Что означает ориентация лабрис
РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФИЯ, БОГОСЛОВИЕ
ЛАБРИС КАК ПОЛИСЕМАНТИЧЕСКИЙ САКРАЛЬНЫЙ СИМВОЛ МИНОЙСКОГО КРИТА
Основными божествами минойского Крита были Богиня-Владычица, воспринимавшаяся греками как богиня земли Рея, и ее сын и супруг, впоследствии именовавшийся Дий или Зевс Критский. Последний, как точно установлено, имел своей животной ипостасью длиннорогого быка. Также считается, что в ритуальной практике крито-минойской цивилизации присутствовало регулярное жертвоприношение, в котором жертвой являлся именно бык. Часто встречающаяся и непосредственная близость бычьих рогов (в том числе с черепами) с лабрисом, иногда даже вставлявшимся между ними, может говорить о том, что орудием жертвоприношения быка мог служить именно лабрис. Его двойственность в религиозном контексте кажется вполне оправданной и немаловажной. Дуализм прослеживается во многих религиозно-мифологических структурах. В данном случая двойное лезвие могло символизировать сразу несколько семантически связанных понятий. Лабрис мог олицетворять двустороннюю связь между богом и человеком выраженных жертвой и жрецом, а также, соответственно, межу смертью и жизнью, «тем» и «этим» светом. Физическая опасность от второго лезвия, которой мог подвергаться приносящий жертву жрец, способна быть, в понимании представителей архаической культуры, выражением сакральной опасности соприкосновения с потусторонним миром.
Ольга Анатольевна Пушкова, выпускница РХГИ.
© Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000
Дневник
Лабрис, или о небанальности-бытийности мифа
26 авг, 2015
ОпГичники Новой Гуси
Так кто же автор. )
Прасемитский Бог-крокодил Себек он же Сет, Протей,Нептун, Посейдон, Нехтан, Ктулху.
Отто Б. Приносимый в жертву бог
.. Низвержение Пенфея вместе с огромной елью оказывается равнозначным растерзанию его на куски. Дионис Антропоррест («Человекорастерзыватель») получал на Тенедосе жертву, как рассказывает о том Элиан (Aelian. De nat. anim. XII. 34) 27) : «Тенедосцы держат стельную корову для Диониса Антропорреста, «Человекорастерзывателя», и когда ей приходит пора телиться, они заботятся о ней, как о женщине-роженице. Но новорожденного детеныша они приносят в жертву после того, как привяжут котурны к его ногам. В человека же, который поражает его топором, народ бросает камни, и тот бежит прочь, пока не достигнет моря». Из данного пассажа, как заключает А. Кук, следует, что «в этом своеобразном ритуале теленок служил. заменой человеческой жертвы в дионисийском уборе. Приходится предположить, что первоначально ребенок, а не теленок, был поражаем топором. И это ставит вопрос: не был ли топор, поразивший его, воплощением бога Диониса «Человекорастерзывателя». Ниже у нас найдутся основания заключить, что так оно в действительности и было и что на Тенедосе Дионис был почитаем в образе двойного топора».
Лабрис — Википедия
Лабрис.
«Величайшие учителя богословия соглашаются, что почти все древние книги написаны символическим языком, понятным только посвященным»
Елена Блаватская
Мифы – носители научной информации.
Миф всегда рождается из факта. Причем древние мудрецы мифологизировали только чрезвычайные, из ряда вон выходящие события. Чем древнее событие, тем толще на нем слой поэтического наслоения.
Миф, украшая и опоэтизируя берядящий душу факт, никогда не лжет, он удивительно точен в передаче факта и служит прекрасным хранителем событий конкретной исторической эпохи.
Задача, которую ты ставишь при расшифровке мифа, всегда амбициозна, и сводится к вычленению какого-то экстраординарного исторического факта, потому что обычные, рядовые события никогда не привлекали внимания людей, занимающихся мифотворчеством.
Но расшифровка мифов, процесс сложный. Всегда необходимо помнить о том скепсисе, с которым академические ученые будут читать твою расшифровку мифа, выискивая любую оплошность в излагаемых логических построениях. Однако соблазн проникнуть научным взором через тьму тысячелетий, восстановить очередной факт истории, и рассказать о бесчисленных жертвоприношениях, возложенных на алтарь «кометы-возмездие», настолько велик, что заставляет примириться с неизбежным непониманием непрофессионалов. Таков удел идущих непроторенными дорогами. Современные ученые не смогли проникнуть и в мифологическую тайну лабриса, и нам впервые предстоит разобраться, что означало это мифологическое понятие.
Лабрис – сакральный символ.
И лабиринт, согласно Плутарху, получил свое название от священного топора, лабриса, множественные изображения которого найдены на стенах Кносского дворца.
Лабрис имел оригинальную форму и являлся тайным сакральным знаком, и, не исключено, что в некоторых исключительных случаях, даже мог использоваться как ритуальный топор. Он встречается среди археологических артефактов и на произведениях изобразительного искусства крито-минойской цивилизации, а также на территориях иных культур, связанных с Эгейским морем. При раскопках критских дворцов были обнаружены гигантские лабрисы, которые были выше человеческого роста.
Лабрисы часто изображались как атрибут Зевса-громовержца. Иногда, на них наносились зигзагообразные линии, которые интерпретируются учеными исследователями, как схематичные изображения молний.
Слово «лабрис» впервые упоминает в греческой литературе Плутарх, то есть это относительно молодой мифологический термин.
Вот как этот историк, излагает мифологическую информацию о происхождении лабриса Зевса в «Греческих вопросах». Он сообщает, что Геракл, умертвив амазонку Ипполиту, передал ее вооружение лидийской царице Омфале, потомки которой сохраняли его вплоть до киммерийского нашествия. После гибели царя Гигеса, казна лидийских царей была разграблена карийцами, которые воздвигли статую Зевса Лабрандского и поместили в его рукудвусторонний топорик Ипполиты.
Тайная символика лабриса.
В греческой мифологии лабрис был атрибутом самого Зевса. Согласно одной из легенд, Гефест по просьбе Зевса взял у него лабрис, чтобы разрубить ему голову, из которой родилась Афина.
Исследователи полагают, что трезубец Посейдона и перун Зевсапервоначально являлись мифологическими тождествами лабриса.А позже, тайная символика двойного топора лабриса, трансформировавшись, закрепилась в двуглавом орле.
Ведь Лабрис является тайным символическим изображением дня «песах» (Пасхи), (т.е. даты глобальной космической катастрофы (Ноева потопа)), которая праздновалась «в первый день, после первого весеннего полнолуния». Поэтому лабрис имеет вид двух лунных серпов, изображая взаимосвязь прошлой и будущей космической катастроф, т.е. его изображение увязано с фазами Луны в день космической катастрофы. Символическое изображение полумесяца, как дня «песах», до сих пор венчает мечети и храмы, и входит в государственную символику многих стран мира. (Подробнее см. в книге «Тайна «кометы-возмездие»»).
Аналогично лабрису, двуглавый орел символизирует «комету-возмездие» и взаимосвязь прошлой и будущей космической катастроф.
Легенда о Минотавре.
Раз в девять лет афиняне обязаны были приносить ему в искупительную жертву семь юношей и семь девушек, за убийство сына Миноса в Аттике.
По приказу Миноса, Дедал построил гигантский дворец и лабиринт с большим количеством комнат и запутанных ходов, в центре которого и поместили Минотавра.
Критский Лабиринт неоднократно разрушался, но его всегда восстанавливали, и только в 1380 году до нашей эры, он был заброшен окончательно.
И мы в очередной раз сталкиваемся с ситуацией, когда великие ученые, доверившись информации мифа, делают сенсационные открытия.
( Примечание: Термин «святая Ирина» (Сент-Ирен, Санторин) (досл. «святой мир»), использовался древними авторами для обозначения космической катастрофы.) Вследствие этого обстоятельства, нам несложно понятьпричину паломничества к этому святому месту. Многочисленные паломники, специально направлялись на остров Крит, чтобы осмотреть следы этой «космической каменоломни», т.е. следы космического взрыва, произошедшего на горе Юкта. И я прошу читателя запомнить данную информацию о «космических каменоломнях», которые весьма нередко образуются вблизи мест космических взрывов. И в соответствующем месчте, я более подробно расскажу об этом необычном явлении.
После посещения места космического взрыва, паломники совершали обряд памяти по погибшим во время Критской катастрофы, в колумбарии Кносского дворца. Строго говоря, это же самое, до сих пор делают, соблюдая все таинства обряда поклонения, паломники, направляющиеся в Иерусалим, или Мекку.
Гомер же пишет, что Дедал создал для Ариадны искусный хоровод, то есть мы имеем еще одно значение слова лабиринт. И наш рассказ о лабиринтах не будет полным, если мы не расскажем об этом удивительном слове-синониме, которое используется в мифологии, как заменитель слова лабиринт.
Хоровод Гора.
В статье об Ахиллесе, мы уже рассматривали щит Ахилла, как изображение зодиакального календаря, а в дополнение рассказывали о том, что древние авторы полагали, что щит Ахилла имел и подобие лабиринта (хоровода).
Вот как Гомер продолжает описывать щит, выкованный Гефестом для Ахилла: «Там же (т.е. на щите Ахилла) Гефест знаменитый извил хоровод разновидный, Оному равный, как древле в широкоустроенном Кноссе Выделал хитрый Дедал Ариадне прекрасноволосой». В нашем случае слово «хоровод» является производным от египетского слова Гор (Хор), и символически обозначает «круг Гора», т.е. период обращения «кометы-возмездие», и одновременно место космического взрыва.
Щит Ахилла имел центр с небольшим возвышением, что символизировало земную твердь, которая, по мнению древних, имела форму щита (круга) со срединной горой, «пупом Земли». На щите Гефест изобразил также землю, небо и звёзды. (Подробнее см. в ст. «Щит Ахиллеса»)
В заключение следует сказать, что в мифологии многих стран мира, топор является мифологическим атрибутом богов.
Культ Зевса: лабрис, Лабиринт, куреты
О корибанты-куреты, владыки прекрасные мощью!
На Самофраке вы правите, дети великого Зевса…
По-видимому, к наиболее древним мифологическим представлениям о Зевсе на Крите, как символе верховного божества, следует отнести миф двойного топора (лабриса), известного по всей Малой Азии и Эгеиде. Изображение двойных топоров известно по найденному в Микенах золотому кольцу, на котором лабрисы парят в воздухе в присутствии женского божества, аналогичного минойской Рее, и ее служительниц. А. Эванс, обнаруживший на Крите двойные металлические топорики нам колоннах и столбах, считал эти изображения символами верховного критского божества. Также, в маленьких ритуальных комнатах Кносса (1400-1200гг до н.э.) Эвансом были обнаружены две пары рогов с отверстиями, в которые некогда были вставлены рукоятки двойных топоров, и терракотовые фигурки птицеобразной богини и жриц.
На саркофаге из Агиа-Триады (ок. 1400г до н.э) изображены столбы, увенчанные двойными топорами с сидящими на них птицами, во время принесения в жертву быка и шествующей к ним процессии трех женщин с сосудами для возлияний в руках. Существует предположение, что в этих святилищах совершались служения лабрису и быку.
Исследователи отмечают интересную связь между изображениями двойных топоров и лилий, часто сюжетно переплетенных на различных материальных памятниках – саркофагах, сосудах, кольцах, геммах (например, сосуд с о. Псейра к северо-востоку от Крита). Обращает на себя внимание форма ручек сосуда в виде топора, что, вероятно, подчеркивает его ритуальное значение.
Встречается изображение лабриса в виде распустившейся между рогами быка лилии (либо между двумя головами быков). Изображения ритуальных рогов встречались на вазах Саламина и Кипра, свинцовых пластинках из Ольвии и Пантикапея. Как показали раскопки в Таренте, минойский культ «рогов и топора» существовал и в эллинскую эпоху. Часто встречаются изображения лабрисов в руках божеств или жриц (гемма с о. Мелос, печать из Като-Закро). В Палекастро найдены лабрисы с орнаментацией, изображавшей богиню с двойным топором в каждой руке.
Мифологический сюжет рождения Афины из головы Зевса отражен на вазе, на которой Гефест держит двойной топор. Много двойных топоров найдено в Дельфах, видимо, в качестве приношения-благодарности за удачное прорицание пифии. Кроме того, лабрис встречается на критских печатях. Разнородность материалов, из которых изготавливались изображения лабриса, указывает на его огромную религиозно-мифологическую значимость.
В бронзовом веке культ лабриса не отличался от культа Кроноса, супруга Реи, матери Зевса, позднее воплотившего в себе его мифологию, имевшую огромную географию распространения (Лидия, Кария, Фригия, Малая Азия) и связанного с Зевсом Лабрандом, чей культ особенно процветал в Карии у Лабранды, около Миласы, где был найден храм, культовые предметы и мощеная дорога. Статуя безбородого Зевса из Миласы изображает божество с двойным топором в одной руке и со скипетром в другой, с четырьмя рядами женских грудей и с ногами, обернутыми сетчатым одеялом. В аркадийской Тегее, вблизи храма Афины, был обнаружен рельеф с изображением бородатого Зевса с двойным топором в правой руке и копьем в левой, в хитоне, из-под которого видны шесть выпуклостей, напоминающих женскую грудь. По бокам – фигуры карийского царя и царицы, брата и сестры Мовсола. Как они оказались в Тегее, неизвестно. Подобное изображение Зевса с бородой и женской грудью было найдено в Каппадокии и ряде других мест.
В 1892 году М. Майер высказал предположение об этимологическом родстве названий лабрис и Лабиринт, предположив, что Лабиринт – это местопребывания Зевса в виде двойного топора, лабриса. Минотавр, как единственный обитатель Лабиринта, и есть Зевс (либо его ипостась). Созданный афинянином Дедалом, Лабиринт (по преимуществу, подземное сооружение), являлся подражанием египетскому Лабиринту фараона XII династии Аменемхета (ок. 2200г до н.э), о чем упоминают Диодор Сицилийский и Плиний. А. Эванс отождествлял его с самим кносским дворцом. Альтернативное мнение заключается в том, что Лабиринт – это рисунок на колонах или полах на манер свастики или меандра, изображающий движение небесных светил. По мнению А. Кука, Лабиринтом являлась разметка на полу орхестры для танцев, обнаруженной в северо-западном углу кносского дворца А. Эвансом в 1901 году. Об этом рисунке сообщает Гомер, рассказывая о строительстве Дедалом в Кноссе площадки для танцев Ариадны. Наконец, существует предположение о том, что Лабиринт – это храм Зевса Лабрандского. Несмотря на то, что ко времени Геродота и Диодора от Кносского дворца не осталось и следа (Диодор писал о том, что, возможно, он был срыт или саморазрушился от времени), память о возможном копировании критского лабиринта с египетского оригинала оставил Плиний, который писал: «Нет сомнения, что во всяком случае отсюда Дедал взял образец для своего критского Лабиринта, воспроизводящего, однако, только сотую долю египетского. Это не тот узор, что мы видим на полу или на площадках для детских игр, заключающих в себе несколько тысяч шагов для ходьбы. … Это извилины с частыми дверями, приводящими к ложным входам и вновь направляющие на те же ошибочные пути. Это Лабиринт, второй по древности после египетского. Третий – на Лемносе, и четвертый – в Италии. При этом Плиний упоминает одну любопытную деталь об особенностях архитектуры лемносского Лабиринта, в котором 150 колонн были при помощи колес так ловко подвешены, «что вращались от прикосновения ребенка». Весьма похоже на описание тибетских молитвенных «колес Мани», не правда ли? И на этом перечень параллелей не исчерпывается. Упоминая об италийском Лабиринте, Плиний пишет о том, что он был выстроен в качестве усыпальницы царя этрусков Порсены (VIв до н.э) у г. Клузы и располагался внутри прямоугольного подножия с пятью пирамидами, увенчанными медными шарами и куполом над ними, с которого спускались на цепях колокольчики, издававшие при движении ветра звон на большом расстоянии, «как это было некогда в Додоне». Древнегреческий фэн-шуй, практиковавшийся в эпирском святилище Зевса в Додоне?
Вопрос о служителях культа критского Зевса остается открытым. Исторически к ним относят куретов. Упоминается, что первым царем Крита был курет Крес и то, что остров раньше именовался Куретидой. Генеалогия куретов также неоднозначна и перекликается с генеалогией корибантов (Крит часто называли Корибантидой, а критского Аполлона – сыном Корибанта, внуком Иасиона (брата Дардана) и Кибелы). При этом единственная разница между куретами и корибантами заключалась в том, что корибанты связаны главным образом с малоазиатским культом Кибелы, а куреты – критского Зевса. Функциональные различия между куретами и корибантами заключаются в том, что первые выступают в качестве воспитателей и учителей новорожденного Зевса на Крите, охраняя его от Кроноса. Кроме того, они выступают как металлурги, пророки и маги. Корибанты же, в первую очередь – это спутники Кибелы, воспитавшие и охраняющие Загрея («старшего Диониса», сына Зевса и Персефоны, вскормленный Деметрой, своей бабкой), танцуя вокруг него.
Мифология куретов и корибантов, как составная часть мифа о младенце Зевсе, имела широкое распространение за пределами Крита: Пелопоннес (Аркадия, Аргос, Лаконика, Мессения, Элида), Эвбея, Самофракия, Кипр, Троада, Фригия, Малая Азия (Кария, Эфес, Смирна). Причем в Греции была сильна традиция, трактовавшая куретов, как реальное историческое племя. Это касается Этолии, где, возможно, они занимали Плеврон. Этол из Элиды изгнал куретов в Акарнанию, где известна местность Куретида (Страбон отмечал, что «куреты как народ отличаются от этолян и акарнян). Этих акарнанских изгнанников объединяют с куретами, жившими по Ахелою. Известно, что Эвбею также именовали Куретидой. Нонн Политанский писал, что Диониса в его индийском походе сопровождали эвбейцы во главе с семью корибантами, которых он, по-видимому, не отличает от куретов. Существовало мнение, что Кносс был заселен из акарнанской Куретиды. Куреты также мыслились основателями многих городов Крита – Элевфера, Итан, Биен, Иеракитны.
Излагающие историю Крита и Фригии утверждают, что «куреты были подобные же божественные существа или слуги божеств, причем история их переплетается рассказами о различных священнодействиях, то таинственных, то иного рода, относящихся к воспитанию Зевса на Крите, к оргиям Матери богов в Фригии и в окрестностях троянской Иды…»
Мнение, будто куреты и корибанты не кто иные, как юноши и мальчики, которым предлагали участвовать в празднествах Матери богов для исполнения танца в вооружении, считается Скепсием достаточным веры. Корибанты так названы от corypto (трясу головой) и bainein (идти), т.к в танце они выступали, тряся головой. Куретов и корибантов считают потомками идейских дактилей, а именно: будто первые сто мужчин, родившиеся на Крите, получили имя идейских дактилей, от них было девять потомков, куретов (об этом же писал Диодор), каждый из которых впоследствии произвел по 10 детей.
Кроме того, считалось, что пять мужчин и пять женщин жили на фригийской Иде задолго до рождения Зевса, а другие говорят, что нимфа Анхиала родила их х Диктейской пещере неподалеку от Оакса. Дактили – мужчины были кузнецами и первыми обнаружили железо на соседней горе Берекинт, а их сестры, осевшие в Самофракии… произносили магические заклинания и научили Орфея мистериям богини. Дактили – мужчины были куретами, охранявшими Зевса на Крите от Кроноса, которому они воздвигли храм в Элиде, чтобы умилостивить, когда были вынуждены уйти с Крита. Отмечается, что фригийское племя берекинтов, и фригийцы вообще, а также троянцы, живущие в окрестностях Иды, почитают Рею, устраивают в ее честь оргии, называя ее Матерью богов, Великой богиней фригийской, Идаей, Диндименой, Сипиленой, Песинунтидой и Кибелой, по имени местностей. Дмитрий Скепсийский утверждал, что на Самофракии не рассказывают ничего таинственного о кабирах. И более того, что почитание Реи на Крите не туземного происхождения и не распространено достаточно, но что таково оно только в Фригии и Троаде.
Их поселения локализуют в лесистых горах, ущельях, пещерах, объясняя этот тем, что они не изобрели строительство жилищ. Возможно это доказывает именно то, что в общих чертах эти древние жрецы были аналогичны жрецам друидов. В источниках отмечается, что их отличало наставничество. «Они стали водителями общей взаимной дружбы и сожительства, а также единомыслия и некоторого благочиния». Выполнять подобные функции без наличия единого культа божества просто невозможно.
Прыгая вооруженны, шаги прибивая, куреты
Пляшите вы как волчки, благозвездные, горные духи;
Лирой искусной сверх ритма, вы движетесь, легкие следом.
Вооруженные стражи, вожди с выдающейся славой,
С Матерью вместе в горах вы бушуете, оргиофанты…
Т.о, можно подвести некоторые итоги:
1. Изображение двойных топоров и обнаружение на Крите святилищ, посвященных лабрису и быку, позволяет говорить о существовании в бронзовом веке культа минойской Реи, матери Зевса, позднее воплотившего в себе его мифологию, имевшую огромную географию распространения (Лидия, Кария, Фригия, Малая Азия) и связанную с Зевсом Лабрандом
2. Критский Лабиринт – это местопребывания Зевса в виде двойного топора, лабриса. Минотавр, как единственный обитатель Лабиринта, и есть Зевс (либо его ипостась). Альтернативное мнение заключается в том, что Лабиринт – это либо рисунок на колонах или полах на манер свастики или меандра, изображающий движение небесных светил; либо разметка на полу орхестры для танцев, обнаруженной в северо-западном углу кносского дворца А. Эвансом в 1901 году; либо храм Зевса Лабрандского.
3. Функциональные различия между куретами, корибантами и тельхинами заключаются в том, что первые выступают в качестве воспитателей и учителей новорожденного Зевса на Крите, охраняя его от Кроноса; вторые, в первую очередь – это спутники Кибелы, воспитавшие и охраняющие Загрея («старшего Диониса», сына Зевса и Персефоны, вскормленный Деметрой, своей бабкой), танцуя вокруг него; третьи – первыми заселили Родос, выковали серп Кроносу, которым он оскопил Урана и воспитали Посейдона. Первыми начали изготавливать изображения богов.
4. Фригийцы и троянцы, живущие в окрестностях Иды, почитали Рею, устраивают в ее честь оргии, называя ее Матерью богов, Кибелой и т.д. Дмитрий Скепсийский указывал, что почитание Реи на Крите не туземного происхождения и не распространено достаточно, но что таково оно только в Фригии и Троаде.
6. Мифология куретов и корибантов, как составная часть мифа о младенце Зевсе, имела широкое распространение за пределами Крита: Пелопоннес (Аркадия, Аргос, Лаконика, Мессения, Элида), Эвбея, Самофракия, Кипр, Троада, Фригия, Малая Азия (Кария, Эфес, Смирна).
7. В Греции была сильна традиция, трактовавшая куретов, как реальное историческое племя, обитавшее в Этолии (Плеврон), которых изгнал в Акарнанию Этол, где известна местность Куретида (Страбон отмечал, что «куреты как народ отличаются от этолян и акарнян). Этих акарнанских изгнанников объединяют с куретами, жившими по Ахелою. Известно, что Эвбею также именовали Куретидой (Нонн Политанский писал, что Диониса в его индийском походе сопровождали эвбейцы во главе с семью корибантами, которых он, по-видимому, не отличает от куретов); Возможно, Кносс был заселен из акарнанской Куретиды. Куреты также мыслились основателями многих городов Крита – Элевфера, Итан, Биен, Иеракитны.
8. Когда Зевс решил наслать наводнение на куретов за то, что они вмешивались в погоду, создавая кодовские туманы и портя урожай, они, предупрежденные Артемидой, ушли с Крита в Беотию, Сикион, Ликию, Орхомен.
9. Тевмисские (беотийские) тельхины были уничтожены наводнением (Огигов потоп), ликийские – растерзаны Аполлоном в образе волка, хотя они хотели умилостивить его новым храмом. В Орхомене их тоже после не видели. Ходили слухи, что часть из них жила в Сикионе. Не будем забывать и о версии, согласно которой второй царь Аргоса Фороней изгнал тельхинов из Аргоса вовремя или после наводнения.
10. Те из девяти тельхинов, которые сопровождали Рею на Крит и воспитали Зевса, были названы куретами. Существовали мнения, что корибанты – дети Кроноса или Зевса и Каллиопы, при этом отождествляя их с кабирами, говоря, что они ушли на Самофракию, именовавшуюся прежде Мелитой и что деяния их были исполнены божественности. Стесимброт с Фасоса считал, что свое название кабиры получили от горы Кабира в Берекинтии.
11. Пот мнению Ферекида, девять кабиров родились от Аполлона и Ретии, и, вскоре, заняли Самофракию (Дмитрий Скепсийский утверждал, что на Самофракии не рассказывают ничего таинственного о кабирах). Страбон писал, что «наибольшим почетом кабиры пользуются на о-вах Имброс и Лемнос, а также в городах троянских, названия которых таинственны».
12. Геродот сообщает, что культ кабиров и Гефеста, который существовал в Мемфисе, был упразднен после завоевания персами (Камбизом).
14. Поселения куретов локализуют в лесистых горах, ущельях, пещерах, объясняя этот тем, что они не изобрели строительство жилищ. Возможно это доказывает именно то, что в общих чертах эти древние жрецы были аналогичны жрецам друидов (священный дуб Зевса в эпирской Додоне).