Что означает опосредованность мышления

Мышление как опосредованное и обобщенное познание окружающего мира

Настроить шрифт

Что означает опосредованность мышления. Смотреть фото Что означает опосредованность мышления. Смотреть картинку Что означает опосредованность мышления. Картинка про Что означает опосредованность мышления. Фото Что означает опосредованность мышленияОщущения и восприятие дают возможность непосред­ственно познать отдельные предметы и явления реального мира.

Например, мы смотрим на стену и видим ее цвет; мы определяем размер двух разных карандашей, лежащих перед нами; мы воспринимаем дан­ную фигуру как треугольник. Мы можем непосредственно определить, какая сегодня погода: вышли на улицу или на балкон и узнали, холодно или тепло. Но можно опреде­лить погоду и не выходя из дома, косвенным путем, ис­пользовав с этой целью термометр. Видя, на каком деле­нии стоит ртуть, мы определим, тепло или холодно сей­час на улице. В этом случае мы исходим из того, что существует зависимость между высотой ртутного столба и температурой воздуха (между высотой карандаша, напри­мер, и температурой воздуха связи нет).

Таким образом, термометр является средством, позволяющим нам отве­тить на вопрос: какая погода? И узнали мы о температуре воздуха не непосредственно с помощью ощущений и вос­приятий, а опосредованно. Барометр помогает нам узнать об атмосферном давлении, так как существует связь меж­ду атмосферным давлением и показанием стрелки баро­метра. Такого рода познание не является непосредствен­ным показанием наших анализаторов, а является опосре­дованным познанием.

Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих пред­метов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать отве­ты косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосре­дованно, т.е. через посредство других, ранее усвоенных знаний. Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять. Например, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он делает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными прежде.

Но мышление не только опосредованное, но и обоб­щенное познание (отражение) окружающего мира.

Не всегда и опыт человека может дать достаточный материал для обобщения. Люди в своей деятельности постоянно опираются на общий опыт, усвоенный от других, обобщенный и закрепленный в языке. Обобщения отражают общие и потому наиболее существен­ные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи. Обобщая, мы познаем сущность пред­мета. Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение законо­мерных существенных связей.

Итак, мышление — это процесс опосредованного и обоб­щенного познания (отражения) окружающего мира.

Источник

Понятие мышления

Мышление формируется у человека не сразу. У новорожденных детей оно отсутствует, у грудного младенца формируются условные рефлексы. Это означает, что его мозг может гибко связывать между собой 2 раздражителя и адекватно на них реагировать. Например, младенец улыбается матери и плачет при виде незнакомого человека. Только к концу первого года жизни у ребенка начинают проявляться первые элементы мышления.

Согласно представления швейцарского психолога Жана Пиаже, существуют 4 стадии развития мышления:

Что же такое мышление?
Из выше сказанного можно дать определение мышлению.

Мышление – это сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.
Мышление по сути — это всегда поиск и открытие чего-то нового. Мышление начинается там, где возникает проблемная ситуация.

Основные признаки мышления:

Опосредованность.
Мышление отдельно взятого человека опосредовано развитием мышления всего человечества. Мышление – это своеобразная «модель вселенной внутри нас». Оно формируется в среде себе подобных, где есть возможность впитывать социальный опыт других, находиться в постоянном взаимодействии с ними.

Обобщенность.
Мышление – это обобщенное познание существенных свойств и явлений окружающей действительности, а также связей и отношений, существующих между ними. Объекты могут обобщаться на основании одного признака (простейшие обобщения) или по множеству признаков (сложные обобщения). Например, когда мы произносим слово «самолет», то объединяем (обобщаем) в этот класс много летательных объектов, различающихся между собой размерами, формой, дальностью полета, назначением и т.п.

Целенаправленность и произвольность.
Мышление всегда связано с решением какой-то задачи и сопровождается определенным волевым усилием со стороны человека. Отсутствие проблемной ситуации приближает мыслительный процесс к стереотипному поведению.

Мышление всегда направлено навстречу цели. Например, потребность в изменении интерьера своей квартиры порождает цель перестановки мебели, переноса каких-то стенных перегородок и др. Т.е. Мысленное решение найдено. Далее должна подключиться воля, т.к. без воли мышление очень редко приводит к достижению цели. Мыслить – значит действовать.

Мышление как познавательная теоретическая деятельность тесным образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Действие – это первичная форма существования мышления.

Мыслительный процесс всегда направлен на разрешение какой-нибудь задачи, и в нем различают 4 основных этапа или фазы:

1. Осознание проблемной ситуации начинается с чувства удивления, вызванного ситуацией. И далее идет формулирование вопроса, проблемы, задачи. Сама постановка проблемы является актом мышления, ко­торый требует часто большой и сложной мыслительной работы. Сформулиро­вать, в чем вопрос, — значит уже подняться до известного понимания, а понять задачу или проблему — значит если не разрешить ее, то по крайней мере найти путь, т. е. метод, для ее разрешения. Поэтому первый признак мыслящего чело­века — это умение видеть проблемы там, где они есть.

Возникновение вопросов — первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания. Ситуация «изначальной понятности», выраженная отсутствием вопросов, – индикатор отсутствия работы мысли.

2. Решение задачи совершается различными способами в зависимости от характера самой задачи. Этот процесс требует привлечения теоретических знаний. Первый шаг мысли в таком случае заключается в отнесении возникающего вопро­са или проблемы к некоторой области знания.

3. Выдвижение и перебор гипотез. Решение некоторых, особенно сложных задач совершается на основе гипотез. Чем богаче практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт обобщены, тем большим количеством конт­рольных точек для проверки и критики своих гипотез рас­полагает мысль.

Степень критичности ума бывает очень разной у разных людей. Критич­ность — существенный признак зрелого ума. Критический ум тщательно взвешивает все доводы за и про­тив своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.

4. Выработка суждения по данному вопросу. Затем результат мыслительной работы спускается непосредственно в практику. Она подвергает его решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи — развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.

Ирина Базан

Литература:
Ю.В. Щербатых «Общая психология»
С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»
А.В. Карпов «Общая психология»
В.М. Козубовский «Общая психология»

Источник

Что означает опосредованность мышления

Вопрос №4.1. Мышление: понятие, виды, связь с речью

Ощущения и восприятие дают возможность непосредственно познать отдельные предметы и явления реального мира. С помощью органов чувств мы воспринимаем действительность непосредственно. Например, пишет Дубровина И.В., мы смотрим на стену и видим ее цвет; мы определяем размер двух разных карандашей, лежащих перед нами; мы воспринимаем данную фигуру как треугольник. Мы можем непосредственно определить, какая сегодня погода: вышли на улицу или на балкон и узнали, холодно или тепло. Но можно определить погоду и не выходя из дома, косвенным путем, использовав с этой целью термометр. Видя, на каком делении стоит ртуть, мы определим, тепло или холодно сейчас на улице. В этом случае мы исходим из того, что существует зависимость между высотой ртутного столба и температурой воздуха (между высотой карандаша, например, и температурой воздуха связи нет). Таким образом, термометр является средством, позволяющим нам ответить на вопрос: какая погода? И узнали мы о температуре воздуха не непосредственно с помощью ощущений и восприятий, а опосредованно. Барометр помогает нам узнать об атмосферном давлении, так как существует связь между атмосферным давлением и показанием стрелки барометра. Такого рода познание не является непосредственным показанием наших анализаторов, а является опосредованным познанием.

Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосредованно, т.е. через посредство других, ранее усвоенных знаний. Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять. Например, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он делает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными прежде.

Но мышление не только опосредованное, но и обобщенное познание (отражение) окружающего мира.

В замечательной книге «Слово о словах» Л. Успенский пишет: «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок. Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно сложная вселенная. Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только благодаря языку».

Во-первых, в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: предметно-действенное (или наглядно-действенное), наглядно-образное и абстрактное.

Во-вторых, по характеру протекания процесса мышления можно говорить об умозаключительном мышлении, которое проходит ступеньку за ступенькой, и интуитивное мышление, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.

В-третьих, если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление (когда мы четко прослеживаем ход мысли другого человека, например доказательство математической теоремы в учебнике, прекрасно понимаем ход и логику мысли писателя, ученого, разбираемся в сложнейших современных знаниях и пр.) и творческое мышление (если создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательство).

В-четвертых, мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое.

Источник

Опосредованный и личностный характер мышления

Что означает опосредованность мышления. Смотреть фото Что означает опосредованность мышления. Смотреть картинку Что означает опосредованность мышления. Картинка про Что означает опосредованность мышления. Фото Что означает опосредованность мышления Что означает опосредованность мышления. Смотреть фото Что означает опосредованность мышления. Смотреть картинку Что означает опосредованность мышления. Картинка про Что означает опосредованность мышления. Фото Что означает опосредованность мышления Что означает опосредованность мышления. Смотреть фото Что означает опосредованность мышления. Смотреть картинку Что означает опосредованность мышления. Картинка про Что означает опосредованность мышления. Фото Что означает опосредованность мышления Что означает опосредованность мышления. Смотреть фото Что означает опосредованность мышления. Смотреть картинку Что означает опосредованность мышления. Картинка про Что означает опосредованность мышления. Фото Что означает опосредованность мышления

Что означает опосредованность мышления. Смотреть фото Что означает опосредованность мышления. Смотреть картинку Что означает опосредованность мышления. Картинка про Что означает опосредованность мышления. Фото Что означает опосредованность мышления

Что означает опосредованность мышления. Смотреть фото Что означает опосредованность мышления. Смотреть картинку Что означает опосредованность мышления. Картинка про Что означает опосредованность мышления. Фото Что означает опосредованность мышления

8. Типы мышления: а) Образное б) Понятийное (теоретическое) в) Знаковое Образное мышление. Отделено от предмета в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции можно осуществлять последовательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощенная в новом образе. Этим мышлением обладают люди с художественным складом ума. Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Знаковое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим мышлением обладают люди с гуманитарным складом ума. ЕГЭ. В3. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и их краткими описаниями.

ПРИЕМЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯОПИСАНИЕ
1)анализА) уста овление сходства или различия предметов
2)синтезБ) мысленное разложение предмета на составляющие его части
3)сравнениеВ) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо
4)понятиеГ) процесс мышления, позволяющий из двух ли нескольких суждений вывести новое суждение
5)суждениеД) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках
6)умозаключениеЕ) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

А1.Деятельность человека — это

1) форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самосовершенствование

2) процесс обмена информацией между людьми как равноправными субъектами познавательной и преобразовательной деятельности

3) система поступков и действий человека по обеспечению им своего существования, по взаимодействию с другими людьми

4) форма активности человека, основное содержание которой — отражение объективной реальности в его сознании, а результат — получение нового знания о себе

Источник

Особенности мышления

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков.
Смотрите Рис. «Общая характеристика мышления как психического процесса»

Что означает опосредованность мышления. Смотреть фото Что означает опосредованность мышления. Смотреть картинку Что означает опосредованность мышления. Картинка про Что означает опосредованность мышления. Фото Что означает опосредованность мышления

Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.

Опосредованное мышление не искажает окружающую нас действительность, а, наоборот, позволяет познать ее глубже, вернее и полнее. Так, обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений. Кроме этого, опосредованный характер мышления дает нам возможность не только углубить имеющуюся у нас информацию, но и расширить ее, поскольку область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем. Таким образом, в процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *