Что означает новый человек со старым сердцем

Что означает новый человек со старым сердцем

Что означает новый человек со старым сердцем. Смотреть фото Что означает новый человек со старым сердцем. Смотреть картинку Что означает новый человек со старым сердцем. Картинка про Что означает новый человек со старым сердцем. Фото Что означает новый человек со старым сердцем

Все люди на Земле разные: у каждого своё отношение к жизни. Кто-то открыт душой и сердцем всему миру, а кто-то замкнут в себе и не видит дальше собственного носа. Очень печально, что на свете много людей, обвешанных яркой и пушистой мишурой снаружи, но абсолютно пустых внутри. Такие люди, как правило, эгоистичны и весьма ограниченны: они равнодушны к окружающим людям и думают только о себе.

И самое страшное то, что из таких «новых людей со старым сердцем» формируется такое же равнодушное уродливое общество.

Стоит заметить, что данная проблема была особенно характерна для определённой исторической эпохи – эпохи перехода к новому, капиталистическому типу общества. А любые значительные общественные изменения влекут за собой отрицательные процессы в духовной сфере жизни людей – ведь всегда приходится разрушать старые ценности, чтобы перейти к ещё неизведанному и расплывчатому «новому». Этот болезненный переходный этап с его неразберихой, бардаком, тревожным ожиданием, постоянной борьбой между отжившим свой век старым и ещё не вступившим в полную силу новым нашёл отражение и в произведениях русских писателей конца XIX – начала XX века: А. П. Чехова, М. Горького, Л. Н. Толстого, И. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин размышляет о судьбе равнодушного общества и его членов. На первый взгляд кажется, что главный герой рассказа – сам господин. На самом же деле писатель поведал нам о жизни очень многих людей с мёртвыми душами. Это и дочь господина, и его жена, и хозяин отеля, и азиатский принц, и пара, нанятая играть любовь в кают-компании парохода, и пьяный извозчик, везущий гроб. У всех у них судьба не сложилась, потому что они жили фальшивой жизнью, сами того не замечая. Ели, пили, одевались, путешествовали, танцевали на балах, знакомились, читали газеты – и всё не по-настоящему. Все эти блестящие богачи и их дамы постоянно создавали видимость кипящей жизни, но эта иллюзия в конечном счёте разбилась о суровую реальность, от которой они прятались под своим стеклянным куполом. На фоне этого пустого и бесполезного существования даже жизнь извозчика, проигравшего и пропившего последние деньги, кажется более значительной. Бунин применяет художественный приём, поразительный по своей силе воздействия на читателя: он создаёт небывалый контраст между жизнью фальшивой и настоящей; он резко переключает внимание читателя со сверкающей яркими красками беззаботной жизни богатых господ на борту парохода на мрачные и суровые в своём бесконечном могуществе морские волны, способные в секунду превратить в прах всех пассажиров; он использует фигуру пьяного извозчика, чтобы показать, как мало на самом деле разницы между им и лежащим в гробу господином из Сан-Франциско; он показывает, как рушится весь напускной блеск «нового человека со старым сердцем» перед неумолимой правдой жизни, и как мало он стоил на самом деле.

К сожалению, современное общество так и не избавилось от порока равнодушия и пустоты души, и «господа из Сан-Франциско» по-прежнему встречаются на каждом шагу. Однако в наших силах это изменить; от нас зависит, какое будущее ждёт нас и наше общество. Хочется верить, что настоящая жизнь, настоящие чувства, настоящие люди одержат победу над фальшью и безразличием.

Источник

Новый человек со старым сердцем (Бунин И. А.)

Все люди на Земле разные: у каждого своё отношение к жизни. Кто-то открыт душой и сердцем всему миру, а кто-то замкнут в себе и не видит дальше собственного носа. Очень печально, что на свете много людей, обвешанных яркой и пушистой мишурой снаружи, но абсолютно пустых внутри. Такие люди, как правило, эгоистичны и весьма ограниченны: они равнодушны к окружающим людям и думают только о себе.

И самое страшное то, что из таких «новых людей со старым сердцем» формируется такое же равнодушное уродливое общество.

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин размышляет о судьбе равнодушного общества и его членов. На первый взгляд кажется, что главный герой рассказа – сам господин. На самом же деле писатель поведал нам о жизни очень многих людей с мёртвыми душами. Это и дочь господина, и его жена, и хозяин отеля, и азиатский принц, и пара, нанятая играть любовь в кают-компании парохода, и пьяный извозчик, везущий гроб. У всех у них судьба не сложилась, потому что они жили фальшивой жизнью, сами того не замечая. Ели, пили, одевались, путешествовали, танцевали на балах, знакомились, читали газеты – и всё не по-настоящему. Все эти блестящие богачи и их дамы постоянно создавали видимость кипящей жизни, но эта иллюзия в конечном счёте разбилась о суровую реальность, от которой они прятались под своим стеклянным куполом. На фоне этого пустого и бесполезного существования даже жизнь извозчика, проигравшего и пропившего последние деньги, кажется более значительной. Бунин применяет художественный приём, поразительный по своей силе воздействия на читателя: он создаёт небывалый контраст между жизнью фальшивой и настоящей; он резко переключает внимание читателя со сверкающей яркими красками беззаботной жизни богатых господ на борту парохода на мрачные и суровые в своём бесконечном могуществе морские волны, способные в секунду превратить в прах всех пассажиров; он использует фигуру пьяного извозчика, чтобы показать, как мало на самом деле разницы между им и лежащим в гробу господином из Сан-Франциско; он показывает, как рушится весь напускной блеск «нового человека со старым сердцем» перед неумолимой правдой жизни, и как мало он стоил на самом деле.

К сожалению, современное общество так и не избавилось от порока равнодушия и пустоты души, и «господа из Сан-Франциско» по-прежнему встречаются на каждом шагу. Однако в наших силах это изменить; от нас зависит, какое будущее ждёт нас и наше общество. Хочется верить, что настоящая жизнь, настоящие чувства, настоящие люди одержат победу над фальшью и безразличием.

Источник

Тема “закатной” цивилизации и образ “нового человека со старым сердцем” в рассказе «Господин из Сан-Франциско (аналитическая беседа)»

Тема “закатной” цивилизации и образ “нового человека со старым сердцем” в рассказе «Господин из Сан-Франциско (аналитическая беседа)»

Развивающие: развивать умения художественного восприятия, истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей; культуру речи, память, способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, навыков работы с текстовым материалом, совершенствованию навыков анализа художественного текста путём выявления авторской позиции; развивать умение аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, коммуникативные компетенции, критическое мышление обучающихся.

Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности, философское осмысление места человека в мире и смысла жизни; воспитывать у обучающихся любовь к русской классической литературе, понимание красоты и неповторимости творчества И.А.Бунина, нравственные семейные ценности, чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать другого человека; внимательного, вдумчивого читателя, способного исследовать «ткань» художественного произведения; гармоничную личность с активной жизненной позицией (противоположную главному герою произведения «Господин из Сан-Франциско»), стремящуюся к взаимопониманию с миром окружающим и живущую в соответствии с общечеловеческими моральными законами.

Методические методы и приемы: аналитическое чтение, приемы сравнения, индивидуальная работа, фронтальный опрос.

Оборудование: тексты художественного произведения И.А Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Знакомство с темой и целями (тезисно) урока, работа над ней (темой).

Анализ смысла названия рассказа «Господин из Сан-Франциско»: заглавия многих произведений передают особый лиризм, затаенную печаль, тоску по ушедшему. Например, «Тишина», «Темные аллеи», «Первая любовь». Этого нет в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско».

Вопрос к учащимся ( затем обозначены арабскими цифрами ) : 1) Почему? О чем в рассказе пойдет речь? (Речь пойдет о жизни, в которой нет места прекрасному, о жизни, в которой нечем восхищаться.) 2) Как можно охарактеризовать такую жизнь? (бездуховная.)

Задание: Попробуйте сформулировать значение понятий «духовность» и «бездуховность».

5) Какие ассоциации возникают у вас при произнесении слова «господин»? С какой интонацией обычно произносят обращение «господин»? В каких отношениях находятся люди, употребляющие данное обращение? На что указывает название рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан–Франциско»? (В голосе слышится подобострастие, интонации заискивающие, угодливые, неискренние; зависимость, подчинение; название указывает на статус главного героя, на отношение к нему окружающих, но и на какую – то безликость, отсутствие лица.)

Работа с текстом (беседа с учениками) ( оформлена в виде таблицы для наглядности конспекта).

Как зовут героя рассказа? Его социальный статус?

Нет имени, значит, нет человека. Он господин, в этом его суть.

Что мы знаем о жизни героя?

Ему 58 лет, но он считает, что до этого «он не жил, а существовал», обеспечивая себе прочную материальную базу и стремясь сравняться с теми, кого некогда взял себе за образец.

У господина нет даже собственных желаний. Он едет в путешествие только потому, что так делают, а не потому, что ему хочется увидеть мир.

«Он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии в декабре и январе, карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим. Входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония».

Герой не живет в настоящем, возлагая надежды на будущее. У него размеренная жизнь, без потрясений, без сюрпризов, ничего никогда не меняет в распорядке дня.

Он уже не человек, его жизнь течет автоматически. Не зря ведь он спланировал свою жизнь вперед на два года.

У него никогда не было настоящей, полноценной и счастливой жизни.

Господин из Сан-Франциско не понимает радостей других людей, он не понимает, почему он недоволен, и это делает его раздражительным. Ему кажется, что надо только сменить место, и ему будет лучше, что во всем виновата погода, город, но не он сам.

Господин из Сан-Франциско не видит красоты природы. Открытое окно символизирует мир, который открыт перед ним, но которым он не в состоянии наслаждаться.

Выбор корабля Господином.

Что представляет собой общество на пароходе и в трюме?

В чем смысл названия парохода «Атлантида»?

Капитан: «На корабле все подчинено продуманному распорядку, все развлечения запланированы, ничто не побеспокоит покой наших пассажиров»

Пассажиры: «Это самый комфортабельный, дорогой, большой, роскошный корабль, такой, который соответствует нашему статусу»

Господин: « Только на таком корабле мне приличествует путешествовать, я же заслужил это»

Пароход – последнее слово техники – является моделью человеческого общества. На верхних этажах размеренно протекает жизнь богатых. Обращает внимание изобилие неопределенно-личных предложений, занимающих почти страницу: «вставали рано, пили кофе, делали гимнастику…». Особенности синтаксиса подчеркивают обезличенность, ненатуральность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Имен нет. Влюбленная пара изображает любовь за деньги.

Это искусственный рай, где есть свет, тепло и музыка. А есть и ад – трюмы корабля, похожие на преисподню. Там «глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени».

Пассажиры не отдохнувшие, а усталые, они просыпаются, едят, танцуют, читают газеты, ложатся спать по сигналу, они не принадлежат самим себе, их сковывает механический, регламентированный распорядок. Даже развлечения дежурные – нанятая пара играет роль влюбленных.

Верх – это роскошь, низ – нищета, а между ними пропасть непонимания. Но именно «трюм» без всякой благодарности обеспечивает жизнь верхней палубы. Герои Бунина не умеют ценить, они ко всему относятся как к должному. Корабль – это срез несправедливо устроенного общества.

Смысл образа капитана

«рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего на огромного идола… и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев».

Похоже на мистику. Дьявол, наблюдающий за пароходом, вернее, один из его учеников.

Каким рисует автор портрет господина? ( элементы его портретной характеристики ).

«золотые пломбы», «серебряные» усы, лысая голова блестела, как слоновая кость, «остатки жемчужных волос», голова называется «черепом» и др;

Вид Господина вполне респектабельный, но какой- то неживой.

Что обозначает образ океана в рассказе?

Что же пытается прореветь океан (осудить автор)?

Океан безграничен, бушует, набрасывается на корабль, но даже ему не заглушить звуки оркестра.

Человеку следует быть самим собой.

Многие люди истинное лицо и душу прячут за маской, так и уходят из жизни никому не запомнившиеся, не сделавшие ничего хорошего даже близким людям.

Как чувствует себя герой во время путешествия? Почему так мало говорит?

Речь отрывистая, лающая, он не произносит более 2-3 слов.

В его душе не осталось никаких чувств. Напряженный ритм жизни не оставил времени для размышлений. И здесь его жизнь запрограммирована. Все отрепетировано.

Присутствует ли в рассказе перемещение мысли?

Наслаждение в путешествии, затем — в ложке супа и глотке вина.

Да. Позднее господин начинает ощущать отчаяние, когда подозревает, что жизнь вырывается из-под его контроля: приехал в Италию наслаждаться, а здесь туман, дожди и ужасная качка. И сейчас предел его мечтаний – ложка супа и глоток вина.

Мечта его жизни – богатство, осуществилась, стал ли он счастливее от этого? Почему?

Погода мрачная влияла на взаимоотношения господина с женой (ссоры), болезнь дочери. Отправление на остров Капри в надежде испытать наслаждение, но и здесь этого не происходит, наоборот, заглавный герой (имя вынесено в заглавие) умирает.

Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?

Обратите внимание на художественные детали, при помощи которых автор создает образ главного героя в последние минуты его жизни.

Кто перед нами – еще господин или уже человек?

«. жемчужные волосы, стон, хрип сдавленного горла, бормотание. »

Смерть господина из Сан-Франциско потрясает своей неприглядностью, отталкивающим физиологизмом. Перед нами возникает отвратительная картина. Какая?

Унижения; богатство не спасло;

Не могут предоставить гроб, только ящик из-под содовой ( тоже одна из примет цивилизации );

Резко меняется отношение окружающих: никто не сочувствует и не сожалеет о его смерти, а прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым.

Особенность его мировоззрения

Герой уверен, что его деньги дают ему не только положение в обществе, но и власть над другими людьми и обстоятельствами. Господин из Сан-Франциско всегда был убежден, что удовольствие можно купить, и теперь, когда у него много денег, будет много удовольствий.

Можно сказать, что Господин преследует определенную цель: попытка героя упорядочить окружающий мир, жить по установленному им же плану оказывается неосуществимой.

У него никогда не было настоящей, полноценной и счастливой жизни.

Мир неподвластен господству отдельного человека.

Основные его черты

Самонадеянность и эгоизм («твердо уверен», имеет «полное право», «надеялся наслаждаться»).

Каково авторское отношение к герою?

И за это, и за прошедшую жизнь, в которой были и жестокая эксплуатация других людей («Прочь»), и бесконечное накопление богатств, и убежденность, что все вокруг призваны «служить» ему, за отсутствие какого-либо живого начала казнит его Бунин, и казнит жестоко, беспощадно.

Какова роль эпизодических героев рассказа – Лоренцо и абруццких горцев?

Лоренцо – старик, лодочник, красавец. Есть имя. Знаменит во всей Италии, модель для живописцев. Ощущает себя «царственно», радуется жизни, живет вечно на полотнах художников, бедняк. А богатого старика из Сан-Франциско забыли, не успел он умереть.

Абруццкие горцы тоже олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой. Они воздают своей живой музыкой хвалы солнцу, утру, Божьей Матери, природе в целом. Это и есть истинные ценности жизни).

«Образы, имеющие в рассказе символическое значение» ( перед этим ученики должны вспомнить значение понятия «символ» )

Смыслом чего выступает в рассказе корабль «Атлантида»?

Корабль символизирует эту оболочку, море — весь остальной мир, бушующий, но никак не касающийся героя и ему подобных. А рядом, в этой же оболочке, — люди, управляющие кораблем, работающие в поте лица у гигантской топки, которую автор называет девятым кругом ада.

Можем ли мы утверждать, что сам Господин – некий символ того общества, в котором он родился и формировался как личность?

Олицетворение человека буржуазной цивилизации, символ буржуазного благополучия общества, где люди вкусно едят, изысканно одеваются и не заботятся об окружающем мире. Он их не интересует. Они живут в обществе, как в футляре, закрытом навсегда для людей другого круга.

Образ огромного, как утес, дьявола представлен в виде какого символа?

Символ надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству.

Символично в рассказе и то, что после смерти богача веселье продолжается, абсолютно ничего не изменилось. Корабль плывет в обратном направлении, только уже с телом богача в ящике из-под содовой, а бальная музыка гремит опять «среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса. океаном».

6) Какова, по-вашему, главная проблема в рассказе?

Вывод : Главная проблема – не частная жизнь Господина, а проблемы места человека в мире, взаимодействие социального и природного начал в жизни ( вывод формулируется и записывается обучающимися в тетради. )

7) Какой же философский вывод напрашивается, в деньгах ли счастье? (Уверенность людей во власти денег проступает с самых первых строк произведения. Вспомним гордыню и полную уверенность в себе господина из Сан-Франциско, его пренебрежение к людям беднее, чем он.)

Общий вывод ( делается совместно учащимися и учителем ):

Автор боится такого будущего, он не хочет такого существования для мира, где никто не будет жить «живой жизнью», где все сведётся лишь к борьбе за деньги. Это показывается многочисленными образами-символами, характерными для поэта; самым ярким из них, безусловно, является отсутствие имени у главного героя. Бунин показывает исчезновение личности, превращение людей в массу, толпу, жаждущую денег и власти.

К сожалению, эта проблема очень актуальна до сих пор, так как все еще существуют люди, живущие только ради денег.

Мы видим, что пир жизни на борту «Атлантиды» подобен пиру во время чумы. Тень возмездия, воплощенная не только в образе Дьявола, но и в разгуле стихии за бортом корабля, незримо витает над этим пиром. В финале рассказа чувствуется трагический накал: в залитом светом салоне уже иные «хозяева жизни» пытаются веселиться, но о хрупкости их мира, о тщете их усилий напоминает просмоленный гроб, стоящий глубоко в трюме, — символ конца, обреченности мира, охваченного войной. Мысль о неминуемой катастрофе приобретает окончательную завершенность, становится страшным пророчеством, которое во многом сбылось в ХХ веке.

Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» — размышление писателя о смысле человеческой жизни, ее истинных и ложных ценностях, развенчание иллюзий о всесилии денег и власти, гневный упрек Человеку за его непростительную беспечность перед лицом Жизни и Смерти.

IV . Домашнее задание : прочитать рассказы И. А. Бунина «Лёгкое дыхание», «Грамматика любви» и повесть «Митина любовь». Ответить на вопросы, адресованные каждой группе ( каждый ряд – одна из трёх групп ).

Источник

Что означает новый человек со старым сердцем

Комментарии

Сети богословия

Мнение

Локальные традиции Церкви: западный обряд в Православии
Опыт Церкви в истории подтверждает слова апостола Павла о том, что во Христе стираются этнические, культурные и языковые границы, которые обычно разделяют людей и лишают их взаимопонимания. Читать дальше

Тема недели: Локальные традиции Церкви: западный обряд в Православии

Новые материалы

Что означает новый человек со старым сердцем. Смотреть фото Что означает новый человек со старым сердцем. Смотреть картинку Что означает новый человек со старым сердцем. Картинка про Что означает новый человек со старым сердцем. Фото Что означает новый человек со старым сердцем

Бунин сигнал судьбы, предвещающий гибель старого мира, воспринял. Хотя известные свидетельства об этом ничего не говорят, но именно гибель «Титаника», как мне представляется, явилась главным импульсом к написанию «Господина из Сан-Франциско». Слишком уж явны здесь типологические переклички между художественным текстом и его прообразом.

В совпадении места катастрофы Бунин, по-видимому, увидел мистический знак: в финале рассказа его «Атлантида», как и «Титаник», выходит из Гибралтарского пролива навстречу своей гибели, провожаемая устремленным на нее взглядом Дьявола. И алгоритм поэтики рассказа на всех ее структурных уровнях также определяет скрытая в трагедии «Титаника» логика фатальной внезапности крушения того, что казалось могущественным и неколебимым.

Реальное событие осмыслено и показано в «Господине из Сан-Франциско» как роковое предзнаменование, имеющее глобальный общественный и нравственно-философский смысл. И типичная для «мистического реализма» модель «художественного двоемирия», соединяющая материальный и трансцендентный уровни бытия, оказалась оптимальной для решения этой творческой задачи. Она реализует себя и в повествовательной модели, когда рассказ о «реальных» событиях неизменно подсвечен символическим подтекстом, и в жанровом симбиозе реалистического рассказа и аллегорической притчи.

В «Господине из Сан-Франциско» проявился провидческий дар писателя, воплощенный в мистико-религиозном подтексте рассказа. Причем аллегорическое начало приобретает доминантное значение во второй части произведения, а в первой словно подсвечивает реалистический пласт повествования.

За что же так жестоко, да еще и с издевательским вывертом карает судьба (а в ее лице автор) героя? На Западе высказывалось мнение, что здесь сказался архетип мышления русского писателя с характерными для него элементами морального ригоризма: «…сильное чувство антипатии к богатству. жажда идеальной социальной справедливости, тоска по равенству людей».

«Вина» героя бунинского рассказа имеет, конечно, и социальный аспект: он нажил свое богатство, нещадно эксплуатируя несчастных китайских кули. Прозу Бунина действительно отличает отчетливая социально-критическая направленность. И в этом рассказе тема социальных контрастов прочерчена весьма выразительно. Картины-видения «ада», «низа» трюма, где, обливаясь потом, покрытые копотью, в удушающей жаре работают рабы, чтобы «наверху», «в раю», богатые люди со всего мира могли развлекаться и наслаждаться всеми изысканными удовольствиями, которые предоставила им современная цивилизация, действительно поражают воображение. И в финале рассказа круг социальной справедливости замкнется: труп господина из Сан-Франциско опущен в тот же черный трюм, подобный «преисподней, ее последнему, девятому кругу» (с. 56) в утробе парохода, где раньше, в начале пути, надрывались его рабы.

Жили на свете, хотя и в разное время, два человека, сильных мира сего (каждый, естественно, в своем масштабе), перед которыми все трепетали и заискивали, и ничего от них, кроме развалин великолепного дворца одного из них, не осталось. Имя одного из них, Тиберия, память людская сохранила, благодаря его неимоверной жестокости и мерзости. Имени господина из Сан-Франциско не запомнил никто. Очевидно, потому, что масштабы его мерзости и жестокости гораздо скромнее.

И все же ключ к ответу на вопрос о «вине» господина из Сан-Франциско дает еван­гельская притча о «богатом человеке»: «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания; ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 15-21).

Греховно здесь не то, что человек разбогател и продолжал умножать свое состояние (вспомним, что в известной притче «о талантах» нерадивого раба наказали именно за то, что он не пустил в дело данного ему «первоначального капитала», а похвалили тех, кто его многократно преумножил), а то, что он сказал себе: «…душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Этот богатый человек, в отличие от тех, кто в притче о талантах принес свою прибыль Богу, решил, будто его богатство обеспечит ему полную безопасность и довольство на долгие годы. И тогда Бог очень убедительно напомнил ему, кто настоящий хозяин его жизни.

И вот замечательная фраза: «Успокоенные тем, что мертвого старика из Сан-Франциско, тоже собиравшегося ехать с ними. уже отправили в Неаполь, путешественники спали крепким сном. » (с. 68;). Получается, будто ехать вместе с остальными осматривать очередные достопримечательности собирался мертвый старик?!

Парадоксально, но в то же время и вполне логично, что эти всевластные хозяева жизни боятся смерти, хотя они уже существуют в состоянии душевной смерти!

Выбор двух главных христианских праздников, Пасхи и Рождества, в качестве вре­менных пределов жизни и смерти героя символичен: система христианских ценностей словно выталкивает из жизни господина из Сан-Франциско.

Образы истории и культуры Древнего мира, из античности и ветхозаветные (Везувий, Тиберий, Атлантида, Вавилон), проступают на художественной ткани рассказа вполне отчетливо, и они предрекают гибель старой цивилизации. Этот мифологический подсвет саркастичен: пассажиры лайнера живут в вечном празднике, будто не замечая названия своего парохода; весело гуляют у подножия дымящихся Везувия и Этны, словно забыв о бесчисленных извержениях, которые унесли жизни тысяч людей. А вот комплекс христианских аллюзий гораздо менее явный: он словно из глубин подтекста подсвечивает повествование. Но именно христианские образы и мотивы играют ведущую роль в решении нравственно-философской проблематики.

В чем смысл этого жуткого мистико-трансцендентнго противостояния?

Взаимоналожеиие этих двух ракурсов, извне и изнутри, дает смысл, поразительный по глубине постижения судеб современной цивилизации: сильные мира сего живут в ощущении вечного праздника, не ведая, что обречены. Причем мотив рокового неведения об истинном смысле происходящего, некоей тайны, безобразной и мрачной, достигает в финальных строчках своей кульминации: «И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-гpустную музыку, ни того, что стоит глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу. » (с. 71). А стоял там, как мы знаем, гроб с трупом.

Принято считать, что Бунину свойственно мироощущение атеистическое, трансформировавшееся потом в философию пантеизма, т. е., по своей сути, языческую. Однако рассказ «Господин из Сан-Франциско» это распространенное мнение, думается, убедительно опровергает. В этом небольшом по объему шедевре воплощена концепция истории, в которой судьбы человеческой цивилизации осмыслены с точки зрения христианских морально-духовных ценностей, а евангельский реминисцентный фон дает тот ориентир истины, с высоты которого автор постигает смысл совершающихся событий.

[1] Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С.256-257.

[2] Об этом СМ.: 3лочевская А. В. Художественный мир Владимира Набокова и русская литература XIX века. М., 2002.

[5] Эпиграф писатель снял только в последних изданиях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *