Что означает однотематическая лексика
Методика написания сжатого изложения
Изложение – пересказ текста (полный или сжатый).
Ученик не может вносить свои дополнения в исходный текст.
Основная задача сжатого изложения – передать смысл текста, не нарушая логики, исключить второстепенную информацию (описательные элементы, детали) или сформулировать кратко (обобщить), заменить сложные конструкции предложений более простыми (упростить).
Работа над изложением в черновике
Микротема – это содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.
Слушание текста
Осмысление текста
Определите тему текста (о чем данный текст?), тип речи.
Сформулируйте и запишите основную мысль текста (что хотел сказать автор?).
Запишите тему каждого абзаца, используя ключевые слова как опорный материал.
Преобразуйте записи в текст, не нарушая логики изложения.
Уберите нумерацию.
Основные средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические):
– однотематическая лексика;
– лексический повтор;
– синонимы;
– местоимения;
– наречия;
– видовременная соотнесенность глагольных форм;
– антонимы;
– союзы;
– частицы;
– вводные слова, указывающие на порядок явлений и мыслей и связь между ними;
– структурная соотнесенность предложений;
– порядок слов в предложении;
– неполные предложения;
– интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных предложений в тексте).
Прочитайте текст. Читая, устраняйте речевые и грамматические ошибки.
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Нарушение лексической сочетаемости. Увеличение уровня благосостояния… (повышение).
Употребление лишнего слова (плеоназм). Прилетели пернатые птицы (птицы или пернатые).
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология). В рассказе “Муму” рассказывается.
Повторы. Чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять большое внимание учению.
Употребление слова (выражения) иной стилевой окраски. Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.
Смешение лексики разных исторически эпох. В сочинении по картине Васнецова: “На богатырях кольчуги, брюки, варежки” и др.
Неправильный выбор падежного окончания. Нет время, с повидлой.
Не допускается образование множественного числа от отвлеченных и вещественных существительных. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.
Несочетаемость форм управления. Оплатить за проезд (оплатить что?)
Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. Это произведение более худшее.
Ошибочное образование форм местоимений. Ихний ребенок, около его.
Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов. Чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни, отмечал только что зарождающиеся в ней явления.
Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом. На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствующих по уважительным причинам.
Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Передо мной лежала отредактированная рукопись редактором.
Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Выставка-просмотр открыт ежедневно.
Нельзя сочетать в качестве однородных членов инфинитив и существительное. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.
Нельзя ставить общее слово при однородных членах предложения, требующих разного управления. Трест организовал и руководит предприятиями (организовал что? руководит чем?)
Нельзя употреблять придаточное предложение без главного. Если сдадим экзамен.
Неправомерное соединение близких по значению подчинительных союзов. Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
Пропуск необходимых слов. Ученик кое-как сделал уроки и побежал в волейбол.
Прочитайте текст 2-й раз. Проверьте орфографию.
Прочитайте текст 3-й раз.
Проверьте правильность постановки знаков препинания.
Перепишите текст в тетрадь.
Вариант текста для изложения
Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.
И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека и что вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека-царя.
В природе вода лежит, и её зеркало отражает небо, горы и лес. Человек мало того что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал всматриваться в своё изображение.
Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.
Понять себя самого в зеркальном изображении, скорее всего, может только человек.
История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и всё будущее наше в том, что еще в этом зеркале он увидит. (М.М.Пришвин)
Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов
«Лексические средства связи предложений в тексте» из раздела: «В пространстве текста» (по учебнику Т.М. Пахновой «Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс».
урок по русскому языку с презентацией
Автор: Романова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №8, город Миллерово Ростовская обл.
Текстовая HTML-версия публикации
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 Урок русского языка по теме: «лексические средства связи предложений в тексте» из раздела: «В пространстве текста» (по учебнику Т.М. Пахновой «Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс». Работа выполнена учителем русского языка и литературы Романовой В.Н. (учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ №8 г. Миллерово Ростовской области) 2013-2014 учебный год
«Лексические средства связи предложений в тексте»
Цель урока
• Формирование у детей общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков, о лексических средствах связи предложений в тексте, формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге. • Закрепление умения анализировать текст, находить основную мысль, проблему, определять стиль и тип речи, видеть средства связи предложений в тексте, объяснять орфограммы и пунктограммы, способствовать обогащению словарного запаса научной терминологией. • Развитие внимания, логики, мышления, речи учащихся, развитие эмоциональной, познавательной сфер, различных операций мышления (умения обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать), развитие различных видов мышления (теоретическое понятийное, наглядно-действенное), развитие разных видов памяти (слуховой, зрительной); развитие умения рефлексии. • Воспитывать любовь к русскому языку и литературе, культуру поведения и общения. • Контроль знаний детей с помощью текста, научить работать с текстом, находить средства связи предложений.
Ход урока
ий этап
Оргмомент Работать мы будем в группах. Оценивать друг друга будете сами. Следите за работой товарищей, исправляйте, дополняйте, комментируйте. Для работы на уроке вам понадобится учебник, рабочая тетрадь, лист с заданиями и дневник. В тетради запишите число, классная работа, тема урока: и положите перед собой лист с заданиями.
Слайд
Учитель:
В листе заданий выполните
1-ое упражнение.
Задание: прочитайте текст.
Пусть небом верхняя строка быть А во клубятся облаку второй На нижнюю сквозь третья дождик льется И ловит детская руки капли
Слайд
№ 2
— Выскажите, пожалуйста, свои замечания или утверждения.
Ответы учеников
(приблизительные) — Это не текст.
Учитель:
Что называется текстом?
Ответы учеников
(приблизительные) -Текст состоит из предложений, объединенных общей темой, основной мыслью и связанных лексически, грамматически и логически.Он ограничен рамками начала и конца…
Учитель:
Кроме того, что предложения в тексте объединены одной темой и ОМ, что еще их объединяет?
Ответы учеников
(приблизительные)
.
— Различные средства связи.
Учитель:
Какие средства связи предложений в тексте вы знаете?(основные разделы)
Ответы учеников
Лексические, морфологические и синтаксические
Учитель:
В листке заданий выполните
упражнение №2
( подчеркните слова, которые являются лишними)
2-ое
№ 3
Ответы учеников:
Однотематическая лексика, лексический повтор, синонимы, антонимы.
Учитель:
О чем вам говорит данная группа слов? Опираясь на данные, которые вы получили, попробуйте определить тему нашего урока.
Ответы учеников:
Слайд
№ 4
Тема урока: «Лексические средства связи
предложений в тексте»
Учитель: В тетрадь з
апишите
тему
урока.
II.
е
Исходя из темы урока, сформулируйте цели, которые вы ставите себе на урок, по схеме:
вспомнить – узнать
– научиться (Упражнение №3)
. (
вспомнить
термины: лексика, синонимы, антонимы
, узнать :
с какой целью автор использует лексические средства связи? Можно ли обойтись без ЛСС при создании текста?
научиться:
находить лексические средства связи в текстах и применять их при создании собственных текстов.)
Слайд
Учитель:
— Хорошо! Теперь давайте
вспомним
— Что такое
антонимы?
— Что такое
синонимы?
— Однотематическая
лексика?
—
Лексический повтор?
— Замечательно! Теперь давайте посмотрим, как это все работает в тексте.
Слайд
— Открываем учебник на
стр. 84, упр. 63.
— Читаем текст. При ответе сначала все команды поочередно отвечают на 1-ый вопрос, потом- на второй, позже – на третий. За ответами товарищей следим, комментируем, оцениваем.
Коммуникация (работа в группах)
3группа- диапазон
(интервал между),
4группа- термин
( слово или сочетание слов,обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике,искусстве)
Слайд
1гр
— Теперь определите тему текста (Обогащение словарного запаса).
2гр
— Основную мысль (Основное условие для обогащения лексики – это усвоение новых слов и рост их активности).
3-4 гр.
— Укажите лексические средства связи между предложениями в тексте (
Однотематическая лексика
–лексика, словарь,слова, терминыпассивный, активный…;
лексический повтор
— слово,активный, ребенок, пассивный, объем…;
синонимы
— ребенок, дети, ученики;
антонимы-
общеупотребительный- научный,медленнее-увеличивается…)
(если есть затруднения, то подсказка на стр.85 )
Учитель: Ваши комментарии.
— Какие произведения С.Я.Маршака вам известны?
Назовите
.(переводы Шекспира, Бёрнса, Блейка, Киплинга, стихотворения «Багаж», «Вот какой рассеянный», « Усатый полосатый», «Кошкин дом», «Робин-Бобин» сказка «Двенадцать месяцев», и др. За сказку«Двенадцать месяцев» Маршак получил Сталинскую премию,)
Слайд
№ 10
— За несколько недель до смерти поэт сдал в изд-ство «Советский писатель» сборник «Лирические эпиграммы», который вышел посмертно в 1965г.
— Что называется эпиграммой?
(
пи ра
мма
(др.-греч. ἐπίγραμμα «надпись») — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление).
Слайд
Учитель:
Итак,
упражнение №1.
Попробуйте восстановить текст стихотворения. (Работа в группах).
Ответы учеников:
/Ребята читают восстановленный текст/ Пусть будет небом верхняя строка, А во второй клубятся облака, На нижнюю сквозь третью дождик льется, И ловит капли детская рука.
Учитель:
Это четверостишие вы найдете в учебнике на
стр.80 в упр.60.
Перепишите его в тетрадь.
Слайд
друг с другом, обитают природа и человек. И автор полушутя, полуиграя всего четырьмя строками нарисовал целое мироздание.
Благодаря чему автору удалось это сделать?
Составляющих успеха здесь, конечно, много. Прежде всего, талант. Но талант без труда быстро сходит на нет. Давайте попробуем проникнуть в глубь текста и найти секреты мастерства поэта.
Упражнение
У каждой группы есть свое задание.
Для подготовки ответа я даю вам всего 3 минуты.
Ответы группы
оценивают ученики др. групп (взаимопроверка и
1 группа
1)Подчеркните основы. Сколько предикативных частей в этом сложном предложении?
Ответы учеников:
(4) Пусть будет небом верхняя строка, А во второй клубятся облака, На нижнюю сквозь третью дождик льется, И ловит капли детская рука.
Слайд
№16
2) Какие лексические средства связи между предложениями в тексте вы обнаружили?
Ответы учеников:
Однотематическую лексику и антонимы(верхняя- нижнюю, льётся-ловит
2
материала.
— Теперь давайте закрепим тему нашего урока и поработаем еще с одним текстом самостоятельно (у каждой группы свой текст).
Упражнение
№7
. В листе заданий есть
упражнение №7
. Прочитайте задание к нему. Слайд №18
Группа №1
Задания. Прочитайте выразительно стихотворение.
1). Какие ИВС присутствуют в четверостишии? 2). Какие лексические средства связи между предложениями в тексте вы обнаружили? 3) назовите способ образования слова водопада. За несколько шагов до водопада Еще не знал катящийся поток, С каких высот ему сорваться надо. И ты готовься совершить прыжок.
№19
Ответы учеников:
1.Олицетворение-не знал, эпитет- катящийся, перифраза – совершить прыжок. 2. Контекстуальные синонимы- сорваться- совершить прыжок.
Учитель: Теперь я попрошу вас всех
прокомментировать ответ группы.
Задания. Прочитайте выразительно стихотворение.
1) Какие лексические средства связи между предложениями в тексте вы обнаружили? 2) Найдите устаревший(ие) союз(ы), в каком значении он (они) употребляется? 3) Объясните значение
ь знака
в выделенных словах. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных — прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. Звучат в согласных серебро и медь, А гласные даны тебе для пенья. И счастлив будь, коль можешь ты пропеть Иль даже продышать стихотворенье.
Слайд
Прочитайте выразительно стихотворение.
Задания.
1). Какие лексические средства связи между предложениями в тексте вы обнаружили? 2). Объясните знаки препинания в первой строфе. 3 ) Объясните орфограмму в слове подписа
нн
ом.
Всё умирает на земле и в море, Но человек суровей осужден: Он должен знать о смертном приговоре, Подписа
нн
ом, когда он был рожден. Но, сознавая жизни быстротечность Он так живет — наперекор всему, Как будто жить рассчитывает вечность И этот мир принадлежит ему.
Слайд
Прокомментировать ответ группы.
Задания. Прочитайте выразительно стихотворение.
1). Слова скольких тематических групп взаимодействуют в тексте?(сколько тем и какие? 2). Какие лексические средства связи между предложениями в тексте вы обнаружили? 3 ) Объясните орфограмму в слове растением Человек — хоть будь он трижды гением — Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава. Не стыдитесь этого родства. Вам даны до вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растения
Слайд
№22
1.
Тема человека
– гений, мыслящее растение, жизненность растения.
Природы
: деревья, трава, сила, стойкость, жизненность растения
Единства
: родство. 2. Синонимы: человек- с ним, Однотематическая лексика: деревья, трава, растение; Лексический повтор: родстве- родства- рождения)
А теперь я попрошу вас прокомментировать ответ
Учитель:
Если вы помните, то в начале урока мы наметили себе цели. Скажите, мы всё выполнили из намеченного? Что нового вы узнали на уроке и чему научились? Довольны вы собой? Какая еще цель осталась не реализована? * Её вам предстоит реализовать дома.
ние оценок.
Учитель высказывает свои замечания или предложения.
Спасибо за урок!
Материалы к программе элективного курса “слово в тексте”
(Из сборника “Программы элективных курсов.
Русский язык. 10–11-е классы”. М.: Дрофа, 2010)
При изучении лексики в школе закладываются теоретические основы работы по обогащению словарного запаса учеников. Обогащение словаря – важнейшая часть занятий по совершенствованию речи, процесс, который, как известно, продолжается в течение всей жизни человека. Этим объясняется особая роль теории, лингвистических знаний о слове. Минимум теоретических сведений о слове, включенный в раздел “Лексика”, должен стать основой формирования лексических умений и навыков. Как отмечает программа, при изучении лексики у учеников должны быть сформированы следующие практические умения и навыки: пользоваться словарями; употреблять слова в свойственном им значении; пользоваться лексическими синонимами для более точного выражения мыслей, достижения выразительности высказывания и преодоления неоправданного повторения слов.
Рассмотрение синонимов как опорного, стержневого понятия школьного курса русского языка определяется ориентацией на усиление практической (речевой) направленности изучения языка в школе.
Какие же знания о синонимах нужны для формирования умений правильно, уместно, коммуникативно целесообразно употреблять слова-синонимы в речи? Когда, на каких этапах эти знания должны быть усвоены?
Первый этап изучения синонимов – практическое знакомство со словами, близкими по значению (смыслу), в начальных классах. В учебниках для 1–3-х классов нет ни определения синонимов, ни теоретического описания, раскрывающего их признаки, и в то же время мы можем считать, что учебники по русскому языку и чтению содержат материал для серьезной, глубокой работы над синонимией.
В начальных классах ученики должны прочно усвоить основной признак синонимов – близость значения. Данный признак является главным, в ряде случаев определяющим взаимозаменяемость слов-синонимов в речи. Именно с этим признаком синонимов связан вопрос, который при выполнении упражнений часто ставится перед учениками начальных классов: “Как сказать по-другому?”. Некоторые задания ориентируют и на внимание к тому, как сказать лучше.
Для того чтобы оценить роль синонимов в организации текста и научиться правильно использовать слова из синонимического ряда в своей речи, в 4–8-х классах учащиеся должны теоретически и практически усвоить такой признак синонимов, как способность отличаться оттенками лексического значения и употреблением в речи. Этот признак включен в определение синонимов, данное в § 46 учебника для 5-го класса. Определение графически выделено как материал для обязательного заучивания.
Проиллюстрируем это положение примерами текстов.
1. Весна в этом году выпала ранняя, яркая… На улице, ослепленной солнцем, бесчинствовали воробьи, а небо было такое голубое – не небо, а небеса!
2. Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю…
Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, с пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства…
Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо.
3. Прощай, океан! Нет-нет, только не прощай! Я вернусь к тебе… И я говорю тебе – ты слышишь? – не прощай, а до свидания, океан! До нашего непременного свидания!
Исследованиями психологов доказано, что вопросы на сопоставление внешне сходных, но различных по сути явлений вызывают особый интерес у учащихся. Работа с текстами, в которых синонимы сопоставляются, а иногда и противопоставляются, способствует воспитанию интереса к слову, чувства языка.
Далее на протяжении всего обучения в 5–9-х классах время от времени должны проводиться упражнения, выполнение которых связано с усвоением знаний о синонимах как о словах, которые могут отличаться друг от друга оттенками значения и употреблением в речи.
1. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Ответьте на вопросы.
Если бы меня спросили, что я ценю больше всего в наших мальчишках и девчонках, я бы назвал в первую очередь любознательность. Не просто любопытство, каковое присуще всякой сороке, а именно любознательность, иными словами – любовь к познанию. Качество это свойственно только человеку, и от того, насколько рано оно привито, во многом будет зависеть весь дальнейший образ жизни этого человека, круг его интересов, дела и поведение.
1) Как объясняет писатель значение слова любознательность? В каком значении употреблено в тексте слово любопытство? Какое другое значение имеет это слово? В случае затруднений справьтесь в толковом словаре.
2) С каким из слов: любопытство или любознательность – сочетаются прилагательные праздный, пустой, удивительный?
2. В одной из книг по языкознанию сказано, что синонимы – это очень часто “то же, да не то же”. Как вы понимаете эти слова? Приведите примеры, доказывающие правильность этой мысли, используя следующий текст. Какова его основная мысль?
В нашей речи много слов… почти одинакового значения. Например, слова метель, вьюга, пурга, буран, зaметь обозначают примерно одно и то же природное явление, которое всезнающий Даль определил как “ветер, вихрь со снегом”. Но все эти слова имеют свои смысловые оттенки. Метель – более общее понятие, она метет поверху и понизу, а вот метель, стелющаяся по земле, называется “зaметь”, бьющая же со всех сторон, вьющаяся вверху снежная крутоверть – это вьюга. Буран – преимущественно метель в степи. Пурга – то уже снежная буря.
…Итак, понятие одно, а оттенки его разные.
3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Если бы я и Костя Малинин не умудрились получить двойки по геометрии в самом начале учебного года, то, может быть, ничего такого невероятного и фантастического в нашей жизни не приключилось бы, но двойки мы схлопотали, и поэтому на следующий день с нами случилось что-то невероятное, фантастическое и, можно сказать, сверхъестественное.
1) Запишите текст, подчеркните синонимы. Укажите, чем различаются слова-синонимы. Определите, какова в нем роль синонимов.
2) Пользуясь словарем учебника (для 4-го класса), произведите лексический разбор слова фантастический.
3) Попытайтесь изменить порядок следования синонимов в конце предложения. Что при этом потеряет высказывание?
4) К какому стилю речи можно отнести текст? Почему?
4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Найдите в нем синонимы.
Я шел во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом и победителем. У нас был большой двор. Конечно, он остался таким и сейчас, но я теперь старше – и то, что в детстве казалось мне огромным, стало большим, а то, что казалось большим, стало обыкновенным.
1) Запишите первое предложение. Почему автор использовал не одно слово, а три – синонимичных? Что достигается таким приемом?
2) Чем различаются синонимы большой – огромный? Придумайте 2–3 предложения с синонимами к этим словам.
Для справок: большой, огромный, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский.
Анализ употребления слов-синонимов в тексте позволяет решить задачу усвоения знаний о признаках синонимов и содействует формированию умения употреблять слово в тексте так, чтобы речь была правильной, точной, выразительной, богатой. Использование текста в качестве дидактического материала дает возможность показать оправданность выбора слова из синонимического ряда, мотивированность этого выбора значением слова, нормами его сочетаемости, особенностями текста.
Лексические средства связи в тексте
Другой важной чертой работы над синонимами в 5–6-х классах является то, что изучение основных признаков синонимов связывается с выявлением их роли в выражении межфразовых связей. Для осознания (но не заучивания) ученикам 5-го класса даются следующие теоретические сведения: “Синонимы помогают точно и образно выражать мысли. Они служат также средством связи предложений в тексте”. Эти сведения очень важны. Знания о функции синонимов в речи помогают ученикам ответить на вопрос о роли синонимов при анализе текстов, а главное – содействуют формированию умений и навыков создавать текст.
Успех работы по формированию лексических навыков, на наш взгляд, находится в зависимости от того, в какой мере знания о слове будут связаны с изучением текста, от взаимосвязи в изучении слова и текста. Связь эта возникает естественно; например, рассмотрение функции синонимов, антонимов, повторяющихся слов в речи соотносится в известной мере с вопросом о средствах связи в тексте.
Программа по развитию связной речи для 5-го класса включает понятие о тексте и его частях и понятие о лексических средствах связи частей текста. Знания о лексических средствах связи частей текста ученики приобретают практически, в результате выполнения упражнений. В учебниках даются определение текста и ряд упражнений по анализу текста. Задание “Озаглавьте текст” предполагает выявление темы или основной мысли. Очень важно, чтобы знакомство с основным признаком текста – тематическим единством – было связано с анализом лексических средств, использованных в тексте.
5. Ученики получили задание: найти примеры синонимов и антонимов в рассказе И.С. Тургенева “Муму”. Попробуйте по выписанным словам определить, какой отрывок они анализировали.
Дорога – путь – шоссе; идти – шагать – выступать; спешить – торопиться; отвага – решимость.
Чужой – свой; чужая сторона – родина; ночь – день; слабо – сильно.
Найдите в хрестоматии по литературе отрывок, из которого выписаны слова, и ответьте на вопросы:
1) Какова роль синонимов и антонимов в этом тексте?
2) Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд: идти – шагать – выступать? Выпишите из текста словосочетания (или предложения) с этими глаголами. Какой из глаголов показывает не только как шел Герасим, но и передает отношение автора к герою?
6. Запишите отрывок. Какова его тема, основная мысль? (В каком предложении выражена основная мысль?)
Он вспомнил, как прошлым летом был в Волгограде, как целый день ходил по Мамаеву кургану. Холм, взявший отца в свои недра, был велик и печален, громадная скульптура, венчавшая вершину, бросала на город исполинскую тень. В зале воинской славы еще шли работы, но он, сын погибшего на Волге сержанта, все же увидел свою фамилию на гранитной стене… Нигде в мире нет такого грандиозного, такого могучего памятника, как там, на Мамаевом кургане.
1) Какие синонимы к слову большой используются в тексте? Запишите ряд синонимов. Чем отличаются слова, входящие в данный синонимический ряд? Как использование этих слов связано с темой, основной мыслью текста?
2) Запишите слова, использование которых указывает на тему отрывка: Волгоград, Мамаев курган, памятник, скульптура. Какие текстовые синонимы помогают осуществить связь между предложениями и избежать неоправданного повторения некоторых из этих слов?
3) Произведите лексический разбор слова могучий, пользуясь “Школьным толковым словарем русского языка” М.С. Лапатухина и др. (М., 1981).
Однотематическая лексика в организации текста
Анализ текстов убеждает в том, что синонимы в них можно назвать ключевыми словами. Выписав из текста синонимы и повторяющиеся слова, мы можем ответить на вопрос, какова тема текста, получим представление о его содержании.
Из того, что наряду с повторяющимися словами и однотематической лексикой синонимы (а иногда и антонимы) играют роль ключевых слов, отражающих содержание, тему, основную мысль текста, можно сделать вывод, который поможет организовать словарную работу, ориентированную на развитие связной речи. При подготовке к сочинению и изложению следует обогащать словарь учащихся лексикой определенных тематических групп, показывать возможности замещения слов, которые обусловлены темой сочинения. При этом особое внимание следует уделять работе над текстовыми (контекстуальными) синонимами, т.е. над словами, которые получают основной признак синонимов – близость значения – в условиях данного текста.
При анализе текстов ученики должны увидеть зависимость использованных лексических средств от содержания, темы, основной мысли текста. С этой целью, например при выполнении упр. 109 (5-й класс), можно несколько уточнить систему заданий. Задание в учебнике сформулировано так: “Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите предложения, которые в тексте соединяются повторами слов, местоимениями, словами, близкими по значению”. Прочитав текст, ученики дают ему название (например, “Озеро”, “Озеро в начале зимы”, “Лед на озере”). Исходя из того что название отражает тему текста, мы предлагаем учащимся выписать имена существительные, которые соотносятся с темой (озеро, вода, дно, берег, лед, льдинки). Затем ученики отмечают, сколько раз эти слова встретились в тексте (озеро – 2, вода – 2, дно – 1, берег – 2; лед – 6, он – 1 – всего 7 упоминаний; льдинки – 1, они – 1 – всего 2). Такая работа убеждает в том, что названием, более точно отражающим содержание, тему текста, является “Лед на озере” (или “Первый лед”). Выполнение подобных заданий позволит показать роль однотематической лексики и повторяющихся слов в организации текста.
Знания о роли однотематической лексики в организации текста особенно важны для анализа текстов с параллельной связью и для формирования умений создавать такие тексты (параллельная связь обычно используется в различных описаниях).
Термин “параллельная связь” вводится в одном из учебников в 6-м классе (так же, как и цепная связь). В § 8 учебника 5 дается теоретическое описание (“При параллельной связи в предложениях говорится о разных предметах. Каждое из предложений, соединенных параллельной связью, понятно само по себе. В тексте они связаны по смыслу”), приводится схема, показывающая отличие параллельной связи от цепной. Схема отражает анализ поэтического текста (стихотворение И.А. Бунина) и иллюстрирует мысль о том, что “при параллельной связи в предложениях говорится о разных предметах” (в рамочки заключены слова: листья, лес, стая). Эта схема дает возможность показать учащимся, что при параллельной связи в предложениях говорится о разных предметах, которые связаны между собой. Слова, которые называют эти предметы, обычно связаны общими темами, и именно использование однотематической лексики является выражением связи по смыслу. (В § 8 мы читаем: “В тексте они (предложения) связаны по смыслу”.)
Для иллюстрации мысли о том, что в текстах с параллельной связью средством выражения смыслового единства служит однотематическая лексика, можно обратиться к тексту упр. 15 (6-й класс). Интересно провести анализ второго абзаца:
…Шумит над головой лес. Мягко похлюпывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники. Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник… И никаких звуков – ничего, кроме шума дождя и шорохов леса.
Приведенный отрывок интересен для наблюдений над различными языковыми средствами организации текста. Это:
1) однотематическая лексика: лес, мох, брусника, папоротник (ученикам можно дать задание выписать имена существительные, которые стоят в конце предложений);
2) порядок слов, однотипность строения (структуры) предложений (чтобы школьники поняли материал, им дается задание составить схемы 2-, 3-, 4-го предложений);
3) видо-временная соотнесенность использования глагольных форм (шумит, похлюпывает, алеют, лежит);
4) повтор слова лес, однокоренные слова (шумит – шум), использованные в первом и последнем предложениях, которые связаны по смыслу и с помощью указанных языковых средств. Здесь мы видим средства, характерные для цепной связи (это союз и, а также “несамостоятельность” последнего предложения: его нельзя извлечь из контекста).
Таким образом, анализ отрывка дает возможность показать учащимся следующее:
цепная и параллельная связь предложений часто встречается в пределах одного текста, даже одного абзаца;
языковые (лексические и грамматические) средства связи между предложениями являются выражением связи по смыслу;
параллельная связь обычно используется в описаниях (т.е. способ связи зависит от типа речи).
Данный текст, на наш взгляд, поможет учащимся понять сущность цепной и параллельной связи; его полезно привлечь к объяснению материала § 8 еще и потому, что на первом уроке по этой теме лучше анализировать прозаические тексты (в § 8 для наблюдений предлагается поэтический текст, см. стр. 17). Можно дать учащимся задание составить схему параллельной связи предложений в приведенном тексте по образцу, данному на стр. 18. Включение в схему слов лес, мох, брусника, папоротник хорошо иллюстрирует роль слов одной тематической группы в организации текста.
Анализ языковых средств связи частей текста обязательно должен идти параллельно анализу содержания (темы, основной мысли) текста. Иначе выявление лексических и грамматических средств межфразовых связей будет проводиться формально, не содействуя усвоению знаний о слове и тексте и не влияя на формирование умения создавать текст. При изучении средств связи в тексте полезно привлекать знания о типах, стилях речи. Неслучайно в учебнике для 8–9-х классов 6 § 5 назван “Стили речи. Строение текста”.
В параграфе теоретические сведения о тексте, усвоенные в 5–7-х классах, обобщаются, дополняются. Так, например, на стр. 20 указывается, что “при параллельной связи самостоятельные предложения, входящие в текст, имеют параллельное, близкое строение”. Знание этих очень важных сведений, несомненно, будет влиять на умение создавать текст. Следовательно, наблюдения над однотипностью, параллелизмом структуры предложений в текстах с параллельной связью целесообразно проводить уже в 5–7-х классах (тем более что программа по развитию речи в 5–7-х классах включает работу над различными описаниями, т.е. над тем типом речи, где наиболее уместна параллельная связь).
При этом наблюдения над порядком слов, над структурой (строением) предложений должны быть связаны с выявлением роли лексических средств в организации текстов.
При анализе текстов ученики убеждаются, что параллельная связь между предложениями создается использованием однотипных предложений и однотематической лексики.
Для упражнений учитель может использовать следующие дополнительные задания.
Прочитайте тексты I, II, III, IV. Определите, к какому типу речи они относятся. Выполните задания к текстам.
I. Радостно и отрешенно пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы, тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички… И где-то вдали, но ясно и чисто куковала кукушка. Ее голос был печален и светел, а ритм кукования был похож на биение сердца. Недаром в народе называли этот голос сиротским, вдовьим…
II. В морозной тишине резко стрекотали любопытные сороки. Меж густых кедровых ветвей бойко прыгали серые юркие белки. Под деревьями на мягком белом снегу отпечатались причудливые следы незнакомых зверей и птиц.
III. Красноватая, не очень яркая луна безмолвно висела над широкой поймой реки. Справа от нас темной полосой спадала к реке гряда елового леса. Слева с высокого холма виднелось отлогое поле. Река едва ощущалась внизу в полусумраке.