Что означает нейтралитет страны
Нейтралитет
Международное право нейтралитета содержит три ограничения на действия нейтральной страны на время войны между другими государствами:
Содержание
Нейтралитет в истории
Древний мир
Средние века
Новое время
XX—XXI века
Литература
Австрия •
Ирландия •
Коста-Рика •
Лихтенштейн •
Мальта •
Мальтийский орден 1 •
Туркмения •
Узбекистан •
Финляндия •
Швейцария •
Швеция 2, 3
Полезное
Смотреть что такое «Нейтралитет» в других словарях:
НЕЙТРАЛИТЕТ — (этим. см. нейтрализация). Положение государства, не принимающего участия в делах враждующих держав; вообще невмешательство третьего в деле двух других. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НЕЙТРАЛИТЕТ… … Словарь иностранных слов русского языка
нейтралитет — над схваткой, невмешательство, вооруженный нейтралитет, неучастие Словарь русских синонимов. нейтралитет см. невмешательство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
нейтралитет — а, м. neutralité, > нем. Neutralität. В международном праве политическое и правовое положение государства, не участвующего в войне и занимающего по отношению к воюющим государствам одинаковую (беспристрастную) позицию. БАС 1. Цесарские… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
НЕЙТРАЛИТЕТ — НЕЙТРАЛИТЕТ, нейтралитета, муж. невмешательство в войну, происходящую между другими государствами, нейтральное положение (полит.). Соблюдать нейтралитет. Вооруженный нейтралитет. В империалистическую войну Германия нарушила нейтралитет Бельгии.… … Толковый словарь Ушакова
Нейтралитет — (neutrality) Правовая позиция, согласно которой государство либо не участвует в войне, либо проводит политику неучастия в войне. Нейтрал вправе требовать уважения от воюющих сторон в ответ на его строгий нейтралитет. Политика. Толковый словарь. М … Политология. Словарь.
Нейтралитет — политика государства, не участвующего: в войне и военных действиях других стран (в военное время); в военных блоках (в мирное время). Различают временный и постоянный нейтралитет. По английски: Neutrality См. также: Государственная политика… … Финансовый словарь
НЕЙТРАЛИТЕТ — НЕЙТРАЛИТЕТ, в международном праве особый статус государства. Выражается в неучастии в войне; в мирное время в отказе от участия в военных блоках, военных конфликтах, а также в отказе предоставлять свою территорию для военных баз иностранным… … Современная энциклопедия
Нейтралитет — (от лат. neuter ни тот, ни другой; англ. neutrality; нем. Neutralitat) в международном праве особый международно правовой статус государства. Различают Н. в военное время (эвентуальный Н.) и постоянный Н. Эвентуальный Н. международно правовой… … Энциклопедия права
Нейтралитет — НЕЙТРАЛИТЕТ, в международном праве особый статус государства. Выражается в неучастии в войне; в мирное время в отказе от участия в военных блоках, военных конфликтах, а также в отказе предоставлять свою территорию для военных баз иностранным… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
НЕЙТРАЛИТЕТ — (нем. Neutralitat от лат. neuter ни тот, ни другой), в международном праве неучастие в войне, а в мирное время отказ от участия в военных блоках … Большой Энциклопедический словарь
НЕЙТРАЛИТЕТ — НЕЙТРАЛИТЕТ, а, муж. Неучастие в войне, происходящей между другими государствами; в мирное время неучастие в военных союзах, в борьбе между соперничающими государствами или группами государств. Соблюдать н. (также перен.: не вмешиваться в чужой… … Толковый словарь Ожегова
Нейтралитет (международные отношения)
Резюме
Нейтралитет в международном публичном праве
Определение
Нейтральному государству запрещено присоединяться к военному пакту или каким-либо образом предоставлять свою территорию в распоряжение воюющей державы. С другой стороны, он имеет право защищаться военными средствами от нарушений своего нейтралитета, предлагать гуманитарную защиту и поддерживать дипломатические отношения с любым другим государством.
Прогрессивная кодификация нейтралитета
Нейтралитет был сначала обычным понятием. Однако на Гаагских конференциях 1899 и 1907 годов государства заявили о необходимости кодифицировать его. 6 из 13 конвенций, подписанных в 1907 году, касаются нейтралитета.
Нейтралитет регулируется, в частности:
Правовой режим нейтралитета
Основные компоненты
Правовой режим нейтралитета, особенно развитый в морском праве, состоит из четырех основных компонентов:
Конкретная реализация
Воюющие стороны не вправе:
Со своей стороны нейтральные государства должны:
Нейтралитет в законе, нейтралитет по факту
В принципе, государство, которое формально не является стороной вооруженного конфликта, является нейтральным государством. Этот нейтралитет может быть объявлен или фактически.
После объявления нейтральное государство оставляет за собой право изменить свои правила в любое время.
Когда это действительно так, это определяется фактическим поведением государства.
Случайный нейтралитет, вечный нейтралитет
В случае войны государства, не участвующие в военных действиях, становятся нейтральными. Следовательно, это случается время от времени, то есть связано по своей продолжительности с продолжающимся конфликтом.
Некоторые государства, однако, предпочитают сделать свой нейтралитет вечным. Это можно получить:
Исключения из закона нейтралитета
Военный корабль воюющей страны может осуществлять простой транзит через территориальные воды нейтрального государства. Он может быть допущен в нейтральный порт для ремонта, пополнения запасов или дозаправки, но его пребывание не должно превышать 24 часов, если только его повреждение или состояние моря не позволяют ему покинуть порт (например, Graf Spee в Монтевидео в Декабрь 1939 г. ). Однако это правило не распространяется на госпитальные суда воюющих стран.
Члены вооруженных сил воюющих сторон могут входить на нейтральную территорию. Затем они разоружаются и интернируются, а их оборудование конфискуется нейтральным государством до окончания военных действий. С другой стороны, сбежавшие военнопленные остаются на свободе.
Нарушение нейтралитета и его санкции
Когда воюющие стороны проводят боевые действия в нейтральном пространстве, эти действия считаются нарушением закона нейтралитета. Следовательно, любое нейтральное государство имеет право на ответную реакцию силой, не будучи признанным воюющим. Однако его ответ должен подчиняться правилам самообороны. В частности, он должен быть соразмерным, ограниченным в пространстве и времени, пока не прекратится нарушение его пространства.
Ограниченный геополитический охват
Во многих отношениях систематическая глобализация конфликтов и их экономических последствий могла указывать на окончательный отказ от нейтралитета. Есть и правовые аргументы в этом направлении:
Однако концепция сохраняет актуальность:
НЕЙТРАЛИТЕТ
Понятие нейтралитета как юридического института, определяющего в полном объёме взаимные права и обязанности воюющих и не участвующих в войне государств, складывается в Новое время, когда формируется международное сообщество государств. Первоначально обязанности нейтрального государства ограничивались воздержанием от вооруженного участия в войне, но оно могло предоставлять свою территорию для прохода войск одного из воюющих и т. д. Позднее нейтралитет стал предполагать полное воздержание от какого бы то ни было содействия государству, ведущему войну, и строго беспристрастное отношение к обеим воюющим сторонам. В современном праве различают вооруженный нейтралитет, нейтралитет в вооруженном конфликте и постоянный нейтралитет.
В декларации были выдвинуты основные положения, образовавшие принцип вооруженного нейтралитета: 1) нейтральные государства имеют право торговли с воюющими державами, а также право свободного плавания нейтральных судов у берегов воюющих государств; 2) собственность неприятеля, находящаяся на нейтральном корабле, если она не является военной контрабандой, неприкосновенна и не может быть захвачена воюющими державами; 3) военной контрабандой признаются только грузы, предназначенные непосредственно для ведения военных действий (оружие, амуниция); 4) блокированным воюющей стороной считается только такой порт нейтрального государства, вход в который представляет явную опасность вследствие угрозы со стороны расположенных вблизи военно-морских судов блокирующего государства. Принципы вооруженного нейтралитета нашли отражение и в Гаагских конвенциях 1907 года (о захвате торговых нейтральных судов), а также в Лондонском протоколе 1936 года и Нионском соглашении 1937 года (о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время).
Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны (1907 год) обязывает воюющих уважать верховные права нейтральных держав и воздерживаться на нейтральной территории или в нейтральных водах от всяких действий, которые составили бы со стороны держав, которые их допускают, несоблюдение их нейтралитета. Воспрещаются всякие враждебные действия, включая захват и осуществление права осмотра гражданских судов, совершаемые военными судами воюющих держав. Воспрещается воюющим создавать из нейтральных портов и вод базу морских операций против своих неприятелей. Нейтральное государство может разрешить перевозку по своей территории раненых и больных, принадлежащих к воюющим армиям, под условием, чтоб везущие их поезда не перевозили ни войск, ни военных припасов. В этом случае нейтральное государство обязано принять необходимые меры предосторожности и надзора.
Статус постоянного нейтралитета не лишает государства права на самооборону. Такой статус закрепляется международным договором или национальным законодательством. В XXI веке постоянного нейтралитета придерживаются Австрия (Закон о постоянном нейтралитете от 26.10.1955 года), Камбоджа (Соглашение, касающееся суверенитета, независимости, территориальной целостности, неприкосновенности, нейтралитета и национального единства от 23.10.1991 года), Лаос (Декларация о нейтралитете от 23.07.1962 года), Мальта (Декларация относительно нейтралитета от 14.05.1981 года), Туркмения (Закон о постоянном нейтралитете от 27.12.1995 года) и Швейцария [Акт относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории от 08(20).11.1815 года].
Значение слова нейтралитет
Словарь Ушакова
нейтралит е т, нейтралитета, муж. невмешательство в войну, происходящую между другими государствами, нейтральное положение (полит.). Соблюдать нейтралитет. Вооруженный нейтралитет. В империалистическую войну Германия нарушила нейтралитет Бельгии.
| Вообще невмешательство в спор, борьбу между двумя сторонами (книж.).
Политическая наука: Словарь-справочник
1) неучастие в войне, уклонение от вмешательства в коллизию или конфликт между двумя сторонами;
2) политика и особый правовой статус государств, принципиально уклоняющего уклоняющегося от участия в войнах и в военно-политических союзах.
Словарь Военных Терминов
Политология. Словарь терминов
(нем. Neutralitat ; от лат. neuter ни тот, ни другой) – принцип внешнеполитической деятельности государства. Предполагающий его неучастие в вооруженных конфликтах, а в мирное время – отказ от участия в военных союзах и блоках. Данный принцип оформляется как особый правовой статус государства. Рассматривается как политика, т.е. целесообразная, сознательная деятельность высших лиц государства, осуществляющих от имени государственных органов и народов действия, направленные на стабилизацию мирных отношений, их развитие в сторону человечности, гуманистичности.
Различают следующие виды нейтралитета: 1. Постоянный, который оформляется в международном порядке (Швейцария, Австрия). 2. Договорный, представляющий собой соглашение, договор о применении принципа нейтралитета в отношениях между двумя или несколькими государствами. 3. Традиционный — принцип, соблюдаемый определенным государством в течение длительного времени его существования, развития, то есть ставший традицией. 4. Позитивный — принцип и политика отдельных государств, проводящих политику неприсоединения к военным блокам, союзам.
Устав ООН предусматривает норму, в соответствии с которой в случае нападения на нейтральное государство оно имеет право на индивидуальную защиту или коллективную самооборону.
Следует отметить, что принцип нейтралитета и его виды не остаются неизменными. Происшедший в мире процесс перехода от «биполярного» к «однополярному и многополярному» сотрудничеству, изменение геополитической обстановки, ее региональных составляющих и т. д., происходящая модернизация, реформирование государств и обществ, переход их на рельсы открытости, рынка и демократии автоматически не ведут к закреплению этого принципа во взаимоотношениях между государствами. Рост сепаратизма, национализма, локализма и т. п. способствует нарушению принципа нейтралитета.
Военно-морской Словарь
политика неучастия в войне в военное время, отказ от участия в военных блоках в мирное время. Международное право предусматривает виды нейтралитета: постоянный (Швеицария, Лаос, Австрия), традиционный (Швеция), позитивный (большинство стран Азии и Африки), военный.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
НЕЙТРАЛИТЕТ, а, м. Неучастие в войне, происходящей между другими государствами; в мирное время неучастие в военных союзах, в борьбе между соперничающими государствами или группами государств. Соблюдать н. (также перен.: не вмешиваться в чужой спор, в борьбу двух враждующих сторон). Нарушить н. Вооружённый н. (соблюдение нейтралитета при полной готовности к войне).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Права и обязанности Н. В праве Н. необходимо различать две группы отношений: I) между государствами нейтральными и воюющими, II) между нейтральными подданными и воюющими государствами.
Ср. Bulmerincq, «Neu tralitä tsgesetze» (в «Holtzendorff’s Rechtslexicon»); Galiani, «De’Doveri de’principi neutrali verso i principi guerregianti e di questi verso и neutrali» (Неаполь, 1782); Esperson, «Dei Rapporti Giuridici fra i Belligeranti ed i Neutrali» (Турин, 1865); S idney Schopfer, «Le principe juridique de la Neutralité et son é volution dans l’histoire du droit de la guerre» (Лозанна, 1894); P. Schweizer, «Geschichte der schweizerischen Neutralit ä t» (Фрауенфельд, 1895); Коркунов, «Юридическое положение нейтральных» («Журнал Гражданского и Уголовного Права», 1877); Hall, «The rights and duties of neutrals» (Л., 1874); Kleen, «Neutralitetens Lagar» (Стокгольм, 1889—91); Heilborn, «Rechte u. Pflichten der neutralen Staaten in Bezug auf die w ährend des Krieges auf ihr Gebiet übertretenden Angehö rigen einer Armee» (Б., 1888). О постоянном Н. Piccioni, «Essai sur la neutralit é perpé tuelle» (П., 1891); Filitis, «Essai sur la neutralit é territoriale» (П., 1885); Tr. Twiss, «On international conventions for the neutralisation of territory» (Л., 1887). Особенно богата литература морского Н.: G. Fr. Martens, «Essai concernant les armateurs, les prises et surtout les reprises» (Геттинген, 1795); Каченовский, «О каперстве и призовом судопроизводстве» (М., 1856); Даневский, «Исторический очерк Н. и критика парижской морской декларации» (М., 1879); Лешков, «О морском торговом Н.» (М., 1841); Спасович, «О правах нейтрального флага и груза» («Собрание Сочинений», т. III, СПб., 1890); L. B. Hautefeuille, «Des droits et des devoirs des nations neutres en temps de guerre maritime» (3 изд., П., 1868); Hubner, «De la saisie des b â timents neutres» (Гаага, 1759); Gessner, «Le droit des neutres sur mer» (2 изд., Б., 1876); его же, «Kriegf ührende und neutrale Mä chte» (Б., 1877); Schiattarella, «Il diritto della neutralità nelle guerre marittime» (2 изд., 1881); Di Marco, «La neutralit à nelle guerre marittime secondo il diritto pubblico italiano» (1882); Ward, «A treatise on the relative rights and duties of belligerent and neutral powers in mari time affairs» (Л., 1875); Johnstone, «Handbook of maritime laws and the declaration of Paris considered» (1877); Deppisch, «Das Recht des neutralen Seehandels» (Юрьев, 1855); Drouyn de Lhuys, «Les neutres pendant la guerre d’Orient» (П., 1868); Bernard, » H istorical account of the neutrality of Great Britain during the American civil war» (Л., 1870); «Report of Neutrality Law Commissioners» (Л., 1868); Tr. Twiss, «La th éorie de la continuité du voyage» (П., 1877). См. также литературу в ст. Алабамский вопрос, Вооруженный Н., Каперы. О вооруженном Н.: Fauchille, «La diplomatie fran ç aise et la ligue des neutres de 1780» (П., 1893). О блокаде : Deane, «The law of blосcade» (Л., 1870); Fauchille, «Le blocus maritime» (П., 1889). О контрабанде : М. Заремба, «Историческое развитие понятия о военной контрабанде» (1849); А. Базили, «О военной контрабанде» (1866); кн. Кантакузин, граф Сперанский, «Опыт определения понятия военной контрабанды» (Одесса, 1875); Pratt, «Law of contraband of war» (Л., 1856); Lehmann, «Die Z ufuhr von Kriegscontrabande-Waaren nach kriegführenden Lä ndern seitens Neutraler» (Киль, 1877); Kleen, «On Krigskontraband» (Стокгольм, 1886); Marquardsen, «Trentfall (Эрланген, 1862). О положении частной собственности на море : L. B. Hautefeuille, «Propriétés privées des sujets belligé rants sur mer» (П., 1860); Cauchy, «Du respect de la propri été privé e dans la guerre maritime» (П., 1866); «Frei Schiff unter Feindes Flagge» (1866); L éveillé, «De l’inviolabilité de la propriété privée des belligérants sur mer » (П., 1863); Vidari, «Del rispetto della propriet à privata fra glistati in guerra» (Павия, 1867); Laveleye, «Du respect de la propri été privé e en temps de guerre» (Брюссель, 1875); de Boeck, «De la propri été privé e ennemie sous-pavillon ennemi» (П., 1882); Мартенс, «О неприкосновенности частной собственности во время войны» (СПб., 1869).
Нейтралитет. Понятие, виды, права и обязанности нейтральных государств.
Нейтралитет как государственная политика, проводимая некоторыми странами, является одним из международно-правовых средств обеспечения международной безопасности. Нейтральным является такое государство, которое заранее раз и навсегда отказалось от участия во всех войнах, кроме случаев самообороны. Политика нейтралитета, первоначально сложившаяся в форме неучастия отдельного государства в войне, приобрела более широкое значение в современных международных отношениях и воплотилась в конкретные обязательства, связанные не только с периодом военных действий, но и с мирными отношениями между государствами. Существуют следующие виды нейтралитета: постоянный, позитивный, традиционный.
Постоянный нейтралитет – это международно-правовой статус суверенного государства, в соответствии с которым оно обязано не участвовать в вооруженных конфликтах, не входить в военные союзы (блоки), не разрешать строительство военных баз иностранных государств на своей территории. Целостность и неприкосновенность такого государства, с одной стороны, закрепляются законодательным актом соответствующего государства, с другой – может гарантироваться международным договором, участниками которого являются некоторые государства.
Так, постоянно нейтральным государством является Швейцария, нейтралитет которой был установлен актом относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории от 8 ноября 1815 г. и гарантирован Австрией, Францией, Великобританией, Россией, Португалией, Пруссией. Швейцария вносит значительный вклад в развитие международных отношений, чему способствует избранный ею статус постоянного нейтралитета, который не помешал ей стать в 2002 г. членом ООН.
В числе постоянно нейтральных государств – Австрия, нейтралитет которой закреплен в Федеральном конституционном законе о нейтралитете Австрии (1955), в котором говорится, что в целях прочного утверждения своей внешней независимости и обеспечения неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Постоянный нейтралитет Австрии гарантирован Государственным договором о восстановлении независимой и демократической Австрии (1955).
Постоянно нейтральным государством является также Мальта в соответствии с Декларацией о нейтралитете Мальты (1981). Указанная Декларация принята к сведению в итоговом документе Мадридской встречи ОБСЕ.
Позитивный нейтралитет, или движение неприсоединения, предполагает неучастие в военных группировках государств. Движение неприсоединения руководствуется на международной арене следующими принципами: борьба против империализма, колониализма и неоколониализма, апартеида, расизма, включая сионизм, и всех форм гегемонизма и экспансионизма за мирное сосуществование государств, обеспечение международного мира и безопасности, разрядку международной напряженности, прекращение гонки вооружений, в особенности ядерных, и достижение всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, за перестройку международных экономических отношений на справедливых и демократических началах, за новый международный информационный порядок.
Высшим форумом движения неприсоединения являются конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран, созываемые один раз в 3 года. Государство, на территории которого проходит конференция, становится государством-координатором, а глава этого государства или его правительство – председателем движения неприсоединения, который обеспечивает постоянную связь между неприсоединившимися странами и представляет движение неприсоединения на международной арене. Реализация решений конференции возложена на Координационное бюро, созданное в 1973 г. Члены бюро избираются на основе принципа представительства по регионам. [224]
Традиционный нейтралитет – это нейтралитет государства, не оформленный в международном договоре, но соблюдаемый государством добровольно в течение длительного времени. Например, Швеция нейтральна уже более 160 лет. Основным признаком традиционного нейтралитета является то, что он выражает нейтральную позицию государства во время войны. Обычно в начале войны такие государства заявляют о своем нейтралитете. Традиционный нейтралитет отличается от постоянного тем, что государство придерживается нейтралитета постоянно – как во время войны, так и в мирное время. Традиционный нейтралитет не связан с международно-правовыми обязательствами и может быть прекращен в одностороннем порядке в любой момент. Политика постоянного нейтралитета подразумевает большее число прав и обязанностей нейтрального государства. Постоянный нейтралитет имеет отношение ко всем войнам; традиционный же нейтралитет – к отдельной войне.
Нейтральное государство обладает теми же правами и несет те же обязанности, что и другие государства, т. е. оно имеет права на политическую независимость и территориальную целостность, на самооборону от агрессии, на представительство в других государствах и международных организациях и др. В то же время нейтральное государство выполняет и определенные обязанности: не участвует в военных конфликтах на стороне одного из воюющих, не принимает участия в военных союзах, созданных другими государствами; не предоставляет свою территорию иностранным государствам для создания военных баз; не вступает в экономические союзы, участие в которых будет противоречить международно-правовому статусу нейтралитета; в своей внешней политике нейтральное государство руководствуется принципами мирного сосуществования; нейтралитет государства носит гуманитарный характер (оказание добрых услуг и посредничества, предоставление своей территории для работы международных конференций, органов ООН и др.).
48. Резолюции – рекомендации международных организаций.
Резолюции международных конференций, совещаний, а также международных организаций, их органов играют важную роль в регулировании межгосударственных отношений. Растет их влияние и на внутреннее право, но в отличие от норм международного права в данном случае влияние не носит юридического характера. Как известно, резолюции международных конференций и организаций не обладают юридически обязательной силой. Отдельные исключения из общего правила будут отмечены.
Что же касается резолюций международных организаций, то прежде всего необходимо отметить большое влияние на внутреннее право решений организаций, действующих в областях специализированного сотрудничества: транспорта, связи, метрологии, здравоохранения и многих других. Внутреннее право в этих областях в значительной мере унифицировано. Принимаемые такими организациями регламенты, рекомендации, стандарты, несмотря на отсутствие у них юридической силы, учитываются внутренним правом. Заслуживает быть отмеченной особо деятельность Международной организации труда, многочисленные акты которой явились важным фактором развития трудового права государств.
Значительно влияние на внутреннее право организаций общей компетенции, прежде всего ООН. Вспомним все ту же Всеобщую декларацию прав человека, которая содержалась в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, имеющей статус рекомендации. Практике Генеральной Ассамблеи ООН известны и иные пути воздействия на внутреннее право. Декларация о ликвидации всех видов расовой дискриминации 1963 г. потребовала от государств отмены законов и правил, порождающих и закрепляющих расовую дискриминацию. Генеральная Ассамблея ООН в ряде резолюций призвала государства принять законы об уголовной наказуемости использования наемников, а самих наемников признать преступниками. Соответствующие положения имеются и в резолюциях о борьбе с международным терроризмом.
В резолюциях Совета речь нередко идет об отказе в признании режима правления в целом. В резолюциях по поводу вторжения Ирака в Кувейт Совет Безопасности признал правительство Кувейта единственно законной властью, выразил намерение восстановить его власть и потребовал «не признавать какой бы то ни было режим, установленный оккупирующей державой».
Следует помнить, что принимаемые Советом Безопасности в соответствии со ст. 25 Устава ООН решения являются юридически обязательными. Международный Суд подтвердил, что такие решения имеют силу обязательств по Уставу и, следовательно, в соответствии со ст. 103 Устава преобладают над любым обязательством государств, вытекающим из любого договора. Если решение Совета Безопасности прекращает или приостанавливает действие международного договора, то тем самым он делается неприменимым и в качестве части права страны.
Решение Совета Безопасности от 25 сентября 1990 г. указывало: «Все государства, независимо от наличия любых прав или обязательств, возникших на основе любого международного договора или любого заключенного контракта либо любой лицензии или разрешения, выданных до даты принятия настоящей резолюции, откажут в разрешении любому самолету взлетать с их территории, если самолет будет нести любой груз в Ирак или из него. «.
Государства обязаны обеспечить выполнение решений Совета Безопасности ООН всеми своими органами, физическими и юридическими лицами. Если в этих целях необходимо издание нормативного акта, то он должен быть издан. Необоснованная отмена норм, принятых во исполнение решения, рассматривается как нарушение решения. Генеральная Ассамблея ООН в 1970 г. осудила отмену Великобританией и США национальных актов, вводивших экономические санкции в отношении Родезии.
В вопросе о внутригосударственной имплементации обязательных решений Совета Безопасности ООН наблюдается определенное единообразие. В целом государства исходят из того, что для придания им обязательной силы внутри страны необходимо издание национального нормативного акта. В одних государствах для этого требуется законодательный акт, в других достаточно акта исполнительной власти.
Верховный суд Австралии определил: «Поскольку Устав и решения Совета Безопасности не были введены в действие внутри Австралии путем соответствующего законодательства, постольку они не могут служить основанием для действий исполнительной власти, которые в ином случае были бы необоснованными. «. Аналогичный порядок существует и в других странах, включая и те, в которых в отличие от Австралии предусмотрена общая трансформация норм международного права. В ФРГ для реализации обязательных резолюций Совета Безопасности ООН необходимо издание национального правового акта.
В качестве примера можно привести Указы Президента РФ о мерах по выполнению Резолюций Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г., 1388 от 15 января 2002 г. и 1390 от 16 января 2002 г., посвященных актам международного терроризма, представляющим собой угрозу для международного мира и безопасности, подтверждающим необходимость бороться всеми средствами в соответствии с Уставом ООН с угрозами для международного мира и безопасности, создаваемыми террористическими актами. В указах Президента РФ определяется целый ряд мер, которые необходимо принять государственным органам России в связи с принятием резолюций Совета Безопасности ООН.
Директивы обязывают государство, которому они адресованы, в отношении подлежащего достижению результата. Иными словами, они не имеют прямого действия в рамках внутреннего права. Решения обязательны для всех, кому они адресованы, включая и субъектов внутреннего права. Практика органов Европейского союза, прежде всего его Суда, идет по пути расширения влияния принимаемых решений на внутреннее право участников.
Все ранее сказанное позволяет сделать определенные выводы. Тенденция к глобализации правового регулирования проявляет себя все более ощутимо. Постепенно конституции государств обретают черты основных законов членов международного сообщества. Это находит выражение в первую очередь во все более широком признании приоритета международного права. Наблюдается тенденция к усилению роли международного права.
Углубление взаимодействия международного и внутреннего права государств ведет к образованию глобальной правовой системы, или суперсистемы. В ее рамках взаимодействуют национальные правовые системы друг с другом, с региональными системами и общим международным правом. Фундаментом такой системы служат основные принципы международного права, дающие возможность согласования различных правовых систем. Поэтому глобальная правовая система не имеет отношения к концепциям мирового государства, мирового права или аналогичным концепциям. Этот факт отмечается не только учеными.
Национальные правовые системы в значительной степени действуют как часть глобальной правовой системы и должны соответствовать ее принципам. Однако это не означает формального соподчинения, полного доминирования международного права над внутренним правом государств. Подчиненность национальных правовых систем существует лишь там, где это необходимо для нормального функционирования международного права.
В формировании глобальной правовой системы сделаны важные, но лишь первые шаги. Процесс будет длительным и сложным. При этом такую систему не следует понимать упрощенно, как означающую стандартизацию национальных правовых систем. Как известно, такое понимание весьма распространено среди западных политиков и ученых, полагающих, что правовые системы всех стран будут перестраиваться по западному образцу. Документы ООН подчеркивают значение сохранения многообразия цивилизаций. В Декларации тысячелетия ООН говорится: «Различия в рамках обществ и между обществами не должны ни пугать, ни служить поводом для преследований, а должны пестоваться в качестве ценнейшего достояния человечества. Следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациями».
Речь идет о создании такой глобальной правовой системы, которая обеспечила бы нормальное функционирование как взаимосвязанных национальных обществ, так и мирового порядка, способного создать условия для решения глобальных проблем. Такая система будет опираться на принципы демократии, общепризнанные права человека и верховенство права.
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 509 ; Нарушение авторских прав