Что означает осанна вышних

Осанна

Смотреть что такое «Осанна» в других словарях:

ОСАННА — (евр. gochiana спаси же). Спаси, помоги, благослови, Боже! Молитвен. возглас древн. евреев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОСАННА (еврейск. «спасение») приветствие у древн. евреев, означающее:… … Словарь иностранных слов русского языка

осанна — слава, славословие, восхваление Словарь русских синонимов. осанна сущ., кол во синонимов: 3 • восхваление (27) • … Словарь синонимов

ОСАННА — ОСАННА, осанны, мн. нет, жен. (греч. osanna из др. евр. спаси же!) (церк.). Молитвенный возглас, славословие. ❖ Петь или восклицать осанну кому (книжн. устар.) перен. выражать полную преданность, покорность кому нибудь; превозносить кого нибудь.… … Толковый словарь Ушакова

ОСАННА — ОСАННА, ы, жен. (устар.). Восторженное славословие [первонач. хвалебный возглас в древних молитвах]. Петь или восклицать осанну кому н. (крайне превозносить, восхвалять кого н.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОСАННА — церк., евр. радостное восклицание: спаси, охрани! Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

осанна — см. осана … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

Осанна — Вход Господень в Иерусалим (русская икона) Осанна (ивр. הושיע נא‎, hôšî‘â nā’ … Википедия

осанна — др. русск., ст. слав. осанна ὡσαννά (Зогр., Мар., Остром., Супр.) Из греч. ὡσαννά от др. еврейск. hōšаΏnā помоги же ; см. Литтман 27; Гуте, Bibelwb. 278 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Осанна — (евр. – спаси же!) – возглас, употребляемый древними евреями во время молитв, как просьба к Богу о помощи. Этим же возгласом евреи встречали Иисуса Христа при Его торжественном входе в Иерусалим, ожидая от Него благ, счастья, прощения и спасения… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Осанна — (от еврейского гошианна спаси же!) молитвенный возглас древних евреев, употреблявшийся при торжествах и молитвах, напр. во время праздника кущей. Такими возгласами народ встречал Иисуса Христа при торжественном входе Его в Иерусалим. Это был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

«Спаси же нас, Ты, Который в небесах!», или Что мы знаем о празднике Входа Господня в Иерусалим?

Знаете ли вы, что символизирует собой праздник Входа Господня в Иерусалим?

Что означает осанна вышних. Смотреть фото Что означает осанна вышних. Смотреть картинку Что означает осанна вышних. Картинка про Что означает осанна вышних. Фото Что означает осанна вышних

Святитель Иоанн Златоуст отмечает связь этого события с чудом воскрешения Лазаря и с Воскресением Иисуса Христа. Он обращает внимание на Царское достоинство Иисуса, явленное в событии праздника. А также подчеркивает торжественность вхождения Христа в Иерусалим, которая резко выделяла это событие на фоне других случаев прибытия Христа в Иерусалим во время Его земной жизни.

Кроме того, святитель Кирилл Александрийский, отмечая исполнение содержащихся в Ветхом Завете мессианских пророчеств, указывает на величайшее смирение Сына Божия, с которым Он вступил в Иерусалим.

Что означает осанна вышних. Смотреть фото Что означает осанна вышних. Смотреть картинку Что означает осанна вышних. Картинка про Что означает осанна вышних. Фото Что означает осанна вышних

«Вербное воскресенье в Москве во времена царя Алексея Михайловича». Шварц В. Г.

Знаете ли вы, какими народными традициями характерен этот праздник на Руси?

Почему принято приносить в храм и освящать вербу? Едва тает снег, как среди талых вод первой распускается верба. Обилие красивых пушистых почек породило ассоциации с пальмовыми ветвями, с которыми встречали Христа в Иерусалиме.

Это любимейший праздник русских людей, который в народной жизни приобрёл своеобразные черты. Например, широко распространено языческое суеверие «битье вербой», когда хлестали после праздничной службы, а после освящения вербы, приходя домой, хлестали вербой друг друга, детей: чтобы росли и были здоровыми, с той же целью хлестали скотину, пчелиные ульи, а затем шли в огород и на озимом поле после того, как трижды били землю вербой, втыкали ее в землю. И даже ходили хлестать вербой могилы близких. Такой обычай, хотя и отличающийся в деталях, был распространен среди многих славянских народов: в Польше, Чехии, Славонии (территория Хорватии). Отсюда и поговорки: «Выгоняют в первый раз скот в поле вербою с вербного воскресенья»; «Не верба бьёт, а старый грех» и др.

Что означает осанна вышних. Смотреть фото Что означает осанна вышних. Смотреть картинку Что означает осанна вышних. Картинка про Что означает осанна вышних. Фото Что означает осанна вышних

«Девочки. Вербное воскресенье». Серафима Блонская. 1900

Знаете ли вы, что означают вербы, которые мы освящаем и храним в память об этом празднике?

Употребление ветвей и свечей относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие отцы Церкви. Зеленеющие ветви служат знамениями победы над смертью и Воскресения Христа, ибо ваий (или вербы) есть ветви вновь распустившегося дерева. Светильники, которые держат при вербах молящиеся, означают величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

«Распространено мнение, что так как в Иерусалиме Христа встречали пальмовыми ветвями, а у нас пальм нет, поэтому – мы встречаем вербами. Но еще в Ветхом Завете существует повеление приносить в храм то, что является начатком всего живого, знаком того, что все – от Бога. Верба – одно из первых растений, которое в это время дает цветоносную почку» (протоиерей Вячеслав Харинов).

Святой Андрей Критский пишет: «Хочешь ли, возлюбленный, светло праздновать торжественный день и сретить Христа, грядущего на страдания, и прилепиться к Нему?… Вместо ваий принеси добродетельную жизнь; ветвями масличными соделай свои руки, простертые к милостыне».

Знаете ли вы, что праздник Входа Господня в Иерусалим знаменует собой окончание Великого поста и начало Страстной седмицы?

Лазарева суббота и Вербное воскресенье являются переходом от Четыредесятницы к Страстной Седмице. В пятницу, накануне Лазаревой субботы, оканчивается Святая Четыредесятница. В этот день на вечерне, соединяемой с Литургией Преждеосвященных Даров, в знак окончания поста поется стихира: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбие, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое».

Что означает осанна вышних. Смотреть фото Что означает осанна вышних. Смотреть картинку Что означает осанна вышних. Картинка про Что означает осанна вышних. Фото Что означает осанна вышних

Знаете ли вы, что ослик, на которого воссел Господь, был не один, но животных было два?

Сама поездка Христа на ослике, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (Зах 9: 9). У евангелиста Матфея пророчество Захарии описано как осуществленное вплоть до мельчайших подробностей, т.к. говорится не об одном, а о двух животных – ослице и осленке, принимавших участие во Входе Господнем в Иерусалим. При этом из текста Евангелия можно понять, что Господь воссел на двух животных сразу: «и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне» (Мф. 21: 2-3, 5, 7). Как такое могло быть?

Было предложено несколько вариантов решения вопроса о смысле этих строк, из которых наиболее вероятны два: текст этого стиха мог быть испорчен (в рукописях действительно есть расхождения), и в действительности Господь сел только на осленка; либо слова «поверх их» в этом стихе относятся только к постеленным одеждам, поскольку другие евангелисты однозначно говорят о поездке на молодом осле. Возможно, второе животное было необходимо, чтобы молодой, необъезженный осел шел через толпу спокойно. Евангелисты подчеркивают, что на осла до Христа никто никогда не садился – это указывает на ритуальную чистоту животного и возможность принесения его в жертву Богу (Числ. 19: 2 слл.; Втор. 21: 3; 1 Цар. 6: 7;).

Знаете ли вы, что поездка на осле Христа, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии?

«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9: 9) – это пророчество цитируется у евангелистов Матфея и Иоанна, а у Марка – подразумевается.

«Мы переносимся к более возвышенному смыслу, чтобы уразуметь, что эта ходившая под ярмом ослица, порабощенная, влачившая бремя закона, есть синагога [или народ иудейский]; а осленок, игривый и свободный, – народы языческие, на которых воссел Иисус; к ним двоим послал Он и двух учеников Своих: одного – к обрезанным, а другого – к язычникам» (блаженный Иероним Стридонский – символическое толкование).

Знаете ли вы, что Вход Господень в Иерусалим и воскрешение Лазаря связаны между собой?

Знаете ли вы, что в Иерусалим верхом въезжали только цари?

События Входа Господня в Иерусалим понималось всеми как вход истинного Царя Израиля в Иерусалим, что подтверждается и тем, что люди подстилали Христу под ноги свою одежду (Мф. 21: 8; Мк. 11: 8; Лк. 19: 36; ср.: 4 Цар. 9: 13). Впрочем, передвижение на осле было характерным для еврейских учителей. Однако традиционно все без исключения паломники входили в Иерусалим пешими, в знак смирения и почитания Святого града и храма. Ослик говорит о мирном характере вступления Мессии-Царя в Его город (Мф. 21: 5), контрастирующий с обычными для торжественного входа царей и полководцев боевыми скакунами, слонами и колесницами. Подтверждением этого служит и тот факт, что въезд Христа в Иерусалим как Царя не привел к восстанию или серьезным волнениям; Он не был арестован немедленно, а лишь спустя какое-то время, хотя событие Входа Господня вызвало подозрения и опасения у иудейской верхушки.

Что означает осанна вышних. Смотреть фото Что означает осанна вышних. Смотреть картинку Что означает осанна вышних. Картинка про Что означает осанна вышних. Фото Что означает осанна вышних

Знаете ли вы, что значат слова, которые народ кричал Христу: «Осанна в вышних»?

Сопровождая Христа, народ и ученики восклицали: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» Это возглас – слова из псалма 117, который пелся по большим праздникам: «О Господи, спаси же, о Господи, благопоспеши же! Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня» (Пс. 117: 25-26).

Еврейское выражение «осанна» буквально означает «спаси же» – это мольба о помощи, обращенная к Богу. Например, на осеннем празднике Кущей люди восклицали «осанна», чтобы Бог послал дождь, и земля за зиму напиталась влагой. «Осанна», в первую очередь, выражает не мысль, а эмоцию – подобно слову «ура» в русском языке. А продолжение – «в вышних» – это обращение к Богу: «Спаси Ты, Который в вышних», то есть на высоте от земли, на небе.

Источник

Евангелие по Матфею 21:9

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

Толпы же, которые шли впереди и которые следовали позади [Его] восклицали, говоря: Осанна сыну Давидову, благословен Тот, Который идет во имя Господа. Осанна в вышних

Блж. Феофилакт Болгарский

народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних

Евфимий Зигабен

Народи же предходящии (Ему) и вследствующии зваху, глаголюще: осанна Сыну Давидову: Благословен Грядый во имя Господне: осанна в вышних

Народи же предходящии (Ему) и вследствующии зваху, глаголюще: осанна Сыну Давидову

Осанна – слово еврейское и значит иногда – хвала, а иногда – спасение. Здесь же оно выражает: «хвала сыну Давидову».

Благословен Грядый во имя Господне

во имя Господне, т.е. от Господа. Благословен идущий от Бога, благословен посланный Богом. Марк ( 11:10 ) присоединил: благословено грядущее царство во имя Господа отца нашего Давида… Они думали, что восстанавливался низверженный престол царства Давидова. Поэтому они с радостью говорят: «И благословенно опять идущее царство праотца нашего Давида, идущее во имя Господне,»– т.е. от Бога. Иоанн ( 12:13 ) говорит: благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев. Вероятно, все это было сказано тогда народом, идущим впереди, следующим сзади и выходящим навстречу. Во имя Господне понимают и так: во славе Господней, в звании царя.

Осанна в вышних

Хвала в вышних: пусть хвалят и высшие силы, т.е. Ангелы, Бога, пославшего нам царя и восстановившего царство Давида. Лука ( 19:38 ) вместо: осанна в вышних сказал: слава в вышних. Он же повествует и об учениках, что они говорили: благословен грядый Царь во имя Господне: мир на небеси и слава в вышних, называя миром радость. Обрати внимание на то, как при таком шуме и крике совершенно не объезженный молодой осел шел, однако, смирно, вполне прообразуя повиновение язычников и большую перемену их к благонравию.

Лопухин А.П.

народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних

Выражение ό ερχόμενος — грядущий, которое у Луки заменяется ό βασιλεύς — царь, было тогдашним названием Мессии. Народ назвал Христа Царем или Мессией, соединяя с этими названиями земные представления, как о царе завоевателе и покорителе народов. Истинного значения слова Мессия в то время народ не мог понимать. Но приветствуемый Царь отличался от обыкновенных царей-завоевателей тем, что приходил во имя Господне, подобно лучшим и благочестивым иудейским царям. “Во имя Господне” — это выражение следует поставлять в связь с ό ερχόμενος, а не с ευχόμενος. Подобные же выражения часто слышались из уст народа во время праздника кущей.

Свт. Григорий Палама

народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних

Итак, не умом, но по понятию беззлобия, младенствуя, одухотворенные Святым Духом, они возслали Господу совершеннейший и полнейший гимн, свидетельствуя, что Он, как Бог, оживотворил четверодневного мертвеца Лазаря.

Свт. Иларий Пиктавийский

народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних

Свт. Иннокентий (Борисов)

Толпы же, которые шли впереди и которые следовали позади [Его] восклицали, говоря: Осанна сыну Давидову, благословен Тот, Который идет во имя Господа. Осанна в вышних

Север Антиохийский

народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних

На самом деле, когда верующие отказывались от всего, что имели, и даже от собственных одежд (как бы суть всего в одном поступке), то они следовали за евангелием милости. В книге Деяния Апостолов сказано: И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого ( Деян. 2:45 ). А если бы это было не так, если бы в этом не было таинственного прообраза грядущих событий, то ветви и одежды превратились бы даже в препятствие для ослицы, словно сети, мешая ногам ее ступать.

Можно вспомнить, что ветви символизируют победу; ими приветствовавшие Его оказывали почтение, достойное Бога. Евангелисты пишут, что, когда Он приблизился и готов был сойти с Масличной Горы, народ стал приветствовать Его, идя впереди, восхваляя Его и срезая ветви деревьев. Евангелисты ясно показывают, что это были ветви оливы; они и должны были быть ветвями оливы, потому что росли на Масличной Горе.

Троицкие листки

народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних

Источник

Вход Господень В Иерусалим

События праздника

Воспоминание торжественного входа ГосподаИисуса Христа в Иерусалим накануне Его спасительных страданий и победного воскресения совершается Церковью в воскресенье за семь дней до Пасхи. Так же этот день называют «Неделя ваий» или «Вербное воскресенье». В Греции и на Ближнем Востоке принято в этот день совершать крестный ход с пальмовыми ветвями в руках, в память о встрече Господа жителями Иерусалима. В России вместо пальм обычно употребляются веточки вербы, которая зацветает весной прежде всех растений.

Об этом событии подробно рассказывают все четыре евангелиста ( Мф. 21:1–11 ; Мк. 11:1–11 ; Лк. 19:28–44 ; Ин. 12:12–19 ).

Господь Иисус Христос шел теперь в Иерусалим для того, чтобы исполнилось всё написанное о Нем пророками как о Мессии. Он шел для того, чтобы испить чашу искупительных страданий, дать душу Свою в избавление за многих и потом войти в славу Свою. Поэтому в полную противоположность тому, как держал Себя Господь прежде, Он решил этот Свой последний вход в Иерусалим устроить с особой торжественностью. Первые три Евангелиста передают нам подробности, которыми сопровождалась подготовка этого торжественного входа. Когда Господь с учениками, окруженный множеством народа, сопровождавшего Его от Вифинии и встречавшегося по пути, приблизился к горе Елеонской, Он послал двух учеников в селение, находившееся перед ними, с поручением привести ослицу и молодого осла. Гора Елеонская, или Масличная, называлась так по множеству росших в ней оливковых деревьев. Она находилась к востоку от Иерусалима, отделяясь от него ручьем или потоком Кедров, который почти совершенно высыхал летом. На западном склоне горы, обращенном к Иерусалиму, находился сад, называвшийся Гефсиманией. На восточном же склоне горы лежали два селения, упоминаемые у святых Марка и Луки Виффагия и Вифания (Матфей говорит только о первой). С горы Елеонской был прекрасный вид на все части Иерусалима.

Торжественное вступление в город

Кони на древнем Востоке были дороги и употреблялись почти исключительно для войны. Для домашнего обихода и путешествий использовались ослы, мулы и верблюды. Сесть на коня было тогда символом войны, сесть на мула или осла – знаком мира. В мирное время даже цари и вожди ездили на этих животных.

апостолы сказали, для Кого они их берут. Евангелисты Матфей и Иоанн указывают, что это было исполнением пророчества Захарии, которое они приводят, но в сокращенном виде и которое полностью читается так: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (осле, который ходит под ярмом; Зах. 9.9 ). Это пророчество близко пророчеству Исайи, из которого святой Матфей заимствует первые слова: «Скажите дочери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его – перед Ним» ( Ис. 62:11 ).

Народная радость

Разумея величие этих минут, апостолы сами стараются украсить это шествие торжественностью: они покрывают ослицу и молодого осла своими одеждами, которые как бы должны были заменить собой златотканые ткани, коими украшались царские кони. Ехал Господь, как ясно видно из повествования святых Марка, Луки и Иоанна, на осленке, а ослица, по-видимому, шла рядом. «Многие же постилали одежды свои по дороге», следуя примеру учеников, «другие же», не имея верхних одежд, по бедности, «резали ветви с дерев и постилали по пути», чтобы сделать путь мягким и удобным для осленка и таким образом послужить и воздать честь Сидящему на нем. Далее, совмещая повествования всех Евангелистов, можно представить себе следующую картину: «Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской» ( Лк. 19:37 ), то есть когда они приблизились к перевалу, откуда начинался спуск и открылся дивный вид на Иерусалим, «все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога» за спасение мира, уготованное во Христе, и в частности за все чудеса – «какие видели они». К этому добавляет святой Иоанн: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Ему» ( Ин. 12:12–13 ).

Так соединилось два множества народа: одно шло от Вифании со Христом, другое из Иерусалима, навстречу Ему. Вид Иерусалима, представшего с горы во всей своей красе, вызвал восторг всей народной массы, который вылился в радостных и громогласных криках: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев». «Осанна» в буквальном переводе с древнееврейского языка значит «спаси же», «даруй спасение». Это восклицание употреблялось как выражение радости и благоговения наподобие нынешнего «да здравствует». Слова «осанна в вышних» означают высокую степень этой радости и указывают, что ожидаемое спасение – это не просто земное избавление, но нечто большее, исходящее от Бога. «Благословен грядущий во имя Господне» значит «достоин благословения или прославления Тот, Кто приходит от Господа с Его повелениями, с Его властью, как приходят от земного царя посланники и правители с полномочиями заменять его» (ср. Ин. 5.43 ). Евангелист Марк присоединяет к этому еще восклицание: «Благословенно грядущее царство во имя Господа, отца нашего Давида».

Царство Давида должен был восстановить Мессия, престол Которого должен был пребывать вечно и власть должна была распространиться на все народы. В этих словах сыны Израилевы и прославляют Христа, грядущего восстановить это царство Давидово, хотя они и не понимают еще, что это Царство будет не земным, а духовным. Святой Лука передает еще одно восклицание: «Мир на небесах», то есть «с небес снисходят все истинные духовные блага и вечное спасение».

Евангелист Иоанн называет причиной этой радостной встречи Господа великое чудо воскрешения Лазаря, только что Им совершенное, а Лука – все вообще чудеса Его. Видя торжество, фарисеи обращатились к Иисусу с лукавой просьбой: «Учитель, запрети ученикам Твоим(ибо Ты, как и мы, понимаешь, насколько все это неприлично и опасно для Тебя)». Господь ответил им: «Если они умолкнут, то камни возопиют» ( Лк. 19:39–40 ); т.e. это славословие Христу Мессии устрояется в сердцах и устах народа Самим Богом, и если бы люди воспротивились этому Божиему повелению, тогда бездушные камни заменили бы людей в прославлении Господа. В этих словах Церковь видит также иносказательное указание на язычников, имевших прежде как бы каменные сердца, но потом заменивших собой тех членов ветхозаветной общины, кто отверг Христа. Тот же смысл имеет и приводимый апостолом Матфеем ответ Господа фарисеям, негодовавшим на то, что дети в храме восклицали: «Осанна Сыну Давидову!» – «Разве вы никогда не читали: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу»; то есть Бог Сам устроил Себе хвалу в устах младенцев и грудных детей ( Пс. 8:3 ; Мф. 21:15–16 ).

Плачь Господа об Иерусалиме

Смотря на город, как повествует евангелист Лука (19:41–44), Господь «заплакал о нем», по причине его скорой погибели. Важно упомянуть то обстоятельство, что в 70 году римляне, начиная осаду Иерусалима, устроили свой лагерь как раз на том месте Елеонской горы, где находился в то время Христос Спаситель, и самая осада началась тоже незадолго до Пасхи. «О, если бы ты хоть в

сей день твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих», – посетовал Господь, – Если бы ты, народ иудейских, хотя бы сейчас уразумел, что служит к твоему спасению; но ты упорно закрываешь глаза, чтобы не видеть. Отвергая Меня, ты ускоряешь свою гибель. Обращаясь к великому городу, Иисус сказал: «Не уразумел (ты) времени посещения твоего», то есть того благоприятного времени, когда Бог явил тебе особую милость и призывал тебя к спасению через посланного к тебе Мессию.

Из богослужения Недели ваий

На вечерне на «Господи, воззвах» стихии:, глас 8:

Днесь благодать Свят́аго Духа нас собра,/и вси вземше крест Твой глаго́лещ/благословен грядый во имя Господне,/ осанна в вышних.

В сей день благодать Святого Духа нас собрала;/и все мы, взяв Крест Твой,возглашаем:/«Благословен Грядущий во имя Господне!/Осанна в вышних!»

Имеющий престолом небо и подножием землю,/Слово Бога Отца/и Сын Его, столь же вечный,/Ты в сей день воссел смиренно/на бессловесном молодом осле, в Вифанию придя./Потому дети еврейские‚/ветви держа в руках‚/восхваляли Тебя восклицанием:/»Осанна в вышних‚/благословен Грядущий Царь Израилев!»г

Приид́ите и мы днесь весь новый Изр́аиль,/яже от яз́ык Церковь‚/со пророком Зах́ариею возопи́им: / радуйся зел́о дщи Си́онова‚/проповедуй дщи Иерусал́имова:/яко се Царь твой грядет тебе кр́оток и спас́аяй‚/и вс́едый на жреб́я ́осле, сына подъяремнича:/празднуй, яже детей, ветви руками держ́ащи похвал́и:/осанна в вышних‚/благословен грядый Царь Изр́аилев.

Станем и мы, весь новый Израиль,/Церковь призванных Из всех народов‚/взывать в сей день вместе с пророком Захарией:/«Безмерно радуйся, дочь Сиона;/провозглашай, дочь Иерусалима‚/ибо вот, Царь Твой приходит к Тебе, кроткий и спасающий‚/воссевший на молодом осле, сыне подъяремной»./Празднуй подобно детям, держа ветви в руках‚/возноси Ему хвалу/»Осанна в вышних‚/благословен Грядущий Царь Израилев!»

Честн́ое воскресение Твое прообраз́уя нам‚/воздвигл еси ум́ершаго повелением Твоим‚/ бездыханнаго Лазаря друга, Бл́аже,/из гроба четверодн́евна смерд́яща./Темже и на жреб́я возшед обр́азно/якоже на колесн́ице носимь‚/яз́ыки укротев́ая, Спасе./ Сего ради и хваление приносит возлюбленный Изр́аиль/из уст ссущих, и младенец незл́обивых,/зрящих Тя, Христе, вход́яща во свят́ый град,/ прежде шести дней Пасхи.

Священное воскресение Твое предзнаменуя нам, /Ты, Благой, умершего друга Твоего Лазаря/воздвиг повелением Своим‚/из гроба на четвертый день, бездыханного, смердящего./Потому и на осленка Ты воссел, Спаситель‚/как на колеснице носимый на нем,/образно призвание язычников тем предвещая./Потому и хвалу Тебе/приносит возлюбленный Израиль/устами грудных младенцев и детей беззлобных,/видящих Тебя, Христе, входящим во Святой Град/ за шесть дней до Пасхи.

Прежде шести дней Пасхи прииде Иисус во Виф́анию,/ и приступ́иша к нему учениц́ы Его, глаго́люще Ему:/Господи, где х́ощеши угот́оваем Ти ́ясти Пасху./Он же посл́а их:/ид́ите в пр́еднюю весь‚/и обр́ящете человека, скуд́ель вод́ы нос́яща:/последуйте ему, и дому владыце рц́ыте: /Учитель глаголет‚/у тебе сотворю Пасху со учениќи Моими.

За шесть дней до Пасхи/пришел Иисус в Вифанию./И подошли к Нему ученики Его, говоря Ему:/«Господи, где угодно Тебе, / чтобы мы приготовили Тебе вкусить Пасху?»/Он же послал их:/«Пойдите в ту часть города, которая перед вами‚/и встретите человека, несущего кувшин с водою;/идите за ним и хозяину дома скажите:/»Учитель говорит:/у тебя Я совершу Пасху с учениками Моими».

Стихииры на литии, глас 1:

Всесвят́ый Дух,/апостолы научивый глаѓолати ин́ыми стр́анными яз́ыки./Той детем еврейским неискусозл́обным повелевает звати:/ос́анна в вышних,/благословен грядый Царь Изр́аилев.

Всесвятой Дух, Апостолов научивший/говорить иными необычными языками‚/Он же не знающим зла детям еврейским повелевает взывать:/«Осанна в вышних‚/благословен Грядущий Царь Израилев!»

Собезнач́альный и соприснос́ущный‚/Сын и Слово Отчее,/на жреб́яти безсловесном сед́я,/ при́иде днесь во град Иерусал́им,/Егоже херув́ими со страхом зрети не могут‚/дети восхвал́иша, с в́аием и в́етвьми,/хвалу т́аинственно воспевающе:/ос́анна в вышних, ос́анна Сыну Дав́идову‚/пришедшему спаст́и от пр́елести весь род наш.

Сын и Слово Отца‚/как и Он началане имеющий и вечный‚/на осленке бессловесном восседая‚/пришел в сей день во град Иерусалим./Того‚ на Кого Херувимы из страха взирать не могут‚/дети восхвалили с побегами пальм и ветвями‚/хвалу таинственно воспевая:/»Осанна в вышних, осанна Сыну Давидову,/пришедшему спасти от заблуждения род наш!»

Прежде шести дней Пасхи,/глас Твой услышася, Господи, во глубин́ах ́адовых:/темже и Лазаря четверодн́евна воздв́игл еси./Дети же еврейския взыв́аху:/ос́анна‚ Боже наш, слава Тебе.

За шесть дней до Пасхи/голос Твой, Господи, услышан был в глубинах ада‚/тем самым и воздвиг Ты Лазаря,/четыре дня пребывшего во гробе./Дети же еврейские восклицали:/«Осанна! Боже наш, слава Тебе!»

Глас 2: Вход́ящу Ти, Господи,/во святый град, на жреб́яти сед́я/потщ́ался еси приит́и на страсть‚/да соверш́иши закон и пророки./Дети же еврейския воскресения победу предвозвещ́ающе‚/срет́аху Тя с в́етвьми и в́аием, глаѓолюще:/благословен еси, Сп́асе, помилуй нас.

Когда входил Ты, Господи‚/во святой город, восседая на осленке‚/Ты с готовностью к шел страданию‚/во исполнение Закона и Пророков./Дети же еврейские победу воскресения предвозвещая,/Тебя встречали с ветвями и побегами пальм и возглашали:/»Благословен Ты, Спаситель, помилуй нас!»

Слава Тебе, Христе‚/в вышних седящему на престоле‚/и ныне ч́аемому с честн́ым Твоим Крест́ом./Темже веселится дщи Си́онова,/радуются яз́ыцы земн́ии,/ветви держат дети, р́изы же учениц́ы‚/и вся вселенная науч́ися воп́ити Тебе:/благословен еси, Сп́асе, помилуй нас.

Слава Тебе, Христе, восседающему в Вышних на престоле‚/и ныне ожидаемому с Священным Твоим Крестом/Потому веселится дочь Сиона,/радуются племена земные‚/ветви держат дети, а одежды – ученики‚/и вся вселенная научилась взывать Тебе:/»Благословен Ты, Спаситель, помилуй нас!»

Глас 3: Прежде шести дней быти́я Пасхи‚/при́иде Иисус во Вифанию‚/воззвати ум́ерша четверодн́евна Лазаря,/и проповедати воскресение./Срет́оша же его и жен́ы, М́арфа и Мар́ия сестры Л́азаревы, вопиюще к Нему:/Господи, аще бы еси был зде, не бы умерл брат наш./Тогда глаго́ла к ним:/не предреко́х ли вам: в́еруяй в Мя, аще и ́умрет, жив будет:/покажите ми, где полож́исте его?/И вопияше к нему Зижд́итель всех:/Л́азаре, гряд́и вон.

За шесть дней до наступления Пасхи/пришел Иисус в Вифанию‚/чтобы из гроба вызвать/четыре дня назад умершего Лазаря/и тем о воскресении предвозвестить./ И встретили Его жены,/Марфа и Мария, сестры Лазаря, взывая к Нему:/«Господи‚ если бы Ты был здесь‚/ не умер бы брат наш»./Тогда Он сказал им:/»Не говорил ли Я вам прежде:/Верующий в Меня, если и умрет, жив буд/Покажите Мне, где вы положили его»./И воззвал к нему Творец всего:/«Лазарь‚ выходи!»

Стихиры на стиховне, глас 8:

Радуйся и веселися, граде Си́оне,/красуйся и радуйся, Церкве Божия:/се бо Царь твой при́иде в пр́авде‚/ на жреб́яти сед́я, от детей воспеваемый:/ос́анна в вышних, благословен еси,/имеяй множество щедр́от, помилуй нас.

Радуйся и веселись град Сион‚/ликуй и торжествуй Церковь Божия/Ибо вот, пришел Царь Твой праведный,/восседающий на молодом осле/и детьми приветствуемый в песни:/»Осанна в вышних, благословен Ты‚/имеющий милосердие безмерное, помилуй нас!»

При́иде Спас днесь во град Иерусалим‚/исп́олнити Пис́ание‚/и вси при́яша в руки в́аина:/ризы же подстил́аху Ему‚/в́едуще, яко Той есть Бог наш‚/Ему же херув́ими вопиют непрестанно:/ос́анна в вышних, благословен еси‚/имеяй множество щедр́от, помилуй нас.

Пришел Спаситель в сей день во град Иерусалим‚/чтобы исполнить Писание‚/и все взяли в руки пальмовые ветви/и одежды расстилали перед Ним‚/зная, что Он – Бог наш,/Которому херувимы взывают непрестанно:/»Осанна в вышних, благословен Ты,/имеющий милосердие безмерное, помилуй нас!»

На херув́имех нос́имый, и певаемый от сераф́им‚/возсел еси на жреб́я Дав́идски, Бл́аже/и дети Тя воспеваху богол́епно,/иуд́ее же х́уляху беззако́нно:/стр́опотное яз́ыков, сед́алище жребц́а прообразов́аше, / из неверия в веру претворяемое./Слава Тебе, Христе‚/едино милостиве и человеколюбче.

На херувимах носимый/и воспеваемый серафимами‚/Ты, Благой, воссел на молодом осле, как Сын Давидов‚/и дети воспевали Тебя, как подобает славить Бога,/Иудеи же поносили беззаконно./Сидение же на необъезженном осленке/прообразовало, что безудержные язычники/от неверия к вере изменяются./Слава Тебе, Христе‚/единый милостивый и человеколюбец!

Глас 6: Днесь благодать Святаго Духа нас собр́а‚/и вси вземше крест Твой глаголем‚/благословен грядый во имя Господне‚/ос́анна в вышних.

В сей день благодать Святого Духа нас собрала;/и все мы, взяв Крест Твой, возглашаем:/«Благословен Грядущий во имя Господне!/Осанна в вышних!»

Общее воскресение/прежде Твоея Стр́асти увер́яя,/из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./Темже и мы, яко ́отроцы победы знамения нос́яще‚/Тебе победителю смерти вопи́ем:/ос́анна в вышних‚/благословен грядый во имя Господне.

В общем воскресении/прежде Твоего страдания удостоверяя‚/из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже./Потому и мы, как дети, держа символы победы‚/Тебе – Победителю смерти воззовем:/»Осанна в вышних‚/благословен Грядущий во имя Господне!»

Глас 4: Спогр́ебшеся Тебе крещением, Христе Боже наш‚/безсмертныя жизни спод́обихомся Воскресением Твоим‚/и воспевающе зовем:/ос́анна в вышних‚/благословен грядый во имя Господне.

Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш‚/ мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим/и в песнях восклицаем:/«Осанна в вышних‚/благословен Грядущий во имя Господне!»

На утрени величание:

Величаем Тя‚/Живодавче Христе,/ос́анна в вышних,/и мы Тебе вопием:/благословен грядый во имя Господне.

Величаем Тебя,/Податель жизни Христе:/»Осанна в вышних!«/и взываем Тебе/»Благословен Грядущий во имя Господне!»

На престоле на Небес́и,/на жреб́яти на земли нос́имый, Христе Боже,/ангелов хваление/и детей воспевание при́ял еси, зовущих Ти:/благословен еси, грядый Адама воззв́ати.

На престоле восседая на небесах‚/шеству по земле на осленке, Христе Боже,/принял Ты хвалу от Ангелов/и прославление от детей, восклицавших Тебе:/ «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»

Стихиры на хвалитех, глас 4:

Множество народа, Господи‚/постил́аху по пути р́изы своя/друз́ии же р́езаху ветви от древ́ес, и нош́аху./Предыдущии же и посл́едующии, зов́яху глаго́люще:/ос́анна Сыну Давидову‚/ благословен еси пришедый,/и паки грядый во имя Господне.

Великое множество народа Господи,/расстилало по дороге одежды свои:/а иные резали ветви с деревьев и держали их в руках;/впереди же идущие и за Тобою следовавшие/восклицали, говоря:/»Осанна Сыну Давидову/Благословен Ты, Пришедший/и вновь Грядущий во имя Господне!»

Хотящу Тебе внити во свят́ый град Господи‚/ветви садов л́юдие нош́аху‚/Тебе поюще всех Владыку:/и зряще Тя на жреб́яти сед́яща‚/якоже на херув́имех зряху./Сего

ради с́ице вопи́яху:/ос́анна в вышних,/благословен еси пришедый‚/и паки грядый во имя Господне.

Когда предстояло Тебе войти/во святой город, Господи‚/ветви растений держали люди, /воспевая Тебя, Владыку всего;/видя Тебя сидящим на молодом осле‚/как Восседающего на Херувимах созерцали/и потому взывали так:/ «Осанна в вышних/Благословен Ты, Пришедший/и вновь грядущий во имя Господне!»

Изыд́ите, яз́ыцы, изыд́ите и людие,/и в́идите днесь Царя Небеснаго,/яко на престоле высоце‚/на жреб́яти х́уде во Иерусал́им входяща./Р́оде иудейский неверный и прелюбодейный, приид́и и виждь‚/Егоже виде Ис́аия во плоти нас ради приит́и им́уща‚/како уневещ́ает Себе, яко целомудренный новый Сион,/и отлагает осужд́енную с́онмицу:/яко в нетленном же браце и нескв́ерном,/нескв́ернии стеќошася благохвал́яще, неискусозл́обнии дети./С нимиже и мы поюще возопи́ем песнь ангельскую:/ос́анна в вышних,/имущему велию милость.

Выходите племена, выходите и народы,/и посмотрите в сей день на Царя Небесного‚/как на престоле высоком/на простом осленке в Иерусалим входящего./Род Иудейский неверный и прелюбодейный‚/приди и узри Того,/Кого видел Исаия, во плоти нас ради явившимся‚/как Он берет Себе в невесту/целомудренный новый Сион/и отвергает осужденную синагогу./И как при чистом и непорочном браке‚/сбежались с радостными хвалами/чистые невинные дети./С ними воспевая, песнь Ангельскую возгласим:/»Осанна в вышних/Имеющему великую милость!»

Общее воскресение‚/прежде вольныя страсти Твоея‚/во уверение всех предпоказ́авый, Христе Боже,/Лазаря ́убо в Виф́ании, держ́авною силою Твоею‚/четверодн́евна мертва воскресил еси:/слепцем же еже видети яко Светодавец даровал еси Спасе‚/и во святый град со ученики Твоими вшел еси‚/седя на жребяти осли‚/пророческая исполняяй проповедания‚/якоже на херувимех нос́имый,/и дети еврейстии с ветвьми и в́аиами предсретаху Тя./Темже и мы ветви масличныя носяще и в́аиа,/благодарственно Тебе вопием:/ос́анна в вышних‚/благословен грядый во имя Господне.

Общее воскресение/прежде добровольного Твоего страдания/показав в удостоверение всем, Христе Боже,/Лазаря в Вифании, мертвого уже четыре дня/ могущественной силою Твоею Ты воскресил;/а слепым Ты зрение даровал, Спаситель, как Податель света;/и во град святой с учениками Твоими вошел‚/чтобы исполнить проповедь пророков,/сидя на молодом осле, как бы на Херувимах носимый;/и дети еврейские с ветвями и побегами пальм/выходили Тебе навстречу./Потому и мы, ветви масличные и побеги пальм держа‚/благодарственно Тебе взываем:/«Осанна в вышних‚/благословен грядущий во имя Господне!»

Глас 6: Прежде шести дней Пасхи, прииде Иисус в Виф́анию/и приступ́иша к Нему учениц́ы Его, глаго́люще Ему:/Господи, где хощеши угот́оваем Ти ́ясти Пасху?/ Он же посл́а их:/ид́ите в преднюю весь‚/и обрящете человека скуд́ель воды нос́яще,/ следуйте ему, и дому владыце рц́ыте:/Учитель глаголет‚/у тебе сотворю Пасху со ученики́ Моими.

За шесть дней до Пасхи/пришел Иисус в Вифанию./И подошли к Нему ученики Его, говоря Ему:/»Господи, где угодно Тебе‚/чтобы мы приготовили Тебе вкусить Пасху?«/Он же послал их:/»Пойдите в ту часть города, которая перед вами‚/и встретите человека, несущего кувшин с водою;/идите за ним и хозяину дома скажите:/«Учитель говорит:/у тебя Я совершу Пасху с учениками Моими».

Слово Божие

»Осанна!»

На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем на писано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Пастырское наставление

Духовный смысл праздника

Вход Господень в Иерусалим имеет, кроме исторического, еще и духовный смысл, а посему и нравственное значение для каждого современного христианина. В соответствии с духовным смыслом, Иерусалим означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу.

Храм Иерусалимский символизирует собой святое святых человеческой души, то сокровенное место, где Дух Святой и у самого большого грешника имеет крохотный приют. Однако земные страсти и туда проникли, и низменная природа людская и его употребила для своих дурных целей.

Христос исцеляет лишь тех болящих, что припадают к Нему с верой, а это означает, что некоторые порывы души, хотя и болящей, жаждут единения с Богом и стремятся к Нему – единственному в мире Врачу. Пророчество Христа о гибели Иерусалима символизирует гибель всякой души, которая Бога отвергает, унижает и извергает из себя.

Никто на этом свете не счастлив кроме того, кто широко открыл врата своего духовного Иерусалима – своей души – и принял Бога в себя. Безбожник чувствует себя до отчаяния одиноким. Общество не прогоняет его одиночество, но усугубляет его. А тот, кто вместил Бога в душе своей, тот и в пустыне не чувствует одиночества. Никто не умирает вечной смертью кроме того, в ком умер Бог.

На кого похож ты?

Мы вступаем сегодня в страстные дни Господни, во время, когда сгустилась тьма и когда поднимается заря нового света, заря вечности, постижимая только тем, кто вместе со Христом вступает в эту тьму. Это – тьма и полумрак, сумерки, где перемещалась правда и неправда, где перемешалось все, что только может быть перемешано: Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении. Жители иерусалимские встречают Спасителя Христа с торжеством и ликованием, потому что ожидают, что Он освободит Свой народ от политического гнета; и когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, тогда от Него отвернутся с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали, обратятся во врагов. И в течение всей недели, все время тьма, сумрак чередуются с проблесками света.

огнем попаляя все; одно сгорит, и ничего от него не останется, кроме пепла и позорного воспоминания, а другое устоит, как золото и серебро. Где мы будем тогда? Как переживем эти дни:» С чем выйдем мы каждый раз из храма, и с чем встретим светлое Христово Воскресение? Оно – провозвестник нашей встречи в конце времен, нашей встречи после нашей смерти, со Христом, Который нас возлюбил до креста и Который нам поставил вопрос: А ты – отозвался ли на все, что тебе было дано знать о Божественной любви, воплощенной, распятой, воскресшей? Поставим себе вопрос о том, на кого из апостолов мы можем быть похожи? На Фому ли, который говорил своим соапостолам: Пойдем с Ним и умрем с Ним, если нужно. На Петра, который по страху отрекся от Него трижды? На Иуду, который Его предал? Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Поставим себе этот вопрос каждый раз, когда мы выйдем с богослужения, каждый раз, когда мы будем на него приходить: и тогда, может быть, что-нибудь проснется в вашей душе, что-нибудь дрогнет. Может быть, тогда эта Страстная седмица окажется и для нас, как в прошлом для стольких она оказывалась, началом: началом нового понимания, новых переживаний и новой жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *