Что означает онр в логопедии
Общее недоразвитие речи (ОНР) – причины, симптомы, диагностика, лечение и коррекция.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это расстройство, при котором не формируются звуковые и смысловые компоненты речи при нормальном слухе и развитии.
ОНР — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической).
Существует три уровня ОНР.
Первый уровень — самый тяжёлый. У ребенка отсутствует общеупотребительная речь, словарь крайне ограничен, нарушено звукопроизношение и слоговая структура слова.
Второй уровень — фразовая речь грубо аграмматична, звукопроизношение 10-15 звуков с дефектом, навыки словообразования отсутствуют.
Третий уровень — развернутая фразовая речь с пробелами в лексико-грамматической и фонетико-фонематическом развитии, ошибки в употреблении падежных конструкций, согласовании слов, в произношении основных групп звуков, нарушение слоговой структуры в трудных словах.
ОНР 4 уровня – речь ребенка практически не отличается от сверстников, но наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.
Диагностика общего недоразвития речи
Обследование ОНР выявляет логопед, общаясь с ребенком. Для выявления степени недуга проводится тестирование устной речи с оценкой лексики, звукопроизношения и грамматики. Специалист просит ребенка составить рассказ по картинке, пересказать услышанное, составить собственный рассказ.
Игнорирование признаков ОНР может привести к полному отсутствию речи и замкнутости ребенка из-за невозможности наладить общение со сверстниками и взрослыми. Как следствие, возможны трудности с обучением и социализацией.
Лечение и коррекция ОНР у дошкольников в логопедическом центре в Москве
Терапия выстраивается под каждого ребенка индивидуально, и зависит, прежде всего, от тяжести общего недоразвития речи, насколько ребенок открыт, идет на контакт и поддается терапии. Большую роль в преодолении общего недоразвития речи играют родители, ведь занятия по ОНР с логопедом должны дополняться выполнением домашних заданий.
Кроме навыков построения связной речи, на логопедических занятиях по ОНР работают над повышением внимания и организации мыслительного процесса. Ведь ребенок не научится правильно строить предложения, если не понимает, о чем идет речь.
Наши специалисты помогут устранить ошибки в речи ребенка, расширить словарный запас, научат произносить сложные слова. Также ребенок приобретет навыки в составлении рассказа по картинке и серии картинок, научится пересказывать простые тексты.
Уровни общего недоразвития речи у детей: ОНР 1, 2, 3, 4
Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.
Отличительные признаки ОНР:
Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.
Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.
Общее недоразвитие речи 1 уровня
Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».
Общее недоразвитие речи 2 уровня
Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.
На что обратить внимание:
Общее недоразвитие речи 3 уровня
Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.
Общее недоразвитие речи 4 уровня
Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.
Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.
Дата публикации: 04.04.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.
Общие сведения
В логопедии термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.
Классификация ОНР
По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:
С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:
Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.
Характеристика ОНР
В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
Логопедическое обследование при ОНР
На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.
Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.
Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной алалией). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
Коррекция ОНР
Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления). При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.
При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.
На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.
Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.
Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе; с ОНР 4 уровня – в обычных классах.
Прогноз и профилактика ОНР
Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.
Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.
Что означает онр в логопедии
Все больше детей в последнее время страдают расстройством речи. Поэтому мы считаем, что логопедия по прежнему остается очень актуальным направление коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Одно из основных направлений в образовании дошкольников – это пополнение их активного запаса слов и развитие грамматического строя языка. Сегодня наблюдается повышенное внимание к коррекции нарушений детской речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это комплекс сложных речевых расстройств, который начинает проявляться в дошкольном возрасте. Обычно дети уже в три года активно используют речь. Поэтому в этом возрасте становится очевидным наличие ОНР. Чаще всего ОНР не свидетельствует о каком-либо заболевании, а просто является последствием низкой степени речевого внимания от родителей. Иногда расстройства речи являются последствием запоздалой процедуры коррекции патологий органов речи.
При этом интеллект дошкольника полностью сохраняется. Дети с ОНР вполне способны обучаться на уровне своих сверстников. Затрагиваются только их речевые способности.
ОНР приводит к проблемам в звукопроизношении, к небольшому запасу слов, к плохо развитому фонематическому слуху. Дошкольники плохо понимают, что им говорят, с ошибками выполняют данные им задания. Например, если попросить ребенка показать на стул, он показывает на стол.
Характерные отклонения детей с ОНР
Дети, страдающие ОНР, имеют общие черты:
Эти дети говорят очень невнятно. Так как речь дается им с трудом, то они обычно немногословны. Если не заниматься коррекцией речи, то постепенно речевая активность может сойти на нет.
Заметно, что дети сами замечают свои речевые недостатки и критично к этому относятся.
Недостатки в речевом развитии постепенно могут наложить отпечаток и на другие сферы развития ребенка. Начинают возникать проблемы в интеллектуальном формировании, в сенсорном развитии, в развитии волевой сферы личности. Внимание этих детей очень неустойчиво, дошкольники практически не способны его распределить правильно. Вербальная память у детей с ОНР ниже нормы, запоминают они что-либо с большим трудом. Особенно сложно этим детям запомнить длинные инструкции, детали задания и последовательность действий. При этом логическая память работает достаточно хорошо, и смысловая память тоже.
Дети с наиболее сильно выраженными речевыми недостатками проявляют низкую активность в припоминании. Это накладывает ограничения на формирование их познавательной деятельности.
Психические нарушения при ОНР
Так как речевое развитие неразрывно связано с разными сторонами психики человека, то из за нарушений речи наблюдаются специфические проявления мыслительных способностей. В целом дети способны полноценно овладеть всеми основными операциями мышления, характерными для их возраста. Однако что касается словесно-логического мышления, то для его формирования приходится прибегать к специальному обучению, направленному на развитие способности к обобщениям, сравнениям, к синтезу и анализу.
Также заметно, что происходит отставание в формировании сферы двигательной активности. Это связано с низкой координацией движений, теряется способность к ловкости. Ребенок неуверен в своих движениях. Особенно сложно выполнять физические действия в соответствии со словесными инструкциями.
Дошкольники, страдающие ОНР, хуже остальных выполняют двигательные задания, связанные с пространственно-временными параметрами. Действия выполняют с неверной последовательностью, пропускают важные элементы задания. Сюда касаются такие упражнения, как танец под музыку, прыжки на одной ноге, передача мяча на небольших расстояниях и другие.
Также наблюдаются проблемы в развитии мелкой моторики. Ребенок плохо координирует движения пальцев и кистей рук. В этих движениях заметна замедленность, желание сохранить единую позу.
Чтобы определить общие черты развития дошкольников с ОНР, необходимо грамотно оценивать и неречевые процессы. Это позволит определить компенсаторный фон этих закономерностей.
Особенно стойкими являются признаки ОНР при дизартрии и алалии.
Уровни ОНР
Существует несколько уровней ОНР у дошкольников.
Первый уровень ОНР проявляется в полном отсутствии речи, как таковой. Дошкольники лишь делают неудачные попытки воспроизвести тот или иной звук. При этом разные предметы могут обозначаться одним и тем же звуком.
Дошкольники с первым уровнем ОНР могут использовать и односложные предложения. Это очень похоже на закономерный период преобладания односложных предложений в речи любого ребенка. Однако в при нормальном речевом развитии этот период протекает достаточно быстро и заканчивается в течении полугода.
Постепенно дети учатся формировать предложения из нескольких слов. Но слова эти не согласованы друг с другом, отсутствуют синтаксические конструкции. Дети не способны правильно работать с числом, падежом или родом слов. Слова дошкольники на этом уровне развития используют простые, состоящие из двух или трех слогов. Слова с более длинным звучанием дети автоматически сокращают.
Переходя на следующий этап развития речи, дошкольники начинают внедрять с свои высказывания наиболее популярные слова, хоть и в искаженной форме. Также дети начинают осознавать, что иногда одно и то же слово может звучать немного по разному. И они предпринимают попытки внутри предложения менять слова в зависимости от их рода, числа или пола. Удается это сделать лишь с теми словами, ударение в которых падает на окончание.
Причем этот процесс находится лишь в зарождающемся состоянии и затрагивает лишь одну сторону словообразования. Например, дети могут лишь изменить или число слова, или его падеж [32].
Если дошкольника попросить рассказать, что изображено на картинке, то рассказ этот будет состоять лишь из коротких предложений. В отличии от предложений у детей с первым уровнем, эти дети будут строить более правильные с грамматической точки зрения предложения. Часто для обозначения разных предметов, схожих друг с другом, дошкольники с этим уровнем развития речи используют одно обобщающее слово. Бедность лексического запаса слов выявляется, если попросить дошкольника назвать, из чего состоит предмет.
Глубоко исследую речь этих дошкольников, можно заметить, что они не способны грамотно подбирать численные формы слов. Предлоги при этом внутри предложений дети часто опускают.
Следующий – третий – уровень развития речи характеризуется определенной степенью развернутости речевых высказываний. Дошкольники начинают часто применять более длинные предложения. Но при этом они пока практически не контактируют с другими людьми. Ведь они нуждаются в том, чтобы папа или мама все время объясняли им непонятные для них слова. Если родители не оказывают должную поддержку, то ребенок может легко замкнуться в себе. Если какой-то звук ребенку произнести очень сложно, он заменяет этот звук другим, немного похожим на него.
Дети уже начинают свободно рассказывать что-либо о том, что интересного случилось, о себе, о своих родителях. При этом они легко строят предложения. Недоразвитие речи они стараются замаскировать, тем, что исключают из разговора сложные слова. Если же перед ребенком поставить условие – обязательно произнести эти слова, то выявляются проблемы в развитии речи.
Заметны следующие особенности при выборе слов. Когда ребенка просят назвать часть предмета, он называет сам предмет. Например, вместо слова «руль» ребенок произносит «машина». Если же ребенка просят назвать профессию, то он называет действие, которое чаще всего выполняет представитель этой профессии.
На третьем уровне ОНР дошкольники хорошо справляются с задачей описания того, что изображено на рисунке. Также они способны строить сложный повествовательный рассказ.
ОНР проявляются в том, что словарный запас у детей очень ограничен. Их активный запас слов значительно ниже пассивного. Слова дети употребляют неточно, семантические поля несформированы, словарь не актуализован. Так как патогенез различен, то и признаки для детей также могут быть индивидуальными [9].
Особенно ярко выражено то, что у детей с речевыми нарушениями, разница между активным и пассивным словарем значительно больше, чем у детей с нормальным развитием речи. Эти дошкольники знают достаточно много слов и их значения. Пассивный словарь у них развит также хорошо, как и у их сверстников. Однако использовать эти слова в активной речи они не могут. Словарь практически не актуализован.
Трудности с использованием частей речи
Также дети с ОНР испытывают трудности в том, чтобы произносить названия многих прилагательных, они используют их в речи значительно реже своих сверстников. Среди глаголов у детей с нарушениями в речи актуализированы те, которые описывают действия, выполняемые ребенком каждый день.
Особенно тяжело этим детям использовать в своей речи обобщенные слова, имеющие отвлеченные значения. Также с трудом запоминаются слова, обозначающие такие понятия, как признаки и качества, а также оценку и состояние предмета.
Дошкольники просто не способны употребить многие известные слова. Они стараются заменить их на другие, но в результате речь становится менее точной и понятной. Это говорит о низкой степени актуализации пассивного запаса слов.
Слова используются детьми неточно, что проявляется в вербальной парафазии. Причем неточности эти могут принимать самые разные формы. Иногда дошкольники используют слова в слишком широком для них значении. В других ситуациях, они понимают слово слишком узко.
В результате мы наблюдаем ситуативный характер понимания слова и его использования в речи. Чаще всего дети заменяют одни слова другими, которые относятся к тому же семантическому полю.
Что касается существительных, то дети часто их заменяют такими словами, которые входят в то же родовое понятие.
Прилагательные также часто заменяются другими. Это свидетельствует о том, что дети неспособны выделить главные признаки предмета, не могут дифференцировать его качества.
Часто производятся следующие замены: высокий заменяется на длинный, низкий заменяется на маленький, мягкий заменяется на пушистый и т.п. Прилагательные заменяются из-за того, что детям сложно различать такие признаки, которые касаются размеров предметов и других их пространственных характеристик.
Наблюдая за применением детьми глаголов, также можно заметить отсутствие дифференциации определенных действий. В результате дети заменяют глаголы на более общие, имеющие недифференцированное значение.
Смешивание слов
Помимо того, что дети с ОНР склонны смешивать слова по их родовидовым отношениям, также они производят замены и на основании семантических признаков.
а) слова смешиваются из-за того, что у них есть схожий признак функциональности: графин ребенок может назвать бутылкой, а кружку тарелкой;
б) заменяются слова на те, которые обозначают похожие предметы: душ заменяется на фонтан, а рубашка на майку;
в) слова заменяются на более общие понятия: вешалка может быть заменена на одежду, а снег на улицу;
г) дети смешивают слова, который относятся к частям и целым: они могут заменить воротник на рубашку, а вагон на поезд;
д) обобщающие слова они заменяют часто на более конкретные термины: посуду заменяют на кружки, а цветы на розы;
е) чтобы обозначить одно слово, которое никак не могут подобрать, используют словосочетания: вместо кровати, говорят «где спят», а вместо мыла – «мыть руки»;
ж) подменяют слова схожими по значению: вместо открывать говорят дверь, а вместо спать говорят кровать.
Лексические замены при этом не обладают стойким характером и приобретают разные вариации. Это говорит о том, что слуховой контроль у детей сохранен, а вот кинестетические образы и произносительные образы контролируются хуже. Опираясь на слуховой образ, дошкольник старается правильно произнести слово [11].
Итак, у дошкольников, страдающих речевыми нарушениями, заметна задержка в развитии семантичеких полей. Семантические поля организуются довольно специфично. Ассоциации обычно немотивированы, и это проявляется даже больше, чем у их сверстников.
Несформированность лексического запаса
Дошкольники с нарушениями речи также обладают низкой сформированностью лексических языковых единиц. Дети сталкиваются с целым комплексом проблем, что приводит к неверному выполнению заданий:
Таким образом, общее недоразвитие речи – это комплекс сложных расстройств речи, который начинает проявляться в возрасте дошкольников. Это приводит к проблемам в развитии и познавательных процессов.
Согласно многочисленным исследованиям, дошкольники, которые имеют дефекты речи, обычно не владеют достаточной сформированностью речевой системы. Также они не способно полноценно использовать разные речевые элементы на практике.
Это создает трудности в переходе на следующий уровень речевого развития – теоретический, когда дети начинают осознанно понимать разные словесные структурные элементы, воспринимать закономерности построения предложений. Как итог, грамматический строй ребенка значительно отстает от его ровесников, а лексический запас слов очень беден.
Речевые навыки детей с ОНР
Дети, страдающие ОНР, усваивают речевые навыки медленнее своих ровесников, и это дается им с большими усилиями. Согласно Н.В. Серебряковой у этого есть объяснение: грамматика – это очень абстрактное понятие, которое недоступно для понимания дошкольникам с ОНР.
Важно отметить, что эти дети осваивают грамматический строй речи, способы образования и изменения слов в той же последовательности, что и остальные дошкольники. Их проблема в том, что темп овладения речью значительно ниже остальных. Им трудно дается овладение синтаксисом и морфологией. Также при попытках применить языковые операции эти дети допускают множество ошибок.
Множество исследователей посвятили свои труды изучению проблемы общего недоразвития речи у дошкольников. Известны работы Р.Е. Левина, И.Т. Власенко, Т.Б. Филичева и других именитых авторов.
Считается, что одним из главных навыков, которые приобретают дети в ранний период – это владение родным языком для общения и познания окружающего мира. Именно в дошкольный период дети должны овладеть достаточно речью. Если к шести годам ребенок так и не усвоил родной язык, то в более поздний период он уже не сможет это сделать так же успешно.
Многие авторы отмечают в своих работах, что дети, страдающие ОНР, с трудом усваивают разные закономерности лексики русского языка.
Коррекция ОНР
Дети с недостатками речи имеют низкую сформированность языковой системы. Их активный словарный запас очень беден. Это проявляется в том, что дети практически не владеют глаголами, не могут называть правильно множество окружающих их предметов. Особенно трудно им дается описание признаков предметов.
Дети с речевыми дефектами в целом учитывают онтогенез взаимодействия в формировании лексики при изменении слов. Они также активно пользуются морфологией и синтаксисом. Однако коррекционные занятия должны помочь им постепенно усложнить имеющиеся формы речи. Для этого используются специальные задания с применением все более сложного речевого материала.
Постепенно ребенок усваивает различные способы изменения слов и образования новых слов. Это можно ускорить с помощью специально разработанных игр и упражнений, которые содержат работу со словами и предложениями.
Также можно устраивать подвижные занятия с речевыми элементами и устраивать драматизации. Именно через игры дети главным образом узнают окружающий мир. Именно во время игр все дети приобретают и совершенствуют многие навыки. Это касается и их речевой активности.
Поэтому педагоги уделяют большое внимание играм, особенно дидактическим. Ведь именно они наилучшим способом развивают образовательные потребности дошкольников. Игра лучше всего помогает ребенку раскрыть свой речевой потенциал и усовершенствовать свои речевые навыки.
Эту тему мы считаем актуальной, потому что развитие изменения слов – это необходимое условия для дальнейшего школьного образования. Именно способность к словоизменению дает возможность ребенку в дальнейшем учиться читать, писать и применять правила орфографии.
Формирование способности к словоизменению, пополнение словарного запаса, развитие навыков лексики – все это играет важную роль в формировании познавательных способностей любого ребенка.