Что означает перечисление денежных средств по реестру
Минфин России разъяснил какой документ подтверждает перечисление зарплаты на карты сотрудникам
AleksandraFF / Depositphotos.com |
Получение от банка реестра денежных средств с отметкой об исполнении – заключительный этап операций по перечислению зарплаты на банковские карты сотрудникам (письмо Минфина России от 7 июня 2019 г. № 02-07-10/42314). Но является ли этот документ подтверждением проведенной учреждением указанной операции?
Основанием для отражения операций в учете учреждения могут являться только первичные учетные документы, составленные по унифицированным формам. Применяемые неунифицированные формы должны содержать обязательные реквизиты (п. 25 CГC «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»).
В частности, операции по выбытию денежных средств с лицевых счетов учреждения оформляются на основании первичных учетных документов, приложенных к Выписке из лицевого счета бюджетного учреждения. В свою очередь, к ежедневным выпискам по лицевому счету прилагаются документы по форме, утвержденной приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.
Минфин России подчеркивает: положения Приказа № 52н не распространяются на реестр денежных средств с результатами зачислений, направляемый банком учреждению, осуществляющему перечисление заработной платы сотрудникам на пластиковые карты. Для учреждения первичным учетным документом, подтверждающим исполнение принятых обязательств, является платежный документ, подтверждающий списание денежных средств с лицевого счета учреждения, в том числе перечисление денежных средств на выплату заработной платы.
А вот реестр денежных средств с отметкой об исполнении является документом банка и предоставляется учреждению на основании договора банковского обслуживания. Такой документ не является основанием для отражения операции по выбытию денежных средств с лицевых счетов учреждения.
Реестры оплаты в 1С
Реестры оплаты в 1С помогут увидеть список поступлений и списаний денежных средств за определенный период. Рассмотрим, как формировать реестры платежей в программе 1С:Бухгалтерия предприятия 3.0.
Реестр платежей в 1С 8.3 — как сформировать
Реестры оплат доступны в журнале банковских выписок, кассовых документов и операций по платежным картам. В этой статье рассмотрим на примере выписок — в других журналах порядок формирования реестров такой же.
Получите понятные самоучители 2021 по 1С бесплатно:
В отчете выводится информация:
Настройки реестра оплат
При необходимости добавьте в отчет другие поля.
Для перемещения полей вверх или вниз используйте кнопки с синими стрелками.
На вкладке Отбор при желании настройте фильтры.
Например, можно вывести реестр по конкретным банковским счетам, контрагентам, посмотреть операции с крупными суммами и другим параметрам.
Сохранение и печать реестра
Чтобы реестр оплат сохранить в файл или распечатать, используйте кнопки Сохранить и Печать на верхней панели отчета.
Мы рассмотрели, как сформировать реестр платежей в 1С.
См. также:
После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С:Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
Карточка публикации
Вы можете задать еще вопросов
Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8
Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>
Елена, спасибо огромное. Многое хотелось бы применить. Как мало мы знаем возможности программы
Что означает перечисление денежных средств по реестру
Нет. Зачисление денежных средств в рамках зарплатного проекта возможно только на счета, открытые в Сбербанке.
В соответствии с условиями договора.
Если у вас есть счёт в филиале, где вы заключали зарплатный договор и есть согласие на списание платы за услуги банка, комиссия списывается с вашего счёта автоматически в день формирования банком указанной платы.
В остальных случаях комиссия оплачивается на основании счёта, выставленного банком. Сроки оплаты определены условиями договора.
В рабочие дни: в регионе, где был заключён договор, ежедневно (в т.ч. по выходным и
праздничным дням) с 7:00 до 23:30, в других банках — с 7:00 до 22:30. Подробнее можно узнать по ссылке.
С помощью Сбербанк Бизнес Онлайн. Создайте зарплатный реестр — укажите информацию о выплате, добавьте сотрудников и суммы зачислений. Затем подпишите реестр и отправьте в банк. Пошаговая инструкция — в разделе Помощь по Сбербанк Бизнес Онлайн.
Нет, нельзя. Один реестр — одно платёжное поручение.
Мы составили 7 основных рекомендаций по оформлению реестров и расчётных документов к ним.
Основные рекомендации по оформлению реестров и расчётных документов к ним
1. Используйте средства на расчётном счёте в Сбербанке
Вы можете дать разрешение банку на списание с расчётного счёта сумм по реестрам. Тогда вам не придется самостоятельно формировать платёжные поручения — банк оперативно сделает это за вас.
2. Указывайте вид выплаты в реестре
При формировании реестра в Сбербанк Бизнес Онлайн вам необходимо выбрать Вид зачисления (заработная плата, пособие на детей или другое). Тогда в выписке по расчётному счёту организации будет указан вид выплаты, получатель получит соответствующее СМС‐уведомление, а в выписке по своему счёту он увидит сумму с соответствующим пояснением.
Выплаты по зарплате положительно влияют на кредитный потенциал получателя. От вида выплаты зависит также стоимость операции зачисления.
! Если с получателя выплаты по исполнительному производству должна быть взыскана определенная сумма, то размер взыскания напрямую зависит от того, какие именно средства поступили на счёт получателя. Поэтому важно указать, что производится выплата алиментов или других иммунитетных средств, в соответствии с требованиями Федерального закона Об исполнительном производстве.
! Если выплата осуществляется на номинальный счёт (см. ст. 37 ГК), то по условиям такого счёта некоторые виды выплат не могут быть на него зачислены.
! Для некоторых видов выплат при проведении валютной операции по реестру могут потребоваться дополнительные подтверждающие документы, поэтому использование их в валютных операциях по реестрам не предусмотрено.
3. Обратите внимание на реквизиты получателя
Получателем средств для распределения по реестру является банк. В платёжном поручении к реестру в реквизите Счёт получателя должен быть указан корреспондентский счёт банка, который можно найти на сайте банка или в договоре. В наименовании получателя указывается название подразделения банка, с которым заключён зарплатный или социальный договор.
4. Обратите внимание на суммы документов
Суммы платёжного поручения к реестру и самого реестра должны совпадать.
5. Обратите внимание на номера реестра и договора
Важно корректно указать вид выплаты, номер реестра должен быть указан вместе с ключевым словом. Банк быстро разберётся, какой именно реестр соответствует этому платёжному поручению. Номер действующего договора нужно указать без пробелов и в форме, понятной любому человеку или компьютерой программе.
Рассмотрим правильный пример для реестра №123 по заработной плате, где зелёным цветом выделен текст, на который нужно обратить особое внимание.
Выплата зарплаты за февраль 2019 по реестру 123 по договору 12345678 от 12.12.12 на банковские счета работников
6. Используйте (скобки)
Если вам необходимо, чтобы при возврате частично не зачисленной суммы по реестру (при наличии расхождений ФИО получателей, закрытых счетов и т.п.) в расчётном документе сохранилась часть текста исходного документа, то укажите нужную информацию в круглых скобках в начале текста назначения платежа:
(л/c 12345678910) Выплата зарплаты за февраль 2019 по реестру 123 по договору 12345678
Возврат в этом случае будет выглядеть так:
(л/c 12345678910) Возврат по реестру 123 по договору 12345678
7. Оформляйте валютные операции правильно
Если ваша организация осуществляет выплаты на счета физических лиц-нерезидентов или является нерезидентом, то при составлении платёжных поручений в назначении платежа перед текстом должен быть указан код вида операции в формате
Например, назначение платежа при выплате заработной платы может выглядеть так:
Перед обработкой реестра банк проверяет код вида операции. Если он соответствует виду выплаты (зачисления), указанному в реестре, то зачисление на счета получателей будет проведено успешно. В ином случае потребуются исправления в назначение платежа или указание другого вида выплаты в реестре и повторное отправление их в банк.
Если по договору за вас формирует платёжные поручения к реестрам банк, то в выписке по счёту организации списание средств по реестру будет отражено с указанием в назначении платежа такого кода вида операции, который соответствует выбранному вами виду зачисления в реестре. Не все виды выплат в этом случае допускается выбирать в реестрах.
Если ваша организация не является бюджетной или кредитной, получатели-резиденты и нерезиденты должны быть указаны в разных реестрах.
Примеры зарплатных платежек по новым правилам
С 1 июня изменились правила заполнения платежных поручений на выплаты физлицам.
Нормативка
Новые правила обусловлены принятием нескольких нормативных актов.
Законом 12-ФЗ установлено, что лица, выплачивающие гражданину зарплату или иные доходы, в отношении которых статьей 99 ФЗ-229 (об исполнительном производстве) установлены ограничения или на которые в соответствии со статьей 101 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода.
Для чего это нужно? Дело в том, что эта информация нужна банку, чтобы понять, можно ли списывать с поступившей на карту суммы денежные средства по исполнительному документу или нельзя.
Указание ЦБ № 5286-У регламентирует порядок указания кода в платежке. Код вида доходов указывается в реквизите 20 «Наз. пл.» платежного поручения.
Список кодов и случаи их использования:
При переводе денежных средств, не являющихся доходами, в отношении которых статьями 99, 101 Федерального закона № 229-ФЗ установлены ограничения, код вида дохода не указывается.
Назначение платежа
Федеральный закон 12-ФЗ ввел еще одно новшество для бухгалтеров.
Лиц, выплачивающих должнику зарплату или иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке, с 1 июня 2020 обязали указывать в платежке сумму, взысканную по исполнительному документу.
Как это делать, разъяснил Центробанк в письме № ИН-05-45/10 от 27.02.2020.
При переводе доходов, с которых были удержаны суммы по исполнительным документам, в реквизите «Назначение платежа» нужно указать:
Например, при удержании алиментов в размере 10 000 рублей указывается: //ВЗС//10000-00//.
Для чего это нужно? Дело в том, что исполнительные документы приходят и в банки, где работники имеют счета. И получается, что банк не знает, что с какого-то дохода уже произведено удержание в пределах установленной законом суммы.
Пример 1
Сотруднику перечислена заработная плата, с которой не производилось никаких удержаний.
Пример 2
Сотруднику перечислена заработная плата, с которой удержаны алименты.
Пример 3
Сотруднице перечислено детское пособие
Кстати, у платежки на перечисление пособия по уходу за ребенком есть еще одна особенность. На это указал ЦБ в письме от 14.08.2019 № 45-1-2-07/22917.
Дело в том, что некоторые пособия, в том числе по уходу за ребенком до 1,5 лет, подлежат перечислению на расчетный счет, прикрепленный к карте «Мир». Это касается выплат, назначенных после 1 мая 2019 года.
В этом случае в платежке должен быть указан код 1 в поле «110».
Вопрос-ответ
Приводим ответы на некоторые вопросы, которые возникают при составлении платежных документов по новым правилам.
Если удержаний не производится, надо ли в назначении платежа указывать нулевое удержание «//ВЗС//0-00//»?
А если зарплата перечисляется по реестру, а не отдельными платежками, где указывать удержанную сумму?
При составлении платежки на общую сумму с реестром для перевода денежных средств нескольким гражданам взысканная сумма обозначается в реквизите, предназначенном для указания назначения платежа в реестре.
Как быть, если одному сотруднику перечисляется доход сразу по двум кодам?
В этом случае надо составить две платежки. Платежное поручение составляется по каждому виду дохода.
Если организация перечислила, например, пособие по уходу за ребенком, но не заполнила код, какие действия предпримет банк?
Платежное поручение составляется по каждому виду дохода. То есть банк не откажет в приеме такой платежки.
Что касается удержаний с данной суммы (если на сотрудницу в банке лежит исполнительный лист), то расчет суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание, осуществляется банком в соответствии с указанными в платежке кодами вида дохода. Если кода нет, банк спишет пособие.
Отметим, что в случае такого неправильного заполнения платежки на выплату физлицу организацию-работодателя могут оштрафовать за нарушение закона об исполнительном производстве.
Штраф по п. 3 ст. 17.14 КоАП для юрлиц составляет от 50 000 до 100 000 руб., для ИП и должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.
Верно указываем назначение платежа в платежном поручении
Роль реквизита «Назначение платежа» в платежном поручении
В соответствии с п. 1.7.2 положения Банка России от 27.02.2017 № 579 владелец банковского счета обязан указывать в своих платежных поручениях назначение платежа. Все платежные документы должны раскрывать суть проводимой операции, а сделать это поможет верно заполненное поле 24 (назначение платежа).
ВАЖНО! В платежном поручении есть еще одно поле с назначением платежа, но кодовым. Это поле 20 «Наз. пл.». С 01.06.2020 в нем проставляется код вида дохода при платежах работникам. Подробнее о его заполнении читайте здесь.
При заполнении данной графы следует иметь в виду, что для нее установлено максимальное количество знаков — 210. Такая информация содержится в приложении 11 к положению Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 29.06.2021 № 762-П.
Согласно приложению 1 к положению № 762-П следует уделить внимание указанию назначения платежа в платежном поручении. Так, здесь может быть приведено название работ, товаров, услуг, реквизиты договоров, счетов, расходных накладных или иных первичных документов. Если имеет место оплата (предварительная оплата) реализации ТМЦ или услуг, важно указать необходимую информацию об НДС.
Если оформляется платеж в бюджет, в поле 24 может быть указан вид налога (страхового взноса), период, а также иная важная для фискальных органов информация.
ВНИМАНИЕ! С 2021 года произошли изменения в реквизитах платежных поручений на уплату налогов. Изменились реквизиты Казначеств: № счета, наименование банка, а в поле 15 нужно указывать номер банковского счета, который входит в состав ЕКС. Эти изменения действуют с 01.05.2021 года. Подробности смотрите здесь.
Нюансы заполнения платежных документов на оплату налогов, включая бланки и образцы, есть в статьях:
Способы изменения назначения платежа в платежном поручении: письмо или иной путь?
В случае если требуется внести изменения в графу с назначением платежа в платежном поручении, отправитель денег просто создает новую платежку и представляет ее в банк, но только в том случае, если предыдущий документ не был исполнен. Замена платежного поручения может быть произведена путем отзыва, который осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств (п. 2.13 положения № 762-П). Указанным положением не допускается вносить в платежный документ исправления, также недопустим частичный отзыв суммы по переданному на исполнение платежному поручению.
Внесение изменений в назначение платежа после исполнения банком поручения клиента о перечислении денежных средств уже невозможно. Клиент не сможет представить банку измененную платежку и потребовать ее подтверждения.
После исполнения платежа внесение изменений в его назначение может быть оправдано рядом факторов. Например:
Для того чтобы внести изменения в назначение платежа после исполнения поручения по оплате банком, следует составить письмо, указав в нем реквизиты платежного поручения и текст назначения, считающийся верным. Это письмо, зарегистрированное и подписанное руководителем предприятия, передается контрагенту. Письмо должно быть изготовлено в 2 идентичных экземплярах, чтобы его могли использовать в своем учете обе стороны — плательщик и получатель денег.
Образец письма контрагенту об уточнении или изменении назначения платежа вы можете скачать в КонсультантПлюс, оформив бесплатный пробный доступ к системе:
После согласования уточнения платежа с контрагентом соответствующее уведомление об изменении назначения платежа нужно направить в свой банк. Подписать его должны те же лица, которые подписывали платежное поручение. К уведомлению нужно приложить копии платежки и письменного согласия получателя.
Образец письма об уточенении платежа в банк также можно бесплатно скачать в КонсультантПлюс по пробному доступу:
Аналогичным способом (через письмо) уточняют назначение платежа в платежных документах на уплату налогов и страховых взносов. Письма направляют в ИФНС (п. 7 ст. 45 НК РФ) или в соцстрах, если речь идет об уточнении назначения платежа по взносам на травматизм.
Правовое значение изменения назначения платежа
На сегодняшний день в судебной практике сложилась неоднозначная ситуация относительно признания правомерности внесения изменений в назначение платежа:
1. Считается, что отправитель и получатель денежных средств должны достичь обоюдного согласия по изменению назначения платежа, обменявшись письмами. Такую позицию поддерживает ряд судов.
Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 02.12.2011 № А70-2105/2011 говорится о том, что банки не могут вмешиваться в договорные отношения сторон сделки, проведенной при помощи платежного поручения, исполненного банком. В связи с чем и дальнейшие разногласия, возникшие между сторонами не по вине финансового учреждения, должны решаться без участия банка. Суд указывает на необходимость получения согласия стороны на внесение изменений в назначение платежного документа.
Аналогичная позиция отражена в постановлениях следующих федеральных арбитражных судов:
2. Отправитель денежных средств имеет полное право на изменение назначения платежа.
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.12.2010 по делу № А75-12877/2009 судом указано, что, поскольку исправления в платежном поручении недопустимы, внесение изменений в него должно быть произведено иным способом, например в виде оформленного в виде письма заявления отправителя денег. В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ владелец имущества может совершать со своей собственностью любые действия, если они не противоречат закону и не нарушают права других лиц.
Подобная позиция отражена в постановлениях следующих федеральных арбитражных судов:
3. Изменение назначения платежа в исполненном платежном поручении недопустимо.
Такая позиция суда изложена в постановлении ФАС Московского округа от 09.06.2011 по делу № А40-15801/09-105-184.
О том, к каким последствиям могут привести ошибки в оформлении платежных документов по налоговым платежам, читайте в статье «Ошибки в платежном поручении на уплату налогов».
Итоги
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что прямого запрета на внесение изменений в назначение платежа в российском законодательстве нет. Корректировать информацию в этой графе можно даже после исполнения платежа, если она не соответствует содержанию сделки и была указана по ошибке или невнимательности.
Если внесение изменений в назначение платежа не ущемляет интересы получателя денег, а, наоборот, помогает установить справедливость и уточнить неясные моменты, то получение согласия от получателя денежных средств может не требоваться. Но все же лучше заручиться письменной поддержкой контрагента.