Что означает непроизводные прилагательные

2.10. Словообразование. Основные понятия

1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.

Например, стол □ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол— также непроизводная (она включает только корень стол-).

2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.

Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).

Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.

3. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).

Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.

4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим).

Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.

Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару.

Например: ночь → ночной; читать → читатель.

5. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.

Сложные слова имеют две и более производящие основы.

При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.

7. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.

Например: в словообразовательных парах: ночьночной; читатьчитатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивыйправдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правдаправдивый.

8. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.

Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.

Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.

При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!

9. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально:

производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»).

Однако из этого правила есть исключения.

Учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.

2) В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным:

3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:

защищать → защищаться; умыть → умыться.

4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:

10. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.

Что означает непроизводные прилагательные. Смотреть фото Что означает непроизводные прилагательные. Смотреть картинку Что означает непроизводные прилагательные. Картинка про Что означает непроизводные прилагательные. Фото Что означает непроизводные прилагательные

Иногда производная основа может быть даже проще производящей.

2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида – бесприставочный глагол совершенного вида – производящим признается глагол несовершенного вида:

3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида – приставочный глагол несовершенного вида – производящим обычно является глагол совершенного вида:

4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными:

бег, торг, выход, осада.

Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов:

5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными:

Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных:

Источник

Разделение частей речи на производные и непроизводные слова помогает лучше понимать их состав и роль. Свойства, значение, определение слов гораздо легче воспринимать, когда известен порядок их формирования.

У большинства слов в русском языке есть собственная история происхождения, независимо от значения и состава. Освоение данной темы позволит с легкостью разбирать речевые элементы на части, оценивать их, находить слова-первоисточники.

Производная основа

Из двух категорий данная разновидность является самой крупной.

Что означает непроизводные прилагательные. Смотреть фото Что означает непроизводные прилагательные. Смотреть картинку Что означает непроизводные прилагательные. Картинка про Что означает непроизводные прилагательные. Фото Что означает непроизводные прилагательные

Здесь слово представляет собой набор, делимый на фрагменты: основа (корень) и словообразовательные морфемы:

суффиксы: дел-а-ющ-ий, дом-ик, дров-ишк-и;

приставки: под-бор, за-пруд-а, пере-ход;

слова с несколькими корнями: сам-о-лет, земл-е-коп;

комбинации: над-вод-н-ый, авиа-нос-ец.

Непроизводная основа

Слова с такой характеристикой обнаружить легче, чем их производные аналоги. Непроизводной называется основа, включающая в себя обычно лишь корень: рек-а, дев-а, неб-о.

Что означает непроизводные прилагательные. Смотреть фото Что означает непроизводные прилагательные. Смотреть картинку Что означает непроизводные прилагательные. Картинка про Что означает непроизводные прилагательные. Фото Что означает непроизводные прилагательные

Существительные и прилагательные в непроизводной основе оформлены в именительном падеже (пол-е, пирог), глаголы – в форме инфинитив со специфичным суффиксом-окончанием (чит-а-ть, реш-и-ть).

В отдельных случаях присутствует суффикс или приставки. Это может касаться устаревших слов: багр-ян-ый, багр-ян-ец (в старославянском «багр» означал пурпур, теперь же нет способа изложить его в обыденной речи).

Чем отличается производная основа от непроизводной

Разница между двумя категориями в составе частей. Непроизводная структура – исходная, первоначальная, не имеющая предшественника на данный момент, либо утратившая его (заимствованная или устаревшая часть речи).

Что означает непроизводные прилагательные. Смотреть фото Что означает непроизводные прилагательные. Смотреть картинку Что означает непроизводные прилагательные. Картинка про Что означает непроизводные прилагательные. Фото Что означает непроизводные прилагательные

Производная – «та, что уже произведена» от своих однокоренных аналогов (читатель – читательский, вода – водный). Понятие такой основы в русском языке подразумевает слова, образованные от других частей речи.

При этом производная основа может быть создана как от непроизводной вершины цепи, так и любого другого элемента – производящей основы.

Производящая основа

Под данным термином понимается состав слова, от которого образовалось следующая в цепи часть речи. Сопоставление «родителя» и «преемника» возможно в так называемые словообразовательные пары.

Что означает непроизводные прилагательные. Смотреть фото Что означает непроизводные прилагательные. Смотреть картинку Что означает непроизводные прилагательные. Картинка про Что означает непроизводные прилагательные. Фото Что означает непроизводные прилагательные

Примеры: рука – ручной, функции – дис-функции.

При этом для полного разбора можно составить полноценную словообразовательную цепь однокоренных частей:

совет – совет-ова-ть – на-совет-ова-ть.

В словообразовательной паре допускается изменение корня:

Очевидно, что исходное и финальное слово, хотя и являются однокоренными, не являются производным и производящим.

Упражнения на тему «Производные и непроизводные слова»

1. Найти к указанным частям речи исходное и производящее слово:

2. Определить, какие из слов – производные, а какие – непроизводные:

река, набросок, молочник, придорожный, кофейный, зелень, болтливость, грамота, книжный, сапог, мешочек, носильщик, меч, доврачебный, медведь, загнали, онлайн, устранять;

3. Построить словообразовательные пары и цепочки из приведенных слов. Учитывать, что одно слово может быть производящим не только к одному, но и к группе слов:

озвучить, сверхзвук, ультразвук, гиперсверхзвук, озвучивание, звучать, звук, озвучка, переозвучка;

земля, наземный, подземелье, земледелие, землянка, земледелец, подземный, земледельческий;

красить, крашенный, перекрасить, закраска, окрашено, покрасить, краска, выкрашено, подкраска, окрашивание.

Что означает непроизводные прилагательные. Смотреть фото Что означает непроизводные прилагательные. Смотреть картинку Что означает непроизводные прилагательные. Картинка про Что означает непроизводные прилагательные. Фото Что означает непроизводные прилагательные

Ответы к упражнениям на тему «Производные и непроизводные слова»

1. Подбор исходного и производящего слова

Источник

Раздел i русский язык прагматические функции заимствованной лексики в чехова

Непроизводные основы прилагательных

Высокий процент непроизводных основ прилагательных обусловлен тем, что в нашей выборке представлен разряд местоимённых прилагательных, большинство которых имеют непроизводные основы ( мой, наш, какой, любой, каждый и т. д.), а также значительное количество слов разряда качественных прилагательных, среди которых немало слов простых, непроизводных по своей структуре. Например: кислый, великий, многие, другой, большой, свой, тёплый, сухой, пустой, здоровый, важный, серьёзный, тяжёлый, его, чужой, равный и многие другие.

Непроизводные основы являются таковыми с точки зрения того хронологического среза, на котором они существовали. Диахронически они являются производными и восходят в большинстве случаев к основам общеславянского языкового фонда. Приведём некоторые примеры:

Этимология вышеприведённых прилагательных приведена по краткому этимологическому словарю Н.М. Шанского [3].

Наш анализ выборки свидетельствует о том, что с точки зрения диахронического подхода абсолютное большинство непроизводных основ прилагательных являются суффиксальными производными от основ существительных и глаголов, отчасти прилагательных.

Производные основы прилагательных

Высокий процент производных основ прилагательных в таблице объясняется тем, что в нашей выборке представлено большое количество единиц разряда относительных прилагательных, которые генетически всегда производны, а также в совокупности разрядов притяжательных прилагательных и окачествлённых причастий.

Качественное различие между межкатегориальным и внутрикатегориальным словопроизводством прилагательных состоит в том, что с помощью внутрикатегориального словопроизводства словообразовательные форманты сообщают производящим основам, главным образом, модификационные значения – уменьшительности, усиления или ослабления – в системе прилагательных.

Согласно нашему анализу, мы выделили следующие основные способы словообразования прилагательных от производящих основ существительных, глаголов, прилагательных, наречий, числительных.

1. А) Суффиксальный способ образования прилагательных от адъективных слов. Словообразовательными формантами для выражения субъективно-оценочных отношений являются суффиксы:

Б) Префиксальный способ образования прилагательных от адъективных слов. Словообразовательными формантами являются префиксы:

не : незрелый, нежелательный, нестойкий, небольшой, неправильный, непредвзятый, недовольный, неприятный, неудовлетворительный; бес : бесполезный, безлюдный, беззаботный, бессмертный, бесчеловечный, бесстрашный;

пре : преглупый, пречистый, премногий, пресвятой, превысокий, премудрый, премилостивый;

все : всеблагий, всесильный, всесвятой, всемилостивый;

2. А) Суффиксальный способ образования прилагательных от основ существительных:

1) суффиксы с притяжательным значением:

-ов (-ев): Христовый, слоновый, бутовый, Спасов, осподаревый, Куликов, бусурманов, Олгордов, Едимантов, Еупатиев, Батыев, Велесов, Игорев, Ольгов,, царев, Бусов, архангелов, Израилев;

-ий: рыбий, чиновничий, помещичий, рыбачий, божий, княжий;

2) суффиксы с относительным значением (обозначают разнообразные отношения к предметам):

-н: вечный, квадратный, уютный, благополучный, денный, грешный, престольный, изменный, добротный, крестный, смертный, злобный, конный, славный, ратный, книжный, пустошний;

-енн: единственный, государственный, общественный, таинственный,, первенственный, шественный, бедственный;

-альн: социальный, гениальный, музыкальный ;

-ск \ еск \ ческ: нацистский, европейский, голливудский, морской, медицинский, детский, пророческий, человеческий, мужчинский;

-ическ: исторический, бюрократический, натуралистический;

-ист: напористый, смолистый, утёсистый, порывистый;

-оват: замысловатый, вороватый;

-ат: чреватый, вороватый, крылатый, розоватый;

-лив: талантливый, счастливый, особливый, завистливый;

Б) Суффиксально-префиксальный способ образования прилагательных от существительных:

на….н : надворный, набожный;

3. А) Суффиксальный способ образования прилагательных от основ глаголов при помощи суффиксов, которые выражают различные отношения признака к действию:

-н: преступный, понятный, платный, видный, заметный, грозный;

-лив \ чив: понятливый, суетливый, угодливый;

-к: мелкий, гладкий, жаркий ;

-л: усталый, умелый, светлый, окаменелый;

-енн \ ённ: повышенный, простреленный, запрещённый;

-т: закрытый, убитый, протянутый, свёрнутый, подогретый;

Б) Суффиксально-префиксальный способ образования прилагательных от основ глагола:

4. Прилагательные, образованные от числительных при помощи суффиксов:

-ичн: пятеричный, четверичный;

5. Прилагательные, образованные от наречий при помощи суффиксов:

-шн (-ешн,-ошн) : вчерашний, нынешний, теперешний, тамошний ;

Проведённый анализ свидетельствует о том, что при внутрикатегориальном словообразовании наиболее распространен префиксальный способ словообразования, так как префикс присоединяется спереди к целому мотивирующему слову и потому не способен изменить его грамматической словоизменительной характеристики, заключённой в конце слова.

При внешнекатегориальном словопроизводстве распространена суффиксация. Суффикс, будучи соседом флексии, тесно спаян с системой флексий мотиворованного слова, составляет с ней единое словообразовательное средство. Образование слова с помощью определённого суффикса означает и отнесение его к определённой части речи, независимо от части речи и словоизменительного типа мотивирующего слова [2, 10-11]. Суффикс присоединяется к основе и при этом осуществляет грамматическое оформление образуемого с его помощью слова; префикс же присоединяется к слову в целом, не затрагивая его грамматического оформления. В первом случае мотивирующая база равна основе, во втором – слову.

Сложнопроизводные основы нашей картотеки образованы двумя мотивирующими основами. Они составляют низкий процент в таблице, поскольку, основными способами их образования являются сложение и сложение с суффиксацией, характерные для словообразования имён существительных.

Небольшое количество слов образовано сращением. При сращении опорный компонент равен целому слову, предшествующий же ему компонент равен либо целому неизменяемому слову, либо целой словоформе изменяемого слова: многострастный, малоподержанный, мимотекущий.

В вышеприведённых примерах прилагательные мотивированы более чем одним словом и имеют сложную комплексную мотивирующую базу, состоящую их нескольких простых.

Итак, мы можем сделать вывод о том, что словообразовательная структура прилагательных, как в синхронии, так и в диахронии практически идентична. Соотношение между производными и непроизводными основами ранжируется соответственно в среднем 60 % на 40 %, сложнопроизводные основы составляют низкий процент. При образовании производных основ межкатегориальное словопроизводство доминирует над внутрикатегориальным, при этом суффиксация является наиболее продуктивным способом словообразования прилагательных.

Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). М.: Русский язык, 2001. 720 с.

Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М., 1977. 315 с.

Шанский Н.М, Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1971. 542 с.

ПРОНОМИНАЛИЗАЦИЯ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Системно-структурный подход в современной семасиологии утвердил анализ значения слова как единицы лексико-семантической системы языка.

Рассмотрение порядковых числительных как элементов лексико-семантической парадигмы позволяет обнаружить закономерности и перспективы варьирования их определенно-порядковых значений, так как у слов часто возникают не любые значения, «а как бы заданные парадигматическими связями» [6, 106].

Системность организации порядковых числительных обусловливает общие тенденции их семантического изменения и развития по закону семантической аналогии.

«Определенная полисемическая структура (тип или подтип полисемии) проявляется обычно в целом круге семантически подобных единиц, поражая пропорциональностью их отношений и соразмеренностью организации смыслового строения» [9, 194].

Регулярную многозначность у порядковых числительных порождают семантико-словообразовательные связи с количественными числительными и/или семантическая аналогия.

«Этот процесс заключается в определенном взаимовлиянии сопоставленных по каким-либо семантическим признакам слов, в том, что слова, относящиеся к той же предметно-семантической группе, нередко развивают сходные «вторичные» значения или вообще видоизменяют свое основное значение в одинаковом направлении» [20, 156-157].

Лексико-семантическая парадигма порядковых числительных – единиц лексического яруса языка – характеризуется рядом особенностей, которые способны оказывать влияние на характер значений, мотивируемых определенно-порядковыми значениями.

Специфика системной организации порядковых числительных обусловлена особенностями счетной системы, которую числительные выражают.

Итак, порядковые числительные образуют микросистему (часть лексической макросистемы) [16, 7] – лексико-семантическую парадигму с соотносительными значениями компонентов, которые «взаимно предполагают друг друга» [20, 142]. Каждое порядковое числительное имеет строгое место в системе, организованной в виде градационного ряда (что отличает порядковые числительные от других релятивов). К особенностям организации системы определенно-порядковых слов следует добавить противопоставленность порядкового числительного «первый» всем остальным порядковым числительным, вместе взятым и каждому в отдельности как не первым. «Категория множества существует в сознании в противопоставлении категории единичности», писала Л.Д. Чеснокова [17, 9].

Развитие неопределенно-порядковых значений осуществляется в результате расширения соответствующего определенно-порядкового значения: числительное в неопределенно-поряд­ковом значении может соответствовать любому в реальности определенному порядковому признаку, в том числе и тому, который указан в мотивирующем определенно-порядковом значении. Например, порядковое числительное сотый в значении «последний в значительном ряду предметов» может соответствовать любому реально определенному порядковому признаку ( третьему, восьмому и пр., а также сотому ).

В парадигматической обусловленности неопределенно-порядковых значений ряда числительных (влияние объединенности порядковых числительных в одну лексико-семантическую парадигму на уровне основных значений и наличия у двух из них неопределенно-порядковых собственно языковых значений) обнаруживается действие фактора несвободы лексико-семантических преобразований.

В то же время свобода появления этих значений связана с вероятностным характером их возникновения. «Нет никакой гарантии того, что данное слово в своем развитии обязательно примет то или иное значение или форму или, наоборот, не будет выступать в этом значении или форме [4, 121-126].

Необходимо, таким образом, различать возможность, связанную с несвободой лексико-семантических изменений, и реализацию возможности, связанную со свободой лексико-семан­тических преобразований (ср. с понятием «потенциального слова» А.И. Смирницкого и с понятием эмпирической продуктивности, измеряемой количеством фактически имеющихся новообразований, и системной продуктивности, измеряемой потенциальной возможностью новообразований, числом ограничений, сдерживающих новообразование, и т.п., предложенным М. Докулилом) [1, 191].

«В русской лексике непременно происходит развитие местоименных значений», – писал В.В. Виноградов [2, 321]. Прономинализируются, в частности, порядковые числительные. «…Проно­минализация других частей речи, – констатирует В.Н. Мигирин, – проявляется в утрате лексического значения и в приобретении тех смысловых особенностей, которые свойственны местоимениям» [8, 156]. В связи с этим следует сказать об особенностях прономинальной семантики. Местоимения «имеют свое содержание, свою семантику. Если таким наполнением в слове с номинативной функцией считать конкретное лексическое значение, то в прономинативах на его месте появляется то, что можно назвать особой прономинальной семантикой», – отмечает Е.Н. Сидоренко [10, 19]. Ею выделяются пять типов последней: вопрос, указание, отрицание, неопределенность и обобщение с выделением, каждый из которых соответствует разрядовой семе в значениях прономинативов [10, 13]. Таким образом, «при решении вопроса о прономинализации основное внимание следует уделить тому, потеряло ли анализируемое слово номинативность и приобрело ли оно одно из разрядовых значений местоимения» [10, 117].

В семной организации как собственно языковых, так и чисто речевых местоименных значений порядковых числительных наблюдается совмещение местоименного и определенно-порядкового компонентов, поэтому порядковые числительные в местоименных значениях могут быть названы порядковыми прономинантами, что отражает синкретичный характер их семантики.

Местоименная часть значений порядковых прономинантов бывает представлена разрядовой семой неопределенности (пример 1), обобщения с выделением (пример 2), указательности (пример 3).

Значение порядкового прономинанта третий в приведенном примере – «кто-то, называемый третьим», порядкового прономинанта четвертый – «кто-то, называемый четвертым».

2. [Василиса:] – Вздор-с все это. Не он – другой, не другой – третий (Булгаков. Белая гвардия).

В данном примере лексемой порядкового числительного третий манифестируется значение «кто-нибудь другой, называемый третьим».

3. Артист должен действовать на массы опосредованно и непосредственно; первое достигается служением на сцене, второе – знакомством с обывателями (Чехов. Первый любовник).

Местоименно-порядковое значение, выражаемое звуковым комплексом порядкового числительного первый в этом примере – «то, что упомянуто первым», второе – «то, что упомянуто вторым».

Проблема скрытых значений имеет, на наш взгляд, три аспекта рассмотрения: первый из них связан с установлением причин появления скрытых сем в смысловой структуре производного слова, второй – с исследованием типа и характера этих значений, третий – с выявлением связи между словообразовательными значениями, не выраженными в структуре деривата [5, 200].

В приведенных примерах порядковый прономинант первый имеет значение «какой-то, называемый первым», второй – «какой-то, называемый вторым», третий – «какой-то, называемый третьим».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *