Что означает однкнр расшифровать
МБОУ гимназия №3
Пролетарск Ростовская область
Минобрнауки России разъяснило особенности обучения в школах основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), а также основам духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)
Обязательное изучение комплексного учебного курса ОРКСЭ установлено начиная с 1 сентября 2012 года (Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 N 84-р).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, размещенная на сайте fgosreestr.ru, содержит три примерных учебных плана, в каждом из которых представлен для обязательного изучения учебный предмет ОРКСЭ (4 класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год).
Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
— занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
— включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
— включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.
Приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 N 69 и от 01.02.2012 N 74 утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Основы духовно-нравственной культуры народов России (ранее — Основы религиозных культур и светской этики, ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России [1] — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 1 сентября 2012 года. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.
Содержание
Общая информация
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Цель и задачи курса
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Структура курса
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Учебники
В 2010 году учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса, указанными выше.
Об экспертных заключениях о допустимости использования в школах выпущенных в 2010 году учебных пособий, а также о соответствии этих пособий заявленному культурологическому подходу к изучению основ религиозных культур и светской этики — см. ниже в разделе «Профессиональные рецензии».
Статистика
Доля (общее число) школьников 4-го класса, выбравших к 1 апреля 2010 года курсы «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» [4] :
По данным на февраль 2012 года в результате апробации курса ОРКСЭ в 21 субъекте РФ с 480 тыс. учащимися из 9980 школ было выявлено, что наибольшей популярностью пользуется модуль «Основы светской этики» — 42% школьников, далее идут православие — 30%, основы мировых религиозных культур — 18%, ислам — 9%. Меньше всего оказалось «буддистов» и «иудеев» — по 1%. [5]
Округ | Область | Основы православной культуры | Основы исламской культуры | Основы буддийской культуры | Основы иудейской культуры | Основы мировых религиозных культур | Основы светской этики |
Центральный федеральный округ | Тамбовская область | 55% (4616) | 0,2% (19) | 7% (62) | 37% (3137) | ||
Тверская область | 62,3% (более 6680) | 0,2% (более 20) | 5,9% (более 620) | 31,6% (более 3340) | |||
Костромская область | 75% (более 4080) | 0,2% (примерно 11) | 0,2% (примерно 11) | 8% (436) | 16,8% (915) | ||
Северо-Западный федеральный округ | Вологодская область | 57% (5915) | 0,07% (8) | 0 | 0 | 17% (1756) | 25,4% (2619) |
Калининградская область | 34% (2494) | 8,6% (631) | 57% (более 4180) | ||||
Сибирский федеральный округ | Красноярский край | 19,1% (4804) | 58,2% (14646 человек) | ||||
Новосибирская область | 18,5% (5143) | 67% (18207 человек) | |||||
Томская область | 18,57% [6] | ||||||
Дальневосточный федеральный округ | Еврейская автономная область | 61,26% (1050) | 12,31% (211) | ||||
Камчатский край | 39% (893) | 47% (1070 человек) | |||||
Уральский федеральный округ | Курганская область | 20% (1764) | 60% (5156 человек) | ||||
Свердловская область | 20,6% (7255) [7] | ||||||
Приволжский федеральный округ | Пензенская область | 0% | 62% (6273) | ||||
Удмуртская Республика | 16% (более 2230) | 60% (7248 человек) | |||||
Чувашская Республика | 34,8% (более 3920) | 30,5% (3440 человек) | |||||
Южный федеральный округ | Чечня | 0,36% (73) | |||||
Карачаево-Черкессия | 20% (841) | 22,9% (950 человек) | |||||
Республика Калмыкия | 30% (898) | ||||||
Ставропольский край | более 60% |
Основы православной культуры | Основы исламской культуры | Основы буддийской культуры | Основы иудейской культуры | Основы мировых религиозных культур | Основы светской этики |
80 тыс. (25%) | 40 тыс. | 14 тыс. | 12 тыс. | 58 тыс. | 123 тыс. |