Что означает номер на фарфоровой статуэтке
Маркировка Фарфоровых Изделии
Маркировка как способ указания принадлежности изделия к конкретному производству стала использоваться в Европе вскоре после
создания крупных керамических мануфактур. Но еще задолго до этого.
например, на дельфтском фаянсе ХУП века воспроизводились восточные
(японские и китайские) марки. Кстати, с этих же марок начинали и
крупнейшие европейские фарфоровые фабрики — Мейсен и Вена.
Оригинальные марки впервые в Европе были введены на мейсенской
мануфактуре в 1723-24 годах. Вслед за этим начали маркировать свои
изделия и другие фабрики. Марки, как правило, были синими подглазур-
ными и размещались на дне изделия. Долгое время наличие или
отсутствие марки предоставлялось на усмотрение самих производителей
фарфора и лишь в последней трети ХVШ века в основных странах
изготовителях (Франция, Германия, Австрия) маркировка стала обяза-
тельной, причем, марки должны были регистрироваться в соответст-
вующих государственных службах.
По мере увеличения числа фарфоровых произволств в Европе и при-
знания очевидного лидерства, а, следовательно, и наибольшей ценности
изделий севрской, мейсенской‚ венской и некоторых других мануфак-
тур, на первый план стала выходить такая функция маркировки, как
защита от имитации и подделки. С этой целью. например, в ХПХ веке
Севр, Вена и Берлин ввели практику двойного маркирования: одна
марка — обычно синяя подглазурная — ставилась при изготовлении из-
делия, вторая — чаще всего красная — при его надглаэурном декориро-
вании.
Если говорить о содержании марок, то при всем их разнообразии
можно выделить следующие основные элементы: названия фабрик
или городов (местностей), где они расположены; фамилии, инициалы
или монограммы владельцев либо их высоких покровителей; геральди-
ческие мотивы — короны, гербы или части гербов; фигуры животных,
птиц, рыб; цветы или иные растения; корабли, якоря, другие морские
мотивы; замки и различные строения; религиозные или мифологические
мотивы; различного рода эмблемы и символы; геометрические фигуры.
Что касается самой технологии маркирования, то оно выполнялось с
использованием тех же основных процессов, которые применяются при
декорировании изделий (исключение составляют, пожалуй, лишь
рельефы, столь охотно непользуемые при украшении фарфоровой про-
дукцию.
1. Подглазурная роспись. Марка выполняется на поверхности из-
делия до покрытия его глазурью. В ХУШ и начале Х1Х века господ-
ствовал синий цвет, а в середине ХПХ века стал популярен зеленый.
Марки, написанные от руки, могут значительно изменяться от изделия к
изделию, в зависимости от манеры исполнителя, его настроения,
скорости исполнения. В идеале художник, копирующий марку, должен
схватить дух, в котором она выполнена, а не педантично копировать
линию за линией. В силу этого многие марки подвергаются метамор-
фозам при перерисовке в каждую новую монографию (энциклопедию`
статью) о фарфоре. Кроме того, некоторые авторы, срисовывая марки со
старинных фарфоровых изделий, не всегда учитывают отслоение и
истирание красочного слоя на марке, что тоже может привести к
ошибкам.
2. Надглазурная роспись. Марка выполняется поверх обожженной
глазури. Все, сказанное о разбросе в исполнении подглазурных марок,
относится и к надглазурным, тем более, что они не защищены слоем
глазури.
3. Переводная печать. Изображение гравируется на металлической
доске, а затем, с помощью специальной бумаги, переносится на изделие.
Печатные марки могут быть как под-, так и надглазурными. Естественно
разброс при воспроизведении марок в этом слущае значительно меньше,
чем при ручной росписи.
4. Вдавливание в массу. Марка вдавливается штампом в массу
необожженной глины. Впервые этот метод был применен в Франкентале
и Людсвигсбурге в 1753-54 гоцах; Четкость марки в значительной мере
зависит от величины давления, которое применял маркировщик. Подде-
лывать такие марки очень трудно.
5. Гравировка (процарапывание). Как и вдавленные в массу, эти
марки выполняются на мягкой необожженной глине, но не штампом, а
острым инструментом. Края возникающей бороздки могут быть
неровными, что затрудняет их воспроизведение.
Марки являются важным, а в ряде случаев и решающим фактором
при атрибуции изделий. К числу атрибутивных параметров принад-
лежат изображение, надпись или символ, содержащиеся в марке, ее цвет,
метод нанесения. Наиболее надежный, на первый взгляд, атрибутив-
ный признак — дата — может вводить в заблуждение, так как иногда
означает не год выпуска данного изделия, а год основания фабрики или
даже дату начала выпуска данной модели.
Рассматривая марку изделия и сопоставляя ее с информацией о том,
какие методы и краски применялись при маркировке изделий той или
иной фабрики, можно сделать предварительное заключение о принад-
лежности данного изделия к продукции конкретной фабрики и о
времени его изготовления. Однако, повторим, такое заключение в ряде
случаев может быть лишь предварительным. Во-первых, минимальные
различия между какими-то двумя рассматриваемыми марками — чуть
большая длина линии, чуть меньший угол закругления, дополнительная
точка и т. п. — могут означать лишь естественный для человеческой руки
разброс, а могут — принадлежность к разным периодам и даже фабрикам.
Во-вторых, новые владельцы и директора фабрик часто видоизменяли
основную фабричную марку, что может вести к ошибкам при последую-
щей атрибуции изделий. Наконец, на многих крупных мануфактурах
некоторые сервизы, например чайные, не изготавливались как единое
целое: чашки, блюдца и т.д. выпускались партиями, складировались и
могли „сниматься с полки“ через достаточно длительное время; в
результате на предметах из одного и того же сервиза могли оказаться разные марки, Эти и некоторые другие факторы не позволяют считать
марку гарантом стопроцентной надежности атрибуции. Подлинное же
распознавание изделия может быть лишь следствием совместного рас-
смотрения массы, формовки, глазури, декора и марки. Если к этому
добавить знание истории фабрики (когда были внедрены новые массы,
методы и стили декорирования, в какие периоды работал на фабрике тот
или иной известный художник либо скульптор), такая атрибуция позво-
лит сделать уверенное заключение о ценности данного предмета для
музея или коллекционера. Кроме того, это дает возможность надежно
выявлять копии и подделки. Известный отечественный искусствовед
А. Б. Салтыков рассматривает одиннадцать этапов последовательного
изучения фарфорового изделия для его гарантированной атрибуции.
Анализ марок занимает в этом перечне второе место.
Как отличить оригинал от подделки
Как отличить оригинальную фарфоровую статуэтку от подделки.
В последние годы, рынок фарфоровых статуэток, все больше наполняется подделками. Если раньше качество исполнения подделки бросалось в глаза своим отвратительным видом, то сейчас делают копии, которые может выявить только настоящий профессионал. Хорошая роспись, правильные клейма, размеры, практически, стопроцентное совпадение.
И все же специалисту, что-то говорит о том, что это не творение ЛФЗ или Дулевского фарфорового завода советских времен, а хорошо сделанная современная имитация.
Если подделка выполнена посредственно, то она выдаст себя сразу после беглого осмотра. Отличие в росписи сразу бросается в глаза. Если вы когда-нибудь держали в руках настоящую фарфоровую статуэтку, скажем завода ЛФЗ, то вы сразу раскроете фальшивку.
Но бывает это сделано на очень высоком уровне. Не редко, это касается, именно дорогих, редких фигур.
Даже опытный взгляд не сможет отличить хорошую имитацию сразу, по внешнему виду.
Очень информативным является осмотр донышка фигурки. Часто, отличить подлинную фигурку от копии помогает именно исследование дна статуэтки. Нужно обратить внимание на наличие или отсутствие глазури на донышке, его форму, толщину черепка, различные метки и конечно, клеймо завода изготовителя.
Образец клейма каждого завода изменялся в разные периоды времени. Зачастую, распознать подделку можно именно по клейму. Здесь существует масса нюансов в нанесении клейма.
Например, одно и то же, оригинальное клеймо может выглядеть по разному (неравномерное прилегание штампа к поверхности изделия, залив краски, изнашивание в процессе массового производства штампа), все это неизбежно вносит изменения в изображение клейма на изделии. Встречаются статуэтки вообще без клейма, но не стоит сразу причислять ее к подделке, нужно изучить другие признаки. Клеймо может быть, например, утрачено с течением времени.
Если вы хотите заняться коллекционированием фарфоровых изделий, вам придется повнимательней изучить клейма заводов производителей, овладеть справочным аппаратом по клеймению фарфора. Это вам поможет правильно атрибутировать фарфоровое изделие, узнать место и дату изготовления. Но это
задача не из легких. Ведь если брать только советский период, только у дулевского завода, около тридцати разновидности клейм, а у ЛФЗ около семидесяти, да еще и они имеют массу разнообразных вариантов.
Не плохо будет походить по антикварным магазинам, и посмотреть, как выглядят оригинальные статуэтки и клейма разных заводов производителей. Чем больше вы подержите в руках, фарфоровые изделия, больше воочию увидите клейм, тем лучше станете разбираться в фарфоре, «;набьёте глаз». Совсем хорошо если у вас появится возможность сравнить две одинаковые статуэтки, оригинальную и подделку, держа обе в руках.
Также, на дне изделия можно встретить метки мастера, художника, отметки завода (сортность, год изготовления, цена).
Если вы хотите купить подлинную фарфоровую статуэтку, покупайте и обращайтесь за консультацией, только в проверенные магазины, или к известным продавцам.
Говоря о редких статуэтках, например раннего советского периода, авторских, здесь важно знать стилистику, как автора, так и завода на котором он работал.
Определенное сочетание красок, стиля и вида росписи часто бывает уникальным для определенного завода и временного периода.
Сотрудники Магазина «Новый комиссионный» помогут вам продать, купить, оценить, атрибутировать фарфоровые статуэтки, изделия из фарфора, а также бронзу, серебряные столовые предметы, изделия из серебра царских времен, монеты, самовары, иконы и другие предметы антиквариата.
Что означают клейма на фарфоре?
Фарфоровые изделия ценятся как в среде коллекционеров, так и среди обычных граждан. Из этого старинного материала изготавливается большое количество статуэток, сувениров, а также посуды и произведений искусства. Но истинная ценность фарфора напрямую зависит от производителя и года выпуска. Это можно определить, если обнаружить клеймо на фарфоре. Каждое уважающее себя производство — хранитель древних традиций и отражает своеобразно историю в клейме.
Фарфор Германии
Фарфоровые изделия в Германии имеют более чем 300-летнюю историю. Поэтому изделия востребованы среди коллекционеров, а также дорого стоят. Вот основные немецкие заводы, клейма которых встречаются на фарфоре:
В Германии больше 10 заводов, которые занимаются изготовлением фарфоровых изделий. Каждая статуэтка — высокое искусство умелого мастера.
Фарфор СССР
Советская керамика отражает целую эпоху. Это уже не просто предмет быта, который говорит о достатке, а история. В виде пометки завода чаще всего выступает непосредственно фамилия скульптора. А также на изделие наносится и год выпуска. На керамику СССР первым поставил клеймо немецкий скульптор Гунгер.
Советские клейма на фарфоре наносились как на глазурь, так и под нее. Согласно каталогам известны следующие пометки фарфоровых изделий:
Если пометки мастера на изделии нет, значит, ценность определяется опытным антикваром.
Французский завод
Французский король Франциск I пытался повторить идеальный вариант фарфоровой посуды. В итоге во Франции получился уникальный продукт — мягкая керамика. До XVIII века мастера на заводах Парижа занимались только имитацией, а спустя десятилетия начали создавать свои изделия.
Известный французский завод — Бернард и Хавиленд.
Все, кто на своих полках имеет антикварную фарфоровую посуду, хоть раз задумывался о ее стоимости. Прежде всего, определить цену может антиквар со стажем. Но если на изделии осталось клеймо завода, то даже простой обыватель сможет по интернет-каталогам понять, насколько большой ценностью он обладает. Марки немецкого фарфора, отмеченные клеймами производителей, считаются самыми дорогими и ценятся по всему миру.
Что означает номер на фарфоровой статуэтке
Насколько смог понять, этот нюанс имеет большое значение при опредении ценности изделия, и часто становится темой горячих споров коллекционеров антикварного фарфора.
И еще, удивил розовый мазок на голове у кавалера. Похож на вопросительный знак.
Если это брак, тогда отчего на донышке синее клеймо второго, кажется, сорта?
Собственно из-за этого, нестандартного момента и купил несколько предметов этого сервиза.
Спасибо.
Есть еще мадам и джентельмен за чаем.
antikvarius | Дата: Вторник, 09.07.13, 22:06 | Сообщение # 70 | |
клён, это может быть практически что угодно. Номер партии, номер заказа, номер модели, номер смены, иногда год изготовления, иногда год основания фирмы. У кого что, короче. | ||
Августина | Дата: Вторник, 09.07.13, 22:06 | Сообщение # 72 | |
Да, чаепитие тоже супер. Да,а кто производитель, какого года? Вы знаете? Они похожи на современные. | ||
Tor | Дата: Вторник, 09.07.13, 22:06 | Сообщение # 73 | |
Уважаемый anticvarius. Спасибо за ваш ответ. Собственно, и меня она заинтересовала именно по этой причине. Дату клейма я определил по книге » Вербилки. История фарфорового завода Ф.Я.Гарднера.» 2005год. Клеймо дна сухарницы (2) Для сравнения взял фото (с Молотка) Гарднеровской деколи (1) Тут без вопросов хрошая, импортная деколь. (3) 30-е годы Дмитровская ф-ка. На второй деколь на мой взгляд, тоже не очень, но хоть без пятен, а вот третья совсем… Чтобы не чувствовать себя обманутым, могу посоветовать приобретать из Но украшений коллекции всегда не много, их единицы из несколько сотен Моя отдушина,кстати. | ||
antikvarius | Дата: Вторник, 09.07.13, 22:06 | Сообщение # 75 | |
Уважаемый TOR. Качество деколи может зависить от правильности запекания (правильно ли выдержали температурный и временной периоды).Скукожиться она могла из-за этого. Но людям в эпоху НЭПа это ведь простительно,правда? Самых лучших разогнали или расстреляли, так что судить их нельзя. Коллекционеры всех стран,объединяйтесь! | ||
Августина | Дата: Вторник, 09.07.13, 22:07 | Сообщение # 76 | |
У меня не большая коллекция. Все началось 6 лет назад, когда умерла бабушка. Я просто на память забрала фигурки, которые мне нравились. Потом отдала мама принса, с протянутой рукой ЛФЗ (правда он упал и отломал себе пальчики.) В общем немного, но ваши статуэтки, правда, как из детства. Я с ужасом вспоминаю, как в детстве расколотила голову китайской фарфоровой куклы, которую мне подарили. Да,возьму всю серию. | ||
antikvarius | Дата: Вторник, 09.07.13, 22:07 | Сообщение # 77 | |
Здравствуйте, помогите понять, что за статуэтка (стиль, страна, год?), клейма нет, только цифра 512. За ранее всем благодарен. ps высота 12 см. | ||
vfhj23 | Дата: Суббота, 15.03.14, 21:45 | Сообщение # 83 | ||||||||||||||||||||||||||||
Помогите, пожалуйста! У меня есть несколько фарфоровых статуэток. Интересена вся серия. Может быть кто-то знает: Страну производителя и, возможно, название серии. Это не антиквариат, настоящее время, скорее всего. Ну очень хочется всю серию))) Клейма нет. | Здравствуйте! Помогите определить клеймо и подсказать ценность изделия. Заранее спасибо. | Леонид, это пивная кружка работы фабрики MARZI & REMY, г. Хёр, Германия. Вот немного о фабрике. Фабрика Marzi&Remy была основана в 1879 году Антоном Марци и его шурином Симоном Реми в керамической городе Хёр (Hör) в Германии. Густав Тинвибель присоединился к ним с самого начала в качестве ведущего модельера. Оловянная литейная была добавлена в 1881 году. Первоначально они производили только керамические изделия с серо-голубой глазурью, но в 1883 году начали также успешно выпускать продукцию цвета слоновой кости. Мастер модельер Густав Тинвибель родился в Берлине в 1853 году (1853-1933) и приехал в Хёр в 1879 году специально для работы с Marzi&Remy. Тем не менее, он разработал различные модели также и для других изготовителей пивных кружек в Хёр и Гренцхаузене (Grenzhausen), таких как Diesinger и Merkelbach. Вместе с дизайнером Петером Дюмлером (Peter Duemler), который разрабатавал и моделировал образцы для компании Dumler & Breiden, Густав Тинвибель принадлежал к числу одних из самых успешных дизайнеров пивных кружек в стиле ренессанс в регионе Канненбекерланд (Kannenbäckerland) 19-го века. Личная отметка GT, которая проставлялась на всех его произведениях хорошо известна во всем мире всем серьезным коллекционерам пивных кружек. Именно тогда компания King-Werk приобрела, среди прочего, многие из материнских форм-макетов Marzi&Remy, которые в течение многих лет пылились на складе. Старые формы и модели отсылают нас к первым дням компании Marzi&Remy и включают много оригинальных работ из коллекции Густава Тинвибеля. Клейма европейского фарфораЗнакомство с клеймами европейского фарфора правильнее всего начинать с немецких производителей. Они наиболее известны, служат образцом для подражания, больше других востребованы коллекционерами и, соответственно, чаще подделываются. Клеймо играет первоочередную роль в правильной атрибуции фарфора, но само по себе не может служить полной защитой от фальсификата. Необходимо обращать внимание и на другие факторы: стиль и качество изделия, тонкость проработки деталей, а также цветовое и пластическое решение. МейсенШироко известно клеймо ведущей фарфоровой мануфактуры Европы – скрещенные мечи, которые были позаимствованы с герба курфюста Саксонии. Однако немногие знают, что в начале своей деятельности предприятие, копировавшее китайские и японские образцы, подражало им во всём, вплоть до маркировки. Мануфактура была основана в 1709 году в Дрездене, а год спустя переведена в укреплённый замок Альбрехтстбург – резиденцию саксонского правителя Августа Сильного, чтобы защитить свои секреты. В 1710 году состоялось официальное открытие предприятия, которое в то время выпускало красный фарфор, напоминавший иссинскую глиняную посуду из Китая. Маркировка продукции тоже имитировала иероглифы Поднебесной, а иногда и прямо копировала их. Параллельно с этим использовался широкий набор букв и символов, не имевших систематизации. Они процарапывались непосредственно в тесте, без цветной составляющей. В 1713 году мануфактура перешла на твёрдый белый фарфор, которому с тех пор не изменяла. Активно велись опыты по улучшению художественного вида изделий, созданию глазурей и пигментов, стойких к высокотемпературному обжигу. В 1719 году Бёттгер умер, а директором Мейсена стал живописец Иоганн Грегор Херольдт, привлечённый к работе венским арканистом Самюэлем Штольцелем. Уже год спустя были достигнуты существенные успехи в фарфоровом производстве, а «шпионские страсти» вокруг него накалились до предела. Европейским керамистам не терпелось узнать секреты Мейсена, чтобы в свою очередь заняться изготовлением прибыльного и прекрасного «белого золота». Главными конкурентами стали небольшие дрезденские предприятия и Венская мануфактура Аугартен, основанная в 1719 году при содействии Штольцеля. Копировался не только начавший формироваться в те годы мейсенский стиль, но и маркировка, что до сих пор создаёт путаницу при атрибуции. Причём дрезденские мастерские, не имевшие собственного производства, в основном расписывали бракованную продукцию Мейсена, выдавая её за свою. Об этом факте необходимо помнить современным коллекционерам. В 1720 году было принято решение о единой маркировке мейсенской продукции. Два года спустя появился логотип в виде скрещенных мечей, нанесённых синей подглазурной краской, но официально он «вступил в силу» с 1731 года. Каталог клейм по годам«Мечи» не были единственным видом маркировки Мейсена. В разное время использовались и другие клейма – их можно найти в каталогах фарфора Германии по годам.
В европейской традиции не отмечается сортность фарфора, как например, это было в СССР. Есть только высшая категория и брак, который не пускается в производство. Тем не менее, Мейсен разработал свою систему контроля качества, выраженную в чёрточках на маркировке. Это было необходимой мерой защиты от домашних художников, которые забирали на фабрике бракованное «бельё», расписывали и продавали под видом оригинальной продукции. Обозначения бракаЧёрточки наносились на мечи. В разные годы они отличались по количеству и значению. В 1740 – 1938 гг. на «бельё», которое продавалось без росписи, ставилась одна черта. Две косые линии с 1852 по 1870 гг. свидетельствовали о низком качестве предмета. Три наклонных чёрточки наносили на несортовые изделия с трещинами, сколами и другими видами брака с 1852 по 1870 гг. Помимо официальной маркировки существовали всевозможные подвиды, применявшиеся очень короткий период времени. Поэтому при коллекционировании, лучше изучить полный и подробный каталог клейм мейсенского фарфора, например, на сайте «Антикварчик» или ему подобных. Здесь же можно найти список предприятий, так или иначе копировавших маркировку ведущей европейской мануфактуры. К ним относятся фабрики из Нассау, Берлина, Арнштадта, Бристоля и так далее. ФюстенбергВторая по старшинству фарфоровая мануфактура Германии была основана в 1747 году герцогом княжества Брауншвейг-Вольфенбюттель – Карлом I. Предприятие прославило не отличавшиеся большим доходом и высоким уровнем жизни земли, получив немало уникальных привилегий. В частности, только его продукцию разрешали продавать в Берлине, наряду со столичной фабрикой KPM. Фарфоровая мануфактура в Фюстенберге до сих пор выпускает великолепного качества посуду с ручной росписью в классическом стиле. Отличительной чертой предприятия считается ажурная резьба и золочение. Помимо роскошных сервизов, в ассортимент входят статуэтки, отлитые по формам XVIII века. Изначально они применялись для сервировки центральной части стола во время торжественных обедов высшей знати. С 1753 года, официальным указом герцог учредил маркировку изделий синим вензелем «F», нанесённым подглазурно. Дизайн буквы незначительно менялся со временем. В 1758 году к ней добавлялась датировка. НимфенбургФарфоровую мануфактуру в Мюнхене создал курфюст Баварии, Максимилиан III Иосиф в 1747 году, однако регулярное производство здесь началось только 7 лет спустя. До настоящего времени предприятие работает преимущественно в стиле рококо, выпуская эксклюзивную продукцию люксового сегмента. Каждая деталь изготовливается вручную по старинным технологиям. Таких производителей, как Нимфенбургская фарфоровая мануфактура в мире насчитываются единицы. Особенно ценится скульптура производителя, в том числе и серия белых, не расписанных фигурок животных. Маркировку Нимфенбурга легко выделить среди других клейм европейского фарфора. Это – силуэтное изображение герба Баварии с ромбическим шахматным рисунком. Знак отдавливался в тесте или наносился подглазурной синей краской. В 1895 – 1921 гг. использовался зелёный пигмент. На ранних изделиях изображалась также шестиугольная звезда – гексаграмма, синей подглазурной краской. Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине (КРМ) производит продукцию с 1751 года. Однако почти на старте она пережила банкротство, спровоцированное семилетней войной и только 10 лет спустя, в 1761 году заработала в полную силу. А ещё через два года фабрику выкупил король Пруссии – Фридрих II Великий, страстный поклонник фарфора. Он привлёк ведущих мейсенских мастеров, благодаря чему в короткие сроки удалось добиться высшего качества продукции. Фридрих II, приобретавший посуду и предметы сервировки исключительно на Берлинской мануфактуре, пожаловал ей право использовать королевскую эмблему – синий скипетр, наносившийся поглазурной краской. В 1830 году к основному клейму добавили изображение державы и подпись КРМ. Однако позднее эта разновидность применялась лишь в особых случаях для обозначения эксклюзивности продукции. С 1751 по 1757 гг. изделия маркировались буквой «W» по фамилии первого владельца фабрики – торговца шерстью Вильгельма Каспара Вегели. А в 1761 – 1763 гг. вензелем «G», принадлежавшим промышленнику Иоганну Гоцковски, возродившему мануфактуру после краха и банкротства. ФранкентальАнтикварам и коллекционерам хорошо знаком город Франкенталь, где с 1755 по 1799 гг. работала Курфальцская фарфоровая фабрика. За свою недолгую историю предприятие успело прославиться малой пластикой, за которой до сих пор «охотятся» ценители. Основатель производства – Карл Хэннонг переехал с семьёй из Страсбурга после того, как Людовик XVI установил государственную монополию на фарфор для поддержки Севра. Французский керамист привнёс в продукцию Франкенталя утончённый шарм и яркую цветовую палитру, характерную для своей родины. В 1760 году фабрика отошла к сыновьям Хэннонга – Йозефу Адаму и Полю Антону. Возникшие между братьями разногласия, касавшиеся состава сырья, привели к банкротству, после чего предприятие выкупил курфюст Баварии Карл Теодор. В этот период фабрика достигла расцвета. Её отличал не только изысканный декор, но и редкий для немецких производителей нежно-кремовый оттенок бисквитного черепка. По некоторым сведениям, рецепт сырья Франкенталя был продан Севру наследниками Хэннонга и позволил флагману французской индустрии перейти с фриттового на более прочный твёрдый фарфор. Маркировка продукции фабрики тесно связана с её владельцами: В разные периоды дополнительно использовался личный вензель Карла Хэннонга, обоих его сыновей, а также управлявшего фабрикой в 1800 году Франца Бартоло.
|