Что означает обычное начертание
Значение слова «начертание»
3. Устар. Руководство, научное описание. Краткое начертание геометрии.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
НАЧЕРТА’НИЕ, я, ср. (книжн.). 1. Рисунок, контур, характер графического изображения чего-н. Н. букв. 2. Научное исследование, описание и руководство (устар.). Краткое н. геометрии.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
начерта́ние
1. действие по значению гл. начертать
2. внешняя форма изображения чего-либо; рисунок, надпись и т. п.
3. устар. письменное изложение чего-либо; руководство, научное описание
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бумаженция — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «начертание»
Синонимы к слову «начертание»
Предложения со словом «начертание»
Цитаты из русской классики со словом «начертание»
Сочетаемость слова «начертание»
Каким бывает «начертание»
Понятия, связанные со словом «начертание»
Ѹ, ѹ или Ꙋ, ꙋ (ук или оук, глаголица: Ⱆ) — буква старославянской азбуки. Первоначально диграф букв О и У (точнее, буквы «ик», варианта ижицы) писался горизонтально, но впоследствии, для экономии места, стали использовать вертикальную лигатуру, а впоследствии и вовсе заменили буквой У.
Малые заглавные, или капите́ль (англ. small caps; нем. kapitälchen; от лат. capitellum — головка) — начертание в гарнитуре, в которой строчные знаки выглядят как уменьшенные заглавные. Чтобы подчеркнуть разницу между капителью и строчными буквами, её делают немного выше строчных, а полуапроши капительных знаков увеличивают.
НАЧЕРТАНИЕ
Найдено 1 изображение:
начертание ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: начертать. 2) Внешняя форма изображения чего-л., рисунок. 3) устар. Письменное изложение чего-л.; руководство, научное описание. 4) устар. Предначертание, предопределение.
начертание
с.
tracing, inscription; outline
Циркул .. есть начертание плоское единыя черты окружением содержимою. Геом. 1703 27. Кубус или костка есть начертание толстое шестьми квадратами равными содержана. Геом. 1703 44. Н. письмян, букв .. усмотр ѣ л, что начертание писмян сего надписания с греческим сходствовало. Прим. Вед. 1728 53. Буквы для печатания книг. Д ѣ лаются оныя .. из особливаго металлическаго состава, на толстом конц ѣ которых выливается возвышением начертание Буквы. Сл. комм. I 234. ||
Первые отм ѣ ны д ѣ йствительно голосу сопрягаются, и начертания или буквы, их изображающия по справедливости гласными называются. Лом. РГ 15. Что остроумн ѣ е и преизящн ѣ е выдумать было можно, как не многими начертаниями означить толикия тысящи слов, и помощию азбуки изобразить самыя наши мысли. Чбт. 1776 11.
3. Посл ѣ сего читано было Денисом Ивановичем Фон визиным начертание для составления толковаго Славено-Российскаго словаря, сочиненное отрядом. АРА 18. Ц ѣ лая связка бумаг и начертаний законоположений, относилася к уничтожению рабства в России. Рдщв Пут. 265. ◊Изобразить начертанием. Я не входил в подробности, но начертанием одним изобразил различныя роды упражнения, к коим ты себя опред ѣ ляешь. Жив. 15.
⊲ 5. Сияющая в в ѣ к планета: Без померцания лучей, .. Я слышу уст твоих в ѣ щанье, Твое предв ѣ чно начертанье Давно уже в груди моей. Жив. 411. Коль .. потоки Звонкошумно ниц зв ѣ нящи, С верхних Альп на камни строги, Заградить твой путь не могут, То Требия, Тразимена, Суть лишь сл ѣ дствия неложны Твоих мудрых начертаний. Рдщв СС I 90.
6. Идея. Греческое слово, значит начертание предлежащеи вещи, которая в ум ѣ нашем изображается чрез чювство, или чрез другои какои образ разумения. Мн. миров с. IX. Между наказаниями надлежит употреблять такия, которыя .. впечатл ѣ ли бы в сердцах людских начертание самое живое и долго пребывающее. Наказ § 205. При знании толь многоразличных вещей, отвлечение, различение, проницание сд ѣ лаются для разума удобн ѣ йшими; воображение получит начертания; в сердц ѣ возбудится чувствование изящнаго и добраго. Приб. МВ 1784 416.
Начертание шрифта
НАЧЕРТАНИЕ ШРИФТА — графическая разновидность шрифта в пределах одной гарнитуры, различаемая по плотности (ширине) очка (нормальное, узкое, широкое Н. ш.), по постановке (наклону) очка (прямое, курсивное, наклонное Н. ш.), по насыщенности (жирности) очка (светлое, полужирное, жирное Н. ш.).
СанПиН 1.2.1253—03 для осн. текста изданий, адресуемых взрослому читателю, предусматривает только шрифт нормального светлого прямого начертания.
В книжных изданиях для детей ОСТ 29.127—96 регламентирует Н. ш. в зависимости от возрастной группы читателей и кегля шрифта (см. след. табл.).
Дети до 6 лет включ.
Нормальное или широкое
Широкое или сверхширокое светлое прямое
Нормальное или широкое
Широкое или сверхширокое светлое прямое
Нормальное или широкое светлое прямое
Смотреть что такое «Начертание шрифта» в других словарях:
Начертание шрифта — графический рисунок наборного шрифта, входящего в состав определенной гарнитуры. Н. ш. классифицируются: по ширине очка шрифта (нормальное, узкое, широкое), по наклону шрифта (прямое, курсивное), по насыщенности (светлое, нормальное, полужирное,… … Реклама и полиграфия
начертание шрифта — Каждое видоизменение наборного шрифта, входящего в состав одной гарнитуры. Примечание Начертания шрифта различаются: по плотности: узкое, нормальное, широкое; по насыщенности: светлое, полужирное, жирное; по наклону: прямое, курсивное, наклонное … Справочник технического переводчика
начертание шрифта — 3.12 начертание шрифта: Каждое видоизменение наборного шрифта, входящего в состав одной гарнитуры. Примечание Начертания шрифта различаются: по плотности узкое, нормальное, широкое; по насыщенности светлое, полужирное, жирное; по наклону прямое,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
начертание шрифта — Вариант рисунка наборного шрифта одной гарнитуры. Начертания шрифта классифицируются: по плотности – узкое, нормальное, широкое; по насыщенности – светлое, полужирное, жирное; по наклону – прямое, курсивное, наклонное … Краткий толковый словарь по полиграфии
начертание шрифта (информационные технологии) — начертание шрифта вариант изображения литер одной гарнитуры — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом Синонимы вариант изображения литер одной… … Справочник технического переводчика
Наклонное начертание шрифта — начертание шрифта, в котором осн. штрихи отклонены от вертикали справа налево сверху вниз, как и в курсивном начертании, но, в отличие от последнего, без соединительных завитков. Напр.: См. таблицу наклонов шрифта. Н. н. ш. используется гл. обр.… … Издательский словарь-справочник
декоративное начертание шрифта — (Decorative style) Начертание шрифта, образованное от основного и служащее для декоративных целей. Применяются декоративные начертания, образованные различной обработкой контура знаков [граница изображения знака] (контурные, оконтуренные,… … Шрифтовая терминология
Узкое начертание шрифта — начертание шрифта, которое выделяется по плотности очка шрифта и у которого, по определению ГОСТ 3489.1 71, отношение ширины знака типа строчной буквы н к его высоте составляет свыше 50 до 65% при кг. 5 7, свыше 45 до 60% при кг. 8 12, свыше 40… … Издательский словарь-справочник
Широкое начертание шрифта — начертание шрифта, которое выделяется по плотности очка шрифта и у которого, по определению ГОСТ 3489.1 71, отношение ширины знака типа строчной буквы н к его высоте составляет свыше 90 до 115% при кг. 5 7, свыше 85 до 105% при кг. 8 12, свыше 80 … Издательский словарь-справочник
Нормальное начертание шрифта — начертание шрифта, которое выделяется по плотности очка шрифта и у которого, по определению ГОСТ 3489.1 71, отношение ширины знака типа строчной буквы н к его высоте составляет свыше 65 до 90% при кг. 5 7, свыше 60 до 85% при кг. 8 12, свыше 55… … Издательский словарь-справочник
Практический взгляд на базовые термины и анатомию шрифтов
Учимся называть “палочки” штрихами и понимать, на что влияют засечки и заплечики
В этой статье я кратко изложу основы анатомии шрифта, которые пригодятся любому уважающему себя дизайнеру, и с особым вниманием остановлюсь на том, зачем ему все это надо.
Шрифт — один из базовых «голосов» графического дизайна наравне с цветом, формой и т.д. Это то, как говорит ваш дизайн. И как он будет это делать в каждый конкретный момент взаимодействия с пользователем, полностью зависит от вас. Кричать навязчивым фальцетом или нашептывать мягким баритоном, помогать воспринимать информацию или мешать, работать с брендом сообща, усиливая эмоциональное восприятие, или безлико информировать.
Вы можете продолжать работать на интуитивном уровне (и большинство дизайнеров так и делает), никто не мешает вам использовать любой попавшийся шрифт в любой конфигурации, не задумываясь о начертаниях, контрастности, динамике или кегле, пользователи прочитают, если очень захотят. Возможно. А возможно и не прочитают. Но если вы действительно хотите перейти из категории любитель в категорию профессионал, вам важно научиться работать со шрифтами осознанно и уметь аргументировать любое свое решение. Ну или почти любое (воодушевляющая музыка на фоне оборвалась). Хотя пусть будет любое. Немного пафоса не повредит.
Если вы хотите перейти из категории любитель в категорию профессионал, вам важно научиться действовать осознанно и уметь аргументировать свое решение.
Итак, разберемся для начала в терминологии, основных каверзных вопросах и научимся, черт возьми, называть “палочки” шрихами.
Терминология
Мы часто используем слово “шрифт” в разных ситуациях. Давайте по порядку, есть шрифт, а есть гарнитура.
Шрифт (Font) — это определенное начертание в рамках гарнитуры, а также соответствующий файл. Arial Regular, Gotham Bold, Merriweather Bold — это шрифты разных гарнитур.
Семейство шрифтов (Font Family) — это набор начертаний в рамках одной гарнитуры. В рамках гарнитуры Arial есть целое семейство шрифтов — Arial Regular, Arial Bold, Arial Italic и т.д.
Итак, гарнитурой называют общий характер, шрифтом — одно из начертаний и собственно шрифтовой файл, а когда говорят о семействе шрифтов, подразумевают совокупность начертаний, т.е. гарнитуру, у которой не одно начертание, можно называть семейством.
На практике, когда вы говорите о шрифтах в широком смысле слова, акцентировать внимание на том, что вы имеете в виду “гарнитуры”, нет особой необходимости, контекста достаточно. Но когда вы обсуждаете макет, слово “шрифт” лучше не использовать, чтобы не вводить коллег в заблуждение. Рекомендую либо оперировать понятием “гарнитура”, когда имеете в в виду Arial/Helvetica, либо понятием “начертание”, когда подразумеваете Regular/Bold.
Перейдем к составляющей шрифта, букве. Ее тоже можно назвать по-разному: буква, графема, глиф — есть ли здесь критическая разница?
Буква — это графический знак как часть алфавита, который сам по себе или в сочетании с другими знаками используется для обозначения на письме звуков, фонем и их типичных комбинаций.
Графема — более общее понятие. Графема представлена буквой если письменность строится на алфавите, или иероглифом в неалфавитных системах письма. Говоря о графеме, мы абстрагируемся от стиля и характера отдельных гарнитур, а имеем в виду сугубо то, чем фундаментально графема “А” отличается от графемы “Б”, как знак. Т.е. вы никогда не спутаете графему буквы “А” с графемой буквы “Б”.
Собственно шрифт состоит из глифов — векторных форм каждой буквы или символа. Например, Open Sans, один из самых популярных веб-шрифтов, содержит 897 глифов, включая латинские, греческие и кириллические символы.
Одна и та же графема может иметь несколько глифов как ее графических воплощений, которые могут отличаться как функционально (строчные, капительные, прописные, курсивные), так и даже просто по форме (альтернативные).
Итак, теперь вы знаете разницу между шрифтом, гарнитурой и семейством, а также графемой, буквой и глифом, а значит в разговоре с профессионалами не ударите в грязь лицом.
Уже горжусь вами. Двигаемся дальше.
Обратимся к букве, из каких элементов она состоит и как их грамотно называть.
Анатомия буквы, на что влияют детали
Разобравшись, из чего состоит буква, вы научитесь распознавать, что именно влияет на итоговый вид шрифта и то, как он воспринимается, а значит сознательнее подойдете к выбору шрифта в вашей следующей работе.
Итак, на картинке ниже вы найдете весь набор ингредиентов:
Из них значимыми для вас как для дизайнера-не-шрифтовика являются не все, рекомендую запомнить засечки, основные и соединительные штрихи, а также выносные и свисающие элементы. Итак, как именно эти элементы работают на практике и зачем вам обращать на них внимание.
Считается, что засечки заметно улучшают восприятие буквенного знака, даже если они слабо видимы. Именно поэтому в печатных изданиях дизайнеры предпочитают использовать шрифты с засечками. Помните об этом, когда подбираете шрифт для длительного чтения, в том числе в цифровом дизайне.
Соотношение между основным и соединительным штрихами определяет контрастность шрифта. Гарнитуры шрифтов с выраженным контрастом штрихов наиболее удобочитаемы. Исключением являются случаи, когда контраст выражен слишком ярко и соединительный штрих становится чересчур тонким. Неконтрастный шрифт (например, в гротесках) лучше воспринимается при чтении отдельных слов и выделений.
Обратите внимание на свисания. Любопытно, что несмотря на то, что оптически высота строчных букв одинаковая, технически это не так. Некоторые округлые буквы — например, “о”, “с” и другие — слегка заходят за baseline и x-height, чтобы визуально при печати иметь ту же высоту, что и другие буквы. Эти выступающие части и называют свисаниями.
Есть еще так называемый внутрибуквенный просвет, или контрформа. Это закрытые пространства внутри букв, таких как например “о”, “ь”, “р” и других. Эти пространства помогают глазу распознать характерные особенности шрифта. Чем больше внутрибуквенный просвет, тем лучше (при прочих равных условиях) читается буквенный знак.
Дизайнер-модернист Массимо Виньелли, культовая фигура XX века, очень здорово описал значимость формы и контрформы в типографике в фильме про Гельветику (кстати, очень рекомендую посмотреть, полтора часа времени не потраченного впустую):
“Мы думаем, что шрифт черно-белый. На самом деле он белый, вовсе не черный. Именно белое расстояние между черным и составляет шрифт. Это своего рода музыка. Не ноты, а расстояние между нотами создает музыку.”
Про Массимо много написано, он оставил миру очень вдохновляющие идеи и мысли, почитайте как-нибудь для вдохновения.
Линии (метрики) шрифта
Помните тонкую серую рамку вокруг текстового слоя в Sketch или любом другом графическом редакторе?
Почему она именно такого размера, что включает это белое пространство вокруг букв?
Внутри каждого шрифта есть встроенные шрифтовые метрики. Буквы со всеми своими выносными элементами и акцентами упорядочены на пяти базовых линиях шрифта, они же называются метриками (если хотите произвести впечатление). Здесь вам нужно помнить о самой главной базовой линии (baseline), по которой выстраиваются собственно буквы. Также есть линия прописной буквы (x-height), линии верхнего и нижнего выносных элементов (ascender и descender), а также линия заглавной буквы (cap height). И да, ascender может совпадать с cap height, а может быть ниже или даже выше.
Все вместе эти метрики в сумме с заплечиками образуют кегельные площадки для каждой буквы, высота которых и является тем самым кеглем (размером) шрифта в пунктах. Спокойно, заплечики — это всего лишь дополнительное пространство над и под выносными элементыми, которое не позволяет им в разных строках соприкасаться друг с другом (когда вы увеличиваете или уменьшаете высоту строки, вы регулируете высоту заплечиков).
Высоту строки дизайнеры называют интерлиньяжем — это расстояние от базы до базы, т.е. от базовой линии одной строки до базовой линии следующей. Число, которое вы регулируете в редакторе, — это он и есть, интерлиньяж.
“Так что там с рамкой-то в Sketch?” — спросите вы. Чтобы определить размер рамки, которая отображается вокруг текстового слоя на холсте, Sketch учитывает все выше перечисленные метрики вместе с заплечиками, т.е. высоток строки. Именно поэтому высота рамки не совпадает с высотой букв.
Второй интересный момент. Часто в дизайнеров возникает необходимость разместить в одной строке два текстовых блока разных по кеглю и/или по гарнитуре. Графические редакторы автоматически выравняют их по границам их текстовых рамок. Но baseline этих блоков в таком случае могут не совпасть (левая колонка “don’t” на примере ниже). Как быть?
Этот тот случай, когда при принятии решения дизайнеру нужно опираться на оптический результат, нежели на технический. Нужно вручную сдвинуть текстовый слой второго блока так, чтобы baseline совпали (правая колонка “do” на примере ниже).
Когда вам необходимо поместить рядом два текстовых слоя отличных по кеглю и/или гарнитуре, позаботьтесь о том, чтобы они были выронены по baseline, а не по границам рамок.
Бонус: немного о цифрах
Вы уже думали все? Но нет, еще немного ценного материала.
В типографике используются арабские и римские цифры. Если в наборе гарнитуры есть капитель, лучше римские цифры набирать ей.
Арабские цифры бывают двух видов: маюскульные и минускульные.
Маюскульные цифры все одного роста c прописными и моноширинные, поэтому их удобно использовать вне текста, в таблицах.
На самом деле, пользователи не увидят особой разницы в том, какой шрифт вы использовали, с засечками или без, учитывали ли контрастность, им без разницы воспользовались ли вы Arial или Open Sans, выровняли ли шрифты по baseline вручную или воспользовались автоматическим выравниванием. Но есть то, что будет незаметно для них самих влиять на их восприятие,— удобочитаемость, простота считывания, эмоциональный опыт. Хороший визуальный дизайн — это сила, многократно усиливающая хороший UX.
Вникайте в детали, вчитывайтесь в длинные тексты, разбирайтесь и растите. В общем, делайте дизайн качественно — и коллективный дизайнерский разум скажет вам спасибо. Молодцы, что дочитали. Всем добра!
Любите то, чем занимаетесь, и занимайтесь тем, что любите.
Ваша Alexandra Kulikovskaya
Полужирный, курсив, подчеркнутый
Бывает так, что в напечатанном тексте есть определенная часть или одно понятие, на которое нужно обратить внимание. То есть нужно сделать так, чтобы какая-то часть бросалась в глаза, и читатель смог заострить на ней внимание. Для этих целей используют различное отображение текста.
Ниже представлен пример того, как могут быть написаны буквы и слова.
Для того, чтобы изменить начертание, в программе Microsoft Word есть специальные кнопки.
Как изменить начертание
Сначала нужно выделить слово, которое хотите изменить. Чтобы это сделать, наведите курсор в самое его начало. Затем нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, тяните в конец слова. Когда оно закрасится другим цветом (обычно серым или синим), значит, слово выделилось.
Затем нажмите на иконку с нужным начертанием. Находятся они в верхней части программы, в разделе «Главная».
Можно назначить сразу несколько видов.
Чтобы вернуть измененную часть текста (слово) в первоначальный вид, нужно выделить ее и щелкнуть по иконке с назначенным начертанием. Скорее всего, она будет другого цвета — темно-серого или оранжевого.
Есть и другие способы видоизменения текста. Например, его можно сделать цветным при помощи кнопки или выделить цветом через
. А в современных версиях Ворда есть отдельная кнопка с текстовыми эффектами
.
В каких случаях используется
Полужирное начертание используется для выделения заголовков, а также некоторых частей документа. Курсивное используется редко, обычно для уточняющей информации. Подчеркнутое — еще реже — для обозначения адреса в интернете (урла).
Но это что касается рабочих и учебных документов: договоров, счет-фактур, актов, курсовых, дипломов. А вот буклет или объявление можно оформить как-угодно. Главное, чтобы это мешало восприятию информации — не отвлекало от сути.