Что означает пчелка как символ

Пчела

С древнейших времен пчелы символизировали трудолюбие и плодородие. Древнеегипетский иероглиф «пчела» обозначал Нижнеегипетское царство, а фараонов называли «царь-пчела». Пчела символизировала трудолюбие и верность, а также праведную гармоничную жизнь и царственность. В образе пчелы сочетались как солнечный, так и лунный символизм. Это насекомое связывали с солнцем из-за его золотистой окраски, а процесс производства меда толковали как очищение пчелы огнем. Вместе с тем, пчела выступала как священное насекомое лунных богинь.

Что означает пчелка как символ. Смотреть фото Что означает пчелка как символ. Смотреть картинку Что означает пчелка как символ. Картинка про Что означает пчелка как символ. Фото Что означает пчелка как символ

Мед пчел использовали для лечения ран, а также для бальзамирования умерших. Учитывая подобную связь с миром мертвых, в Древней Греции и Риме пчел часто изображали на надгробных памятниках, а урны делали в виде ульев. Многие верили, что после смерти души людей превращаются в пчел.

Пчелиная символика распространена не только в европейской культуре. Индуистские боги Индра, Вишну и Кришна также связываются с пчелами, например Кришна в одном из эпизодов выступает как пчела, вьющаяся над головой Вишну. Бог любви Кама имел магический лук, тетива которого была унизана пчелами.

Что означает пчелка как символ. Смотреть фото Что означает пчелка как символ. Смотреть картинку Что означает пчелка как символ. Картинка про Что означает пчелка как символ. Фото Что означает пчелка как символ

Что означает пчелка как символ. Смотреть фото Что означает пчелка как символ. Смотреть картинку Что означает пчелка как символ. Картинка про Что означает пчелка как символ. Фото Что означает пчелка как символ

У древних германцев мед считался особой субстанцией, вместилищем волшебной жизненной силы и мудрости. Священное дерево Иггдрасиль было пропитано магическим медом, обладающим живительной силой. В Библии неоднократно указывается, что в раю течет мед и молоко. В пустыне Иоанн Креститель питался акридами и медом диких пчел.

Улей папы римского

В христианстве пчелиный рой является символом сплоченной общины верующих, католической церкви. Философы-богословы считали, что верующим следовало бы перенять моральные достоинства пчел: их трудолюбие, целомудрие, чистоту и умеренность. В этом контексте папа римский символически выступает в качестве пчеломатки, которая объединяет, напутствует и оберегает рой-общину. До недавнего времени глава католической церкви носил на голове корону или тиару — усыпанный драгоценными камнями головной убор, символически изображающий улей.

Что означает пчелка как символ. Смотреть фото Что означает пчелка как символ. Смотреть картинку Что означает пчелка как символ. Картинка про Что означает пчелка как символ. Фото Что означает пчелка как символ

Что означает пчелка как символ. Смотреть фото Что означает пчелка как символ. Смотреть картинку Что означает пчелка как символ. Картинка про Что означает пчелка как символ. Фото Что означает пчелка как символ

Королевские пчелы

В XVII в. во Франции во вскрытой могиле короля Хильдерика I были обнаружены золотые пчелы. С этого времени пчелы считались символом французской королевской династии.

Что означает пчелка как символ. Смотреть фото Что означает пчелка как символ. Смотреть картинку Что означает пчелка как символ. Картинка про Что означает пчелка как символ. Фото Что означает пчелка как символ

Что означает пчелка как символ. Смотреть фото Что означает пчелка как символ. Смотреть картинку Что означает пчелка как символ. Картинка про Что означает пчелка как символ. Фото Что означает пчелка как символ

Когда в начале XIX в. Наполеон стал императором Франции, он отказался от геральдической лилии и сделал пчелу эмблемой своего правления. Золотая пчела стала символом трудолюбия и усердия во имя нации.

Источник

О значении пчёл в жизни человека. Пчела в геральдике и флаговедении: значение символа на гербах и фл

С древнейших времён образ пчелы в культуре разных народов занимает обширную нишу. Поистине удивительна широта его символических трактовок. О важности роли, какую играла медоносная пчела в жизни, хозяйстве, мифах и верованиях людей Востока и Запада, говорит её присутствие на огромном количестве старинных фамильных и земельных гербов губерний, городов, уездов, а также на флагах. О пчеле в геральдике и вексиллологии, то есть флаговедении, и пойдет рассказ. Узнав о значении этого символа на гербах и флагах, нельзя не проникнуться уважением к скромной труженице полей и плодам её непрестанных трудов. Тема геральдики неожиданно красноречиво раскрывает значение пчел в жизни человека. Ее нельзя не коснуться, чтобы подчеркнуть наивысшее почитание человеком этого наскомого за неоспоримую пользу для здоровья человека.

Значения символа пчелы>

В глубокую архаику уходят своими корнями значения символа пчелы – насекомого, не только кормившего и поившего наших далёких предков, но и лечившего их. Также пчёлы обеспечивали воском, находившем широчайшее применение в быту (изготовление печатей, восковых табличек для записей, обработка нитей и тканей), ритуалах (мумификация умерших) и искусстве (техника энкаустики, донёсшая до нас яркие росписи внутри египетских пирамид). Мёд был продуктом, который хранился сколько угодно долго, не теряя своих питательных и целебных качеств. Его использовали и как единственный в те времена консервант. Всё это возвеличивало пчёл в глазах древних людей. К тому же строго иерархичная роевая жизнь улья вызывала восхищение у них своей упорядоченностью и казалась образцом, идеалом социального устройства. Всё это и послужило причиной глубокого символического осмысления образа пчелы, отражение чего находим мы в мифах, религиозных представлениях и произведениях искусства.

Трудолюбие, хозяйственность, экономность, любовь к порядку и чистоте, мудрость, нравственность, гармоничность, целомудрие и непорочность, материнство, покорность и послушание, старательность, верность – такие качества приписывались пчеле самыми разными народами. С одной стороны, пчела и мёд ассоциировались с солнечной, очищающей стихией, небом и звёздами (в Индии есть изображения бога солнца Вишну в виде пчелы, пчела была эмблемой Зевса и Юпитера), а с другой – с землёй и лунными культами (вавилонской богини Милитты и греческих Селены, Артемиды и др.). При матриархате прослеживается связь пчелы с Великой Матерью в разных её вариантах, в античной традиции – с богинями земли и плодородия (Кибелой, Персефоной, Артемидой, Деметрой, Афродитой), с потусторонним миром, умиранием, воскресением и бессмертием. Позже христианство приспособило образ крылатой труженицы под свои нужды, сделав его и символом бессмертия Христа, и знаком Девы Марии. Пчела воспринималась как олицетворение вечной души (в Египте, Античном мире, на Среднем Востоке); красноречия и поэзии (в античной литературе и христианстве); королевской, верховной власти, государства (в Греции, Египте, на Востоке).

Образ пчелы на гербах,эмблемах, флагах

Неудивительно, что этот насыщенный смыслами символ обрёл популярность в геральдике – искусстве и системе составления изображений, отображающих сущность владельца герба – человека, рода, цеха, города, страны. Образ пчелы на гербах, эмблемах, флагах и иных общественно важных отличительных знаках, конечно, не транслирует всё многообразие присущих ему значений. Он может подразумевать исключительную роль пчеловодства в хозяйственной деятельности данного рода или на обозначаемой гербом территории; то, что хозяин знака является знатным пчеловодом. Также могут подразумеваться такие качества носителя герба, как царское происхождение, причастность к высшей власти, трудолюбие и порядок, бережливость, усердие в службе и верность.

Если заглянуть в древность, задолго до появления геральдики как таковой (примерно в ХII веке) пчела была ещё до нашей эры эмблемой и символом Нижнего Египта, где она означала вечную жизнь, царскую власть и мудрость правителей, порядок и бесстрашие. Повелителями пчёл именовались фараоны, а египтяне в свои прошения к власть имущим добавляли изображение пчелы в знак преданности.

Уже в Средние века в большинстве случаев гербы в качестве земельных и родовых эмблем произошли от личных или семейных знаков, с помощью которых метились предметы хозяйства в быту крестьян, ремесленников, охотников или воинов. Знамёна, монеты, печати, орудия труда, скот, пушнина, посуда могли быть украшены ими. Закреплённые за родами такие знаки совершенствовались, стилизовались со временем. Само слово «герб» значит «наследство» и встречается в разных наречиях славян. А теперь вспомним, что наши предки-славяне были знатными бортниками, изумлявшими заезжих иностранцев своим умением вести пчелиное хозяйство в живописных лесных угодьях. Мёд не только занимал почётное место на столе каждой русской семьи, но и славился как товар, вывозимый купцами из Древней Руси. Так что неспроста пчелиная символика (пчёлы, ульи, соты и даже медведи с мёдом) оказалась на русских гербах:

многих известных русских родов (Авериных, Бежиных, Богдановых, Вагановых, Голиковых, Латыниных, Шаховых и др.);
городов (Тамбов, Симферополь, Медынь Калужской области, Начихивань-на-Дону Ростовской области, Рыбное Рязанской области, Новохопёрск Воронежской области, Оса Пермского края, Спасск Пензенской области);
районов/уездов (Бахмачского р-на Черниговской обл., Гордеевского р-на Брянской обл., Земетченского р-на Пензенской обл., Медынского р-на Калужской обл., Новокузнецкого р-на Кемеровской обл., Знаменского и Кирсановского р-нов Тамбовской обл., Троснянского р-на Орловской обл., Пестравского р-на Самарской обл., Сандовского р-на Тверской обл., Северного р-на Оренбургской обл., Кадомского р-на Рязанской обл. и др.).

Если говорить в целом о мире, сегодня более 300 геральдических знаков содержат в своей композиции пчелиную тематику. Это, например, гербы Манчестера (Великобритания), Реюньона (Франция), Эбелебена (Германия), Климовичи (Беларусь), коммуны Альвеста (Швеция), штата Юта (США), Ферганской области (Узбекистан) и другие.

Характерный пример использования пчелиной символики – тамбовский герб, официально утверждённый в 1729 году, впоследствии легший и в основу флага Тамбова. Три золотые пчелы и похожий на крепость улей на лазоревом фоне отражают характер хозяйственной деятельности, огромную роль пчеловодства в историческом прошлом этих мест, богатых липовыми и иными лесами. Сходство улья с крепостью подчёркивает значение города как стратегического оборонительного пункта, дававшего в XVII веке отпор татарским и ногайским кочевникам. А вот в гербе английского Манчестера земной шар с 7 пчёлами символизирует распространение продукции этого крупного промышленного центра по всему свету, а также трудолюбие горожан.

Однако не всегда смысл изображений на гербах и флагах связан с особенностями хозяйства, иногда за ними скрываются красивые истории. Пчела по сей день не раскрыла все свои тайны в геральдике и теории символов и вызывает немало споров среди любителей таинств и сакральных знаний.

Пчёлы Меровингов и пчёлы Наполеона

Одной из таинственных страниц в геральдике является связь личной и государственной символики, выбранной императором Бонапартом Наполеоном после победы Французской революции, с загадочными пчёлами Меровингов. Меровинги – легендарная династия первых франкских королей, правивших на землях будущих Франции и Германии в V–VII веках. В 1804 году Наполеон явился на коронацию в мантии, украшенной золотыми пчёлами. Кроме того, по его приказу эти насекомые заменили лилии на гербе поверженных Бурбонов, украсили многие флаги (в частности, флаг Эльбы). Сходство стилизованной пчелы с лилией как бы намекало на правопреемственность власти императора от свергнутой королевской, символизируя вместе с тем воскресение, бессмертие и стабильность в обществе. И в то же время пчёлы Наполеона прилетели из глубокой полумифологической древности и принесли с собой ещё один, неявный, но очень важный для Бонапарта символический смысл.

Дело в том, что в середине XVII века было обнаружено захоронение Хильдерика I – сына Меровея, и давшего имя династии Меровингов. Меровей якобы был рождён одновременно от двух отцов – франкского короля, человека и морского чудища, чья кровь текла и в жилах всех продолжателей этого рода, наделяя их сверхъестественной силой и особым правом на власть. За Меровингами закрепилась слава колдунов, ясновидцев, оккультистов и приверженцев эзотерики. Все они были длинноволосы, что являлось атрибутом их магической власти, имели на теле родимое пятно в виде красного креста… в общем, легенд и домыслов вокруг них ходило и ходит до сих пор предостаточно. Для нас важно то, что в гробнице Хильдерика I наряду с другими ценностями было обнаружено 300 золотых пчёлок-кулонов, усеивавших плащ погребённого монарха. Учитывая значение символа пчелы у древних франков (верховная/духовная власть, мудрость и бессмертие), можно смело утверждать, что пчела была символом могущества рода Меровингов. И именно на преемственность этого могущества и претендовал Наполеон. Более того, он пытался вывести свою родословную от этого старинного рода. А что касается Меровингов, то здесь интересна и ещё одна параллель – с масонством, в котором улей с пчёлами является одним из центральных символов. Да и параллель ли? Имеется немало намёков на то, что именно эзотерики Меровинги и их потомки напрямую причастны к созданию тайных обществ в Европе.

Не менее интересна история пчёл Барберини, древнего и богатого итальянского рода. По преданию, их появление на фамильном гербе связано с историей излечения тяжело заболевшего любимого сына. Когда врачи уже опустили руки, умирающего поднял на ноги, вернул к жизни обычный бортник, исцеливший недуг с помощью пчелиных укусов и рецептов, основанных на использовании дикого мёда. Барберини хотели отблагодарить лекаря из народа, но тот уже скрылся. И тогда в память о чудесном исцелении было решено украсить герб семьи тремя пчёлами на ярко-синем фоне. И это был отличный ход, ведь символика этих насекомых подразумевала бессмертие, праведность и трудолюбие, аристократизм духа и высокое происхождение. Позднее, в 1623 году, один из представителей рода – Маффео Барберини – был избран Папой Римским Урбаном VIII. Его дружба с виднейшим представителем барокко ХVII века Лоренцо Бернини способствовала тому, что талантливый скульптор и архитектор запечатлел герб своего покровителя и легендарных пчёл с него на различных объектах искусства в историческом центре Рима. Это и знаменитые фонтаны Бернини, в числе которых – «Фонтан пчёл» и «Тритон», украшенный папской атрибутикой и гербом Барберини, и базилика Св. Петра, и балдахин над алтарём Папы Римского, украшенные пчелами, и впоследствии – надгробие Урбана VIII.

Источник

Пчела: душа земли и идеал благочестия

На протяжении многих столетий пчела являет собой образ многогранный и созидательный. И по прошествии такого количества времени этот крылато-полосатый символ не только не утратил своих благородных качеств, но еще крепче закрепил их в сознании людей. Цветовое сочетание также несет в себе положительные ассоциации: желтый и черный, энергия яркого солнца и дары щедрой земли. Но обо всем по порядку.

Своим неиссякаемым трудолюбием и целеустремленностью, самоотверженностью и умением пчела заслужила уважительное к себе отношение человека. Сегодня, с развитием новых технологий в научном изучении поведения животного мира, мы узнаем все больше удивительного и, казалось бы, невозможного о жизни этих насекомых. Мы знаем, что как бы далеко пчела ни улетела от своего улья (а это расстояние исчисляется километрами), она никогда не заблудится и найдет дорогу домой. У пчел есть «язык движений», с помощью которого они общаются друг с другом и «рассказывают», в каком направлении они нашли новый цветущий луг. В зимний период улей не засыпает полностью. Посредством собственного движения насекомые поддерживают температуру жилища до +28 градусов.

И кстати, по поводу того самого «успокаивающего» дыма, что используют пасечники. Он не притупляет поведение пчел. Насекомые воспринимают дым, как приближающийся пожар, и начинают незамедлительную эвакуацию. Помимо прочего в дорогу им необходимо взять с собой максимально возможное количество нектара, и тут уж не до других «раздражителей». И еще один интересный факт: египтян считают первыми пчеловодами на земле. Благодаря археологическим находкам и древним иероглифам, можно сделать вывод о том, что они добывали мед более семи тысяч лет назад.

Возможно, наблюдательные египтяне уже тогда заметили удивительные качества пчел и надели их образ мудростью, трудолюбием, порядком и бережливостью. Сделали их символом души земли, материнства и защиты, чистоты и прилежания. Образ улья также заключает в себе лучшие ассоциации: упорядоченность, сплоченность, благочестивость сообщества, бдительность.

Если же говорить о внешнем облике этих насекомых, то они привлекают не только своей мохнатостью, но и полосатостью. И между черным и желтым многие, конечно же, выберут второй оттенок. Это и неудивительно. Ведь что первым приходит на ум, когда думаешь о желтом цвете? Радость, улыбка, солнце, тепло, оптимизм! Смайлик в конце концов. Принято считать, что те, кто любит желтый цвет, отличаются креативностью, особой тягой к творчеству, оригинальностью мышления, коммуникабельностью и высоким уровнем интеллекта.

В интерьере парочка желтых «вкраплений» призвана активизировать память и концентрацию внимания, улучшить усвоение новой информации, увеличить шансы на придумывание «гениальной идеи». Именно поэтому многие игрушки и элементы детского обихода делают ярко-желтыми. А «взрослым детям» тоже не помешает поселить в своих серьезных рабочих кабинетах уместную частичку желтого, дабы заряжаться энергией этого удивительного жизнерадостного оттенка. Ну, или прослыть неиссякаемым генератором оригинальных придумок.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Метки

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

ПЧЕЛА = Необыкновенно богатый смыслами символ

Что означает пчелка как символ. Смотреть фото Что означает пчелка как символ. Смотреть картинку Что означает пчелка как символ. Картинка про Что означает пчелка как символ. Фото Что означает пчелка как символ
Необыкновенно богатый смыслами символ, особенно как пример этической чистоты и нравственности, развитый в трудах писателей и проповедников.

Пчелы были также эмблемой смерти, воскресения из мертвых и бессмертия. Сначала эти «умирания» и «воскресения» относились к Деметре и Персефоне, а потом к Иисусу Христу.

Немногие животные играют в символике такую большую роль, как это насекомое, создающее целые государства, общества.

Уже в древнейшие эпохи человечества производился сбор меда диких пчел.

Поскольку никто никогда не видел, чтобы пчелы откладывали яйца или личинки, то считалось, что они сразу находят маленьких пчелок в глубине цветов и приносят их к себе в ульи.

В Европе считается, что при всей полезности пчеловодства образование пчелиных роев, устройство новых ульев скорее приносит вред, ибо может испугать приезжих, нарушить торговый обмен. Поэтому в ряде стран населению предложено устраивать ульи в погребах загородных домов, маркировать ульи черным крепом.

Пчела связана с Луной и в античные времена была атрибутом именно «лунных» богинь: Селены, Афродиты и халдейской богини-матери Милитт.

Символ бессмертия, возрождения, трудолюбия, порядка, чистоты души.

Предполагалось, что пчелы партеногеничны и поэтому означали девственность и целомудрие.

Часто символизируют звезды, и являются крылатыми посланниками, приносящими вести миру духов.

Посланницы божеств дуба и грома.

Выгравированные на гробницах, они означают бессмертие.

Считается, что пчела никогда не спит, что символизирует рвение и бдительность.

У индоариев и мусульман они имели исключительно духовный подтекст, как и у орфиков (50).
Верная, разумная, мудрая, безвредная. В древности было принято считать, что пчелиные рои (это суждение приписывают и Магомету) способны долетать до садов Рая, а также бывать и в Царстве умерших.
Пчелы «помогают цветам цвести, практикуются в полезных вещах, работают днем, не подбирают еды, собранной другими, не любят грязь и плохие запахи, и подчиняются своему повелителю. Они не любят темноты и нескромности, облаков сомнений, бури возмущения, запаха запрещенного, воды излишества, огня похоти» (Ибн аль-Атир).

(. ) Связь с колдовством. Ариель говорит: «отправлюсь с пчелами цветы высасывать!» («Буря» Шекспир)

«Небо органам людским дало разные функции и каждый обязан делать то, что ему положено, и их послушность связана с целым, ради которого эти органы существуют. Так слаженно трудятся пчелы, которые по приказу Природы учат порядку человеческие царства и королевства» («Король Генрих V» У. Шекспира).

Душа, жизненный принцип, возникающий от быка, связанный с пчелой, живущей на костях буйволов и быков. На его алтарях изображены лоб быка и 300 золотых пчел.

У кельтов пчелы переносили тайную мудрость, идущую от другого мира.
«Пчелиным путем» представляется в описании германцев воздух, заполненный душами мертвых.

В хеттских мифах пчела сохранила мир от засухи, найдя потерявшегося сына бога ветров и погоды.
Пчела считалась королевским символом Ассирии и Халдеи.

На гербе корсиканской семьи Буонапарте, как символ любви к порядку и прилежания. (. )
Пчелу превратил в свой герб Наполеон I Бонапарт.

Прилежные пчелки находят цветочный сок,
Поэтому полно меда их восковое королевство;
Следовательно, там, где единение может связывать между собой сердца,
Одновременно процветает польза и цветет сладкий плод
(Хохберг, 1675).

«Подательница жизни», символ рождения, смерти и воскрешения; трудолюбия, непорочности, гармоничной жизни, царского достоинства.

В Египте пчеловодство засвидетельствовано ок. 2600 г. до н. э.

Одно из ранних изображений разведения пчел обнаружено на рельефах святилища Ра пятой династии.

Доисторические и раннединастические цари Нижнего Египта имели прозвище князь Пчела и она служила иероглифическим символом нижнеегипетского царства.В противоположность этому верхнеегипетские правители назывались князь Тростник. В титул царей следующих периодов вошли оба поименования.

В системе иероглифов знак пчелы был определяющим в царской номенклатуре, отчасти из-за монархической организации этих насекомых, «но скорее всего ввиду идей производства, творческой деятельности и богатства, связанного с добыванием меда (19)».
Иероглиф пчелы с шестью лапками (как и другие живые существа и растения или круг-кольцо с шестью лучами) символизировал Солнце.

Мёд имел значение при составлении мазей.

В одном этиологическом мифе рассказывается, как слезы Ра, падающие на землю, становились рабочими пчелами.

В городе Сане в дельте Нила храм Нейт был назван «Домом пчелы».

Образцовой считалась неутомимость и трудолюбие пчелы в работе для своего сообщества.

Для Бернара Клервоского пчела была символом Святого Духа.

В средневековых бестиариях описаны «искусность и грация сотовой конструкции, равномерные шестиугольники ячеек, которые они (пчелы) ограничивают твердым воском и заполняют медом, который вытекает из росы и который они приносят от цветов. Мед идет на пользу в абсолютно равной степени как королям, так и обычным людям. Он служит не только для наслаждения, но и для здоровья, сладок для нёба и целебен для ран. Поэтому хотя пчела и слабосильна, зато она сильна мощью мудрости и любовью добродетели» (Унтеркирхер).

Символизировали усердие и религиозное красноречие, особенно в романский период (20). Поэтому пчела (пчелиный улей) и сладость меда стали общепризнанным символами «сладкого как мед» красноречия таких святых, как Амвросий Медиоланский, Бернард Клервоский и Иоанн Златоуст.

Атрибут девственности: заимствованное из античности представление о том, что пчелы не производят, а собирают своё потомство с облетаемых ими цветов (вар.: создает потомство непорочно, как цветы), сделало пчелу символом Девы Марии, которая произвела на свет Христа, символизируемого медом. Непорочные девственницы. Представление о том, что пчелы живут лишь ароматом цветов, сделало их символом чистоты и воздержанности.

Согласно легенде, пчела никогда не спит и потому стала символом бдительности христианина и его упорства в достижении цели.

Упорядоченное и благочестивое сообщество, «которое производит отпрысков своих, наслаждается будущим поколением и, все же, сохраняет свою непорочность» (Эксултет Ролл).

Св. Бернар приравнивает пчелиный рой к упорядоченному монастырскому укладу.

Источник

Пчела

Исключительный по распространённости и широте значений животный символ. На восприятие которого в первую очередь влияют «общественное» устройство пчелиного роя и роль продуктов пчеловодства в жизни человека. Мёд служил не только для подслащивания и сбраживания, но также для изготовления лекарств и мумификации трупов, воск — для изготовления свечей, позже в производстве металлического литья (технология «потерянной формы». Исследования современных учёных (прежде всего К. Леви-Строса) вскрыли ритуальную и мифологическую роль мёда и через него — пчёл. Высока также роль пчёл (как и муравьев) в мифологизированной народной медицине.

Уже в древнейшие эпохи человечества производился сбор меда диких пчел. Отражения образа пчелы в мифологических представлениях известны уже в эпоху неолита (изображения в Чатал-Хююке в Южной Турции) и, видимо, связаны с развитием примитивного пчеловодства, прежде всего в ареале Малой Азии, Кавказа, Ближнего Востока, Египта. С пчелами связан один из важных вариантов мотива плодородия — «открытие» весны. Иногда пчела выступает как орудие бога, способствующего пробуждению (вызыванию) божества плодородия (например, в хеттском мифе о Телепинусе).

Нередко пчёлы как «существа сияющие, способные к очищению через огонь и регенерации» соотносятся с небесными светилами (Солнце, звёзды).

Пчёлы участвует в космогонических мифах и преданиях как союзник бога в борьбе против злого духа. Обычно пчела жалит противника, но иногда и сама терпит от него ущерб. Косвенной отсылкой к персонажам «основного» мифа можно считать широко распространённую связь пчёл именно с богоматерью как женой бога (или его матерью). В некоторых традициях как предпочтительная оформляется связь пчёл с божествами плодородия из класса Великих матерей (богинь-матерей, «лунных» богинь).

Высокая степень «организованности» пчёл и медовых сот, олицетворяющих начало высшей мудрости, делает пчел и мёд универсальными символами поэтического слова, шире — самой поэзии. Сладость мёда — обычная метафора красноречия, о многих проповедниках и ораторах рассказывалось, что ещё во младенчестве рой пчел усаживался им на губы, предсказывая судьбу.

К мифологеме поэта, спускающегося в царство мёртвых (к смерти) ради обретения высшей творческой силы (новой жизни, бессмертия), отсылает связь пчёл и мёда со сферой смерти, идеями воскресения из мертвых и бессмертия:

Эти «умирания» и «воскресения» были перенесены с богинь древности (Деметра, Персефона) на образ Иисуса Христа.

Мёд и медовые напитки составляют пищу богов, святых подвижников и жителей обетованных земель. Они выступают воплощением духовного познания — символика, прослеживающаяся в инициатических и похоронных обрядах (например, обычай обмазывать тело умершего мёдом).

Пчелиная матка обычно выступает как символ верховной власти, плодородия, богини-матери (эмблема девы Марии).

С пчёлами связано огромное количество мифологических и сказочных мотивов. К их числу относятся:

Во многих традициях пчёлы по ряду признаков объединяют с людьми:

Объявление пчёлами важных фактов (о смерти, каких-либо тайн и т. п.) — характерная черта «пчелиных» обрядов.

Пчёлы обычно являются (Африка, Австралия) тотемными животными. С ними также связана широчайшая сфера табуирования — от табуированных названий (иногда очень значительных по своему числу), включая особые запреты и до особой «магической» технологии пчеловодства, сохраняемой иногда в самой глубокой тайне.

Пчела рассматривается как царственное насекомое. Его символическими антагонистами считаются паук, оса, скорпион, шершень, муха (особенно последняя, суетливо летающая зигзагами). В древних текстах широко распространены представления о том, что пчелы партеногеничны [3] и никогда не спят.

«Подательница жизни», символ рождения, смерти и воскрешения; трудолюбия, непорочности, гармоничной жизни, царского достоинства.

Что означает пчелка как символ. Смотреть фото Что означает пчелка как символ. Смотреть картинку Что означает пчелка как символ. Картинка про Что означает пчелка как символ. Фото Что означает пчелка как символ

Содержание

Нуэр объединяют пчёл и питонов в один тип тотемов из-за сходства окраски.

В хеттском мифе пчела спасает мир от засухи, вызванной исчезновением божества плодородия Телепинуса. Гнев найденного пчелой Телепинуса умеряет особыми обрядами богиня Камрусепа — букв. «дух пчелиного роя».

Атрибут халдейской богини-матери Милитт.

Царский символ в Ассирии и Халдее.

Геродотом описан вавилонский обычай хоронить мёртвых в мёде.

В Египте пчеловодство засвидетельствовано ок. 2600 г. до н. э. Одно из ранних изображений разведения пчел обнаружено на рельефах святилища Ра пятой династии. Мёд имел значение при составлении мазей.

Изображение (иероглиф) пчелы — символизирует Солнце. Согласно этиологическому мифу, рабочими пчелами стали падающие на землю слезы Ра.

«Домом пчелы» назван храм Нейт в городе Сане в дельте Нила.

Античным Греции и Риму не известен сахар, поэтому мед выступает основном средством для создания сладких блюд и кушаний. Крайне малое число знатоков-пчеловодов определяет сугубую умозрительность и мифологичность представлений о пчёлах и их жизни:

В Древней Греции, а затем и в Риме, пчела служит символом трудолюбия, преуспевания и послушания, а также бессмертия — души усопших могут переселяться в пчел. В очеловеченных сравнениях пчелы предстают храбрыми, целомудренными, старательными, чистыми, живущими в согласии с государственным устройством и с чувством прекрасного. К более поздним относятся «авторские» отождествления пчёл:

Вергилию приписывается афоризм об альтруизме пчёл:

«Вы, пчелы, вырабатываете мед не для себя» — лат. « Sic vos non vobis mellificatis apes»

В греческой мифологии прослеживается связь пчёл с с космическим деревом, которым выступает священный для Зевса-громовержца дуб. Отражение этих представлений можно, например, усмотреть в басне Федра (II 13) о пчелиных сотах на высоком дубу или гимне Каллимаха к Артемиде, связанной с пчёлами, где говорится о выстреле в улей и затем в дуб (выстрел или громкий звук связывается с обузданием дикого роя пчёл). Связь пчёл с громовержцем (Юпитером) обнаруживается и в римской традиции [11] ).

Пчёлы также связываются с землёй, земными водами и подземным миром:

В Греции форма улья часто использовалась для погребений, а изображения пчёл как рисунок на могильных надгробиях (возможно, в связи с мотивом бессмертия и/или как пожелание (уверенность в) воскресения). Известна практика заполнения тела умерших медом перед захоронением, либо кремацией; близкий обычай, вероятно, стоит за мифом о Главке, утонувшем в бочке с мёдом.

С представлениями о сексуальной невинности пчёл связано поверье, что если девушка пройдет вблизи роящихся пчел и не понесет никакого ущерба, то она невинна — хотя бы даже рядом с ней находился мужчина, с которым она провела ночь…

В богатом мёдом Эпидамне особенно почитали родоначальницу пчёл нимфу Мелиссу.

Золотой век — век молока и меда (дикого), который часто отождествляют с амброзией. Нектар и амброзия составляют пищу бессмертных богов Олимпа, ими вскормлены Дионис и Гермес Зевс Критский родился в пчелином дупле и был вскормлен пчелами и молоком Амалфеи.

Жезл с ульем наверху — эмблема Меллонии в римской мифологии.

Как в древнегреческой, так и в римской традиции с пчёлами нередко сравнивают себя поэты, то же самое говорилось о Ксенофонте, Софокле, Пиндаре; «Афинской пчелой» позже называют Платона.

Некоторые авторы древности (Люциус Колумелла и Аэлианус Тацит: I—II века н. э.) утверждали, что пчелы располагают даром узнавания людей нечестных, подлых, считают их врагами и жалят без всякого сострадания.

Ф(Т)еокрит в своей сказке повествует о том, как Купидон похитил соты с медом, и пчелы очень больно покусали его. Божок помчался к своей матери Венере-Афродите с жалобой, но та ответила сыну, что раны, нанесенные самим Купидоном (Амуром) с помощью стрел, неизмеримо болезненнее.

У кельтов пчелы переносили тайную мудрость, идущую от другого мира.

В германской мифологии «пчелиным путем» называется заполненный душами умерших воздух. Жезл с ульем наверху — эмблема германской богини Нантосвельты.

Согласно скандинавскому мифу, живительным священным мёдом пропитан ясень Иггдрасиль.

Согласно греческому фольклору нового времени, душа человека после его смерти улетает в виде пчелы, чтобы собирать мед и с цветов на собственной могиле.

В качестве литовского эквивалента Св. Зосимы выступает славян Бубилас.

Насекомое, пользующееся особым почитанием. Пчелу воспринимали как Божью тварь, называли Божьей угодницей, Божьей мудростью и наделяли святостью. Считалось, что:

По народным представлениям, пчёлы водятся только у добрых людей, а злых не любят. Они обладают способностью сплачивать людей, связывать их духовным родством. Белорусы верят, что пчёлы сближают добрых людей. Общие пчёлы у двух разных хозяев соединяют их братскими узами — белорус. сябрына. Такие пчёлы хорошо роятся и дают много меда и воска. Братские отношения (своего рода духовное родство) между хозяевами возникают в том случае, когда от одного из них рой опустится в улей другого или когда на свадьбе новобрачным дарят половину своих пчёл. Духовное родство, основанное на совместном владении пчёлами, рассматривается как священное, данное самим Богом. Роль пчёл в сближении людей проявляется у белорусов также в старинном обычае изготовлять общую для односельчан братскую свечу, которая хранится поочередно у всех жителей деревни. Близкий по смыслу обычай известен и в польском Поморье: если один из двух соседей, имеющих пчёл, умрет, то другой должен пойти к его пчёлам, постучать палочкой по ульям и три раза сказать им: «Пчелки, ваш хозяин умер». Тогда пчёлы останутся на своем месте и не улетят в другое.

Пчёлы символически соотносится с образом Богородицы. Народная традиция наделяет пчёл не только чистотой и святостью, но также девственностью и безбрачием. В заговорах ее называют «девицей-пчелицей». Согласно легенде, пчелами стали слезы прекрасной девы, сидевшей на камне посреди моря. В загадках пчёлы описываются как незамужние девицы или монашки:

В сказках пчела хитростью избегает свадьбы со шмелем: откладывает ее на осень, когда отощавший шмель умирает. Мотив непорочного зачатия встречается в сербских поверьях о пчёлах. Считается, что самим Богом установлено размножение пчёл без спаривания: пчелиная матка просто откладывает яйца, из которых появляются на свет пчёлы. Тот же мотив отражен и в русских загадках о пчёлах:

Среди пчеловодческих праздников особенно выделяется день Зачатия св. Анны. В этот день пчеловоды просили в молитвах о зачатии пчелиных роев, которое сравнивали с зачатием св. Анны, родившей Пресвятую Деву:

«Анна зачала деву Пресвятую Богородицу, так и вы, мои пчелы, зачинайте дело во имя Божие, часты рои, густые меды».

Пчеловоды отмечали также день Игнатия Богоносца, который христиане связывали с началом родовых мук Богородицы.

Известна сербская легенда о происхождении пчёл из слез матери, которая оплакивала загубленного, а потом воскресшего сына. Здесь образ матери представляет собой прямую аналогию образу Богоматери. Соотнесенность пчелиной матки с Божьей матерью видна и в их языковых наименованиях: матка и Матерь. Царская символика роднит ее с Царицей Небесной: в украинской молитве к пчелиной матке обращаются «царица-матка», а в русской легенде в пчелиную матку Бог превращает царицу рогатых людей, живших некогда на земле. В заговорах пчелиную матку называют, как Богородицу, Марией. Культ Богородицы присутствует в пчеловодческих обрядах. Богородице приписывают занятие пчеловодством и считают ее покровительницей пчёл и их владельцев. На Успение Богородицы для хорошего приплода пчёл в церкви угощают освященным медом. Пчеловоды молятся о пчёлах, возложив свечу на икону Богородицы, обращаются к пчёлам с богородичной молитвой. Сходная символика пчёл имеется и в западноевропейской традиции, где пчёлы и ульи символизируют Деву Марию как источник всяческой сладости.

В разных славянских зонах известны поверья о душе в облике пчелы. Например, в Болгарии в Духов день молящиеся слушают, как жужжат мухи и пчёлы, считая, что это души их умерших близких. С этими представлениями связана и роль пчёл как предвестниц смерти в толкованиях снов.

Признак множественности символически соотносит пчёл со звездами, снегом, каплями дождя, слезами, искрами огня, песком и т. п.:

Известен пчеловодческий обычай приносить жертву водяному: в ночь на Преображение бросают в воду свежий мед и воск, топят в мешке первый рой или лучший улей. В награду за это водяной умножает пчёл и оберегает пасеку. Иногда пасеку специально ставят у реки, чтобы водяной охранял пчёл. Роль водяного как покровителя пчёл унаследовали русские святые Зосима и Савватий, в дни памяти которых (17.IV и 27.IX) пасечник погружает мед в воду (иногда около мельницы), читая заговор, чтобы обеспечить себе успех в пчеловодстве на предстоящий сезон. Связь пчёл с водяным подтверждается и русским поверьем, что пчёлы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедом и брошенной в болото; рыбаки вытащили неводом из болота пчелиный рой, от которого расплодились пчёлы по всему свету. У южных славян отголоски представлений о связи пчёл с водяным духом можно видеть в мотиве водяной мельницы в сербских легендах о пчёлах (ими становятся слезы матери, сын которой утоплен чертом в мельничной запруде; дьявол придумывает способ подачи зерна на мельнице, созданной Богом и Св. Саввой, а пчела, подслушав, сообщает об этом Богу) и пчеловодческой практике (мельничное мотовило на пасеке для удержания пчёл, вода с мельничного колеса для кропления пчёл), у западных славян — в польской легенде о мухах (пчелах дьявола), которых черт производит на мельнице способом, подобном тому, каким обдирают зерно перед размолом.

В русских веснянках пчела появляется в тех же контекстах («… Ты замкни зимоньку…, отомкни летечко…, лето хлебородное»), что и другие символы весны — жаворонок, кулик, Мати Пречистая.

В русской обрядовой традиции сохранилось свидетельство о связи пчелы с образом мирового дерева:

«Вырастало деревце да кипарисовое. Как в этом деревце да три угодьица: по вершине деревца да соловей песни поёт, посередь-то деревца да пчёлы яры [14] ) гнезда вьют».

В русской традиции устойчив мотив появления пчёл на Руси из заморской стороны:

Согласно заговорам, переносу пчёл на Русь покровительствуют Спас и Богородица, находящиеся на камне алатырь. Это подкрепляется наличием на Руси пчелиного праздника —дня Св. Зосимы (17.IV), чей образ представляет собой одно из переживаний языческой эпохи с её культом пчелиного бога, подлинное имя которого было утрачено (зосимою назывался улей с иконой Зосимы и Савватия, соловецких угодников).

В ряде русских текстов (песен, заговоров) с пчёлами связываются Егорий и Илья (которые так или иначе являются трансформациями громовержца), а также огонь и вода, стихии-орудия громовержца.

Сниженный вариант этого мотива (помощь в битве богу) представлен в животной сказке, например о козе лупленой, которая забралась в избу, выжив из неё зайца, и никого туда не пускала, пока её не ужалила пчела. (Афанасьев, № 62). Для этой схемы возможно предположение о том, что громовержец с помощью пчелы вызывал животное (козу), воплощающее плодородие. В этом случае получает объяснение непосредственное предшествование пчелиного праздника первому весеннему празднику плодородия (Егорьев день, ярильский праздник и т. п.).

С пчёлами связана широчайшая сфера табуирования — от табуированных названий, число которых иногда очень значительно, включая особые запреты (например, на покупку пчёл в пятницу или даже вообще на покупку.

Имена древних божества пчёл у народов Кавказа неизвестно, но их покровительницей считается:

Покровителем пчёл является и мужской персонаж, типологически продолжающий образ бога, мужа женского персонажа из «основного» мифа:

Пчеловодство культивируется с древних времен. Слово «пчела» — фень, звучит подобно выражению «графское достоинство» и связано с идеей символической связи, направляющей карьеру. В остальном пчела была скорее не символом старания, а образом молодого влюбленного, лакомящегося девичьим цветом. Как и в Европе, в китайских сказках пчелы помогают при поисках подходящей невесты. Символизирует также непостоянство «разборчивых» невест.

Согласно свидетельству Д. де Ланды в «Сообщении о делах в Юкатане» в Доколумбовой Америке существовал изолированный очаг пчеловодства.

Согласно преданиям южноамериканских индейцев кайнганг, пчёлы даны человеку культурным героем «в готовом виде».

Миф австралийских племён вирадьюри и вонгабои, приведённый Мэтью, говорит, что великий отец Байаме вышел в странствие в поисках дикого меда вслед за пчелой, к ноге которой он привязал птичье перо.

В митраизме душа, жизненный принцип, возникающий от быка, связанный с пчелой, живущей на костях буйволов и быков.

На алтарях Митры изображены бычий лоб и 300 золотых пчел.

Для митраисткого культа характерно также омывание посвящаемыми своих рук.

В Индии сбор дикого меда является доходным делом, и пчеловодство заметных успехов не достигло.

В «Атхарваведе» духовное познание уподобляется производству мёда пчёлами.

В древности пчелы признаются некими сгустками эфира и трактуются как божественные создания, выступают символом эфира, а также «медовых» Индры, Вишну и Кришны.

Известен образ Кришны, вьющегося над головой Вишну в виде пчелы.

Имеют пчелу своим атрибутом:

Пчела также изображается со львом.

Как символ реинкарнации пчела «является атрибутом индуистской религии» (?).

Атрибут пророков. «Пчела» — имя пророчицы Деворы — др.евр. букв.»говорящая», «жужжащая». Её «Песнь» в Книге Судей (5:1—32) считается самым древним фрагментом Библии.

Согласно Книге Исход (3, 8), в земле обетованной «течёт» молоко и мёд.

Обыкновение пчёл роиться (устраивают себе улей) в трупах или скелетах животных нашло отражение в эпизоде о Самсоне, который «… зашел посмотреть труп льва, и вот, рой пчел в трупе львином и мед». Взяв мёд Самсон накормил им домашних, задав загадку: «из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое [15] ».

У ессеев священнослужители имеют эпитет «королевские пчелы».

Христианство восприняло античные представления о пчёлах, приспособив к своим нуждам. Христиане часто сравнивают себя с пчелами, а её изображение появляется уже в раннехристианском искусстве катакомб, где изображенная на могильном камне пчела cлужит символом бессмертия, воскрешения, второго пришествие Христа (восставшего из смерти Христа). Позднее пчелиные мёд и жало выступают символами благодати и страданий Христа, либо его кротости и Страшного Суда соответственно. Связь пчелы с Христом сохраняется и более позднее время: согласно бретонской сказке пчёлы возникли из слёз распинаемого Христа.

Представление о целомудренности пчелы, собирающей своё потомство с облетаемых цветов [16] сделало пчелу символом Девы Марии, которая произвела на свет Христа — мёд. Согласно святой Бригитте, дева Мария говорила:

«Я воистину была ульем, когда самая священная пчела — сын божий — поселилась в моём чреве».

Пчелу часто называется «птичкой Марии» или «божьей птичкой», считается символом души (так летающая в воздухе пчела — душа, вступающая в Царство Небесное). Представление о том, что пчелы живут лишь ароматом цветов, сделало их также символом чистоты и воздержанности.

Образцовой считались усердие, неутомимость и трудолюбие пчелы в работе для своего сообщества, что сделало пчелу (пчелиный рой) образом Церкви, сплоченной религиозной общины, упорядоченного и благочестивого сообщества, «которое производит отпрысков своих, наслаждается будущим поколением и, все же, сохраняет свою непорочность» (Эксултет Ролл). Св. Амвросий сравнивал церковь с ульем, а благочестивых прихожан с пчелами, неустанно собиравшими со всех цветов самое лучшее, пугавшимися дыма высокомерия и преданными своему улью.

Согласно легенде, пчела никогда не спит и потому стала символом бдительности христианина и его упорства в достижении цели.

Акридами и диким мёдом питался в пустыне Иоанн Предтеча.

Мухаммаду приписывается суждение, что пчелиные рои способны долетать до садов Рая, а также бывать и в Царстве умерших…

Пчела рассматриваются как существо верное, разумное, мудрое и безвредное.

Пчёлы «помогают цветам цвести, практикуются в полезных вещах, работают днем, не подбирают еды, собранной другими, не любят грязь и плохие запахи, и подчиняются своему повелителю. Они не любят темноты и нескромности, облаков сомнений, бури возмущения, запаха запрещенного, воды излишества, огня похоти». Ибн аль-Атир

Пчела без головы, как и лягушка без головы, отводит дурной глаз.

В Древней Греции появление пчелы означало скорый приход незнакомца.

У римлян рой пчел означал несчастье.

В светском представлении — символ королевской власти.

Французский герб с лилиями происходит предположительно от стилизованного изображения пчелы Хильдерика I — франкского короля из династии Меровингов (457—481).

В период правления Наполеона I Бонапарта пчела занимает место лилии в реформированной геральдической системе Империи.

Пчела присутствует в гербах:

Что означает пчелка как символ. Смотреть фото Что означает пчелка как символ. Смотреть картинку Что означает пчелка как символ. Картинка про Что означает пчелка как символ. Фото Что означает пчелка как символ

Прилежные пчелки находят цветочный сок, Поэтому полно меда их восковое королевство; Следовательно, там, где единение может связывать между собой сердца, Одновременно процветает польза и цветет сладкий плод Хохберг, 1675 г.

Пчелиный рой — атрибут аллегории Надежды.

Пчелы, летающие над цветочной грядкой

Пчела над газоном с большим количеством цветов

Символ означает необычайно трудолюбивого ремесленника. Ей чужда праздность — она с необыкновенным усердием выполняет свою приятную работу. EMSI 50-14,с.319

«Мы приносим в улей мед, И другие благоденствуют от наших трудов». Пословица — одни охотятся на дичь, а другие её едят. EMSI; табл.5-5, с.125

Пчела, подлетающая к лилии

Перевернутый и разворованный пчелиный улей

См. рис. 10 в табл. 40 EMSI 51-5, с.322

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *