Что означает особый статус для донбасса

Особый статус Донбасса: Все одобряют, но понимают по-разному

Украина, Россия, Франция и Германия одобрили «формулу Штайнмайера», но «красные линии» Зеленского могут сорвать реализацию минских договорённостей. В таком случае преждевременно говорить о встрече Путина с Зеленским

Спустя четыре безрезультатных года 1 октября Украина, Россия, ДНР и ЛНР наконец согласовали так называемую «формулу Штайнмайера». Это ключевой элемент разрешения украинского конфликта, разработанный бывшим главой МИД Германии Франком-Вальтером Штайнмайером.

Согласно плану, Киев должен принять закон об особом статусе Донецка и Луганска на время проведения там выборов. Если ОБСЕ признаёт голосование честным и свободным, регионы обретают особый статус на постоянной основе. Претворение формулы должно ускорить выполнение минских соглашений и привести к поэтапному снятию санкций ЕС с России.

«Долгожданный прогресс»

Подписание формулы стало возможным благодаря изменениям в подходах Киева.

Что означает особый статус для донбасса. Смотреть фото Что означает особый статус для донбасса. Смотреть картинку Что означает особый статус для донбасса. Картинка про Что означает особый статус для донбасса. Фото Что означает особый статус для донбассаВ. Зеленский. Фото: Serg Glovny/Globallookpress

Владимир Зеленский, в отличие от предшественника Петра Порошенко, готов обсуждать самоуправление Донбасса. Правда, со своими «оговорками», но о них чуть ниже.

Формально все стороны удовлетворены достигнутыми договорённостями. Руководители ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Леонид Пасечник отметили, что Украина признала их право на самостоятельное определение своей судьбы.

Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков считает принятие формулы Штайнмайера позитивным шагом. А глава немецкого МИД Хайко Маас сказал, что «рад тому, что конструктивная атмосфера на сессии контактной группы в Минске привела к долгожданному прогрессу».

Что означает особый статус для донбасса. Смотреть фото Что означает особый статус для донбасса. Смотреть картинку Что означает особый статус для донбасса. Картинка про Что означает особый статус для донбасса. Фото Что означает особый статус для донбассаХайко Маас. Фото: Kay Nietfeld /Globallookpress

При этом, если подробно проанализировать заявления сторон конфликта, то эйфория улетучивается. Каждый трактует формулу по-разному.

Украинское понимание «формулы Штайнмайера»

На вчерашнем брифинге Зеленский представил украинский подход:

Условия ДНР и ЛНР

В ДНР и ЛНР есть вопросы по каждому из этих пунктов. В совместном заявлении Пушилин и Пасечник заявили:

Учитывая разность подходов к тому, как претворять в жизнь «формулу Штайнмайера», возникает вполне резонный вопрос: «А есть ли единый текст соглашения?» Оказалось, что нет. Спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик отметил, что текст формулы подтверждён не единым соглашением, а отдельными письмами с подписями, направленными в его адрес.

В этом смысле любопытно изучить письмо в ОБСЕ от представителя Украины Леонида Кучмы. В нём нет ни слова о контроле над границей и выводе военных из ДНР и ЛНР. По всей видимости, Зеленский выдвинул дополнительные требования под давлением оппозиции.

Юлия Тимошенко и Пётр Порошенко хотят использовать согласие на «формулу Штайнмайера», чтобы обрушить рейтинг нового украинского президента и сделать из него предателя страны. Из-за обнародованных телефонных переговоров с Дональдом Трампом президент Украины и так находится под давлением.

Что означает особый статус для донбасса. Смотреть фото Что означает особый статус для донбасса. Смотреть картинку Что означает особый статус для донбасса. Картинка про Что означает особый статус для донбасса. Фото Что означает особый статус для донбассаП. Порошенко. Фото: Petro Poroshenko/Globallookpress

Порошенко записал видеообращение, в котором отметил, что согласие Зеленского с «формулой Штайнмайера» означает согласие с потерей Донбасса и Крыма, а также «ослабление или даже снятие санкций» против России. Лидер «Батькивщины» Тимошенко написала в Facebook, что претворение плана – прямая угроза для территориальной целостности Украины.

Одобрение «формулы Штайнмайера» создавало условия для того, чтобы провести долгожданную для Зеленского встречу с Путиным в рамках саммита «нормандской четвёрки». Но выдвижение со стороны украинского лидера дополнительных условий может поставить под вопрос и формулу, и резонность такой встречи.

Единственное, чем могут пока похвастаться стороны конфликта, – согласованием графика разведения сил и средств в Петровском и Золотом. Оно начнётся 7 октября.

Источник

Дедлайн для закона об особом статусе Донбасса. Что важно знать

Что означает особый статус для донбасса. Смотреть фото Что означает особый статус для донбасса. Смотреть картинку Что означает особый статус для донбасса. Картинка про Что означает особый статус для донбасса. Фото Что означает особый статус для донбасса

Для чего нужен закон об особом статусе

В пятницу, 15 ноября, президенты Франции и Украины, Эмманюэль Макрон и Владимир Зеленский, объявили о проведении 9 декабря первого за три года саммита глав государств в «нормандском формате». Лидеры Германии, России, Украины и Франции должны обсудить исполнение минских соглашений, одним из главных пунктов которых является введение на Украине особого режима управления территориями Донбасса.

Действующий закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей истекает 31 декабря 2019 года. Согласно ему, Украина гарантирует недопущение уголовного преследования и привлечения к уголовной ответственности участников военных действий на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Впервые закон был принят в 2014 году командой президента Петра Порошенко и рассматривался как переходный документ со сроком действия три года, напоминает в комментарии РБК украинский политолог Владимир Фесенко. Однако впоследствии Москва настояла (а Порошенко согласился) на закреплении особого статуса управления Донбассом в украинской Конституции. В 2015 году закон изменили — начало действия документа увязали с проведением местных выборов в Донбассе по украинским и международным стандартам. В 2017 году Рада продлила действие закона еще на год, а впоследствии — еще один раз.

Бездействие в ситуации с истекающим временем действия закона о статусе Донбасса чревато тем, что одна из ключевых конструкций минских соглашений выпадет, из-за этого может зависнуть весь минский процесс, предупреждает Фесенко.

Почему закон еще не принят

Либо будет продлен действующий закон, либо офис президента внесет, а Рада, где большинство у партии Зеленского «Слуга народа», примет новый закон, сказал РБК собеседник, близкий к окружению президента Украины. «Продлить существующий закон не проблема, это пара дней работы. Переделать закон можно в течение недели», — продолжает он. Новый закон сейчас не надо разрабатывать, достаточно просто внести изменения в действующий закон, в частности сделать его бессрочным, транслирует позицию Москвы собеседник РБК, знакомый с ходом переговоров по урегулированию ситуации в Донбассе в Трехсторонней контактной группе (ТКГ).

Однако главный вопрос не в форме, а в содержании документа. Команда Зеленского пока не понимает, что это будет за документ [закрепляющий особый статус Донбасса], потому что непонятно, чем закончится встреча «нормандской четверки», говорит собеседник РБК в «Слуге народа». О том, что разработка закона об особом статусе Донбасса зависит от переговоров в «нормандском формате», заявил 15 ноября в интервью председатель Рады Дмитрий Разумков: «Чтобы сказать, что придется менять в существующем законе, нужно понимать, какой результат мы получим от предстоящей встречи глав государств в «нормандском формате». Когда она состоится, Рада начнет готовить законопроект, сказал он.

Что означает особый статус для донбасса. Смотреть фото Что означает особый статус для донбасса. Смотреть картинку Что означает особый статус для донбасса. Картинка про Что означает особый статус для донбасса. Фото Что означает особый статус для донбасса

В чем ключевые противоречия

Москва настаивает на том, чтобы особый статус Донбасса был закреплен в украинской Конституции, говорит собеседник РБК в Трехсторонней контактной группе. Это не устраивает офис президента Украины. Киев неоднократно заявлял об отказе вносить поправки в Конституцию. В сентябре об этой позиции напомнил глава украинского МИДа Вадим Пристайко. «В минских договоренностях записано, что будет проведена реформа украинского законодательства, конституционная реформа, в основе которой лежит децентрализация Мы не вносим никаких изменений в Конституцию, мы продолжаем наш путь конституционной реформы, которую мы сами для Украины делаем, и основой этих изменений является децентрализация, которая много лет в Украине идет успешно», — заявил он 14 сентября.

Москва считает, что у Донбасса должна быть автономия, Зеленский в свою очередь видит особый статус как продолжение децентрализации наравне с остальными областями, объясняет в разговоре с РБК украинский политолог Вадим Карасев. Если принять особые правила только для неконтролируемых властями Украины территорий, другие области тоже захотят особых полномочий и больше автономии, отмечает он. Киев, видимо, будет пытаться уговорить Россию, Германию и Францию согласиться на децентрализацию в рамках реформы всех регионов Украины, предполагает эксперт.

Отдельный вопрос, по которому Москва и Киев пока не могут договориться, — как проводить выборы. «Необходимо отдельно обсуждать закон о выборах. В минских соглашениях прописано, что обсуждение должно происходить по согласованию с ДНР и ЛНР. Но Киев не готов идти на переговоры с ними», — объясняет Карасев.

Еще один спорный момент — вопрос люстрации. Киев против того, чтобы нынешняя так называемая народная милиция, прокуратура, судьи продолжали работать в ДНР и ЛНР, как это предусмотрено законом: для большинства украинцев это равнозначно легализации военных формирований, объясняет Карасев. В целом, обобщает Фесенко, ключевое противоречие между странами не в элементах закона, а в его сути: «Москва считает, что у ДНР и ЛНР должен быть особый статус, а для команды Зеленского это категорически неприемлемо».

Источник

О чём на самом деле закон об особом статусе Донбасса

Что означает особый статус для донбасса. Смотреть фото Что означает особый статус для донбасса. Смотреть картинку Что означает особый статус для донбасса. Картинка про Что означает особый статус для донбасса. Фото Что означает особый статус для донбасса

Пожалуй, стоит вспомнить содержание этого закона, который был принят Верховной Радой ещё 16 сентября 2014 года (то есть после принятия первых Минских соглашений).

Для начала название. Ни о каком «особом статусе Донбасса» в законе речь не идёт. Там вообще этих слов нет, и это правильно, потому что нет этих слов и в Минских соглашениях. Называется закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

Что означает особый статус для донбасса. Смотреть фото Что означает особый статус для донбасса. Смотреть картинку Что означает особый статус для донбасса. Картинка про Что означает особый статус для донбасса. Фото Что означает особый статус для донбасса

Преамбула и ст. 1 закона утверждают, что закон этот временный, — действует в течение года. В соответствии с «формулой Штайнмайера» (которая по сей день в закон не включена) он должен вступать в силу в день голосования на местных выборах, проведённых на этих территориях, и приобрести постоянный статус после признания их ОБСЕ честными и свободными. В законе о постоянном статусе ничего не сказано, но по Минским соглашениям он должен быть зафиксирован в Конституции (от чего украинская сторона упорно отказывается).

В ст. 1 закона также фиксируется важный момент: под термином «отдельные районы» подразумеваются районы, города, сёла и посёлки, определённые Верховной Радой. Т.е. статус касается именно их, а не ныне существующих народных республик.

Можно, конечно, покритиковать за это украинских законодателей, но в Минских соглашениях термин «отдельные районы» не поясняется, а по умолчанию должна действовать формулировка, употребляемая в украинском законодательстве, то есть административные районы Украины. О существовании ДНР и ЛНР в соглашениях речь не идёт.

Ещё одно обстоятельство: после проведения на Украине административно-территориальной реформы эта норма устарела, поскольку там не указаны объединённые территориальные общины. Кстати, районов на неподконтрольной части Донбасса должно быть три, а не девять, как сейчас.

Ст. 3 исключает преследование «участников событий на территории Донецкой и Луганской областей», то есть по сути это амнистия, предполагаемая Минскими соглашениями.

Следует отметить, что амнистия распространяется на лиц, совершивших преступления. Факт совершения преступления должен установить суд. Здесь же не идёт речь о суде и об установлении вины. Так что данная формулировка вполне рациональная и продуманна.

Правда, заявления украинских официальных лиц говорят, что они закон не читали… Вот, например, Леонид Кравчук: «военные преступники и те, у кого руки в крови, кто убивал, они не могут быть амнистированы». В законе сносок на эти печальные обстоятельства нет.

Что означает особый статус для донбасса. Смотреть фото Что означает особый статус для донбасса. Смотреть картинку Что означает особый статус для донбасса. Картинка про Что означает особый статус для донбасса. Фото Что означает особый статус для донбасса

И да — пункт 5 Минских соглашений предполагает проведение помилования и амнистии путём принятия отдельного (!) закона.

Ст. 4 гарантирует языковые права, ссылаясь при этом на закон «Об основах государственной языковой политики». Эта норма соответствует Минским соглашениям, но…

Во-первых, закон «об основах…» и в лучшие-то годы не выполнялся.

Во-вторых, хотя действие закона сохраняется, в реальности сейчас действует совсем другое языковое законодательство — законы о государственном языке, об образовании и т.п., которые сводят права граждан на использование русского языка до «Kinder, Küche, Kirche» (дети, кухня, церковь).

Ст. 5 закрепляет две нормы Минских соглашений:

— о невозможности досрочной приостановки полномочий депутатов и мэров, избранных на ближайших выборах (пересажать их, правда, ничего не запрещает — неприкосновенности нет, зато «борьба с коррупцией» у нас превыше даже суверенитета);

Что означает особый статус для донбасса. Смотреть фото Что означает особый статус для донбасса. Смотреть картинку Что означает особый статус для донбасса. Картинка про Что означает особый статус для донбасса. Фото Что означает особый статус для донбасса

— об участии органов местного самоуправления в назначении прокуроров и судей.

Ст. 6 закрепляет возможность заключения соглашений об экономическом, социальном и культурном развитии между центральной властью и органами местного самоуправления. В полном соответствии с Минскими соглашениями.

Ст. 7 — «Государство оказывает поддержку социально-экономическом развитии отдельных районов Донецкой и Луганской областей» — тоже цитата из Минских соглашений. Звучит она немного издевательски — а может ли украинское государство оказать поддержку развитию каким-то другим районам? Необязательно даже отдельным… И вот чтобы видно было — да, дескать, оказало.

Ст. 8 — опять же цитата из Минских соглашений о «трансграничном сотрудничестве».

Ст. 9 — создание народной милиции.

Таким образом, закон фактически представляет собой изложение на украинском языке восьми пунктов Примечания №1 к Минским соглашениям.

Ключевой, однако, является ст. 10, в соответствии с которой статьи 2-9 (т.е. основное содержание документа) начинают действовать только после проведения местных выборов. Условием же их проведения называют среди прочего:

— «вывод всех незаконных вооружённых формирований, их военной техники, а также боевиков и наёмников с территории Украины;

— недопущение незаконного вмешательства в избирательный процесс, в том числе со стороны незаконных вооружённых формирований».

Украинская сторона трактует эти нормы как необходимость предварительного разоружения народной милиции ДНР и ЛНР и передачу контроля над территорией или украинским силовикам, или международным миротворцам (ну должен же кто-то порядок там обеспечивать). А вот эта трактовка Минским соглашениям категорически противоречит…

Что означает особый статус для донбасса. Смотреть фото Что означает особый статус для донбасса. Смотреть картинку Что означает особый статус для донбасса. Картинка про Что означает особый статус для донбасса. Фото Что означает особый статус для донбасса

1. Закон формально соответствует Минским соглашениям. Фактически же многое зависит от особенностей правоприменения. На фоне того, как лихо обходятся украинские власти с законами и Конституцией…

2. В соответствии с Минскими соглашениями всё законодательное поле, касающееся Донбасса, должно согласовываться с представительными органами Донбасса: «начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей»».

В законе что-то такое вроде бы есть — «Кабинету Министров Украины безотлагательно при участии органов местного самоуправления отдельных районов Донецкой и Луганской областей подготовить и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты и обеспечить принятие подзаконных нормативно-правовых актов, вытекающих из настоящего Закона». Но Украина ничего подобного не делает. Почему? Потому что нет органов местного самоуправления, которые должны быть избраны на местных выборах, а чтобы их провести, надо получить контроль над территорией и зачистить её от желающих избирать и быть избранными…

Сказка про белого бычка.

Сам по себе закон этот, по логике соглашений, тоже должен быть согласован с ДНР и ЛНР. Между тем, только летом этого года, по сообщению главы МИД ДНР Натальи Никоноровой, «удалось достичь консенсуса по содержанию статей 2 и 3 закона об особом статусе Донбасса». Статей, напомним, 10. Такими темпами согласование займёт ещё 21 год. Может быть…

Если следовать не духу, но букве Минских соглашений, в частности, процитированного выше фрагмента пункта 4, то согласование этого закона вообще не нужно — он упоминается как база для переговоров о проведении выборов. Но раз уж его начали согласовывать, не будем мешать.

3. Закон банальным образом устарел.

Например, «формула Штайнмайера» была согласована ещё в октябре 2019 года, но в закон до сих пор не включена, и в соответствии с подготовленным сейчас законопроектом включать её украинская сторона не собирается. Ряд проведённых уже реформ фактически обесценивают нормы закона, например, в языковом вопросе.

Что означает особый статус для донбасса. Смотреть фото Что означает особый статус для донбасса. Смотреть картинку Что означает особый статус для донбасса. Картинка про Что означает особый статус для донбасса. Фото Что означает особый статус для донбасса

P.S. В ноябре 2019 года руководство «Оппозиционной платформы» во главе с Виктором Медведчуком предложило внести изменения в Конституцию «о создании Автономного региона Донбасс (АРД), который получит право сформировать свои парламент, правительство, правоохранительные органы. И всё это будет существовать в рамках украинского законодательства, но по нормам Конституции АРД».

По идее, такая инициатива позволила бы разрешить противоречия, связанные с конфликтом на юго-востоке вообще и с содержанием закона о статусе Донбасса в частности. Однако не похоже, чтобы нынешнее украинское руководство было готово прислушаться к мнению оппозиции.

Источник

Что такое «особый статус Донбасса»

Что означает особый статус для донбасса. Смотреть фото Что означает особый статус для донбасса. Смотреть картинку Что означает особый статус для донбасса. Картинка про Что означает особый статус для донбасса. Фото Что означает особый статус для донбасса

Столкновения у парламента 31 августа из-за конституционной децентрализации

«Особый статус Донбасса», который, по словам многих политиков, парламент якобы предоставляет пророссийским сепаратистам на востоке Украины, стал камнем преткновения для депутатов Верховной рады.

Перед голосованием за внесение изменений в конституцию именно эта часть законопроекта больше всего возмущала депутатов, активистов и протестующих. Вокруг нее появилось много мифов.

Би-би-си собрала всю официальную информацию об изменениях в конституцию, законы о «статусе» и амнистии боевикам, чтобы разобраться, как все это должно работать.

Закон, а также конституционная децентрализация является частью обязательств Украины, принятых при подписании минских соглашений, ни один из пунктов которых до сих пор не выполнен полностью.

«Особое самоуправление»

Скандальный «статус» прописан в 18 пункте переходных положений проекта конституционной децентрализации, за который 31 августа проголосовали в первом чтении.

Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» был принят и подписан еще в сентябре 2014 года. Он определяет, какие именно права получают органы самоуправления.

В «отдельных районах» будут способствовать использованию русского языка в устной и письменной сфере, в образовании, СМИ и работе органов власти.

Руководители прокуратуры и судов должны назначаться при участии органов местного самоуправления.

Последнюю версию минских соглашений согласовали 12 февраля 2015 года

Украинские министерства должны определять стратегию экономического развития региона с местными органами власти.

Государство будет оказывать экономическую поддержку регионов, а в бюджете должны быть четко прописаны «защищенные» расходы на их содержание.

Украинская власть должна способствовать сотрудничеству «отдельных районов» с соседними регионами России.

Местные власти смогут организовывать отряды «народной милиции», которые должны действовать по украинским законам и набираться только из числа граждан Украины, которые постоянно проживают в «отдельных районах».

Хотя закон в целом действует с осени 2014 года, все статьи, определяющие полномочия «отдельных районов», начинают действовать только после выполнения целого ряда условий. В закон их добавили 17 марта этого года.

Эти условия формально не связаны с принятием изменений в конституцию.

Условия предоставления «статуса»

Прежде всего, особые полномочия получат местные органы власти, избранные на выборах, объявленных в соответствии с конституцией и общеукраинским законом о выборах. Выборы должны проходить под наблюдением ОБСЕ и других международных организаций.

Перед выборами из регионов должны вывести вооруженные формирования, наемников и всю военную технику.

Кроме того, к выборам должны допустить украинские партии и обеспечить равенство агитации и доступа к СМИ.

В минских соглашениях записано, что местные выборы в регионах могут проходить только после отвода тяжелого вооружения от линии соприкосновения.

Автор фото, Reuters

Амнистия участникам незаконных формирований не будет распространяться на тех, кто совершил тяжкие преступления

В законе прописано, что выбранные местные органы власти в отдельных районах не могут распустить досрочно.

Однако в проекте конституционной децентрализации указано, что следующие местные выборы в Украине состоятся в октябре 2017 года. Поэтому выбранные главы советов и мэры, скорее всего, работали бы два года.

Амнистия боевикам

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

После избрания новых местных органов власти в регионах должна быть гарантирована амнистия вооруженным сторонникам самопровозглашенных «республик».

Документ предусматривает амнистию для участников вооруженных формирований и лиц, работавших в органах власти непризнанных формирований.

При этом амнистия не будет распространяться на людей, которых подозревают в совершении целого ряда преступлений. А именно: умышленное убийство, диверсия, покушение на жизнь государственного или общественного деятеля, нанесение тяжких телесных повреждений, захват заложников с тяжелыми последствиями, торговля людьми и изнасилование.

Также в перечень включены разбой, контрабанда, осуществление террористического акта, надругательство над телом умершего, военные преступления, геноцид и посягательство на жизнь представителя иностранного государства или международной организации.

Отдельно подчеркивается, что амнистия не коснется тех, кто причастен к авиакатастрофе 17 июля 2014 года, когда над территорией, удерживаемой мятежниками, был сбит малайзийский рейс MH17.

Дела в отношении подозреваемых должны рассматривать суды, в пределах территориальной юрисдикции которых идет досудебное расследование, причем это не обязательно должны быть суды на территории, подконтрольной мятежным силам.

Источник

Особый статус Донбасса – что это значит

18 сентября 2014 в 15:17

Закон №8051 «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», принятый на днях парламентом, вызвал больше вопросов, чем ответов. В каких регионах будет действовать особый статус, получат ли местные жители зарплаты и пенсии, как на местах сформируется народная милиция, какая судьба ожидает мэров и губернаторов Востока? Ответы на эти вопросы мы нашли совместно с политиками, экономистами, градоначальниками и юристами.

Правда, в министерствах закон пока не комментируют. «Ждут, что будет дальше — ведь даже в кулуарах Рады поговаривают, что президент может не подписать закон. Так что думать, как его реализовывать, будем после его подписания», — неофициально сообщил нам юрист одного из министерств.

Самопровозглашенная «ДНР» закон об особом статусе не признает. «Закон приняли в соседнем государстве. А мы живем по своим законам, и у нас есть свои законодательные органы».

Ближе Таможенный союз, чем ЕС

Принятый Радой закон предусматривает, что на территориях с особым статусом будет действовать украинское законодательство, но с учетом особенностей региона. Как пояснил нам директор Украналитцентра Александр Охрименко, на этих территориях могут отказаться от торговли с Евросоюзом, и активно интегрироваться в экономическое пространство РФ. «Скорее всего, товары, которые будут экспортироваться и импортироваться из России, не будут особо контролироваться (в том числе — алкоголь и сигареты. — Авт.). Также появятся соглашения с РФ по инвестициям из России в Донбасс на льготных условиях. Наконец, на «особые» территории не будет распространяться Зона свободной торговли с ЕС. В итоге продукция, которая будет произведена на этой территории, не обязана соответствовать стандартам ЕС, а значит, и производство не нужно будет модернизировать по европейскому образцу», — заключил Охрименко.

Русский язык — в судах и вузах

По закону, органы местной власти, наделенные «особым статусом», смогут свободно использовать русский в сфере судопроизводства, экономической и социальной деятельности, а также в системе образования. При этом бывший министр образования Станислав Николаенко считает, что по факту ничего не изменится: «В Донецкой и Луганской области было 80% школ с русским языком обучения». Эксперты же советуют Донбассу не совершать никаких резких движений в образовании: По словам президента НАПН Василия Кременя, «изоляция вузов и школ Востока от Украины приведет к снижению качества образования, а попытки создать образовательный анклав чреваты хуторянством: с Украиной они отношения могут порвать, но в русское образовательное пространство так и не войдут. В итоге получится некое маргинальное образование, из-за которого дети только пострадают».

«Стена»: ждут ухода боевиков

Что означает особый статус для донбасса. Смотреть фото Что означает особый статус для донбасса. Смотреть картинку Что означает особый статус для донбасса. Картинка про Что означает особый статус для донбасса. Фото Что означает особый статус для донбасса

Нарушают мир ради территорий

Выберут мэров, но не губернаторов

По закону, уже 7 декабря этого года отдельные районы Донецкой и Луганской области получат право провести выборы и избрать местных депутатов и даже городских голов. В то же время, право назначать губернаторов останется за Киевом. Глава Донецкой области Сергей Тарута уже высказал свое недоумение по поводу того, как ему работать вместе с «бывшими» боевиками. «Местные выборы, это как? Под дулами автоматов? Понятно, какие будут выборы. На самом деле этот документ поверг нас в шок», — заявил Тарута.

Мэр Донецка Александр Лукьянченко, который по новому закону может быть переизбран, заявил, что не боится лишиться должности. «Для меня нет вопросов. Самое главное, чтобы это дало мир. Если некоторые руководители не устраивают местных жителей, их переизберут», — резюмировал Лукьянченко.

Милиция и прокуроры — вне закона

Закон предусматривает, что в отдельных районах Донецкой и Луганской областей создадут добровольческие отряды народной милиции. Планируется, что такие отряды будут действовать в украинском правовом поле, но в МВД уверены, что это нонсенс. «Я не сомневаюсь, что «народная милиция» будет набираться из числа террористов и российских боевиков, — заявил нам советник главы МВД Зорян Шкиряк. — Такая «народная милиция» будет осуществлять откровенные репрессии по отношению к украинским патриотам, проведет местные выборы под дулами автоматов и продолжит грабить людей. Говорить о качестве такой «народной милиции» и законности их действий не приходится. То же самое касается назначения прокуроров и судей — это будут те же террористы».

Шкиряк считает, что «народная милиция» в Донбассе не будет придерживаться украинского законодательства, как это предписано законом. «Мне сложно представить себе, как МВД, в рамках особого статуса, сможет контролировать не признающие законов Украины вооруженные формирования террористов. Банды никогда не будут подчиняться», — резюмировал советник МВД.

От Донбасса ждут финансовой дисциплины

Закон предусматривает поддержку экономического развития «особых» регионов. Объем затрат будет прописываться в бюджете, причем предусмотрено, что сокращаться этот объем не может, даже в условиях экономии. Нардеп Павел Розенко полагает, что налоги в Донбассе будут взимать по закону: «На местах могут устанавливать свои налоги — например, на предпринимательскую деятельность, но эта норма есть давно. А вот НДС и налог на прибыль, как и раньше, будут идти в Киев». У экспертов, впрочем, есть сомнения, что «особые» власти будут перечислять в госбюджет собранные на местах налоги. Но, как объяснила Оксана Калетник, соблюдать налоговую дисциплину Донбассу придется, иначе они рискуют остаться без денег: «Если налоговые поступления идти не будут, это может уменьшить дальнейшее бюджетное финансирование». Сейчас же предприниматели в зоне АТО, по распоряжению Государственной фискальной службы, могут получить налоговые каникулы.

Пенсии будут платить из госказны

Замглавы комитета ВР по вопросам соцполитики и труда Павел Розенко уверен, что пенсии и зарплаты бюджетнкам будут выплачиваться так же, как и в других областях страны, из госказны: «Как только там прекратятся боевые действия, люди снова будут получать свои деньги в полном объеме».

По его словам, официальный Киев сможет контролировать этот процесс, так как все платежи будут идти через профильные ведомства, в частности по Госказначейству, Пенсионному фонду: «Все структуры будут как прежде находиться под контролем Киева. Соответственно, те деньги, которые будут направлены на зарплату и пенсию, невозможно будет увести «налево». Все платежи направляются со счета на счет, а значит можно проследить все финансовые потоки».

Первый замглавы парламентского комитета по вопросам бюджета Оксана Калетник считает, что бесперебойная выплата пенсий и зарплат будет зависеть от работы госстуктур: «В стране кризис, и это может привести к задолженности перед пенсионерами и бюджетниками. В некоторых областях уже поступают такие жалобы. На выплату средств в Донбассе будет влиять и наличие средств на счетах того же Госказначейства». По состоянию на сентябрь, задолженность перед пенсионерами в Донецке — 216 млн.грн.

Сами договорятся об инвестициях

Эксперты и политики уверены: закон об особом статусе некоторых районов Донбасса бюджетную политику страны не изменит. «В будущем году финансирование Донецкой и Луганской областей будет идти в рамках бюджета-2015, который будет принят. Это не оговаривается. И жители Донбасса на сей счет могут не переживать», — поясняет член бюджетного комитета Павел Ризаненко. По его словам, единственное нововведение, которое озвучено в экономическом блоке нового закона — это пункт о возможности подписания соглашений между органами местной власти и различными украинскими ведомствами. «Видимо, речь идет о социальном и экономическом развитии этих регионов, и их финансовой поддержке. Но какие именно проекты могут реализовываться, пока непонятно», — говорит нардеп.

Эксперт Александр Охрименко считает, что подписание таких соглашений позволит привлекать инвестиции не только от украинской власти, но и от других инвесторов: «Когда бои завершатся, встанет вопрос о восстановлении Донбасса, понадобятся многомиллиардные инвестиции. «Прямые» договора с местной властью позволят быстрее привлекать средства, так как согласование будет проходить быстрее, чем обычно».

Имущество: храним бумаги и ждем выборов

Сложным остается вопрос обеспечения имущественных прав в Донбассе. По мнению первого замглавы комитета ВР по вопросам правовой политики Виктора Швеца, из-за боев на Востоке право собственности гарантировать трудно: «Кто будет обеспечивать права граждан? Судьи и «народная милиция», которые будут набраны неизвестно из кого? Не исключено, что это станет хорошим прикрытием для мародерства».

В свою очередь, юрист Олег Веремеенко считает, что проблем у сторонников ДНР и ЛНР, скорее всего, не будет. А вот у несогласных могут «отжать» все: «Тем, кто поддерживает единую Украину, могу дать такой совет: сохраните все документы. И если вдруг окажетесь без квартиры, можно будет обращаться в Страсбургский суд с исками против боевиков с требованием о компенсации. Есть специалисты такого профиля, например, в Хельсинской правозащитной группе. Правда, разбирательство может занять около пяти лет».

А президент Украналитцентра Александр Охрименко уверен, что лучше дождаться итогов местных выборов и договариваться уже с новой властью: «Если там появятся нормальные лидеры, порядок быстро везде наведут. Тогда и обычные люди, и бизнесмены смогут жить спокойно».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *