Что означает памятник на болотной площади
Почему «Большая глина №4» Урса Фишера — это все-таки искусство. Аргументы за самый спорный памятник в Москве
12-метровая алюминиевая скульптура «Большая глина №4» появилась на Болотной набережной 15 августа. Произведение швейцарского художника Урса Фишера — увеличенная копия комка глины, которую он сначала размял в руках, а затем разломил на несколько кусков и выложил их один на другой. Инсталляция приурочена к открытию «ГЭС-2» — центра современного искусства, который курирует фонд Леонида Михельсона V-A-С.
Москва — не первый город, где выставляется это произведение. В 2015 году «Большая глина» стояла на Манхеттене в Нью-Йорке, а в 2017-м — в итальянской Флоренции. Как пишут СМИ, москвичи, так же, как ранее американцы и итальянцы, скульптуру не оценили. В соцсетях ее сравнивают с кучей мусора, мороженым, а Максим Галкин назвал произведение «стопкой не очень аккуратного дерьма».
Скульптура «Большая глина №4» швейцарского скульптора Урса Фишера Фото: Киселев Сергей /Агентство «Москва»
В Нью-Йорке «Большая глина №4» простояла ровно полгода, во Флоренции — четыре месяца. Организаторы московской инсталляции говорят, что скульптура в столице надолго не задержится, но конкретных сроков не называют.
Фишер не первый раз эпатирует московскую публику. Выставку 2016 года в центре «Гараж» москвичи запомнили по одному экспонату — фаянсовому унитазу, заполненному фруктами: клубникой, виноградом, яблоками и грушами. В одном из арт-обзоров ту работу швейцарца назвали «радикальной интерпретацией классического натюрморта».
Подготовили Дмитрий Толстошеев, Кристина Боровикова
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале«Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Куча искусства или шедевр: москвичи в ужасе от новой скульптуры на Болотной площади
Всю эту неделю неравнодушные к искусству жители Москвы яростно обсуждают гигантскую скульптуру на Болотной площади, воздвигнутую перед домом культуры «ГЭС-2». С какой силой одни возмущаются, что сооружение — позор и уродливый шрам на архитектурном ландшафте столицы, с такой же другие доказывают, что скульптура не иначе как произведение искусства. В четверг вечером противники творения Урса Фишера «Большая глина №4» даже собирались на сходку возле ее подножия. О главном культурном скандале последних дней — в материале «БИЗНЕС Online».
Еще во время возведения конструкции на Болотной соцсети взорвались недоуменными сообщениями прохожих с комментариями вроде «А почему в коричневый цвет не покрасили инсталляцию? Недоработка!» или «Художник нагадил, впарил про глину и угорает втихаря над всеми»
«Если вы видите кусок дерьма, это кусок дерьма»
В прошлые выходные напротив ГЭС-2 установили скульптуру швейцарского художника Урса Фишера под названием «Большая глина №4». И если обычно для того, чтобы завладеть вниманием вечно спешащих москвичей, требуется большая информационная поддержка, то этот public art сам обратил на себя внимание.
Еще во время возведения конструкции на Болотной соцсети взорвались недоуменными сообщениями прохожих с комментариями вроде «А почему в коричневый цвет не покрасили инсталляцию? Недоработка!» или «Художник нагадил, впарил про глину и угорает втихаря над всеми». Скульптуру Фишера не понял и артист Максим Галкин. В своем «Инстаграме» он опубликовал ролик с критикой арт-объекта, где назвал скульптуру «12-метровой стопкой не очень аккуратного дерьма». В комментариях его поддержал певец Денис Клявер. Он написал: «Тот случай, когда автора не понесло, а пронесло». А юмористка Елена Воробей добавила: «Ой, мать моя. Навалил от души».
Более любопытные граждане полезли гуглить, что за гигантское чудо-юдо теперь поселилось в городе, и нашли вполне занятную историю создания скульптуры, преисполненную философским смыслом. 8 лет назад Фишер работал с глиной. Мял куски податливого материала, перекладывал из руки в руку и клал друг на друга. Внезапно художник остановился и взглянул на получившийся комок — вот оно, произведение искусства! Пять кусков глины — это не что иное, как символ созидания и преображения материи в руках человека. Фишер понял, что его идея гениальна, поэтому решил увеличить комки в 50 раз и отлить их из алюминия.
«Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы — знак незавершенности, преображения и становления», — пояснили в пресс-службе фонда V-A-C.
Еще до приезда в Москву скульптура успела погостить в США и Италии, где наделала не меньше шума. Впервые ее экспонировали на Манхеттене — район Нью-Йорка — в 2015 году среди модернистских небоскребов. Американцы тоже были не в восторге. Даже профессионалов в мире искусства монумент озадачил. Через два года скульптура приехала во Флоренцию, где выставлялась среди предметов эпохи Возрождения. Стоит ли говорить, что такое искусство поняли не все итальянцы.
Однако сам Фишер не находит ничего позорного и оскорбительного в собственном творении и спокойно отвечает недовольным, что «искусство — это то, что вы из него делаете. Если вы видите цветок, это цветок. Если вы видите кусок дерьма, это кусок дерьма». Так он высказался на страницах международного журнала искусств Apollo.
Более любопытные граждане полезли гуглить, что за гигантское чудо-юдо теперь поселилось в городе, и нашли вполне занятную историю создания скульптуры, преисполненную философским смыслом
«Если хотите, это памятник потребности человека творить»
И все же 12-метровая алюминиевая скульптура останется в Москве не навсегда. Она установлена в рамках временной инсталляции, приуроченной к открытию прилегающих к ГЭС-2 территорий. А значит, самое время разобраться с самим феноменом такого искусства и, в частности, послушать людей, его защищающих.
Куратор, арт-критик Франческо Бонами, работавший с этим проектом во Флоренции, заявил, что и до Москвы «Большая глина № 4» вызвала много разных, в том числе и негативных, оценок. «Конечно, реакция общества важна, как позитивная, так и негативная. К ней надо внимательно прислушиваться, но и относиться с определенной долей скептицизма, — цитирует Бонами пресс-служба ГЭС-2. — Что же касается смысла данной работы, то, если хотите, это памятник потребности человека творить, которой он наделен с самого раннего детства. Если вы дадите ребенку кусок глины, он тут же захочет превратить его во что-то другое. Почему? Разве кто-то ему подобное подсказал? Нет, конечно! Эта потребность творить присуща человеку с самого рождения, что и символизирует „Большая глина № 4“. Простота человеческого жеста, который в итоге приведет его к культуре, искусству, религии и духовности».
Известный архитектурный критик и журналист Григорий Ревзин тоже не видит в скульптуре оскорблений этики и нравственности. «Скульптура Фишера вообще-то банальна. Это увеличенный в 50 раз и воспроизведенный в алюминии кусок глины, который скульптор разминает в руке, до того как что-нибудь слепить, — сказал Ревзин „БИЗНЕС Online“. — Красота, как известно, в глазах смотрящего, и говна это тоже касается. В замысле это был кусок глины в руках скульптора, но он собрал в себя все дерьмо, которым в него кидаются. Изначально проект не был памятником, но здесь, в Москве, данная вещь, которая успела постоять в Нью-Йорке, а потом во Флоренции, неожиданно им стала — памятником единению в ненависти, которую мы выливаем на страницы социальных сетей. Правда, память тут коротенькая, жизнь маленькая, так что и памятник временный. Для „Фейсбука“ три месяца — это больше, чем жизнь, это целая вечность».
Современные творцы также не высказали негатива. Например, художник Глеб Скубачевский, который недавно выставлялся в казанской галерее «БИЗОN», отметил, что основная проблема стоит в культурном образовании жителей столицы. «Автор действительно известный и знаковый. Но другой вопрос, что москвичи в основном далеки от современного искусства», — отметил он. А художник Александр Петлюра вспомнил негативную реакцию на творения Зураба Церетели. «Думаю, можно посмотреть и на московской земле. На мой взгляд, в столице очень много слабых памятников. Сколько было споров о памятниках Церетели? И чем закончилось? Расплавили хоть один на медь?» — отмечает художник.
Отметим, что фонд, который привез скульптуру Фишера на Болотную, принадлежит нефтегазовому миллиардеру Леониду Михельсону, а значит, деньги налогоплательщиков на спорное искусство не тратили. Хотя бы насчет этого можно быть спокойными.
«Дети – жертвы пороков взрослых»
«Дети — жертвы пороков взрослых» — московский памятник, поднимающий непростую тему. Идея заключается в аллегорическом олицетворении человеческих пороков, пагубно влияющих на детей. Монумент был открыт в 2001 году, в День города. Он появился по инициативе мэра Москвы Ю. Лужкова.
Как говорит сам художник, скульптура призвана обратить внимание людей на проблему спасения нынешнего и всех будущих поколений. Она производит неоднозначное впечатление и вызывает немало споров. Некоторые считают, что в композиции главными героями стали сами пороки, а не дети. На как видно на фото «Дети — жертвы пороков взрослых», с любого ракурса мальчик с девочкой, выполненные в золотистом цвете, выделяются на фоне мрачных вытянутых фигур. Она излучают какое-то тепло и добро, притягивая к себе, а аллегории пороков, наоборот, отталкивают. Большинство сходится во мнении, что это памятник, заставляющий задуматься о серьезной и важной проблеме. К тому же, здесь несколько изменен традиционный список пороков с учетом современных реалий.
Описание
«Дети — жертвы пороков взрослых» — это, по сути, целая история, выраженная в скульптуре. Всего в композиции участвует 15 фигур. Это 2 детей: мальчик и девочка, стоящие в центре круга, у них завязаны глаза, а под ногами лежат книги русских сказок и мячик. Из-за повязки на глазах дети не могут увидеть, что полукругом возле них стоят 13 скульптур, изображающих пороки. Они выполнены в антропоморфном стиле, и некоторых из них не все распознают. Вот краткое описание скульптур «Дети — жертвы пороков взрослых»:
Под каждой скульптурой на русском и английском языках подписан порок, который она олицетворяет. Композиция «Дети — жертвы пороков взрослых» выполнена из бронзы.
Особую драматичность скульптуре придает тот факт, что изображенные дети не видят поджидающих и окружающих их пороков, отчего у тех, кто смотрит на композицию, возникает чувство тревоги, обеспокоенности и желание оградить ребят от этих жутких существ. Мальчик с девочкой протягивают руки, словно ощупывают пространство перед ними или пытаются что-то найти. Вероятно, это означает поиск себя в жизни и своей дороги, а пороки — возможные пути, которые пытаются переманить детей к себе.
Каждый монстр в скульптурной композиции «Дети — жертвы пороков взрослых» отражает разные недобрые намерения и вызывает отвращение. Неслучайно в образах использованы головы животных, словно напоминая, что все эти пороки противоположны человечности и гуманному поведению.
Панорамный вид на памятник «Дети — жертвы пороков взрослых» на Болотной площади:
Как добраться до памятника «Дети — жертвы пороков взрослых»
Монумент расположен в сквере 800-летия Москвы, на Болотной площади, в 2 км от московского Кремля. Из-за неоднократных случаев вандализма памятник оградили забором, двери которого закрываются на ночь. До сквера следует общественный транспорт:
Сюда можно также доехать на метро:
Чтобы заказать такси, можно воспользоваться услугами служб Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.
Видео о памятнике детям, жертвам пороков взрослых, в Москве:
Искусствоведы высказались о новой скульптуре на Болотной набережной в Москве
На Болотной набережной Москвы установили скульптуру «Большая глина № 4». Арт-объект стал предметом бурных обсуждений в интернете: жители столицы спорят о его «привлекательности». Разбираемся, почему современное искусство вызвало у горожан неоднозначную реакцию и как оценивают искусствоведы это творение.
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Искусство на Болотной набережной
Необычная скульптура появилась на Болотной набережной 15 августа. Она представляет собой 12-метровый арт-объект в виде бесформенного куска глины. Автор и создатель инсталляции – швейцарский художник Урс Фишер. Идея скульптуры родилась у него, когда он разминал в руках комок глины. Теперь застывший в необычной форме и увеличенный в 50 раз комок могут наблюдать москвичи в центре города.
В фонде современного искусства V-A-C объяснили смысл арт-объекта как знак незавершенности и становления.
Скульптура останется на Болотной набережной не навсегда, она временная. Однако некоторые горожане уже выступают против ее нахождения в центре столицы и сравнивают внешний вид инсталляции с экскрементами.
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Особо бурные обсуждения развернулись на странице в Instagram телеведущего Максима Галкина, который одним из первых негативно высказался и высмеял этот арт-объект.
К негодованию Галкина присоединилась актриса и юмористка Елена Воробей. «Мать моя! Навалил от души!» – написала она со смайлами в комментариях под фото скульптуры. «Без смысла, но, слава богу, без запаха», – подхватила подписчица Светлана.
Однако сформировался и лагерь тех, кто встал на сторону художника и смог по достоинству оценить необычные формы. «На глину тоже можно смотреть по-разному: можно как на грязь, а можно как на шедевр в процессе рождения. Кто что видит», – отмечает пользовательница Мария.
«Дело не в плохом искусстве, а в плохом взгляде», – присоединяется Артем. Защитники современного искусства рекомендуют критикам прочитать историю создания скульптуры и попытаться понять, что хотел сказать автор.
Следует отметить, что «Большая глина № 4» ранее уже выставлялась во Флоренции на площади Синьории.
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Новое всегда критикуют
Бурные обсуждения вокруг современных арт-объектов в столице поднимаются не впервые. Ранее критике подверглась скульптура Романа Ермакова «Стабильная композиция», выставленная на Красной площади. Горожане сравнили ее с огромными белыми горошинами, непонятно зачем установленными в центре столицы.
По мнению искусствоведа, директора Музея имени Андрея Рублева Михаила Миндлина, проблема в восприятии современного искусства может крыться в том, что многие «воспитаны на традиционной структуре».
«Вообще доминируют вкусы XIX века. Хотя то, что устанавливалось в XIX веке, казалось тоже эпатажным. Когда в Париже была построена Эйфелева башня, выдающиеся деятели мировой культуры, такие как Виктор Гюго, считали, что это ужас и позор. А сегодня это символ Парижа во всем мире», – пояснил Миндлин в интервью Москве 24.
Искусствовед отметил, что в России «наблюдается некая деградация общественного вкуса». Однако есть и те, кто по достоинству может оценить современное искусство, добавил он. «Есть бесконечное множество отзывов представителей новой генерации, молодого поколения, которые только приветствуют это. Им хочется жить в современном городе, а не в среде, от которой пахнет нафталином, как из бабушкиного сундука», – подчеркнул Миндлин.
Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев
Развитие визуальной культуры
Россиянам пока сложно воспринимать такие современные скульптуры из-за низкой визуальной культуры, считает галерист, член Ассоциации искусствоведов Сергей Попов. «Общество так неоднозначно воспринимает, потому что оно все еще чудовищно образованно у нас в России. Это основная причина», – отметил он в диалоге с Москвой 24.
Галерист подчеркнул, что с темой неоформленной глины, из которой лепится скульптура, лучшие художники и скульпторы работают последние несколько десятилетий.
По мнению Попова, «Большая глина № 4» напоминает именно пластичный, неоформленный материал – глину. «Тем людям, которым эта форма напоминает экскременты, наверное, лучше обратиться к психологу», – добавил эксперт.
Попов также отметил, что установка скульптуры в центре Москвы «показывает нашу близость к европейским столицам, в которых раньше эта вещь выставлялась». И если бы арт-объект был выставлен где-то в другом месте, парке, то это бы не было так выразительно, считает галерист.
По мнению специалиста, благодаря таким временным инсталляциям у горожан, которые никогда не интересовались подобным искусством, может появиться желание больше об этом узнать и увидеть другие эксперименты современных художников.
Москвичам рассказали, надолго ли в центре города задержится новый арт-объект
Памятник «Дети — жертвы пороков взрослых» на Болотной площади Москвы: описание
«Дети — жертвы пороков взрослых» — московский памятник, поднимающий непростую тему. Идея заключается в аллегорическом олицетворении человеческих пороков, пагубно влияющих на детей. Монумент был открыт в 2001 году, в День города. Он появился по инициативе мэра Москвы Ю. Лужкова.
Скульптор памятника «Дети — жертвы пороков взрослых» — Шемякин Михаил Михайлович.
Как говорит сам художник, скульптура призвана обратить внимание людей на проблему спасения нынешнего и всех будущих поколений. Она производит неоднозначное впечатление и вызывает немало споров. Некоторые считают, что в композиции главными героями стали сами пороки, а не дети. На как видно на фото «Дети — жертвы пороков взрослых», с любого ракурса мальчик с девочкой, выполненные в золотистом цвете, выделяются на фоне мрачных вытянутых фигур. Она излучают какое-то тепло и добро, притягивая к себе, а аллегории пороков, наоборот, отталкивают. Большинство сходится во мнении, что это памятник, заставляющий задуматься о серьезной и важной проблеме. К тому же, здесь несколько изменен традиционный список пороков с учетом современных реалий.
Описание
В центре скульптурной композиции «Дети – жертвы пороков взрослых» изображены мальчик и девочка, которые пытаются двигаться вперед с завязанными глазами. Под ногами малышей лежат раскрытые книги со сказками, которые были прочитаны. Вокруг же их обступают фигуры – те самые пороки. Здесь изображены Наркомания, Воровство, Невежество, Алкоголизм, Лженаука, Проституция и Равнодушие. Последний порок возвышается над остальными и является самым главным. Также здесь есть Садизм, Эксплуатация детского труда, Война, Позорный столб для тех, кто потерял память, Нищета и Пропаганда насилия.
Интересные факты
Михаил Шемякин работал над этой композицией по личному заказу Ю. Лужкова. Мэр Москвы тоже принимал активное участие в процессе создания памятника. В прессе писали о том, что во время одной из встреч архитектора и мэра последний живо вскочил со стула, чтобы лично продемонстрировать, как должна выглядеть фигура Садизма. В итоге эта поза Лужкова была отражена в металле.
После того, как на скульптурное творение напали вандалы, власти города решили открывать композицию только в определенные часы, обнести её забором и поставить охрану. Решетка поднимается в 9 утра и опускается в 9 вечера.
Памятник сибирскому характеру
Еще один интересный монумент, заставляющий вспомнить о том, что не все так плохо в мире Homo sapiens. Он находится в Красноярске, неподалеку от пешеходного моста через реку Енисей. Пока, насколько нам известно, он представляет из себя «пробную» версию монумента – двух непокорных волков. В дальнейшем памятник, вероятно, будет дополнен лавочкой, гитарой и поломанной рябиной, из которой будет литься сок, превращаясь в ручей.
Автор необычного монумента Евгений Пащенко заявил, что идеи для своего детища позаимствовал из творчества бардов, и прежде всего из песни Владимира Высоцкого «Охота на волков». Смысл композиции в следующем: волки прорывают красные флажки (проявление «сибирского» характера) и бегут к рябине, которая символизирует умиротворение и спокойствие.
Памятник сибирскому характеру / ©Flickr
Наркомания и Проституция
Описание «Дети – жертвы пороков взрослых» начнем с фигуры Наркомании. Автор композиции показал этот образ в виде графа Дракулы, облеченного во фрак, – такой себе ангел смерти. В руках у него находится небольшой пакетик с героином и шприц. Дракула предлагает за доступную цену как бы «улететь» от проблем этого мира.
Проституцию Шемякин изображает в образе жабы, и в этом смысле есть некоторые совпадения с образом царевны-лягушки. У создания пышные формы и соблазнительное тело, но всё оно укрыто противными бородавками, а на поясе виднеются змеи. В более широком смысле, чем просто проституция, под этой скульптурой понимается лицемерие и полная безнравственность человека, не испытывающего искренних чувств. Один известный блогеров писал, что под лицемерием надо понимать даже малейшие его проявления: критику за спиной, ложь, неискреннюю улыбку.
Памятник «Дети – жертвы пороков взрослых»
Большой, интересный и не очень известный памятник находится в самом центре Москвы, в сквере на Болотной площади. Он называется «Дети – жертвы пороков взрослых». Хотя памятником, в классическом понимании этого слова, наверное, его назвать нельзя. Эта целая скульптурная композиция, целая история, которую не расскажешь в двух словах.
Он появился в столице 2 сентября 2001 года в День города. Его автор – Михаил Шемякин. По словам художника, когда он только задумал композицию, он хотел одного – чтобы люди задумались о спасении сегодняшнего и будущего поколений. Многие, кстати в то время были против его установки недалеко от Кремля. Даже собирали специальную комиссию в столичной Думе, и та также высказалась против. Но тогдашний мэр Юрий Лужков всё взвесил и дал добро.
Памятник действительно выглядит неоднозначно и непривычно. Он входит в топ-10 самых скандальных памятников Москвы. Композиция состоит из 15 фигур, две из которых маленькие дети – мальчик и девочка лет 10. Они расположены в самом центре. Как и все в этом возрасте, они играют в мячик, у них под ногами лежат книги сказок. Но у детей завязаны глаза, они не видят, что вокруг стоят 13 страшных высоченных фигур, тянущих к ним руки-щупальца. Каждое изваяние олицетворяет какой-то порок, который может развратить детские души и навсегда ими завладеть.
Стоит подробно описать каждую (слева направо):
Безошибочно узнать в каждой фигуре конкретный грех или порок очень трудно, поэтому автор подписал каждую скульптуру на русском и английском языках.
Первоначально памятник был открыт постоянно. Но после того, как любители поживиться цветным металлом, открыли на него охоту, композицию огородили забором, приставили охрану и ввели часы посещений с 9 утра до 9 вечера.
В сквер на Болотной площади часто приходят люди. Молодожены фотографируются на фоне причудливых изваяний, особо не придавая значения, затаенному в скульптуре смыслу. Многие композицию ругают, считают нелепой. Наверное, самый ярый противник, доктор психологических наук Вера Абраменкова. Она считает, что Михаил Шемякин поставил памятник гигантским порокам, именно они, а не маленькие дети центральные персонажи. Но большинство людей к памятнику относятся с пониманием, его называют правильным, к месту и ко времени. Скульптор затронул проблему, о которой нужно не говорить, а кричать. Только Шемякин сделал это не при помощи слов, свои взгляды и убеждения автор увековечил в бронзе.
Воровство
В скульптуре «Дети – жертвы пороков взрослых» в Москве Воровство показывается автором в виде уродливой и хитрой свиньи, которая размахивает своими мерзкими пальцами, держа в руке украденные деньги. За спиной у этого создания находятся банковские реквизиты и мешок, подписанный словом «оффшор». В современной жизни этот порок проявляется не только в том, что люди дают и берут взятки, но и в том, что для многих целью жизни становится накопление материальных благ, а роскошные вещи начинают значить больше, чем человеческие чувства. Маленький ребенок по-своему всё это интерпретирует, видит картину в ином свете и поэтому принимает ложную картину мира за действительную.
Памятники пьянству
Один из них – свинья в луже – находится в городе Комсомольск (Полтавская область, Украина). Другой – в Москве на Краснопресненской набережной и представляет собой гигантскую бутылку высотой 12 метров, наполненную разбитыми автомобилями. Мемориал, выполненный в современном стиле, называется «Пьянство за рулем».
Памятник пьянству в Комсомольске / ©Flickr
Монумент “Пьянство за рулем” / ©Flickr
Алкоголизм, Невежество, Лженаука
В памятнике «Дети – жертвы пороков взрослых» алкоголизм изображается в виде веселого мифического бога, который с самодовольным выражением лица восседает на бочке. Это некрасивый старик с большим животом и вторым подбородком.
Невежество показано в образе беззаботного глуповатого осла, который держит в одной руке часы, а в другой – погремушку. Это является аллегорическим образом того, что потехе отдается всё время, а не час.
Памятник освобождению
Имеется в виду освобождение от собственных пороков и вредных привычек. Эту композицию также называют «Прорыв» и «Свобода». Ее установили в Филадельфии (США) в 2010 году. Памятник уникален, нигде в мире больше нет ничего подобного. Автор работы, скульптор Зенос Фрудакис, заложил в ее основу идею о том, что в борьбе с собственными пороками кому-то удается одержать победу, кому-то – нет, а кто-то даже не предпринимает попыток.
Монумент “Освобождение” / ©Flickr
Война и Нищета
В памятнике «Дети – жертвы пороков взрослых» образ Нищеты представлен в виде старушки, которая стоит, опираясь на посох. Она босая и очень тощая. Несмотря на почти полное бессилие, она тянет руку, прося милостыню. Тут между людьми возникли споры на счет того, можно ли считать нищету пороком. Кто-то вспоминал пьесу Островского, а кто-то слова Достоевского. Речь идет о том, что жить в бедности можно. Можно и сохранить свое достоинство, не имя лишнего куска хлеба. Но в нищете все равны, и здесь нельзя остаться особой. Но тот, по чьей вине нищими становятся другие, однозначно заслуживает осуждения.
Памятник мастерству и таланту
Один из редких монументов, в котором запечатлены немногочисленные положительные качества противоречивой человеческой натуры. Этот памятник левше, подковавшем блоху, находится в Челябинске. И блоха в нем тоже присутствует – каждый желающий может рассмотреть ее, воспользовавшись, впрочем, увеличительным стеклом.
Памятник левше, подковавшем блоху / ©Flickr
Блоха, которую подковал левша / ©Flickr
Эксплуатация детского труда, Беспамятство и Садизм
Эксплуатацию детского труда архитектор представил в виде птицы с огромным клювом. Она приглашает смотрящих проследовать за ней в завод, где на каждой стене оттиски детских ладошек. В более простом смысле понимается скудное детство, рутинность в самое прекрасное время в жизни, манипулирование чувством долга.
Беспамятство изображено в виде позорного столба, по которому ползут змеи. Это означает полную нечувствительность к тому, что происходило в прошлом, к памяти, уважению. Бесчувственный столб окутали змеи, сознание затуманено.
Садизм показывается в образе ужасного носорога, который смотрит на человека с распростёртыми объятиями. Не чувствительный к боли и чувствам других людей, он верёвкой поддерживает свое огромное обвисшее пузо. В аллегорическом смысле здесь передается желание взрослых проявлять свою власть над детьми, учить их по собственным убеждениям, даже ложным. Многие стремятся к доминированию и подавлению детей, таким образом выплескивая наружу свои комплексы.
Пропаганда насилия изображается в виде Буратино, который предлагает массу средств для причинения вреда. Кстати, на сегодняшний день пропаганда насилия более всего проявляется в играх, мультфильмах и детском кино.
Над всеми этими чудовищами возвышается главное из них – Равнодушие. Это худший из пороков, ведь из него проистекают все остальные. Это создание с бесчувственным телом, закрытыми глазами и заткнутыми ушами. Именно бесчувственность и нежелание понимать другого являются корнем многих бед. Памятник «Дети — жертвы пороков взрослых» несет посыл, что, если бы, совершая зло, человек одумался хотя бы на 10 минут, многих печальных событий можно было бы избежать. Ведь все мы знаем, как «выключить» свой внутренний голос и молча делать то, что тебе надо, даже если это может навредить кому-то другому.