Что означает пчела в русской культуре
О значении пчёл в жизни человека. Пчела в геральдике и флаговедении: значение символа на гербах и фл
С древнейших времён образ пчелы в культуре разных народов занимает обширную нишу. Поистине удивительна широта его символических трактовок. О важности роли, какую играла медоносная пчела в жизни, хозяйстве, мифах и верованиях людей Востока и Запада, говорит её присутствие на огромном количестве старинных фамильных и земельных гербов губерний, городов, уездов, а также на флагах. О пчеле в геральдике и вексиллологии, то есть флаговедении, и пойдет рассказ. Узнав о значении этого символа на гербах и флагах, нельзя не проникнуться уважением к скромной труженице полей и плодам её непрестанных трудов. Тема геральдики неожиданно красноречиво раскрывает значение пчел в жизни человека. Ее нельзя не коснуться, чтобы подчеркнуть наивысшее почитание человеком этого наскомого за неоспоримую пользу для здоровья человека.
Значения символа пчелы>
В глубокую архаику уходят своими корнями значения символа пчелы – насекомого, не только кормившего и поившего наших далёких предков, но и лечившего их. Также пчёлы обеспечивали воском, находившем широчайшее применение в быту (изготовление печатей, восковых табличек для записей, обработка нитей и тканей), ритуалах (мумификация умерших) и искусстве (техника энкаустики, донёсшая до нас яркие росписи внутри египетских пирамид). Мёд был продуктом, который хранился сколько угодно долго, не теряя своих питательных и целебных качеств. Его использовали и как единственный в те времена консервант. Всё это возвеличивало пчёл в глазах древних людей. К тому же строго иерархичная роевая жизнь улья вызывала восхищение у них своей упорядоченностью и казалась образцом, идеалом социального устройства. Всё это и послужило причиной глубокого символического осмысления образа пчелы, отражение чего находим мы в мифах, религиозных представлениях и произведениях искусства.
Трудолюбие, хозяйственность, экономность, любовь к порядку и чистоте, мудрость, нравственность, гармоничность, целомудрие и непорочность, материнство, покорность и послушание, старательность, верность – такие качества приписывались пчеле самыми разными народами. С одной стороны, пчела и мёд ассоциировались с солнечной, очищающей стихией, небом и звёздами (в Индии есть изображения бога солнца Вишну в виде пчелы, пчела была эмблемой Зевса и Юпитера), а с другой – с землёй и лунными культами (вавилонской богини Милитты и греческих Селены, Артемиды и др.). При матриархате прослеживается связь пчелы с Великой Матерью в разных её вариантах, в античной традиции – с богинями земли и плодородия (Кибелой, Персефоной, Артемидой, Деметрой, Афродитой), с потусторонним миром, умиранием, воскресением и бессмертием. Позже христианство приспособило образ крылатой труженицы под свои нужды, сделав его и символом бессмертия Христа, и знаком Девы Марии. Пчела воспринималась как олицетворение вечной души (в Египте, Античном мире, на Среднем Востоке); красноречия и поэзии (в античной литературе и христианстве); королевской, верховной власти, государства (в Греции, Египте, на Востоке).
Образ пчелы на гербах,эмблемах, флагах
Неудивительно, что этот насыщенный смыслами символ обрёл популярность в геральдике – искусстве и системе составления изображений, отображающих сущность владельца герба – человека, рода, цеха, города, страны. Образ пчелы на гербах, эмблемах, флагах и иных общественно важных отличительных знаках, конечно, не транслирует всё многообразие присущих ему значений. Он может подразумевать исключительную роль пчеловодства в хозяйственной деятельности данного рода или на обозначаемой гербом территории; то, что хозяин знака является знатным пчеловодом. Также могут подразумеваться такие качества носителя герба, как царское происхождение, причастность к высшей власти, трудолюбие и порядок, бережливость, усердие в службе и верность.
Если заглянуть в древность, задолго до появления геральдики как таковой (примерно в ХII веке) пчела была ещё до нашей эры эмблемой и символом Нижнего Египта, где она означала вечную жизнь, царскую власть и мудрость правителей, порядок и бесстрашие. Повелителями пчёл именовались фараоны, а египтяне в свои прошения к власть имущим добавляли изображение пчелы в знак преданности.
Уже в Средние века в большинстве случаев гербы в качестве земельных и родовых эмблем произошли от личных или семейных знаков, с помощью которых метились предметы хозяйства в быту крестьян, ремесленников, охотников или воинов. Знамёна, монеты, печати, орудия труда, скот, пушнина, посуда могли быть украшены ими. Закреплённые за родами такие знаки совершенствовались, стилизовались со временем. Само слово «герб» значит «наследство» и встречается в разных наречиях славян. А теперь вспомним, что наши предки-славяне были знатными бортниками, изумлявшими заезжих иностранцев своим умением вести пчелиное хозяйство в живописных лесных угодьях. Мёд не только занимал почётное место на столе каждой русской семьи, но и славился как товар, вывозимый купцами из Древней Руси. Так что неспроста пчелиная символика (пчёлы, ульи, соты и даже медведи с мёдом) оказалась на русских гербах:
многих известных русских родов (Авериных, Бежиных, Богдановых, Вагановых, Голиковых, Латыниных, Шаховых и др.);
городов (Тамбов, Симферополь, Медынь Калужской области, Начихивань-на-Дону Ростовской области, Рыбное Рязанской области, Новохопёрск Воронежской области, Оса Пермского края, Спасск Пензенской области);
районов/уездов (Бахмачского р-на Черниговской обл., Гордеевского р-на Брянской обл., Земетченского р-на Пензенской обл., Медынского р-на Калужской обл., Новокузнецкого р-на Кемеровской обл., Знаменского и Кирсановского р-нов Тамбовской обл., Троснянского р-на Орловской обл., Пестравского р-на Самарской обл., Сандовского р-на Тверской обл., Северного р-на Оренбургской обл., Кадомского р-на Рязанской обл. и др.).
Если говорить в целом о мире, сегодня более 300 геральдических знаков содержат в своей композиции пчелиную тематику. Это, например, гербы Манчестера (Великобритания), Реюньона (Франция), Эбелебена (Германия), Климовичи (Беларусь), коммуны Альвеста (Швеция), штата Юта (США), Ферганской области (Узбекистан) и другие.
Характерный пример использования пчелиной символики – тамбовский герб, официально утверждённый в 1729 году, впоследствии легший и в основу флага Тамбова. Три золотые пчелы и похожий на крепость улей на лазоревом фоне отражают характер хозяйственной деятельности, огромную роль пчеловодства в историческом прошлом этих мест, богатых липовыми и иными лесами. Сходство улья с крепостью подчёркивает значение города как стратегического оборонительного пункта, дававшего в XVII веке отпор татарским и ногайским кочевникам. А вот в гербе английского Манчестера земной шар с 7 пчёлами символизирует распространение продукции этого крупного промышленного центра по всему свету, а также трудолюбие горожан.
Однако не всегда смысл изображений на гербах и флагах связан с особенностями хозяйства, иногда за ними скрываются красивые истории. Пчела по сей день не раскрыла все свои тайны в геральдике и теории символов и вызывает немало споров среди любителей таинств и сакральных знаний.
Пчёлы Меровингов и пчёлы Наполеона
Одной из таинственных страниц в геральдике является связь личной и государственной символики, выбранной императором Бонапартом Наполеоном после победы Французской революции, с загадочными пчёлами Меровингов. Меровинги – легендарная династия первых франкских королей, правивших на землях будущих Франции и Германии в V–VII веках. В 1804 году Наполеон явился на коронацию в мантии, украшенной золотыми пчёлами. Кроме того, по его приказу эти насекомые заменили лилии на гербе поверженных Бурбонов, украсили многие флаги (в частности, флаг Эльбы). Сходство стилизованной пчелы с лилией как бы намекало на правопреемственность власти императора от свергнутой королевской, символизируя вместе с тем воскресение, бессмертие и стабильность в обществе. И в то же время пчёлы Наполеона прилетели из глубокой полумифологической древности и принесли с собой ещё один, неявный, но очень важный для Бонапарта символический смысл.
Дело в том, что в середине XVII века было обнаружено захоронение Хильдерика I – сына Меровея, и давшего имя династии Меровингов. Меровей якобы был рождён одновременно от двух отцов – франкского короля, человека и морского чудища, чья кровь текла и в жилах всех продолжателей этого рода, наделяя их сверхъестественной силой и особым правом на власть. За Меровингами закрепилась слава колдунов, ясновидцев, оккультистов и приверженцев эзотерики. Все они были длинноволосы, что являлось атрибутом их магической власти, имели на теле родимое пятно в виде красного креста… в общем, легенд и домыслов вокруг них ходило и ходит до сих пор предостаточно. Для нас важно то, что в гробнице Хильдерика I наряду с другими ценностями было обнаружено 300 золотых пчёлок-кулонов, усеивавших плащ погребённого монарха. Учитывая значение символа пчелы у древних франков (верховная/духовная власть, мудрость и бессмертие), можно смело утверждать, что пчела была символом могущества рода Меровингов. И именно на преемственность этого могущества и претендовал Наполеон. Более того, он пытался вывести свою родословную от этого старинного рода. А что касается Меровингов, то здесь интересна и ещё одна параллель – с масонством, в котором улей с пчёлами является одним из центральных символов. Да и параллель ли? Имеется немало намёков на то, что именно эзотерики Меровинги и их потомки напрямую причастны к созданию тайных обществ в Европе.
Не менее интересна история пчёл Барберини, древнего и богатого итальянского рода. По преданию, их появление на фамильном гербе связано с историей излечения тяжело заболевшего любимого сына. Когда врачи уже опустили руки, умирающего поднял на ноги, вернул к жизни обычный бортник, исцеливший недуг с помощью пчелиных укусов и рецептов, основанных на использовании дикого мёда. Барберини хотели отблагодарить лекаря из народа, но тот уже скрылся. И тогда в память о чудесном исцелении было решено украсить герб семьи тремя пчёлами на ярко-синем фоне. И это был отличный ход, ведь символика этих насекомых подразумевала бессмертие, праведность и трудолюбие, аристократизм духа и высокое происхождение. Позднее, в 1623 году, один из представителей рода – Маффео Барберини – был избран Папой Римским Урбаном VIII. Его дружба с виднейшим представителем барокко ХVII века Лоренцо Бернини способствовала тому, что талантливый скульптор и архитектор запечатлел герб своего покровителя и легендарных пчёл с него на различных объектах искусства в историческом центре Рима. Это и знаменитые фонтаны Бернини, в числе которых – «Фонтан пчёл» и «Тритон», украшенный папской атрибутикой и гербом Барберини, и базилика Св. Петра, и балдахин над алтарём Папы Римского, украшенные пчелами, и впоследствии – надгробие Урбана VIII.
Пчела
Пчела — необыкновенно многогранный символ. Она олицетворяет мудрость, плодородие, трудолюбие, экономность, порядок, чистоту и целомудрие. В ряде традиций пчела служила символом неба и звезд, а так же принимала участие в сотворении мира, выступая на стороне бога против злого духа.
Пчелиный рой означает землю, душу земли, защиту и материнство, трудолюбие и бережливость. Ряд положительных символических смыслов связывается и с пчелиным ульем: упорядоченное общество, мудрость, красноречие. Пчела и мед являются универсальными символами поэтического слова, шире — самой поэзии. В древнегреческой и римской традиции поэты нередко сравнивают себя с пчелами.
В мифах пчела часто является атрибутом или одним из воплощений Великой Матери. Пчелу связывали с Кибелой, Артемидой (Дианой), Деметрой, Персефоной, Афродитой; их жриц называли «пчелами». Позже пчела стала эмблемой Девы Марии. Этими древними представлениями можно объяснить некоторые выражения, сохранившиеся до нашего времени: украинцы называли пчелу «святой», немцы давали ей названия «божья птица» и «птица Марии».
В ряде традиций пчела связана и с богом-громовержцем, а так же с дубом, выступающим и как мировое дерево, и как дерево громовержца. Зачастую пчела — символ верховной власти. Она символизировала королевскую власть или монархическую систему на древнем Среднем Востоке, в Древней Греции и Древнем Египте. Идеальное устройство общества в его монархическом варианте нередко соотносили с пчелиным ульем.
У египтян пчела была эмблемой Нижнего Египта. Она — подательница жизни, символ рождения, смерти и воскрешения, гармоничной жизни, трудолюбия и непорочности. Вместе с тем пчела была и образом царской мощи, особой витальной силы, царской мудрости, накопляемой подобно тому, как пчелы собирают нектар.
В Древний Индии пчела была символом Индры, Вишну, Кришны, Шивы. Голубая пчела на лбу — знак Кришны; на лотосе — Вишну; над треугольником — Шивы. Из пчел, олицетворяющих «сладкое мучение», состоит тетива бога любви Камы, и за ним вечно тянется вереница пчел. В «Атхарваведе» духовное познание уподобляется производству меда пчелами.
В хеттских мифах пчела сохранила мир от засухи, найдя исчезнувшего сына бога плодородия Телепинуса.
Греки видели в символе пчелы трудолюбие, преуспевание, чистоту, бессмертие. Пчелиная тема определяет многие черты устройства и организации древних святилищ (например, храм Артемиды в Эфесе). Сама Артемида рассматривалась как образ священной пчелы, Деметру называли «чистой Матерью-Пчелой», Великую Мать — «Царицей Пчел». В богатом мёдом Эпидамне особенно почитали родоначальницу пчел нимфу Мелиссу.
Пчелы считались хранительницами красноречия и пения, «птицами Муз». Зевс Критский родился в пчелином дупле и был вскормлен пчелами. В Греции форма улья часто использовалась для погребений; предполагалось, что это связано с мотивом бессмертия. Кроме того, считалось, что души умерших могут переселяться в пчел.
Пифийскую прорицательницу называли «Дельфийской Пчелой», пчелам приписывалась способность предвещания. Согласно дельфийской традиции, они возвели второй храм в Дельфах.
В орфическом учении пчелы считались воплощением души, потому, что они перемещаются роем, подобно душам, которые, как полагали орфики, «роем» отделяются от божественного Единого.
У кельтов пчелы переносили тайную мудрость, идущую от другого мира. «Пчелиным путем» представляется в описании германцев воздух, заполненный душами мертвых.
* * *
Возьми на радость из моих ладоней
Немного солнца и немного меда,
Как нам велели пчелы Персефоны.
Не отвязать неприкрепленной лодки.
Не услыхать в меха обутой тени.
Не превозмочь в дремучей жизни страха.
Нам остаются только поцелуи,
Мохнатые, как маленькие пчелы,
Подымаясь к огню на высоты,
Припадая бессильно к земле,
Неустанно мы строим во мгле
Наших тел шестигранные соты.
В них огонь претворяем мы в мед.
И, поднявшись над солнечным краем,
Точно свечи из воска сгораем.
В улье неба века и века
Мы, как пчелы у чресл Афродиты,
Вьемся, солнечной пылью повиты,
Над огнем золотого цветка.
Пчела
Пчела повсеместно у славян воспринималась как «чистая», Божья тварь и была одним из наиболее почитаемых существ. Распространенные в традиционной культуре определения пчелы — «Божья угодница», «Богова», «святая» — связаны с наделением ее признаком сакральности в рамках как христианских, так и языческих представлений. Чаще всего народное восприятие пчелы как священного существа сводится к объяснению в христианской огласовке: она доставляет воск на свечи, «воск употребляется в богослужении, как вещь особенно чистая и приятная Божеству»; без пчелы, по убеждению народа, «не могла бы совершиться обедня». На Русском Севере и в Белоруссии на Пасху в ульи клали кусочек воска от освященной пасхальной свечи, чтобы пчелы, как и люди, радовались празднику. У украинцев даже было принято христосоваться с пчелами, приветствуя их возгласом: «Xристос воскресе!»
О пчеле в народе никогда не говорят, что она сдохла, а говорят — «умерла», как о человеке. Такое отношение в значительной мере определяется поверьями о душе в облике пчелы, распространенными у русских. С подобными поверьями отчасти соотносится роль пчел как предвестниц смерти в толкованиях снов.
Представление о божественной сущности пчелы нашло отражение в ряде поверий, в которых через отрицательное отношение пчелы к тем или иным качествам человека манифестируются нормы поведения, принятые в традиции. Так, в народе верили, что пчела жалит только грешника. В одной из обнаруженных в конце XIX века в Казанской губернии рукописных книг, которые обычно передавались от одного пчеловода к другому, отмечены следующие категории людей и явления, которые «пчела ненавидит»: «Ненавижу воеводу распаливого, мужа ленивого, жену сонливу, от врага лукавого девицу, язык страмноглаго-лив, душу погубляя». С божественной природой пчел связано также представление о том, что в улей с пчелами не бьет гром.
По народным представлениям, пчелы своим происхождением обязаны Богу. И иногда в поверьях жизнь на земле ставится в зависимость от существования пчел: когда все пчелы изведутся, наступит конец света. В этиологических легендах о пчелах нередко звучит мотив соперничества Бога и дьявола. Так, севернорусская легенда повествует о том, что дьявол, желая сотворить таких же пчел, каких создал Бог, сделал земляных пчел — шмелей, мед которых ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.
Важными для характеристики образа пчелы являются мифо-поэтические представления о ее «иностороннем» происхождении: по одним сказаниям свв. Зосима и Савватий вынесли пчел из горы, по другим — из какой-то идольской страны, по третьим — даже из рая. В легенде, записанной в Черниговской губернии, упоминается, что до рождения святых угодников Зосимы и Савватия «были времена, когда в России пчел не было, а водились они только в чужеземной стороне; жили они в скалах, не выпускали роев и не распространялись по всему свету». В легенде о происхождении пчел, бытовавшей в Казанской губернии в рукописном виде, «сила пчелиная» «в святорусскую землю, в темные леса, в угодные древа и к православным христианам» пригоняется архангелом Гавриилом с помощью Духа Святого из «горы папоримской», находящейся в «земле Римской». У русских была также распространена легенда о происхождении пчел из мертвой лошади: «знахари полагают, что все пчелы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедушкой и брошенной в болото. Когда рыболовы опустили невода в это болото, то, вместо рыбы, вытащили улей с пчелами. От этого улья развелись пчелы по всему свету».
Очевидно, что в этих легендах в качестве исконного местонахождения пчел выступают по большей части пространственные объекты, относящиеся в мифологической картине мира к «верхнему» или «нижнему» мирам. Кроме того, в названиях этих мест содержатся значимые для традиционного сознания оценочные характеристики, осмысляемые как положительные, светлые (рай) или как отрицательные, чуждые, темные, опасные (идольская страна, чужеземная сторона, папоримская гора и Римская земля, противопоставленные в народном восприятии православному миру).
В других фольклорных жанрах встречается также мотив появления пчел, отражающий мифопоэтические представления о распределении мирового пространства не по вертикали, а по горизонтали. Так, например, в смоленской волочебной песне пространственные объекты указывают прежде всего на удаленность места, откуда прилетают пчелы:
Засылай, боже, святой Зосим!
З-за бору з-за щирого,
З-за моря з-за синего
Выходила туча темная, —
То не туча, то й не облачина.
Что у той тучи тихо говорила,
Говорила пчелиная мати:
«Ай вы пчелы, пчелы ярые
Куда идете, куда пойдете. »
Несмотря на разнообразие, все варианты обозначения начальной локальной закрепленности пчел свидетельствуют об однозначном восприятии в народном сознании их появления из «иного» мира, независимо от того, каким он представлялся носителю традиции. Мотив возникновения пчелы из мертвого животного или из «иного» мира отражает универсальную для традиционной культуры идею вечного круговорота жизни. В этом же смысле показательно, что в раннехристианском искусстве пчела символизировала восставшего из смерти Xриста, бессмертие.
Причастность пчелы к божественному началу реализуется также в представлениях о ее деятельности как имеющей творческий характер. Так, старообрядцы Нижегородской области до сих пор считают, что пчела «Богова» потому, что она, в отличие от других животных, трудится. В заговорах работа пчелы соотносится с деятельностью Творца через мотив заполненности пространства, где улей уподобляется миру: «Как небесная высота и земная широта совершенна, так бы и мои пчелы, Божьи пташки, ульи исполняли и совершали меды густые и святые со всех цветов и с разных полей и чужих пасек несли и волокли в свои ульи и пасеку, аминь».
Связь пчелы с Богом просматривается и в народных поверьях о том, что ежегодное зарождение пчелиных роев происходит не само собой, а по промыслу Божию. Это представление нашло отражение в многочисленных заговорах, произносимых пчеловодами 9 декабря (по ст. ст.) — в день, когда церковь вспоминает о зачатии св. Анной Богородицы: «от сего дня начали прибывать не собою, но от самого Бога Саваофа, Отца и Сына и Святого Духа и Пречистыя Богородицы и всех святых».
Сакральная природа пчелы обусловливает закономерность соотнесения этого образа в мифопоэтическом сознании с библейскими персонажами — св. Анной и Богородицей. Это, в частности, прослеживается в назывании пчелиной матки в украинских и белорусских заговорах «Марией» или «Марьяской», а также в приуроченности пчеловодческих обрядов к дням зачатия св. Анной Богородицы и Благовещенья. Например, для обеспечения роения пчеловоду следовало на «Аннино зачатие» прийти на пасеку рано утром, потрогать каждый улей и произнести: «Свирдин и Свирдина! Анна зачала панну Пресвятую Богородицу, но не сама от себя, а от Духа Свята, так и вы, мои пчелы, зачинайте дело во имя Божие, частые рои, густые меды Господу Богу на хвалу, а мне рабу Божию (имярек) на пожиток». В заговорах такого типа пчела соотносится со св. Анной и Богородицей с помощью поэтического приема параллелизма.
Важной датой в пчеловодстве считалось и Благовещенье. В этот день для удачной работы пчел владелец пасеки, растирая пасхальную просфору и саму пасху, произносил: «Господи, Твор-че неба и земли и вся твари видимыя и невидимыя, как послал еси святаго Архангела Гавриила к деве Марии благовестити зачатие Сына Божия и сим исполнил небеса радостию и веселием, так пошли, Господи, угодника Твоего преподобнаго Зосима пчелам, и изобилие от росы небесныя, от влаги земныя, от всех дерев и зелий цветущих, дабы они собирали мед и воск с радостию и веселием Тебе, Господи, на хвалу, а мне рабу Твоему (имярек) на по-житок». Для русских территорий Благовещенье — 25 марта (7 апреля) — довольно ранний срок для выставления ульев на улицу. Вместе с тем в Костромской губернии существовала примета: кто его соблюдет, у того весь год будет удача; поэтому многие пчеловоды старались перенести на пасеку в этот день хотя бы один улей.
Связь образов пчелы и Богородицы характерна не только для заговоров. В текстах веснянок пчела и «Мати Пречистая» выполняют одну и ту же функцию — отпирают весну:
Ты вылети из-за моря,
Таким образом, пчелы оказываются вестницами весны.
В традиционной культуре очень ярко выражена женская символика пчелы. В русской жатвенной песне, например, пчела — является символом девушки:
Как летала ярая пчелка
Да по чистому полю
Ой, искала ярая пчелка медовое судёнце
Ой, гуляла красна девка
Да по чистому полю
Ой, искала красная девка
Себе родного батьку.
В мифопоэтических представлениях образ пчелы связывается с женским началом, основным признаком которого является материнство. Вместе с тем пчеле приписываются также признаки невинности и чистоты, связанные с идеей непорочного зачатия и сближающие в этом плане с образами св. Анны и Богородицы. Тема непорочного зачатия пчелы прослеживается в загадке: «Без отца рождена, без матери жить не может». Народное представление о чистоте пчелы охватывает широкий спектр значений: это и физическая, и нравственная чистота. Так, по мнению крестьян, пчела чистоту любит, и ее в чистоте «пуще всего держать надо»; кроме того, пчелы любят вестись у хозяев, которые «за чистотой наблюдают», а грешных людей не любят. Поэтому широко распространено мнение, что пчелы лучше ведутся у стариков: «тем грешить неколи, сидят да Богу молятся, а пчела — Божья, она это любит».
Соединение признаков чистоты и материнства, связь с Богом, а также другие качества пчелы, касающиеся особенностей ее работы, особенно ярко представлены в жанре загадки. Здесь они чаще всего демонстрируются через сравнение пчелы с женскими социовозрастными категориями в крестьянской общине. Особый — исключительный — характер женского начала в образе пчелы подчеркивается отличием ее от какого бы то ни было статуса женщины при полной реализации всех жизненных женских задач и работ: «Ни девка, ни вдова, ни замужняя жена: детей водит, людей питает, дары Богу приносит». В этом же ключе обычно подчеркивается безгрешность, непорочность пчелы: «Ни солдатка, ни вдова, ни замужняя жена: много деток уродила, Богу угодила». Мотив безбрачия пчелы, ее близость к Богу и созидательное начало отражаются в использовании в загадках образов «чернички» (старой девы по своей воле) и старухи, статус которых также отмечен признаками непорочности и чистоты: «В тесной избушке ткут холсты старушки» и «Сидят чернички в темной темничке, вяжут вязеночки, без иглы, без ниточки».
Работа пчелы в народных представлениях идеализировалась. В загадках эта особенность раскрывается разными способами. Это, например, мотив необычности ее труда: «Сидит девица в темной темнице, вяжет узор, ни петлей, ни узлом»; в ином тексте вязание происходит «без иглы, без ниточки». Другой чертой труда пчелы является его избыточность, что выделяет пчелу из всех: «И на себя, и на людей, и на Бога трудится». Кроме того, определяющей эти особенности оказывается такая характеристика пчелы, как наделенность ее знанием-мудростью: «Одной пчеле Бог сроду науку открыл».
В народном сознании пчела наделялась особым умом. Так, в связи с вопросом о сроках выпускания пчел после зимовки один из костромских пчеловодов отметил: «Когда пчелы запросятся, потому пчела животная умная — сама знает, когда ей на волю пора. Человеку у ней поучиться можно, не тошто — што!» В волынском Полесье пчелу даже называли «Божа мудрость».
Приписываемые образу пчелы в традиционной культуре признаки идеальности и обладания исключительным знанием, несомненно, соотносятся с издавна подмеченной высокой степенью «организованности» пчел, а также особенностями создаваемых ими меда и сот. Так, структура пчелиных сот, по народным представлениям, характеризуется тем, что их ячейки при пересечении образуют подобие креста, в отличие от сот водяного, которые тот опускает в улей пчеловода, принесшего ему жертву. В последних ячейки, расположенные одна за другой, образуют общую трубку. Кроме того, мед от пчел, которых напускает водяной, считается плохим на вкус и не очень сладким.
В традиционной культуре образ пчелы нередко имеет эротическую символику. Так, например, во вьюнишных песнях ярые пчелы являются элементом образа дерева «с тремя угодами»:
Уж как первая угода —
Соловей гнезда вьет
, Соловей гнезда вьет,
Малых детонек взведет.
Со обручной со своей.
Ох, уж как третья угода —
Есть тесовая кровать,
Ох, на кроватке тесовой
Лежит перина пухова,
Ох, на перине пуховой
Лежит подушка парчева,
Ох, на подушке парчевой
Со обручной со своей
Очевидно, что приношение пчелами меда символизирует сближение «вьюнца» с его «обручной». Показательно в этом плане традиционное название первого месяца супружества — «медовый месяц». У белорусов сон молодой женщины о пчелином укусе предвещает ей беременность. С эротической символикой пчел связан полесский свадебный обычай, согласно которому отец жениха в случае «честности» невесты выдирал всех пчел возле своего дома и в первую очередь угощал медом родителей невесты. В этой же связи следует отметить, что постоянный в фольклорных текстах эпитет пчел — «ярые» — является словом с тем же корнем, что и имя славянского божества весеннего плодородия Ярилы.
В мифопоэтических представлениях и текстах пчела выполняет роль посредника, что объясняется представлениями о ее «иностороннем» происхождении. В веснянках, как уже упоминалось выше, пчела приносит из-за моря ключи для отмыкания весны.
Довольно отчетливо посредничество пчелы между мирами проявляется и в толкованиях снов. Так, в Краснодарском крае считали, что если во сне приснятся пчелы, то кто-то должен умереть.
Отмеченные представления о пчеле — непорочность, созида-тельность, мудрость, идеальность и, следовательно, божественность, а также ее посредничество — обусловливают соответствующие характеристики и символическое значение в традиционной культуре продуктов ее труда — воска и меда. Отсюда также широкое применение их в обрядовой сфере.
Воск, например, нередко выполнял функцию посредника в практике гаданий. Во время Святок растопленный воск выливали в воду и по застывшему изображению судили о будущем. После крещения ребенка гадали о его судьбе, для чего закатывали в воск его волосы и бросали в воду, при этом смотрели: если воск утонет, то считали, что жизнь ребенка будет недолгой. Гадание с воском использовалось и в пчеловодческой практике: «Когда на пасеке какое-нибудь несчастье, то можно узнать виновника его. Для этого берут из поврежденных ульев воску и растопленный воск льют в воду. Выльется либо сам виновник, либо какая-нибудь вещь, по которой можно его узнать»; чтобы наказать виновного, «лепят из воску куклу, пишут на ней имя человека и кладут под престол на сорок дней или поминают за упокой сорок обеден. Оригиналу воскового изображения тогда будет так тошно, что он сам придет и покается во всем». Общеизвестно также широкое использование огарков венчальных, четверговых, пасхальных свечей как продуцирующих и лечебных средств в различных обрядах и критических ситуациях.
Большое значение в обрядовой практике принадлежало и меду. Его употребляли в чистом виде, а также в составе ритуальных блюд и напитков. На особую значимость меда указывает то, что блюда из него подавали в начале или в конце обрядового застолья. Ярким примером этого может служить кутья, вкушаемая прежде других блюд в рождественский сочельник и на поминках. В тверской свадебной традиции по приезде молодых от венца им сразу же подавали чистый мед, который они ели из одной ложки. «Разгонным» блюдом в свадебных застольях считались блины с дыркой посередине, куда наливали мед. Последним блюдом поминального стола являлась медовая сыта — разбавленный водой мед. Как акт «кормления» и общения с предками осмыслялся обряд поливания могил медом, приуроченный к дням Пасхальной и Фоминой недель.
В свете рассмотренных представлений о пчеле и меде закономерно закрепление за последними символики богатства и благополучия. Так, «в старину невесте, отправляющейся в церковь, клали в карман денег, кусок хлеба и сот. Чтобы богато и сладко жилось» Что же касается создательницы меда, то можно вспомнить поверье о том, что пчелиный рой, залетевший в чужой двор, сулит хозяину этого дома счастье.
Покровителем пчел считался водяной. Повсеместно известен обычай ставить пасеку у реки. В ночь на Преображение Господне некоторые пчеловоды приносили водяному жертву — бросали в пруд или болото свежий мед и воск, понемногу из каждого улья, топили в мешке первый рой или свой лучший улей. В награду, согласно поверьям, водяной оберегал пчел. Роль водяного как покровителя пчел унаследовали русские святые Зосима и Савватий. Они же считались покровителями пчеловодов. В дни памяти этих святых (17/30 апреля и 27 сентября/10 октября) пасечник вынимал соты из улья и в полночь погружал мед в воду, произнося специальный заговор с обращением к ним, чтобы обеспечить хороший принос меда в следующем сезоне. На Благовещенье, в Вербное воскресенье или на Пасху пчеловоды высекали на пасеке огонь из «громовой стрелки» и зажигали им ладан для окуривания ульев и свечу перед иконой Зосимы и Савватия.
Пчеловодство являлось довольно замкнутой «профессиональной» сферой деятельности крестьян, соотносимой с колдовством или знахарством. По представлениям народа, пчеловоды обладали особым магическим знанием, включающим владение приемами обхождения с пчелами, заговорное мастерство, следование обычаям и соблюдение запретов.
Поскольку пчелы, согласно поверьям, ниспосланы человеку Богом, то лучшим способом их приобретения считался самостоятельный прилет роя к хозяину, случайная его находка или получение в дар, особенно от незнакомого человека. В народе верили, что пчелы не любят скупых и ведутся только у щедрых людей. Для обеспечения благополучия в ведении пчел существовал обычай весь первый воск, а также часть ежегодно получаемого воска безвозмездно отдавать в церковь. Чтобы рои не улетали, пчеловоды старались соблюдать запреты: «ни с кем не вздорить, не пить вина и не спать с женой». Существовал также запрет продавать пчел: крестьяне твердо верили, что пчел можно только дарить. В противном случае, как полагали, пчелы переведутся. Поэтому обычно продавали какой-нибудь пустяковый предмет, а «в придачу» давали пчел. Если продажа пчел расценивалась как неблаговидное, богопротивное дело, то кража их считалась особо тяжким грехом.
По представлениям белорусов, пчелы сближают пасечников, причем это сближение имеет характер духовного родства.
Читайте также
«Пчела», сборник
«Пчела», сборник XI–XII вв. Сборник, состоящий из кратких изречений или афоризмов, выбранных из Святого Писания, сочинений Отцов Церкви и светских писателей греко-римской языческой древности, на разные темы нравственной и обыденной жизни. Богатым все люди —
Пчела
Пчела Увидев подлетающую к лицу пчелу, мы обычно испытываем страх, думая, что она хочет укусить нас. Но мы упускаем из виду, что существует тысяча разных видов пчел, и большинство из них вообще не жалят.Считают, что пчела умирает после укуса. Но в действительности это не так.
Умирает ли пчела, укусив?
Умирает ли пчела, укусив? Многие люди считают пчелу своим врагом, по крайней мере встречаясь с ней лицом к лицу. Первое, что вы думаете, увидев ее, это — «Ой! Ой! Она хочет укусить меня!»Но мы упускаем из виду, что существует тысяча разных видов пчел и многие из них вообще не
Пчела
Пчела Молодая женщина, собирающая пчелиный мед (Травник XV века)Пчела олицетворяет трудолюбие, усердие, организаторские и творческие способности, чистоплотность, общительность, скромность, одухотворенность, храбрость, мудрость, самоотверженность, красноречие («медовые
Пчела
Пчела Пчела повсеместно у славян воспринималась как «чистая», Божья тварь и была одним из наиболее почитаемых существ. Распространенные в традиционной культуре определения пчелы — «Божья угодница», «Богова», «святая» — связаны с наделением ее признаком сакральности в
Как пчела становится царицей?
Как пчела становится царицей? Пчелы, как правило, живут огромными семьями – колониями, где у каждой пчелы есть свои обязанности. В пчелином семействе обычно бывает несколько тысяч рабочих пчел, самцы-трутни и пчела-матка или царица, родоначальница пчелиной семьи. С нее и
За какое время пчела может собрать килограмм меда?
За какое время пчела может собрать килограмм меда? Давайте произведем небольшие расчеты. Обычная взрослая пчела летает со скоростью 6,5 километров в час, и в день она может посетить примерно 700 цветков. Уже давно подсчитано, что для того, чтобы одной пчеле собрать с цветов
Пчела
Пчела Увидев подлетающую к лицу пчелу, мы обычно испытываем страх, думая, что она хочет укусить нас. Но мы упускаем из виду, что существует тысяча разных видов пчел, и большинство из них вообще не жалят.Считают, что пчела умирает после укуса. Но в действительности это не так.
Почему пчела-царица становится «царицей»?
Почему пчела-царица становится «царицей»? Для появления «царицы» нужна колония пчел. Но не все пчелы живут колониями. Существуют разновидности пчел-одиночек. Среди них есть пчелы лишь двух видов — самцы и откладывающие яйца самки. Но у пчел, живущих колониями или семьями,