы делается не вами, он делается Избирательной комиссией. Вы не можете повлиять на установленность этой формы, если только там найдут резаную бумагу. Но вы можете испортить этот бюллетень, тогда он не будет отнесен ни к какому кандидату, но он будет отнесен к общему числу явки.