Что означает непрерывное физкультурное образование

Что означает непрерывное физкультурное образование

НЕПРЕРЫВНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Минин Е.Ф., Козин А.В., Тычин И.И., Горицкий Б.М. (кафедра физвоспитания, МГТУ)

Основные положения теории и практики непрерывного образования в стране в соответствующей Концепции (1989), в которой функции физической культуры определены как «. обеспечивающей трудовую и социальную активность личности на протяжении всего жизненного пути, что делает ее неотъемлемой составной частью содержания и процесса непрерывного образования».

Разработке научно-прикладных проблем непрерывного физкультурного образования посвящено значительное число работ, различных по степени глубины анализа явления, которое можно разделить на два класса: публикации, касающиеся проблем профессионального образования- их большая часть, и рассматривающие вопросы непрерывного физкультурного образования личности. Мы проследим влияние исследуемого феномена на различные стороны жизнедеятельности человека как существа социально-биологического.

При анализе отдельных видов образования понятия «физического» и «физкультурного» образования отличаются. В теории физической культуры ФО определяется как «обучение двигательным умениям и навыкам управления движениями своего тела во времени и пространстве, а также вооружение теоретическими знаниями по использованию двигательных умений и навыков в различных условиях жизни и деятельности (В.А.Головин в соавт.,1983). ФО характеризуется более глубоким освоением достижений ФК, претендующим на «формирование сознательного и активного деятеля, организующего ЗОЖ сообразно меняющимся условиям» (В.В.Приходько, 1991).

В основе физкультурного образования личности заложен интерес накопления физического и культурного потенциала и организация управленческой структуры, раскрывающей этот потенциал.

Источник

Что означает непрерывное физкультурное образование

Что означает непрерывное физкультурное образование. Смотреть фото Что означает непрерывное физкультурное образование. Смотреть картинку Что означает непрерывное физкультурное образование. Картинка про Что означает непрерывное физкультурное образование. Фото Что означает непрерывное физкультурное образование

Цель исследования. Повышение профессиональной квалификации работника.

Методы исследования. Осуществлен анализ научной литературы по менеджменту и спортивному менеджменту, оценка работы практических менеджеров на основании документального отчета и собеседования. Проведены педагогические исследования, личные аналитические заключения, обмен опытом с квалифицированными специалистами физической культуры и спорта, наблюдений в сфере физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. В Европе непрерывное образование претерпело ряд изменений. Первично оно рассматривалось исключительно как образование взрослых с целью компенсации недостатков и упущений школьной подготовки. В дальнейшем рассматривалось как образование с целью пополнения знаний в связи с требованиями жизни. С увеличением ритма развития общества и экономики, когда жизнь стала выдвигать новые требования к уровню знаний работников, непрерывное образование стало пониматься как проблема повышения квалификации. Что в свою очередь повлекло за собой разработку вопросов функционального образования, организации различных форм повышения квалификации, главным образом, применительно к отрасли занятости в сфере деятельности обучаемого. При этом преследовалась исключительно практическая цель – добиться более эффективного участия человека в производстве.

Новый закон об образовании в Российской Федерации значительно изменил образовательную парадигму. Согласно этой парадигме выстраивается система непрерывного образования в стране – от дошкольного образования до профессионального совершенствования в процессе трудовой деятельности работника. Изменение образовательного пространства, расширение возможностей информационного пространства, переход к рыночной экономике выдвигает новые требования к уровню знаний и умений специалиста, что в свою очередь предъявляет требования к значительной модернизации системы дополнительного профессионального образования.

В современном обществе самым актуальным и значимым моментом принято считать воспроизводство кадров должного качества. В практике физической культуры и спорта такое воспроизводство становится не только актуальным и значимым, но и остро необходимым. Нашей отрасли нужно не просто наличие определённого количества образованных и компетентных специалистов, но специалистов, способных трудиться в государственных и негосударственных, общественных и международных организациях, способных подготовить спортсменов к эффективному участию во всероссийских и международных соревнованиях, соблюдая требования федеральных стандартов в работе организаций федерального, регионального и муниципального уровня.

В ходе профессиональной деятельности специалисты физической культуры и спорта повседневно выполняют разностороннюю, многофункциональную, профессионально сложную работу. Проведенный нами анализ труда специалистов физической культуры и спорта выявил существенные особенности. Так, наши специалисты реализуют физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, что требует от них особенно качественной работы, так как при выполнении услуг каждый специалист отвечает за свою работу лично. Кроме того, работа специалистов связана с людьми и их здоровьем и потому требует особого внимания и профессиональных навыков. Специалисты физической культуры и спорта постоянно работают с аппаратурой и тренажёрами, что влечёт за собой наличие специальных знаний. Особенно важен тот факт, что наши специалисты постоянно работают с молодыми людьми, а это значит, что они связаны с необходимостью проводить воспитательную работу. Необходимо также проводить и организационную работу, так как наши специалисты постоянно связаны с проведением многочисленных соревнований. Проведение соревнований сопровождается систематическим улучшением спортивных результатов, что влечёт за собой методическое улучшение качества спортивных тренировок. Для обеспечения этого процесса, как спортсмены, так и специалисты физической культуры и спорта нуждаются в систематическом повышении уровня своей квалификации, т.е. в наличии непрерывного образования.

Мы предположили, что при построении системы непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта нужно учитывать ряд факторов деятельности специалиста в области физкультурно-спортивной деятельности:

— труд специалистов физической культуры и спорта связан с людьми и их здоровьем;

— применение разносторонней специальной аппаратуры и тренажёрного оборудования, что требует от специалиста наличия специальных знаний;

— работа с молодежью, что в свою очередь требует от специалиста обладать знаниями психолого-педагогических особенностей каждой возрастной категории, позволит выстроить образовательный и воспитательный процесс;

— наличие организаторских способностей, навыков и умений по организации и проведению запланированных мероприятий.

В ходе методологических исследований был выделен ряд принципов концепции непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта, отражающие идеи профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной области. Основными принципами построения и функционирования системы непрерывного профессионального образования подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации являются следующие:

1. Ориентированность системы на реализацию государственной политики через сферу подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для физкультурно-спортивной отрасли.

2. Непрерывность процесса обучения каждого специалиста физкультурно-спортивной отрасли.

3. Отбор и привлечение кадров в области физической культуры и спорта, обеспечивающих высокую эффективность функционирования системы.

4. Опережающий характер обучения.

5. Единство управленческой, экономической и правовой подготовки в сочетании с углубленной специализацией в области физической культуры и спорта.

6. Оптимальность сочетания всех видов дополнительного профессионального, послевузовского образования [3].

Система должна охватывать все уровни физкультурно-спортивной деятельности, а значит – включать все уровни образования, причем, сочетание этих уровней должно быть оптимальным для существующей кадровой ситуации и меняться с изменением этой ситуации.

Для реализации вышеперечисленных принципов нами была предложена обобщенная модель системы, которая включает в себя [7]:

Что означает непрерывное физкультурное образование. Смотреть фото Что означает непрерывное физкультурное образование. Смотреть картинку Что означает непрерывное физкультурное образование. Картинка про Что означает непрерывное физкультурное образование. Фото Что означает непрерывное физкультурное образование

Данную модель можно определить как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Каждый элемент модели в названой системе непрерывного образования является элементом системы более высокого ранга, т.е., звеном в системе подготовки всесторонне подготовленного, способного творчески работать специалиста, так спортивная секция – элементарное звено системы профессиональной подготовки; колледж (техникум) – элемент системы среднего специального образования; ВУЗ – элемент системы высшего специального образования; центр повышения квалификации – элемент системы позволяющий пополнять полученные знания исходя требований профессиональной деятельности на базе знаний и умений полученных на предыдущих этапах модели [1].

Реализация модели непрерывного обучение специалиста физической культуры и спорта представляет собой сложный процесс, требующий больших усилий, как со стороны преподавателей, так и самих специалистов. По нашим представлениям процесс непрерывного обучения требует определённых предварительных действий, позволяющих осуществить непрерывное обучение в таких образовательных учреждениях как центры учебно-спортивной подготовки.

Профессиональный рост наших специалистов осуществляется по четырём блокам: педагогическому (тренерскому), рекреационному, организационно-управленческому и культурно-просветительскому. Затраты специалистов на осуществление этих видов мастерства различны по интенсивности усилий и времени. Для того, чтобы учесть эти разноплановые затраты нужны планово-организационные работы, при помощи которых возможно прогнозировать нужное повышение квалификации специалистов. Такие планы носят сравнительный характер, оптимально осуществляются в общем объёме и представляют собой элемент непрерывного образования [7].

В ходе социологических исследований нами было установлено, что все специалисты физической культуры и спорта имеют различные мотивационные установки к профессиональной деятельности. Факторизация этих установок приводит к наличию трёх положений, которые могут быть положены в основу принципов организации непрерывного образования, а также в основу агитационно-пропагандистских принципов, а именно: стремление к новым знаниям, улучшение материального положения и улучшение качества работы [5].

Одним из самых сложных элементов непрерывного образования специалистов физической культуры и спорта является разработка и планирование деловой карьеры. Деловая карьера должна быть разработана на основе личных качеств работника и потребностей организации в специалистах высокого уровня. Вся работа по организации и разработке карьеры представляет собой аналитическую деятельность специалиста совместно с администрацией. Такую работу следует рассматривать как ступень повышения квалификации специалиста в русле непрерывного образования на своём рабочем месте [6].

Специалисты физической культуры и спорта участвуют в сложном динамическом процессе, изменяющемся год от года в связи с изменениями в спорте при разнообразии работ, связанными с различными видами спорта. В связи с этим, от наших специалистов требуется исходное профессиональное образование, систематическое повышение квалификации и освоение новых знаний и технологий, способность сочетать предыдущие и последующие виды работ, с соблюдением последовательности в реализации спортивных достижений, что отражает необходимость непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта.

Выявленные особенности работы специалистов физической культуры и спорта свидетельствуют о том, что для качественного воспроизводства кадров в системе физической культуры и спорта необходимо поднять уровень образовательного процесса и, в частности, предусмотреть непрерывное образование специалистов как основу дальнейшего роста их профессиональной деятельности. Мы считаем, что поставленные пред нашими специалистами задачи в системе непрерывного образования можно решить через центр повышения квалификации. Центр должен быть оснащён научными и организационными лабораториями, библиотекой и компьютерными классами, располагать собственными издательскими и рекламными возможностями и самостоятельно набирать учащихся. Привлекать обучающихся к научно-исследовательской работе, позволяющей осваивать новые технологии и реализовать собственные идеи по совершенствованию физкультурно-спортивной работы. Центр также должен быть органом пропаганды и агитации здорового образа жизни и физической культуры и спорта. Всё выше сказанное указывает на то, что центр можно рассматривать как академическую организацию непрерывного образования в системе дополнительного образования физической культуры и спорта.

Выводы. Выявленные особенности работы специалистов физической культуры и спорта, предложенная модель свидетельствуют о том, что для качественного воспроизводства кадров в системе физической культуры и спорта необходимо поднять уровень образовательного процесса и в частности, предусмотреть непрерывное образование специалистов как основу дальнейшего роста их профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Абаев А.М., д.п.н., доцент, заместитель председателя общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России», г. Москва;

Кабачков В.А., д.п.н., профессор, руководитель управления массовой физической культурой ФГБУ ФНЦ ВНИИФК г. Москва.

Источник

Спортивная электронная библиотека

Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547

Популярное

Самозащита без оружия

Олимпийский вестник Юга России

Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»

Мир дзюдо

Научись защищаться

Фитнес-спорт

Вечнозеленое поле жизни

Акваланг и подводное плавание

Загадка Фишера

Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Как убивали омский волейбол

Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов

Спортивные сооружения в эпоху Нового времени

Непрерывное физкультурное образование

Член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, профессор В.К. Бальсевич
Доктор педагогических наук, профессор Г.И. Попов
Кандидат педагогических наук Н.И. Санникова
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва
Нижневартовский государственный педагогический институт, Нижневартовск

Ключевые слова: непрерывное физкультурное образование, многоступенчатая подготовка физкультурных кадров, учебный процесс, элементарная учебная единица, содержание образования, планирование учебных часов, оценка знаний.

Поэтому основными категориями физического воспитания как педагогического процесса являются воспитание, образование, обучение, развитие.

«Вместе с тем физическое воспитание отличается своими специфическими особенностями. … физическое воспитание представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей. Этим не ограничивается все содержание физического воспитания, но это более всего характеризует его специфику » [5, c. 8].

Следовательно, в рамках одного и того же учебного предмета «физическое воспитание» необходимо решать общие и специфические педагогические задачи.

Одновременно физическое воспитание выступает как тренировочный процесс, в рамках которого должны решаться специфические задачи физического воспитания.

Задачи учебного (теоретического, образовательного) направления, хотя и считаются очень важными, решаются в рамках тренировочного направления по остаточному принципу, то есть большая часть времени затрачивается на физическую подготовленность. Качество учебного процесса по физическому воспитанию определяется по спортивным результатам.

Кроме того, при анализе организации учебного процесса подготовки физкультурных кадров в высших и средних специальных заведениях и построения учебного процесса в общеобразовательной школе, и особенно ДЮСШ, отмечено, что нет единых подходов к этому вопросу.

Отсутствие в учебном процессе по физической культуре традиционных теоретических занятий, принятых в общеобразовательной школе, а особенно в ДЮСШ, наличие только одного специалиста со множеством обязанностей и функций, который решает задачи и теоретической, и физической подготовки, в настоящее время не позволяют в полной мере организовать преемственность знаний в системе многоступенчатой подготовки физкультурных кадров, и прежде всего по теоретическим дисциплинам. В результате занимающиеся не получают достаточных знаний в области физической культуры и спорта, что не позволяет им проявлять большую самостоятельность при организации, планировании, контроле своих занятий. Это ставит их в значительную зависимость от свойств личности преподавателя по физической культуре, тренера по виду спорта.

Изменения экономических отношений в стране, увеличение платных услуг в области физической культуры и спорта привели к снижению количества занимающихся спортом, а обязательные трехразовые уроки по физической культуре в общеобразовательной школе по 40-45 мин для подрастающего поколения нельзя считать в полной мере достаточными, в том числе и с позиций биологии.

Вместе с тем выпускники ДЮСШ, являющиеся основными кандидатами для поступления в профессиональные заведения физкультурного профиля, по ряду теоретических дисциплин не имеют целенаправленной подготовки. Об этом свидетельствует и практически отсутствие учебников для ДЮСШ по теоретическим дисциплинам, определенных учебной программой для ДЮСШ.

Введение в общеобразовательной школе предмета и экзамена по «физической культуре», создание лицейских классов физкультурного профиля, существующие ДЮСШ, учебные заведения физкультурного профиля создают необходимость поиска единой, связанной между собой системы организации учебного процесса в этих учебных заведениях, а следовательно, научного обоснования построения системы многоступенчатой подготовки физкультурных кадров, и прежде всего по теоретическим дисциплинам.

Содержание образования. В педагогике содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутых в результате учебно-воспитательной работы» [7, c. 12].

Основными единицами построения содержания образования являются учебный план, учебная программа, рабочая программа. Последние документы конкретизируются в учебниках, учебных пособиях и других учебно-методических материалах.

Важной составляющей содержания образования является учебная единица.

Как следует из работ В.А. Роменец, Н.А. Селезневой, И.Б. Моргунова, Т.В. Нерсесова, А.В. Абрамова и др. построение содержания образования целесообразнее осуществлять на основе сочетания эмпирического метода, точных математических методов, метода структурного анализа [8].

Построение содержания образования на основе эмпирического метода опирается главным образом на логику здравого смысла и целесообразности введения того или иного материала.

На основе точных математических методов осуществляется построение математических моделей содержания образования. К точным математическим методам относятся теория множеств, теория графов, теория матриц, математическая статистика, теория вероятностей. Применение этого аппарата позволяет «…фиксировать разделы программ в виде множества объектов, а логические связи между ними в виде графов и матриц.

Использование аппарата математической статистики позволяет получить количественные оценки значимости соответствующих разделов программы для практической деятельности специалистов» [8].

Метод структурного анализа представляет собой «ослабленный» вариант точного математического метода и может быть использован при структурировании учебного материала, содержащего небольшое количество дидактических единиц.

Методика планирования учебных часов. Для рационального планирования учебного времени, отведенного на овладение учебной дисциплин ой, необходимо знать, сколько учебного времени нужно затратить на изучение ЭУЕ конкретного учебного материала.

На основании времени, необходимого на изучение каждой учебной дисциплины, формируются учебный план, учебная программа, рабочая программа.

Контроль знаний. Содержание учебного материала составляют ЭУЕ. Поскольку ЭУЕ охватывает минимальный объем информации, то ее можно рассматривать как единицу измерения знаний учебного материала, то есть одна ЭУЕ равняется одному баллу. Максимальное количество баллов по теме регламентируется количеством в ней ЭУЕ.

Исследования, проведенные на факультете физической культуры и спорта Нижневартовского государственного педагогического института, позволили установить, что разработанная рейтинговая система контроля знаний, основанная на теории тестов, теории оценок, организованная по правилам соревнований, когда за единицу измерения знаний берется ЭУЕ, является эффективным средством совершенствования учебного процесса подготовки профессиональных кадров по специальности «физическая культура и спорт» в высшей школе.

Теоретической основой разработки рейтинговой системы контроля знаний являлись теория тестов и теория оценок [2, 9, 11].

Оценка знаний должна отражать весь учебный процесс в целом, а именно, содержание учебного материала, методики обучения.

Количество учебных требований определяется количеством учебного времени, отведенного на дисциплину по учебному плану и, видимо, должно составлять не менее одного требования за два часа занятий.

По итогам семестра определяется лучший результат, который служит основой для определения учебных нормативов и выставления итоговой оценки за семестр.

Нормативы разрабатываются на основе шкалы оценок.

В зависимости от вида использованной шкалы оценок (прогрессирующей, регрессирующей, сигмовидной или других шкал) можно стимулировать работу студентов либо отстающих, либо лучших, либо середнячков.

Количественным показателем учебного процесса в этом случае является процент выполнения учебных требований, который должен стремиться к 100 %.

Показателем качества учебного процесса в этом случае является отношение среднеарифметического значения баллов, набранных учебной группой по всем требованиям ко времени, отводимому на данный предмет по учебному плану:

Полученные материалы заносятся в специальный журнал по учебной дисциплине.

При использовании данной методики представляется возможным регистрировать лучшие результаты, так называемые рекорды учебных дисциплин.

Разработанная методика оценки знаний позволяет преподавателю более целенаправленно управлять учебным процессом, ставя конкретные задачи, направленные на повышение уровня знаний студентов за счет большего количества набранных ими баллов, определять темы учебной дисциплины, по которым они имеют большее или меньшее количество баллов, ориентироваться на конкретный результат и т.д.

При данной методике оценки знаний конечный результат (оценка по предмету) во многом зависит от стараний студента, его организованности и в меньшей степени от личностных качеств преподавателя, неопределенности ситуации на экзамене или зачете. Студенты проявили большую заинтересованность в методике, стремление к овладению учебным материалом. Большинство из них хотят иметь только оценки «хорошо» и «отлично», желают занять в группе как можно более высокое место. Все это создает атмосферу творчества, понимания, что результат зависит только от самого себя. В итоге студенты в своей подготовке используют не только основную литературу, но и дополнительную, проявляют большую фантазию, творчество при оформлении своих работ, меньше пропускают занятий.

Следует отметить также, что в настоящее время содержание учебного материала по учебным дисциплинам не является однозначным, оно у разных авторов учебников чаще всего отличается и по объему, и по содержанию (и количеству учебного времени, необходимого на его изучение, и ЭУЕ). В связи с этим в настоящее время не представляется возможным определить количество ЭУЕ каждой темы, а следовательно, всей учебной дисциплины, а значит, и разработать должные учебные нормативы.

Вместе с тем их отсутствие в какой-то мере препятствует поиску более эффективных методик обучения каждой теме, учебной дисциплине, в еще большей степени индивидуализировать учебный процесс.

Одной из главных задач учителей-методистов (педагогов-предметников) по физической культуре и спорту в настоящее время является обоснование эффективных методик обучения, и прежде всего по таким дисциплинам, как анатомия, физиология, биохимия, биомеханика, спортивная метрология и т.д., в зависимости от возраста и пола занимающихся.

Организацию учебного процесса на этапах многоступенчатой подготовки целесообразнее осуществлять по единым методам определения содержания учебного материала, планирования учебных часов, оценки знаний, за основу которых берется ЭУЕ.

В соответствии с общепринятыми законами биологии тренировочные занятия желательно проводить не реже трех раз в неделю в течение не менее 1,5 ч каждое занятие.

* Выражаем благодарность и признательность за помощь в подготовке материала Анатолию Владимировичу Абрамову (Нижневартовский государственный педагогический институт)

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *