Что означает обручение в православии

Обручение

Обруче́ние – цер­ков­ный обряд, совер­ша­е­мый перед вен­ча­нием жениха и неве­сты, в рамках кото­рого жениху и неве­сте пре­по­да­ются через свя­щен­ника кольца (входит в после­до­ва­ние таин­ства Брака); 2) зада­ток, залог ( Еф.1:14 ).

Обру­че­ние – бого­слу­же­ние, в кото­ром жених и неве­ста обе­ща­ются друг другу перед Богом; пред­ше­ствует вен­ча­нию.

Обру­че­ние совер­ша­ется свя­щен­ни­ком в при­творе или у запад­ной стены сред­ней части храма. Свя­щен­ник наде­вает жениху и неве­сте кольца, кото­рыми они затем трое­кратно обме­ни­ва­ются. Обру­че­ние и вен­ча­ние могут быть раз­де­лены во вре­мени, однако в насто­я­щей цер­ков­ной прак­тике при­нято обру­чать непо­сред­ственно перед вен­ча­нием.

В древ­но­сти обру­че­ние и вен­ча­ние были раз­де­лены опре­де­лен­ным вре­ме­нем. Буду­щие супруги в тече­ние неко­то­рого срока должны были при­го­то­вить себя духовно к этому вели­кому для их жизни собы­тию. Могли быть и жиз­ненно-прак­ти­че­ские при­чины. Все это сохра­няет зна­чи­мость и в наше время. Время между обру­че­нием и браком опре­де­ляет (в согла­сии с жени­хом и неве­стой) духов­ник. Если его нет, то это делает свя­щен­ник, к кото­рому буду­щие супруги обра­тятся за бла­го­сло­ве­нием на брак.

Обру­че­ние лишь скреп­ляет молит­вой и цер­ков­ным обря­дом вза­им­ное стрем­ле­ние к браку. Обру­че­ние явля­ется обря­дом, а не Таин­ством. Само слово: «вен­ча­ние», – то есть «увен­чан­ный», содер­жит в себе сви­де­тель­ство, и того, что супруги сохра­нили до Вен­ча­ния чистоту.

прот. Вла­ди­мир Хулап

Еще в дохри­сти­ан­ской древ­но­сти обру­че­ние (или помолвка) и соб­ственно сва­дьба пред­став­ляли собой две разные цере­мо­нии. В рамках помолвки семьи дого­ва­ри­ва­лись о заклю­ча­е­мом браке моло­дых, обсуж­дали свя­зан­ные с ним вопросы, прежде всего финан­со­вые: напри­мер, размер при­да­ного, под­пи­сы­вали брач­ный дого­вор. После этого юноша наде­вал на палец девушки кольцо и они счи­та­лись жени­хом и неве­стой, нахо­дясь в таком «про­ме­жу­точ­ном» состо­я­нии луч­шего узна­ва­ния друг друга (не всту­пая в супру­же­ские отно­ше­ния) до сва­дьбы, кото­рая могла про­ис­хо­дить через несколько меся­цев или даже лет. Окру­жа­ю­щие знали об их наме­ре­ниях, что выра­жа­лось в при­сут­ствии во время помолвки сви­де­те­лей. Само «обру­че­ние» про­ис­хо­дит либо от слова «кольцо» («обруч»), либо вос­хо­дит к гла­голу «брать» (т.е. девушку в неве­сты). В хри­сти­ан­стве цер­ков­ное обру­че­ние стало под­твер­жде­нием и бла­го­сло­ве­нием пер­вого шага к браку, освя­ще­нием пер­вого камня в его фун­да­менте. Глав­ным сим­во­ли­че­ским дей­ствием остался обмен коль­цами, выра­жа­ю­щий вза­им­ное обе­ща­ние вер­но­сти буду­щих мужа и жены. При этом Пра­во­слав­ная Цер­ковь напол­нила изна­чально юри­ди­че­ский акт помолвки глу­бо­кими биб­лей­скими сим­во­лами и обра­зами, пере­неся всю цере­мо­нию из дого­вор­ной пер­спек­тивы в духов­ную.

Цер­ков­ные пра­вила рас­смат­ри­вали помолвку как пра­во­вой акт, юри­ди­че­ски равный вен­ча­нию. Поэтому, напри­мер, обру­чен­ный муж­чина, кото­рый оста­вил свою неве­сту до сва­дьбы и всту­пил в брак с другой девуш­кой, счи­тался раз­ве­ден­ным и вто­ро­брач­ным со всеми выте­ка­ю­щими послед­стви­ями. Такой стро­гий подход был необ­хо­дим, чтобы не давать повода «экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать» со все новыми неве­стами, под­черк­нуть вер­ность дава­е­мым обе­ща­ниям и свя­тость цер­ков­ного чино­по­сле­до­ва­ния. Чтобы избе­жать воз­мож­ной пута­ницы и слож­но­стей, свя­зан­ных с рас­тор­же­нием уже заклю­чен­ного обру­че­ния, посте­пенно и в Визан­тии, и в России обру­че­ние и вен­ча­ние стали совер­шаться вместе. Так, в 1775 году Свя­тей­ший Синод издал указ об их сов­мест­ном слу­же­нии, за исклю­че­нием лиц импе­ра­тор­ской фами­лии, дина­сти­че­ские браки кото­рых обычно заклю­ча­лись в несколько этапов. Сего­дня обру­че­ние непо­сред­ственно пред­ше­ствует вен­ча­нию, однако они раз­де­лены про­стран­ственно, что ука­зы­вает на их изна­чально раз­де­лен­ное совер­ше­ние и разное зна­че­ние: обру­че­ние совер­ша­ется в при­творе (задней части храма), вен­ча­ние — в его центре. Подоб­ным обра­зом из двух частей состоит, напри­мер, Боже­ствен­ная литур­гия (литур­гия огла­шен­ных и литур­гия верных) и Кре­ще­ние (кото­рому пред­ше­ствует огла­ше­ние). Поэтому обру­че­ние, первая часть дву­еди­ного чино­по­сле­до­ва­ния заклю­че­ния брака, про­ник­нуто идеей обе­ща­ния и вер­но­сти, а вен­ча­ние радо­стью о заклю­ча­е­мом перед лицом Божиим браке.

Источник

Обручение – шаг к семейной жизни — протоиерей Андрей Мухачев

Про­то­и­е­рей Андрей Муха­чев для «Азбу­ки супружества»

Интер­вью с про­то­и­е­ре­ем Андре­ем Муха­че­вым, насто­я­те­лем хра­ма св. прав. Иоан­на Крон­штадт­ско­го (Ост­ров­ское, Костром­ской область).

«Если я гово­рю язы­ка­ми чело­ве­че­ски­ми и ангель­ски­ми, а люб­ви не имею, то я – медь зве­ня­щая или ким­вал зву­ча­щий. Если имею дар про­ро­че­ства, и знаю все тай­ны, и имею вся­кое позна­ние и всю веру, так что могу и горы пере­став­лять, а не имею люб­ви, – то я ничто. И если я раз­дам все име­ние мое и отдам тело мое на сожже­ние, а люб­ви не имею, нет мне в том ника­кой поль­зы» ( 1Кор.13:1–3 ). Герой наше­го сего­дняш­не­го интер­вью все­гда дер­жит эти сло­ва в сво­ей памя­ти, серд­це, уме. Они помо­га­ют ему в слу­же­нии и реше­нии под­час непро­стых вопро­сов. О неко­то­рых из этих вопро­сов мы сего­дня и реши­ли поговорить.

– Отец Андрей, поче­му сего­дня ста­но­вит­ся все боль­ше людей, по их соб­ствен­ным сло­вам, любя­щих друг дру­га, но пред­по­чи­та­ю­щих не реги­стри­ро­вать свои отношения?

– В сво­ей свя­щен­ни­че­ской прак­ти­ке я встре­чаю мно­же­ство раз­лич­ных слу­ча­ев. Самый рас­про­стра­нен­ный из них – люди про­сто не хотят брать на себя обя­за­тель­ства. Поче­му? Пото­му что люди не хотят нико­му ниче­го обе­щать, их тянет к мни­мой сво­бо­де, кото­рая для них как раз и выра­жа­ет­ся в том, что «я не хочу». «Не хочу свя­зы­вать­ся с под­пи­ся­ми, доку­мен­та­ми, обя­за­тель­ства­ми, а хочу жить так, как мне нра­вит­ся. И если у меня есть такая воз­мож­ность, и мне никто не меша­ет, я буду так жить». И вот, два таких «устав­ших» чело­ве­ка встре­ча­ют­ся, они дого­ва­ри­ва­ют­ся и так вме­сте живут.

Дру­гая при­чи­на, кото­рую я наблю­даю, свя­за­на с тем, что чело­век уже заре­ги­стри­ро­ван с кем-то, но по фак­ту супруг (или супру­га) дав­но порвал отно­ше­ния, живет с дру­гой семьей. И тогда такой бро­шен­ный чело­век начи­на­ет думать, что ему ниче­го дру­го­го не оста­ет­ся делать, как жить с кем-то, кто его пой­мет и примет.

Слу­ча­ет­ся и так, что люди при ответ­ствен­ном отно­ше­нии друг к дру­гу про­сто не отно­сят реги­стра­цию к чис­лу осо­бо важ­ных дел, откла­ды­вая ее до слу­чая. Они не отри­ца­ют её, а про­сто счи­та­ют фор­маль­но­стью, у них своя лесен­ка осо­бо важ­ных дел: что­бы у них был кров над голо­вой, теп­ло в доме, доб­рые отно­ше­ния, нор­маль­ная рабо­та. Но когда вдруг пой­мут, что, напри­мер, госу­дар­ство выде­ля­ет день­ги на моло­дую семью, помо­га­ет с покуп­кой недви­жи­мо­сти, а они, ока­зы­ва­ет­ся, до сих пор ни для кого не семья, кро­ме как для самих себя, тогда и начи­на­ют шеве­лить­ся, решать вопрос, кото­рый рань­ше откла­ды­ва­ли на потом.

– В свое вре­мя про­то­и­е­рей Димит­рий Смир­нов срав­нил «граж­дан­ских жен» с «бес­плат­ны­ми про­сти­тут­ка­ми». Соглас­ны ли вы с утвер­жде­ни­ем, что в осно­ве таких «сою­зов» лежит толь­ко сек­су­аль­ное влечение?

– Я бы не согла­сил­ся с извест­ным, но кате­го­рич­ным выска­зы­ва­ни­ем ува­жа­е­мо­го батюш­ки, про­то­и­е­рея Димит­рия Смир­но­ва о том, что граж­дан­ский брак – это толь­ко про­сти­ту­ция и ниче­го боль­ше. Когда такие люди при­хо­дят к нам в храм на бесе­ду, мы обща­ем­ся, погру­жа­ем­ся в про­бле­му, я вижу, что очень часто в их отно­ше­ни­ях «постель­ные дела» зани­ма­ют дале­ко не пер­вое место.

Но при всем этом, конеч­но, неред­ко встре­ча­ешь людей, кото­рые про­сто живут, ни о чем не думая. Пом­ню слу­чай с одной парой. С неве­стой ниче­го невоз­мож­но было сде­лать: она и детей не хоте­ла, и рабо­тать не хоте­ла, и реги­стри­ро­вать отно­ше­ния не хоте­ла, ей вооб­ще ниче­го не хотелось.

– То, что в миру назы­ва­ет­ся «граж­дан­ским бра­ком», Цер­ковь назы­ва­ет блу­дом. Озна­ча­ет ли это, что люди, живу­щие в таком «сою­зе», без­на­деж­ны подоб­но бес­плод­ной смоковнице?

– Конеч­но, есть пра­ви­ла, кото­рых нуж­но при­дер­жи­вать­ся, их никто не отме­нял, они дис­ци­пли­ни­ру­ют нас, зада­ют пра­виль­ные ори­ен­ти­ры пра­виль­ной жиз­ни. Это Свя­щен­ное Писа­ние, цер­ков­ные кано­ны и поста­нов­ле­ния, ука­за­ния свя­щен­но­на­ча­лия. Поэто­му когда к нам при­хо­дит пара, я все­гда выяс­няю, рас­пи­са­ны ли они. После это­го у нас про­во­дят­ся бесе­ды, и уже толь­ко тогда совер­ша­ем над ними Таин­ство. Но ведь все ука­за­ния нисколь­ко не меша­ют нам видеть перед собой глав­ный ори­ен­тир – иметь любовь ко вся­ко­му чело­ве­ку, осуж­дать не греш­ни­ка, а грех. Об этом сто­ит все­гда пом­нить. Никто не безнадежен.

– В вашем хра­ме сло­жи­лась прак­ти­ка обру­че­ния. Рас­ска­жи­те о ней, пожалуйста.

– Когда в гла­за чело­ве­ку смот­ришь, в них все мож­но про­чи­тать, понять, насколь­ко он серье­зен. И те, кто при­хо­дит к нам на обру­че­ние, как пра­ви­ло, име­ет серьез­ные наме­ре­ния, хочет проч­ных отно­ше­ний, хочет иметь детей. В нашем хра­ме они, может быть, впер­вые после Кре­ще­ния встре­ча­ют­ся с миром духовным.

Я все­гда задаю им вопрос: «За вас когда-нибудь моли­лись в хра­ме?» Обру­че­ние – шаг к семей­ной жиз­ни — про­то­и­е­рей Андрей Муха­чев «Нет». – «Так давай­те помо­лим­ся!» И я молюсь о том, что­бы Гос­подь утвер­дил обру­че­ние их «в вере, и еди­но­мыс­лии, и истине, и люб­ви». А где я беру эту молит­ву? В после­до­ва­нии обру­че­ния.

Сей­час, как пра­ви­ло, обру­че­ние соеди­не­но с вен­ча­ни­ем, и как-то неза­слу­жен­но теря­ет­ся, не заме­ча­ет­ся на фоне послед­не­го. Но в древ­но­сти обру­че­ние и вен­ча­ние были раз­де­ле­ны опре­де­лен­ным вре­ме­нем, в тече­ние кото­ро­го буду­щие супру­ги долж­ны были при­го­то­вить себя духов­но к вели­ко­му собы­тию – Таин­ству брака.

Так и мы, совер­ша­ем обру­че­ние отдель­но. А посколь­ку вен­ча­ние у нас в Церк­ви по пра­ви­лам совер­ша­ет­ся толь­ко после реги­стра­ции бра­ка, обру­че­ние в таком слу­чае мож­но сде­лать и до реги­стра­ции. А мы цер­ков­но помо­лим­ся об этой паре, об их укреп­ле­нии и умуд­ре­нии. Я им и колеч­ки дарю. И людям празд­ник, и у меня на душе радость. Люди ста­ли бли­же друг к дру­гу: зна­ют, что они нуж­ны Богу, что за них молят­ся. Чудес­ный обряд!

После совер­ше­ния обру­че­ния я гово­рю им: «Смот­ри­те, вот, вы кос­ну­лись Бога, обру­чи­лись и теперь, если поже­ла­е­те, пожа­луй­ста, при­хо­ди­те после реги­стра­ции ваше­го сою­за, мы вас обвен­ча­ем». В этих сло­вах нет ника­ко­го дав­ле­ния, но вы зна­е­те, люди вот так при­кос­нув­шись к неве­до­мой им ранее жиз­ни, мож­но ска­зать, поздо­ро­вав­шись со Хри­стом, при­дя в храм, вдруг узна­ли, что со Хри­стом мож­но и по жиз­ни пой­ти. Пото­му что Бог есть любовь, и в хра­ме Божи­ем их встре­ти­ли с любо­вью. Для них две­ри здесь все­гда откры­ты. Их ждут, и никто не встре­ча­ет их с поро­га с осуждениями.

Ко всем нуж­но под­хо­дить с миром, любо­вью, доб­ро­же­ла­тель­но­стью. И тогда людям это помо­жет сохра­нить согла­сие меж­ду собой хотя бы даже и при той жиз­ни, кото­рой они живут сей­час. Это помо­жет им рас­крыть­ся, понять то, чего они рань­ше не мог­ли пред­ста­вить, прид­ти к мыс­ли о хри­сти­ан­ском отно­ше­нии к Таин­ству брака.

Помни­те, как к Гос­по­ду при­ве­ли согре­шив­шую в пре­лю­бо­де­я­нии жен­щи­ну? А когда осуж­дав­шие посра­ми­лись, Он спро­сил ее: «Жен­щи­на! где твои обви­ни­те­ли? никто не осу­дил тебя? Она отве­ча­ла: никто, Гос­по­ди. Иисус ска­зал ей: и Я не осуж­даю тебя; иди и впредь не гре­ши! ( Ин.8:1–11 ). Осу­дить-то лег­ко, а вот попро­буй полю­бить, услы­шать, понять чело­ве­ка, поче­му он так посту­пил. Я все вре­мя пыта­юсь понять. И пыта­юсь слу­жить Богу – ино­гда Он мной как инстру­мен­том нека­зи­стым что-то дела­ет, а я ста­ра­юсь, как могу.

– И како­вы же резуль­та­ты? Может ли обру­че­ние спо­двиг­нуть людей к даль­ней­шим шагам?

– У нас уже поряд­ка 115 пар обру­че­ны. И вы зна­е­те, через неко­то­рое вре­мя, осо­знав бли­зость и радость этой духов­ной жиз­ни, обру­чен­ные при­хо­дят в ЗАГС и рас­пи­сы­ва­ют­ся, хотят уза­ко­нить свои отно­ше­ния. Не ска­жу, что тако­вых сто про­цен­тов, но потом я вижу мно­гих из них, они сно­ва при­хо­дят к нам в храм, хотят обвен­чать­ся. Тогда мы бесе­ду­ем о том, что такое вен­ча­ние. А если они хотят вен­чать­ся сра­зу после обру­че­ния, я им рас­ска­зы­ваю о смыс­ле вен­ча­ния, объ­яс­няю, что оно совер­ша­ет­ся после реги­стра­ции в ЗАГСе, и это офи­ци­аль­ная точ­ка зре­ния Церк­ви, тогда они реги­стри­ру­ют­ся в ЗАГСе и при­хо­дят вен­чать­ся. И уж точ­но ни одна пара из обру­чив­ших­ся ни не при­шла потом с прось­бой «разо­б­ру­чить» их обратно.

– А как быть с обру­че­ни­ем, если у людей, уже ребе­нок родил­ся? И, вооб­ще, воз­мож­но ли кре­ще­ние ребен­ка в том слу­чае, если его роди­те­ли не состо­ят в браке?

– Да, быва­ют слу­чаи, когда люди не рас­пи­са­ны, и они хотят кре­стить сво­е­го мла­ден­ца. Если у них есть жела­ние, что­бы их ребе­нок был кре­щен в Пра­во­слав­ной Церк­ви – это же пре­крас­ный порыв. Сла­ва Богу, если так, пусть при­хо­дят, мы с ними побе­се­ду­ем, я объ­яс­ню, что такое Таин­ство Кре­ще­ния, Таин­ство бра­ка, вен­ча­ние. Я рас­ска­зы­ваю им, поче­му дето­рож­де­ние и Кре­ще­ние име­ют важ­ней­шие зна­че­ние. Но этим мы не огра­ни­чи­ва­ем­ся, пото­му что даль­ше мы под­хо­дим… опять же к обручению.

– Быва­ет ли, что люди «пуга­ют­ся» обру­че­ния, пони­мая, что оно пред­по­ла­га­ет ответ­ствен­ное отно­ше­ние обручаемых?

– Ред­ко, но слу­ча­ет­ся. По при­выч­ке гово­рят: «Ой, мы не гото­вы». А я гово­рю: «Ребен­ка вы роди­ли, а гово­ри­те, что к ответ­ствен­но­сти не гото­вы. После тако­го ответ­ствен­но­го шага как дето­рож­де­ние что уже все осталь­ное? Поэто­му давай­те обру­чать­ся». И люди не отка­зы­ва­ют­ся, а потом не жалеют.

– Пого­во­рим о вен­ча­нии. Мы уже немно­го затро­ну­ли эту тему. Не в каж­дом хра­ме спра­ши­ва­ют сви­де­тель­ство о реги­стра­ции бра­ка у тех, кто жела­ет вен­чать­ся. Тем более пожерт­во­ва­ние, кото­рое пред­ла­га­ет­ся вне­сти за совер­ше­ние Таин­ства, может быть непло­хим под­спо­рьем для бед­но­го хра­ма. Если люди, зная о том, что по пра­ви­лам вен­ча­ют толь­ко жена­тых, все же вен­ча­лись, счи­та­ет­ся ли такое вен­ча­ние действительным?

– Бог видит все. Если соблю­да­ют­ся запо­ве­ди, кото­рые пове­лел нам соблю­дать Гос­подь, о кото­рых гово­рит Цер­ковь, при таких усло­ви­ях Таин­ство, конеч­но, совер­ша­ет­ся. А если про­изо­шло лукав­ство, в серд­це, уме чело­ве­ка име­ет­ся какой-то злой умы­сел, Гос­подь может ска­зать: «Нет и все». Хоть вен­чай, хоть не вен­чай. И это каса­ет­ся любо­го Таинства.

Если, напри­мер, на испо­ве­ди ты неис­кренне каешь­ся, дер­жишь на кого-то зло­бу, что же, Гос­подь при­мет такое «пока­я­ние»? Ты дума­ешь, что обма­нул Его, а Он возь­мет и не при­мет твое фаль­ши­вое пока­я­ние. Хоть все молит­вы вычи­ты­вай, хоть покло­ны кла­ди, хоть все гре­хи пере­би­рай, а если в серд­це у тебя ниче­го не изме­ни­лось, и ты злой, раз­дра­жен­ный на всех, о каком про­ще­нии может идти речь? Вро­де все соблюли, а пока­я­ния не было. Не было и прощения.

Так и тут. Ты можешь все соблю­сти, а Гос­подь не вен­ча­ет. Поэто­му толь­ко одно­му Богу извест­но, совер­ши­лось Таин­ство или нет. Надо в серд­це чело­ве­ка загля­нуть, есть там любовь или нет. Там, где любовь, там дело Божие.

– Вен­ча­ние – важ­ный и ответ­ствен­ный шаг для веру­ю­щих супру­гов. Понят­но, если чело­век воцер­ко­в­лен­ный, для него вопро­сов нет, надо ли вен­чать­ся. А если чело­век, хотя и кре­ще­ный, но «Бог у него в душе», в храм он ходит пару раз в году, нуж­но ли ему вен­чать­ся? Сто­ит ли вен­чать­ся, если для чело­ве­ка это не вполне осо­знан­ное решение?

– Дей­стви­тель­но, суще­ству­ет такая точ­ка зре­ния, что не все­гда полез­но «спе­шить» с вен­ча­ни­ем. В свя­зи с этим, умест­но вспом­нить сло­ва пре­крас­но­го чело­ве­ка, мит­ро­по­ли­та Сурож­ско­го Анто­ния. Вла­ды­ка гово­рил, хоро­шо бы неко­то­рым людям перед вен­ча­ни­ем хотя бы немно­го успеть пожить в бра­ке, посмот­реть друг на дру­га, еще раз задать себе вопро­сы: «К чему мы гото­вы? Что ждем друг от дру­га? Гото­вы ли про­жить жизнь вме­сте?». Пото­му что вен­ча­ние – это, по мое­му мне­нию, укра­ше­ние брач­но­го сою­за. Это Таин­ство наде­ле­но пре­крас­ным смыс­лом, ведь брак ста­но­вит­ся обра­зом таин­ствен­но­го сою­за Хри­ста с Цер­ко­вью. Поэто­му необ­хо­ди­мо при­сту­пать к это­му Таин­ству, как и ко вся­ко­му дру­го­му, осмыс­лен­но, но сде­лать это под силу толь­ко воцер­ко­в­лён­ным или воцер­ков­ля­ю­щим­ся людям.

– Вопрос о раз­во­де. Иуде­ям был раз­ре­шен раз­вод по их жесто­ко­сер­дию ( Мк.10:5 ), в Еван­ге­лии же Иисус Хри­стос един­ствен­ной при­чи­ной для раз­во­да назы­ва­ет пре­лю­бо­де­я­ние ( Мк.10:11–12 ). Одна­ко в насто­я­щее вре­мя в Церк­ви есть целый ряд при­чин, по кото­рым доз­во­ля­ет­ся раз­во­дить­ся: пре­лю­бо­де­я­ние, пося­га­тель­ство на жизнь и здо­ро­вье супру­га или детей, зло­на­ме­рен­ное остав­ле­ние супру­га дру­гим супру­гом и дру­гие. Часто ли Вам при­хо­дит­ся решать такие проблемы?

– Да, такие слу­чаи мне извест­ны, я вижу, что не все­гда рас­тор­же­ние госу­дар­ствен­но­го бра­ка явля­ет­ся вопи­ю­щим без­за­ко­ни­ем. Ино­гда это край­няя мера. Мож­но услы­шать, как кому-то гово­рят: «Ты рас­пи­сал­ся, дер­жи этот брак как можешь». Но порой при­хо­дит­ся оста­вить чело­ве­ка, к при­ме­ру, строп­ти­во­го, агрес­сив­но­го, с кото­рым раз­вра­тишь­ся, совер­шить такой, каза­лось бы, непра­виль­ный посту­пок, что­бы не совер­шить зло куда боль­шее. Поэто­му люди, ока­зав­ши­е­ся в такой ситу­а­ции, пыта­ют­ся что-то сде­лать, у кого-то полу­ча­ет­ся, у кого-то – нет. Но осуж­дать их вот так сра­зу не надо: осу­дить лег­ко, а вот понять, поче­му он так посту­пил, труд­но. Не все­гда то, что нам кажет­ся логич­ным, быва­ет логичным.

– Что мож­но посо­ве­то­вать чело­ве­ку, за пле­ча­ми кото­ро­го уже есть рас­пав­ший­ся брак, но искренне жела­ю­ще­му создать веру­ю­щую, креп­кую семью? Сми­рить­ся ли или искать того, с кем он про­ве­дет свою жизнь до кон­ца дней своих?

– Мне отец одна­жды ска­зал хоро­шую рус­скую посло­ви­цу, зву­чит она так: бей воро­ну, бей соро­ку, Бог и ряб­чи­ка подаст. Поэто­му не сто­ит впа­дать в отча­я­ние, если пер­вый брак не полу­чил­ся. Да, это беда, да, это несча­стье для чело­ве­ка. Но надо жить даль­ше, не падать духом, искать чело­ве­ка, с кото­рым ты смо­жешь про­ве­сти жизнь так, как хотел бы ее про­ве­сти, толь­ко уже осо­знан­но, по-хри­сти­ан­ски. И я думаю, Гос­подь помо­жет ищу­ще­му в его стремлении.

– Ваше поже­ла­ние всем тем, кто еще сомне­ва­ет­ся, созда­вать ли семью?

– Каж­дая семья – это осо­бый слу­чай. Если бесе­ду­ешь с одним чело­ве­ком, ему поже­ла­ешь одно, а дру­го­му – дру­гое. У кого-то уже что-то есть в голо­ве, какие-то пред­став­ле­ния о семей­ной жиз­ни, смыс­ле ее, а у дру­го­го – еще нет. Одно­му нуж­но поже­лать, что­бы он пора­бо­тал над сво­ей душой, а вто­ро­му – ума-разу­ма, пото­му что он еще слиш­ком молод и опы­та нет. Тре­тье­му бы в армию схо­дить, и после уже посмот­реть на мир, на отно­ше­ния меж­ду людь­ми. Чет­вер­то­му бы не меша­ло подру­жить­ся со сво­и­ми роди­те­ля­ми, посмот­реть, как они живут на самом деле, боль­ше про­ник­нуть­ся их жизнью.

Все слу­чаи раз­ные. Но если чело­век уже созрел для семей­ных отно­ше­ний, то надо в эту семей­ную жизнь, как в песне пелось, бро­сить­ся как в море с голо­вой. И потом уже не сто­ит ниче­го боять­ся: ни реги­стра­ции в ЗАГСе, ни обру­че­ния, ни вен­ча­ния, ни труд­но­стей, кото­рые непре­мен­но встре­тят­ся в жиз­ни, а жить душа в душу и по-насто­я­ще­му дру­жить. Пото­му что любовь – это друж­ба в наи­выс­шем про­яв­ле­нии. Дру­гу ты можешь мно­гое про­стить, с дру­гом ты можешь закрыть гла­за на его сла­бо­сти и недо­стат­ки, дру­гу ты верен. Такой люб­ви я всем и пожелаю.

Источник

Правила проведения обряда обручения и чем оно отличается от венчания

Под обрядом обручения понимают важный религиозный ритуал. Он проводится в церкви и осуществляется священнослужителями. Во время обряда происходит обмен кольцами. Чтобы провести такую церемонию, требуется выбрать церковь и договориться со священником, обсудив с ним все подробности предстоящего события. Довольно часто этот обряд проводится непосредственно перед венчанием. Однако возможны и другие варианты.

Как раньше проходил обряд обручения

Издавна обручение совершалось в присутствии сватов, друзей и родственников. Во время этого ритуала жених и невеста обменивались кольцами. Это символизировало печать на совместную жизнь и ведение хозяйства.

В этот же вечер они подписывали документ в присутствии свидетелей. Эта бумага регламентировала права супругов на имущество. По сути, это было прототипом брачного договора, который используется в настоящее время.

Обряд обручения проводился за 6 недель до венчания. Этот период требовался жениху и невесте, чтобы пройти испытание временем и сохранить верность.

С десятого века обручение проводилось уже не в доме родителей невесты, а в церкви в присутствии священника. Таким образом молодые несли ответственность за свой союз уже перед Богом.

Кольца, которые использовались во время обряда, требовалось хранить до самого венчания. Во время этого ритуала их возвращали и надевали на безымянный палец правой руки. Кольца требовалось носить постоянно.

Что означает обручение в православии. Смотреть фото Что означает обручение в православии. Смотреть картинку Что означает обручение в православии. Картинка про Что означает обручение в православии. Фото Что означает обручение в православии

Что собой представляет церковное обручение

Суть обряда обручения считается свидетельством того, что люди заключают свой брак перед Богом, а значит, и несут перед ним ответственность. Церковный ритуал говорит о готовности молодых к этому. Потому для верующих людей этот обряд очень важен.

В православной церкви данная церемония выглядит так:

Что означает обручение в православии. Смотреть фото Что означает обручение в православии. Смотреть картинку Что означает обручение в православии. Картинка про Что означает обручение в православии. Фото Что означает обручение в православии

Что такое светское обручение

Со светской точки зрения обручение нельзя считать обязательным обрядом. Людям, для которых религия имеет не очень большое значение, обручаться необязательно. Альтернативой этой церемонии может быть помолвка. Влюбленные считаются обрученными, если мужчина подарил девушке колечко и сделал предложение руки и сердца. Если девушка принимает украшение, значит, она готова к брачному союзу.

На следующем этапе возможно сватовство. При этом жених идет к невесте в дом и просит у ее родителей руки девушки.

В качестве знака внимания можно преподнести небольшие подарки. Жених может прийти сам или со своими родителями.

После получения благословения пара устраивает праздник, на котором рассказывает близким о своем решении. Сценарий вечеринки зависит от предпочтений молодых. В этот день принято дарить паре подарки.

Что означает обручение в православии. Смотреть фото Что означает обручение в православии. Смотреть картинку Что означает обручение в православии. Картинка про Что означает обручение в православии. Фото Что означает обручение в православии

Какое значение имеют обручальные кольца

Во время обручения молодые обязательно обмениваются кольцами. Эта традиция имеет давнюю историю. Потому свадебные украшения стали называть именно обручальными кольцами. В былые времена ими обменивались, но не носили. Издавна невеста до свадьбы держала у себя золотое колечко жениха, которое символизирует твердость его намерений. При этом жених хранил у себя серебряное колечко возлюбленной. Оно было знаком покорности девушки.

Для обряда рекомендуется использовать кольца из благородных металлов – серебра или золота. Допустимо использовать позолоченные кольца из серебра. При этом в дизайне не должно быть вычурных деталей или анималистических элементов. Также кольцо не может содержать вставок в виде крупных камней.

Многие пары предпочитают не покупать новые кольца и пользуются теми же символами, которыми обменивались в ЗАГСе. Это разрешено, если изделия соответствуют церковным канонам. Также допустимо применять кольца ближайших родственников, если они хорошо относятся к молодым.

Что означает обручение в православии. Смотреть фото Что означает обручение в православии. Смотреть картинку Что означает обручение в православии. Картинка про Что означает обручение в православии. Фото Что означает обручение в православии

Отличия обручения и венчания

По сути, обручение представляет собой вводную часть церемонии, которая предшествует венчанию. Оно считается символом заключения церковного брака перед лицом Бога и скрепление обещаний молодых.

Вначале невеста и жених выходят в центральную часть церкви. В руках они несут свечи, которые символизируют духовный свет таинства. Перед парой идет священник с кадильницей, которая символизирует важность следования по пути заповедей и добрые дела.

Пара должна встать на белый рушник, который расстилают перед аналоем. Молодые перед лицом Господа должны подтвердить свое свободное волеизъявление и отсутствие обещаний вступить в брак с другими людьми. Священнослужитель задает традиционные вопросы обои представителям пары поочередно. Лишь после этого начинается венчание:

Что означает обручение в православии. Смотреть фото Что означает обручение в православии. Смотреть картинку Что означает обручение в православии. Картинка про Что означает обручение в православии. Фото Что означает обручение в православии

Свечи после венчания требуется держать дома. Это делают в киоте иконы. Когда последний супруг из пары умирает, обе свечи, по древнейшей русской традиции, кладут в гроб.

Обряд обручения считается важным церковным ритуалом, который включает целый ряд последовательных действий. При этом важно четко соблюдать ее, чтобы заключить по-настоящему крепкий союз перед лицом Бога.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *