Что означает объяснительная речь что это такое

Что означает объяснительная речь что это такое

Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия.

Приведем в качестве примера отрывки бесед с детьми. Взрослый: Наташа, с кем ты любишь играть?

Взрослый: Женя, ссоришься ли ты с детьми в игре? Если ссоришься, то почему?

Взрослый: Максим, нравится ли тебе трудиться?

Максим: Ну, когда заниматься нечем, хочется что-нибудь поделать. Вообще-то интересно.

Взрослый: А если у тебя не получится какая-нибудь работа, что ты сделаешь?

Максим: Постараюсь ее исправить. Если я брошу работу, то меня не поблагодарят. Так хоть купят что-нибудь.

Новые формы речи обеспечивают содержательность общения со взрослыми и сверстниками, осмысление своего опыта.

Рассмотрим развитие функций речи у ребенка 3-7 лет. В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.

Источник

Статья: «Виды речи дошкольника (ситуативная, контекстная, объяснительная)»

« Виды речи дошкольника (ситуативная, контекстная, объяснительная)».

Родную речь ребенок принимает от близких людей, от родителей, из окружающей его языковой среды, движимый естественной потребностью общения, а позже – и самовыражения. Общение с близкими, а немного позднее – и с самим собой приходит не только на внешнем, но и на внутреннем, мысленном уровне. Человек пользуется сложнейшими механизмами речи, не задумываясь над ними, овладевает ими практически, но по мере взросления эти процессы все более осознаются, подчиняются самоконтролю, становятся целенаправленными, регулированными актами.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи в процессе обучения приводит к обогащению словарного запаса детей, овладению нормами русского литературного языка. Процесс развития речи длителен и осуществляется на протяжении всех лет обучения и воспитания в детском саду.

Речь – как психический процесс.

Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка. В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт своего узко- индивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письменная играет решающую роль в овладении наукой и культурой, в образовании и воспитании человека [3].
Речь не только служит общению между людьми, но и является вместе с тем необходимым средством, орудием человеческого мышления. Являясь орудием мышления, речь играет большую роль и в других психических процессах. Громкое или мысленное называние находящихся перед нами предметов организует их восприятие, облегчает их различение и узнавание.

Речь представляет собой последовательность слов, предложений. Речь теоретически бесконечна: количество текстов не может быть сочтено даже теоретически.

Речь динамична, речь вариативна, вызывается потребностями жизни, зависит от коммуникативной целесообразности, которая и определяет выбор тех или иных языковых средств.

Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.

Человеческая речь выполняет целый ряд функций: выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления и общения; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Но главная ее функция состоит в том, что она является инструментом мышления.

Речь маленького ребенка сначала отличается в более или менее значительной степени обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого, чтобы на основании только его можно было вполне ее понять. Для ее понимания необходимо учесть ту конкретную, наглядную ситуацию, в которой находится ребенок и к которой относится его речь. Смысловое содержание его речи становится понятным, только будучи взято совместно с этой ситуацией: это ситуативная речь.

Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Так, ребенок в своей речи либо совсем упускает подразумеваемое им подлежащее, либо по большей части заменяет его местоимениями. Речь его так и пестрит словами «он», «она», «они», причем в самом контексте нигде не указано, к кому эти местоимения относятся; одно и то же местоимение «он» или «она» сплошь и рядом в одном и том же предложении относится к различным субъектам. Точно так же речь изобилует наречиями и междометьями.

Ситуативная речь строится в форме диалога, потому что ребенок еще не совсем самостоятелен и его деятельность неотделима от деятельности взрослых.

Ситуативная речь присутствует у дошкольников в рассказах на темы из своего быта, при пересказе с введением картинок. Но даже в 3-4 года ситуативность речи менее выражена при пересказе без использования картинок.

У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной.

Ситуативная речь, как основная форма речи младшего ребенка – постепенно начинает уступать место контекстной речи, речи – сообщению

К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь.

Поскольку ребенок сначала оперирует лишь непосредственным ему близким содержанием и пользуется речью для общения с близкими, включенными в общую с ним ситуацию, речь его, естественно, носит ситуативный характер. По мере того как в ходе развития изменяются и содержание, и функции речи, ребенок, обучаясь, овладевает формой связной контекстной речи.

К контекстной речи, понятной независимо от ситуации, переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы наличной ситуации, притом изложение, предназначенное для широкого круга слушателей.

С ростом познавательных интересов и одновременно с расширением круга общения дети овладевают контекстной речью.

Контекстная речь ребенка обладает смысловой завершенностью, позволяет выяснить смысл и значение отдельных, входящих в ее состав слов, выражений. Ребенок начинает критично относиться к своей речи. Пересказ прочитанных книг, описание предмета, рассказ об интересных событиях, фактах требуют вразумительного изложения. И ребенок старается так описать ситуацию, чтобы ее можно было понять без непосредственного восприятия.

Непосредственное восприятие – это когда человек воспринимает ситуацию, события сам, через совместную скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

Контекстная речь, т.е. связная, характеризуется тем, что ее понимание собеседником возможно на основе одних только средств языка и не требует опоры на конкретную ситуацию. Единицей контекстной речи выступает предложение, а не слово, как это было в ситуативной речи.

В тоже время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность.

Исследования Рузской А.Г., Рейнстейн А.Э доказали, что в общении со сверстниками дети чаще пользуются контекстной речью (более сложной), а в общении со взрослыми – ситуативной речью (простой). Это связано со следующими особенностями:

Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи.

Контекстная форма речи требует развернутого, полного, логически стройного изложения новых грамматических форм.

По своей структуре контекстная речь приближается к письменной. Важной чертой контекстности речи является произвольность.

В своих рассказах дети опираются на на имеющийся у них опыт, знания. Кроме фактического материала они используют и вымышленные факты, придумывая рассказы, носящие творческий характер.

Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, и у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых. Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие контекстной речи происходит в школьном возрасте.

Различая, таким образом, ситуативную и контекстную речь по господствующей ее черте, никоим образом нельзя, однако, внешне их противопоставлять. Всякая речь имеет хоть некоторый контекст, и всякая речь связана и обусловлена некоторой ситуацией – если не частной, то более общей, ситуацией исторического развития данной науки и т.п. Ситуативные и контекстные моменты всегда находятся во внутренней взаимосвязи и взаимопроникновении; речь может идти лишь о том, какой из них является в каждом данном случае господствующим.

Основная линия развития речи ребенка в этом наиболее существенном для речи аспекте ее заключается в том, что от исключительного господства только ситуативной речи ребенок переходит к овладению и контекстной речью. Когда у ребенка развивается контекстная связная речь, она не наслаивается внешне над ситуативной и не вытесняет ее; они сосуществуют, причем ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и характера самого общения.

Особым типом речи ребенка является объяснительная речь.

Объяснительная речь – это речь, помогающая более ясно и отчетливо представить предмет, явление или правило. Это самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на мышление и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно- следственные связи.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям.

Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник долен пожнять. Объяснительный тип связной речи имеет существенное значение как для формирования коллективных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития.

В дошкольном возрасте объяснительная речь, только начинает развиваться.

Объяснительную связную речь, которая необходима при включении одним ребенком другого в ситуацию новой игры, дошкольники очень часто подменяют ситуативной речью. Дошкольник затрудняется строить речь таким образом, чтобы объяснить, почему следует делать так, а не иначе. Он сосредоточивает свое объяснение лишь на исполнительской деятельности того, кого он стремится включить в игру. В том случае, когда взрослые создают специальные условия, требующие от старшего дошкольника раскрывать смысл объяснения, у ребенка появляется умение добиваться, чтобы другой понял содержание объяснения.

Объяснительная речь интенсивно развивается:

Объяснительная речь имеет существенное значение для

Развитие объяснительной речи является наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой объяснительной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои умозаключения.

Источник

Что должен знать об особенностях объяснительной речи учитель начальных классов

Что должен знать об особенностях объяснительной речи

учитель начальных классов

Объяснительная речь — один из основ- ных жанров, которым учитель должен вла- деть в совершенстве. В основе создания данного жанра лежат риторические знания и умения учителя. Какие риторические ка- тегории помогают учителю при создании жанров объяснительной речи?

Научно-учебный подстиль использует- ся в устной речи педагога. Педагог обычно не является автором тех закономерностей, понятий, идей, которые он излагает учени- кам, но он посредник между наукой и адре- сатом, который стремится овладеть основа- ми этой науки.

Целью объяснительной речи учителя является формирование знаний, умений, убеждений. Информирующая функция — главная в процессе объяснения нового ма- териала, но специфика названной речи именно в обеспечении усвоения информа- ции, получении нового представления о предмете речи. Информирующая функция свойственна также, например, публицисти- ческим жанрам, но там она ограничивается задачами информирования и эмоциональ- ного воздействия, а в научно-учебном соп- ровождается требованием усвоения мате- риала.

Коммуникативное намерение в процес- се педагогического, в частности научно- учебного, общения выступает как единство трех аспектов: мыслительного (ментально- го), собственно речевого и коммуникатив- ного. Данные характеристики обязательно учитываются при формировании у студен- тов навыков создания объяснительной речи (жанрово-стилистический аспект).

Риторический аспект создания жанра объяснительной речи учителя ориентиру- ется на знание пяти этапов подготовки высказывания, который и современная, и классическая риторика считают центром при создании текста: этап изобретения, нахождения темы и идеи будущего выска- зывания; этап расположения материала; этап выражения найденного словами и ук- рашение его; этап запоминания и этап произнесения.

На первом этапе — изобретения — важ- но отыскать свою мысль, идею, затем раз- вить ее, тем самым определив содержатель- ное наполнение будущего текста.

Для эффективного развития «идеи» (те- мы) риторика на протяжении всей истории своего существования использовала «топо- сы» (Аристотель) или «риторические мес- та» (М.В. Ломоносов).

Топосы — структурно-смысловые моде- ли порождения высказывания, на основа- нии которых строятся отрезки текста и це- лые тексты. Основных топосов, выделяе- мых во всех исследованиях по риторике, де- сять: родовидовая характеристика; деление предмета на части; определение предмета речи, выделение свойств предмета речи; обстоятельства; выявление причинно-след- ственных связей; обращение к происхожде- нию слова (имя); сопоставление; использо- вание свидетельств; последующее всегда идет за предыдущим.

Знание данных моделей, отражающих процесс мышления человека, и умение пользоваться ими позволяют создавать ло- гичный, эффективный текст в любом жанре.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2005. № 2

Как же функционируют топосы в таком жанре, как объяснительная речь учителя?

Учителю чаще всего не приходится ду- мать над выбором и формулировкой темы: тема задается программой, поурочным пла- ном. Поэтому основная задача — подобрать материал для раскрытия темы, ориентиру- ясь на цель урока, с учетом возраста уча- щихся, с обязательным учетом того, как бу- дет произноситься подготовленная речь и насколько субъективен должен быть автор будущего текста. Объяснительная речь учителя начальных классов создается по тем же параметрам, что и речь любого учи- теля-предметника. Разница в стиле, с по- мощью которого передается подготовлен- ный материал: менее сложная лексика, ме- нее сложное построение фразы.

Все десять перечисленных выше топо- сов используются при создании объясни- тельной речи, но наиболее частотными и функциональными именно в объяснитель- ной речи, в том числе учителя начальных классов, являются топосы «родовидовая ха- рактеристика» и «определение предмета речи». Рассмотрим эти топосы. Заметим, что топос — категория универсальная и мо- жет использоваться при объяснении любо- го предмета.

Родовидовая характеристика предмета речи — это структурно-смысловая модель, предполагающая развитие темы и создание высказывания на основании восхождения от видовых понятий к родовому и нисхож- дения от родового понятия к видовым.

При разработке темы учитель должен учитывать в зависимости от своей задачи, есть ли необходимость описания разновид- ностей предмета речи, стоит ли останавли- ваться на одной разновидности и т.д. Но при осмыслении темы существует возмож- ность увеличить количество материала за счет именно этой смысловой модели. В тексте данный топос можно использовать по-разному: от перечисления и описания разновидностей к родовому понятию и на- оборот. Умение разделять все на подвиды — очень важное умение, отражающее движе- ние от общего к частному и от частного к общему. Некоторые темы изначально пред- полагают рассказ о родовом понятии и его разновидностях. Например: «Звуки речи»

(гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие); «Единицы дли- ны» (метр, сантиметр, миллиметр); «Явле- ния природы» и др.

Топос «родовидовая характеристика» может быть сквозным, пронизывающим из- ложение, даже если в тексте нет его прямо- го речевого воплощения. Кроме того, ис- пользование данной модели позволяет пос- ледовательно раскрывать основной матери- ал, объясняемый учителем. Так, если речь идет о звуках речи, то применение данного топоса позволяет лучше осознать и запом- нить: разновидностями звуков являются гласные и согласные. Такая реализация данного топоса может служить канвой для дальнейшего изложения материала. Зада- чей учителя является выделение ее в само- стоятельное высказывание. На основании этого топоса строятся порой целые отрезки текста.

Использование родовидовой характе- ристики — это и способ перехода от одного смыслового отрезка к другому. Обычно в начале текста, микротекста, абзаца называ- ются разновидности того, о чем пойдет речь в дальнейшем тексте. Далее дается описа- ние разновидностей:

«Ребята, в XIX веке появились новые танцы. Вслед за вальсом в Европе утвердил- ся еще один танец — полька.

Но начинался бал описываемой нами эпо- хи полонезом.

Полонез — танец рыцарский, танец, в котором каждый жест кавалера подчерки- вал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви». (Из объяснительной речи учителя музыки, III класс.)

Жирным шрифтом выделены слова, ко- торые отражают внутреннюю структуру текста о разных танцах XIX в., в основе ко- торого лежит топос «родовидовая характе- ристика». После этих начальных предло- жений дается рассказ о каждом из танцев. То есть смысловая модель «родовидовые отношения» является структурирующей, помогающей последовательно разверты- вать тему.

Таким образом, топос «родовидовая ха- рактеристика» — неотъемлемая структур- но-смысловая часть изложения учебно-на-

МГПУ: ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

учного материала, позволяющая логично, четко и подробно раскрыть тему. Топос мо- жет лежать в основе определенного отрезка повествования, а может стать основой для целого текста, где рассказывается о разно- видностях определенных явлений, предме- тов, людей и т.д.

В разных жанрах научно-учебного сти- ля автор будет использовать всю схему

«род и его разновидности» или только одну ее ветвь, подробно рассказывая о ней. Та- кой выбор зависит от цели жанра. Объясни- тельная речь учителя предполагает чаще всего раскрытие одной темы, поэтому, зная всю схему, автор речи будет подробно раз- рабатывать один ее аспект.

Определение предмета речи — это струк- турно-смысловая модель, предполагающая истолкование предмета речи с целью рас- крытия его содержания. Функции топоса

«определение» в научно-учебном стиле: введение в тему речи, оформление начала текста и микротекста, истолкование пред- мета речи, распространение идеи.

В научно-учебной речи практически всегда вводятся новые понятия, поэтому создание отрывков текста с опорой на опре- деление — средство раскрытия содержания предмета речи в соответствии с темой и целью автора. Дать определение понятия — значит ясно, непротиворечиво истолковать его значение, показать сущность предмета речи, возвести к единой идее представление о нем адресата.

Поскольку учебные пособия и объясни- тельная речь учителя включают в себя практически на каждом уроке новый мате- риал, то данный топос должен быть посто- янным компонентом работы учителя при создании речи. Место данного топоса в структуре объяснительной речи не зафик- сировано. Он может идти в начале, может располагаться по ходу изложения материа- ла как комментарий, как элемент ясности материала.

Определение создается разными спосо- бами. Во-первых, через родовидовую харак- теристику, что является типичным в науч- но-учебном подстиле. Например:

Имя существительное — часть речи, ко- торая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Во-вторых, определение может даваться через перечисление свойств или отличие этого предмета от других. Например:

Медведь — всем известный зверь, своею неуклюжестью и неповоротливостью во- шедший в пословицу.

В-третьих, определение может пред- ставлять собой метафору. Этот тип всегда делает текст ярче, образнее, поэтичнее. Но в научно-учебном стиле он не всегда способ- ствует точности изложения материала, а са- мое главное — восприятия материала или требует пояснения в развернутом тексте. Например:

Непроверяемая безударная гласная — это маленький озорник, который может нас подвести.

Подобное определение требует поясне- ния, которое идет далее:

Непроверяемая безударная гласная — это маленький озорник, который может нас подвести. Забудешь применить прове- рочное слово, понадеявшись на то, что дан- ное слово тебе хорошо знакомо, и сделаешь ошибку. А иногда не знаешь однокоренных слов, тогда безударная гласная тут же зая- вит о себе, и ты поймёшь, что не такая уж это простая орфограмма — «проверяемая безударная гласная в корне».

В плане речевого воплощения можно отметить, что чаще всего определение представляет собой простое или простое ос- ложненное предложение, в котором подле- жащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи или подлежащее выражено существительным, сказуемое — глаголом и т.п. То есть чаще всего определение пред- ставляет собой предложение со знаком ти- ре. Данное предложение может осложнять- ся однородными членами, причастными оборотами и другими обособленными опре- делениями. В них не используются место- имения первого и второго лица, а соответ- ственно глаголы в этих формах. Достаточно частым компонентом определения являют- ся частицы это, то и др.

Таким образом, в научно-учебном стиле частотным является логическое определе- ние, что связано со стремлением этого сти- ля к фактологической точности и обуслов- лено основной функцией данной модели — информировать о предмете речи.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2005. № 2

Соответственно учитель должен побуж- дать детей к оформлению высказываний в виде определений с целью выработки навы- ка истолкования предмета речи и с целью проверки усвоения материала. Для этого существует такая формулировка вопроса, которая требует ответа именно в виде опре- деления. Например: что такое предание? Или побуждение, уже в речевом плане по-

казывающее, что ответ должен быть дан оп- ределением: дайте определение имени при- лагательному.

Знание структурно-смысловых моде- лей (топосов) поможет учителю при созда- нии жанра объяснительной речи; это зна- ние, на основании которого можно учить школьников созданию микротекстов и текстов.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Дактильная речь консультация по коррекционной педагогике

Что такое логичность речи

Логика – это наука, изучающая правильное мышление. Мысли мы выражаем словами. Значит, эти понятия близко связаны между собой.

Для того чтобы нас понимали, мы должны организовать нашу речь последовательно, обоснованно употреблять именно те слова, которые выражают то, что мы хотим сказать. Если эти условия выполняются, то мы можем видеть пример логичности речи.

В логичном тексте мысль развивается непротиворечиво, последовательно, аргументы подтверждают тезис, вывод действительно следует из рассуждения, при этом слова подобраны так, чтобы мысль была понятна и не было двусмысленностей.

Каким образом дошкольник изъясняется

Прежде чем приступать к упражнениям по развитию речи, нужно понимать, что сама речь характеризуется различными чертами и разделяется по этим чертам на несколько видов.

Общаясь с семьей и близкими в таком возрасте, ребенок чаще всего описывает конкретную ситуацию или спрашивает вопросы, напрямую относящиеся к тому, что он видит вокруг. Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется ситуативной.

Что означает объяснительная речь что это такое. Смотреть фото Что означает объяснительная речь что это такое. Смотреть картинку Что означает объяснительная речь что это такое. Картинка про Что означает объяснительная речь что это такое. Фото Что означает объяснительная речь что это такое

Ситуативная речь

Ситуативная речь — речь, которую ребенок использует в определенной ситуации, чтобы описать происходящее вокруг или задать вопросы, требующие пояснения.

Главным маячком ситуативной речи является замена подлежащего местоимением. Взрослым в подобные моменты бывает довольно сложно уследить за ходом мысли малыша и определить, о чем идет речь. Вместе с хаотичным использованием местоимений сбивает с толку и пестрота наречий, которые тоже не добавляют конкретики. Однако, с течением времени, когда мышление начинает развиваться с новой силой, вместо бесконечных местоимений появляются существительные. Чувствуя, что он разговаривает с собеседником и должен донести свои мысли так, чтобы было понятно и другому человеку, ребенок после местоимения ставит название предмета, о котором говорит.

Обратите внимание! Таким образом, канва повествования каждый раз прерывается новыми подробностями об описываемом предмете, а вопросы со стороны слушателя только подогревают интерес и желание рассказывать дальше.

Контекстная речь

Новые незнакомые люди и постоянно растущее любопытство помогают овладеть контекстной речью. Постепенно переходя от описывания конкретных ситуаций к абстрактным, ребенок учится описывать то, что происходило с ним ранее. В отличие от ситуативной речи, которая понятна только в момент происходящего, контекстная используется, чтобы объяснить, что волнующие его вопросы уже разрешились, и рассказать о том, как это случилось.

Причем она не заменяет ситуативную, а приходит ей на помощь, и дальнейшее развитие обоих типов речи происходит одновременно.

Объяснительная речь

Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте часто требует передачи инструкций игры или манипуляций с игрушками. Речь дошкольника, содержащая инструкции, объяснения, указания, называется объяснительной.

Что означает объяснительная речь что это такое. Смотреть фото Что означает объяснительная речь что это такое. Смотреть картинку Что означает объяснительная речь что это такое. Картинка про Что означает объяснительная речь что это такое. Фото Что означает объяснительная речь что это такое

Объяснительная речь ребенка

Возможные ошибки

Однако иногда возникают логические ошибки. Они могут быть связаны с разными факторами. Во-первых, это могут быть ошибки мышления, если говорящий или пишущий сам точно не знает, что он хочет сказать. В этом случае его рассуждение становится нелогичным, оно крутится на одном месте, или автор текста высказывает необоснованное утверждение.

Однако бывает и так, что автор текста отлично понимает, о чём он собирается говорить или писать, но текст не получается. Рассмотрим примеры таких ошибок.

Подмена тезиса. Так называется ошибка, возникающая, если автор начал говорить об одном, но перескочил на другое. Скажем, тема сочинения требовала разбора лирики Ахматовой, посвященной творчеству, а школьник незаметно для себя сузил ее до темы «Образ Пушкина в стихах Ахматовой».

Противоречивость высказывания. Автор пишет одно и сразу же другое, противоположное первому. Например, уверяет, что «самым отвратительным персонажем поэмы Гоголя» является Собакевич, а через абзац обвиняет в том же Плюшкина. Но только один из них может быть «самым отвратительным».

Ошибки, связанные с аргументацией. Их несколько. Какое-то высказывание может быть неаргументированным. Например, «Пушкин посвятил много стихов осени, потому что это его любимое время года. Мы можем это доказать, так как поэт любил осень.» Но тут нет доказательства: автор сочинения просто сказал то же самое другими словами.

Аргумент на самом деле ничего не доказывает. Например, в доказательство того, что Печорин любил Веру, автор сочинения приводит эпизод дуэли с Грушницким. Но дуэль никак не доказывает чувства Печорина к Вере.

Аргумент «повис в воздухе». Это ошибка, при которой автор сочинения аргументирует непонятно что. Предложения не связаны между собой, и похоже, что это просто разрозненные высказывания.

Алогизм. Употребление несочетаемых понятий вместе. Например, «нагрудный карман джинсов».

Необоснованное сужение или расширение понятия. Примером может служить высказывания «Его произведения читают миллионы стран», «Он читал лекции в МГУ, передавая знания студенчеству».

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но к воздействовать на слушателей, владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности людей самых различных специальностей: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, журналистов, менеджеров. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности, роду занятий связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, учит, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Культура речи — совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним откосятся:

— богатство и разнообразие,

Точность речи

Точность речи– это строгое соответствие слов обозначаемым им предметам, явлениям действительности. Точность речи определяется:

— знанием предмета. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, путать факты, искажать события. От точности выражения говорящим мыслей зависит понимание сказанного слушателями.

— логикой мышления. Если последовательность мыслей нарушена, говорящий противоречит сам себе, перескакивает с одной мысли на другую, его речь становится сумбурной. Классический пример являет выступление чеховского героя Нюхина в сцене-монологе «О вреде табака»: У моей жены семь дочерей… Нет, виноват, кажется, шесть… Семь. Я прожил с женой тридцать три года, и, могу сказать, это были лучшие годы моей жизни, не то чтобы лучшие, а так вообще. Протекли они, одним словом, как один счастливый миг, собственно говоря, черт бы их побрал совсем

— умением выбирать нужные слова. Например, глагол занять

имеет значение взять взаймы. Поэтому, если необходимо у кого-то на время попросить какую-то сумму денег, то следует сказать:
Дай мне в долг
,
Дай взаймы
,
Одолжи мне
, а не
Займи мне
.

Точность речи может нарушаться при употреблении:

1) многозначных слов: Археологи заметили, что покойники из южного захоронения перекликаются с покойниками из северного захоронения

. Глагол
перекликаться
имеет два значения, которые одновременно реализуются в данном контексте, создавая двусмысленность: 1. Давать знать о себе друг другу. 2. Быть сходным, сближаться по каким-нибудь признакам;

2) омонимов: Лидеры теряют очки

.
Очки
– оптический прибор из двух линз, держащихся на дужках,
очки
– единицы счета для обозначения количества выигрышей;

3) паронимов: Пламенный патриотизм и высокая героика

(вместо
героизм
)
русских людей
.
Героизм –
способность к совершению подвига,
героика –
героическое содержание, героическая сторона в каких-нибудь событиях;

4) многозначных грамматических форм: Обвинение премьер-министра было поддержано президентом

(
премьер-министр обвинил кого-то
или
обвинили премьер-министра?
);

5) переносных выражений: За вашу работу вы не заслуживаете ничего, кроме благодарности

Таким образом, говорящему необходимо следить за точностью выражения своих мыслей, чтобы речь наиболее эффективно отвечала целям общения, была понятна адресату.

Понятность речи

Понятность речи– это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована.

Понятность речи определяется прежде всего отбором речевых средств, использованием слов, известных слушателю.

Словарный запас русского языка с точки зрения сферы употребления делится на две группы – лексику неограниченного употребления и лексику ограниченного употребления. Лексика неограниченного употребления – это общеупотребительные слова, понятные всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб

,
стол
,
солнце
,
город
,
сад
,
дом
и т. п. Лексика
ограниченного употребления – слова, употребляемые в определенной сфере и понятные ограниченному кругу носителей языка; к ним относятся профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины.
Профессионализмы – слова и выражения, используемые людьми одной профессии, например, шахтерами, врачами, военными, строителями, журналистами и др. Такие слова не относятся к официальным, узаконенным наименованиям, для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, производственных процессов, материала. Например, летчики говорят недомаз

,
перемаз
в значении недолет, перелет посадочного знака; журналисты называют
шапкой
заголовок, напечатанный крупным шрифтом, общий для нескольких статей в газете,
подвалом
– статью во всю нижнюю часть газетного листа.

Диалектизмы – слова, употребляемые жителями определенной территории, местности, области, деревни, села, хутора. Например, в кубанском диалекте: карасун –

пруд или озеро,
ляда
– дверь на чердак, крышка от погреба,
цедилок –
дуршлаг; в вятском диалекте:
булыч
– заяц,
бус –
мелкий дождь,
талы –
глаза.

Жаргонизмы – слова, которые употребляются людьми, объединенными общностью занятий, интересов, социального положения. Возникновение жаргонной лексики связано со стремлением людей противопоставить себя обществу, отгородиться, используя средства языка. Например, в молодежном жаргоне: балдеть

,
оттягиваться
,
колбаситься –
развлекаться, веселиться, отдыхать,
махаться
,
гаситься –
драться; в жаргоне коммерсантов:
черный нал
– наличные деньги, укрываемые от налогообложения,
срубить бабки
– заработать, получить деньги.

Термины – слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки. Термины часто встречаются в речи людей разных специальностей: экономистов, юристов, инженеров, врачей и др.

Лексика ограниченного употребления требует осторожного с ней обращения. В узкопрофессиональной среде можно использовать понятные слушателям профессионализмы и термины. Диалектизмы и жаргонизмы, как правило, недопустимы в речи. Их можно использовать только с определенной целью, например, для придания выразительности, эмоциональности.

Таким образом, понятность речи зависит от уместного употребления профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов и терминов.

Чистота речи

Чистота речи– это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, внелитературных элементов. Засоряющими речь слова становятся из-за частого, неуместного их употребления. К таким словам относятся: значит

,
понимаете
,
так сказать
,
видите ли
,
как бы
,
собственно говоря
,
вот
,
да
и др. Некоторые выступающие свою речь заполняют звуками, типа
э-э-э
,
м-м-м
и др. Говорящий, как правило, не замечает того, как он без конца повторяет какое-то слово. Иногда привычка вставлять в речь ненужное слово, например,
буквально
,
однозначно
,
типа
становится отличительным признаком человека.

Слова-сорняки не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью, они засоряют речь, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, раздражают.

Причинами появления слов-сорняков в речи могут быть: волнение, неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления мыслей, бедность индивидуального словарного запаса, плохое знание предмета речи.

Нарушением чистоты речи является использование в ней бранной и нецензурной лексики.

Как избежать ошибок

Необходимо следить за своей мыслью, тщательно вычитывать готовый текст.

Помочь в оформлении текста могут вводные слова «во-первых», «во-вторых», «итак» и другие слова, которые служат для оформления мысли. Например, «чтобы про аргументировать свое мнение, я хотел бы сослаться…», «в качестве аргумента я могу привести…», «примером этого может служить…» Эти слова помогут дисциплинировать мысль и не позволят ей остаться необоснованной.

Помочь не сбиться с темы способен и обычный план.

Чтобы текст был логичным и понятным, его необходимо разбить на абзацы, внутри каждого из которых имеется своя микротема.

Тренировка техник разных видов речи для детей

Для развития разных видов речи у детей нужно проводить специальные тренировки.

Сценическая речь для детей

Сценическая речь является для детей основой развития актерского мастерства, поэтому ее лучше тренировать еще в дошкольном возрасте. Упражнения по сценической речи развивают речевой аппарат, тренируют дикцию и артикуляцию, учат отражать эмоции, контролировать интонацию и с помощью нее передавать оттенки настроения.

Что означает объяснительная речь что это такое. Смотреть фото Что означает объяснительная речь что это такое. Смотреть картинку Что означает объяснительная речь что это такое. Картинка про Что означает объяснительная речь что это такое. Фото Что означает объяснительная речь что это такое

Важно! Для тренировок сценической речи лучше всего подходят скороговорки, специальные игры, развивающие дикцию и произношение.

Примеры нескольких упражнений:

Есть целые сборники с упражнениями и методики для обучения детей выразительности, которые можно купить или найти самостоятельно, а в детских садах и кружках существуют дополнительные курсы и консультации для родителей, обучающие этому.

Упражнения для дикции для детей

Дикция — важный инструмент понимания чужой речи, поэтому так важно заниматься с ребенком ею с ранних лет, ведь в дальнейшем нечеткая речь может стать причиной насмешек со стороны сверстников и личной неуверенности.

Обратите внимание! Четкая понятная речь — залог привлекательности любого человека, который формируется еще в детстве, специалисты рекомендуют заниматься с детками с плохой дикцией уже в возрасте 2-3 лет, иначе потом исправить ее станет намного сложнее.

Подобная проблема сразу заметна на слух, но тем не менее основными индикаторами нечеткой дикции у детей являются:

Упражнения для дикции направлены на укрепление лицевой и ротовой мускулатуры, потому что необходимо научиться быстро менять положение губ и языка.

Известные упражнения для дикции для детей:

Анализ фронтального занятия с логопедом в ДОУ

Упражнения для артикуляции

Другим видом тренировки мышц лица является артикуляционная гимнастика, которая также улучшает подвижность языка и губ.

Важно! Специалисты рекомендуют сперва сделать небольшую артикуляционную разминку, уделив ей около 5 минут.

Техника артикуляционной разминки:

Упражнения для красивой артикуляции:

Разминка кончика языка. Бить кончиком языка позубам, напрягая при этом язык ипроговаривая подряд слог «да». Затем тренироваться произносить согласные «т» и «д».

Упражнение для губ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *