Что означает overdrive на коробке автомат
Кнопка Овердрайв на АКПП — что это такое?
Многие водители, пересев с механики на «автомат», не могут сразу разобраться, для чего нужна кнопка Овердрайв на АКПП и стоит ли ее вообще нажимать.
Данная статья поможет вам разобраться с принципом работы этого режима, подскажет, в каких случаях и чем кнопка может быть полезна водителю, а в каких овердрайв приведет лишь к быстрому износу комплектующих АКПП. Итак, обо всем по порядку.
На классических автоматических коробках переключения передач в большинстве случаев используется 3-4-ступенчатая система изменения передаточного числа.
При этом вторая или третья ступень является прямой, т.е. ее передаточное число равно единице. Третья-четвертая передача классического «автомата» имеет передаточное число меньше единицы и называется овердрайвом (Overdrive, O/D).
Напомним режимы АКПП:
Овердрайв — повышающая ступень, то есть при включенном режиме O/D вторичный вал вращается быстрее первичного.
Обычно автоматическая коробка переходит на овердрайв на скорости более 50 километров в час, как только водитель ослабит нажатие на педаль газа. Принято считать, что 4-5-ая скорость экономит топливо и бережет двигатель от преждевременного износа.
При выключенном режиме O/D коробка не переключится на повышающую ступень ни при каких обстоятельствах. Включать или деактивировать режим «overdrive» водитель может принудительно, для этого на самом рычаге селектора АКПП или рядом с ним имеется соответствующая кнопка с обозначением «O/D on/off».
Узнать о том, что режим overdrive в данный момент деактивирован помогает световая индикация — на приборной панели загорается желтая надпись O/D off (включенный overdrive световой индикации не имеет). По логике вещей, это означает, что по умолчанию овердрайв должен быть включен.
Как пользоваться кнопкой Овердрайв?
Режим овердрайв рекомендуется использовать при размеренной езде, когда двигатель не испытывает серьезных нагрузок.
Переводить кнопку овердрайв в положение «O/D off » рекомендуется при следующих маневрах и обстоятельствах:
Стоит ли деактивировать режим overdrive в городе?
На этот спорный вопрос есть два диаметрально противоположных убеждения, причем у каждого их приверженца есть свои аргументы.
Первые считают, что овердрайв в городе не нужен, поскольку невозможно продолжительное время двигаться с постоянной скоростью, в отличие от езды по трассе. Чтобы автомат не совершал большое количество переключений, режим повышающей передачи отключают, считая, что это также позволит снизить износ узлов и агрегатов АКПП и сэкономить бензин.
Другая часть владельцев машин на автомате полагает, что выключать режим, повышающий передаточное отношение коробки, не нужно.
Их логика такова: в городском цикле АКПП переключается чаще, чем на шоссе в любом случае — включен овердрайв или нет.
Что касается расхода топлива, то тут мнение таково: раз при одинаковой манере езды в городе расход выше, чем на трассе, то движение на повышающей передаче хотя бы незначительно, но сократит расход горючего.
На вопрос о целесообразности функции overdrive в городе однозначного ответа нет.
Все зависит от целого ряда обстоятельств:
Отключить овердрайв для удобства и экономии топлива однозначно следует при спуске по затяжному хребту или серпантину.
В этом случае вообще не нужно будет подтормаживать автомобиль нажатием на педаль тормоза, поскольку будет срабатывать торможение двигателем. В такие моменты подача топлива в цилиндры минимальна.
Почему не работает кнопка Овердрайв?
Не работать кнопка овердрайв может по ряду причин. Как и любой другой механизм в автомобиле, кнопка overdrive на АКПП имеет свой ресурс, и может выйти из строя в процессе интенсивной эксплуатации, просто из-за физического износа (что на практике встречается крайне редко).
Самая распространенная причина выхода из строя кнопки O/D — обрыв проводов или плохой контакт на разъеме, идущему на кнопку. В этом случае устранить проблему можно, разобрав ручку переключения АКПП и восстановив целостность проводки.
Если с самой кнопкой все в порядке, провода и разъемы целые, то проблема может быть куда серьезнее. В частности, следует проверить датчик overdrive и провести диагностику самой АКПП.
Что такое овердрайв на коробке автомат
Если хотите правильно и грамотно использовать свой автомобиль, то Вам стоит знать обо всех его возможностях. Одной из таких возможностей является функция овердрайва. Многие автовладельцы наверняка слышали о ней ранее, но мало кто из них знает, что она собой представляет и зачем нужна на практике. Давайте попробуем разобраться.
Что такое овердрайв
Чтобы разобраться с тем, что такое овердрайв необходимо уяснить для себя принцип работы автоматической коробки передач с этой функцией. Поскольку в стандартном режиме работы у таких АКПП количество передач ограничено тремя ступенями, а овердрайв как раз и используется для активации более высокой, 4-й передачи.
Фактически, овердрайв (overdrive) — это просто самая высокая передача автоматической коробки переключения передач, которая в обычном режиме, находиться в заблокированном состоянии. Если проводить аналогии с механикой, то в 5-ти ступенчатой МКПП это будет 5-я передача, на которую переключается водитель при достижении автомобилем скорости свыше 80 км/ч.
Для чего нужен овердрайв
Значок O/D off на прибоной панели. Информирует о том, что режим овердрайв выключен.
Исходя из опыта автовладельцев, многие из них предпочитают использовать овердрайв как в условиях густонаселенного города, когда двигатель работает в рваном темпе то замедляясь, то вновь ускоряясь, так и на трассах с разрешенной максимальной скоростью движения до 120 км/ч.
Часть водителей, впрочем, придерживаются различных мнений относительно полезности для автомобиля режима овердрайв. Кто-то считает, что его включение позволяет экономить топливо и уменьшает степень износа поршневых колец двигателя. Для некоторых весомым аргументом “за” является само добавление инженерами автомобильных компаний этой функций в автомобиль.
Но есть и противоположные мнения, который говорят, что на личном опыте проверяли расход горючего с включенным режимом овердрайва и без него, и не заметили существенной разницы. Что касается меньшего расхода ресурса двигателя, то здесь нельзя говорить о бережливости, так как при периодических замедлениях и ускорениях нагрузка на мотор лишь возрастает. Кроме того, в режиме овердрайва при движении по городу намного активнее начинает работать коробка передач, что также влияет на срок ее эксплуатации.
В большинстве случаев, подходящими ситуациями, для использования функции овердрайва являются:
Читайте также: Что такое кикдаун на машине с автоматической коробкой передач.
Как пользоваться овердрайвом
Расположение кнопки включения режима овердрайв.
Кнопка включения режима овердрайв чаще всего расположена на рукоятке АКПП. В неактивном режиме на приборной панели может загораться значок O/D off, что приводит некоторых водителей в замешательство. Итак, для активации режима овердрайв Вам достаточно лишь нажать на кнопку, после этого все действия возьмет на себя автоматика. Не всегда целесообразно применять эту функцию если:
Стоит помнить, что овердрайв должен активироваться водителем каждый раз, когда в нем есть необходимость. Поэтому если заглушить двигатель, то овердрайв по умолчанию переходит в режим “выключено”.
Не смотря на то, что функция не новая, автолюбители до сих пор спорят о ее полезности. Поэтому однозначно говорить о пользе или вреде использования повышенной передачи нельзя. Особенно напряженные дискуссии разгораются о разумности включения режима овердрайва в городе. Пожалуй, только на трассе при равномерном движении и скоростях около 100 км/ч использование овердрайва не вызывает вопросов. Здесь он показывает наиболее эффективные результаты и можно действительно говорить о некоторой экономии горючего. В остальных же ситуациях включение этого режима остается на усмотрение водителя и, как показывает практика, у любого решения находится как немало сторонников, так и противников.
Читайте также: Что такое лаунч контроль на АКПП и как его использовать.
Овердрайв на АКПП: что это и зачем нужно?
В автоматической коробке передач, и это всем автомобилистам известно, переключение передач происходит автоматически. Выбор оптимального режима движения и условий происходит в АКПП электронным блоком управления. От водителя же просто требуется просто своевременно нажимать педаль газа и тормоза. Собственно в этом и заключается основное достоинство автоматической коробки. Однако многие автомобилисты, автомобили которых оснащены АКПП замечали в ней особые режимы Овердрайв и Кикдаун. В рамках этого материала подробнее остановимся на одном из них, а именно на режиме Овердрайв.
Что такое Овердрайв: его назначение
Овердрайв является прямой противоположностью режима Кикдаун. По сути данный режим представляет собой аналог пятой повышающей передачи на механической коробке передач. При включении в работу данного режима на приборке загорается лампочка O/D ON, а при выключении соответственно сигнал O/D OFF. Также Овердрайв может быть включен самостоятельно с помощью кнопки на рычаге селектора. Включение режима возможно и автоматически при разгоне автомобиля на трассе или если он длительное время с одной постоянной скоростью. Что же касается непосредственно активации данного режима, то включить его можно нажатием педали тормоза или кнопки на селекторе, а также при помощи резкого нажатия педали газа в том случае, если необходимо резко набрать скорость. В последнем варианте отметим, как правило, начинает работать режим Кикдаун. Поэтому если подводить итог, то Овердрайв можно считать очень полезным решением, которое позволяет водителю переходить на экономный режим работы мотора.
Режим Овердрайв: когда включать?
Овердрайв не обязательно нужно включать постоянно. На АКПП не отразится негативно если автомобилист вообще решит не включать данный режим езды. При этом стоит отметить один немаловажный факт, при включении режима Овердрайв расходоваться меньше топлива будет только в том случае, если автомобиль будет двигаться со скоростью в 60-90 км/час. Если ехать в этом режиме по трассе со скоростью в 100-130 км/час расход окажется очень даже приличным. Поэтому специалисты рекомендуют включать Овердрайв в городе только в случае длительной поездки на постоянной скорости. При движении в обычном потоке со скоростью порядка 40 км/час Овердрайв лучше не включать, чтобы обеспечить максимально плавную работу автоматической коробке передач. Однако есть и такие ситуации на дороге, при которых Овердрайв рекомендовано применять. К таким ситуациям можно отнести передвижение за город и длительные поездки по трассе, езду на постоянной скорости и при езде на скорости 100-120 км/час по трассе. В этом случае режим позволит автомобилисту получит наслаждение от поездки, потому как транспортное средство будет ехать плавно.
Подробнее о том, что такое Овердрайв будет рассказано в этом видеоролике:
АКПП Что такое OVERDRIVE (O/D), как он работает, как и когда им пользоваться?
На рукоятке переключения передач автоматической коробки расположена кнопка с названием «O/D (on|off)», что означает переключение режимов овердрайва.
Использование кнопки OVERDRIVE (O/D) предоставляет водителю возможность включить или выключить переключение АКПП на 4-ую передачу. Для включения овердрайва кнопку необходимо нажать (никакой дополнительной индикации этого режима нет). Выключенный овердрайв (кнопка отжата) сигнализирует о своём таком состоянии соответствующей жёлтой сигнальной лампой с надписью «O/D off» на щитке приборов сверху посередине.
Как работает овердрайв
Зачем надо включать/выключать овердрайв
Вредна ли езда с выключенным овердрайвом для двигателя/коробки
Нет. Если думать головой. Собственно, этот подход справедлив по отношению к любой технике. Что значит «думать головой» читайте ниже по тексту.
Как сказываются разные режимы работы O/D на расход топлива
Если передача ниже (с выключенным овердрайвом), а скорость выше, то, вероятно, автомобиль больше потребляет топлива вследствие увеличенных оборотов. Так думается в первом приближении. И если ездить на больших скоростях с выключенным овердрайвом, то, вероятно, это предположение будет иметь реальную почву. Однако, если «с головой» использовать овердрайв, то лично мои замеры и замеры знакомых говорят о том, что разница если и есть, то совершенно незаметна. Поэтому просто рекомендую заняться практическими экспериментами самостоятельно. Для однозначного понимания фразы «с головой использовать овердрайв» предлагаю ознакомиться со следующим абзацем.
Когда имеет смысл переключать режимы работы O/D
Конкретных рекомендаций от производителя по данному вопросу не существует. Поэтому всё описанное ниже является результатом наблюдений и экспериментов, т.е. априори субъективно. Однако, я с достаточной долей уверенностью могу сказать, что описанное ниже скорее соответствует истине, нежели нет.
Итак, разумно выключать овердрайв в следующих ситуациях:
— при затяжных спусках/подъёмах;
— при «рваном» темпе движения в условиях города;
— для комфортного передвижения со скоростью менее 50 км/ч (thanks to Druqn).
Разумно включать овердрайв в следующих ситуациях:
— при езде на трассе;
— при езде на постоянной скорости;
— при езде на большой скорости (>120км/ч).
В каких случаях водителю может пригодиться кнопка Over Drive на АКПП
Из-за большой популярности автоматических коробок передач производители стараются сделать их как можно более удобными для водителей. Наиболее распространенным сейчас можно считать обычный 4-ступенчатый «автомат». У них есть несколько вполне понятных и привычных режимов работы, что очень упрощает процесс вождения.
При этом, на многих автоматических коробках можно встретить и дополнительные режимы. Сегодня мы рассмотрим работу одного из них — Over Drive. Для чего он нужен и в каких ситуациях его следует использовать.
Если внимательно изучить механизм классической автоматической коробки с четырьмя передачами, то можно увидеть, то третья является прямой. Это означает что ее передаточное число равно единице. Что можно сопоставить с четвертой передачей на стандартной «механике».
При этом на «автомате» 4 передача также имеет название Over Drive или же O/D. Если провести аналогию с МКПП, то тут передаточное число меньше единицы, значит передача повышающая, как и пятая на МКПП.
Кнопка, отвечающая за включение режима Over Drive, может быть как расположена на селекторе «автомата», так и вынесена отдельно. При его активации коробка будет сама переключаться на четвертую передачу при достижении высокой скорости. Также после переходе на четвертую скорость происходит блокировка гидротрансформатора.
Как показывает практика, это переключение происходит при достижении скорости в 45–50 километров в час. При равномерном движении на трассе это позволяет заметно сэкономить топливо, а также не позволяет силовому агрегату сильно повышать обороты.
Но многие водители задумываются о том, есть ли от этого режима польза во время езды по городу, нужно ли его включать или же стоит избежать использования.
Если учесть все особенности работы коробки и данного режима, то можно сделать несколько выводов:
— при включении Over Drive транспортное средство раньше перейдет на четвертую передачу, а значит топливо будет экономиться;
— за счет того, что силовой агрегат меньше работает на повышенных оборотах, сохраняется его ресурс;
— в инструкции, прилагающейся к транспортному средству, сказано, что в трудных условиях данный режим следует выключать. А езду по городу с постоянным торможением, ускорением во время обгона и перестроениями как раз можно считать именно вождением в тяжелых условиях;
— из-за того, что коробка с включенным режимом O/D чаще переходит на четвертую передачу, износ элементов трансмиссии увеличивается.
При выключенном режиме O/D возможность перейти на передачу выше третьей будет заблокирована. А переход на более высокие передачи произойдет только при повышенных оборотах. Также при торможении коробка будет как можно дольше сохранять установленную передачу, таким образом ее понижение произойдет только при достижении двигателем определенного уровня оборотов и скорости.
На практике же во время движения по городу, то Over Drive лучше отключить. Сделать это можно нажатием специальной кнопки на рычаге коробки или отдельно. При выключенной функции на приборной панели должна появиться загоревшаяся отметка «O/D off». Если индикатор не горит, значит режим все еще включен.