Что означает одномандатные округа
Одномандатный избирательный округ
Что такое одномандатный округ?
Это территория, на которой разыгрывается один мандат, то есть ее в парламенте будет представлять только один депутат.
Округа «нарезает» избирком исходя из численности избирателей, которых должно быть примерно одинаковое число на каждом. Например, для выборов в Госдуму страну поделили на 225 округов (только половина депутатов из 450 избирается по округам).
08 июля, 7:28 Ректора алтайского политеха на выборах заменит единоросс Мордовин В региональном отделении партии власти говорят о том, что замена связана с большим объемом предвыборной работы на округе
В каждом – плюс-минус равное число избирателей с учетом географических особенностей и деления на регионы (в среднем от 400 до 650 тыс.). Например, в Алтайском крае таких округов вышло четыре, а в соседней Республике Алтай – только один.
На каждом округе сражаются представители разных партий и те, кто выдвинул свою кандидатуру сам (их называют самовыдвиженцами). Побеждает тот, кто получит наибольшее число голосов.
То есть наш регион будут в Госдуме представлять минимум четыре депутата.
Такая же схема действует и на выборах в АКЗС. Территорию края поделили на 34 округа. Некоторые объединяют по несколько районов, а некоторые «захватывают» только часть городов. Опять же главное мерило – численность избирателей.
Видео
Метод формирования округов
Формированием округов занимается ЦИК. Члены комиссии создают специальные списки с перечислением округов. Данный процесс реализуется в строго очерченных законом рамках, с неукоснительным соблюдением обозначенных ранее условий. Основным требованием при формировании округа, является равное, либо, приближенное к равному, количество избирателей. Это делается для того, чтобы всем кандидатам были созданы одинаковые условия, обеспечивающие честные выборы.
Использование вышеописанной методики, позволяет уравнять степень участия граждан в политических процессах, протекающих внутри государства. Несоблюдение вышеописанного условия, грозит появлением диспропорциональности гражданских прав избирателей.
Почему так? Рассмотрим пример:
Одномандатный избирательный округ, созданный для выборов в Государственную Думу, в обязательном порядке, должен объединять некоторое количество граждан, являющихся избирателями. Если не соблюдать данное правило, получится, что один депутат будет представлять в Думе 200 граждан, а другой, несколько тысяч. Логично допустить, что при в таком перекосе, права части населения, по факту, будут ущемлены.
Закон ограничивает отклонения от утверждённого среднего количества граждан, участников выборов. Для обычных районов, допустимое отклонение составляет – 10%, для труднодоступных – 15%.
Порядок утверждения схемы округов
В Пошаговом схематичном представлении содержание схемы и порядок ее утверждения выглядят таким образом:
В содержании готовой схемы в обязательном порядке должны быть указаны:
Также, в документе должен быть указан адрес избиркома и количество граждан, имеющих право участвовать в голосовании.
Документальное обоснование
Схема одномандатных избирательных округов должна быть разработана не позже чем за сто девяносто дней до даты истечения полномочий работающей Госдумы. Она представляется этому органу для рассмотрения и утверждения. В ней обязательно указываются следующие данные: название и номер каждого округа, перечень административно-территориальных единиц, в него входящих. На деле – это список городов, деревень, поселков, районов и так далее. Если один мегаполис делится между несколькими округами, то границы четко прописываются. Далее следует адрес избирательной комиссии, число граждан, имеющих право голоса. Дума утверждает схему специальным законом, который обнародуется за сто двадцать дней до истечения срока ее полномочий.
Как формируются округа
Данная работа возложена на Центральную избирательную комиссию. Она формирует списки одномандатных округов с соблюдением определенных условий. Все они должны иметь приблизительно одинаковое число избирателей. То есть каждый кандидат в формируемый данным голосованием орган должен иметь равные с другими условия. Например, когда проводятся выборы в Госдуму, то каждый одномандатный избирательный округ должен объединять определенное число избирателей. Это необходимо, чтобы создать условия для равного участия граждан в политической жизни страны. Ведь их представитель будет именно их мнение высказывать в формируемом органе. Если не соблюдать данное условие, то получим диспропорциональность прав избирателей. К примеру, один депутат станет защищать права сотни граждан, а другой – тысячи. Понятно, что часть людей будет чувствовать себя ущемленными в правах. Получается, что одномандатный округ – это форма соблюдения справедливости во время плебисцитов. Отклонение от среднего количества избирателей допускается. Но оно не должно превышать десяти процентов, для труднодоступных районов – пятнадцати.
Чем отличается выдвинутый кандидат от зарегистрированного?
Каждая партия, выдвинувшая своих кандидатов, подает необходимый пакет документов в избирательную комиссию. Также может сделать и самовыдвиженец. Если эта процедура соблюдена и избирательная комиссия документы приняла, кандидат получает статус выдвинутого.
30 июня, 7:28 Сильный пол и женский пул: кто будет сражаться за места в Госдуму на Алтае Самым конкурентным из четырех думских округов станет Рубцовский, где с выборов снялся главный фаворит от «Единой России» Виктор Зобнев
Однако с этого момента все только начинается. Например, партии, которые не получили право регистрации без сбора подписей (это, как правило, небольшие непарламентские партии), а также самовыдвиженцы должны собрать необходимое число подписей в свою поддержку. А требования к ним суровые, и на этапе проверки многие отсеиваются.
Но даже те, кто избавлен от сбора подписей, должны пройти через проверку документов, соответствия всем требованиям.
И только после того, как кандидатов исследуют и не найдут в них «изъянов», их регистрируют. После этого кандидат уже полноправный участник выборов.
Что означает одномандатные округа
Ст. 18 не распространяется на выборы депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации, проводимые в соответствии с федеральным законом.
Статья 18. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума
1. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.
(в ред. Федеральных законов от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 05.04.2013 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа муниципального образования, она утверждается избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. При проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации первого созыва, представительный орган муниципального образования первого созыва схема избирательных округов, определяемая организующей выборы избирательной комиссией, утверждается органом, указанным в законе или ином нормативном правовом акте, на основании которого проводятся соответствующие выборы. Если указанный орган не утвердит в установленный срок схему избирательных округов, эта схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
4. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
5. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.
6. Если в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации одна из палат двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации формируется из представителей административно-территориальных единиц или муниципальных образований, то при формировании этой палаты подпункты «а» и «б» пункта 4 настоящей статьи не применяются.
7. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. В случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 40-ФЗ)
(п. 7.2 введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 153-ФЗ)
8. В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Одномандатный избирательный округ
— по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме такой избирательный округ, в котором избирается один депутат (ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»**). О.и.о. называют также униноминальным округом. Напр., 225 О.и.о. образуются для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по О.и.о., на основании представленных в ЦИК РФ исполнительными органами гос-ной власти субъектов РФ данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях субъектов РФ (ст. 12 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»**). Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, приписываются к О.и.о., образованным на территории РФ. Данные о числе зарегистрированных избирателей за пределами территории РФ, представляются в ЦИК РФ МИД РФ. Число избирателей О.и.о., к которому приписываются избиратели, проживающие за пределами территории РФ, должно быть меньше единой нормы представительства избирателей. Число избирателей, приписанных к О.и.о., не должно превышать 10% от числа избирателей, зарегистрированных на территории этого О.и.о.
О.и.о. образуются с соблюдением следующих требований: а) должно соблюдаться примерное равенство О.и.о. по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства в пределах одного субъекта РФ не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15%; б) в пределах территории субъекта РФ не допускается образование О.и.о. из территорий, не граничащих между собой, кроме случаев, когда часть территории данного субъекта РФ расположена в пределах территории др. субъекта РФ; в) не допускается образование О.и.о. из территорий 2-х и более субъектов РФ; г) на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее одного О.и.о.; д) распределение О.и.о. между субъектами РФ должно обеспечивать максимально возможное с учетом требований, указанных в подп. «в» и «г», равенство представленности в Гос-ной Думе избирателей, проживающих в различных субъектах РФ. При соблюдении этих требований учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта РФ, границы муниципальных образований.
ЦИК РФ на основании имеющихся данных об избирателях, полученных в соответствии с положением о Гос-ной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, утверждаемым ЦИК РФ, разрабатывает и не позднее чем за 200 дней до дня истечения конституционного срока, на который была избрана Гос-ная Дума действующего созыва, представляет на рассмотрение Гос-ной Думы схему образования О.и.о. и графическое изображение этой схемы. В этой схеме должны быть указаны: а) название каждого О.и.о. и его номер; б) перечень входящих в каждый О.и.о. административно-территориальных единиц или муниципальных образований городского, районного, районного в городе либо соответствующего уровней. Если О.и.о. включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта, то в указанной схеме должны быть обозначены границы этой части административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта. Если на территории субъекта РФ образован один О.и.о., то перечень административно-территориальных единиц или муниципальных образований, входящих в него, в схему образования О.и.о. не включается; в) центр каждого О.и.о.; г) число избирателей, зарегистрированных в каждом О.и.о., а если на территории субъекта РФ образовано более одного О.и.о. — также число избирателей, зарегистрированных в каждой административно-территориальной единице или каждом муниципальном образовании (или их части), входящих в состав каждого О.и.о.; д) число избирателей, приписанных к соответствующим О.и.о., с указанием иностранных государств, в которых проживают эти избиратели.
Схема О.и.о. утверждается федеральным законом, который должен быть опубликован (обнародован) не позднее чем за 100 дней до дня голосования. Если этот федеральный закон, включая схему О.и.о., не опубликован (не обнародован) в указанный срок, то выборы депутатов Гос-ной Думы нового созыва проводятся по О.и.о., схема которых была использована при выборах Гос-ной Думы предыдущего созыва. В этом случае прежняя схема О.и.о. публикуется (обнародуется) ЦИК РФ не позднее чем за 98 дней до дня голосования.
Полезное
Смотреть что такое «Одномандатный избирательный округ» в других словарях:
Одномандатный избирательный округ — по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме такой избирательный округ, в котором избирается один … Энциклопедия права
Одномандатный избирательный округ — Cм. Избирательный округ одномандатный … Российское избирательное право: словарь-справочник
ОДНОМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ — см.: Избирательный округ. ОКРУГ понятие, используемое в конституционном праве в различных значениях: 1) автономный округ национально государственное (национально тер риториальное) образование в РФ, субъект РФ. До 1977 г. национальный О.; 2)… … Энциклопедический словарь конституционного права
Избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) — избирательный округ, в котором избирается один депутат. Федеральный закон от 19.09.97 N 124 ФЗ, ст.2 … Словарь юридических понятий
Одномандатный избирательный участок — Избирательный округ территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Виды избирательных округов В российском избирательном праве известны… … Википедия
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ ОДНОМАНДАТНЫЙ — ОДНОМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ … Юридическая энциклопедия
Избирательный округ одномандатный — 33) избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) избирательный округ, в котором избирается один депутат;. Источник: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67 ФЗ (ред. от 16.10.2012) Об основных гарантиях избирательных прав и … Официальная терминология
Избирательный округ — территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты),… … Российское избирательное право: словарь-справочник
Избирательный округ — Избирательный округ территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица). Содержание 1 Виды избирательных округов … Википедия
Одномандатный округ – понятие, структура и формирование
Большинство граждан абсолютно далеки от политики. В выборах участия не принимают, а если, по каким-то причинам, и посещают данное мероприятие, то делают это, особо не вникая в тонкости выборного механизма. Если поинтересоваться, что такое одномандатный округ, большая часть населения даже затруднится дать определение.
Давайте ликвидируем пробел во владении политической терминологией, и попробуем разъяснить значение этого термина простыми словами.
Одномандатный округ – определение термина
Первое, что следует сделать на пути освоения данного термина – ознакомиться с официальной его формулировкой. В законе о выборах четко и недвусмысленно прописано, что одномандатным округом является территориальное образование, от которого, по результатам выборов, из множества кандидатов в коллегиальный орган, будет выбран только один.
Подобный алгоритм выборов можно считать универсальным. Теоретически и практически он может быть использован в различных избирательных системах:
Термин – одномандатный округ, встречается в законах и прочих законодательных документах, определяющих и регулирующих процесс выборов (акт волеизлияния населения в целом, и его отдельных групп, в частности).
Уточним – процесс образования округов и специфика их деятельности, определяется актами. Процесс выборов в органы самоуправления – законами.
Метод формирования округов
Формированием округов занимается ЦИК. Члены комиссии создают специальные списки с перечислением округов. Данный процесс реализуется в строго очерченных законом рамках, с неукоснительным соблюдением обозначенных ранее условий. Основным требованием при формировании округа, является равное, либо, приближенное к равному, количество избирателей. Это делается для того, чтобы всем кандидатам были созданы одинаковые условия, обеспечивающие честные выборы.
Использование вышеописанной методики, позволяет уравнять степень участия граждан в политических процессах, протекающих внутри государства. Несоблюдение вышеописанного условия, грозит появлением диспропорциональности гражданских прав избирателей.
Почему так? Рассмотрим пример:
Одномандатный избирательный округ, созданный для выборов в Государственную Думу, в обязательном порядке, должен объединять некоторое количество граждан, являющихся избирателями. Если не соблюдать данное правило, получится, что один депутат будет представлять в Думе 200 граждан, а другой, несколько тысяч. Логично допустить, что при в таком перекосе, права части населения, по факту, будут ущемлены.
Закон ограничивает отклонения от утверждённого среднего количества граждан, участников выборов. Для обычных районов, допустимое отклонение составляет – 10%, для труднодоступных – 15%.
Дополнительные условия формирования округов
Выше, мы рассмотрели главные требования, которые обязательно реализуются в процессе формирования округов. Перейдем к дополнительным. В один округ, по закону, не могут входить гражданине, зарегистрированные в разных субъектах Федерации. В каждом, должен быть сформирован отдельный округ.
Для территорий, отделённых от субъектов, являющихся, по определению, анклавами, прописаны другие правила. Для них, в порядке исключения, формируется округ, в который входят сопредельные территории (деревни и другие мелкие населенные пункты). В один округ не могут быть объединены населенные пункты, между которыми находится территория, прикрепленная к другому округу.
Опыт показал, чтобы выдержать количественные пропорции, проще всего, формировать округ с привязкой к административно-территориальным объектам.
Порядок утверждения схемы округов
В Пошаговом схематичном представлении содержание схемы и порядок ее утверждения выглядят таким образом:
В содержании готовой схемы в обязательном порядке должны быть указаны:
Также, в документе должен быть указан адрес избиркома и количество граждан, имеющих право участвовать в голосовании.
Формирование схемы при наступлении исключительных условий
Как будут проводиться выборы если Дума, до момента обнародования схемы округов, была распущена?
В этом случае право принятия решения переходит к ЦИК. Законом предусмотрено два пути формирования и утверждения схемы:
О принятии того или иного решения ЦИК должен объявить не позднее чем через 10 дней, после перехода полномочий по формированию и утверждению схемы к данному органу.
Если планируется досрочное проведение выборов, решение должно быть обнародованы не позднее чем за 75 дней до момента сложения полномочий действующим органом.
Прочая информация, касающаяся проведения выборов
Процедура выборов кандидатов в депутаты по одномандатному округу, осуществляется методом обычного голосования. Избирателю на руки вручается бюллетень, в котором он своей рукой должен обозначить выбранного кандидата. Разумный подход к выборам предполагает знакомство избирателей с кандидатами до момента непосредственно выборов.
Если избиратель в бюллетене обозначает более одного кандидата, такой бюллетень считается недействительным. В данном случае, выбор избирателя учитываться не будет.
Депутатом назначается кандидат, получивший большее количество голосов.