Что означает обещание или вымогательство подкупа
Памятка для граждан по противодействию коррупции
Под коррупцией понимается моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.
(Толковый словарь русского языка, под ред. Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. М., 2005).
Официальное толкование коррупции согласно статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (в редакции от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 21.11.2011 № 329-ФЗ) «О противодействии коррупции» дается следующим образом:
Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Причины возникновения коррупции различны в разные периоды и эпохи, но связь ее с государственным аппаратом неизменна. Сложно сказать, можно ли победить коррупцию полностью. Однако предпринимать меры уголовно-правового, воспитательного, экономического и организационного характера для минимизации этого социального явления необходимо для любого государства, деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.
Наказание за взятки предусмотрено в статьях 290, 291 УК РФ. Уголовная ответственность наступает как за дачу взятки, так и за ее получение!
В зависимости от того, что дают, взятки делятся на:
Взятки также можно условно разделить на явные и завуалированные.
В зависимости от времени и желаемого результата взятки бывают:
Говоря о взятке-благодарности, необходимо отличать ее от подарка. Часто взятка передается в виде подарка должностному лицу на день рождения, юбилей, Новый год и другие праздники. Следует помнить два аспекта:
КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ
Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо – представитель власти или чиновник, выполняющий организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции – это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.
Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и НАКАЗАНИЕ
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ на длительный срок как за получение взятки (статья 290 УК РФ), так и за дачу взятки (статья 291 УК РФ) и посредничество (статья 291.1 УК РФ).
Уголовная ответственность за получение либо передачу незаконного вознаграждения при КОММЕРЧЕСКОМ ПОДКУПЕ предусмотрена статьей 204 УК РФ.
НАКАЗАНИЯ, предусмотренные уголовным законодательством:
— для ВЗЯТОЧНИКОВ: ШТРАФ – до 1 млн. рублей или от 10 до 100 – кратной суммы взятки; ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – до 15 лет; дополнительный вид наказания – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 – х лет;
— для ВЗЯТКОДАТЕЛЕЙ: ШТРАФ – до 500 тыс. рублей или от 5 до 90 – кратной суммы взятки; ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – до 12 лет.
дополнительный вид наказания – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 – х лет;
— для ПОСРЕДНИКОВ: ШТРАФ – от 20 до 90 – кратной суммы взятки; ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – до 12 лет + штраф до 70 – кратной суммы взятки.
ОБЕЩАНИЕ или предложение ПОСРЕДНИЧЕСТВА во взяточничестве – от 15 до 70 – кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет; штраф от 25 тыс. до 500 млн. рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет; лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом от 10 до 60 кратной суммы взятки.
Лицо, давшее взятку (являющееся посредником во взяточничестве), освобождается от уголовной ответственности, если оно АКТИВНО способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и после совершения преступления ДОБРОВОЛЬНО сообщило о даче взятки правоохранительным органам!
ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА?
Принять решение согласно своей гражданской позиции, нравственным принципам, совести и жизненному опыту. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий:
Первый: прекратить всякие контакты с вымогателем, дать понять ему о своем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что Ваш вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупционными связями.
Второй: встать на путь сопротивления коррупционерам – взяточникам и вымогателям, отчетливо понимая, что победить это зло можно и нужно в каждом конкретном случае, что человек должен в любых ситуациях сохранять свое достоинство и не становиться на путь преступления.
Каждый человек свободен в выборе своего решения и как свободная личность не может не осознавать, что зло должно быть наказано.
Второй вариант в большей степени согласуется с нормами морали и права.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ
ЕСЛИ ВЫ ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ ПРОТИВОСТОЯТЬ КОРРУПЦИИ
ВАМ НЕОБХОДИМО
Написать заявление о факте вымогательства у Вас взятки или коммерческого подкупа, в котором точно указать:
— кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, наименование учреждения) вымогает у вас взятку или кто из представителей коммерческих структур толкает Вас на совершение подкупа;
— какова сумма и характер вымогаемой взятки (подкупа);
— за какие конкретно действия (или бездействие) у Вас вымогают взятку или совершается коммерческий подкуп;
— в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки или должен быть осуществлен коммерческий подкуп.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!
Устные сообщения и письменные заявления о коррупционных преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.
Вас обязаны выслушать в дежурной части органа внутренних дел, в прокуратуре, Следственном комитете, Федеральной службе безопасности и принять сообщение в письменной форме либо составить протокол принятия устного сообщения о преступлении.
Вы имеете право получить в правоохранительном органе талон-уведомление, в котором указываются: краткое содержания сообщения, сведения о заявителе, сведения о сотруднике, принявшем заявление и его подпись, регистрационный номер, наименование правоохранительного органа, адрес, номер служебного телефона, дата и время приема заявления.
В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть зарегистрировано и доложено руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о преступлении Вы имеете право обжаловать эти действия в вышестоящих инстанциях (областных, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в прокуратуру или суд.
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о коррупции
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о коррупции
Какие действия можно назвать «коррупцией»?
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Что такое «противодействие коррупции»?
Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Какие государственные органы наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?
Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений (преступлений) и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы.
Что может выступать предметом взятки?
Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)
Какие действия можно считать вымогательством взятки?
Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)
Может ли быть привлечён к уголовной ответственности посредник во взяточничестве?
Да, может. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных статьей 33 Уголовного кодекса РФ.
Каков уровень ответственности лица, сообщившего о факте коррупции, если этот факт не будет доказан?
Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 «Клевета» Уголовного кодекса РФ.
В каких случаях взяткодатель может быть освобождён от уголовной ответственности?
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. (Примечание к ст. 291 Уголовного кодекса РФ).
Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?
Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.
Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.
Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.
Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)
Что такое коммерческий подкуп. Объясняем простыми словами
Коммерческий подкуп — незаконная передача (или получение) денег, ценных бумаг, имущества или услуг управленцу за совершение тех или иных действий (или бездействие).
Строго говоря, коммерческий подкуп — уголовное преступление против интересов службы в коммерческих или иных организациях. Максимальное наказание по УК РФ — 12 лет лишения свободы.
Проще говоря, разберём на примере. Арендодатель согласился подписать договор аренды, но с условием: каждый месяц сверх стоимости договора ему в карман нужно выплачивать определённую сумму. В народе это называют откат — аналог взятки. На языке уголовного кодекса — это коммерческий подкуп.
Примеры употребления в «Секрете»
«Следователи могут блефовать. Один предприниматель участвовал в допросе по статье “Коммерческий подкуп”. Следователь рассматривал при нём фотографии, якобы фиксирующие передачу взятки. Допрашиваемый видел их только с оборотной стороны, но решил, что они доказывают его вину, и сознался».
(Управляющий партнёр компании «Селютин и партнёры» Александр Селютин — о том, как следователи давят на допросах.)
«Денег не растрачивал, бюджетными средствами не распоряжался, никаких денежных средств в качестве коммерческого подкупа не получал. Я отдал этому проекту девять лет жизни и никогда не ставил свои интересы выше интересов дела».
(Экс-глава «Дирекции по строительству в Дальневосточном федеральном округе» Андрей Поплавский, осуждённый на 12 лет колонии.)
Нюансы
Ответственность за коммерческий подкуп несут как берущий откат, так и дающий его.
Сумма штрафа и строгость наказания зависят от способов и размером коммерческого подкупа. Самое серьёзное наказание — 12 лет лишения свободы со штрафом в размере до 50-кратной суммы коммерческого подкупа — назначается за подкуп в особо крупном размере, совершённом группой лиц, совмещённом с вымогательством и незаконными действиями.
Значительным размером коммерческого подкупа признаётся сумма, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг или прав свыше 25 000 рублей, крупным размером — свыше 150 000 рублей, особо крупным — свыше 1 млн рублей. Как правило, собственники бизнеса редко обращаются в правоохранительные органы, если их управленцы попались на коммерческом подкупе, рассказал «Секрету» старший партнёр адвокатского бюро «Юрлов и партнёры» Владислав Цепков.
По его словам, владельцы предпочитают тихо избавляться от проворовавшихся директоров. Многие бизнесмены сами одобряют откаты при сбыте своей продукции. Подчинённые воспринимают это как сигнал поступать так же, но в своих интересах.
Цифра
Большинство реальных тюремных сроков за коммерческий подкуп длятся от трёх до пяти лет.
Понятие коммерческого подкупа как состава преступления
Адвокат Антонов А.П.
С точки зрения экономики и правовой доктрины подкуп в процессе осуществления коммерческой деятельности является социально опасным деянием по той причине, что он посягает на нормальный ход рыночных отношений в обществе и подрывает деятельность лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях. Из-за подкупа искажается процесс принятия решений, основывающихся на сугубо рыночной логике, поскольку при использовании коммерческого подкупа используется противоправный способ воздействия на его субъектов.
Российским уголовным законодательством сформулировано понятие коммерческого подкупа и установлена соответствующая ответственность за его совершение — ст. 204 УК РФ.
Под коммерческим подкупом законодатель понимает незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав, за совершение действия (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию). К коммерческому подкупу в соответствии с данной статьей относится и ситуация, когда по указанию лица, выполняющего управленческие функции, имущество передается, услуги имущественного характера оказываются, имущественные права предоставляются и иному физическому или юридическому лицу за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц.
При этом в соответствии со ст. 204 УК РФ коммерческий подкуп подразделяется как на незаконную передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав (ч. 1 ст. 204 УК РФ), так и на незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование услугами имущественного характера и имущественными правами (ч. 5 ст. 204 УК РФ).
В соответствии с примечаниями к ст. 201 УК РФ под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа или члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
Пункт 9 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» вносит ясность в отношении того, что считается незаконным оказанием услуг или предоставлением имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе и освобождение его от имущественных обязательств, например предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, ремонт квартиры, строительство дачи, прощение долга и т.д. Под получением взятки в виде незаконного предоставления лицу имущественных прав понимается возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств, получать доходы от использования бездокументарных ценных бумаг или цифровых прав и др.
Состав данного преступления является формальным. В соответствии с п. п. 10, 11 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» получение и дача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе будут считаться оконченными с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на указанный им счет, «электронный кошелек»), независимо от того, получило ли указанное лицо реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению.
В тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки либо коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).
Пунктом 11.1 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» предусмотрено, что если взяткодатель намеревался передать, а должностное лицо — получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не составило указанного размера, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере. Например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в несколько приемов, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ.
Квалифицированными (т.е. отягощающими, повышающими размер санкции) составами коммерческого подкупа являются:
1) совершение коммерческого подкупа в значительном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ значительным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 000 рублей;
2) совершение коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» предмет коммерческого подкупа считается полученным группой лиц, если в преступлении участвовали два и более лица, выполняющие управленческие функции, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействие) в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц.
В таком случае преступление будет считаться оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения хотя бы одним из входящих в группу лиц. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов, а также то, сознавало ли лицо, передающее незаконное вознаграждение, что в его получении участвовало несколько лиц, выполняющих управленческие функции.
Также в п. 16 данного Постановления Пленума ВС РФ указывается на то, что в организованную группу, которая, в отличие от обычной, характеризуется устойчивостью, высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя, могут входить и лица, не обладающие признаками специального субъекта получения коммерческого подкупа;
3) совершение коммерческого подкупа в крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ крупным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 000 рублей;
4) совершение коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ особо крупным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 1 000 000 рублей;
5) совершение коммерческого подкупа за заведомо незаконные действия (бездействие);
6) сопряжение коммерческого подкупа с вымогательством предмета подкупа.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» под вымогательством предмета подкупа необходимо понимать не только требование передать незаконное вознаграждение, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать данное вознаграждение с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.
Для квалификации содеянного не имеет значения, была ли у лица, выполняющего управленческие функции, реальная возможность осуществить данную угрозу, если у лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, были основания опасаться осуществления данной угрозы.
В п. 13.1 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» разъяснено, что обещание или предложение лица передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующего коррупционного преступления в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами. Если иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения лица передать незаконное вознаграждение за совершение необходимых действий (бездействие), не были совершены по независящим от него обстоятельствам, то содеянное квалифицируется как приготовление к коммерческому подкупу (ч. 1 ст. 30 и ч. 3 — 4 или ч. 7 — 8 ст. 204 УК РФ).
При этом коммерческий подкуп как таковой необходимо отличать от ряда иных преступлений, поскольку по своему характеру он внешне похож на преступления, предусмотренные ст. 204.1 УК РФ (посредничество в коммерческом подкупе), ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп), ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 291 УК РФ (дача взятки) и ст. 184 УК РФ (оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса).
Рассмотрим, прежде всего, ст. 204.1 УК РФ.
Объект преступления в данном случае совпадает с объектом преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, т.е. нормальная, регламентированная законодательством управленческая деятельность коммерческих и иных организаций.
Разница между ст. 204 УК РФ и ст. 204.1 УК РФ заключается в субъекте преступления. Если в ст. 204 УК РФ им выступает лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, то в ст. 204.1 УК РФ субъектом является лицо, выполняющее функции посредника, т.е. лицо, передающее предмет коммерческого подкупа по поручению дающего подкуп или получающего его или иным образом способствующее в достижении либо реализации соглашения между ними о передаче и получении подкупа. Посредник отличается от получающего или передающего предмет коммерческого подкупа тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе.
Что касается ст. 204.2 УК РФ, то объект преступления здесь аналогичен объекту преступления ст. 204 УК РФ. Различия имеются в отношении конкретизации объективной стороны деяния в ст. 204.2 УК РФ — совершение коммерческого подкупа на сумму, не превышающую 10 000 рублей. Кроме того, в соответствии с разъяснением в вопросе 2.1 Ответов на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ — 326-ФЗ, направленных на совершенствование уголовной ответственности за коррупционные преступления и преступления экономической направленности, а также оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016), нормы ст. 204.2 УК РФ содержат специальные нормы по отношению к нормам ст. 204 УК РФ.
Теперь обратимся к ст. 290 УК РФ и ст. 291 УК РФ, которые устанавливают ответственность за получение и дачу взятки. Коммерческий подкуп отличается от них по двум признакам: по объекту и субъекту преступления.
Так, при коммерческом подкупе объектом преступления является нормальная реализация прав и обязанностей в процессе осуществления управленческих функций коммерческой или иной организации. При получении или даче взятки объектом является нормальная и правильная работа органов государственной власти и местного самоуправления. Что касается субъекта преступления, то при коммерческом подкупе субъектом преступления является лицо, осуществляющее функции управления коммерческой организацией или иной организацией. При получении взятки субъектом является должностное лицо, под которым в соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ необходимо понимать лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях и компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Статья 184 УК РФ устанавливает ответственность за незаконную передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, а также оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав в целях оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Сравнивая данный состав преступления с коммерческим подкупом, мы также обнаруживаем различный объект и субъект преступления. Объектом преступления по ст. 184 УК РФ будет являться нормальная деятельность по организации спортивных соревнований или зрелищного коммерческого конкурса. Субъектом будут являться лица, принимающие имущественное предоставление или соответствующие услуги, права с целью оказания влияния на результаты соревнования или конкурса: спортсмены, тренеры, судьи, руководители, члены жюри, организаторы соревнования или конкурса и т.д.
Таким образом, для грамотной квалификации того или иного деяния в качестве коммерческого подкупа необходимо отличать его состав от смежных составов преступления.