Что означает общество как система

Основы социологии

Лекция 5 Общество как система

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Множество гуманитарных и социальных наук изучают общество, но с разных сторон, под различными углами зрения. Социология также не обладает монополией на научное познание общества в целом, а рассматривает его по-своему, в системе собственных понятий и категорий. В современной социологии сложилось много подходов к пониманию общества, используемых основными школами и направлениями.

4.1. Понятие «общество» в социологической науке

Общество является одним из самых масштабных и сложных объектов социологии. Как возможно существование и развитие общества, обеспечение его устойчивости, организованности и социального порядка при наличии множества индивидов и групп, преследующих самые разные, в том числе противоположные, цели и интересы, придерживающиеся подчас диаметрально противоположных взглядов и убеждений? Несмотря на то, что «общество» – одно из важнейших понятий социологии, его применение связано с целым рядом трудностей и разногласий. Общее для большинства научных школ в социологии – признание системной природы общества, состоящего из множества подсистем. Если общество – это сложным образом организованная сверхсистема, то из каких элементов она состоит, каковы механизмы взаимосвязи между ними? Если фундаментальным элементом общества являются индивиды, то любая их совокупность образует общественную систему, или же речь идет об определенном социальном образовании? С древнейших времен размышляет человечество над феноменом общества, его природой, структурой и элементами. Гераклит, Платон и Аристотель рассматривали общество как специфическим образом устроенную реальность, подверженную постоянным изменениям, оказывающую огромное влияние на социальное поведение и общение, отношения и деятельность индивидов и социальных групп. Согласно Г. Гегелю, народ и общество – «это общность всех единиц, и над каждой из них всегда господствует общее». Основатель классической социологии О. Конт при анализе такой социальной реальности как общество применил новые термины: «социальный организм», «социальная система», «социальное существование». Он выявил и обосновал двойственную природу общества: с одной стороны, оно является продолжением животного мира, с другой стороны, обладает принципиально новым качеством – «социальностью». Социальность, по Конту, – это естественное состояние человека, приобретаемое им в процессе воспитания и образования. Общество доминирует над индивидами, определяя законы их деятельности, в свою очередь они могут лишь видоизменять, усиливать или ослаблять уже существующие социальные явления и тенденции. Более убедительное раскрытие природы общества как объективной социальной реальности осуществил Э. Дюркгейм. Согласно его концепции, общество – это надындивидуальная реальность, образованная из «социальных фактов». Социальные факты – это духовные и материальные элементы общества, основанные на коллективных представлениях и выраженные в таких формах, как законодательные акты, нравственные нормы, правила поведения, религиозные убеждения, обычаи и традиции. Цель Э. Дюркгейма состояла в доказательстве того, что социальные факты в значительной мере внешни по отношению к индивидуумам и поэтому могут изучаться объективно, в качестве внешних «социальных событий», например, коэффициентов самоубийства в обществах. Э. Дюркгейм в работе «Правила социологического метода» (1895) определил свою социологическую теорию как опирающуюся на «принцип, согласно которому социальные факты должны изучаться как вещи». Таким образом, по Дюркгейму, общество в значительной степени детерминирует человеческое сознание и поведение, которое производно и зависимо от него. Виднейшим продолжателем системного подхода к трактовке общества в новейшее время является американский социолог Т. Парсонс, который определял его как совокупность взаимосвязанных социальных систем, каждая из которых образуется на основе взаимодействия между индивидами. Каждый из них одновременно выступает и субъектом социального действия со своими целями и объектом социального влияния со стороны других субъектов и самого себя. Общество рассматривается как «тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточности как система к своему окружению». Им выделяется пять сред социальной системы: высшей реальности, культурных систем, систем личности, поведенческих организмов и физико-органической среды.

Т. Парсонс ввел понятие «социетальная общность», которая создается нормативной системой порядка, набором статусов, прав и обязанностей, соответствующих культуре данного общества и членству индивидов в конкретной подгруппе.

Для того чтобы выжить, социетальная общность должна сохранять общую для большинства ее членов культурную ориентацию, служащую в качестве основы их социальной идентификации. Причем общественный нормативный порядок нуждается в легитимизации, т. е. в обеспечении его соответствия национальным, религиозным, историческим особенностям населения данной страны.

4.2. Системный подход к изучению общества

Таким образом, в рассмотренных выше социологических концепциях реализованы основные понятия и принципы системного подхода. Система как совокупность или группа элементов или частей, взаимодействующих между собой, образует определенную целостность, организованную для какой-либо цели и по отношению к окружающей среде. Системы могут быть естественными или искусственными, в том числе социальными. К естественным социальным системам относятся семья, народ, класс и нация, к искусственным – те структуры, которые основаны на добровольном членстве (профессиональные объединения, политические партии, общественные организации и др.). Социальная система представляет собой структурированное образование, ядром которого являются индивиды, взаимодействия и отношения, складывающиеся в процессе их совместной практической деятельности. Эти социальные взаимосвязи и социальные отношения постоянно воспроизводятся благодаря преемственности и сосуществованию человеческих поколений в ходе исторического процесса. Именно в этом плане общество есть целостная совокупность 98 исторически сложившихся форм социального взаимодействия индивидов, социальных групп и организаций. Системное свойство общества заключается также в том, что оно охватывает всю социальную жизнь людей, включает в себя все без исключения реальные социальные группы, но само не входит в них. Деятельность любой социальной группы ограничена определенной сферой социальной жизни. Напротив, общество, прежде всего, в лице государства согласовывает коренные социальные интересы большинства населения, обеспечивает социализацию подрастающего поколения, осуществляет постоянное регулирование поведения и социальный контроль за соблюдением общественных норм. 4.3. Общество в «зеркале» социологического детерминизма и функционализма Наряду с системным подходом в социологии плодотворно разрабатывались детерминистский и функциональный подходы к пониманию общества. Детерминистская методология наиболее полно была реализована К. Марксом, который видел в человеческом обществе особый социальный организм, особую социальную форму движения материи, подчиненную объективным законам функционирования и развития. По Марксу, социальная сущность человека заключается в том, что он воплощает в себе совокупность всех исторически сложившихся общественных отношений.

К. Маркс разработал научное представление об обществе в виде учения об «общественно-экономических формациях» как ступенях общественного прогресса человечества. Структура общественноэкономической формации состоит из экономической, политической, социальной и идеологической подсистем, каждая из которых представляет собой сложную систему.

Основной и определяющей является экономическая система, т. е. способ производства материальных благ, который включает в себя производительные силы и производственные отношения общества. Способ производства вещественного богатства выступает как системообразующий элемент общественной формации, определяющий функционирование остальных подсистем. Несмотря на то, что в теории К.Маркса подчеркивается причинно-следственная зависимость права, политики, идеологии от специфики экономического способа производства, речь не идет о примитивном социальном детерминизме, т. е. утверждении о жесткой однозначной обусловленности социальной структуры и динамики общества лишь экономическим фактором. Напротив, настойчиво подчеркивается координация, взаимная зависимость и обратная связь всех указанных выше подсистем. На основе разработанного К. Марксом диалектического подхода общество предстало как живой социальный организм, подверженный постоянным изменениям и находящийся в непрерывном поступательном развитии. Социологическая школа функционализма была разработана представителями англо-американской социологии, хотя основные идеи были сформулированы еще О. Контом и Э. Дюркгеймом. Основной вклад в развитие этой школы внесли англичане Г. Спенсер и А. Рэдклифф-Браун, а позднее американцы Р. Мертон и Т. Парсонс. Функционалист Г. Спенсер, как и сторонники системного подхода, представлял общество целостной системой, громадным организмом, включающим в себя различные «органы» – политику, религию, экономику, культуру и др. Каждая из этих частей выполняет четко обозначенные функции, обеспечивающие удовлетворение конкретной общественной потребности: экономика служит производству материальных средств существования людей, религия – духовной интеграции общества и т. п. В оптимально функционирующем общественном организме его функции находятся в отношениях координации и субординации. Координация функций означает такую согласованность взаимодействия подсистем общества, которая способствует сохранению его целостности и воспроизводству человеческого рода. С целью устранения возможных нарушений в функционировании жизнедеятельности общества система создает институт социального контроля – государство, право, церковь, мораль, образование и воспитание. Заметное влияние на дальнейшее развитие социологического функционализма оказали труды современных антропологов, которые, в противовес своим коллегам, работавшим в XIX веке, стали проводить многолетние полевые конкретные исследования различных культур на земном шаре. Так, А. Рэдклифф-Браун изучал традиции, обычаи и верования населения Андаманских островов у побережья Бирмы, а Б. Малиновский – туземцев тропических островов Тихого океана. Оба исследователя убедительно доказали, что нужно изучать конкретное сообщество или культуру как целостную систему, если мы хотим понять и объяснить, почему их субъекты ведут себя так, а не иначе. Например, исследование религиозных верований и обычаев племени туземцев позволит решить эту задачу только при условии, что мы рассматриваем их роль и функции в связи с другими институтами в рамках этой общности. Поэтому изучать функцию конкретного вида социальной деятельности или института – значит анализировать их вклад в нормальную жизнедеятельность общества как целого. Более сложный вариант функционального анализа, чем предложенный упомянутыми учеными, разработали Р. Мертон и Т. Парсонс, которые утверждали, что именно эта методологическая ориентация должна играть ключевую роль как в развитии социологической теории, так и в повышении эффективности социологических исследований. Р. Мертон вводит понятия «явных» и «латентных» функций и проводит между ними следующие различия. Если явные функции какого-либо социального явления известны участникам данной деятельности или события, то латентные функции – скрыты. Так, индейцы некоторых племен верят, что ритуал «танца дождя» вызовет дождь, нужный их полям (явная функция), но они в большинстве своем не осознают, что это групповое действие служит социальной интеграции всей общности (латентная функция). По Мертону, большая часть социологического понимания и объяснения конкретного социального явления или процесса должна заключаться в выявлении именно скрытых, неявных функций социальных отношений и институтов. Не менее плодотворным для современной социологии оказалось предложенное ученым понятие «дисфункция». Он справедливо подчеркивает, что антропологи могли ограничиться изучением функций туземных общин, так как изучавшиеся культуры были более стабильны и сплоченны. Однако для больших индустриальных обществ, являющихся основным объектом социологии, более характерны дезинтегрирующие процессы и тенденции, что требует от социологов изучения таких аспектов социальной деятельности и поведения людей, которые угрожают единству, стабильности и нормативному порядку общества.

Методология функционализма в значительной мере была обогащена благодаря структурному функционализму Т. Парсонса, согласно которому любая социальная система содержит две фундаментальные «оси ориентации». Ось «внутреннее – внешнее» означает, что данная система в своем фунционировании ориентируется или на решение собственных внутриорганизационых проблем, или, прежде всего, реагирует на воздействие внешней окружающей среды. Ось «инструментальное – консуматорное» означает, что система стремится к достижению ситуативных целей либо к удовлетворению базовых стратегических потребностей. Наложение этих осей друг на друга позволяет построить теоретическую матрицу, включающую четыре фундаментальных категории: адаптацию, целедостижение, интеграцию и воспроизводство структуры.

Каждая из них выступает в качестве функции конкретной подсистемы: адаптации служит экономика, достижению стратегических целей – политика, интеграции – институт права, воспроизводству социальной структуры – институты социализации, морали и идеологии. В течение продолжительного периода фунционалистское мышление было ведущей теоретической ориентацией мировой социологии, в первую очередь, англо-американской. Отдали ему дань и советские социологи в 60–70-х годах прошлого века, хотя и в форме критики с позиций марксистской методологии научного познания общества. В последние годы стала очевидной ограниченность функционализма, который оппоненты критикуют главным образом за следующие недостатки: абстрактное внеисторическое рассмотрение общества как теоретической конструкции, слабо связанной с реальными социальными экономическими, политическими, идеологическими изменениями в деятельности, образе жизни и культуре индивидов, социальных групп и организаций, народов и наций разных стран и континентов; преувеличенние значения факторов и функций, направленных на поддержание стабильности и единства общественного организма и явную недооценку функциональной роли социальных изменений, инноваций и конфликтов в достижении тех же целей. Наконец, функционалисты во главу угла ставят «интересы» и «ценности» общества и недооценивают роль личности в их осуществлении.

4.4. Социологические теории индивидуального социального взаимодействия

Другой подход к изучению общества, противостоящий объективистской методологической ориентации, нашел свое воплощение в различных индивидуалистических теориях. В первую очередь, речь идет о концепции «понимающей социологии» М. Вебера, в которой общество выступает как продукт социальных (т. е. ориентированных на других индивидов) действий. Сущность общества определяется не психикой людей (как у Г. Тарда), не их экономической деятельностью (как у К. Маркса), а их «социальными действиями». Единственной социальной реальностью является человеческая деятельность, для которой «мотивы» участников столь же значимы, как и внешние «причины». Социальные действия проявляются в поступках индивидов, направленных на осуществление осознанных или неосознанных действий. Они подразделяются на целерациональное (достижение осознанной цели), ценностно-рациональное (на основе этических и эстетических ценностей), аффективное (под влиянием чувств и эмоций) и традиционное (выполняемое по традиции) действия. М. Вебер подчеркивает, что созданные им концепции «социальной деятельности», «бюрократии», «харизмы», «протестантской этики» – это идеальные типы, т. е. логические упрощения тенденций, присущих более сложной социальной действительности. Это обязывает социолога создавать «рабочие понятия» на основе избранной им позиции, которые служат ему в качестве познавательных средств и инструментов для сопоставления с реальностью. Еще большее значение активному индивиду придает «символический интеракционизм».

Термин был введен в научный оборот в 1937 г. Г. Блумером, который сформулировал главные принципы этого теоретического подхода в американской социологии: 1. Люди обращаются с предметами на основе тех значений, которые имеют для них эти объекты. 2. Эти значения возникают вне рамок социального взаимодействия (интеракции). 3. Социальная деятельность обусловлена теми значениями, которыми наделяют субъекты (акторы) предметы и социальные действия, включая самих себя. Центральной здесь является идея о том, что мы постоянно объясняем себе собственные практические действия благодаря присущей человеку рефлексивности, способности, которой обладают социальные индивиды (акторы) в отличие от животных. По выражению Ч. Кули, «общество – не птичий двор». Деятельность человека отличается от поведения животного прежде всего языком и огромным значением символической коммуникации.

Видными представителями этого направления являются Дж. Г. Мид, Ч. Кули, С. Беккер. Дж. Г. Мид, отводил центральное место в социальной жизни человека языку, а в более широком плане – символам. Но Дж. Г. Мид изучал не общество в целом, а поведение индивида как реакцию на поведение «другого». Именно язык делает человека сознательным существом, позволяет ему воспринять и оценить свою индивидуальность благодаря использованию символов. Символическое мышление освобождает от того, чтобы наш опыт ограничивался лишь тем, что воспринимают органы чувств. Каждый из нас обладает самосознанием, поскольку мы учимся смотреть на себя со стороны, то есть видеть себя так, как нас видят другие люди. Межличностная коммуникация устанавливается благодаря тому, что ее субъекты наделяют одним и тем же значением данный символ. Согласно модели Мида, социальное «Я» включает индивидуальное «Я» и «Мы». Если первое это индивидуальное сознание, то категория «Мы» – это мое сознание в восприятии других. Следовательно, социальное «Я» представляет собой диалог между «Я» и «Мы», а социальные отношения находятся внутри социального «Я», формируемого в межличностной коммуникации. В американской социологии символический интеракционизм рассматривается как ведущая альтернатива теоретическим школам бихевиоризма и функционализма, а также традиционному социальному обследованию. Социальные обследования представляют собой множество различных сведений об индивидуумах и их образе жизни посредством опросных листов и других количественных методов исследования (например, при переписях населения, исследованиях рынка и т. п.). Вместо этого используются включенное наблюдение за поведением людей в естественных условиях социальной деятельности и интенсивные интервью с ними. 104 Практически все социальные взаимодействия между людьми опираются на обмен символами; общаясь с другими, мы стремимся понять, какой тип моего поведения соответствует данной ситуации и как мне нужно объяснить намерения партнеров. Символический интеракционизм изучает тонкие механизмы и детали межличностного взаимодействия в ситуациях повседневной жизни. Среди исследований этого типа выделяются оригинальные работы И. Гоффмана. Другое объяснение индивидуальному социальному действию предлагает теория «социального обмена», разработанная американскими социологами Дж. Хомансом и П. Блау. Она исходит из высказанной Г. Зиммелем идеи о том, что любые взаимодействия между людьми предполагают предоставление и возврат эквивалентных ценностей. Опираясь на политическую экономию и поведенческую психологию, Д. Хоманс рассматривал личность как индивида, всегда стремящегося максимизировать вознаграждение и минимизировать затраты в ходе межличностного взаимодействия. П. Блау утверждал, что люди склонны вступать в брак с партнерами, обладающими эквивалентными социальными ресурсами. Разновидностью теории обмена оказалась «теория справедливого обмена» Дж. Адамса, в центре которой – категория «справедливое отношение», означающая некую пропорциональность затрат и результатов, произведенных и полученных субъектами социального взаимодействия. Итак, теоретическая социология на протяжении своего существования выработала множество методологических ориентаций в решении концептуальных проблем происхождения, сущности, структуры и механизмов функционирования и развития как человеческого общества в целом, так и обществ отдельных стран и регионов. При этом все рассмотренные школы и направления согласны друг с другом в том, что общество – это социальная реальность особого рода и в то же время продукт специфического социального взаимодействия людей.

1. Лекция 5

М. Вебер подчеркивает, что созданные им концепции «социальной деятельности», «бюрократии», «харизмы», «протестантской этики» – это идеальные типы, т. е. логические упрощения тенденций, присущих более сложной социальной действительности. Это обязывает социолога создавать «рабочие понятия» на основе избранной им позиции, которые служат ему в качестве познавательных средств и инструментов для сопоставления с реальностью. Еще большее значение активному индивиду придает «символический интеракционизм». Термин был введен в научный оборот в 1937 г. Г. Блумером, который сформулировал главные принципы этого теоретического подхода в американской социологии: 1. Люди обращаются с предметами на основе тех значений, которые имеют для них эти объекты. 2. Эти значения возникают вне рамок социального взаимодействия (интеракции). 3. Социальная деятельность обусловлена теми значениями, которыми наделяют субъекты (акторы) предметы и социальные действия, включая самих себя.

Источник

Понятие системы. Общество как система: сущность, основные характеристики.

Что означает общество как система. Смотреть фото Что означает общество как система. Смотреть картинку Что означает общество как система. Картинка про Что означает общество как система. Фото Что означает общество как система Что означает общество как система. Смотреть фото Что означает общество как система. Смотреть картинку Что означает общество как система. Картинка про Что означает общество как система. Фото Что означает общество как система Что означает общество как система. Смотреть фото Что означает общество как система. Смотреть картинку Что означает общество как система. Картинка про Что означает общество как система. Фото Что означает общество как система Что означает общество как система. Смотреть фото Что означает общество как система. Смотреть картинку Что означает общество как система. Картинка про Что означает общество как система. Фото Что означает общество как система

Что означает общество как система. Смотреть фото Что означает общество как система. Смотреть картинку Что означает общество как система. Картинка про Что означает общество как система. Фото Что означает общество как система

Что означает общество как система. Смотреть фото Что означает общество как система. Смотреть картинку Что означает общество как система. Картинка про Что означает общество как система. Фото Что означает общество как система

Тема 1: Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий

1 Социология как наука: ее объект, предмет и метод.

2 Понятие системы. Общество как система: сущность, основные характеристики.

3 Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и социально-экономическая система.

Социология как наука: ее объект, предмет и метод.

Социология – это относительно молодая наука, возникшая в середине XIX в., изучающая самый сложный объект – человеческое общество, его структуру (строение), законы развития, поведение людей.

Социология (societas – общество, logоs – наука, учение) – это наука о социальной жизни общества, изучающая структуры общества, их элементы, а также процессы в них протекающие и условия их протекания.

Объект науки – это часть окружающего мира, или реальность существующая независимо от человека. Объектом изучения социологии является современное общество.

Предмет науки – стороны, связи и отношения объекта, подлежащие непосредственному изучению. Предметом социологии является социальное в обществе.

Социальноеэто широкое понятие, обозначающее процессы и явления, возникающие в результате совместной жизни и деятельности людей. (В результате совместной деятельности людей возникают социальные группы и общности (демографические, этнические, социально-классовые, профессиональные, территориальные), социальные институты (семья, производство, государство, религия, наука, образование, средства массовой информации, здравоохранение и др.), социальные организации (трудовые коллективы, политические партии), социальные статусы, социальные роли и социальные ценности; социальные нормы).

За пределами социального остаются природное, физическое, индивидуально-личностное.

Социология изучает общество через призму социальности, то есть особого типа человеческих связей, отношений, структурных элементов, благодаря которым возникает общество как целостность.

Социальность – это свойство человеческой жизни, которое

1. возникает в процессе совместной деятельности людей,

2. проявляется в непосредственном и опосредованном общении и взаимодействии людей как представителей относительно устойчивых социальных групп и определяется различием их места и роли в конкретных общественных структурах.

1. устойчивые типичные социальные явления, многократно проявляющиеся на различных уровнях функционирования общества;

2. организацию и структурные единицы общества (личности, группы, слои и др.), социальные связи между ними (действия, взаимодействия, социальные институты), а также их изменения;

3. объясняет социальную жизнь на основе получения достоверной информации о реальных явлениях и процессах человеческой жизни.

Таким образом, социология – это наука о человеческом обществе, составляющих его элементах и происходящих в нем изменениях.

Понятие «метод социологии» применяется в собирательном смысле. Социология, изучая общество, применяет множество методов, приёмов и процедур исследования. Методы – это способы построения и обоснования научного знания.

Основные методы, применяемые в социологии при исследовании общества:

1. Социально-философский – предполагает изучение общества как целостной социальной системы, изучение социальных явлений и процессов во взаимодействии друг с другом и в развитии.

2. Структурно-функциональный – предполагает рассмотрение общества и его структур, как элементов целого, выявление функций элементов в обществе как системе, то есть общество изучается под углом зрения его структуры (строения), функционирования и развития.

3. Эмпирические методы – это сбор и первичный анализ фактов социальной жизни (опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент).

4. Сравнительный метод – сопоставление сходных, однотипных явлений и процессов, выявление их различий.

5. Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза – это обоснованное утверждение о каком-либо социальном явлении или процессе с относительно высокой степенью достоверности, истинность которого необходимо проверить.

Понятие системы. Общество как система: сущность, основные характеристики.

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была и остается проблема: что представляет собой общество? Социологи продолжают спорить о том, что такое общество, которое постоянно меняется, принимая новые неожиданные для нас формы.

Понятие «общество» является сложным многозначным, имеет множество значений. В широком смысле слова:

это широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некоторое автономное целое или как система социальных взаимодействий.

это определенная группа людей, объединившаяся для общения и выполнения какой-либо деятельности;

— конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (например, советское общество (1917- 1991 гг.), также выделяют такие этапы как доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество);

— сложно организованная система социального взаимодействия людей, имеющая свою структуру и институты.

Общество характеризуется следующими признаками:

общность территории их проживания, обычно совпадающая с государственными границами;

целостность и устойчивость складывающихся форм взаимодействия людей;

самовоспроизводство, саморегулируемость и самодостаточность;

определенный уровень развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

Следует различать понятия общество, страна и государство. Являясь смысловыми спутниками, они имеют разные значения.

Страна — это территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.

Государство — это политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления.

Общество — это социальная организация данной страны.

Характерные признаки общества сформулировал известный американский социолог Э. Шилз:

2) имеет территорию, которую считает своей собственной;

3) браки заключаются между представителями данного объединения;

4) пополняется преимущественно за счет детей членов этого общества;

5) имеет собственное название и собственную историю;

6) обладает собственной системой управления;

7) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его объединяет общая система ценностей и норм, называемая культурой.

Таким образом, если не все, но, по крайней мере, большинство из указанных признаков присутствуют у какого-либо объединения людей, то его можно назвать обществом. Указанные признаки характеризуют общество с социологической точки зрения, указывая на семейно-родственные отношения, систему управления и культуру, которые связаны социальной структурой и социальными институтами общества.

При рассмотрении общества социологи применяют так называемый системный анализ (системный подход). Специфика системного подхода состоит в том, что изучаемые объекты рассматриваются как системы. То есть общество и происходящие в нем социальные явления и процессы принято рассматривать как системы.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Система образует новое качество, не сводимое к сумме качеств ее элементов. Способ связей между элементами как раз и образует это новое качество.

Например, сумма всех деревьев остается неизменной, независимо от того, стоит ли каждое дерево на отдельном участке или же все деревья растут в лесу. Однако только во втором случае деревья, составляющие лес, являют собой сложную природно-биологическую систему, обладающую уникальными свойствами, отличающимися от суммы свойств всех составляющих ее элементов.

Общество как система представляет собой особую совокупность социальных явлений и процессов, состоящих из множества элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях, и образующих единое целое. Общество как система становится новым элементом по отношению к уже существующим. Так, с одной стороны, социальная система представляет собой нечто самостоятельное, а с другой стороны, она зависит от всех входящих в нее элементов.

Социальная система – это система социального взаимодействия людей, образующая групповые формы жизни. Она включает в себя отдельных индивидов, социальные общности, охватывает отношения между индивидами и группами. Общество как социальная система по отношению к индивидам, в него входящим, первично: общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер. Каждый индивид, рождаясь, застает определенные связи и отношения, постепенно включается в них, усваивает уже существующие ценности, нормы, символы.

Основные способы структурирования социальных систем:

1) В обществе как системе выделяют подсистемы или сферы общественной жизни. Обычно выделяют 4 сферы (экономическую, политическую, социальную, духовную).

2) Общество рассматривается как система социальных институтов. Принято выделять пять фундаментальных институтов: производство, семья, государство, образование, религия.

3) Общество как система представляет собой совокупность всех групп и общностей, в него входящих, а также их интересов, которые состоят в обеспечении собственного сохранения и развития. Каждая из групп выделяется из множества других, в определенной мере обособлена и сопротивляется ассимиляции

Социальные системы отличаются от природно-биологических систем. Они имеют ряд признаков:

-они являются сложноорганизованными;

— они преобразуют среду и адаптируют ее для своих потребностей;

— являются устойчивыми, характеризуются долговременностью социального взаимодействия.

— являются открытыми, динамичными, саморазвивающимися;

— способны изменять свою структуру, повышать свой порядок, то есть являются самоорганизующимися;

— в процессе исторического развития приобретают свою индивидуальность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *