Что означает обручение в православии
Обручение
Обруче́ние – церковный обряд, совершаемый перед венчанием жениха и невесты, в рамках которого жениху и невесте преподаются через священника кольца (входит в последование таинства Брака); 2) задаток, залог ( Еф.1:14 ).
Обручение – богослужение, в котором жених и невеста обещаются друг другу перед Богом; предшествует венчанию.
Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно обмениваются. Обручение и венчание могут быть разделены во времени, однако в настоящей церковной практике принято обручать непосредственно перед венчанием.
В древности обручение и венчание были разделены определенным временем. Будущие супруги в течение некоторого срока должны были приготовить себя духовно к этому великому для их жизни событию. Могли быть и жизненно-практические причины. Все это сохраняет значимость и в наше время. Время между обручением и браком определяет (в согласии с женихом и невестой) духовник. Если его нет, то это делает священник, к которому будущие супруги обратятся за благословением на брак.
Обручение лишь скрепляет молитвой и церковным обрядом взаимное стремление к браку. Обручение является обрядом, а не Таинством. Само слово: «венчание», – то есть «увенчанный», содержит в себе свидетельство, и того, что супруги сохранили до Венчания чистоту.
прот. Владимир Хулап
Еще в дохристианской древности обручение (или помолвка) и собственно свадьба представляли собой две разные церемонии. В рамках помолвки семьи договаривались о заключаемом браке молодых, обсуждали связанные с ним вопросы, прежде всего финансовые: например, размер приданого, подписывали брачный договор. После этого юноша надевал на палец девушки кольцо и они считались женихом и невестой, находясь в таком «промежуточном» состоянии лучшего узнавания друг друга (не вступая в супружеские отношения) до свадьбы, которая могла происходить через несколько месяцев или даже лет. Окружающие знали об их намерениях, что выражалось в присутствии во время помолвки свидетелей. Само «обручение» происходит либо от слова «кольцо» («обруч»), либо восходит к глаголу «брать» (т.е. девушку в невесты). В христианстве церковное обручение стало подтверждением и благословением первого шага к браку, освящением первого камня в его фундаменте. Главным символическим действием остался обмен кольцами, выражающий взаимное обещание верности будущих мужа и жены. При этом Православная Церковь наполнила изначально юридический акт помолвки глубокими библейскими символами и образами, перенеся всю церемонию из договорной перспективы в духовную.
Церковные правила рассматривали помолвку как правовой акт, юридически равный венчанию. Поэтому, например, обрученный мужчина, который оставил свою невесту до свадьбы и вступил в брак с другой девушкой, считался разведенным и второбрачным со всеми вытекающими последствиями. Такой строгий подход был необходим, чтобы не давать повода «экспериментировать» со все новыми невестами, подчеркнуть верность даваемым обещаниям и святость церковного чинопоследования. Чтобы избежать возможной путаницы и сложностей, связанных с расторжением уже заключенного обручения, постепенно и в Византии, и в России обручение и венчание стали совершаться вместе. Так, в 1775 году Святейший Синод издал указ об их совместном служении, за исключением лиц императорской фамилии, династические браки которых обычно заключались в несколько этапов. Сегодня обручение непосредственно предшествует венчанию, однако они разделены пространственно, что указывает на их изначально разделенное совершение и разное значение: обручение совершается в притворе (задней части храма), венчание — в его центре. Подобным образом из двух частей состоит, например, Божественная литургия (литургия оглашенных и литургия верных) и Крещение (которому предшествует оглашение). Поэтому обручение, первая часть двуединого чинопоследования заключения брака, проникнуто идеей обещания и верности, а венчание радостью о заключаемом перед лицом Божиим браке.
Обручение – шаг к семейной жизни — протоиерей Андрей Мухачев
Протоиерей Андрей Мухачев для «Азбуки супружества»
Интервью с протоиереем Андреем Мухачевым, настоятелем храма св. прав. Иоанна Кронштадтского (Островское, Костромской область).
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.13:1–3 ). Герой нашего сегодняшнего интервью всегда держит эти слова в своей памяти, сердце, уме. Они помогают ему в служении и решении подчас непростых вопросов. О некоторых из этих вопросов мы сегодня и решили поговорить.
– Отец Андрей, почему сегодня становится все больше людей, по их собственным словам, любящих друг друга, но предпочитающих не регистрировать свои отношения?
– В своей священнической практике я встречаю множество различных случаев. Самый распространенный из них – люди просто не хотят брать на себя обязательства. Почему? Потому что люди не хотят никому ничего обещать, их тянет к мнимой свободе, которая для них как раз и выражается в том, что «я не хочу». «Не хочу связываться с подписями, документами, обязательствами, а хочу жить так, как мне нравится. И если у меня есть такая возможность, и мне никто не мешает, я буду так жить». И вот, два таких «уставших» человека встречаются, они договариваются и так вместе живут.
Другая причина, которую я наблюдаю, связана с тем, что человек уже зарегистрирован с кем-то, но по факту супруг (или супруга) давно порвал отношения, живет с другой семьей. И тогда такой брошенный человек начинает думать, что ему ничего другого не остается делать, как жить с кем-то, кто его поймет и примет.
Случается и так, что люди при ответственном отношении друг к другу просто не относят регистрацию к числу особо важных дел, откладывая ее до случая. Они не отрицают её, а просто считают формальностью, у них своя лесенка особо важных дел: чтобы у них был кров над головой, тепло в доме, добрые отношения, нормальная работа. Но когда вдруг поймут, что, например, государство выделяет деньги на молодую семью, помогает с покупкой недвижимости, а они, оказывается, до сих пор ни для кого не семья, кроме как для самих себя, тогда и начинают шевелиться, решать вопрос, который раньше откладывали на потом.
– В свое время протоиерей Димитрий Смирнов сравнил «гражданских жен» с «бесплатными проститутками». Согласны ли вы с утверждением, что в основе таких «союзов» лежит только сексуальное влечение?
– Я бы не согласился с известным, но категоричным высказыванием уважаемого батюшки, протоиерея Димитрия Смирнова о том, что гражданский брак – это только проституция и ничего больше. Когда такие люди приходят к нам в храм на беседу, мы общаемся, погружаемся в проблему, я вижу, что очень часто в их отношениях «постельные дела» занимают далеко не первое место.
Но при всем этом, конечно, нередко встречаешь людей, которые просто живут, ни о чем не думая. Помню случай с одной парой. С невестой ничего невозможно было сделать: она и детей не хотела, и работать не хотела, и регистрировать отношения не хотела, ей вообще ничего не хотелось.
– То, что в миру называется «гражданским браком», Церковь называет блудом. Означает ли это, что люди, живущие в таком «союзе», безнадежны подобно бесплодной смоковнице?
– Конечно, есть правила, которых нужно придерживаться, их никто не отменял, они дисциплинируют нас, задают правильные ориентиры правильной жизни. Это Священное Писание, церковные каноны и постановления, указания священноначалия. Поэтому когда к нам приходит пара, я всегда выясняю, расписаны ли они. После этого у нас проводятся беседы, и уже только тогда совершаем над ними Таинство. Но ведь все указания нисколько не мешают нам видеть перед собой главный ориентир – иметь любовь ко всякому человеку, осуждать не грешника, а грех. Об этом стоит всегда помнить. Никто не безнадежен.
– В вашем храме сложилась практика обручения. Расскажите о ней, пожалуйста.
– Когда в глаза человеку смотришь, в них все можно прочитать, понять, насколько он серьезен. И те, кто приходит к нам на обручение, как правило, имеет серьезные намерения, хочет прочных отношений, хочет иметь детей. В нашем храме они, может быть, впервые после Крещения встречаются с миром духовным.
Я всегда задаю им вопрос: «За вас когда-нибудь молились в храме?» Обручение – шаг к семейной жизни — протоиерей Андрей Мухачев «Нет». – «Так давайте помолимся!» И я молюсь о том, чтобы Господь утвердил обручение их «в вере, и единомыслии, и истине, и любви». А где я беру эту молитву? В последовании обручения.
Сейчас, как правило, обручение соединено с венчанием, и как-то незаслуженно теряется, не замечается на фоне последнего. Но в древности обручение и венчание были разделены определенным временем, в течение которого будущие супруги должны были приготовить себя духовно к великому событию – Таинству брака.
Так и мы, совершаем обручение отдельно. А поскольку венчание у нас в Церкви по правилам совершается только после регистрации брака, обручение в таком случае можно сделать и до регистрации. А мы церковно помолимся об этой паре, об их укреплении и умудрении. Я им и колечки дарю. И людям праздник, и у меня на душе радость. Люди стали ближе друг к другу: знают, что они нужны Богу, что за них молятся. Чудесный обряд!
После совершения обручения я говорю им: «Смотрите, вот, вы коснулись Бога, обручились и теперь, если пожелаете, пожалуйста, приходите после регистрации вашего союза, мы вас обвенчаем». В этих словах нет никакого давления, но вы знаете, люди вот так прикоснувшись к неведомой им ранее жизни, можно сказать, поздоровавшись со Христом, придя в храм, вдруг узнали, что со Христом можно и по жизни пойти. Потому что Бог есть любовь, и в храме Божием их встретили с любовью. Для них двери здесь всегда открыты. Их ждут, и никто не встречает их с порога с осуждениями.
Ко всем нужно подходить с миром, любовью, доброжелательностью. И тогда людям это поможет сохранить согласие между собой хотя бы даже и при той жизни, которой они живут сейчас. Это поможет им раскрыться, понять то, чего они раньше не могли представить, придти к мысли о христианском отношении к Таинству брака.
Помните, как к Господу привели согрешившую в прелюбодеянии женщину? А когда осуждавшие посрамились, Он спросил ее: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши! ( Ин.8:1–11 ). Осудить-то легко, а вот попробуй полюбить, услышать, понять человека, почему он так поступил. Я все время пытаюсь понять. И пытаюсь служить Богу – иногда Он мной как инструментом неказистым что-то делает, а я стараюсь, как могу.
– И каковы же результаты? Может ли обручение сподвигнуть людей к дальнейшим шагам?
– У нас уже порядка 115 пар обручены. И вы знаете, через некоторое время, осознав близость и радость этой духовной жизни, обрученные приходят в ЗАГС и расписываются, хотят узаконить свои отношения. Не скажу, что таковых сто процентов, но потом я вижу многих из них, они снова приходят к нам в храм, хотят обвенчаться. Тогда мы беседуем о том, что такое венчание. А если они хотят венчаться сразу после обручения, я им рассказываю о смысле венчания, объясняю, что оно совершается после регистрации в ЗАГСе, и это официальная точка зрения Церкви, тогда они регистрируются в ЗАГСе и приходят венчаться. И уж точно ни одна пара из обручившихся ни не пришла потом с просьбой «разобручить» их обратно.
– А как быть с обручением, если у людей, уже ребенок родился? И, вообще, возможно ли крещение ребенка в том случае, если его родители не состоят в браке?
– Да, бывают случаи, когда люди не расписаны, и они хотят крестить своего младенца. Если у них есть желание, чтобы их ребенок был крещен в Православной Церкви – это же прекрасный порыв. Слава Богу, если так, пусть приходят, мы с ними побеседуем, я объясню, что такое Таинство Крещения, Таинство брака, венчание. Я рассказываю им, почему деторождение и Крещение имеют важнейшие значение. Но этим мы не ограничиваемся, потому что дальше мы подходим… опять же к обручению.
– Бывает ли, что люди «пугаются» обручения, понимая, что оно предполагает ответственное отношение обручаемых?
– Редко, но случается. По привычке говорят: «Ой, мы не готовы». А я говорю: «Ребенка вы родили, а говорите, что к ответственности не готовы. После такого ответственного шага как деторождение что уже все остальное? Поэтому давайте обручаться». И люди не отказываются, а потом не жалеют.
– Поговорим о венчании. Мы уже немного затронули эту тему. Не в каждом храме спрашивают свидетельство о регистрации брака у тех, кто желает венчаться. Тем более пожертвование, которое предлагается внести за совершение Таинства, может быть неплохим подспорьем для бедного храма. Если люди, зная о том, что по правилам венчают только женатых, все же венчались, считается ли такое венчание действительным?
– Бог видит все. Если соблюдаются заповеди, которые повелел нам соблюдать Господь, о которых говорит Церковь, при таких условиях Таинство, конечно, совершается. А если произошло лукавство, в сердце, уме человека имеется какой-то злой умысел, Господь может сказать: «Нет и все». Хоть венчай, хоть не венчай. И это касается любого Таинства.
Если, например, на исповеди ты неискренне каешься, держишь на кого-то злобу, что же, Господь примет такое «покаяние»? Ты думаешь, что обманул Его, а Он возьмет и не примет твое фальшивое покаяние. Хоть все молитвы вычитывай, хоть поклоны клади, хоть все грехи перебирай, а если в сердце у тебя ничего не изменилось, и ты злой, раздраженный на всех, о каком прощении может идти речь? Вроде все соблюли, а покаяния не было. Не было и прощения.
Так и тут. Ты можешь все соблюсти, а Господь не венчает. Поэтому только одному Богу известно, совершилось Таинство или нет. Надо в сердце человека заглянуть, есть там любовь или нет. Там, где любовь, там дело Божие.
– Венчание – важный и ответственный шаг для верующих супругов. Понятно, если человек воцерковленный, для него вопросов нет, надо ли венчаться. А если человек, хотя и крещеный, но «Бог у него в душе», в храм он ходит пару раз в году, нужно ли ему венчаться? Стоит ли венчаться, если для человека это не вполне осознанное решение?
– Действительно, существует такая точка зрения, что не всегда полезно «спешить» с венчанием. В связи с этим, уместно вспомнить слова прекрасного человека, митрополита Сурожского Антония. Владыка говорил, хорошо бы некоторым людям перед венчанием хотя бы немного успеть пожить в браке, посмотреть друг на друга, еще раз задать себе вопросы: «К чему мы готовы? Что ждем друг от друга? Готовы ли прожить жизнь вместе?». Потому что венчание – это, по моему мнению, украшение брачного союза. Это Таинство наделено прекрасным смыслом, ведь брак становится образом таинственного союза Христа с Церковью. Поэтому необходимо приступать к этому Таинству, как и ко всякому другому, осмысленно, но сделать это под силу только воцерковлённым или воцерковляющимся людям.
– Вопрос о разводе. Иудеям был разрешен развод по их жестокосердию ( Мк.10:5 ), в Евангелии же Иисус Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние ( Мк.10:11–12 ). Однако в настоящее время в Церкви есть целый ряд причин, по которым дозволяется разводиться: прелюбодеяние, посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей, злонамеренное оставление супруга другим супругом и другие. Часто ли Вам приходится решать такие проблемы?
– Да, такие случаи мне известны, я вижу, что не всегда расторжение государственного брака является вопиющим беззаконием. Иногда это крайняя мера. Можно услышать, как кому-то говорят: «Ты расписался, держи этот брак как можешь». Но порой приходится оставить человека, к примеру, строптивого, агрессивного, с которым развратишься, совершить такой, казалось бы, неправильный поступок, чтобы не совершить зло куда большее. Поэтому люди, оказавшиеся в такой ситуации, пытаются что-то сделать, у кого-то получается, у кого-то – нет. Но осуждать их вот так сразу не надо: осудить легко, а вот понять, почему он так поступил, трудно. Не всегда то, что нам кажется логичным, бывает логичным.
– Что можно посоветовать человеку, за плечами которого уже есть распавшийся брак, но искренне желающему создать верующую, крепкую семью? Смириться ли или искать того, с кем он проведет свою жизнь до конца дней своих?
– Мне отец однажды сказал хорошую русскую пословицу, звучит она так: бей ворону, бей сороку, Бог и рябчика подаст. Поэтому не стоит впадать в отчаяние, если первый брак не получился. Да, это беда, да, это несчастье для человека. Но надо жить дальше, не падать духом, искать человека, с которым ты сможешь провести жизнь так, как хотел бы ее провести, только уже осознанно, по-христиански. И я думаю, Господь поможет ищущему в его стремлении.
– Ваше пожелание всем тем, кто еще сомневается, создавать ли семью?
– Каждая семья – это особый случай. Если беседуешь с одним человеком, ему пожелаешь одно, а другому – другое. У кого-то уже что-то есть в голове, какие-то представления о семейной жизни, смысле ее, а у другого – еще нет. Одному нужно пожелать, чтобы он поработал над своей душой, а второму – ума-разума, потому что он еще слишком молод и опыта нет. Третьему бы в армию сходить, и после уже посмотреть на мир, на отношения между людьми. Четвертому бы не мешало подружиться со своими родителями, посмотреть, как они живут на самом деле, больше проникнуться их жизнью.
Все случаи разные. Но если человек уже созрел для семейных отношений, то надо в эту семейную жизнь, как в песне пелось, броситься как в море с головой. И потом уже не стоит ничего бояться: ни регистрации в ЗАГСе, ни обручения, ни венчания, ни трудностей, которые непременно встретятся в жизни, а жить душа в душу и по-настоящему дружить. Потому что любовь – это дружба в наивысшем проявлении. Другу ты можешь многое простить, с другом ты можешь закрыть глаза на его слабости и недостатки, другу ты верен. Такой любви я всем и пожелаю.
Правила проведения обряда обручения и чем оно отличается от венчания
Под обрядом обручения понимают важный религиозный ритуал. Он проводится в церкви и осуществляется священнослужителями. Во время обряда происходит обмен кольцами. Чтобы провести такую церемонию, требуется выбрать церковь и договориться со священником, обсудив с ним все подробности предстоящего события. Довольно часто этот обряд проводится непосредственно перед венчанием. Однако возможны и другие варианты.
Как раньше проходил обряд обручения
Издавна обручение совершалось в присутствии сватов, друзей и родственников. Во время этого ритуала жених и невеста обменивались кольцами. Это символизировало печать на совместную жизнь и ведение хозяйства.
В этот же вечер они подписывали документ в присутствии свидетелей. Эта бумага регламентировала права супругов на имущество. По сути, это было прототипом брачного договора, который используется в настоящее время.
Обряд обручения проводился за 6 недель до венчания. Этот период требовался жениху и невесте, чтобы пройти испытание временем и сохранить верность.
С десятого века обручение проводилось уже не в доме родителей невесты, а в церкви в присутствии священника. Таким образом молодые несли ответственность за свой союз уже перед Богом.
Кольца, которые использовались во время обряда, требовалось хранить до самого венчания. Во время этого ритуала их возвращали и надевали на безымянный палец правой руки. Кольца требовалось носить постоянно.
Что собой представляет церковное обручение
Суть обряда обручения считается свидетельством того, что люди заключают свой брак перед Богом, а значит, и несут перед ним ответственность. Церковный ритуал говорит о готовности молодых к этому. Потому для верующих людей этот обряд очень важен.
В православной церкви данная церемония выглядит так:
Что такое светское обручение
Со светской точки зрения обручение нельзя считать обязательным обрядом. Людям, для которых религия имеет не очень большое значение, обручаться необязательно. Альтернативой этой церемонии может быть помолвка. Влюбленные считаются обрученными, если мужчина подарил девушке колечко и сделал предложение руки и сердца. Если девушка принимает украшение, значит, она готова к брачному союзу.
На следующем этапе возможно сватовство. При этом жених идет к невесте в дом и просит у ее родителей руки девушки.
В качестве знака внимания можно преподнести небольшие подарки. Жених может прийти сам или со своими родителями.
После получения благословения пара устраивает праздник, на котором рассказывает близким о своем решении. Сценарий вечеринки зависит от предпочтений молодых. В этот день принято дарить паре подарки.
Какое значение имеют обручальные кольца
Во время обручения молодые обязательно обмениваются кольцами. Эта традиция имеет давнюю историю. Потому свадебные украшения стали называть именно обручальными кольцами. В былые времена ими обменивались, но не носили. Издавна невеста до свадьбы держала у себя золотое колечко жениха, которое символизирует твердость его намерений. При этом жених хранил у себя серебряное колечко возлюбленной. Оно было знаком покорности девушки.
Для обряда рекомендуется использовать кольца из благородных металлов – серебра или золота. Допустимо использовать позолоченные кольца из серебра. При этом в дизайне не должно быть вычурных деталей или анималистических элементов. Также кольцо не может содержать вставок в виде крупных камней.
Многие пары предпочитают не покупать новые кольца и пользуются теми же символами, которыми обменивались в ЗАГСе. Это разрешено, если изделия соответствуют церковным канонам. Также допустимо применять кольца ближайших родственников, если они хорошо относятся к молодым.
Отличия обручения и венчания
По сути, обручение представляет собой вводную часть церемонии, которая предшествует венчанию. Оно считается символом заключения церковного брака перед лицом Бога и скрепление обещаний молодых.
Вначале невеста и жених выходят в центральную часть церкви. В руках они несут свечи, которые символизируют духовный свет таинства. Перед парой идет священник с кадильницей, которая символизирует важность следования по пути заповедей и добрые дела.
Пара должна встать на белый рушник, который расстилают перед аналоем. Молодые перед лицом Господа должны подтвердить свое свободное волеизъявление и отсутствие обещаний вступить в брак с другими людьми. Священнослужитель задает традиционные вопросы обои представителям пары поочередно. Лишь после этого начинается венчание:
Свечи после венчания требуется держать дома. Это делают в киоте иконы. Когда последний супруг из пары умирает, обе свечи, по древнейшей русской традиции, кладут в гроб.
Обряд обручения считается важным церковным ритуалом, который включает целый ряд последовательных действий. При этом важно четко соблюдать ее, чтобы заключить по-настоящему крепкий союз перед лицом Бога.