Что означает отдаленные седой зимы угрозы
Стихотворение «Осень» А.С. Пушкин анализ, восприятие, толкование
Стихотворение «Осень» было написано Пушкиным в 1833 году. При жизни поэта не печаталось. Жанр этого произведения — отрывок. Эпиграф к «Осени»» был взят из послания Г.Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская»: «Чет в мой дремлющий тогда не входит ум?»
В этом стихотворении поэт размышляет о тихой, уединенной жизни на лоне природы, о простых сельских развлечениях семейных радостях, творчестве, быстром ходе времени. Заканчивается произведение строчкой, явно перекликающейся с эпиграфом: «Плывет. Куда ж нам плыть?» Процесс вдохновения сравнивается здесь с кораблем, громада, которою «двинулась и рассекает волны». Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции.
В стихотворении можно выделить три части.
Первая часть вводит тему осени. Она открывается пейзажем, в котором нарисована реалистическая картина русской осенней природы:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей,
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча, еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл, сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Во второй части лирический герой вспоминает о других временах года — весне, зиме, лете. Он размышляет об особенностях каждой поры, пристально вглядываясь в течение времени. Так, он не любит весны, она «скучна» ему, весной он «болен», «чувства» и «ум» «тоскою стеснены». Зимняя пора угнетает его бесконечными холодами, унылым блеском снегов, однообразием развлечений.
Лето же и вовсе «губит» «душевные способности» — «зной, да пыль, да комары, да мухи». И только осень остается неизменно притягательной для лирического героя, из годовых времен он «рад лишь ей одной».
Именно об этом идет речь в третьей части стихотворения. Лирический герой признается в своей любви к осени: эта пора наполняет его жизнью, энергией, счастьем, дает ощущение молодости, радости бытия, естественно переходящей в радость творчества. Ведь дни поздней осени «бранят обыкновенно», это мрачная, унылая пора, время угасания, увядания природы, сопоставимое со смертью. И мы видим здесь соответствующие сопоставления.
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И резкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
В финале стихотворения возникает тема вдохновения, рождения поэзии. Этот процесс — настоящее таинство для лирического героя, душа его погружается в «сладкий сон», отрешаясь от всего мира:
И забывая мир — ив сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет свободный рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
Стихотворение написано шестистопным ямбом, октавами, рифмовка — перекрестная и парная.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: метонимию («Унылая пора! Очей очарованье»), эпитет («прощальная краса», «блестящие тревоги», «красою тихою», «незримый рой»), оксюморон («пышное природы увяданье»), олицетворение («уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей», «Дохнул осенний хлад», «И будит лай собак уснувшие дубравы», «и жаль зимы старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом»), ряды однородных членов и многосоюзие («Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи»), метафору («И с каждой осенью я расцветаю вновь», «И пробуждается поэзия во мне»), синтаксический параллелизм («Чредой слетает сон, чредой находит голод»), развернутое сравнение (VI строфа), анафору («И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге»).
На лексическом уровне мы находим старославянизмы («хлад», «краса»), книжную лексику, слова и выражения высокого стиля («нагой», «дева», «на устах», «бытия»), устаревшие слова и словоформы («поспешать», «лист», «недвижим»), разговорную лексику («вонь», «надо знать и честь» — фразеологизм разговорного характера), в нарицательном значении употреблено имя героини рыцарской поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим» («С Армидами младыми»), прозаизмы, выражения сниженного стиля («зной», «пыль», «комары», «мухи», «организм»).
Таким образом, в стихотворении «Осень» Пушкин обращается к реализму, утверждает «поэзию действительности». Белинский писал, что это «целая… поэма, отличающаяся верностию красок и богатством национальных элементов».
Вместе с тем в отрывке ощутимо лирическое начало: «она особенно знакомит с личностию самого поэта».
Этот синтез эпического и лирического начала определяет художественное своеобразие произведения. Стихотворение вызывает неизменный интерес критиков и литературоведов.
Стихотворение и анализ «Унылая пора!»
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Краткое содержание
В. Поленов. Золотая осень. 1893
Стихотворение «Унылая пора!» – это отрывок из другого большого произведения Пушкина об осени, которое так и называется «Осень». Оно также входит в школьную программу и изучается в старших классах.
В этих восьми строчках, очень легких для запоминания, поэт сумел передать всю красоту своего любимого времени года. Стихотворение начинается с описания картины осени и чувств, которые она вызывает у автора. Яркие, багряно-желтые краски леса, шум ветра, редкий солнечный лучик…Во всем ощущается приближение холодов.
Автор сравнивает осень с другими временами года. Все они проигрывают осени по какой-либо причине. Весну автор недолюбливает за то, что она не дает ему сосредоточиться на работе. Зиму поэт считает неплохой порой, ведь в это время много праздников и развлечений, но, опять-таки, «полгода снег да снег». Автор мог бы полюбить лето, «когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи».
Далее следует самая известная фраза: «Унылая пора! Очей очарованье!» Несмотря на унылость, именно эта пора является для поэта источником творческих сил и вдохновения. Даже в увядании природы Пушкину удается разглядеть могучее проявление жизни, а «прощальная краса» вызывает в его сердце волнующий трепет.
Осень символизирует собой то неуловимое, что сегодня еще живет, а завтра уже исчезнет. Природа еще удерживает летние приметы, но все так быстро изменяется и преображается, что возникает ощущение, будто оставшееся тепло и наступающие холода вступили между собой в незримую схватку.
Необыкновенно яркими красками нарисованы автором осенние картины. Его восхищает не только богатое убранство осенней природы, но и небо, покрытое бегущими тучами, а также первые холода, предвещающие скорое наступление зимы. Эта красота будит в душе поэта все самое лучшее, его сердце переполняет искренняя любовь.
Анализ
История создания
Стихотворение «Осень» было написано в 1833 году, когда Александр Сергеевич, возвращаясь с Урала, заехал в Большое Болдино. Из всех трех посещений Болдино эта осень оказалась самой плодотворной.
Всего полтора месяца понадобилось Пушкину, чтобы закончить работу над другими произведениями, после которых он решил написать стихотворение, посвященное осени.
Именно в один из этих осенних периодов, которые впоследствии назовут Болдинской осенью, Пушкин со всей страстностью окунался в работу. Здесь родилось много прекрасных произведений, так полюбившихся читателям.
Персонажи и образы
В этом стихотворении роль рассказчика исполняет лирический герой. Его словами автор передает читателю красоту осеннего пейзажа. Нетрудно догадаться, что этим рассказчиком является сам Пушкин. Поэтому так тонко и точно описывает он свои ощущения, которые навевает на него это любимое им время года. Вторым героем произведения можно считать образ осени, воссозданный в высшей степени поэтично. Несмотря на увядание природы, поэт не может сдержать переполняющие его чувства восхищения.
Композиция
Стихотворение состоит из восьми строк. Определенного сюжета здесь нет. Автор просто беседует с читателями об осени.
По роду литературы стихотворение принадлежит к пейзажной лирике, по литературному жанру оно представляет собой обращение, или послание автора читателю в виде непринужденной беседы.
Размер и средства художественной выразительности
При написании «Осени» Пушкин использовал шестистопный ямб, при помощи которого стихотворение читается очень плавно и мелодично.
Автор пользуется следующими средствами художественной выразительности:
метафорами: «в багрец и золото одетые леса», «дохнул осенний хлад», «роща отряхает последние листы», «в багрец и золото одетые леса»;
эпитетами: «красою тихою», «могильное дыханье», «блестящие тревоги», «прощальная краса». Также использованы слова высокого стиля: «хлад», «мучишь».
Проблематика и основная идея произведения
Стихотворение «Осень» входит в число самых популярных произведений Пушкина, а этот маленький отрывок стал самостоятельным произведением для изучения в начальной школе. Первая строчка стихотворения уже стала цитатой.
Главная тема стихотворения – красота осеннего пейзажа. Пушкин считает, что человек должен чувствовать единение с природой, учиться распознавать в ней прекрасное. Одновременно автор касается темы цикличности жизни – ничто не живет вечно, вслед за расцветом неизбежно наступает увядание.
Несмотря на это, Пушкин не поддается грусти и говорит, что каждой осенью как будто рождается вновь. Он предлагает иначе взглянуть на время года, которое многие считают унылым и наводящим тоску. Ведь это время, которое позволяет обрести вдохновение, достаточно только посмотреть на эти леса, одетые в багрец и золото! Автор стремится к тому, чтобы читатель разделил с ним восторг от прощального ликования природы, от красочного, разноцветного карнавала, радующего глаз перед приближающимся дыханием зимы.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
суббота, 28 августа 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к стихотворению А. Пушкина «Осень» для 2 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 25.
Александр Пушкин «Осень», читать текст
О любви поэта к осени прямо говорится во второй и третьей строках.
Во второй строке поэт сообщает, что ему приятна прощальная краса осени.
А в третьей строке говорит, что любит увяданье природы.
2. Обрати внимание на слова и выражения, которые поэт подбирает для изображения осени: прощальная краса, пышное природы увяданье. Объясни, как ты их понимаешь.
3. Поэт в первой строке стихотворения использовал слова с противоположным значением, создавая в нашем воображении удивительную картину осени. Найди эти слова.
Эти слова Унылая и Очарованье.
Слово Унылая передает грусть, печаль. Но слово Очарованье полно радости и восторга.
Такой приём называется противопоставлением или антитезой.
4. Созвучно ли твоё настроение с настроением поэта? Разделяешь ли ты его радость и восхищение?
Мне созвучна радость поэта, которую он испытывает осенью. Я тоже люблю это время года и радуюсь ему. Но именно тому короткому промежутку, когда ещё светит солнце, леса становятся золотыми, а дожди редки. Я люблю сухую осень.
Александр Пушкин
Осень (Октябрь уж наступил — уж роща отряхает…) (+ Анализ)
Евгений Онегин. Глава пятая
Анализ стихотворения «Осень» Александра Пушкина 1 вариант
Анализ стихотворения Пушкина «Осень» 2 вариант
В обширной осенней теме пушкинского наследия особое место отводится неоконченному произведению 1833 г. В нем получает поэтическое обоснование глубинная связь сезонных изменений природы с подъемом творческих сил, окрашенным личными переживаниями.
Строфа зачина открывается пейзажной зарисовкой, на конкретность которой указывает лексема «октябрь», начинающая текст. Герой-наблюдатель внимательно фиксирует природные перемены, вызванные дыханием «осеннего хлада»: заканчивается листопад, пруд покрылся льдом, промерзает дорога, однако вода в ручье еще не застыла. Перечисление точных деталей окружающего пространства завершается сценой охоты, организатором которой выступает сосед лирического «я».
Узник (Сижу за решеткой в темнице сырой) + Анализ
Расставшись с ролью созерцателя, в трех последующих строфах субъект речи уверенно заявляет о своих предпочтениях. Сезонные изменения связаны с особенностями самочувствия. Весенняя тоска и душевное беспокойство сменяются настойчивыми жаждой и желанием освежиться, порожденными летней духотой и обилием насекомых. В своеобразном рейтинге времен года неплохую позицию занимает зима. Рассказчику приятны веселые воспоминания о зимних забавах, однако не устраивает продолжительность холодов. Авторская ирония нарастает в концовке третьей строфы: для изображения скуки избирается глагол «киснуть», типичный для разговорной речи. Шутливую переоценку получает восторженное описание конной поездки в обществе легкомысленной подруги, представленное в предыдущем эпизоде.
Доверительно сообщая читателю о положительных эмоциях, которые вызывает приход осени, лирический субъект поясняет свою позицию при помощи двух сравнительных оборотов. Тихая, смиренная красота осенней поры находит отклик в душе. Последний подобен сочувствию, которое вызывают игнорируемый родителями ребенок или смертельно больная дева.
Хрестоматийные строки, прославляющие притягательную силу «унылой поры», намеренно лишены точной детализации пейзажа. Яркая картина, щедро расцвеченная царскими оттенками золотого и багряного, осложняется драматическим предчувствием конца, неизбежного увядания. Природный фон стимулирует физические и умственные силы героя.
Динамичным дневным занятиям противопоставляется спокойная вечерняя обстановка. Постепенному пробуждению поэзии соответствует особое отрешенное состояние, когда разум уступает силе воображения. Начало творческого процесса уподобляется отплытию парусника. Многозначный открытый финал также связан с метафорой творческого пути как плавания, путешествия в необъятный мир фантазии.
Анализ стихотворения «Осень» Пушкина 3 вариант
Пейзажные зарисовки А. С. Пушкина не только отображают красоту природы, но и являются фоном философских раздумий. Эта особенность демонстрируется и в стихотворении, о котором пойдёт речь в статье. Его изучают в 8 классе.
Краткий анализ
История создания – произведение было написано осенью 1833 г., когда поэт пребывал в Болдино. В это время А. С. Пушкин чувствовал творческий подъём, в его блокнотах появилось много новых произведений.
Тема стихотворения – красота осени и зимы, которые противопоставляются лету; поэтическое творчество.
Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить несколько частей: пейзажные зарисовки, посвящённые разным временам года, рассказ о вдохновении, окрыляющем поэта в зимнее время. Формальная организация – 12 частей, 11 из которых – октавы, 1 – моностих.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ и парная ААВВ.
Метафоры – «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят.
Эпитеты – «чахоточная дева», «пышное увяданье», красота блистающая».
Сравнения – «как поля, мы страждем от засухи».
История создания
История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там он имел возможность хорошо отдохнуть и предаться творчеству. Об этом свидетельствуют письма поэта, адресованные жене. В них Пушкин описывал свою болдинскую жизнь, а также признавался, что «уже написал пропасть». Болдинский период творчества исследователи по праву считают одной из самых продуктивных творческих ступеней поэта. Анализируемое стихотворение создавалось осенью 1833 г., но до конца его автор недописал.
Тема
В стихотворении видим традиционные для русской и мировой литературы темы. Автор умело переплетает несколько тем, наиболее выразительно звучат такие: красота осенней и зимней природы, недостатки лета и весны, зимнее вдохновение для поэтического творчества и раздумий над смыслом жизни. В контексте темы развивается идея о том, что осень и зима – совсем не время для тоски и уныния, если суметь увидеть их красоту, они станут источником вдохновения.
Евгений Онегин. Глава четвертая
В центре стихотворения лирический герой. Чтобы приблизить его к читателю, автор подаёт монолог от первого лица. Герой наблюдает за природой и рассказывает о своих предпочтениях. Он с наслажденьем смотрит, как деревья сбрасывают листья, пруд и дорога замерзают, а сосед спешит на охоту.
Во второй части объясняется его восторг: он не любит весну из-за грязи и неприятного запаха. Осень же – вестница зимы. А уж зима покоряет сердце лирического героя белым снегом, бегом саней.
После краткой зимней зарисовки лирический герой начинает описывать тёплое время года. У большинства людей они вызывают положительные эмоции, но только не у Пушкинского лирического «Я». Он находит в лете недостатки, которые мучают людей: комары, мухи, засухи. В октаве-обращении к лету автор создает интересную метафору, в которой отображает русские народные традиции: «жаль зимы старухи, и, проводив её блинами и вином, поминки ей творим мороженым и льдом». Блины в этих строках символизируют Масленицу.
Далее лирический герой снова возвращается к осенним пейзажам. Он восхищается каждым проявлением золотой красавицы. Даже увядание называет пышным. Лирический герой твёрдо уверен, что осень и зима полезны для его здоровья.
В последних частях стихотворения находим описание зимних вечеров, которые лирический герой проводит в своих думах. В это время им руководит воображение. Так из-под его пера появляются стихотворения. Процесс поэтического творчества в произведении подан как нечто, что происходит само собой, поэт только записывает мысли и рифмы. Произведение заканчивается риторическим вопросом, который каждый читатель может истолковать по-своему.
Композиция
Стихотворение по смыслу можно разделить на несколько частей: пейзажные зарисовки, посвящённые разным временам года, рассказ о вдохновении, окрыляющем поэта в зимнее время. Пейзажные зарисовки расположены не друг за другом, а чередуются в несколько хаотичном порядке. Формально произведение состоит из одиннадцати октав (восьмистиший) и одного моностиха. Особенности формальной организации связаны с тем, что произведение недописанное.
Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. Пушкин использует два вида рифмовки перекрёстную АВАВ и парную ААВВ.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в центре – образ лирического героя, который обращается к читателю, рассказывая о своих мыслях, чувствах по отношению к разным временам года.
Средства выразительности
Практически в каждом стихе «Осени» поэт использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.
Преобладают в стихотворении
метафоры : «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов : «чахоточная дева», «пышное увяданье».
Сравнение всего одно: «как поля, мы страждем от засухи».
Приятна мне твоя прощальная краса…
Болдинская Осень
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
вторник, 11 мая 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к стихотворениям Пушкина «Деревня» и «Унылая пора» для 4 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 148-149.
1. Обсудите с другом значение словосочетания подвижные картины. Как вы его понимаете?
2. От чьего имени написано стихотворение?
Стихотворение написано от имени автора, поэта.
3. Что рисует вам воображение? Что видит поэт? Оживите предметы с помощью эпитетов: равнины, нивы, берега, овины, мельницы.
Поэт видит чудесный край. Он наблюдает его словно с высоты и поэтому видит очень далеко.
Автор использует яркие эпитеты для оживления своей картины.
Равнины лазурные, нивы полосаты, берега влажные, овины дымные, мельницы крылатые.
Картина сразу обретает цвет, глубину, запах, появляются очертания мелких деталей. Она оживает.
Александр Пушкин «Деревня», отрывок читать
Везде передо мной подвижные картины:
1. Перечитайте стихотворение. Какое время года в нём изображено? Названо ли оно? Какие поэтические выражения заменяют слово осень?
Поэт описывает осень, но не называет это время года напрямую.
Вместо этого он использует выражения Унылая пора и Природы увяданье.
2. Проследите, как поэт словом изображает осень. Перечитайте первые две строчки и найдите в них противопоставление. Какое настроение оно создаёт?
Поэт описывает осень хоть и унылой, но пышной, красивой, в багреце и золоте.
В первой строке есть противопоставление Унылая пора и Очей очарованье, во второй добавляется слово Приятна.
То есть, осень хоть и унылое время, но очаровательное и приятное. Это противопоставление или антитеза.
Оно создает настроение легкой грусти напополам с восторгом и восхищением.
Грустно, что природа увядает, радостно от красоты этого увядания.