Что означает объективность существования материи в философии
Свойства и формы материи. Объективность материи в системах живой, неживой природы, социальной действительности.
Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу[1]. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)[2]: материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.
Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:
Универсальными свойствами материи являются:
несотворимость и неуничтожимость
вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
детерминированность всех явлений
причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления
Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:[12]
в неорганической природе:
движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
многообразные проявления сознательной деятельности людей;
все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.
9. Движение, изменение, развитие. Диалектика, её принцип и законы.
Диалектика– признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
Главная проблема диалектика – что такое развитие?
Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.
Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
охватывают все сферы окружающей действительности;
раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.Выделяются три базовых закона диалектики:
единства и борьбы противоположностей;переход количества в качество;отрицания отрицания;
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное)
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики.По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению.
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера – единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».ПримерЕсли нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей. переход в пар –качественный.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Пример: смена вкусов в культуре, музыке;
Основными принципами диалектики являются:принцип всеобщей связи;системности;причинности; историзма.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.
Связи могут быть:внешние и внутренние;непосредственные и опосредованные;генетические и функциональные;пространственные и временные;случайные и закономерные.
Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
вечность неуничтожимость истории, мира;его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
10. Основные общефилософские принципы: детерминизм (основные категории, причинная и непричинная детерминация), системность и системный подход.
Детермини́зм— философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Понятие причинных связей является центральным в детерминизме и выступает как «генетическая связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое «следствием».Причина отличается от условий, т.е. совокупности внешних причин (внешних взаимодействий). Она активный, действующий фактор, вызывающий событие. Условия сами следствия вызвать не могут, хотя нужны для наступления события, способствуют ему. Среди внешних причин может существовать такая причина, которая непосредственно влияет на главную причину и ускоряет процесс появления следствия. Играет роль своего рода спускового крючка. Эту внешнюю причину называют поводом.
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 3592 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Объективность материи
Философы-материалисты считают, что материя существует независимо от сознания человека, духа или бога. Философы идеалистического направления отстаивают противоположную точку зрения. Материя для философов-материалистов представляется абсолютным началом, лежащим в основании всех объектов, их качеств и свойств, а духовное, идеальное, т.е. нематериальное рассматривается как производное, вторичное, как свойство высокоорганизованной материи. Поэтому по отношению к субъекту, сознанию вообще, она обладает объективностью.
В идеалистическом направлении философии доказывается, что материя создана богом, абсолютным духом, т.е. объективно существующим разумом. Поэтому «объективность» в объективно-идеалистическом направлении философии может означать исключительно то, что материя существует независимо от сознания человека, но не от абсолютного духовного начала. В идеалистическом учении Гегеля природа и материя – это лишь момент развития абсолютного духа.
В субъективно-идеалистическом учении материя вообще объявляется несуществующей, поскольку непосредственно не влияет на наши ощущения. Поэтому мы вправе сказать, что с точки зрения идеализма (объективного и субъективного) нельзя говорить об объективности материи. Определение данной характеристики материи зависит от решения проблемы первичности материи или сознания.
Материалисты считают, что материя не может зависеть от собственного свойства – сознания. Каждый человек обладает своеобразным восприятием и пониманием окружающего мира, однако в процессе социально-практической жизни мы устанавливаем единообразие наших понятий и представлений. Поэтому человеческое сознание постоянно развивается, исключая индивидуальные различия смысла в отношении объективной истины окружающих вещей.
§ 4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЫТИЯ
В МОНИСТИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ
Итак, материя, обладая перечисленными выше неотъемлемыми свойствами, выступает абсолютным основанием, как вещей, так и процессов, происходящих в мире сущего и конкретного. Для современных философов материалистического направления бытие и материя должны быть тождественными категориями. Материя бесконечна в пространстве и времени, непрерывна, неуничтожима, постоянно саморазвивается. Ввиду того, что вне материи ничего не существует, то мы вправе сказать, что она есть бытие.
Как уже говорилось, многие материалисты бытие понимали и продолжают понимать как сущее. Если представлять вместо единого бытия разнообразное сущее, то тогда трудно обосновать единство мира. Возможно, что некоторое недоразумение внесла идея Ф. Энгельса, высказанная в «Анти-Дюринге«: «Единство мира не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым… Действительное единство мира состоит в его материальности».1
Чтобы обозначить основные характеристики бытия, надо ответить на вопрос: «Какие цели преследовали философы введением данного понятия в философский категориальный аппарат?» На наш взгляд, категория «бытие» помогала и помогает решить следующие интеллектуальные задачи.
Поэтому мы можем отметить устойчивость как одно из фундаментальных онтологических свойств бытия. Для лучшего понимания устойчивости бытия следует обратить внимание на характеристику наличности материальной субстанции. Бытие, как абсолют, обладает свойством неуничтожимой наличности. Для наличия бытия движение, изменение и уничтожение не имеют никакого значения и смысла, поскольку, по сравнению с абсолютной воспроизводящейся наличностью бытия, изменение моментно и незначительно.
Изменяющийся, а потому временный мир определен как сущее. Сущее – это эмпирически данная реальность, состоящая из всей совокупности конкретных предметов и явлений. Оно изменчиво, находится в постоянном движении и изменении. Благодаря движению имеется взаимодействие, а благодаря взаимодействию объекты обнаруживают другие объекты и себя в других объектах. Чтобы существовать, конкретному объекту необходимо двигаться и взаимодействовать с другими конкретными объектами.
2. Категория бытия позволяет объяснить постоянство мира.Постоянство бытия означает его бесконечную непрерывность. На первый взгляд, может показаться, что постоянство и устойчивость – это тождественные понятия. На самом деле первое из них отражает непрерывность бытия во временном (историческом) аспекте, а устойчивость отображает преемственность качеств и свойств. Постоянство мира означает, что он был бесконечное время в прошлом и будет бесконечное время в будущем.
В мире сущего явления ограничены и определены. Это значит, что любой конкретный объект, будучи ограниченным, обладает как внутренней, так и внешней реальностью, по отношению к которым он движется и меняется. Объекты меняются и по отношению к своим предшествующим качественным состояниям, поскольку качество также определено и ограничено. Сущее меняется, переходя из одного состояния в другое, следовательно, оно существует во времени. Прошлое, настоящее и будущее в мире конкретного существования проявляется во всей полноте, а потому содержат объективный смысл и значение для нашего сознания.
Ввиду того, что бытие и сущее находятся в диалектическом единстве, точно так же, как всеобщее и единичное, то мир сущего тоже бесконечен во времени и пространстве. Однако каждый отдельный элемент сущего, каждая отдельная вещь обладает только такими бесконечными свойствами, которые исходят из их бытия. В качественном отношении каждое отдельное «нечто» обязательно развивается, а значит, оно меняет свою природу и содержание.
3. Признание вечного бытия устраняет вопрос о начале во времени существующего мира. Если положить в основание всех предметов и явлений вечное бытие, то автоматически снимается вопрос о возникновении и завершении сущего. Приходится делать вывод, что мир всегда был. Это вовсе не означает, что он всегда был таким, как в настоящем времени, но становится понятно, что признание бытия не требует объяснения самого процесса миротворения. В этом смысле идея наличия бытия противостоит идее сотворения мира или идее начала всего сущего во времени.
Концепция сотворения мира, называемая еще креационизмом, всегда отталкивалась от признания факта возникновения и уничтожения конкретных вещей и возводила данное свойство конкретных вещей в ранг всеобщего. Поскольку все без исключения отдельные вещи, предметы, явления имеют свое начало и завершение во времени, постольку мы вправе признать завершение мира, считали сторонники креационистского взгляда. Ввиду того что сущий мир есть проявление абсолютной субстанции и ничто не мешает провести экстраполяцию этой идеи на абсолютную основу всего существующего, мы вправе полагать начало и конец бытия вообще.
Зададимся вопросом, насколько правомочен такой интеллектуальный прием? В этом случае возникает проблема установления соответствия отдельного и всеобщего, конечного и бесконечного, ибо свойства конечных вещей экстраполируются на бесконечный мир. Несмотря на то, что абсолютно все отдельные предметы конечны во времени, это вовсе не дает нам права распространять характеристику их ограниченности на бесконечное основание.
Во-первых, мы знаем, что свойства отдельной части не повторяют всех свойств целого, следовательно, подобная экстраполяция неправомерна. Нельзя переносить свойство отдельных вещей на бесконечное бытие.
Во-вторых, хотя каждая отдельная вещь конечна во времени, это вовсе не означает, что весь мир сущих вещей может утратить способность наличествовать. Мир сущих вещей, как целое в своей способности проявлять свое существование, тоже бесконечен.
Для объяснения возникновения мира сущего креационисты вынуждены были допустить существование творца, причем он не должен, по определению, принадлежать к естественному миру. Он всегда выступал сверхъестественным разумным существом, т. е. богом, отстраненным от конкретных предметов. Творение сущего (природного) происходило творцом с помощью мистического действия, чаще всего говорения, произнесения слов. Творение мира в креационизме это разумное действие, плод работы разума, результат желания и воли сверхъестественной разумной силы. Признание вечного бытия сводит на нет роль творца. В нем просто нет необходимости, поскольку природный мир, будучи проявлением бытия, существует закономерно и самостоятельно, потому что основа для этого мира есть всегда и в любом объеме.
4. После того как философы оказались вооружены понятием «бытие», стало возможным объяснить такое свойство мира, как его целостность. Наличие категории бытия обеспечивает монистическую картину мира. Все объекты имеют единое пространственное местоположение. Принятие одной субстанциальной сущности у всего сущего позволяет понять, почему объекты реагируют друг на друга, а не игнорируют друг друга, не «проскальзывают» друг друга насквозь без какого-либо взаимовлияния.
Они все расположены в одном пространственном мире, обеспечены едиными характеристиками существования. Разнообразные по форме и содержанию вещи, тем не менее, оказываются в едином мире, благодаря наличию у всех объектов общей целостной материи. Все, что расположено за пределами единого материального бытия, оказывается за пределами взаимодействия с предметами мира, следовательно, за пределами реальности. Такие вещи мы вправе называть выдумками или фантазиями.
Бытие, следовательно, понимается как непрерывное субстанциальное целое. В этом смысле нельзя допустить наличие небытия, прерывности бытия или абсолютной пустоты. Если бы мы допустили наличие небытия, прерывность бытия или существование пустоты, то тогда нам пришлось бы согласиться, что бытие ограничено, что оно не всеохватно, что оно лишь часть от более общего содержания. Иначе говоря, бытие превратилось бы в сущее.
По сути, бытие как абсолют находится за пределами категории пространства. Для бесконечного бытия нет того пространства, которое имеется в мире сущего. Ибо в нем нет никаких точек отсчета, никаких стартовых или финальных линий, никаких отличительных и ограничительных плоскостей или зон. В едином материальном бытии невозможно определить протяженность, ибо она намечается только при наличии форм, границ и различий. Но если в материи допустить субстанциальное различие, то это будет означать ее неравенство по отношению к самой себе. Материальное бытие интегрирует все конкретное в единстве и целостности.
Понятие пространства приобретает смысл только для мира сущих вещей. Объективированное бытие, ставшее существованием посредством определения, обретает различие и границы. Благодаря различению, бытие оформляется, наполняется конкретными свойствами существования. Бытие в процессе конкретизации переходит в существование сущего, обладающего различием, ограниченными формами и протяженностью. В свою очередь, существование в процессе погружения к сущности возвращается в бытие.
5. Понятие бытия позволило философам определять одновременность существования всех конкретных объектов и явлений мира. Все природно-сущее находится в едином состоянии Вселенной и едином пространстве. Единое пространство мира распространено в бесконечность. Бытие фиксирует сосуществование множества предметов в их общей основе. Последовательное существование событий и объектов, т.е. одного за другим, распределено в сознании в категориях прошлого, настоящего и будущего по отношению к бытию.
Категория бытия обеспечивает единство мира во времени, связывает прошлое и будущее с настоящим. С помощью данного понятия мыслители смогли отбросить в сторону сомнения относительно преемственности свойств мира во времени. Бытие связывает мир прошлого, который уже исчез, с миром настоящего, который действует на нас, и миром будущего, который еще не проявился. Для элеатов проблема взаимоотношения прошлого с настоящим и будущим не стоит. Для них бытие неизменно. А раз изменений вообще нет, то нет прошлого и будущего. Признание иллюзорности чувственной данности позволяет отбросить проблему текучести вещей. Однако в последующие эпохи это понятие стало основой для стыковки состояний мира во времени.
В том случае, если бы некое всеобщее бытие не было бы способно воплотиться в единичном и конечном предмете, оно осталось бы чистой абстракцией всеобщности, а, точнее говоря, его нельзя было бы назвать ни всеобщим, ни единичным. По отношению к чему оно выступало бы всеобщим, если ничего больше нет? В этом случае бытие было бы, скорее, единичным. Точнее говоря, вообще не существовало бы ни всеобщего, ни единичного. Это был бы совсем иной мир, в котором не было бы различия как такового.
7. Идея бытия способствует объективации мира. Слово «бытие» может быть заменено словом «есть». Как уже было сказано, бытие обеспечивает наличие и существование предметов.
Мы обязаны согласиться, что окружающие нас вещи существуют, т. е. не представляют собой иллюзорные конструкции нашего воображения. Данное понятие подтверждает относительное тождество индивидуальных человеческих сознаний и единство общественного сознания, поскольку они отображают единое содержание бытия. В противном случае мы перестали бы понимать друг друга и противоречили бы друг другу с первых действий и слов. Люди могут расходиться в субъективных оценках тех или иных свойств и характеристик мира, но они, по крайней мере, знают тот предмет, в котором расходятся. Это свидетельствует о том, что они тождественны в своем знании сходства и различия «некоторого существования». Следовательно, это существующее, в чем они сомневаются или находят сходство своих оценок, есть объективно. Или иначе, оно объективное бытие.
8. Важно заметить, что сущее и бытие проявляются в диалектическом единстве. Конкретные вещи имеют общую основу, обеспечивающую их связь, а она, в свою очередь, конкретизируется в предметах. Бытие не могло бы обнаружить себя, если бы представляло собой абсолютную неразличенность, самотождественность бесконечного непрерывного единства. Для определения ему надо воплощаться в формах и качествах вещей, каждая из которых есть конкретный способ выявления бытия.
Если допустить существование только абсолютной основы, только единой субстанции в материальном или идеальном варианте, то она не имела бы конкретных характеристик, то есть не была бы определена. А это значит, что она не имела бы размеров, временной последовательности, ни одного отличительного свойства, следовательно, его бы не было как сущего, которого, в свою очередь, тоже не было бы. Это обстоятельство справедливо подметил Ф. Гегель, замечая, что «чистое бытие есть ничто».
Итак, мы можем теперь с позиций монистического материализма дать следующее определение бытия. Бытие – это абсолютная, единая, тождественная и целостная материальная субстанция предметов и явлений, обладающая устойчивым характером проявления в налично сущем, отображаемая абстрактно-логическим (рациональным) мышлением, трансцендентная для человеческих ощущений.По нашему мнению, материя должна быть понята только как субстанция и ни в коем случае как многокачественная «объективная реальность, данная нам в ощущениях». В ощущениях нам даны разнокачественные отдельные вещи. Но с помощью абстрактно-логического сознания у нас формируется понятие их единой и целостной основы, лишенной какой-либо качественной определенности.
И факт бытия, и процесс бытия тождественны, поскольку бытие абсолютно. Но в мире конкретного мы разделяем эти стороны: сущее – это то, что налично, существование – это процесс изменения сущего во времени и пространстве. Бытие, с одной стороны, обеспечивает устойчивое наличие сущего, с другой стороны, оно обеспечивает постоянное становление и взаимодействие сущего, т. е. его существование.
Отдельный предмет является лишь проявлением материи. Определенность предмета выступает как его пространственно-временная ограниченность и уникальное вещественно-энергетическое содержание, создающее сочетание неповторимых свойств. Поэтому он обладает тем качеством, по которому мы способны отличить его от остальных предметов, но в то же время и отождествить с вещами, обладающими сходными характеристиками.
Иначе говоря, мы можем определить его принадлежность к какому-либо классу вещей. Если бы объект не был ограничен, то его качество растворилось бы в бесконечном единообразии материи. Его пространственная, временная и специфически качественная ограниченность выступает основой для определенности, как сущего.
Мир сущих вещей, или «мир существования», в отличие от бытия, предстает потоком событий, который постоянно ускользает из нашей жизни. Точнее было бы сказать, что существующее постоянно исчезает из мира существования, но в то же время сохраняется, благодаря материальной субстанции. Мир сущих вещей непостоянен, текуч, неустойчив. Пространственная и качественная дискретность предметного мира определяет конечность всего сущего в природе.
Сущее – это проявление бытия. Ему предначертаны такие законы существования, в результате действия которых все события и объекты обречены на прехождение и исчезновение. Однако бытие в виде материальной субстанции не изменяется и никогда не исчезает. Материя, коренящаяся в сущности абсолютно всех конкретных вещей, постоянно воспроизводит налично-сущий мир, производя все новые и новые формы, свойства, связи и отношения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Почему осмысление категории «бытие» выражает одну из главных проблем философии?
2. В чем смысл понятия «бытие» в философии Парменида?
3. Какие подходы к осмыслению проблемы бытия реализованы в
4. В чем суть трактовки бытия в средневековой философии? Какая идея о
бытии была возрождена в экзистенциальной философии?
5. Какие изменения в трактовке бытия произошли в Новое время?
6. В чем смысл понятия бытия в русской религиозной философии?
7. Какие мировоззренческие концепции лежат в основе различных трактовок
бытия? В чем их суть?
8. Как связана проблема бытия в философии с проблемой единства мира?
9. Что такое субстанция? Раскройте связь понятий «бытие», «субстанция»,
10. Можно ли считать понятия «физическое» и «материальное»
11. Дайте характеристику основных форм бытия на уровне макромира.
12. В чем смысл движения как атрибута бытия?
13. Можно ли рассматривать покой как неотъемлемую часть движения?
14. Какие основные подходы к осмыслению природы пространства и времени
существуют в истории философии? Объясните их смысл.
15. В чем суть диалектико-материалистической концепции пространства и
16. В чем состоит математическое обоснование реляционной концепции
пространства и времени в теории относительности?
17. Можно ли в настоящее время сделать вывод об истинности реляционной
концепции пространства и времени и ложности субстанциональной?
ЛИТЕРАТУРА
1. Гайденко П. Бытие // Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова.
2. Доброхотов А. Категория бытия в западноевропейской философии. М., 1986.
3. Роуз С. Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. М., 2004.
4. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии.
5. Сухов А. Материалистическая традиция в русской философии. М., 2005.
6. Трубников Н. Время человеческого бытия. М., 1989.
7. Фома Аквинский. Онтология и теория познания: фрагменты сочинений.
8. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.
9. Франк С. Реальность и человек. М., 1998.
10. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Минск, 1996.