Что означает период обучения
УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД
Смотреть что такое «УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД» в других словарях:
Учебный военный центр — это военный факультет, где ведется профильная подготовка офицеров. При поступлении на него молодые люди заключают контракт с Минобороны, а по окончании должны будут отслужить три года офицерами ВС или, по согласованию с Министерством Обороны, в… … Википедия
Учебный аэродром СГАУ — Учебный аэродром Самарского государственного аэрокосмического университета малый аэродром в Самарской области, в непосредственной близости от аэропорта Смышляевка. На аэродроме базируются воздушные суда различных типов, используемые в… … Википедия
Период — (periodoV путь вокруг чего либо) термин риторики истилистики, значение которого определялось различными формулами,имевшими между собой мало общего. Современная стилистика исключает изобласти своего исследования искусственные различения,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Учебный год — период времени от начала занятий в учебных заведениях до основных каникул. Впервые У. г. стал устанавливаться в школах Западной Европы и Украины в конце 16 – начале 17 вв. по мере введения классно урочной системы обучения (См. Классно… … Большая советская энциклопедия
УЧЕБНЫЙ ГОД — период деятельности образовательного учреждения от начала занятий осенью (обычно с 1 сентября) до летних каникул. Начало и конец учебного года, а также его деление на четверти или семестры определяются образовательным учреждением самостоятельно … Профессиональное образование. Словарь
учебный — прил., употр. сравн. часто 1. Учебным годом называется ежегодный период, в течение которого школьник или студент обучаются в системе общеобразовательной школы или вуза. Текущий учебный год. | Завершился первый учебный год. 2. Учебным предметом… … Толковый словарь Дмитриева
Учебный год — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Учебный год … Википедия
Период термин риторики — (περίοδος путь вокруг чего либо) термин риторики и стилистики, значение которого определялось различными формулами, имевшими между собой мало общего. Современная стилистика исключает из области своего исследования искусственные различения,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Период, термин риторики — (περίοδος путь вокруг чего либо) термин риторики и стилистики, значение которого определялось различными формулами, имевшими между собой мало общего. Современная стилистика исключает из области своего исследования искусственные различения,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
учебный — ая, ое. 1. к Учёба и Учение. У ые дни. У ые цели. У. предмет. У. год (период с сентября по июнь). 2. Предназначенный, служащий для обучения, учёбы. У ое пособие. У ое кино (один из видов научного кино, используемый в процессе преподавания). У ые… … Энциклопедический словарь
Семестр – это новое понятие для выпускников школ. Раньше они учились по четвертям, а теперь будут по семестрам. Сколько длится этот семестр? Гораздо дольше, чем 1 четверть. Поэтому и каникул гораздо меньше.
В этой статье мы подробно расскажем о семестре в вузе. Его не стоит бояться, но нужно заранее подготовиться. Подскажем, что делать, чтобы было легче учиться в университете.
Что такое семестр в вузе?
Сколько месяцев длится семестр?
Сколько семестров в году у студентов?
Чем отличается семестр у студентов заочки?
Изменяется ли длительность семестра в вузе – причины и условия
Чем отличается первый семестр от второго?
В какой семестр легче учиться?
Нужно ли посещать все пары в семестре?
Семестр в вузе – как облегчить учебу?
Что такое семестр в вузе?
Семестр в вузе – это период обучения в университете. Он начинается вместе с учебным годом. В него не входят каникулы и экзаменационная сессия. Семестр – это самая длительная часть учебного года. В этот период студенты должны приходить на лекции и семинары в вузе, а также выполнять домашнюю работу. Преподаватели назначают ее во второй половине семестра.
Семестр делится на еще 2 половины: лекционную и семинарскую. Первые месяцы проходят пары, на которых преподаватели рассказывают теорию предмета. Учебный курс предполагает, что сначала студенты слушают информацию и записывают ее в конспектах, а затем практикуются на семинарах. Это помогает лучше усвоить предмет и запомнить как можно больше.
Семестр – это время обучения студентов в университете.
Сколько месяцев длится семестр?
Один семестр занимает 4-5 месяцев – с начала сентября до конца декабря-января. Начинается учебный год с лекций, а заканчивается всегда зачетной неделей и экзаменационной сессией. Причем сессия занимает целый месяц. В это время сдаются все экзамены. Студенты должны сдать все экзамены, чтобы быть допущенным до следующего учебного года.
Если студент не сдал 80% экзаменов, то он будет отчислен. С меньшим процентом несданных экзаменов он сможет пройти на следующий семестр. Но если не сможет сдать и в следующем году, то придется отчисляться. Читайте, за что студента могут отчислить из университета.
Семестр – это постоянные занятия, на которые студентов заставляют усиленно учиться. У некоторых не хватает сил, чтобы закончить свое обучение в вузе. И они уходят на заочную форму обучения. Обучение на очном и на заочном отделении различаются. Как именно? Расскажем дальше.
Семестр для студентов, кажется, длится гораздо дольше, чем на самом деле. Все учебные дни слишком медленно тянутся. А вот каникулы наоборот проходят слишком быстро. Для сравнения вы можете узнать, сколько длятся зимние и летние каникулы.
Сколько семестров в году у студентов?
Семестров в учебном году всего два. Первый длится до зимы, а второй до лета. Разделяют их зимняя сессия и каникулы. Каникулы длятся всего ничего – 2 недели. Однако помогают праздничные выходные.
Разные вузы могут составлять свой график для обучения. Например, в некоторых университетах решают провести зачетную неделю и экзаменационную сессию в первый семестр, т.е. до Нового года.
Но в большинстве вузов принято заканчивать уходящий год на зачетной неделе. Экзаменационная сессия назначается на январь.
Конечно, всегда лучше, если экзамены проходят после отдыха в зимние праздники. У преподавателей хорошее настроение. Они знают о том, что их ждут еще выходные 2 недели в феврале. Поэтому готовы ставить отличные оценки всем учащимся. За это и любят зиму.
А вот второй семестр не нравится никому. В весеннюю пору проводится достаточно много праздников, поэтому пары постоянно переносятся. Кроме государственных праздничных выходных, у вузов также проводятся студенческие конференции, на которых выступают и присутствуют многие студенты. Поэтому во второй семестр учиться достаточно просто и трудно одновременно.
Кажется, что учишься меньше, но самому приходится нагонять больше. Поэтому у каждого из студентов существуют свои предпочтения в семестрах.
Семестр в вузе – это не только пары, но и самостоятельная подготовка к сдаче экзаменов.
Чем отличается семестр у студентов заочки?
Семестр у студентов очной формы обучения отличается от заочников. Все дело в разнице посещений.
Заочники должны посещать университет только 2 месяца за весь семестр. Первый месяц длится установочная сессия. В это время студенты приходят на пары и знакомятся со своими преподавателями и учебными предметами.
Во второй месяц посещения студенты заочники должны ходить на экзаменационную сессию. В прошлой статье мы уже рассказали, как проходит сессия на заочке.
Установочная сессия обычно назначается на октябрь или ноябрь. Смотря на какое время придется завершение приемной кампании. Поэтому студенты должны обязательно отслеживать на сайте университета график и расписание обучения.
Весь семестр для заочников проходит дома, поэтому они должны проходить онлайн курсы, тестирования и отправлять научному руководителю письменные работы.
Студенты очной формы обучения посещают университет с первого дня учебного года до последнего. Систематические пропуски студента могут стать причиной для отчисления. Поэтому рекомендуем вам приходить на все пары.
Семестр для заочной и очной формы обучения сильно различается. Однако и в том и в другом случае студенты должны большую часть своего времени отводить для учебы.
Изменяется ли длительность семестра в вузе – причины и условия
Длительность семестра в вузе может изменяться. Студенты не раз сталкивались с катаклизмами, которые могут растянуть процесс обучения.
Только в 2020 году мир столкнулся с пандемией коронавируса. Студенты и школьники были вынуждены в срочном порядке перейти на дистанционное обучение. Министерство образование подготовило предупреждающие условия, которые не смогли помешать смещению графика учебного года.
Приемная кампания прошла летом, студенты получили приглашение на зачисление уже в конце августа, а в сентября начались первые занятия. Однако нужно отметить, что не во всем мире экстренные меры были приняты также эффективно. В странах СНГ, где не во всех регионах развиты инновационные технологии, возникли проблемы. Студенты и школьники должны были сидеть дома без какого-либо доступа к занятиям. У некоторых в домах даже нет компьютеров, чтобы учиться на удаленном доступе. Да и не во всех городах проведен высокоскоростной интернет. Что затрудняет качественное соединение.
Поэтому, к примеру, в Казахстане все лето Министерство образование пыталось устранить все ошибки и дефекты.
Выйти в учебные заведения учащиеся все равно не могут, ведь ожидается вторая волна эпидемии. Осенью-зимой организм человека больше подвержен заболеваниям и поддается вирусу. Чтобы не допустить распространения инфекции было принято: в университет должны пойти только первокурсники и выпускники. Остальные студенты продолжают заниматься дистанционно. Уже во всех больших городах России учебные заведения были огорожены заборами, а места для входа в вуз оснащены измерителями температур и средствами индивидуальной защиты.
Также известно, что в России суровый климат. В некоторых регионах он может буквально заморозить жизнь в городах. Поэтому студенты также могут зимой не ходить в университет из-за заморозков. Сильные паводки, размытие дорог, штормы, сильные порывы ветра – все это может стать помехой для учебы.
Как мы уже говорили, во второй семестр часто назначают студенческие конференции, праздники для студентов и т.д. В эти дни также отменяются занятия и учащиеся должны посмотреть концертную программу в актовом зале, либо присутствовать на научной конференции.
Поэтому на длительность семестра могут повлиять пандемия, погодные условия и внутренние изменения распорядка.
Однако преподаватели должны сами организовать расписание. Они могут уплотнить график и поставить дополнительные пары на недели, либо же могут выделить дополнительные дни в семестре, чтобы догнать программу.
В любом случае студенты сначала радуются свободным от пар времени, а затем горько жалеют о них. Семестр – это время, которое не очерчено строгими границами, оно может изменяться и смещаться по требованию преподавателей.
Чем отличается первый семестр от второго?
Первый семестр и второй сильно отличаются друг от друга ощущениями студентов. Объясним, что это значит.
В первый семестр студенты, отдохнувшие после летних каникул, зарядившиеся солнечной энергией и заработавшие деньги, приходят учиться со свежими силами. Поэтому студенты довольны учебой, радуются новым предметам и легко начинают учиться.
К концу первого семестра силы заканчиваются. А экзамены забирают все, что осталось в глубине души. Новогодние каникулы не так сильно заряжают студентов. Ведь каникулы длятся всего 2 недели, а уже надо готовиться к сдаче курсовой или ВКР. Поэтому все свободное время учащиеся сидят дома и готовят свои научные работы.
Второй семестр начинается уже тяжелее. Ходить в университет становится сложнее из-за погоды. С февраля по май настроение уже не такое светлое, хочется быстрее закончить учебу и начать отдыхать. В мае достаточно много занятий пропускаются из-за праздников и университетских мероприятий. Преподаватели уже привыкли к тому, что студенты ближе к лету перестают посещать пары и начинают заниматься отвлеченными вещами.
В июне уже начинается этап сессии, а также сдача курсовых и дипломных работ. Это время, когда напряжение в университетах нарастает до предела. Поэтому самое неуютное время в вузе. Преподаватели и студенты ждут летних выходных, поэтому хотят быстрее завершить все дела. Поэтому некоторые преподаватели не оставляют возможности для летней пересдачи. Ведь у них уже куплены билеты в отпуск.
А у студентов после сессии начинается этап практики. Но учащиеся стараются его отодвинуть в дальний угол. «Хоть немного отдохнуть» – это единственная мысль у студентов на конец второго семестра.
Теперь вы знаете, чем отличается первый семестр от второго. Рекомендуем в начале зимы запасаться позитивными эмоциями и начать прием витаминов. Всегда берегите свое здоровье.
В какой семестр легче учиться?
Как мы теперь выяснили, учиться легче в первый семестр. Тогда студенты только накапливают знания. А тяжелая учеба назначается на конец второго семестра.
Помните, что в конце учебного года нужно сдавать большие научные работы. Поэтому своевременно начните писать курсовую или дипломную работу. Чем раньше вы начнете, тем легче вам будет учиться. Пишите хотя бы понемногу и спрашивайте помощь у своего научного руководителя.
Старайтесь не скачивать и не заказывать готовые работы. В будущем вас ждет проверка на уникальность текста, где выяснится, сами вы писали курсовую или нет.
Второй семестр – это самый тяжелый период для студентов. Однако его можно облегчить, если начать подготовку к концу учебного года заранее.
Нужно ли посещать все пары в семестре?
Да, посещать все пары в семестре нужно обязательно.
Во-первых, вы подписывали договор с университетом, где обязались посещать занятия.
Во-вторых, это может повлиять на вашу оценку. Вы пропустите пару и, следовательно, не получите знания предмета, которые нужно будет показать на экзамене. Также преподаватель имеет право отнять у студента баллы за прогулы. 6 баллов за одно занятии разрешено убавлять, а если пропускать больше? Нужно умножать количество пропусков на 6.
В-третьих, за систематические прогулы занятий студента могут отчислить. Если на руках у учащегося нет письменного доказательства, что он был вынужден пропускать, то его отчисляют.
Восстановиться можно будет только на следующий год.
Поэтому лучше посещать пары каждый день. Тогда вы сможете заработать хорошую репутацию, а также дополнительные баллы за отличную учебу.
В семестре не так много учебных дней. Студенту нужно привыкать к тому, что на работе он должен будет находиться целый год без каникул. Только 1 раз в месяц можно будет брать отпуск. Это и называется взрослая жизнь.
Для тех, кто не может посещать пары из-за работы, мы рассказали, как совмещать учебу и работу.
Семестр в вузе – как облегчить учебу?
Облегчить свою учебу на целый семестр получится, если поменять свое отношение к университету. Вуз дает человеку знания и возможность развиваться. Во взрослой жизни работающие люди должны платить большие деньги за курс только по одному предмету.
Студентам доступно познание разных предметов и достаточно свободного времени для их изучения. Никто из учащихся не ценит это время. Но если вы читаете эти строчки, задумайтесь. Ведь это последний этап учебы. Старайтесь получить как можно больше ценной информации. Она вам 100% пригодится.
Мы поможем вам быстрее сдавать дипломные и курсовые работы. На нашем сервисе можно заказать повышение оригинальности текста через кодировку. Это способ, который увеличивает процент уникальности без изменений в работе.
Обработка документа происходит всего за 1 минуту. Программа Антиплагиат Киллер перекодирует внутреннюю часть файла и скрывает заимствования. Проверьте, как работает профессиональное повышение бесплатно.
Вы можете проверить готовый результат через преподавательский сервис Антиплагиат ВУЗ. У нас есть доступ от закрытой системы. Поэтому мы помогаем всем студентам узнать точный результат проверки на плагиат через преподавательскую систему. 95% вузов используют именно этот закрытый сервис.
Таким образом, вы сможете легко пройти проверку антиплагиат курсовой или дипломной работы.
Подведем итоги. Вы узнали, что семестр в вузе – это 2 полугодия в учебном году, которые разделяются сессией и каникулами. Второй семестр для студентов всегда тяжелее, но чтобы освободиться от этой тяжести, нужно стараться выполнять все работы вовремя. Старайтесь не пропускать занятия, ведь это может обернуться для вас отчислением. Надеемся, что наши советы вам помогут. Желаем удачи.
Период обучения
Хотя учебные периоды обычно предназначены для учебных занятий, таких как комплексные упражнения, решение проблем или выполнение домашних заданий, учащиеся часто считают эти периоды школьного дня свободными и могут использовать время для общения, а не учебы. По этой причине периоды обучения часто могут контролироваться учителем, присутствующим в учебной комнате. В некоторых случаях учитель может даже обучать студентов, и период обучения может стать обучающим, хотя обычно это не так. Учебные периоды часто возникают из-за конфликтов расписания в школьном расписании, когда есть несоответствие между доступными учениками, учителями, предметами и классами.
Учебные периоды обычно контролируются учителями или помощниками учителей, которые часто побуждают студентов использовать это время для выполнения домашних заданий, наверстать упущенные задания или подготовиться к тестам или викторинам. Иногда учащиеся также используют периоды для разговора, телефонных звонков, текстовых сообщений, игр в видеоигры или иного общения или обсуждения неакадемических тем, хотя иногда это не рекомендуется или запрещено. Периоды, в которые такие вещи разрешены, иногда отличаются от периодов обучения названием «свободный период». Некоторые учащиеся даже обедают во время учебы из-за длинных очередей и коротких обеденных перерывов в школах.
Учебные периоды часто используются учащимися, чтобы навещать учителей, у которых есть «подготовительный период», для обсуждения работы или заданий. Учебный период может быть периодом, когда используются школьные ресурсы или иным образом запрашивается помощь учителя по любому предмету, который ученик не понимает.
Что означает период обучения
На фронтальных занятиях присутствуют все без исключения дети. Занятия проводятся на протяжении всего времени обучения по определенной системе и единому для всех детей плану с обычной индивидуализацией.
Материал фронтальных занятий всегда подбирается так, чтобы он состоял из звуков, правильно произносимых всеми детьми. К участию во фронтальных занятиях дети подготавливаются на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Система обучения детей правильному произношению и элементам грамоты предусматривает три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи.
Первый период обучения
Первый период обучения длится два месяца. Основное внимание в это время уделяется, во-первых, осознанному овладению детьми наиболее легкими с точки зрения произношения звуками и постановке отсутствующих звуков и, во-вторых, подготовке к звуко-слоговому анализу слов. Одновременно дети знакомятся с некоторыми буквами, овладевают некоторыми навыками чтения и письма.
В качестве опоры при развитии фонематического слуха в этот период обучения служат зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия зрительное восприятие артикуляции к концу первого периода обучения теряет свое значение.
Остановимся более подробно на задачах, которые встают в первом периоде обучения.
1. Развитие звукопроизношения – это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи.
В процессе отработки звуков дети вначале учатся отличать их от звуков, наиболее грубо противопоставленных (например, а – и – у); постепенно осуществляется переход к более тонким дифференцировкам (о – у; к – х; л – йот и др.). Каждый правильно произносимый звук сравнивается как вне речи, так и в составе слогов и слов не только с другими правильно произносимыми звуками (например, при дифференциации к – х), но и с теми, которые ставятся и отрабатываются позднее; так, звук с в процессе его закрепления сравнивается со звуками з, ш, щ.
Особенности моделирования в период обучения грамоте
Методички Педсовета
Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Моделирование способствует формированию познавательных учебных действий, а также лучшему усвоению и пониманию полученной информации.
В период обучения грамоте, который является важнейшим этапом в развитии личности ребенка, закладываются основы знаний о родном языке, формируются главные речевые умения и навыки (чтение и письмо), складывается определенное отношение к русскому языку, родной речи и литературе.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, состоит из двух взаимосвязанных процессов: обучения первоначальному чтению и обучению письму — и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).
В обучении грамоте выделяются три периода:
Добукварный период обучения грамоте
Задачи добуквенного периода — развитие фонематического слуха, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, слоги, ударение.
В этот период начинается знакомство с моделированием, когда детям даются первые представления о речи (устной и письменной). Учащиеся знакомятся с членением речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. В этот период учащиеся учатся моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует), использовать при этом определенные метки, рисунки и знаки.
С первых страниц Азбуки дети знакомятся с особенностями устной речи, учатся выделять из предложений отдельные слова, правильно согласовывать слова в предложении, создавать свои высказывания на основе иллюстраций, использовать рисунки и знаки- символы способ обозначения предметов и записи сообщения, моделировать предложения, обозначать отдельные слова в предложении.
Под руководством учителя дети рассматривают иллюстрации, выясняют основу сюжета, находят каждый персонаж и называют его, а затем составляют предложения, соотносят их с предложенными схемами.
Наглядно-образные модели общения, представленные в «Азбуке», дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях. Например, задание такого вида: «Подумайте, кто мог сказать слово „привет“ и кому?» позволяет формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.
Моделирование предложений — это работа над построением предложений, развитием связной речи, а также один из способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках обучения грамоте.
В период обучения грамоте для анализа используются предложения, состоящие из 2-4 слов. Дети учатся анализировать состав речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.
Схемы используются с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведения материала по изученной теме до полного понимания. Учащиеся начинают моделировать предложение, ещё не умея писать. Хорошо каждому ученику иметь индивидуальный набор из полосок цветной бумаги для составления моделей предложения.
Так постепенно происходит психологическое слияние слова, произнесённого и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Интервалы между чёрточками указывают на небольшие остановки — паузы.
В дальнейшем можно использовать задания для развития анализа структуры предложения:
В процессе обучения грамоте учащиеся знакомятся с наглядно — образной моделью слова, со значением слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучанием слов (последовательностью речевых звуков). Дети подбирают слова, называющие предмет на рисунке, называют один и тот же предмет разными словами — котик, кот (например, Букварь Л. Е. Журовой и А.О. Евдокимовой).
В процессе обучения дети учатся в ответ на слово учителя подбирать слова с противоположным или со сходным значением, дополнять предложение словами.
Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т. е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.
Очень важно научить ребёнка чтению по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения способствует подготовительная работа, которая начинается ещё до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую.
Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. Чтобы ученик правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Для усвоения понятия «слог» можно использовать такие модели.
В период обучения грамоте в 1 классе учащиеся постепенно знакомятся с буквами. Узнают о том, что слог — это часть слова, в котором обязательно есть гласная буква.
Чтобы дети научились делить слово на слоги и определять количество слогов в слове, им надо выполнить следующий порядок действий:
Существует несколько приёмов, помогающих делить слова на слоги:
В разных букварях встречаются разные варианты деления слов на слоги. Так в Азбуке комплекта «Школа России» авторов В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, Л.А Виноградской и М. В. Бойкиной предлагается следующий вариант деления слова на слоги: сплошной вертикальной чертой отделяются друг от друга слоги-слияния СГ, согласные вне слогов СГ отделены пунктирной линией.
В Букваре Л. Е. Журовой и А. О. Евдокимовой используется другая модель деления слов на слоги — слоги обозначаются дугой под схемой слова.
В Азбуке, входящей в учебно-методический комплект «Перспектива» (авторы Л. Ф. Климанова И С. Г. Макеева) используется следующий вид моделей звукового состава слова и деления на слоги:
На данном этапе учителю необходимо познакомить детей с ударением и научить выделять ударный звук в любом слове. Именно с ударения начинается узнавание слова. Ударение — один из главных признаков слова как лексической единицы. Оно объединяет звуки в единое фонетическое слово, целостность которого зависит и от объединяющей силы ударного слова, и от свойств безударных частей. Общая ритмическая структура слова, которая определяется числом слогов и местом ударения в слове, а также звучание ударного слога играют в процессах восприятия речи важную роль: они являются одними из первых признаков, с которой начинается идентификация слова.
Ударение в русском языке выделяется с помощью трех фонетических средств: длительности ударного слова (в основном гласного звука, входящего в ударный слог), силы голоса (ударный слог произносится громче безударного) и качества ударного гласного (в ударном слоге гласный произносится со своим основным тембром, т. к. он произносится изолированно).
Умение выделять ударение в слове важно также для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных).
После того, как дети научились интонационно выделять в слове тот или иной звук, необходимо научиться определять количество звуков в слове и их последовательность.
Например, игра «Угадай-ка»:
Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.
Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.
Таким образом, в добуквенный период знакомству с языком как знаковой системой предшествует знакомство с простейшими знаковыми системами (дорожными знаками, знаками-символами и др.), что помогает детям лучше осознать заместительную функцию слова (слово называет предмет, а не является таковым). В этот период активно используется способ записи слов с помощью пиктограмм и схем, что значительно облегчает детям деление речи на смысловые части слова и предложения. Формируется способ моделирования — построение модели предложения и слова, модели слоговой структуры и звуковые модели слов.
Букварный период обучения грамоте
Во время основного (букварного)этапа обучения грамоте учащиеся работают с материалом из второго раздела «Азбуки». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Учащиеся осваивают первоначальное чтение и письмо, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.
При обучении первоначальному чтению применяются разнообразные аналитико-синтетические упражнения, представленные в игровой наглядно-образной форме.
В обучение включен рисунок (пиктографическое письмо), занимательные ребусы — своеобразный способ графической фиксации слова.
Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению.
Чтобы научить детей делать звукобуквенный анализ слов, необходимо сформировать у учащихся чёткое представление о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках.
Гласные звуки получили своё название от слова «глас». Так раньше произносили слово «голос». Когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно проходит через рот. Этим звукам ничто «не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык, и мы слышим только голос. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.
В русском языке 6 гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. В Букваре Л. Е. Журовой и Азбуке В. Г. Горецкого гласные звуки обозначаем красным квадратиком.
После согласных букв буквы е, ё, ю, я обозначают звуки [э], [о], [у], [а].
Одновременно дети знакомятся с гласными буквами, их 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
На начальном этапе предлагается выделить гласный звук из слога, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол. Задания можно выполнять, используя разрезную азбуку или веер.
В Азбуке Л. Ф. Климановой и С. Г. Макеевой для обозначения гласного звука используется следующий символ: пустая красная бусинка показывает, что при произнесении гласного звука воздух свободно идет через рот, не встречая препятствий.
Знакомясь с согласными буквами, дети узнают, какими буквами они обозначены. При произношении согласных звуков струя воздуха встречает преграды на своем пути: язык, губы, зубы, принимают положение, необходимое для определённого звука. В работе со звуковыми моделями слов поможет таблица «Согласные звуки»
По звонкости — глухости: все согласные делятся на две группы:
Звонкие — [б] [в] [г] [д] [з] [й] [л] [м] [н] [р]
глухие — [п] [ф] [к] [т] [с] [х] [ц] [ч] [щ]
В чём разница между глухим и звонким звуком?
При произношении звонкого звука голос участвует в его образовании, и слышим шум. При произношении глухого звука голос не участвует в его образовании, слышим шум. Можно использовать прием «приложить руку к горлу»: при произношении звонких звуков осуществляется вибрация («горло дрожит»), а при глухих звуках — этого не происходит.
Большинство согласных могут обозначать два звука: твёрдый и мягкий.
По твёрдости — мягкости:
Мягкие — [б ̕] [в ̕] [г ̕] [д ̕] [з ̕] [к ̕] [л ̕] [м ̕] [н ̕] [п ̕] [р ̕] [с ̕] [т ̕] [ф ̕] [х ̕]
Твёрдые — [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
Звуки [й ̕] [ч ̕] [щ ̕] — всегда мягкие
Звуки [ж] [ц] [ш] — всегда твёрдые
Для моделирования звуков надо научить детей выделять из слогов и слов твёрдые и мягкие согласные. Обучение в игровой форме вызывает у детей значительный интерес.
В традиционной программе (методика В.И. Горецкого) используются модели — слияния звуков. Они могут выглядеть так: С+Г- открытые слоги, Г+С — закрытые слоги
Рассмотрим звуковой разбор слова лиса:
Звуковой анализ проводится с помощью звуковых схем на всем диапазоне звуков русского языка. Формирование звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке (бусинке) говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Такие модели слов при звуковом разборе используется в Азбуке УМК «Перспектива» Л. Ф. Климановой и С. Г. Макеевой.
Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению.
Для успешного обучения необходимо многократное и разнообразное использование моделирования на разных этапах работы над понятиями, а также усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности её применения. Практически на каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют умения моделировать для решения познавательных и практических задач.
В процессе обучения дети учатся самостоятельно строить модели предложений, анализировать звуковой состав слова, отражая в модели характеристики звуков: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твердый — мягкий, звонкий — глухой. Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая при этом и мягкую адаптацию к школьному обучению.
Послебукварный период обучения грамоте
Основная задача этого периода — закрепить навыки осознанного чтения, обеспечит переход от послогового чтения к чтению словами. Кроме этого, формируется умение понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах.
Быстрейшему синтезу зрительного образа слова с его значением способствуют упражнения на развитие точного (дифференцированного) восприятия слова, расширение «поля» чтения, выполнение разнообразных логических, ассоциативных и лексико-грамматических упражнений
Тексты, представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образность языка художественных произведений, реализуют эстетическую функцию языка.
Применение схем, моделей позволяет учащимся лучше представить учебный материал. Моделирование выступает как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала. Целенаправленная работа по обучению детей моделированию строится на протяжении всего периода обучения грамоте и является хорошим фундаментом дальнейшего обучения и необходимым элементом учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ним проблем, к самостоятельному добыванию знаний